Как создать красивый фотопортрет. Портрет фотомозаика из сотен фотографий
Хороший портрет рассказывает историю, создает некую тайну или обнажает воспоминания. Хорошие портреты подчеркивают и открывают истинную личность кого-то. Так как же научиться фотографу улавливать тот момент, когда может возникнуть хороший портрет? Ниже приведены некоторые советы и рекомендации.
- Фон-фактор
Artur Stefanowski
Играет жизненно важную роль в портрете. Как мы знаем, портрет — это прежде всего чье-то лицо. Поэтому очень важно, чтобы ничего в снимке не «спорило» с главным объектом. Но с другой стороны, простой и не загроможденный информацией фон работает на портрет наилучшим образом. Необходимо учитывать местность, время и личность портретируемого.
Например, если вы снимаете адвоката, можно провести фотосессию в его кабинете, где полки с книгами, стопки с деловыми бумагами будут подчеркивать антураж и «привяжут» человека к месту, подчеркнут его принадлежность к определенной категории. Тем не менее, фон не должен доминировать и бросаться в глаза в первую очередь. Сделайте его размытым и неярким. Достичь подобного эффекта можно с помощью зум-объектива и съемки с близкого расстояния. Ручная настройка диафрагмы (выбор большого ее числа) поможет размыть фон и сосредоточить внимание на самом объекте.
- Свет-фактор
Если вам представился случай снять портрет при естественном свете, используйте этот прекрасный шанс. У вас есть отличная возможность сделать фотографию с естественным цветом и тоном кожи. Однако съемка на открытом воздухе может быть сложной, поскольку вы не всегда в состоянии управлять светом.
Убедитесь, что солнечные лучи не направлены прямо в объектив. По возможности следует избегать и съемки в середине дня. Для достижения наилучших результатов следует разместиться под таким углом, чтобы солнце попадало в камеру со стороны. Не нужно бояться использовать или , с их помощью можно будет подсветить глубокие тени на портретируемом.
Если вы снимаете в помещении, убедитесь, что используете мягкий и равномерно распределенный свет. Можно применить и дополнительные , чтобы, например, подсветить волосы и т.п.
- ГРИП-фактор
Tanner Wendell Stewart
Попробуйте различные отверстия диафрагмы. Широко открытая диафрагма (с меньшим числом) позволит размыть фон и поможет выделить главный объект съемки. Диафрагма с большим числом сделает всю сцену более резкой и четкой. Для портретов обычно используют f/2,0-5,0. Попробуйте и вы подобное диафрагмальное число.
- Фокус-фактор
Глаза - это зеркало души. Именно поэтому при съемке портретов нужно основное внимание уделить глазам модели. Глаза могут рассказать много историй, поэтому при съемке портрета ваше внимание, как фотографа, должно быть приковано к глазам модели. Помните, что не всегда улыбающееся лицо - это хороший портрет. Постарайтесь запечатлеть у модели разное выражение лица, сохраняя акцент на глазах.
- Фактор позирования
Magda indigoAwesom
Поза и выражение лица играет ключевую роль в постановочном портрете. Снимок, когда модель глядит прямо в камеру, может быть скучным. Попробуйте получить портреты с некоторой изюминкой. Это может быть привлекательная улыбка, сексуальные выражение лица, яркий взгляд, наклон голову вниз или вверх. Посоветуйте повернуть модели голову назад, когда она идет вперед, или посмотреть вверх, когда сидит. Экспериментируйте с позами, и вы получите несколько великолепных портретов.
- Фактор обстановки
Для того, чтобы портрет выглядел естественным и для того, чтобы выявить истинную личность вашего объекта, постарайтесь создать легкую и непринужденную обстановку. Он или она должны чувствовать себя как дома и относиться к вам как к другу, чтобы чувствовать себя свободным и спонтанным. Проведите некоторое время со своей моделью перед началом съемок, чтобы узнать его/ее получше. И не забывайте улыбаться, шутить или говорить о чем-то приятном, что интересует модель.
- Фактор количества
В век цифровой эпохи фотография малобюджетна по затратам. Так почему бы вам не попробовать сделать множество снимков, работая с моделью, меняя ракурсы и антураж. «Пристрелка» не только даст вам шанс в короткий срок сделать большое количество разноплановых портретов, но и позволит модели привыкнуть к вашей съемке, расслабиться и раскрепоститься.
- Макияж-фактор
Макияж является важным элементом для большинства портретных снимков. С помощью макияжа можно не только прикрыть недостатки кожи или лица, но и сделать лицо как будто светящимся и более привлекательным. С помощью профессионального мейк-апа есть возможность даже изменить взгляд человека или придать человеку другой тип личности.
- Фактор помощи
Javi InchustaAwesome
Даже если вы только начинаете осваиваться как фотограф и у вас еще нет ассистента, наличие дополнительной пары рук никогда не помешает. Человек может помогать вам держать лайт-диск или выносную вспышку, помогать модели с одеждой или дуть на ее волосы феном или . Если у нас нет помощника, можете попросить модель привести с собой друга или члена семьи. Если это будет кто-то близкий для модели, вполне возможно, что она будет чувствовать себя более комфортно и ваша портретная фотосессия пройдет на высоте.
- Фактор эксперимента
Экспериментируйте! С разными лицами, с непохожими образами и многоплановыми характерами. Смотрите портреты классиков и современные фотографии, набирайтесь идей и воплощайте их в своих фотосессиях!
Сколько нужно фотографий для портрета из фото?
В портрет из фотографий используется от 1500 до 5000. Желательно предоставить от 200 до 500 разных фото. Если у Вас нет нужного количества фотографий, мы подберем из нашей коллекции на заданную тему.
Какой срок изготовления портрета из фотографий?
2-3 дня, включая выходные. Срочное изготовление – 1 день.
Как выбрать раму?
Когда портрет готов и согласован, мы высылаем фото рам, которые есть в наличии на выбор. Вы всегда можете использовать собственную раму.
На чем лучше делать портрет из фотографий - на фотобумаге или холсте?
Если фотографии мелкие лучше использовать фотобумагу – на ней выше четкость изображения. Если размер от 50 на 60 см, то можно использовать холст. Кроме того, холст можно натянуть на подрамник.
Как передать Вам 300 фотографий, если они не в электронном виде?
Мы пришлем курьера за фотографиями и самостоятельно отсканируем их. Стоимость сканирования и тоновой коррекции – 40р. за фото.
Можно ли совместить 2 фотографии на портрете?
Да. Мы можем сделать парный портрет, совместив персонажи с 2-х разных фотографий.
Можно ли сделать портрет из фотографий без дубликатов или заменить расположенные близко одинаковые фотографии?
Да, можно. Если Вы предоставите достаточное количество фотографий (от 3000 шт.), то дубликатов не будет. На этапе согласования заменить дубли и отдельные фотографии тоже можно.
Какой будет фон у портрета?
По Вашему желанию. Обычно фон нейтральных пастельных тонов, не отвлекающий на себя внимание.
Будут ли видны мелкие фотографии-плитки на холсте?
Да, если размер плитки портрета из фотографий более 1,5 см. Поэтому мы рекомендуем делать на холсте большие размеры.
Почему не делаете портрет из фотографий 20 на 30 см. и меньше?
На портрете такого размера будут неразличимы элементы мозаики.
Какие фотографии лучше использовать в качестве плиток мозаики?
Яркие. Ярких, насыщенных цветов должно быть как можно больше.
Я проживаю не в Москве. Как получить заказ? Как происходит оплата?
Оплату можно произвести через терминалы оплат, картой Visa/Mastercard. Готовый портрет мы высылаем Почтой России или экспресс-почтой (3 дня по территории России). Стоимость и сроки доставки в другие города можно узнать .
Какой размер плиток получится на размере 30 на 40см? А 60 на 80?
Размер плиток зависит от общего количества плиток в портрете из фотографий и его размера. Если в портрет 1500 плиток и размер ее 30 на 40 см., размер каждой из плиток будет 10 на 7 мм. Если 60 на 80см., при количестве плиток 1500 шт – размер будет 22 на 14 мм.
У меня всего 100 фотографий, можно ли сделать из них коллаж-мозаику
Да, можно. Количество повторений будет больше. В вашем случае мы рекомендуем добавить тематических фотографий на тему спорта, увлечений или путешествий. Ваших или из нашего каталога.
Типографические портреты, которые многим понравились:
Сегодня я публикую урок, который расскажет об одной из возможных техник создания подобного портрета.
Подготовка в Photoshop
Для примера, берем фотографию Миллы Йовович.
Открываем наш jpeg в Photoshop
.
Полностью выделяем рабочую область (ctrl+A)
, затем дублируем слой с картинкой (ctrl+J)
.
Обесцвечиваем только что созданный слой (ctrl +shift+U)
.
Придадим немного контрастности нашему изображению (ctrl+L)
.
В открывшемся окне настраиваем ползунки, чтобы достичь такого результата, как показано ниже.
Далее применяем фильтр Cutout (filter>Artistic>Cutout…)
С помощью ползунков настраиваем фильтр так, чтобы у вас осталось приблизительно 4-6 цветовых тона
.
Подготовка в векторе
Далее сохраняем то, что у нас получилось в формате JPEG , и, на всякий случай, в PSD. Закрываем Photoshop, больше он нам не понадобится. В принципе, все дальнейшие операции можно произвести в Photoshop, но для гибкого управления размером исходной картинки, нам нужен вектор .
Открываем векторный редактор. Я предпочитаю работать в Xara Extreme Pro . Создаем новый документ (ctrl+N) .
Импортируем недавно сохраненную картинку комбинацией клавиш (ctrl+alt+I) или (file>import) .
Для удобства работы немного настроим интерфейс программы. Нам понадобится окно со слоями Object gallery (аналог панельки Layers в Photohsop).
Вызываем его так: (utilities>galleries>color gallery)
или (F10)
. Немного расскажу о назначении иконок в окне Object Gallery.
1. Блокировка слоя.
2. Видимый слой.
3. Скрытый слой.
Хотя здесь все довольно просто.
Для дальнейшей работы можно увеличить прозрачность фотографии. Выбираем в панели инструментов Transparency Tool (F6) , вверху изменяем процент прозрачности с 0% на 45% .
Блокируем слой с нашей картинкой (background). Все, подготовительный этап завершен.
Рисуем кривую инструментом Pen tool (shift+F5) .
После того, как линия завершена, выбираем инструмент Text Tool (T)
и подводим курсор к месту, от которого мы начинали рисовать нашу кривую. После этого вбиваем текст, периодически изменяя размер шрифта, его жирность и межбуквенное расстояние. Начиная с больших пространств, заполняя область цветовых пятен портрета, постепенно переходим к деталям.
Чтобы направляющие линии не мешали нам, скрываем их.
Для этого: выделяем объект с текстом и направляющей, при зажатом Shift
кликнем на иконку, расположенную в цветовой панели в левом нижнем углу. Таким образом, мы обесцвечиваем контур объекта.
По ходу добавления направляющих с текстом кол-во слоев будет увеличиваться, для удобства группируем их в папки. Выделяя стопку слоев, нажимаем Ctrl+G .
1.
2.
3.
4.
После того, как мы закончим с наполнением крупных и мелких пространств, перекрашиваем отдельные участки текста в нужные оттенки серого, позаимствовав цвет с самого нижнего слоя, при помощи инструмента Colour Picker (Пипетка)
.
Скроем нижней слой с фотографией и посмотрим, что получилось.
Немного жидковато, не хватает сочности. Для этого опять сделаем видимым слой с фотографией, а все другие слои скроем. Выбираем в панели инструментов Text Tool
, кликаем на рабочей области в левом верхнем углу. После чего начинаем печатать текст, заполняя места, нуждающиеся в объеме.
Небольшое замечание:
Этот слой с фоновым текстом должен находиться под остальными слоями.
Финал
Затем включаем видимость других слоев за исключением фоновой фотографии, экспортируем результат в Jpeg . (file>export…) или (shift+ctrl+E) .
Все готово! Теперь можно выпить чашечку кофе и вздохнуть с облегчением.
Моей целью является ознакомление с процессом работы в данной технике, все остальное в ваших руках!
Свое бурное развитие фотосъемка пережила в середине XIX века. Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, когда и началась история фотопортрета. Первые фотографические эксперименты сразу вызвали большой интерес. Особенно привлекательна была иллюзия простоты получения изображения. Качество работы фотографа оценивали по степени достижения внешнего сходства, а погрешности фотографии исправляли вручную ретушерами. Например, прорисовывались глаза, которые на фотопортретах того времени часто получались закрытыми. По желанию клиентов, фотографии раскрашивали акварелью.
Портреты с характером
Для создания портрета использовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовали длительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Но, с другой стороны, из-за того что человек оставался перед объективом фотокамеры продолжительное время на портретах запечатлевались не только внешние черты человека, но и открывались черты его характера. Такой подход к съемке можно увидеть в работах известного российского фотографа Сергея Левицкого. Его известные фотопортреты – это знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того, в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портреты четырех поколений династии Романовых.
Фото Моисея Наппельбаума
Как правило, фотографы-портретисты в конце XIX века создавали свои работы в одном и том же стиле: использовались повторяющиеся аксессуары, работы выполнялись на белом или сером фоне, выстраивались групповые «трехъярусные» композиции. Фотограф Моисей
Эксперименты с позами
Наппельбаум в своих работах бросает вызов устоявшимся традициям. Он отвергает статичность поз, создающих ощущение искусственности, перестает использовать однотонные серые фоны и вместо традиционной композиции предлагает живые сцены общения людей. Наппельбаум утверждал, что в портрете должно ощущаться движение, иначе в нем не будет жизни. Этим принципом руководствуются и современные фотографы-портретисты.
Например, в старых фотопортретах американского фотографа Родни Смита важно все - поза, жест, направление взгляда. Все это создает в его портретах присущую только ему энергетику. На данный момент работы Смита отмечены 75 наградами и выставляются в престижных галереях по всему миру. С изобретением портативных камер появилась возможность отказаться от студийных съемок и необходимости позировать перед фотоаппаратом. Это спровоцировало развитие нового жанра - репортажного портрета. Знаменитый фотограф Андраник Кочар в своих снимках отказывается от поиска выразительных поз, а фиксирует отдельные мгновения в поведении человека во время общения.
Визуальные образы, создаваемые с помощью света, насыщают картину теплом и жизнью или, как в работах Роберта Мэпплторпа, напротив, делают ее чуть ли не безжизненной. В своих работах Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегося как будто в безвоздушном пространстве.
Говоря о своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобы сделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего, но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневной жизни, и понимать, что делает этого человека личностью.
Значение портретного фото
Фотография важна не только с художественной точки зрения, она является памятным историческим документом и включается в арсенал научного инструментария и доказательств. Например, фотографии этнологов, географов, репортеров, путешественников часто обладают высокой художественной ценностью, но при этом со временем превращались в важные исторические документы. То же самое можно сказать и о портретном жанре. Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятся и студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческим и документальным свидетельством эпохи.
Портрет с “Вау-эффектом” – это просто
Очень хорошо, когда портрет сделан по всем правилам. Но бывает и такое, что самыми запоминающимися портретами оказываются те, в которых нарушены абсолютно все правила.
В этой статье мы расскажем о способах, когда нарушив или слегка отойдя от правил можно сделать поразительные портреты.
1. Поменяйте перспективу
Большинство портретов снимается на уровне глаз объекта. Хотя такой способ самый логичный, кардинальное изменение угла съемки сделает ваше фото неожиданным и оригинальным.
Поднимитесь повыше и снимите ваш объект с верху или наоборот наклонитесь пониже к земле и фотографируйте оттуда. Вы увидите объект съемки под необычным углом, что сделает фотографию интереснее.
2. Поиграйте со взглядом
Удивительно, как сильно один только взгляд объекта съемки может повлиять на получившийся снимок. Зачастую на портретах взгляд модели направлен прямо в объектив. И это создает ощущение связи между зрителями и самим объектом фотосъемки. Но есть несколько других способов, которые стоит попробовать.
Вариант 1 . Взгляд «от камеры». Попросите модель смотреть на что-нибудь за кадром. Это создаст ощущение искренности и заинтригует зрителя, заставив его задуматься о том, куда направлен взгляд на фото.Такая интрига особо проявляется, когда на фото запечатлены какие либо эмоции. Например, возникает вопрос, над чем смеется модель, или что ее так удивило?
Вариант 2 . Взгляд внутри кадра. В качестве альтернативы модель может смотреть на что-то (или кого-то) внутри кадра. Ребенок смотрит на мяч или мама – на своего новорожденного малыша. Когда вы даете объекту посмотреть на что-то внутри кадра, вы как бы создаете «историю» на снимке.
3. Нарушайте правила композиции
Существует много правил создания композиций. Но иногда полезно их выучить, чтобы потом намеренно их нарушить и добиться необычных результатов.
Правило третей – это то, что можно нарушить с наибольшей эффективностью. Размещение объекта на самом краю снимка может иногда создать интересные образы.
Другое правило, о котором часто упоминается, гласит – лицо объекта и его взгляд должны быть направлены к центру снимка. Это может очень хорошо сработать, но опять-таки правила иногда нужны для того, чтобы их нарушать.
4. Экспериментируйте с освещением
Еще один элемент, с которым можно поэкспериментировать – это освещение. Поиграйте со светом, используйте тени в своих интересах, фантазируйте.
Боковой свет сможет создать настроение, а подсветка и силуэтная съемка – сделать фото очень выразительным.
5. Выведите модель из зоны комфорта
Один фотограф делал корпоративную портретную съемку для бизнесмена в его доме. Было сделано много фотографий, где тот сидит за рабочим столом, напротив дипломов и другие типичные фотографии.
Фотограф и клиент сошлись в том, что было сделано много полезных снимков, но ещё нужно создать что-то «особенное». И фотограф предложил попробовать съемку с прыжками. Клиент поначалу заколебался, но все же решился выйти из зоны комфорта. И начал прыгать прямо в костюме и галстуке. Кульминацией съемки стал прыжок клиента в прямо бассейн на последнем снимке!
В конечном итоге именно эти нестандартные фото и появились в журнале.
6. Снимайте искренность
Фотографируйте объекты съемки в действии, с семьей или когда они занимаются тем, что нравится. Это позволит им почувствовать себя более непринужденно и, в итоге, вы сможете получить “живые” снимки, на которых клиент будет выглядеть естественно. Это тактика особенно хороша при съемке детей.
7. Сделайте серию снимков
Переключите камеру в режим серийной съемки и сделайте сразу несколько фотографий.
Так вы сможете создать серию снимков, которые могут быть представлены одновременно, вместо единственной статичной фотографии.
8. Используйте широкоугольный объектив
Съемка широкоугольной камерой может помочь сделать поистине запоминающиеся портреты. Подойдя поближе к объекту съемки, вы можете добиться такого эффекта, когда одна из частей тела исказится и увеличится (например, руки или ноги). Это безусловно сделаtт снимок интереснее.
9. Добавьте движения
Портреты могут быть статичными, но можно добавить в них движение. Это можно сделать несколькими способами:
- Объект съемки должен двигаться
- Объект съемки неподвижен, движется что-то другое или кто-то другой в кадре
- Объект в кадре неподвижен, двигается камера.
Один из способов добиться такого эффекта – использовать короткую выдержку, чтобы «заморозить » движение. При большой скорости движения вам нужно уменьшить скорость открытия затвора, позволяя запечатлеть движение объекта.
10. Используйте рамки
Использование рамок – это техника, позволяющая привлечь внимание к главному объекту съемки. Рамки добавляют снимку глубину и притягивают взгляд зрителя к основному объекту в кадре. В качестве рамок можно использовать огромное количество предметов: деревья, руки, забор. Да все что угодно, главное подключить фантазию.