Как пройти ледокол легко в варфейс. Warface: прохождение спецоперации «Ледокол» на «Профи
Новый PVE режим наполнит игру морозной свежестью и ослепительной белизной заморского снега.
Отправить
Мы неоднократно писали о режимах, появившихся в прошлых обновлениях Warface , поэтому освещение нового контента в этот раз стало делом чести. В прошедшие выходные часть фанатов уже опробовала последние новинки на ПТС. К ним присоединились и мы, целиком погрузившись в опасные противостояния корпораций.
Обычно обо всех нововведениях шутера от Mail.ru пишет наш редактор, который довольно хорошо изучил предмет и способен держаться в первых строчках рейтингов. Но в этот раз случайный отпуск спутал все планы, а рассказ будет вестись от лица новичка, который Warface видит в первый раз. Поэтому не ждите сравнения с предыдущими режимами или анализ с позиции ветерана: вас ждут эмоции, полученные от прохождения, и рассказ об особенностях режима.
Сюжет операции незатейлив: небольшому отряду предстоит защитить главный штаб Warface, подвергшийся нападению превосходящими силами врага одновременно с воздуха и воды. В числе оппонентов героев ожидают боевые вертолеты, автоматизированные турели, тяжеловооруженные крейсеры и бесчисленные отряды метких солдат. Лакомым кусочком для врага станут и ракетные шахты, расположенные неподалеку от штаба. Сражения за главную базу будут проходить как на поверхности, так и в подземных бункерах.
Плата за участие в операции существенно подросла и равняется десяти жетонам. Впрочем, любителей захватывающих сражений это не остановит. Доступно три варианта прохождения с возрастающей сложностью, но самый тяжелый выбрать поначалу нельзя: необходимо пройти спецоперацию на среднем.
С первых минут события развиваются настолько стремительно, что поначалу не успеваешь следить за всем, что происходит на экране, и глупо плетешься в хвосте отряда, пытаясь добивать неприятелей и не наступать на расставленные повсюду мины. Перед стартом режима советуем сосредоточиться и завершить все внешние дела, чтобы ничего не мешало командной работе. Пройти «Ледокол» станет невероятно сложно, если кто-то из группы не будет выкладываться на все сто процентов.
Первое, что ждет отважившихся испытать новый режим - это усыпанный снегом лес и прячущиеся за ветками снайперы. Команде необходимо с умом использовать складки местности, а также создать правильное построение, чтобы избежать серьезных потерь. Врагов очень много (особенно в режиме «Профи»), а стреляют они достаточно метко, чтобы успокоить хорошо вооруженный отряд за пару секунд, если тот окажется на открытой местности.
Сражения с солдатами разбавлены охотой на боевые вертолеты, которые можно сбить только из запасливо лежащих неподалеку гранатометов. Однако ответный огонь и периодически появляющиеся солдаты принуждают оставлять хотя бы одного охранника с автоматическим оружием в тылу.
Чтобы ослепительная белизна пейзажей не наскучила, разработчики добавили необходимость спускаться в ракетные шахты, которые хитрый неприятель хочет захватить. Подземные бои проходят в узких коридорах, трубах вентиляции и ракетных залах, где сложно укрыться от засевших повсюду солдат. Освобождение шахт показалось простой задачей, по сравнению со следующим препятствием - автоматическими турелями.
Дело в том, что на поверхности есть несколько мест, которые нужно удержать от нападающих сил врага. Помимо появляющихся гранатометчиков и снайперов, постоянно попадающих на прицел, такие места стали любимым местом высадки турелей. Ими выстреливает главный вражеский крейсер, и если не удалось сбить их еще в воздухе, то жди беды. Турели обладают огромной скорострельностью и способны уничтожить любого солдата за пару мгновений. Прочность их корпусов довольно серьезная, поэтому приходится потратить несколько обойм, чтобы обезвредить развернувшуюся на земле турель.
«Ледокол» является косвенным продолжением сюжета «», которую команда Gmbox , и в которой мы разрушили башню нашего заклятого врага - организации Blackwood. Ей это, естественно, не понравилось. Затаив обиду, Blackwood решается на дерзкий шаг - перекинув все свои военные силы, организация нападает на главный штаб Warface.
Центральная база нашей организации – это то футуристическое здание слева.
Спецоперация выглядит не простым тиром, а настоящей сюжетной миссией – тут дизайнеры Crytek постарались. На протяжении её прохождения вокруг нас постоянно что-то происходит - наши союзники продолжают сражаться, отбиваясь от вторжения армии Blackwood – например, по небу снуют наши истребители, сражающиеся с истребителями противника. Постоянно что-то взрывается, вокруг раскиданы трупы наших павших во время сражения бойцов.
Из сложных моментов особо запомнилась концовка, где вас со всех сторон сыпятся вражеские солдаты, а корабельное орудие огромного крейсера постоянно посыпает вас артиллерийским огнём, а также второе место, где нас вас неустанно летят турели. Если вы под конец этой части отвлечетесь и не сумеете уничтожить хотя бы треть летящих в вас «шариков», из которых появляются турели, то пишите пропало.
В «Ледоколе» вы повстречаете несколько новых противников: это интересные турели, которыми корабль противников будет выстреливать в вас с огромного расстояния (успел подбить в полёте – молодец, не успел подбить ни одной – скорее всего умрёшь); новый вид бойцов, представители которого будут стремительно бежать в вашу сторону, в попытке выйти на дистанцию ближнего боя, однако в то же время расстреливать вас из пистолета-пулемёта.
В этой спецоперации вас станет доступно новое оружие – это знакомая нам ещё со времён первого Half-Life ракетница с лазерной наводкой. Ей вы воспользуетесь для уничтожения истребителей противника, а также для того, чтобы потопить вражеские судна.
Также вас должны порадовать награды за прохождение «Ледокола». Среди потенциального “лута”, который могут дать по окончанию миссии, ни одной плохой пушки замечено не было. Только топовое оружие игры, которое дадут вам на два дня.
Итог: К прохождению обязательно. Сюжет и геймплей интересные, награды весьма щедрые.
Вышло февральское обновление Warface. Вас ждет увлекательная спецоперация Ледокол, яркая оружейная серия Стужа, новое оружие, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
Спецоперация "Ледокол" . Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood - это настоящий вызов для опытных бойцов. Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет. Спецоперация использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Рекомендуется использовать 64-разрядные операционные системы.
Оружейная серия "Стужа"
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями - пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже.
Новое оружие M14 Crazy Horse
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse. Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты.
Новое оружие PM-84 Glauberyt Custom
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom. Главное отличие этого оружия - стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы.
Изменения оружия в игре
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Прочие изменения после обновления
Исправление ошибок игры
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.
08.02.2017 14:41
Встречайте долгожданное обновление Warface! Вас ждет увлекательная спецоперация "Ледокол", яркая оружейная серия "Стужа", абсолютно новые пушки и улучшенные старые, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
О новинках можно узнать как из материала ниже, так и из свежего выпуска видеоновостей или на .
Новая спецоперация
Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood — это настоящий вызов для опытных бойцов! Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет!
Хотите узнать, как создавалась миссия? Смотрите видеодневники!
Внимание ! Спецоперация "Ледокол" использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Мы рекомендуем вам использовать 64-разрядные операционные системы. Корректная работа спецоперации на 32-разрядных системах не гарантируется.
Оружие
1. Серия "Стужа"
В распоряжение отряда Warface поступает новая оружейная серия "Стужа"!
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями — пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Обязательно используйте перчатки — сталь холодна, как сердце Оберона! .
Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже, мы обязательно сообщим об этом в новостях.
2. Снайперская винтовка
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse.
Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты. .
3. Пистолет-пулемет
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom.
Главное отличие этого оружия — стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы. .
4. Повышение характеристик
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Достижения
Если вы любите достижения, то у нас отличные новости. С текущим обновлением в Warface добавляется более двадцати различных значков, жетонов и нашивок! За что их можно получить?
1. За успехи на спецоперации "Ледокол".
2. За уничтожение врагов с помощью нового оружия.
3. За успехи в официальных турнирах.
Ввиду своей редкости эти достижения в общем списке отображаться не будут.
4. За воскрешение 25 000 союзников.
Прочие игровые изменения
Множители в различных режимах
- Комната клановой битвы, команда 5-8 человек. Множитель х1.
- Комната клановой битвы, команда <5 человек. Множитель х0,1.
- Рейтинговые матчи. Множитель х3. Вся команда должна быть из одного клана.
- Все остальное. Множитель х0,1. Члены команды не обязательно должны быть представителями одного клана.
Множитель зависит от количества участников одного клана в команде.
- 5 — х0,25.
- 4 — х0,2.
- 3 — х0,15.
- 1-2 — х0,1.
Развернуть
- Улучшен механизм подбора частей миссий (в рамках одного региона), что сделает задания более разнообразными.
- Задачи командования в миссиях PvE теперь показываются и в самом начале задания.
- Добавлена карта "Сибирь" в стандартном оформлении, а праздничная версия покинула игру.
- Пересмотрены значения получения корон на спецоперации "Черная акула".
- Добавлено новое мини-достижение "В прыжке". Появляется только при убийстве врага в момент прыжка (после нажатия соответствующей кнопки) и не работает в режиме падения.
- Интерфейс системы поставщиков упрощен и сделан более понятным.
Что изменилось?
Развернуть
- Увеличен срок действия предметов, получаемых за повышение ранга.
- Добавлено выделение члена команды, на которого направлено классовое действие (по аналогии с воскрешением союзника): лечение, пополнение боезапаса и восстановление брони. Иными словами, теперь игрок точно будет знать, кому пополняет броню, здоровье или дает патроны.
- Сокращено количество окон, которые показываются при заходе в игру. Теперь окно с предложением продлить или заменить закончившийся предмет будет показано только в том случае, если предмет был экипирован.
- При получении оружия (вне боя) в интерфейсе будет показано сравнение нового предмета с текущим оружием.
- Внешний вид индикатора нанесенного урона ("красного креста") получил более современный вид.
- Коробки с патронами теперь восстанавливает 400 единиц боезапаса для всех типов пулеметов.
- На карте "Мотель" убраны бочки с горючим.
Исправление ошибок
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.
Этап Ⅰ
Силы противника приближаются к нашей базе, атакуйте их с флангов из реактивных гранатомётов с управляемыми снарядами. Нужно вывести из строя как можно больше врагов, концентрируйте огонь на вертолётах. Чтобы попасть в них, наведите ракеты на цели в полёте - они будут следовать за перекрестьем прицела, в ином случае они уйдут мимо. А эти ракеты - неплохая штука, правда?
Ракетный крейсер готовится к атаке, в укрытие! Забудьте о крейсере, у нас новая проблема. Blackwood захватили ракетные шахты, ракеты готовятся к запуску. Проберитесь через лес и войдите в шахты. Ракеты запущены, Blackwood блокируют все дороги, так что будет жарко.
Этот чёртов крейсер держит шахты под плотным огнём. С корабля запущены капсулы с турелями, уязвимые в полёте. Сбейте их в воздухе как можно быстрее, пока они не приземлились. Похоже, с турелями покончено, они больше не опасны. Теперь пора разобраться с этим крейсером. Хватайте гранатомёты и уничтожьте K017 реактивными ракетами, после чего выбирайтесь оттуда.
Этап Ⅱ
Значит, цель Blackwood… Боже… Это десятимиллионный город! Они обвинят во всем нас и устроят глобальный мировой кризис. Мы должны взять под контроль эту ракетную шахту. Вы знаете, что на кону.
Вырубите один из взломанных терминалов, перенаправляющих наши ракеты. В нижней части шахты есть ещё один терминал, он отвечает за протоколы запуска ракет. Blackwood обратили наши охранные системы против нас, придётся уничтожать свои же турели. Они заблокировали все проходы, но кое о чём забыли - вентиляционные шахты. Остановите запуск ракет, после чего ракеты будут снова под нашим контролем.
Миллионы людей обязаны вам своими жизнями, но вряд ли они об этом когда‐нибудь узнают. Ну зато Blackwood теперь не смогут обвинить нас в своём чудовищном преступлении. Атака Blackwood - месть за нашу недавнюю операцию «Чёрная акула». Мы загнали врага в угол и ему некуда деваться, но от этого становится только опаснее. Теперь Blackwood не остановятся ни перед чем.
Этап Ⅲ
Мы потеряли связь с главной базой, отправляйтесь в радиобункер. Противники не промахнулись, это мины. Весь сектор только что превратился в большое минное поле. Blackwood отправили в бой экспериментальный вертолёт MG 3000. У нас нет сведений о его вооружении, так что будьте осторожны. Вы должны сбить вертолёт, пока он не натворил дел.
Ещё одна птичка противника в небе, сбейте её. Войдите в бункер и восстановите связь с главной базой. Бойцы, нужна ваша помощь. Ракета больше не представляет угрозы, но мы потеряли связь с другой командой.
Путь преграждает одна из мощных боевых турелей, сконструированная по образцу джаггернаута. Обойдите «Мамонта» и уничтожьте его источник энергии. Отправляйтесь во вторую шахту и проясните ситуацию.
Этап Ⅳ
Внимание, ситуация изменилась. Вам придется запустить эту ракету самим. Мы передадим координаты и коды запуска по закрытому каналу. Введите их через терминал. Наши охранные системы по-прежнему обращены против нас, уничтожьте «Дикобразов».
Вы снова выполнили непростое задание и склонили чашу весов в нашу пользу! Мы используем новые координаты, чтобы нацелить ракеты на корабли врага. Надеемся, они все до последнего пойдут ко дну.
Этап Ⅴ
Blackwood играет по‐крупному. Авиация врага собирается нанести удар по нашим ракетным шахтам. Всем приготовиться к бою! С корабля Blackwood снова были запущены капсулы с турелями. Лучше сбить их, пока они находятся в воздухе.
Ракета запущена, приготовьтесь. Найдите гранатомёты с реактивными ракетами и уничтожьте ракетный корабль. Благодаря вам мы отбросили отряды Blackwood на нескольких направлениях. Отправляйтесь на базу. Вход на главную базу на другой стороне этого леса. Враг знает о нашем приближении, так что ждите засады.
Они заплатят за то, что сделали с нашей базой. Настала пора отомстить, бойцы. А Blackwood по‐прежнему не сдаются. Их корабль вошёл в бухту и приближается к нашей базе. Теперь преимущество на нашей стороне. Используйте катер на воздушной подушке, чтобы добраться до крейсера. Так вы сделаете дальнобойное оружие врага бесполезным. Сейчас или никогда, бойцы.
Этап Ⅵ
Крейсер по‐прежнему опасен, так что не ждите лёгкой прогулки. Даже если артиллерийский огонь вас не заденет, взрывы могут расколоть лёд у вас под ногами. Как только вы доберётесь до этого крейсера, он сконцентрирует огонь на вас. Ваша главная цель… Чёрт!.. Прямое попадание по второму катеру!
Огонь по пушкам! Найдите гранатомёты и держитесь подальше от секторов обстрела корабельной артиллерии. Как только ракеты закончатся, двигайтесь дальше и переходите на другую льдину. Вам нужно уничтожить три корабельные артиллерии и двигатель корабля.
Комплекс артиллерийских установок боевого корабля вышел из строя, но капсулы с турелями снова активированы, ликвидируйте их в воздухе. Корабль получил критические повреждения, несколько палуб затоплены, цель повержена!