Как медведь себя испугал изложение. НОД в старшей группе
Развития речи
Конспект занятия
Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Цель. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед раздаёт учащимся по одной картинке и предлагает составить по картинке предложение.
2. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ:
«Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась
белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Так крик поднялся на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? – подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».
1) Словарная работа.
Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча. Затем предлагает подобрать у указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).
2) Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.
Логопед предлагает детям расставить картинки. При затруднении помогает.
3) Выяснение причинно-следственных связей.
Почему медведь убежал из леса?
Почему испугались лоси?
Почему испугалась сорока?
Почему испугался заяц?
Почему испугалась белка?
4) Выяснение логических связей.
Получился бы рассказ, если бы не было медведя?
Почему рассказ не получился бы?
Получился бы рассказ, если бы не было белочки?
Шишки у белки? и т. д.
5) Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание детей на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сделал? (Указывает на медведя.) – Вошёл. Что сделала? (Указывает на веточку.) – Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) – Испугалась. И т. д.
Затем предлагает детям вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошёл, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).
6) Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.
Логопед называет действие, учащиеся – предложение с этим словом.
7) Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.
8) Пересказ без опоры на картинки.
Логопед кладёт картинки обратной стороной и предлагает детям вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.
3. Итог занятия.
Литература : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. . – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.
Как медведь сам себя напугал
Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лежки и помчался в гущу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов ее выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.
Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!
Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
(По Н. Сладкову)
Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайца, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.
С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)
Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь вошел не просто в лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его утолок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.
- - Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
- - Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)
Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.
- - Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
- - Какие последствия были у этого события? И т.д.
По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.
Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.
После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:
- - Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
- - Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.
Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждения. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.
После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:
Так чего же в конце концов испугался медведь?
В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.
В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?
В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.
Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал, что он, такой ловкий да быстрый, шутя в лесу проживет.
Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.
Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.
Побежал дальше. Видит - на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюви- щем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.
Не успел еж пяточкой мелькнуть, какфилин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.
Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!
(По Н. Сладкову)
Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:
Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)
Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они передвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.
Но вот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.
Учитель обращает внимание детей на то, что филин не подпрыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.
Так в чем же причина того, что филин победил ежика?
Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, - филин крупнее и сильнее ежика.
А сам ежик виноват в своем поражении или нет?
Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны - сила и величина филина; с другой - недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее - главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.
В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути , шути, да поглядывай! При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.
Ирина Колесникова
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова
«Как медведь сам себя напугал».
Разработал старший воспитатель
МБДОУ детский сад №146 «Белоснежка» г. Брянск
Колесникова И. А.
Программные задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.
2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).
3. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:
валежина - сухая упавшая ветка,
дать стрекоча - убежать быстро,
подобру-поздорову – пока ничего не случилось
4. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.
5. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.
6. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.
Набор схем для графического плана (см. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа», авторский коллектив, 2008)
Модель структуры рассказа (см. О. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»)
Маленькие флажки на каждого ребенка
Предварительная работа: Чтение рассказов Н. И. Сладкова
Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.
Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова
«Как медведь сам себя напугал»
Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову?/
Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!
Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)
С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?
Кто герои эго произведений?
Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.
Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.
Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.
Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)
А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)
Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)
А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)
Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)
Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!
Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)
Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)
В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)
Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:
Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?
(упавшая сухая ветка)
Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)
Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)
Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.
Что же произошло в лесу?
Что случилось с белкой?
Как повел себя заяц?
Почему подняла крик сорока?
Что решили лоси? Что они сделали?
Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)
Чем же закончился рассказ?
А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.
Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево
Огляделся на пороге.
Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой
И трухлявые пеньки касаться левой ступни,
В них съедобные личинки затем наоборот
Для медведя - витаминки.
Наконец медведь наелся Садятся на свои места
И на бревнышке уселся
Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:
Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…
Затопал… Увидела… Подняла… Решили…
Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…
По ходу ответов выкладывается схема рассказа.
Работа над интонационной выразительностью
Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)
Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.
Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.
Самостоятельные пересказы детей.
В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:
Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.
Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.
Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.
Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.
План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.
Страница 6 из 15
Послушный малыш
Смотрю, впереди бежит жёлтенький куличок-зуёк. За ним торопятся четыре зуйчонка величиной с напёрсток, на высоких ножках.
Путь зуйкам пересекла узкая лужица. Зуйчиха на крылья - и перелетела воду. А у зуйчат ещё и крыльев нет - один пух! А всё равно и они не остановились: мах-мах ножками по воде, как по песку! Такие лёгкие, что и вода их держит. Я даже вскрикнул от удивления.
Зуйчиха-мама оглянулась на меня с того берега лужи и негромко сказала своим зуйчатам: «пи-у!» («ложись»).
Трое зуйчат были уже на том берегу лужи. Услыхав команду, они разом припали к земле и пропали из глаз: их серо-жёлтые спинки слились с жёлтым песком и серой галькой.
А четвёртый зуйчонок не успел перебежать лужу - и плюхнулся прямо в воду. Только головка его была на песке, а всё тельце - в воде; он лёг там, где его застала команда «пи-у!».
Я перешагнул лужу, сел на камень рядом с послушным птенчиком.
«Дай, - думаю себе, - дождусь, что он дальше будет делать».
Птенчик лежал не шевелясь. Было ему плохо: вода холодная, пушок намок, пальчики упирались в камешки на дне лужи, - но он не шелохнулся. Даже чёрные бусинки-глазки не моргали. Мама велела лечь, и он послушно лежал.
Я сидел долго, так долго, что у меня нога затекла. Я шаркнул ею около самого носа зуйчонка, но он не шевельнулся.
Комары одолели. Один комар сел зуйчонку на голову, проткнул ему носом кожу и стал толстеть, наливаться кровью. На крошечной головке птенчика он казался чудовищем и всё рос, рос на глазах, наполняя брюхо алой кровью зуйчонка.
Зуйчонок терпел, чуть прижмурив от боли глаза, и не трогался с места.
А моё терпение лопнуло. Я наклонился и щелчком сшиб комара с бедного птенчика. Потом взял птенчика двумя пальцами поперёк тельца и поднял к своим губам.
- Полно тебе в прятки играть! - сказал ему. - Беги, догоняй маму.
Но он не ворохнулся, не моргнул. И остался всё так же неподвижен, когда я положил его на песок - подальше от воды.
«Уж не умер ли он?» - с тревогой подумал я. И вскочил с камня.
Это моё движение испугало зуйчиху-маму, скрывавшуюся где-то в камнях дальше на берегу.
«Кру-кру!» («выскакивай») - крикнула она оттуда.
В один миг вскочили на ножки все четыре зуйчонка и - чик-чик-чик! - стремглав понеслись к маме.
Чур-чура!
«Ну-ну! - сказал я себе. - Если бы я так свою маму слушал в детстве, так, верно, из меня бы вышел толк. Куда уж мне учить таких…»
И пошёл домой через большое лесное болото.
Шагаю да шагаю. Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
Подошёл к кочке - верно: в кочке - углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
Я так и замер на месте: что дальше будет?
Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.
Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.
- Привет тебе, привет! - громко поздравил я его. - Ну, как тебе здесь у нас, нравится?
Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.
Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно - целое, другое - с дыркой в скорлупе.
«Вот это здорово! - удивился я. - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!»
Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал: «А может, они тогда не со страха пикали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? И ведь удрали! Видно, птичата, ещё не родясь из яйца на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
Размахнулся я корзиночкой, что была у меня приготовлена для будущих моих воспитанников-птенчиков, и закинул её далеко в траву.
А сам пошёл в деревню - щеночка себе доставать.
Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. И непослушный. Вот и буду его учить.
Как медведь сам себя напугал
Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.