Как маньяк нагиев убил проводниц. Маньяк анатолий нагиев
Вопрос 1. Кто и когда призвал европейцев к Крестовым походам? Какова была цель походов?
Ответ. На Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года папа римский Урбан II призвал освободить от мусульман места, где разворачивались все события Евангелия, где после распятия был похоронен и воскрес Христос. Эта речь и положила начало Крестовым походам.
Вопрос 2. Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, безземельных рыцарей, крестьян и купцов?
1) крестьяне надеялись найти плодородные земли, с которых можно будет получать обильные урожаи и никогда больше не голодать;
2) феодалы все вместе надеялись получить богатую военную добычу (об изобилии Востока ходили легенды);
3) крупные феодалы надеялись стать главами новых государств;
4) безземельные рыцари надеялись получить для себя феоды;
5) купцы надеялись завладеть торговлей между Востоком и Западом, получить на новых землях торговые фактории.
Вопрос 3. Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли своей цели?
Ответ. Крестьяне не умели воевать, не имели ни нормального оружия, ни военной организации, то есть их руководители не могли управлять битвой. В сущности, крестьяне и рассчитывали только на чудо, на прямую помощь Господа. Возможно, он им помог в каком-то ином смысле. В то же время феодалы были профессиональными воинами: каждый из них умел сражаться и вместе они умели организовать правильно и атаку, и оборону. У рыцарей были хорошие доспехи и оружие, к томе же с такими закованными в броню всадниками турки-сельджуки ещё не сталкивались.
Вопрос 4. Какие порядки установили крестоносцы в завоёванных странах?
Ответ. Порядки там устанавливали феодальные, даже больше подходившие под феодальные идеалы, чем королевства в самой Европе. Местных жителей они превращали в зависимых людей, а благородным людям из Европы давали феоды, причём выстроили чёткую иерархию между ними, подробно прописали права и обязанности вассалов и сеньоров по отношению друг к другу.
Вопрос 5. Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены? Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев?
Ответ. Изначально духовно-рыцарские ордены создавались для помощи паломникам, их лечения и только после этого – охраны. Но очень быстро они превратились в одну из основных сил государств крестоносцев против мусульман. Они совершали походы против последователей ислама, охраняли пограничные крепости и т.д.
Вопрос 6. Чем Четвёртый Крестовый поход отличался от остальных?
Ответ. В ходе IV Крестового похода были захвачены земли не мусульман, а христиан (правда не католиков, православных, которых католики называли «схизматиками»), было уничтожено христианское государство – Византийская империя (которая позже возродилась, но никогда не вернула себе былого могущества).
Вопрос 7. Почему Крестовые походы на Восток к концу XIII века прекратились?
Ответ. Причины:
1) мусульмане организовали хорошее сопротивление крестоносцам, создали сильные государства;
2) короли и крупные феодалы видели безрезультатность новых походов, уже не было шанса получить новые земли, создать новые государства;
3) в Европе появились собственные государства, получить земли и деньги рыцарям стало проще на службе королям;
4) купцы убедились, что крестовые походы только вредят торговле между Востоком и Западом, проще было договориться с купцами мусульманскими;
5) крестьяне уже вскоре после I крестового похода получили новые земли за счёт вырубки лесов в самой Европе (внутренней колонизации).
Вопрос 8. Выделите и перечислите последствия Крестовых походов на Восток.
Ответ. Последствия крестовых походов:
1) в 1187 Иерусалим снова оказался под властью мусульман, опять захватить этот город силой у христиан не получилось;
2) к концу XIII века крестоносцы были изгнаны из Палестины, новые походы против мусульман терпели поражение;
3) вражда между христианами и мусульманами стала гораздо сильнее (среди мусульман и сегодня напоминают о крестовых походах, когда хотят сказать, что от Западных стран ничего кроме жестокости ждать нельзя);
4) из-за этой ненависти стало сложнее торговать;
5) стала сильнее и вражда католиков с православными;
6) мощь Византии оказалась окончательно подорвана;
7) крестовые походы не смогли остановить войны между феодалами в Западной Европе.
Вопрос 9. Заполните таблицу «Крестовые походы»
Здесь нет “воров в законе” , однако, нравы на “ментовских” зонах не намного мягче, чем на обычных. Удивляться тут нечему: зона есть зона, со своей иерархией, своими порядками и традициями, которые сложились в таких исправительных учреждениях eщё во времена СССР.
Зоны
При советской власти в стране была только одна исправительная колония для осужденных сотрудников правоохранительных органов — в Нижнем Тагиле. Теперь их пять.
Необходимость таких “спецзон” продиктована жизнью. На обычной “воровской” зоне бывший сотрудник (БС) — “бээсник” не протянет и суток.
Убийство “мента” — это честь для любого уголовника и билет в более высокую “масть” криминальной иерархии. ИТК-13 в Нижнем Тагиле появилась в 1951 году, в период противостояния между “ворами в законе” и “ссученными” , теми, кто во время войны сотрудничал с властью, воевал в штрафбатах, и вообще, на время забыл перед лицом страшной опасности о “воровских понятиях” . Одних пришлось отделять от других, и так появилась легендарная “тагильская спецзона” , которая уже к концу пятидесятых окончательно приобрела статус колонии для осужденных сотрудников правоохранительных органов.
Тагильская “спецзона” рассчитана на 1200 “бээсников” и 500 человек сотрудников и охраны. Остальные зоны — примерно такие же.
К числу элиты относится и оперсостав уголовного розыска.
Это народ резкий, видавший разные виды, с такими предпочитают не связываться. Следующие в иерархии “козырных мастей” — сотрудники силовых подразделений: ОМОНа, спецназа, групп захвата, спецотрядов быстрого реагирования, различных оперативно-поисковых групп.
Прошедшие школу такой службы люди могут дать отпор любому.
"Средние" масти
Основную массу “сидельцев” ментовских зон составляют, так же, как и на обычных, “воровских” зонах — народ средний, нейтральный.
На воровских зонах это “мужики” — обычные оступившиеся люди, после отсидки мечтающие вернуться к нормальной жизни.
На “ментовских” зонах им соответствуют различные следователи, гаишники, участковые, патрульные, дежурные, дознаватели и т. п. В “авторитеты” они не стремятся, но и “опустить” себя не позволят.
Низшие "масти"
На первой ступеньке, ведущей вниз, находятся адвокаты.
Это публика хитрая, пронырливая и с точки зрения нормального оперативника совершенно никчемная, умеющая только палки в колеса “следакам” ставить и клиентов стричь.
У каждого, кто оказался на зоне, свой счет к адвокату, обещавшему его вытащить, не допустить “посадки” , но так и не выполнившему обещание. Отвечают за таких горе-адвокатов их “севшие” собратья.
И нет на зоне никого более презираемого, чем бывшие прокуроры и судьи. Эти кабинетные чиновники, ничего не умеющие, кроме как бумажки перекладывать, всегда пьют из нормальных ментов кровь.
Да и постоять за себя этот народ, как правило, не умеет. Поэтому нет ничего странного в том, что те, кто на воле был воплощением жизненного успеха и достатка, на зоне влачат жалкое существование.
Именно из бывших прокуроров и судей, зачастую, и формируется неизбежная на любой зоне категория “петухов”
Занятия
На “ментовской” зоне очень в почете физически крепкие, сильные люди, которые не позволяют себе распускаться и терять форму.
Поэтому здесь все уважающие себя “бээс” занимаются спортом, бегают, подтягиваются на брусьях.
Не бывает на таких зонах тех, кто “уходит в отказ” , работают все, поскольку работа — это возможность заслужить условно-досрочное освобождение, а так же заработать денег для посещений тюремного магазина. Самым любимым занятием на “ментовских” зонах является юридическая переписка.
На обычных зонах жаловаться не принято, а здесь — все наоборот. Те, кто не пишут жалоб, считаются сломавшимися, смирившимися со своей участью.
Поэтому “бээсники” строчат петиции в различные инстанции, правозащитные фонды и прочие структуры, не зная устали. По большей части это, разумеется, кассационные жалобы в прокуратуры и в суды высших инстанций.
Ежедневно администрация такой колонии отправляет до сотни писем.
В 70-80-х годах прошлого века в СССР существовали десять мест заключения, на уголовном жаргоне называющиеся «крытками». Особенно суровыми считались златоустовская и тобольская крытые тюрьмы.
Все, кому пришлось пройти через тобольский ад, выезжали оттуда или морально сломленными, или, наоборот, духовно закаленными. Это была серьезная школа выживания, и далеко не все выдерживали выпадавшие на их долю испытания.
Жизнь и работа под замком
В тобольской спецтюрьме были три жилых двухэтажных корпуса: два - рабочих и один - нерабочий. Рабочие корпуса вмещали в себя по человек 400 каждый, а нерабочий спецкорпус №2 – около 300. В спецкорпусе содержались злостные нарушители и те, кто категорически отказывался работать. Там же сидели и воры в законе.
В нем располагались около 50 общих (пятиместных) камер и примерно столько же «двойников» и «одиночек», в которых находились те, кому по той или иной причине нельзя было сидеть в общих камерах. Общие камеры располагались на обоих этажах по одну сторону коридора, а «двойники» и «одиночки» – по другую. Кроме короткой ежедневной прогулки в небольшом дворике заключенные, находившиеся на спецкорпусе, больше ни на что не имели права, разве что один раз в десять дней пойти в баню - в такую же камеру, где имелись горячая вода и несколько тазиков.
В рабочих корпусах условия были лучше: камеры – просторнее, больше возможностей общения. Из «плохих» камер - их называли «чесоточные» - зэков выводили на работу отдельно. У «хороших» камер был общий вывод: открывали десять камер и выводили одновременно около ста человек через подземный туннель в рабочий корпус. Там люди расходились по рабочим камерам и до конца смены находились под замком.
«Пресс-хата» за неосторожное слово
Тобольская тюрьма, как любая другая, действовала угнетающе на психическое здоровье человека. Человеческая жизнь там ничего не стоила. Любой надзиратель мог за одно неосторожное слово посадить зэка в пресс-камеру, где его могли изуродовать, надругаться или убить, после чего представить это как сердечный приступ.
А чтобы лишить возможности защититься, сажали в карцер где зэка раздевали догола. Сопротивляться было бесполезно.
Заключение в карцер в качестве наказания широко практиковалось. Это особое помещение, в котором содержались заключённые, уличённые в нарушении тюремного порядка. В карцере арестанты содержались в более строгом режиме, чем в обычных камерах. В некоторых карцерах были крысы, в помещениях стояла вода по щиколотку, потолки были низкие.
В пресс-камерах – их еще называли «пресс-хатами» - тюремное начальство расправлялось с неугодными заключенными руками других заключенных. Пресс-камеры образовывались и комплектовались из числа обозленных, физически сильных, но морально сломленных заключенных.
За каждым корпусом был закреплен отдельный оперативный работник, который распределял заключенных по камерам и следил за обстановкой во вверенном ему корпусе.
Воспоминания заключенных
По воспоминаниям Владимира Податева, бывшего криминального авторитета, а ныне правозащитника, «людей с этапа, заподозренных в том, что они привезли в тюрьму деньги или иные ценности, кидали «под разгрузку» в одну из пресс-камер, где их избивали и грабили». Деньги обычно провозили в желудке: их запаивали в целлофан и глотали. В пресс-камерах об этом знали, поэтому тех, кто туда попадал, зачастую привязывали к батарее и заставляли оправляться под присмотром на газету до тех пор, пока не убеждались окончательно, что все содержимое желудка вышло наружу. Золотые коронки и зубы вырывали изо рта или выбивали.
А вот что вспоминает другой бывший криминальный авторитет, а ныне пастор Леонид Семиколенов: «По приезду в очередной раз в крытую тюрьму, после двух недельного пребывания в карантине меня обыскав, кинули в пресс-хату спецкорпуса. У оперов сложилось мнение, что я привез малявку для воров. Совершенно случайно при обыске у меня не нашли бритвочку. В пресс-камеру, куда меня кинули, сидели пять прессовщиков под предводительством Сыра. У нас с Сыром состоялся неприятный диалог, он пытался убедить меня признаться в том, что у меня есть малявка для воров. Через пятнадцать минут в камеру кинули еще одного человека, это был Сергей Бойцов. Сергей, сразу ориентируясь в обстановке, подал мне знак. Он, выбрав удачную позицию для себя, ударил кулаком по лампочке и вонзил ножницы в шею Сыру. Я тоже резанул еще одного борзого прессовщика лезвием по лицу. Трое других рванули к двери и начали стучать в нее. Наряд выволок нас с Сергеем, избил и посадил к карцер».
Как тюрьма стала музеем
Тобольская тюрьма была не только свидетелем ломки криминальных лидеров, но и настоящего конфликта между ворами в законе старой и новой формаций. В тобольской спецтюрьме был восстановлен статус вора в законе Деда Хасана, там же в воры в законе были принят будущий «хозяин» Дальнего Востока Евгений Васин (Джем). Практически все воры в законе и авторитеты прошли через тобольскую тюрьму.
В 1989 году было принято решение о закрытии тюрьмы. Заключённые были переведены в другие тюрьмы. Корпус №2 отошел к Тобольской епархии. Вместо корпуса, где размещались тюремные мастерские, было выстроено здание архива. Штабной корпус, корпус тюремной больницы и корпуса №1 и №3 принадлежат Тобольскому музею-заповеднику, часть из них является объектом музейного наследия.
По этой же теме:
Тобольская «крытка: как сидели в одной из самых страшных тюрем в СССР
Тобольская «крытка: почему её считали одной из самых страшных тюрем в СССР
Тобольская «крытка: одна из самых ужасных тюрем в СССР
Гарем (запретное место) — это отгороженная от остального мира часть мусульманского жилища, где проходила жизнь женщин и детей в строгом соответствии с нормами ислама. Какие порядки царили в этом месте? Какой была жизнь у наложниц и прислуги?
По законам шариата каждый мусульманин мог иметь до четырех законных жен. Идею гарема турки заимствовали в Византийской империи, после падения которой султанские дворцы стали постепенно заполняться все большим количеством наложниц, служанок и евнухов. Некоторых из них захватывали на поле боя, других покупали на невольничьем рынке, третьи приходили сами в поисках лучшей жизни, а некоторых дарили в качестве подарка, как например наложницу Роксолану, ставшую женой самого известного турецкого султана Сулеймана I. В годы правления этого султана число женщин в гареме достигало нескольких сотен, а в середине следующего века их было уже более тысячи.
В гареме царили свои устоявшиеся порядки. Там правила строгая иерархия. Наибольшую власть в нем имели мать правящего султана, валиде-султана, и начальник стражи евнухов — кызлар агасы. Ниже них следовали жена султана и старшая наставница, а затем хранительница драгоценностей, старшая горничная, хозяйка платьев, смотрительница бань, чтица Корана....
Всех вновь прибывших в гарем молодых девушек обязательно обращали в ислам. Затем проводили специальную проверку на предмет выявления умственных и физических способностей и, согласно возрасту и достоинствам, размещали в различных комнатах. Спальни обычно рассчитывались на сто человек и имели центральный проход, по которому ходили наставницы. За каждой наставницей были закреплены 10 девушек, которых она учила турецкому языку, рукоделию, музыке, танцам — всему тому, что возвышало их в глазах мужчины. В свободное время им предоставлялась возможность отдыхать и развлекаться. Играть в различные игры девушки могли, как в гареме, так и в окружающих его садах.
В дальнейшем большинство девушек так и оставалось на положении рабынь и прислуги, поскольку даже тех из них, кого пророчили в наложницы, далеко не всегда могли переступить порог султанских покоев. Ведь некоторые султаны любили только своих жен, а были и такие, которые вообще презирали женщин. Например, Осман II, направляясь в гарем, надевал на ноги туфли с металлическими шипами. Их скрежет по кафелю был сигналом обитательницам гарема, что нужно поскорее убираться с дороги. Показаться на глаза султану считалось дурным тоном. Девушек представляли правителю только во время официальных церемоний, либо тогда, когда он выражал желание посмотреть танцы, послушать пение или музыку.
А вот если султан вдруг отметил какую-либо девушку, неважно - наложницу или служанку, то тогда у нее появлялся шанс изменить свою бессмысленную и однообразную жизнь в гареме. В случае беременности ее награждали титулом «султанши года», и если рождался мальчик, то на некоторое время счастливой матери предоставлялась возможность управлять всем гаремом. В исключительных случаях султан мог даже жениться на ней, и тогда по закону она наделялась соответствующим приданым. Но если до свадьбы дело не доходило, мать наследника все равно получала некоторые привилегии, в том числе собственную свиту служанок и евнухов. Иногда ее выдавали замуж за важного султанского сановника, после чего она переходила в его гарем уже на положении свободной женщины. Любопытно, что карьеру в гареме можно было сделать и без участия султана, просто по выслуге лет, и таким образом женщины занимали довольно высокое положение на служебной лестнице.
Темной стороной жизни гарема были интриги и борьба за власть между близкими родственниками султана. Нередко конкурентки в борьбе за влияние в гареме высекались розгами или безжалостно уничтожались. Их тела зашивались в мешок и сбрасывались в воды Босфора. Прикладывали к этому руки и сами султаны. Так, Ибрагим I, прозванный «Безумным», однажды утопил весь свой гарем только для того, чтобы заполнить его новыми обитательницами.
После смерти султана гарем покойного монарха, как правило, переводился в другой дворец, и там бывшие жены и наложницы, за исключением самых молодых и красивых, влачили взаперти жалкое существование до конца своей жизни. Изменить что-либо было нельзя, так как эти порядки в гареме турецкого султана были незыблемыми.