Как писать лид к интервью. Как создать удачный подзаголовок и лид? Спорное утверждение или провокация
Успех заметки зависит не только от заголовка, но и от лида. Используя минимум деталей, вы в двух-трех предложениях ответите на вопросы что, где, когда произошло, каковы причины происшествия, есть ли пострадавшие.
Последние полгода специализируюсь на написание новостей в рубрику «происшествия». Пишу на криминальную тему – грабежи, кражи, мошенничество. Лид в моих материалах отражаеть суть события, содержит краткую, но понятную информацию в тридцать-сорок слов (по крайней мере, так у меня). Раздуть лид деталями, канцеляризмами – значит похоронить публикацию – читатель спотыкается на мелких подробностях, «официальщине» и теряет интерес к заметке.
Перед тем, как учиться писать лид, впору узнать, что означает это слово. В Интернете я нашел следующее определение:
Лид (lead, от того же корня, что «лидер» — в американской журналистике lede) — это первая фраза или, в некоторых случаях, первые две фразы любого материала.
С чего начать лид?
При написании лида на первый план можно вынести:
— личность
— факт
— дату
— место события
— причину
— процесс (действие)
Факт , который важнее даты, места события, личностей и т.п. («Убийство произошло на почве ревности…»)
Дата события , когда пишем срочный материал («14 августа прошел суд по делу…»)
Место события («В Железногорске убит президент Америки…»)
Причины («В связи с участившимися случаями жестоко обращения с детьми Правительство РФ приняло новый закон об опеке…»)
Какой-либо процесс : («После двухдневных переговоров , которые сопровождались убийствами заложников,14 августа ФСБ приняло решение уничтожить террористов…»).
Чаще я пишу срочные материалы и приоритет в лидах отдаю дате события . Когда же новость безнадежна устарела (и такое бывает!) лучше на первый план вынести факт (конечно, если он действительно весомее, чем дата, личность, процесс и т.п.)
Два примера лида
Рассмотрим хороший и плохой пример лида.
Плохой лид
Если бы новости писали чиновники, то лиды были бы такими:
Заголовок: В Курске убили русского миллионера
Лид: 18 августа в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья был застрелен Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац». По предварительным данным – это заказное убийство, преступники не найдены.
На свои материалы я смотрю с двух позиций – с читательской и журналисткой.
Сначала я включаю в себе читателя и пишу заголовок, лид. После этого я «становлюсь» журналистом и пишу продолжение публикации (даю подробности, детали, комментарии).
Когда я «читатель» я рассуждаю так:
Я считаю, что нельзя вносить в лид номер подъезда, улицу, орудие убийства, количество дыр в голове, отчество убитого. Эти детали – вынос для моего мозга! Слишком много информации! Меня не интересует проходной или непроходной подъезд, мне плевать на название нефтяной компании. Я – ленивый читатель и не хочу читать всю публикацию, я смотрю на текст, который выделен жирным шрифтом и хочу узнать кто, когда, кого убил?
От прочтения «детального» лида у самого остается дыра в голове, пропадает желание читать новость.
Яркие лиды – одна из основных ошибок начинающих журналистов .
По себе знаю: хочется втиснуть в первый образ побольше красочных подробностей, предоставить читателю полную картину происшествия. Короче, хочешь подать якобы живую информацию, а получаешь оплеуху от редактора.
У моего начальника есть хорошая фраза, которая касается подачи новостей: «Пишите новости для технички». Примерно так звучит.
Хороший лид
Все просто:
18 августа в подъезде жилого дома неизвестными убить миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании. Убийство носит заказной характер.
Краткость – сестра таланта и уважение от верстальщика газеты. Смакуйте подробности убийства во втором и далее абзацах. Самое главное, что вы кратко, без искажений ответили в лиде на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Выдвинули версию убийства:
Кто?
Было: Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац».
Стало: Миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании
Что? (действие)
Было: был застрелен тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья
Стало: убит
Где?
Было: в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева
Стало: в подъезде жилого дома
Было: преступники не найдены.
Стало: неизвестными
Ваше «когда» не изменилось, но изменилась версия убийства:
Было: По предварительным данным – это заказное убийство
Стало: Убийство носит заказной характер.
Такая краткая информация для молодого бойца. Надеюсь, тот минимум, что я выдал, поможет вам написать хороший лид.
Как написать лид к текстам разных жанров, что в него входит и как он устроен. Как не упустить читателя, раскрыв в лиде всю суть текста.
Формула лида к расширенной новости .
«Что произошло? + Что это значит?»
Вначале мы называем событие, затем сообщаем, что из этого события следует. Вот пример лида, написанного по такой формуле:
В понедельник правительство утвердило новый порядок расчета тарифов за услуги ЖКХ. Теперь холодная вода подорожает в полтора раза, а горячая - втрое. Пенсионеры и любители принимать ванную уже готовятся в знак протеста перекрывать улицы .
С одной стороны, суть заметки нам понятна, и дальше можно ее не читать. С другой - многим захочется узнать подробности: почему повышается плата за воду, для всех ли граждан или будут исключения, как изменятся тарифы на другие услуги, какие именно улицы собираются перекрыть возмущенные граждане. Таковы признаки хорошего лида: суть понятна, но хочется узнать подробности.
Иногда в лиде можно ограничиться ответом только на первый вопрос «Что произошло?» Однако эту информацию следует подать так, чтобы читателю было одновременно ясно и не ясно. Ясно, что произошло, и не ясно, как все это могло произойти. Например, как в этом лиде из газеты «Коммерсант»:
Как стало известно «Ъ», главное следственное управление следственного комитета России (СКР) по Московской области заканчивает расследование дела банды малолеток, несколько месяцев державшей в страхе подмосковный город Балашиху. В конце 2010-го — начале 2011 года группа 14-16-летних подростков буквально завалила трупами два городских парка, расположенных между судом и прокуратурой.
Нам понятно, что заканчивается следствие по делу банды подростков, но не понятно, как подростки могли завалить трупами парки, тем более, расположенные между судом и прокуратурой.
Подаваемую в лиде информацию можно обострить либо довести до абсурда, если текст это допускает. Вот пример такого лида из газеты «Новые Известия»:
Сегодня Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, многократно ужесточающие наказание за остановку и стоянку в неположенном месте. Плату за перемещение машины на штрафстоянку вернут, а за парковку на газоне начнут наказывать по фотографии машины. Однако депутаты хотят разрешить садиться за руль автомобиля с неисправными тормозами пьяным водителям без документов.
Информация из последнего предложения кажется невероятной. Не могут же депутаты Госдумы, будучи в здравом уме, разрешить пьяным водителям ездить на неисправных машинах? Это побудит читателя погрузиться в текст. Там говориться, что, если полицейский остановит машину и наложит запрет на ее эксплуатацию, то эту машину можно будет не бросать на дороге, а для предотвращения пробки перегнать на стоянку, причем сделать это сможет как полицейский, так и сам водитель. Такую поправку подготовили депутаты. По закону запрет эксплуатации автомобиля наступает в случаях, когда у машины не работают тормоза или руль, а водитель пьян или не имеет документов. То есть может сложиться ситуация, когда инспектор остановит пьяного водителя без документов на неисправной машине, а затем попросит этого водителя проехать несколько сотен метров, чтобы не создавать затор.
Рекомендуемый объем лида - 350-400 знаков. Такой лид не отпугнет читателя своей сложностью и нагроможденностью. Стереотип «Большое = Сложное» широко распространен, а навык чтения у среднего читателя гораздо хуже, чем у начинающего журналиста. К тому же не надо втискивать в лид все интересные подробности. Оставьте что-то и для остального текста.
Распространенная ошибка при написании лида новостной заметки - нарушение фокусировки (когда внимание заостряется на том, что происходило, а не на том, что произошло). Например, если чиновники собрались на совещание, что-то обсуждали, и один из докладчиков огласил новую и интересную статистику, лид надо начинать с этой статистики. Ее обнародование, а вовсе не совещание и есть событие. В редакционном руководстве для журналистов интернет-издания gzt.ru это правило изложено так:
Следует четко отличать собственно новость от обстоятельств , при которых новость стала известна, а также от информационного повода , который служит «спусковым крючком» для публикации новости. Новостной журналист совершает ошибку, когда под видом сообщения о новости рассказывает об обстоятельствах, при которых она стала известна, или об информационном поводе. Ни пресс-брифинг, ни круглый стол, ни конференция сами по себе не могут быть для нас новостью (конечно, если речь не идет о прямой линии Владимира Путина с народом). Новость - это какая-то информация, которая стала известна на мероприятии (например, о том, что в условиях кризиса девелоперы начали завуалировано предоставлять существенные скидки на квартиры).
Перейдем к лиду репортажа . Здесь возможны три варианта.
Первый - это такой же лид, как и к новостной заметке. Мы пишем, что произошло и что это значит, а затем идет репортаж, в котором показываем, как все это происходило. Пример лида такого типа к репортажу из газеты «Коммерсант»:
Вчера в Москве на Васильевском спуске прошел стотысячный митинг «Россия против террора». Лучшие чувства людей - сострадание и любовь к детям - были использованы для организации спецмероприятия, напомнившего специальному корреспонденту «Ъ» Валерию Панюшкину советские демонстрации и единодушное осуждение врагов народа.
Второй - лид-сцена, когда текст начинается с погружения в атмосферу происходящего. Пример лида-сцены из репортажа корреспондентки журнала «Русский репортер» о работе продавцом в цветочном магазине:
Небо хмурое, утро темное.
- Давненько я жене не делал приятного, - мужчина лет тридцати в строгом костюме и коротком пальто заглядывает в холодильник. - Соберите-ка букетик для жены, чтобы небо показалось ей голубым-голубым.
Утро сегодня и в правду темное, как вечер. Мимо стеклянных стен нашего салона ртутной массой плывут серые тени. Вряд ли, кому-то в такую рань приспичит покупать цветы. Но у нас - первый покупатель. Часы показывают… короче, еще очень рано.
Сцена должна погружать читателя в драматическую ситуацию, когда персонаж текста сталкивается с какой-то проблемой. Лид задает вопросы и обещает на них ответы, ради которых нужно прочесть текст. Какой букет соберет продавец первому покупателю? Будут ли еще покупатели, и что за цветы они захотят купить? Как вообще выглядит работа продавца цветов изнутри?
Третий - лид-ситуация , когда текст начинается с рассказа о месте, в котором побывал корреспондент. Этот рассказ должен быть необычным, когда одновременно понятно, что там происходит, но не понятно, как люди дошли до такой жизни. Пример лида-ситуации из журнала «Русский репортер»:
Бывший русский анклав Харбин давно стал рядовым китайским областным центром: всего каких-то 9 млн. жителей. Связанное с Россией прошлое здесь превратилось в доходный туристический аттракцион. Заповедник «Русская деревня», парк Сталина, сотни русских ресторанов, караоке-клубов, тысячи русских проституток. Туристы со всего Китая приезжают в Харбин, чтобы за большие по местным меркам деньги посмотреть на бывшего «старшего брата», роль которого исполняют гастарбайтеры из российской провинции.
Распространенная ошибка при написании репортажного лида - заканчивать его фразой «наш корреспондент побывал там-то» или «наш корреспондент передает оттуда-то» . Здесь ничего не говорится о том интересном, что узнал корреспондент и о чём теперь может рассказать читателю. Еще хуже, если лид закончен фразой «наш корреспондент разбирался …» . Разбирался - значит, не разобрался. Зачем тогда писать?
Формула лида к интервью:
Информационный повод + ключевые идеи, высказанные собеседником
Эти идеи должны звучать максимально провокационно. Например:
На минувшей неделе Верховный суд Чечни оставил в силе решение Грозненского суда о включении в список экстремистских материалов скандальной статьи о чеченцах в энциклопедии издательства «Терра». Участвовавший в этом процессе адвокат Мурад Мусаев убежден, что чеченцев опорочили преднамеренно, и надеется привлечь авторов статьи к уголовной ответственности. В интервью «Новым Известиям» адвокат рассказал также о том, кого пытаются обвинить в убийстве Анны Политковской, и объяснил, почему невиновны чеченцы, осужденные за участие в беспорядках в карельском городе Кондопога в конце августа 2006 года.
Б ыть чеченцем - не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство // Новые известия. 2010. 31 мая.
Иногда информационный повод опускают, и лид начинается сразу с необычной идеи, которую высказал собеседник. Например, интервью из «Новых Известий»:
Солдат защищают матери, а не отцы, потому что женщины в России более свободомыслящие и независимые, чем мужчины. В этом уверена лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
Лучше, если необычных идей, высказанных собеседником, будет несколько. Например:
Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «Новым Известиям» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.
Антисемитизм свойственен русской интеллигенции // Новые известия. 2011. 3 октября.
В этом лиде содержится шесть идей, из которых первая звучит провокационно, следующие четыре противоречат общепринятому мнению, а последняя кажется абсурдной.
Лид к текстам разных жанров пишется по-разному.
- Лид новостной заметки пишут в самом начале работы над текстом и переделывают в конце. Исходный вариант будет рабочим и поможет сфокусироваться на сути события. Но после написания текста лид нужно отшлифовать и обострить.
- Лид к репортажу можно написать как в начале, так и в процессе работы над текстом. Разумеется, со шлифовкой в конце.
- Лид к интервью пишется в последнюю очередь, когда текст завизирован собеседником, и можно отбирать идеи, которые пойдут в лид.
Подзаголовок и лид входят в так называемый заголовочный комплекс. Их задача - обозначить тему журналистского материала.
Отличия и сходство
В заголовочный комплекс входят шапки, рубрики, заголовки (о них мы уже ), надзаголовки (как правило, их придумывает выпускающий редактор, оформляя полосу), подзаголовки и лиды.
«Лидом» в журналистике называется первый абзац (от английского lead - вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять).
По общим наблюдениям, многие журналисты, даже состоявшиеся, путают подзаголовок с лидом. Между тем подзаголовок и лид - это разные составные части заголовочного комплекса.
Отличить их можно так: подзаголовок обычно поддерживает только заголовок (конкретизирует его содержание), лид раскрывает основную тему/идею журналистского материала.
И еще отличия: подзаголовок обычно состоит из одного предложения (как правило, до десяти слов), лид может состоять из нескольких предложений. Или одного, но длинного, с периодами.
Вот пример, не первый попавшийся, но попавшийся все-таки под руку, из свежего номера «КП в Беларуси»:
Заголовок: «В Витебске пьяный в трамвае средь бела дня напал с ножом на ребенка».
(К слову, несколько затянутый и слишком эмоциональный заголовок, «средь бела дня» из него вполне можно было перенести в подзаголовок или лид).
Подзаголовок: «Мальчика спас сотрудник Следственного комитета».
(Классический образец подзаголовка: пять слов, одно предложение, в нем три существительных, один глагол и одно прилагательное).
Лид: «13-летний мальчик получил резаную рану плеча, когда просто ехал в трамвае. На одной из остановок в салон зашел подвыпивший мужчина и устроился на сиденье Максима. Мужчина некоторое время бормотал что-то непонятное, а потом выхватил заточку и ударил ребенка». (Стандартный лид: три предложения, кратко описывающие произошедшее).
Как видим из вышеприведенного примера, подзаголовок и лид значительно отличаются друг от друга. А объединяет их общая задача: увлечь читателя вглубь текста. В смысле - заманить.
Но это, по-хорошему, без всяких там УК и КоАП: так уж устроена современная журналистика.
Зачем они нужны?
Подзаголовки и лиды журналисты используют не всегда. Но уж лучше бы использовали: с ними материал становится более увлекательным с самого начала, и с самого начала становится понятно - читать его или нет.
Скажем больше: развернутая информация, корреспонденция, статья без подзаголовка и лида - это вообще катастрофа. Бывает, надо доползти до середины материала, чтобы понять, о чем речь, что за тема?
Привести здесь пример такого рода довольно трудно, в таком случае надо цитировать весь материал. Но любопытные могут легко их найти и увидеть «картину» из серии: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Между тем все больше и больше в наших центральных (и не только) СМИ считается хорошим тоном использовать подзаголовок или хотя бы лид в информационных материалах (которые, в общем-то, и составляют большую часть газетных или интернет-публикаций).
И эта тенденция понятна: здесь не только вопрос вкуса и качества, но и конкуренции. Читатель предпочтет иметь дело с той прессой, где материалы поданы удобно и вкусно.
Причем, как отмечают современные исследователи, на долю заголовка/подзаголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% - на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.
И это правильно: скользящий по заголовкам, подзаголовкам и лидам читатель должен сразу понять, что за материал перед ним и какова его основная тема.
Именно так, с этой целью, и выстраивается информационный материал в современных СМИ: в начале - главное (ответы если не на все шесть (кто? что? когда? где? почему? как?), то, как минимум, на четыре вопроса журналистики), затем - второстепенное (детали, пояснения, комментарии, предыстория)…
Такой принцип построения называется «перевернутой пирамидой» (о ней мы подобно поговорим в последующих публикациях).
Где и как используются?
До сих пор мы говорили о подзаголовках и лидах - в целом. Не привязывая их к жанрам. Но, разумеется, есть разница, для какого материала планируется их написать.
Если для информационного (заметка, репортаж, интервью, отчет), то, как мы уже отметили, подзаголовок и лид для удобства читателей должны нести в себе информацию о событии. О том, о чем журналист собирается рассказать в публикации.
Если для тематической статьи, корреспонденции, очерка, фельетона и т. д., то подзаголовок (если используется) и лид не обязательно должны быть «информационными».
В частности, лид здесь может быть «игровым», или, как его еще называют, «сценическим», вопросительным, анекдотическим. А также - контрастным, статистическим, ретроспективным и т. д.
Здесь уже сам журналист должен определить, что ему важнее выделить, вынести в материале на первый план. Причем, так вынести, чтобы читателей «снесло», накрыло волной интереса к этой публикации. Когда это случилось, считайте, что ваша задача как журналиста выполнена.
Мнение эксперта
Александр Томкович, журналист, писатель.
На мой взгляд, подзаголовки и лиды важны не меньше, чем то, что мы напишем «в развернутом виде», то есть - в самом журналистском материале. Поскольку в них - сама суть, само сердце материала.
Например, в книгах (говорю уже как писатель) это кажется не столь важным. Но это - только на первый взгляд. Все эти вещи и в них, на самом деле, не менее важны, чем в газетах. Ибо книги тоже нужно «продать» читателям. Только с той разницей, что они «продаются» не каждый день, а гораздо реже…
Расписание поездов по станции Лида, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.
Поезда по станции Лида
На сегодняшний день расписание поездов по станции Лида включает 21 жд рейсов дальнего следования, из которых 12 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 1 м(состав по маршруту Гродно - Минск-Пасс.), а максимальное 0 ч 25 м(рейс по маршруту Гродно - Гомель-Пасс.). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Минск , Гродно , Москва в 09:58, 18:51, 03:47 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Лида следуют далее по маршрутам - Лида - Гродно , Лида - Минск , Лида - Москва , Лида - Коммунары отправлением в 03:49, 08:11, 19:01, 19:01 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 027Б Москва-Белорусская - Гродно(прибытие - 03:47, отправление - 03:49), 077Щ Москва-Белорусская - Гродно(06:07, 06:12), 630Б Гродно - Одесса-Главная(08:29, 08:34), 673Б Минск-Пасс. - Гродно(09:58, 10:03) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ
Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:
СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.
В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).
Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.
Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.
УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.
В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.
ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.
Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.
- КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
- НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.
Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.
Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.
Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.
- БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
- НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.
Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.
В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.
Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.
КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ
Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:
- Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
- Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
- Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
- Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
- Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
- Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
- Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
- Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
- Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.
Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:
- Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
- Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
- Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
- Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
- Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
- Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
- Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ
Резюме, или краткое изложение события (результатов).
Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.
Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.
Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.
Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.
Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.
- Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
- Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
- Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.
Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.
- Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
- Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
- Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
- Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”
Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.
Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.
Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:
- 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
- 2. Простое ли это событие или сложное?
- 3. Что в материале главное - люди или события?
- 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
- 5. Насколько это важно для читателя?
Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.