Как медитация влияет на мозг. Что делать во время самой медитации
Ученые всего мира очень давно интересуются важными процессами и эффектами, происходящими в организме во время медитации. И пытаются найти точный ответ на вопрос, почему во время медитации качает как маятник, и что можно с этим сделать.
На сегодняшний день проведено немало исследований и изысканий, благодаря чему ответ на данный вопрос практически найден.
На какие участки мозга воздействует медитация
Человеческий мозг состоит из целого ряда отделов или участков, отвечающих за полноценное функционирование всего организма:
- Префронтальная медиальная кора.
Является очень важным отделом мозга, обрабатывающим информацию, которая относится непосредственно к личному жизненному опыту. Принимает участие в различным размышлениях, мечтах и общении с другими людьми. И состоит из следующих секций:
— префронтальная вентромедиальная кора: отвечает за тревогу и беспокойство, которые способны с легкостью привести к состоянию стресса; также участвует в обработке информации, касающейся всех окружающих людей;
— префронтальная дорсомедиальная кора: осуществляет обработку поступающей информации и отвечает за поддержание социальных связей. - Префронтальная боковая кора.
Отвечает за логику и рациональное мышление. Участвует в принятии эмоциональных решений и помогает проще относиться к различным событиям, происходящим в жизни. - Миндалина мозжечка.
Является непосредственным центром страха, позволяющим оценивать происходящую ситуацию и быстро самое правильное решение. - Островок.
Участок мозга, отвечающий за телесные ощущения, помогая отслеживать любые изменения, происходящие в организме. А также активно участвует в личных переживаниях и сопереживании другим.
Медитирование благотворно сказывается на работе каждого из перечисленных участков мозга. Но только в случае регулярных практик, иначе положительное воздействие окажется минимальным.
Необходимо указать и на тот факт, что совсем нередко у новичков от медитации болит голова или появляется некое ощущение дискомфорта. Но беспокоиться по этому поводу не стоит, поскольку причина боли обычно кроется в неподготовленности мышц к новым физическим нагрузкам и непривычным позам.
Также причина может быть и психофизической – человек долго скрывал свои эмоции, испытывал стресс и тревогу, и это выразилось в зажатости тела. А медитация помогает ему вновь раскрыться, нередко вызывая дискомфорт и боль.
Но волноваться не стоит, поскольку с каждой новой тренировкой боль станет отступать и со временем исчезнет совсем. Так же, как и ее основные причины. И останется лишь удовольствие и огромная польза, которую несет в себе каждое новое занятие.
Работа мозга без медитации
Без медитации мозговая активность человека представляет собой непрерывную сеть нейронных связей между всеми участками головного мозга. И все вместе они позволяют обрабатывать огромное количество информации, поступающей извне.
И нередко различные страхи или телесные ощущения приводят к беспричинному беспокойству, в результате которого человек начинает постоянно перебирать в голове различные ситуации, происходившие с ним ранее.
Основной причиной всего происходящего является слабая взаимосвязь между теми частями мозга, которые производят оценку поступающей информации и теми, что отвечают за принятие собственных решений.
Но при медитации происходит изменение активности головного мозга и его отдельных областей. Медитация позволяет контролировать участки мозга, отвечающие за непосредственное принятие различных ситуаций близко к сердцу.
Она помогает повысить активность областей, отвечающих за понимание мыслей и поступков других людей. И в результате приводит к умению отсеивать ненужную информацию, помогая смотреть более спокойно и здраво на происходящее вокруг.
В самом начале практики цигун вы учитесь тому, как регулировать свое тело, дыхание и разум. Приступая к практике, особенно к неподвижной медитации, вы получаете возможность погрузиться в глубокое медитативное состояние, в котором ваша ци самостоятельно восстанавливается и уравновешивает себя, проникая в каждую клетку вашего тела. В процессе медитации у вас могут возникнуть разнообразные ощущения или даже видения. Большинство из этих новых впечатлений возможно получить только во время медитации. Такие ощущения китайцы называют цзин ци, что переводится как «видения ци» или «картинки ци» (потому что именно ци вызывает к жизни эти видения). Здесь мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные ощущения и впечатления. Не думайте, что вы обязательно столкнетесь с каждым из них или что подобное испытывает каждый человек. Все зависит от индивидуальных качеств, времени суток, в которое вы занимаетесь, даже от окружающей вас обстановки.
1. «Восемь Прикосновений» (физические и сенсорные явления)
Ба чу, или «Восемь Прикосновений», представляют собой ощущения, нередко возникающие в процессе практики цигун: это может быть чувство тепла, ощущение, будто кто-то касается вас, или чувство тяжести. В Китае их называют чу ганъ (прикосновение и ощущение) или дун чу (движущееся прикосновение). Некоторые люди испытывают такие ощущения:
1) движение (дун);
2) зуд (ян);
3) прохлада (лян);
4) тепло (нуанъ);
5) легкость (цин);
6) тяжесть (чжун);
7) першение (сэ);
8) скольжение (хуа).
Другие же называют иной перечень ощущений:
1) потряхивание (дяо);
2) вибрация (и);
3) холод (лин);
4) жар (жэ);
5) парение (фу);
6) погружение (чэнь);
7) твердость (цзянь);
8) мягкость (жуань).
Вы должны понимать, что для практики цигун все эти ощущения являются вполне нормальными; они возникают иногда даже у новичков. Если вы почувствуете нечто подобное, проанализируйте свое ощущение, чтобы определить его источник или причину. Если окажется, что это естественное явление или результат перераспределения ци, не переживайте из-за этого, позвольте всему идти своим чередом. Если же явления вызваны какими-то другими причинами — исправьте положение, избавьтесь от обстоятельств, их породивших.
Не стоит ожидать этих явлений и надеяться на их появление (как, впрочем, и беспокоиться по этому поводу). Просто следуйте природе, не вмешиваясь в ее дела. Воспринимайте происходящее с легким сердцем, продолжая занятия; держите разум в ясности и спокойствии, стараясь ни на что не отвлекаться.
2. Ощущение движения или вибрации
Это ощущение отличается от описанной ранее дрожи. Оно возникает в области Даньтяня во время неподвижной медитации. Позанимавшись неподвижной медитацией некоторое время, вы поначалу можете ощутить теплоту в нижней части живота. Через пару недель вы можете почувствовать, что область Даньтяня начинает самостоятельно вибрировать — это значит, что «нижний котел» наполнен ци и пора использовать свой Я, чтобы направить эту ци по Малому Кругу. Как правило, это ощущение одним из первых приходит к начинающим заниматься неподвижной медитацией. Оно подтвердит вам правильность практики и наличие определенных успехов.
3. Ощущения внутри живота
Как только вы почувствуете теплоту и вибрацию в Даньтяне, мощный поток ци распространится по животу. Движения передней стенки живота во время дыхания стимулируют циркуляцию ци в кишечнике. Иногда это вызывает различные звуки или способствует освобождению от газов. Через некоторое время после того, как это произойдет, вы почувствуете тепло и различные ощущения в животе, почувствуете вашу ци, текущую равномерно и сильно. Иногда это приводит к усиленному потоотделению. После регулярных занятий в течение некоторого времени эти ощущения исчезнут, поскольку все каналы в нижней части живота откроются и ци сможет двигаться беспрепятственно.
4. Ощущение воздушности
По завершении Малого Круга, когда ци внутри вашего тела движется равномерно, вы можете почувствовать, что в состоянии глубокой медитации ваше физическое тело как бы исчезает, становясь легким и воздушным. Это ощущение действительно приятное; однако стоит вам отвлечь свой разум на это ощущение, как воздушность тут же исчезнет. Вы должны просто осознавать происходящее, не обращая на него внимания. Как правило, чтобы достигнуть этого состояния, вы должны вначале привести свое тело в состояние глубокого расслабления, когда ритм дыхания и сердцебиение снижены до минимума, а разум находится в состоянии покоя и умиротворения.
5. «Белый вид» («облака») в пустой комнате
Находясь в состоянии глубокой медитации, вы иногда можете пережить ощущение исчезновения вашего физического тела, после чего ваша ци сольется с ци окружающего пространства. Когда это происходит, кажется, что вся комната внезапно становится пустой, наполняясь белыми облаками или туманом. Если вы попытаетесь сосредоточиться на созерцании, картина тут же исчезнет, поскольку разум не знаком с состоянием абсолютной пустоты и тут же начнет генерировать образы знакомых физических предметов, чтобы заполнить ее.
Столкнувшись с ощущением белой пустоты, просто почувствуйте ее, не концентрируя на ней внимание. Подобные явления возникают лишь при условии идеальной уравновешенности разума, приводящей его в состояние повышенного расслабления и концентрации. Даос У Ицзы говорил: «(Если ты) желаешь наполнить живот (ци), вначале опустоши (отрегулируй) синь. (Если ты) желаешь вызывать Белое, вначале опустоши комнату». Это высказывание взначает, что для наполнения живота энергией ци человек вначале должен опустошить свой эмоциональный разум. Другими словами, вы должны регулировать свой синь до тех пор, пока он не исчезнет, —лишь после этого ваш разум сможет сконцентрировать И на Нижнем Даньтяне, чтобы он «разжег огонь» (начал создавать ци). В данном случае белый цвет символизирует простоту, чистоту, легкость, связанные с исчезновением физического тела. Чтобы заставить собственную ци слиться с окружающей, вам прежде потребуется избавиться от всех объектов в «комнате» вашего разума, включая физическое тело.
6. Шесть других ощущений
Достигнув высших уровней медитации в цигун, вы можете столкнуться с шестью другими часто встречающимися ощущениями. Вот они: а) жар в Даньтяне, словно он объят огнем; б) (внутренние) почки словно опущены в кипяток; в) из глаз бьют лучи света; г) за ушами возникают порывы ветра; д) над головой слышится клекот орла; е) ваше тело наполнено энергией так, что даже нос дрожит. Все эти явления даос Юй Цзу назвал «Шестью Доказательствами», поскольку они подтверждают правильность пути в практике медитации.
7. Шесть перемещений
Когда вы овладеете уровнем, позволяющим регулировать ваш шэнь, вы сможете повысить его, а сверхъестественная сила лин поможет вам достигнуть того, что недоступно обычному человеку. При этом ваш разум сможет общаться с шестью природными силами.
А. Видение настоящего
Ваш разум настолько прояснен, что способен анализировать и понимать события максимально глубоко и точно. Это происходит потому, что вы научились регулировать свой разум и способны видеть предметы или события с беспристрастной точки зрения, не испытывая смущающего влияния синь. Поскольку большинству людей это недоступно, вы сможете видеть лучше их.
Б. Понимание прошлого и видение будущего
Ваш разум способен понимать прошлое и предсказывать будущее. Поскольку ваш разум прояснен, вы сможете анализировать происходящее, понимать причины и видеть результаты. Поскольку ваш опыт объективного анализа будет накапливаться, вы сможете видеть, что произойдет в будущем, ведь человек остается человеком, а история всегда повторяется.
В. Видение всей Вселенной
На высших стадиях медитации ваш дух сможет ощущать всю Вселенную. Вы сможете увидеть (духовно) горы, небеса, реки, моря и т. п. На этой стадии ваша ци объединится с ци Вселенной, так что вы обретете способность свободно обмениваться информацией.
Г. Звуки Вселенной
При помощи своего духа вы сможете слышать и понимать все звуки, возникающие от вариаций природной ци, включая ветер, дождь, волны и т. п. Вы также сможете слышать духов и общаться с ними.
Д. Видение судьбы
Ощутив все изменения в природном поле ци, накопив все прошлые знания, относящиеся к человеку, вы сможете видеть разум человека, его личностные качества, истинную природу. Это позволит вам видеть его судьбу. Вы даже сумеете определить его духовное будущее, т. е. ожидают ли человека в дальнейшем радости (рай) или страдания (ад).
Е. Узнавание мыслей других
Поскольку вы наполнили свой дух и головной мозг энергией, приведя их в состояние повышенной чувствительности, ваш мозг сможет воспринимать значительно более широкий спектр волн. Научившись настраиваться на волны, испускаемые мозгом других людей, вы сможете видеть их мысли.
Даосский мудрец У Чжэньжэнь сказал: «Возвратись в пустоту, чтобы объединиться с Дао после того как ты достигнешь устойчивости и (твой дух) сможет покинуть (твое тело), (твой дух) сможет внезапно проникать (в твое тело) и так же внезапно покидать его». Это и будет тем состоянием буддовости, или просветлением, находясь в котором вы сможете отделиться духом от тела, соединившись с природой.
Мозговая активность подразумевает постоянную взаимосвязь нейронных сетей в разных участках головного мозга. Нервные клетки способствуют обработке больших объемов информации, поступающих в наш организм из окружающей среды. Волнение или беспричинные опасения становится причиной психологических нарушений. Люди часто перебирают в голове прошлые события. Главной причиной расстройства считается нарушение взаимодействия между участками мозга, оценивающими и анализирующими поток информации всеми отделами, которые принимают определенные решения.
В процессе медитации активность головного мозга меняется. Человек обретает возможность контролировать отделы нервной системы, из-за неправильного действия которых человек постоянно все принимает близко к сердцу. Медитационные практики позволяют стимулировать активностью участков мозга, отвечающих за анализ мысли и поступков окружающих. В итоге лишняя информация отсеивается человек спокойно взаимодействует с окружающими обстоятельствами, уверенно смотрит в будущее. Отношение к разным проблемам меняется, устраняется ненужное беспокойство, тревожность, стресс. Поэтому нужно почаще медитировать. У меня ощущения во время медитации возникают самые разные.
Во время первых занятиях медитацией я не задумывался о саморазвитии. Я не уделял внимание своим недостаткам, не пытался от них избавиться. Сначала я задавался целью избавиться от депрессии, резких изменений настроения, периодически возникающих панических атак. Раньше я даже думал, что с помощью медитации у меня появятся незаурядные способности. Через несколько месяцев занятий появились первые изменения. В какой-то момент я понял, что у меня развиваются навыки управления собственными эмоциями. Мне стало ясно, чего я хочу получить от жизни. Идеи накапливались постепенно, по мере накопления жизненного опыта.
Во время медитации у меня часто возникали разные видения, поначалу хотелось спать, но постепенно организм адаптировался к занятиям. Иногда все тело словно пульсировало, меня ритмично качало, как маятник. Через несколько месяцев я начал понимать, что все свои эмоции люди способны контролировать. Раньше я часто шел на поводу у собственной нервозности, то сейчас я могу контролировать такое состояние или мне удается задуматься о природе таких эмоций.
Хочется спать
Иногда мне после медитации хочется спать. Это нормальное состояние, не нужно переживать. Многие люди не до конца понимают, что такое медитация. Это состояние, в которое попадает человек, если частота работы мозга замедляется. Когда мы бодрствуем, нервная система функционирует на достаточно высоких частотах. Когда человек спит, мозг работает медленно. Лично я во время медитации засыпаю крайне редко потому, что давно практикую.
При медитации частота работы нервной системы находится примерно между сном и бодрствованием. Человек находится в таком состоянии несколько раз в день перед погружением в сон и после пробуждения. Ощущение можно сравнить с тем, как студент сидит на скучной лекции, медленно засыпает. Глаза сами закрываются. Можно сказать, что человек в это время находится в медитативном состоянии.
Медитирующие люди погружаются в это состояние осознанно. Остальные переходят в такое состояние на протяжении дня естественным путем. Поэтому медитацию можно назвать естественным состоянием для каждого человека.
При попытке замедлить работу мозга человек находится в состоянии, приближенном ко сну. Постарайтесь выполнять такие рекомендации:
- Чтобы не засыпать, можно выбирать позы для медитации, находиться в которых недостаточно комфортно для погружения в сон.
- Медитировать можно сидя. Если человек засыпает в сидячем положении, опираясь на спинку дивана или стену, как можно сесть на край стула и медитировать с прямой спиной, не опираясь ни на что.
- Можно приоткрыть окно, чтобы в помещении было прохладнее. Если создать условия, при которых будет не слишком удобно, заснуть не получится.
- Специалист рекомендует лучше высыпаться. Иногда из-за усталости люди могут засыпать во время медитации. Все люди, которые начинают учиться медитация, засыпают.
Текут слезы
Слезы во время медитации — это нормальная реакция организма на процесс внутреннего высвобождения энергии. У многих накапливаются негативные эмоции, чувства, которые во время медитации дают о себе знать. Во время медитации огромный поток энергии, который не мог пробиться через внутренние барьеры, проникает через сердце, которое воспринимает высшую энергию от земли и космоса, перерабатывает и распределяет по организму. Когда во время медитации оказывается воздействие на четвертую сердечную чакру, появляются слезы из глаз. Душа начинает радоваться потоком энергии, которые снабжают организм.
Раскачивается тело
Иногда метя во время медитации качает как маятник. Раскачивание считается нормальным состоянием в процессе медитации. Чаще всего такое состояние возникает у начинающих. Волны потоки легкой энергии без препятствий не проходят по всему телу, становится легко и приятно. Нужно уловить ритмику таких потоков, не препятствовать ем.
Почему по время медитации раскачивается тело? Это явный признак того, что организм расслаблен. Меня часто во время медитации качает. Внутренним вибрациям подвержена голова, руки, туловище. Такое состояние поначалу отчетливое, сильное, со временем угасает. Каналы прохождения энергии в этих местах очищаются, удаляются блоки. Энергия в организме, предоставленная сама себе, легко определяет узкие, и слабые места в нашем организме. Мне нужно препятствовать этому процессу. Раскачивание можно сдержать в любую минуту, сосредоточившись на чем-нибудь другом. Нужно читать мантры.
Появление образов
Иногда я вижу фиолетовый цвет во время медитации, возникает ощущение, как будто я нахожусь в каком-то городе, перед глазами возникают предметы с красивой расцветкой, вокруг все яркое, ходят монахи, горы. Иногда перед глазами возникают красивые цветы. Часто такие видения встречаются у начинающих. Некоторые испытывают приятные ощущения, а другие — наоборот. Образы во время медитации могут показаться пугающими, иногда возникают неприятные воспоминания.
Нужно ли цепляться за эти явления? Как поступать с такими видениями? Когда человек достигает концентрации, сначала успокаивается сознательный разум, отключаются органы чувств от внешнего мира, наступает имитация состояния сенсорной депривации. Органы чувств отворачиваются от внешнего мира. Сознательный слой разума приостанавливает свою деятельность. Человек проникает в свое подсознание.
Благодаря интенсивной концентрации, произнесения мантр, человек пробивает преграды между подсознанием и сверхсознанием. В такой ситуации начинает происходить очищение бессознательного слоя разума. Поэтому чтение мантры можно в какой-то степени сравнить с выбиванием пыльного полувека.
Мантра в этой ситуации напоминает удар хлопушкой по бессознательному разуму, который постепенно очищается. Начинают проступать наружу загрязнения, впечатления, которые были накоплены в этой и прошлой жизни. Таким образом, человек очищается. Бессознательные реакции на предыдущее действие или событие. Некоторые утверждают, что таким образом происходит уничтожение кармы. Деформация разума проявляется, заполняются знанием. Возникают введения.
Это хорошо потому, что происходит процесс очищения, поскольку то, что было заложено в человека в течение жизни на подсознательном уровне и бессознательно управляло им, удаляется. У людей присутствует много моделей поведения, которые они не создают, не управляют ими, не имеют никакого контроля над ними. На самом деле, такое поведение обусловлено многочисленными событиями, повлиявшими на наше подсознание. Пусть на нашем поведении сказывается жизненный опыт.
Возникновение приятных образов
С помощью медитации влияние таких событий постепенно устраняется. У человека возникают приятные образы, воспоминания. Цепляться за них не нужно, поскольку это уводит в сторону от медитации. Нужно полностью игнорировать такие видения, не застрять на них свое внимание. Требуется фокусировка на выполнение мантры, продолжение медитации. Каждый раз при чтении мантры нужно вдумываться, объявив смысл, сосредоточиться на этом. Все возникающие образы пускай проходят мимо.
Можно сравнить это с движением поезда. Когда мы выходим на какой-то станции, начинаем рассматривать вокзал, окружающие здания, платформы, заходим внутрь здания, подходим к кассам, в зал ожидания, проходим по всем киоскам. Через какое-то время мы возвращаемся и видим, что поезд, в котором уехали, ушел без нас.
Такой же процесс происходит в медитации. Если сосредоточиться на возникающих ведениях, вспоминать былой жизненный опыт, значит, мы уже вышли из поезда, который ведет нас к очищению. Сидеть в поезде – означает быть полностью поверженным медитативным практикам. Чтобы не происходило вокруг, нужно фокусироваться на мантрах, выполнять медитацию.
Если медитировать регулярно, человек учится налаживать взаимосвязь между отдельными участками мозга, разума, который занимается обработкой поступающей информации. Со временем исчезает привычка зацикливаться на ненужных процессах, событиях. Человеку проще бороться с тревожностью, исчезает эмоциональная реакция на окружающие события, впечатлительность. Мозг, таким образом, тренируется, разум становится крепче, появляется рациональный взгляд на разные вещи. Если раньше что-то у человека вызвало панику, то после регулярной медитации это ощущение удаляется. Нет необходимости пить таблетки, обращаться к врачам за помощью.
Всегда полезно медитировать, заниматься саморазвитием, укрепляться духовно. Если вы читаете эту статью, значит, уже делаете первый шаг к улучшению качества собственной жизни, вы найдете для себя что-то новое. Можно прочитать другие статьи, найти полезную информацию. Вкладывать в себя всегда необходимо. Со временем приложенные усилия, затраты однозначно купаются. Если вкладывать в себя, можно добиться гарантированных результатов и немалых успехов в будущем.
Какие способности развивает техника?
Естественные способности организма, возможность контролировать собственные эмоции, не вводить себя в депрессивное состояние. Человек учится управлять своим внутренним миром, не идет на поводу у сиюминутных вспышек гнева или уныния. Эмоциональное состояние нормализуется сознательно. При этом высвобождается мышление, появляется способность лучше управлять собой, процессами, которые ранее не были доступны раздраженному, нервному сознанию. Некоторые полагают, что медитация развивает у людей сверхъестественные способности, в действительности это нормальное состояние психики, в котором человек пребывает через какое-то время.
Итоги
Медитация помогает концентрироваться на своем состоянии, размышлять о собственной жизни, о своем будущем, уделять внимание вопросам, на которых ритм современной жизни не позволяет сосредоточиться. На начальных этапах человек замечает изменения во внутреннем мире, учится избавляться от воздействия негативного опыта на процессы мышления в настоящем.
У человека появляется желание внести изменения в собственную жизнь, планировать собственное будущее в вопросах, которые раньше обходил стороной, занимаясь повседневными делами. При медитации человек учится контролировать собственные эмоции, вдумывается в природу и причины их возникновения, лучше управляет собой.
Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?
Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.
Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.
Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.
Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?
Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.
Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.
Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.
Медитация - ощущение души
Что происходит с тем, кто достигает самадхи?
Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.
Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.
Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.
Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.
Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.
Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.
Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.
Ты имеешь в виду после сатори?
Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.
Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.
Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?
Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.
Остается ли индивидуальное тело?
Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.
Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.
Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .
Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.
Пятая стадия – сама является существованием.
Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»
Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».
Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.
В чём смысл жизни?
В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?
Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.
Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.
Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.
Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?
Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.
Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.
Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.
Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.
Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?
Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.
Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»
Бодхидхарма ответил: «Я шучу».
Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»
Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»
Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.
Медитация в переводе с латинского означает размышление. Истоки этой практики уходят в глубокую древность. Сколько живет человечество на земле столько и существует эта практика самопознания. Но только в последние десятилетия ее начали изучать исследовательские институты. Существуют десятки направлений этой духовной практики. Это дзадзэн, трансцендетальная медитация, кундалини – медитация, тратака и многие другие.
Учеными совершенно точно доказано, что медитация способствует работе мозга в ином состоянии. И благодаря этому нормализуются многие физиологические процессы в организме: функционирование нервной системы, сон, пищеварение. Исследования, проведенные кардиологическим центром в Америке, доказали, что медитативная практика продлевает жизнь, снижает риск смерти от сердечно сосудистых заболеваний до 30%, от рака до 50%. А врачи британской государственной системы здравоохранения рассматривают вопрос о рекомендации людям, страдающим депрессией внедрять в свою жизнь медитативную практику.
Что же происходит с человеком во время медитации? Специалисты Массачусетского госпиталя, расположенного в Бостоне, провели исследования среди людей практикующих медитативную практику. Участие принимали 15 человек с разным опытом практики, от 1 года до 30 лет и 15 человек, которые раньше не практиковали медитацию. Результаты были ошеломляющими, ведь стало предельно ясно, что у людей практикующих медитативную практику определенные структуры головного мозга увеличиваются в толщину. Замедляются процессы старения организма в целом.
Руководитель исследования Сара Лазар, подведя итоги опыта, заявила: «Вы тренируете мозг во время медитации, поэтому он и растет. Ведь известно, что у музыкантов, лингвистов, атлетов соответствующие области мозга увеличены. Рост коры мозга происходит не за счет роста нейронов, а за счет разрастания кровеносных сосудов, глиальных клеток, астроцитов – всей системы, которая питает мозг».
Британские ученые в своих исследованиях выявили, что благодаря медитации у человека улучшается концентрация, повышается внимание, улучшается память.
Все положительные изменения, которые происходят с человеком на физическом уровне можно назвать второстепенными эффектами. Хотелось бы точнее определить какая же главная цель медитации.
Люди рассматривающие медитацию прежде всего как духовную практику, видят в ней немного большее. Человек в реальности не подготовлен для исследования сокровенных глубин самого себя. Большинство из нас видят окружающий мир только во внешних его проявлениях. Так нас этому учили и родители и в школе и в институте.
Можно сказать, нам дали руководство как искать вещи, находящиеся снаружи нас. И не учили, как обратить свой взгляд внутрь себя. Первые шаги в этом помогает сделать медитация. Почему рядом со словом медитация очень часто встречается слово «просветление»? Практикуя занятия медитациями, человек может найти ответы на многие вопросы и с уверенностью можно сказать, что в человеке начинает просыпаться мудрость.
Хотите разобраться в этом вопросе глубже и узнать простые техники самых эффективных медитаций? Как и почему медитативные практики коренным образом могут изменить жизнь человека в лучшую сторону? Почему в мире так много направлений и течений, пропагандирующих, что их медитативные методики лучше, и какие главные цели этих школ? Узнать, какая же медитативная практика стоит у истока, откуда она появилась на Земле?
Прочитать обо всем этом, а также почерпнуть многие другие ценные знания вы сможете, прочитав книги Анастасии Новых, которые совершенно бесплатно можно скачать с нашего сайта. Эти книги наполнят вашу жизнь сокровенным смыслом и изменят вашу судьбу к лучшему. Проверено! Не пожалеете!
Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых
(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):– А что такое медитация? – спросила Татьяна. – Я читала, что это тренировка психики в состоянии транса. Но что это, так и не поняла…
– Проще говоря, простая медитация – это тренировка мысли, а уже более углубленная духовная практика – это тренировка духа.
– А что, дух и мысли это не одно и то же? – опять влез Костя.
– Нет.
Я заметила, что кот, сидящий невдалеке, заерзал на месте, как бы устраиваясь поудобнее.
– Сейчас мы сделаем самую простую медитацию на концентрацию внимания, для того чтобы научиться управлять энергией Ци. Но прежде я хотел бы немного повториться для тех, кто пришел позже. Кроме материального тела, у человека есть еще и энергетическое. Энергетическое «тело» состоит из ауры, чакранов, энергетических каналов, меридиан, особых резервуаров накопления энергии. Каждый имеет свое название. Я буду вас подробнее знакомить с ними по ходу дела, в зависимости от медитации.