Как пройти игру варфейс миссия ледокол. Ледокол
Всем привет! С вами Temorlan, и сегодня я расскажу вам все о спецоперации Ледокол в Warface. Ну и заодно хочу напомнить, если кто вдруг пропустил, про то что завтра, 3 февраля с 18:00 по мск до 12:00 6 февраля в игре проходит акция: во-первых можно участвовать в спецоперациях любой сложности без жетонов доступа. Во-вторых за бои дают на 50% больше опыта как XP так и VP.
А теперь переходим к делу.
Спецоперация Ледокол в Warface - традиционная зимняя обнова для игры. Сейчас опробовать ее можно только на ПТС но уже в ближайшее время она появится на основных серверах игры так что всем рекомендую максимально основательно к ней подготовиться.
Итак, что же для нас сделали разработчики из Crytek на этот раз?
Winter is coming
Обновление зимнее, поэтому логично что сеттинг для новой спецоперации выбрали подходящий – заснеженные склоны гор, ясное солнце, лед. Ну и вторая причина - то что все любят зимний марафон, он пользуется максимальной популярностью, так что еще одна спецоперация в снегах не будет лишней.
Сюжет
Эту PvE миссию отличает от всего, что мы раньше видели в игре, непривычный сюжетный ход. На этот раз ситуация крайне напряженная так как не мы атакуем базу Blackwood – они перешли в наступление. Это акт мести за взятие "Черной акулы". Нам придется защищать собственную базу, наносить удары с флангов. Причем это не просто база – это основной штаб, где находятся не только запасы оружия, но и почти все командование Warface, включая генерала Ли Уортона.
Эпичность
Это очень масштабная операция, противостоять придется целой армии, в ход идут все сил от штурмотрядов до тяжеловооруженных крейсеров. Да-да, РБ операции – морской крейсер.
Но до крейсера еще нужно добраться. Прохождение спецы идет в несколько этапов, от заснеженных холмов через пусковые шахты ракет к финальному месту действия. В течение прохождения миссии становится все сложнее и нагнетается атмосфера: сначала светит солнышко, в конце начнет бушевать настоящая гроза. Crytek даже показали тактические схемы всех этапов прохождения на сайте игры. Там можно найти полезную информацию: куда двигаться, важные точки, и так далее.
Врага надо знать в лицо
В спецоперации появится много новых нестандартных типов врагов. Рассмотрим подробнее:
Диверсант/Падальщик – боец блэквуд, который от стрельбы на пистолете быстро переходит на ближний бой ледорубом. Довольно опасен.
Элитный снайпер – если заметите зеленый лазер – значит вы под прицелом элитного снайпера блэквуд. Использует особенно мощные винтовки, которые без проблем могут вас уложить на лопатки.
Летающие турели "Кобра", "Сколопендра" и другие, их выбрасывают с воздуха в капсулах. Хорошо, если успеешь подстрелить такую в полете. Плохо, если пропустишь слишком много. На земле они становятся крайне опасными. Разработчики советуют сначала проходить миссию на легком уровне сложности специально, чтобы запомнить, где, когда и в каких количествах прилетают эти турели и распределить в команде роли, кто отвечает за конкретные цели. Также они рассказали, что им самим эти турели напоминают старую приставочную игру – охоту на уток.
Винтокрыл Mk.II Новый вертолет, загораживается силовым полем, активно двигается и достаточно больно стреляет. Уничтожить его можно специальной ракетницей.
Крейсер Его вооружение настолько мощное, что может ломать лед и тем самым менять геометрию уровня. Единственное что помогает в борьбе с ним так это то, что при попадании в его зону поражения ты видишь ярко подсвеченную область попадания заряда и слышишь 3Dзвук который значит только одно: нужно уносить ноги, на это есть всего пара секунд.
Это нельзя назвать типом врага, но опасность однозначно представят минные поля на открытой местности. Их можно заметить по красному индикатору на земле и характерному звуку. Таймер реагирует на движение. Лучше всего этого не дожидаться и заранее разносить мины прицельным выстрелом.
Стужа
К спецоперации выйдет и новая серия оружия под названием Стужа. Она включает в себя такие хиты как М16А3, Fabarm STF 12, Compact Steyr Scout, Honey Badger, SIG Sauer P226 C, Тактический топор. По характеристикам они ничем не отличаются от дефолтных, новсе модели полностью перерисованы. Кроме того, у SIG Sauer серии стужа перерисован прицел.
Это оружие можно получить на время за прохождение новой спецоперации.
Ну и напоследок оставляю вам видеодневники разработчиков, где они рассказывают некоторые интересные факты о том как создавалась эта спецоперация. Иногда интересно узнать об игре не со стороны игрока, а как ее видят те, кто все это придумал и сделал.
Стратегия прохождения всех этапов спецоперации «Ледокол». Подробные советы, тактика, секреты и даже пасхалка. Узнайте, как уничтожить ракетный корабль
В статье вы найдете тактику, советы и подсказки по прохождению спецоперации «Ледокол» на уровне сложности «Профи».
- Возьмите в группу хотя бы одного медика и инженера. Оставшиеся три позиции пусть займут штурмовики и снайперы.
- В то же время есть яркие примеры того, как группа, состоящая из пяти инженеров, умудрялась проходить миссию даже на уровне «Профи».
- Экипируйте бойцов в лучшее обмундирование, выберите броню на максимальное количество ХП. Вам придётся тяжко, поэтому подготовьтесь по максимуму.
- Чтобы стрелять из реактивного гранатомёта, используя свойство самонаведения ракет, вы можете действовать так: выстрелите приблизительно в сторону вражеской цели (вертолёта), после чего в режиме прицеливания (ПКМ) наведите курсор на вертолёт и удерживайте его в таком положении. Ракета полетит туда, куда вы целитесь.
- Берите с собой дымовые гранаты, которые пригодятся для того, чтобы вражеские турели вас не замечали. Гранаты следует бросать прямо к турелям.
- Как всегда, выбирайте оружие, которое вмещает максимальное количество патронов и обладает лучшей скорострельностью.
- Обращайте внимание на мины!
- Будьте внимательны на всех этапах спецоперации. Спешить никуда не нужно!
- Когда воюете на открытых локациях с летящими турелями (третий и седьмой этапы), то старайтесь уничтожать их до приземления. Также во время боя лучше всего оставлять последнего бота, стоящего на дальней горе, чтобы подготовиться к следующей части боя, ведь сразу же полетят другие турели. И самое обидное будет то, если вы встретите эти турели, перезаряжая оружие.
Начало спецоперации «Ледокол»
Заплатив очередной жетон за участие в спецоперации и дождавшись загрузки, двигайтесь вниз по склону. В зависимости от уровня сложности вам придётся убить около трёх противников в разной экипировке. И если на первых двух сложностях («Легко» и «Сложно») встречаются солдаты Blackwood без тактических шлемов на голове, то на «Профи» таковых не имеется: все противники хорошо экипированы как в плане бронекостюмов, так и оружия.
Убив их, подхватите реактивный гранатомёт, являющийся новинкой в Warface , после чего атакуйте пролетающие мимо вертолёты (их всего 6). Они не атакуют, поэтому времени для прицеливания достаточно.
Вертолёты
Второй этап миссии: движемся через заснеженный лес
Основная опасность данного этапа - мины. Преодолевать заминированные участки нужно не спеша. Прежде чем двигаться дальше, прекратите стрелять и прислушайтесь. Мины пищат когда вы приближаетесь к ним. Не пытайтесь их обойти, лучше уничтожьте выстрелом с безопасного расстояния.
Мины спрятаны в самых неожиданных местах. Например, вы хотите обойти дерево, как вдруг по левую или правую руку от вас, за камнем или другим деревом расположена мина. Если вы её не заметите, умрете.
Таким образом, совет для этого эпизода: делать всё тщательно, продумывать каждый шаг. Убивайте врагов с расстояния и только после этого двигайтесь вперёд. Не бегите сломя голову.
Третий этап «Ледокола»: уничтожаем турели
Когда преодолеете отрезок с минами, то вас ждёт ещё один неприятный момент. Спустившись на открытое пространство, сразу же обратите внимание на три укрытия, которыми можно воспользоваться - слева, посередине и справа.
Либо держитесь всей командой за одним из укрытий, либо распределитесь по разным. Сражение на открытом пространстве состоит из нескольких волн. Сначала появятся обычные противники - уничтожайте их, пока не услышите подсказку о приближении турелей.
Тут очень важно уничтожить как можно больше, а в идеале - все турели до их приземления. Стреляйте в летящие металлические шары. Ни в коем случае не стойте в тех местах, куда они приземляются, иначе моментально погибнете.
В этот момент вам пригодится слаженный коллектив. Если вы действуете со своей, проверенной командой, то распределите летящие шары так, чтобы вы, к примеру, всегда стреляли по среднему шару, союзники справа - по правому шару, а слева - по левому. Понятно, если вы видите, что летит одна турель - то стреляйте все вместе по одной цели. Если летят две турели, то солдат за средним укрытием стреляет в любую, а те, что по бокам - в ту турель, которая к ним ближе. К сожалению, если упустите этот момент и дадите турелям приземлиться, то вам придётся очень несладко.
После первой волны солдат и турелей, всё повторится. А вот в третий раз, когда полетят турели, солдаты прибудут чуть раньше и вам придётся атаковать и турели, и обычных врагов из Blackwood.
Когда успешно всех уничтожите, то бегите к краю горы, подберите боеприпасы к реактивному гранатомёту и атакуйте корабль. Чтобы переключиться на гранатомёт, вам нужно будет нажать на клавишу «1» при уже выбранном основном оружии (в противном случае, если был в руках пистолет, на клавишу «1» нужно будет нажать дважды). Когда всё закончится, то прыгайте вниз, в огромные шахты.
Четвёртый этап: бункер
В туннелях нужно действовать аккуратно, совсем как в лесу с минами. Двигайтесь не спеша, уничтожайте одного противника за другим. Враги будут появляться из проходов с красными энергетическими барьерами. Деактивируйте систему и спускайтесь вниз. Здесь помимо противников будет одна турель. Метните в её сторону гранату, подержав в руках, чтобы та взорвалась во время полёта. Тут вам понадобится продемонстрировать свои навыки!
В идеале - один или два ваших напарника должны остаться сверху, чтобы убивать противников со щитами. После серии других тоннелей, где будут снайперы и враги со щитами, вас ждёт другая часть бункера, но уже с двумя дикобразами. К сожалению, расположены они достаточно далеко, поэтому вам придётся постараться, чтобы забросить гранату прямо в щель. Если не получится, то расстреливайте турели из оружия.
Спуститесь, активируйте компьютер и двигайтесь через другие туннели. За поворотом, на котором находится разрушенный грузовик, будут две турели. Постарайтесь убить их, используя слепые зоны, прячась за кабиной грузовика. Выходите из туннелей.
Пятый этап: уничтожаем вертолёты и «Мамонт»
На этом этапе вам предстоит разобраться с ещё одним вертолётом, но на этот раз он будет ещё и атаковать вас. Для начала двигайтесь вниз, но постарайтесь не спускаться с горы и не рашить, если не уверены в своих силах. Расстреливайте ботов, находясь сверху. Когда разберётесь с ними, то идите через небольшой отрезок леса, где, внимание, будут МИНЫ.
Доберитесь до края скалы и увидите вертолёт. Слева и справа есть по одному кейсу, где постоянно появляется реактивный гранатомёт. Подбирайте боеприпасы и атакуйте вертолёт. Но не забывайте периодически постреливать по обычным солдатам Blackwood. Если вас пятеро, то двое должны встать около кейсов и атаковать вертолёт, время от времени помогая своим напарникам с солдатами. Трое союзников вообще не должны соваться к этим ракетницам.
Бегите к следующей контрольной точке, где появится второй вертолёт. Здесь много открытого пространства, поэтому вы должны действовать осторожно. Внутри крытого здания появляются гранатомёты - подбирайте боеприпасы, выбегайте, атакуйте вертолёт и после успешного попадания бегите обратно в бункер, чтобы перезарядиться и пополнить боезапас.
Чуть дальше вас ждёт ещё одна турель - «Мамонт». Два человека могут обойти его слева и подобраться сзади. Оставшиеся атакуют в лоб. «Мамонт» будет поворачиваться то к одним, то к другим, поэтому убить никого толком и не успеет. Уничтожив его, входите внутрь комплекса.
Шестой этап: турели и «дикобразы»
В принципе, ничего нового в этой части комплекса вас не ждёт. Нужно убивать обычных врагов, среди которых будут снайперы и солдаты со щитами, а также уничтожать обычные турели и «дикобразы», коих будет два штуки. Постарайтесь, как всегда, попасть гранатой, но если не получится, то расстреливайте из основного оружия. После второго «дикобраза» взаимодействуйте с компьютером и пройдите в туннели.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Здесь вас атакуют сразу три противника со щитами!
Седьмой этап: настоящий хардкор
Этот этап похож на третий - вам придётся уничтожать турели и ботов. Но в отличие от предыдущего раза турелей будет больше, поэтому отстрелять их, пока они летят, проблематично. И всё же постарайтесь уничтожить летящие шары, а уже после убить прибежавших солдат.
Вот эти гадкие турели нужно уничтожать до приземления
Примечательно, что здесь есть один баг - если вы бросите дымовые гранаты туда, куда упадут турели, то в большинстве случаев они никого из вашей команды не увидят. Если ошибку не исправят, вы можете воспользоваться ею для того, чтобы нейтрализовать турели, залетевшие к вам за спину.
Кстати, укрытий тут опять же три - вам вновь нужно заблаговременно распределить, кто по какому летящему шару будет стрелять.
После второй или третьей волны турелей появятся противники со щитами. Вам нужно присесть и прижаться спиной к камню или металлическому ящику (укрытия), чтобы эти противники не могли опрокинуть героев на спину. Старайтесь не просто атаковать тех врагов, которые сближаются с вами, но и посматривать на союзников. И действительно: куда проще убить противника со щитом, если он стоит к вам спиной. То же самое должны делать и ваши союзники.
Последнего бота можете не убивать до тех пор, пока не подготовитесь к следующей волне. Снайпер в вашей команде должны отстреливать гранатомётчиков. Если турели приземлились, то старайтесь убить сначала появившихся противников (сначала обычных штурмовиков, а после - гранатомётчиков на скалах) и только после этого турели.
В конце вам вновь нужно будет уничтожить ракетный корабль.
Восьмой этап: зелёные целеуказатели
Двигаясь вниз по склону, уничтожьте ботов справа. Если пропустите их, то можете умереть от выстрелов в спину. Далее вас ждёт ещё одна часть леса с минами и противниками, часть из которых будет использовать щиты, но стрелять из пистолетов.
Но это не все сюрпризы. Появятся на локации и враги, использующие оружие с зелёными целеуказателями. В отличие от снайперов с красными целеуказателями, эти противники не убьют вас с 1-2 выстрелов. Но от их выстрела вы отлетите и упадёте на спину так, как будто вас толкнул обычный противник со щитом. Если такое происходит с вашим напарником, то даже не думайте его поднимать: в вас моментально попадёт тот же солдат Blackwood, и вы будете валяться на снегу вместе с ним.
Девятый этап: горящий комплекс
Продвигайтесь через комплекс, используя лифты. Будьте внимательны, ведь пространства здесь не так много, а врагов со щитами хватает.
Пасхалка. Пробравшись к пирсу, где находится катер, вы встретите своих союзников NPC. Можете обойти здание и выстрелить несколько раз в дверь, чтобы та открылась. Так вы увидите солдат, играющих в бильярд.
Десятый этап: «Ледокол»
Запрыгивайте на лодку и ждите. Вы окажетесь на небольшом ледяном островке. Вас ждут четыре сложных этапа. На всех этапах будут обычные солдаты и гранатомётчики, расположенные на вершине корабля. Их должен отстреливать снайпер. Если снайперов в команде два, то это ещё лучше.
Обязательно берегите своего медика, без которого пройти миссию нереально.
»Ледокол»
На первом этапе нужно уничтожить ракетную установку на корабле. Как всегда, подбирайте реактивные гранатомёты и атакуйте цель. Периодически отстреливайте обычных солдат. В этот раз удерживать прицел не нужно, так как здесь цель стационарная, поэтому достаточно выстрелить прямо в неё и убрать прицел.
Ракетная установка с «Ледокола» будет стрелять по вашим позициям. Незадолго до залпа под вашими ногами появится большой красный круг. Также будет едва заметная надпись на экране. Как можно быстрее покиньте это пространство, иначе погибнете.
Гранатометчики также убивают вас одни выстрелом. Причём на этом этапе они стреляют не просто одной ракетой, а целым залпом.
Берегите свою выносливость, она будет нужна, чтобы быстренько выбегать из красной зоны поражения турели с корабля.
На втором этапе всё будет так же, как и на предыдущем. Просто нужно будет уйти вправо. Гранатомётчики здесь еще опаснее. Задача снайпера - убивать их в первую очередь.
На третьем этапе будет несколько иная турель. Катер, расположенный по центру локации, вскоре будет уничтожен, но у вас всё же останется возможность прятаться за его остатками. Разберитесь с вражеской турелью.
Когда появится задача уничтожить двигатель, ждите, целясь в воздух. Здесь вновь полетят шары - те самые турели. Уничтожив их, спрячьтесь и отстреливайте обычных солдат. Ни в коем случае не высовывайтесь, иначе рискуете быть убитыми гранатомётчиками. Снайпер продолжает делать всё то же самое.
Убив всех солдат, подбирайте гранатомёты и просто стреляйте по реактору корабля. На этом моменте миссия будет завершена.
Новая сюжетная спец. операция переносит игроков в заснеженную «Сибирь». На базу Варфейс идёт массированная атака силами Блэквуд. Противник применил всё доступное ему вооружение и технику. Ваш отряд должен спасти мир в очередной раз.
Бой будет долгим и непростым. В новой операции вас ожидают: сражения с вертолётами, не одно минное поле, предотвращение запуска ядерных ракет и очень тяжелое сражение с ледоколом. Как и ранее нас ждут три уровня сложности, но реальную угрозу представляет лишь «Профи».
- Оптимально взять двоих штурмовиков и по одному члену отряда оставшихся классов. В зависимости от предпочтений можно заменить бойцов. В принципе миссию можно пройти даже в пять инженеров, всё зависит только от навыков вашей команды.
- Желательно экипировать своих бойцов в «Боевое снаряжение». Чтобы можно было регенерировать здоровье и броню в сложный момент, когда у медика и инженера нет возможности помочь. Можно также эффективно использовать снаряжение за короны или то, что осталось с .
- Важно запастись как минимум двумя дымовыми гранами и одной осколочной.
- Оружие лучше подбирать с максимальным боезапасом и скорострельностью.
- На минных полях внимательно смотрите под ноги и деревья. Мина убивает сразу и не помогает никакая защита.
- При первой встрече с кораблём возникнут трудности. Стандартные волны ботов отстрелять не составит труда, но вот дальше будет обстрел турелями, которые прилетают в капсулах и только после падения приходят в боевую готовность. Их нужно отстреливать в первую очередь. Чтобы не встретить такое «чудо с небес» без патронов, следует оставлять одного бота после каждой волны. Перезарядились, полечились и можно убивать одинокого солдата, а потом смело встречать «дождь» из турелей. Если пропустили одну или две из них, то шанс выжить ещё будет. Тут нам и понадобятся дымовые гранаты. Закидывайте их под турель и спокойно убивайте её. Так нужно продержаться 3 волны.
Далее вас ждёт ещё одно подобное место и тактика немного изменится. На второй и третей волне нужно кидать по две дымовых гранаты за свою спину и пропускать первые 3 летящие турели. Они упадут в дым и не нанесут урон в ближайшие 10-12 секунд, а вот все остальные нужно обязательно сбивать.
- Вертолёт не должен доставить неприятностей. Достаточно двум стрелкам снимать ботов, а остальным в это время спокойно использовать новенькие РПГ с наводкой на цель, сбивая неприятеля.
- По пути к цели вам встретятся новые враги. Снайперы ЛЦУ с «болтовками» – эти ребята если не убивают с первого выстрела, то просто роняют на землю. Эффект как в ПвП или от удара бойца со щитом.
- При встрече с большой турелью «Мамонт» двум бойцам стоит зайти по оврагу «в спину» и уже оттуда с помощью товарищей расстрелять её.
- Битва с главным Ледоколом состоит из трёх волн. Нужно уничтожать из РПГ пушки на корабле под обстрелами вражеской артиллерии и натиске врагов. Тут главное следить за появляющимся красным кругом (зона обстрела) и после залпа есть 10 секунд, чтобы успеть взять РПГ, выстрелить в корабль и уйти обратно в укрытие. Самое сложное будет в конце.
На 3-й волне постарайтесь сохранить катер, возле которого появляются гранатомёты. Для этого держитесь максимально далеко от него во время обстрела из «арты». И когда полетят капсулы с турелями – быстро заходите всей командой в катер и забивайтесь в угол. Теперь аккуратно 1-2 стрелка в «пиксели» могут отстрелить все турели, а далее и волну ботов. Если по какой-то причине вы в зоне видимости турели – кидайте дым в её сторону. Осталось добить двигатель ледокола и миссия пройдена!
За прохождение в награду выдадут случайное оружие из новой коллекции «Стужа».
Итак, мы получили отличную сюжетную спец. операцию для с зимними пейзажами, новыми противниками, сравнимую по времени прохождения с «Марафоном».
В конце миссии, после убийства босса всплывает подводная лодка. На что нам намекают разработчики? Новые приключения будут проходить под водой? Это мы узнаем в будущем, а пока в бой с «Ледоколом».
Вышло февральское обновление Warface. Вас ждет увлекательная спецоперация Ледокол, яркая оружейная серия Стужа, новое оружие, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
Спецоперация "Ледокол" . Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood - это настоящий вызов для опытных бойцов. Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет. Спецоперация использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Рекомендуется использовать 64-разрядные операционные системы.
Оружейная серия "Стужа"
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями - пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже.
Новое оружие M14 Crazy Horse
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse. Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты.
Новое оружие PM-84 Glauberyt Custom
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom. Главное отличие этого оружия - стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы.
Изменения оружия в игре
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Прочие изменения после обновления
Исправление ошибок игры
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.
08.02.2017 14:41
Встречайте долгожданное обновление Warface! Вас ждет увлекательная спецоперация "Ледокол", яркая оружейная серия "Стужа", абсолютно новые пушки и улучшенные старые, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
О новинках можно узнать как из материала ниже, так и из свежего выпуска видеоновостей или на .
Новая спецоперация
Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood — это настоящий вызов для опытных бойцов! Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет!
Хотите узнать, как создавалась миссия? Смотрите видеодневники!
Внимание ! Спецоперация "Ледокол" использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Мы рекомендуем вам использовать 64-разрядные операционные системы. Корректная работа спецоперации на 32-разрядных системах не гарантируется.
Оружие
1. Серия "Стужа"
В распоряжение отряда Warface поступает новая оружейная серия "Стужа"!
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями — пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Обязательно используйте перчатки — сталь холодна, как сердце Оберона! .
Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже, мы обязательно сообщим об этом в новостях.
2. Снайперская винтовка
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse.
Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты. .
3. Пистолет-пулемет
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom.
Главное отличие этого оружия — стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы. .
4. Повышение характеристик
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Достижения
Если вы любите достижения, то у нас отличные новости. С текущим обновлением в Warface добавляется более двадцати различных значков, жетонов и нашивок! За что их можно получить?
1. За успехи на спецоперации "Ледокол".
2. За уничтожение врагов с помощью нового оружия.
3. За успехи в официальных турнирах.
Ввиду своей редкости эти достижения в общем списке отображаться не будут.
4. За воскрешение 25 000 союзников.
Прочие игровые изменения
Множители в различных режимах
- Комната клановой битвы, команда 5-8 человек. Множитель х1.
- Комната клановой битвы, команда <5 человек. Множитель х0,1.
- Рейтинговые матчи. Множитель х3. Вся команда должна быть из одного клана.
- Все остальное. Множитель х0,1. Члены команды не обязательно должны быть представителями одного клана.
Множитель зависит от количества участников одного клана в команде.
- 5 — х0,25.
- 4 — х0,2.
- 3 — х0,15.
- 1-2 — х0,1.
Развернуть
- Улучшен механизм подбора частей миссий (в рамках одного региона), что сделает задания более разнообразными.
- Задачи командования в миссиях PvE теперь показываются и в самом начале задания.
- Добавлена карта "Сибирь" в стандартном оформлении, а праздничная версия покинула игру.
- Пересмотрены значения получения корон на спецоперации "Черная акула".
- Добавлено новое мини-достижение "В прыжке". Появляется только при убийстве врага в момент прыжка (после нажатия соответствующей кнопки) и не работает в режиме падения.
- Интерфейс системы поставщиков упрощен и сделан более понятным.
Что изменилось?
Развернуть
- Увеличен срок действия предметов, получаемых за повышение ранга.
- Добавлено выделение члена команды, на которого направлено классовое действие (по аналогии с воскрешением союзника): лечение, пополнение боезапаса и восстановление брони. Иными словами, теперь игрок точно будет знать, кому пополняет броню, здоровье или дает патроны.
- Сокращено количество окон, которые показываются при заходе в игру. Теперь окно с предложением продлить или заменить закончившийся предмет будет показано только в том случае, если предмет был экипирован.
- При получении оружия (вне боя) в интерфейсе будет показано сравнение нового предмета с текущим оружием.
- Внешний вид индикатора нанесенного урона ("красного креста") получил более современный вид.
- Коробки с патронами теперь восстанавливает 400 единиц боезапаса для всех типов пулеметов.
- На карте "Мотель" убраны бочки с горючим.
Исправление ошибок
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.