Как человек использует нефть. Свойства и применение нефтепродуктов
Так ках нефть - это смесь углеводородов различного молекулярного веса, имеющих разные температуры кипения, то перегонкой её разделяют на отдельные нефтепродукты (рис. 5): бензин, содержащий наиболее лёгкие углеводороды, кипящие от 40 до 200°, с числом атомов углерода в молекулах от 5 до 11; лигроин, содержащий углеводороды с большим числом атомов углерода, с темп, кипения от 120 до 240°; керосин с темп, кипения от 150 до 310° и, далее, соляровое масло. После отгонки из нефти этих продуктов остаётся вязкая чёрная жидкость - мазут.
Рисунок 5. Температура кипения различных видов топлива, получаемых из нефти.
Рисунок 6. Важнейшие продукты, получаемые из нефти.
Бензин применяется в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения он подразделяется на два основных сорта: авиационный и автомобильный. Бензин используется также в качестве растворителя масел, каучука, для очистки тканей от жирных пятен и т. п. Керосин применяется как горючее для тракторов. Он используется также для освещения. Соляровое масло применяется в качестве горючего для дизелей.
Из мазута путём дополнительной перегонки получают смазочные масла для смазки различных механизмов. Перегонку ведут под уменьшенным давлением, чтобы снизить температуру кипения углеводородов и избежать разложения их при нагревании.
После перегонки мазута остаётся нелетучая тёмная масса - гудрон, идущая на асфальтирование улиц. Важнейшие продукты, получаемые из нефти, указаны в таблице (рис. 6).
Из некоторых сортов нефти выделяют твёрдые углеводороды - так называемый парафин (идущий, например, на изготовление свечей) и смесь жидких углеводородов с твёрдыми - вазелин.
Кроме переработки на смазочные масла, мазут применяется в качестве топлива в заводских и паровозных топках, в которые ом подаётся при помощи форсунок. Большие количества мазута подвергаются химической переработке в бензин и другие виды топлива.
Синтезы органических соединений на основе оксида углерода
Помимо синтезов органических соединений из СО и Н2
– углеводороды, олефины, в том числе изобутилен с высокими показателями
(селективность > 90%), спирты, в том числе изобутанол с выходом...
Для чего используется нефть, Вы узнаете из этой статьи.
Где используется нефть?
Нефть — очень ценная природная, горючая жидкость, которая нашла свое широкое применение в разнообразных отраслях.
Как используется нефть человеком?
В первую очередь нефть используется для производства жидкого топлива . А именно: бензина, дизтоплива, авиационного керосина и мазута. То есть для всего того, что приводит машины в движение.
Отвечая на вопрос еще в какой промышленности используется нефть, то второе место занимает производство пластмассы. Выпуск готовой продукции в год превышает показатель в 180 млн. тонн. Задумывались ли Вы, что путем переработки продуктов нефти были изготовлены Ваш холодильник, сантехника, кабели, канцтовары и даже детские игрушки. А ведь это действительно так и есть.
В каких отраслях используется нефть?
* В медицине . На основе нефтепродуктов изготавливают такие препараты как: салициловую кислоту, аспирин, парааминосалициловую кислоту, антимикробные средства, противоаллергические препараты и даже антибиотики.
* В косметологии и производстве украшений . Из субпродуктов нефти изготавливают лаки для ногтей, тени, карандаши для бровей и глаз, бижутерию, ароматы и всевозможные красители.
* В производстве синтетических тканей – акрила, нейлона, лайкры и полиэстер. Значить вполне реально, что Вы сейчас одеты в нижнее белье или купальник из нефти, носите из нее же обувь, сумку и колготки.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Товароведение и экспертиза»
На тему: Свойства и применение нефтепродуктов
Выполнил: ст.гр ТДЗ-91/2 Малахов Л.В.
Красноярск 2010
Введение
3. Основные сведения о нефти
5. Сертификация и приемка товаров
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Роль нефти и природного газа в мировой экономике исключительно велика. Нефть, газ и продукты их переработки используются почти во всех отраслях народного хозяйства: на транспорте и в медицине, в судостроении и сельском хозяйстве, текстильной промышленности и энергетике. Нефть и газ служат в основном дешевыми источниками энергии, но с развитием химической промышленности они все более широко используются в качестве химического сырья. Сейчас из нефти и газа получают самые разнообразные продукты: синтетические волокна, пластмассы, органические кислоты, бензины, спирты, синтетические растворители и многое другое.
Нефть - это природная смесь углеводородов с примесью сернистых, азотных и кислородных соединений. Она является природным горючим ископаемым, но отличается от остальных большим содержанием водорода и количеством теплоты, выделяющейся при горении.
В настоящее время определились три основных направления использования нефти: получение энергетического сырья, получение материалов с заданными свойствами и получение химических и фармацевтических продуктов. Нефть создала не только новый уровень производительных сил общества, но и создала новую науку нефтехимию, возникшую на стыке органической химии, химии нефти и физической химии.
1. Современное состояние рынка нефтепродуктов
Основные нефтепродукты - бензин, дизельное топливо и топочный мазут, представляют собой продукты повсеместного и масштабного спроса, бесперебойное обеспечение которыми создает нормальные условия для жизни населения и развития общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства. Кроме того, бензин, дизельное топливо и топочный мазут занимают весьма заметное место в структуре российского экспорта, обеспечивая поступление в страну валютных резервов.
Рынок этих нефтепродуктов, являясь частью рынков продукции топливно-энергетического комплекса, включает внутренний российский оптовый рынок продукции промышленного назначения, рынок потребительских товаров (по оценкам специалистов, в настоящее время в частном секторе потребляется примерно 45 - 50% всего реализуемого на внутреннем рынке бензина и предприятиями, соответственно, 50 - 55%) и внешнеторговый (экспортноориентированный) рынок. Поэтому на конъюнктуру рынка нефтепродуктов влияет ситуация во всех этих сегментах товарного рынка.
Рис. 1
В производстве и реализации нефте-продуктов на внутреннем российском рынке в первой половине 2003 г. сохранились тенденции, сложившиеся в прошлом году. На состоянии внутреннего рынка нефте-продуктов отразились благоприятная для экспортеров конъюнктура мирового рынка, общее улучшение состояния российской экономики и, в том числе увеличение объема перевозок, а также рост материального благосостояния граждан России.
В январе - мае 2003 г. российская экономика развивалась высокими темпами: промышленное производство к соответствующему периоду прошлого года составило 107,2%, грузооборот транспорта - 105,0%, реально располагаемые денежные доходы - 111,3%. Это способствовало росту платежеспособного спроса на нефтепродукты. Развитие экономики страны потребовало от нефтеперерабатывающей отрасли соответствующего роста производства, одновременно создавая все необходимые предпосылки для этого.
В январе - мае объем добычи нефти составил 111,3% к уровню того же периода 2002 г., а первичная переработка нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах составила 104,8%. Соответственно, выросло производство нефте-продуктов: автомобильного бензина - 104,5%, дизельного топлива - 103,5%, топочного мазута - 105,1%.
Рис.2
В нефтеперерабатывающей промышленности было переработано 46,6% добытых в Российской Федерации нефти и газового конденсата, причем производство нефтепродуктов с использованием углубляющих технологий увеличилось на 18,1%. С начала года выпуск высокооктанового бензина увеличился на 9%, а его доля в общем производстве автомобильного бензина увеличилась с 46,9 до 48,8%.
По официальным данным Госкомстата, в Российской Федерации производством нефтепродуктов занято 65 заводов. Существенная часть продукции поступает на экспорт. Среднегодовая доля экспорта в объеме производства составляет: по автомобильному бензину 10 - 15%, по дизельному топливу 35 - 40, по топочному мазуту - более 55%.
Среди регионов наиболее крупный производитель нефтепродуктов - Республика Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы башкирской группы производят от объема общероссийского производства: автомобильного бензина - 20%, дизельного топлива - 16, топочного мазута - 15%.
Существующее в России собственное производство автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута не только полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка, но и выполняет их существенные поставки на мировой рынок. Российская нефтеперерабатывающая промышленность обладает огромным потенциалом - суммарная мощность заводов более 260 млн. т, однако в настоящее время объем переработки нефти составляет менее 65% от уровня конца 80-х начала 90-х годов.
Резервом для увеличения выхода нефтепродуктов является увеличение глубины переработки нефти. В настоящее время средняя глубина переработки на российских НПЗ составляет около 70%, а в США, например, около 90% (на лучших американских НПЗ она доходит до 98%). Следует отметить, что такое положение с глубиной переработки сложилось исторически, исходя из потребности топливного баланса СССР в мазуте.
В настоящее время нефтеперерабатывающая отрасль обладает необходимыми для развития ресурсами: квалифицированной рабочей силой и запасами сырья (нефти). Сдерживает эффективность работы отрасли недофинансированность технической базы. Дальнейшее развитие комплекса требует модернизации и технического перевооружения производства. Рост загрузки НПЗ сопровождается как строительством новых производственных мощностей, так и их реконструкцией, направленной на увеличение выхода высококачественных нефтепродуктов.
Потребление нефтепродуктов в регионах существенно отличается как в абсолютном, так и относительном исчислении. Обеспеченность дизельным топливом и автомобильным бензином как в целом по стране, так и на региональном уровне оставалась достаточно стабильной.
Цены на нефтепродукты в этом году оставались стабильными и даже снижались. Так, в мае 2003 г. цены производителей снизились по сравнению с декабрем 2002 г. - индекс цен составил 85,2%. В мае индекс потребительских цен на бензин составил 99,1% (с начала года 108,3%), индекс цен производителей - 96,5% (с начала года 96,3%).
В мае снижение потребительских цен на бензин было отмечено в 46 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Новосибирской обл. (7,7%). По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 33 субъектах РФ. Увеличение цен на бензин наблюдалось в девяти субъектах, при этом наибольшее - в республиках Саха (Якутия) и Дагестан (0,5%). В Москве потребительские цены на бензин в мае практически остались без изменения, в Санкт-Петербурге в среднем снизились на 0,4%.
В мае в среднем по России отмечалось и снижение цен производителей на бензин автомобильный всех марок на 3,5%, вызванное его удешевлением в 14 субъектах Российской Федерации (от 1,9% в Омской, Нижегородской областях и Республике Коми до 9,5% в Республике Башкортостан и Рязанской обл.). В трех субъектах отмечено повышение цен на бензин автомобильный (максимальный прирост цен наблюдался в Оренбургской обл. - на 2,6%). На уровне апреля сохранились цены на бензин в пяти субъектах РФ.
В июне 2003 г. цены на автомобильный бензин находились практически на уровне мая.
В последнюю неделю июня удорожание бензина было отмечено в восьми центрах субъектов Российской Федерации. Наибольшее увеличение цен на бензин автомобильный наблюдалось в Новосибирске (в среднем на 16,4%), в том числе на бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) на 28,4%. В 72 центрах субъектов РФ цены на бензин автомобильный остались без изменения. Удешевление бензина было отмечено в восьми центрах субъектов Российской Федерации. Среди территориальных центров России наибольшее снижение цен наблюдалось в Белгороде (в среднем на 2,2%), где бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) стал дешевле на 2,6%. В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели.
Перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли изложены в Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 гг. и на перспективу до 2010 г.» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №796). Ею предусматривается реализация комплекса мер по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
В период до 2005 г. предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной мощностью около 30 млн. т и 15 млн. т мощностей, повышающих качество нефтепродуктов, а в 2006 - 2010 гг. соответственно около 10 и 9 млн. т.
Кроме того, до 2005 г. намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн. т нефти. В результате глубина переработки в целом по отрасли составит 73% в 2005 г. и 75% в 2010 г. при объемах первичной переработки соответственно 200 и 210 млн. т. В таком случае представляется возможным произвести достаточное количество нефте-продуктов для внутреннего рынка и обеспечить их экспорт.
Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции. Прекращение производства высокосернистых топлив позволит снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в 2 раза, а внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти - снизить безвозвратные потери на 0,1 - 0,2% объема перерабатываемой нефти. За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов и экономичного современного оборудования в перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн. т условного топлива в год. В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего производства снизится с 10,4% в 2001 г. до 7,9% в 2005 г. и до 7% в 2010 г. в нефтяном эквиваленте.
2. Свойства и применение нефтепродуктов по видам
Переработка нефти - сложный многоступенчатый технологический процесс, результатом которого является широкий ассортимент товарных продуктов, отличающихся строением, физико-химическими свойствами, составом и областями применения; на нефтеперерабатывающих заводах после предварительной очистки от механических примесей, обессоливания и обезвоживания нефть поступает на переработку; по одному из вариантов:
1) по топливному варианту нефть поступает на атмосферновакуумную перегонку, где после многократной конденсации и испарения на тарелках ректификационной колонны происходит разделение нефти на фракции, после ректификации светлые продукты по-фракционно направляются на гидроочистку или каталитический риформинг, а вакуумный газойль и гудрон - на крекинг; выход светлых нефтепродуктов составляет 85% и выше в зависимости от состава перерабатываемой нефти;
2) по масляному варианту после отбора светлых нефтепродуктов, оставшийся после ректификации мазут направляют на глубокую вакуумную перегонку с температурами 350-500оС, где выделяют масляные дистилляты, которые подвергают комплексной очистке и используют для получения товарных масел; по м.в. получают также ряд ценных продуктов для нефтяного синтеза, строительной и химической отраслей промышленности.
Вырабатываемые на нефтеперерабатывающих заводах продукты подразделяют на следующие группы, различающиеся по составу, свойствам и областям применения:
1) Асфальт
2) Дизельное топливо
3) Мазут
4) Бензин
5) Керосин
6) Сжиженный нефтяной газ (СНГ)
7) Нефтяные масла
8) Парафин
9) Смазочные материалы
Асфамльт (от греч. Ьуцблфпт -- горная смола) -- смесь битумов (60-75 % в природном и 13-60 % в искусственном) с минеральными материалами (щебень или гравий, песок и минеральный порошок). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Часто словом асфальт называют асфальтобетон -- искусственный каменный материал, который получается в результате уплотнения асфальтобетонных смесей. Классический асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего (битум, полимерно-битумное вяжущее; ранее использовался дёготь, однако, являясь крайне неэкологичным, он в настоящее время не применяется).
Искусственный асфальт
Искусственный асфальт или асфальтобетонная смесь -- это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый -- с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40-80 °C; холодный -- с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр.
Димзельное томпливо (соляровое масло, солярка) -- жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также -- и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Применение: Основные потребители дизельного топлива -- железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника. Кроме дизельных и газодизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах при механической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.
Основные характеристики топлива: Различают дистиллятное маловязкое -- для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Физические свойства: Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/мі. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: ?5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/мі. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: ?35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/мі. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: ?50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--330 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо -- по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло (лучше тепловозное или камазовское) для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива -- депарафинизация летнего дизельного топлива.
Мазумт (возможно, от арабского мазхулат -- отбросы), жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350--360°С. Мазут это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных смол (с молекулярной массой 500--3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными: вязкость 8--80 ммІ/с (при 100 °C), плотность 0,89--1 г/смі (при 20 °C), температура застывания 10--40°С, содержание серы 0,5--3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4--40,7 МДж/моль
Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления ее дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты выкипающие в пределах 350--420, 350--460, 350--500 и 420--500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга, и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум. Основные потребители мазута -- промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство.
Бензин -- смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C. Плотность около 0,75 г/смі. Теплотворная способность примерно 10500 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Горючая жидкость. Предназначен для применения в качестве топлива. Получается путём перегонки нефти, гидрокрекингом и, при необходимости дальнейшей ароматизации -- каталитическим крекингом и риформингом. Для специальных бензинов характерна дополнительная очистка от нежелательных компонентов и смешение с полезными добавками.
Применение: В конце 19 века бензин не находил лучшего применения, чем антисептическое средство (бензин продавался в аптеках) и топлива для примусов. Зачастую из нефти отгоняли только керосин, а все остальное, включая бензин, либо сжигали, либо просто выбрасывали. Однако с появлением двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу Отто, бензин стал одним из главных продуктов нефтепереработки. Хотя по мере более широкого распространения дизельных двигателей на первый план выходит дизельное топливо вследствие более высокого КПД дизельных двигателей. Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырье для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС).
Керосимн (англ. kerosene от греч. кзсьт -- воск) -- смеси углеводородов (от C12 до C15), выкипающие в интервале температур 150-250 °С, прозрачная, слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём перегонки или ректификации нефти.
Свойства и состав: Плотность 0,78--0,85 г/смі (при 20 °C), вязкость 1,2 -- 4,5 мм2/с (при 20 °C), температура вспышки 28-72°С, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
предельные алифатические углеводороды -- 20-60 %
нафтеновые 20-50 %
бициклические ароматические 5-25 %
непредельные -- до 2 %
примеси сернистых, азотистых или кислородных соединений.
Применение: Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить противоизносные и цетаноповышающие присадки цетановое число керосина около 40, ГОСТ требует не менее 45. Для многотопливных двигателей (на основе дизеля) возможно применение чистого керосина и даже бензина АИ-80. Допускается добавление до 20% керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. А также применяется в народной медицине при ангине. Также керосин -- основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) (англ. Liquefied petroleum gas (LPG)) -- смесь сжатых под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от?50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен.
Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. Применяется для приготовления пищи, кипячения воды, отопления, используется в зажигалках, в качестве топлива на автотранспорте.
Нефтяные (минеральные) масла -- жидкие смеси высококипящих углеводородов (температура кипения 300--600 °C), главным образом алкилнафтеновых и алкилароматических, получаемые переработкой нефти. По способу производства делятся на дистиллятные, остаточные и компаундированные, получаемые соответственно дистилляцией нефти, удалением нежелательных компонентов из гудронов, депарафинизации, гидрочисткой или смешением дистиллятных и остаточных. В последнее время получил распростанение метод преобразования исходного нефтяного сырья в более ценные продукты гидрокрекингом -- получаемые в таком производстве масла, при значительно более низкой себестоимости, приближаются по свойствам к синтетическим.
По областям применения делятся на смазочные масла, электроизоляционные масла, консервационные масла. Используются также в косметической промышленности.
Для придания необходимых свойств в нефтяные масла часто вводят присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.
Парафин -- воскоподобное вещество, смесь предельных углеводородов (алканов) состава от С18Н38 до С35Н72. Название происходит от лат. parum -- «мало» и athnis -- «сродный» из-за его низкой восприимчивости к большинству реагентов. tпл 40-65 °С; плотность 0,880-0,915 г/смі (15 °C). Получают главным образом из нефти.
Свойства: Применяют для приготовления парафинистой бумаги, пропитки древесины в спичечном и карандашном производствах, в составе садового вара, для аппретирования тканей, как изоляционный материал, химическое сырье и т. д. В медицине используется для парафинолечения. Парафины представляют собой смесь твёрдых углеводородов метанового ряда преимущественно нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле и температурой плавления 45-65°С. В парафинах обычно содержится некоторое количество изопарафиновых углеводородов, а также углеводородов с ароматическим или нафтеновым ядром в молекуле.
Парафин -- вещество белого цвета кристаллического строения с молекулярной массой 300--450, в расплавленном состоянии обладает малой вязкостью. Величина и форма кристаллов парафина зависят от условий его выделения: из нефти парафин выделяется в виде мелких тонких кристаллов, а из нефтяных дистиллятов и дистиллятных рафинатов селективной очистки -- в виде крупных кристаллов. При быстром охлаждении выделяемые кристаллы мельче, чем при медленном. Парафины инертны к большинству химических реагентов. Они окисляются азотной кислотой, кислородом воздуха (при 140 °C) и некоторыми другими окислителями с образованием различных жирных кислот, аналогичных жирным кислотам, содержащимся в жирах растительного и животного происхождения. Синтетические жирные кислоты, получаемые окислением парафина, применяют вместо жиров растительного и животного происхождения в парфюмерной промышленности, при производстве смазок, моющих средств и других продуктов.
Парафины могут быть выделены также из других продуктов, напр., из озокерита. В зависимости от фракционного состава, температуры плавления и кристаллической структуры парафины разделяют на жидкие (температура tпл? 27 °C), твердые (tпл = 28 -- 70 °C) и микрокристаллические (tпл >60--80 °C) -- церезины. При одинаковой температуре топ. церезины отличаются от парафинов большей молекулярной массой, густотой и вязкостью. Церезины энергично реагируют с дымящей серной кислотой, с соляной кислотой, в то время как парафины реагируют с ними слабо. При перегонке нефти церезины концентрируются в осадке, а парафин перегоняется с дистиллятом. Церезины, которые концентрируются в остатке после перегонки мазута, представляют собою смесь циклоалканов и в меньшем количестве твердых аренов и алканов. Изоалканов в церезине сравнительно мало. По степени очистки парафины делят на гачи (петролатумы), которые содержат до 30 % (масс.) масел; неочищенные парафины (церезины) с содержанием масел до 6 % (масс.); очищенные и высокоочищенные парафины (церезины). В зависимости от глубины очистки они имеют белый цвет (высокоочищенные и очищенные марки) или слегка желтоватый и от светло-жёлтого к светло-коричневому (неочищенные парафины). Для парафина характерна пластинчатая или ленточная структура кристаллов. Очищенный парафин имеет плотность 881--905 кг/мі. Церезины представляют собой смесь углеводородов с количеством углеродных атомов в молекуле от 36 до 55 (от С36 к С55). Их извлекают из природного сырья (природного озокерита также остатков высокопарафинистых сортов нефти, получаемых при ее переработкке) и производят синтетически из окисла углерода и водорода. В отличие от парафинов, церезины имеют мелкокристаллическое строение. Температура плавления 65--88 °C, молекулярная масса 500--700. Парафины широко используют в электротехнической, пищевой (парафины глубокой очистки; t_плавл = 50--54 °C; содержание масел 0,5--2,3 % по массе), парфюмерной и других отраслях. На основе церезина изготавливают разные композиции в промышленности бытовой химии, вазелины; они используются также как загустители в производстве пластичных смазок, изоляционных материалов в электро- и радиотехнике и восковых смесей.
Неочищенные твёрдые парафины производят методами: 1) обезмасливания гачей и петролатумов -- побочных продуктов производства (депарафинизации) масел с применением растворителей (смеси кетона, бензола и толуола, дихлоретан), получая при этом неочищенные парафины (из гача) и церезины (из петролатума); 2) выделения и обезмасливания парафина из дистиллятов высокопарафинистых нефтей смесью кетона, бензола и толуола; 3) кристаллизации твердых парафинов без применения растворителей (путем охлаждения в кристаллизаторах и фильтропрессованияя). Неочищенные парафины после этого облагораживают (доочищают) с использованием кислотно-щелочного, адсорбционного (контактного или перколяционного) или гидрогенизационного доочищення (для удаления нестабильных веществ, которые окрашивают и имеют запах). Жидкие парафины выделяют из дизельных фракций депарафинизацей с использованием избирательных растворителей (смесь ацетона, бензола и толуола), карбамидной депарафинизации (в производстве низкозастывающего дизельного топлива) и адсорбции на молекулярных ситах (выделение жидких парафинов С10-С18 с помощью пористого синтетического цеолита).
Применение: свечи для освещения, смазка для трущихся деревянных деталей (направляющих выдвижных ящиков, пеналов и т. п.), в смеси с бензином -- антикоррозионное покрытие (огнеопасно!), в косметике для производства вазелина, парафины зарегистрированы в качестве пищевых добавок E905х.
Смамзочные материамлы -- твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызваного трением.
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике: Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т.д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т.д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
Виды и типы смазочных материалов: В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на: 1) минеральные - в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти 2) синтетические - получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
Классификация: Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на: 1) твёрдые, 2) полутвёрдые, 3) полужидкие, 4) жидкие, 5) газообразные.
По назначению: 1) Моторные масла -- применяемые в двигателях внутреннего сгорания. 2) Трансмиссионные и редукторные масла -- применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач. 3)Гидравлические масла -- применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах. 4) Пищевые масла и жидкости -- применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продукты смазывающим веществом. 5)Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) -- применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др. 6) Электропроводящие смазки (пасты) - применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными. 7) Консистентные (пластичные) смазки -- применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.
3. Основные сведения о нефти
Физические свойства нефти варьируют в значительных пределах. Важное значение для характеристики имеют: плотность, вязкость, люминисценция, цвет, запах и другие.
Плотностью нефти, как и плотностью любого тела, называется масса нефти в единице объема. Плотность нефти колеблется в среднем от 0.75 до 1.00 при температуре 20 градусов и зависит от состава нефти.
Коэффициент усадки - величина (в процентах) уменьшения объема 1 м3 нефти, извлеченной из пласта и перемещенной в условиях нефтехранилища. Усадка нефти происходит за счет остывания нефти, а также за счет удаления газа.
Вязкость - это способность жидкости сопротивляться течению. Чем выше вязкость жидкости, тем медленнее она течет, и наоборот. Например легкие нефти очень подвижные, а тяжелые - очень вязкие и иногда переходят в полутвердые вещества.
Люминисценция - это холодное свечение вещества, вызванное различными причинами. Люминисценция вещества под действием света называется фотолюминисценцией. Последний вид люминисценции делится на два подвида: флюорисценцию и фосфоресценцию. Флюорисценцией называют свечение вещества непосредственно при его облучении; если же после прекращения облучения вещество продолжает светиться, то это явление называют фосфоресценцией.
Все нефти в большей или меньшей степени флюоресцируют. Наиболее флюрисцирующими являются ароматические нефти. Цвет флюорисценции серых нефтей изменяется от желтого до зеленого и синего. Это свойство используют для определения следов нефти в породах, проходимых скважинами, при так называемой люминисцентно-битумилогической съемке, при поисково- разведочных работах.
Под оптической активностью понимают способность органических веществ, присутствующих в нефтях, вращать плоскость поляризации света. Она обусловлена обусловлена присутствием в молекуле вещества ассиметричного атома углерода, то есть атом, все валентности которого насыщены различными атомами или радикалами. Присутствие в нефти оптически активных веществ считается, как правило, одним из доказательств органического происхождения нефти, поскольку оптически активные вещества не могут быть синтезированы органическим путем.
Теплотворная способность - это количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании определенного количества вещества. Например, при полном сгорании 1 кг нефти выделяется 10340-10914 ккал, а при полном сгорании 1 м3 газа - 8900 ккал.
4. Классификация и кодировка товаров
Понятие классификации
Классификация - распределение товаров по различным группировкам на основе объединения товаров в эти группировки и по принципу единообразия использования главного признака.
Современная мировая торговля использует в своем торговом обороте, по оценкам экспертов, 10 в седьмой степени наименований товаров. Насчитывается около 200 стран участников мировой торговли. Организация мировой торговли была создана для урегулирования и управления процессами, происходящими в мировой торговле.
Одной из основных задач организации является создание единого глобального подхода, суть которого в создании единого мирового языка, на котором могут общаться все участники мировой торговли.
В качестве единого способа для создания такого языка явилась возможность использования классификаторов. Потребность в классификации товаров возникла давно, она совпала с появлением на рынках Западной Европы большого количества товаров. В начале попыток создания классификации (18 век) это были примитивные списки (перечни) товаров, которые в то время в некоторых случаях носили признаки классификационности. Продукты питания классифицировались на заморские и колониальные; и непродовольственные товары (ткани, одежда, обувь, ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни, строительные материалы, древесина и др.)
По мере развития экономики, с увеличением номенклатуры товаров на мировом рынке, с развитием заводского и фабричного производства появилась необходимость в дальнейшей детализации первичных примитивных классификаций.
В основе дальнейшей детализации лежит использование объединяющих признаков, но меньших по значимости. Потребность в детализации возникала за счет большей необходимости в номенклатуре товаров и привела к созданию современных классификаций сначала внутри стран, затем к созданию международных классификаторов. Современные классификации создавались на научной основе.
Современное состояние мировой торговли немыслимо без управления торговым оборотом, оценки его состояния, создания статистики, изучения рынка (особенно его динамики), создания таможенных служб, статистической обработки товаропотоков, оценки экономических характеристик в масштабе мировой торговли. Все это немыслимо без использования классификаций.
Выбор главного признака.
Одним из основных принципов, на которых базируется создание классификаций являются требования к выбору главного признака.
Главный признак - отнесение товара к той или иной группировке, то что является основой, объединяющей номенклатуру товаров в одну группу и что позволяет, используя этот признак точно определить код товара в классифицировании.
При создании классификаций используются некоторые принципы выбора главного признака, при этом задействуются следующие:
1. При выборе главного признака рекомендуется руководствоваться происхождением товара. Понятие происхождения подразумевает единообразие технологических процессов, используемых при производстве товаров данной группы. Под единообразием следует понимать отрасль или вид деятельности.
2. Средства производства рекомендуется классифицировать по назначению в процессе производства. Наиболее характерным является подразделение классифицируемых средств производства на средства труда и предметы труда. Предметы труда могут быть классифицированы, используя признаки: сырье, основные материалы и вспомогательные, а также топливо (энергетические источники).При классифицировании материалов по этому признаку могут выделены крупные группировки (стройматериалы, металлопродукция и т.д.)
3. Также среди важных рекомендаций может быть использовано отнесение товаров к группировкам, объединяющих их при этом по признаку единообразия каких-либо свойств, и наиболее важным является: единообразие физических, химических и биологических свойств.
При выборе главного признака, объединяющего товары в единую номенклатурную группировку могут быть задействованы такие характеристики товаров, как формы и размеры, иногда весовые характеристики.
Системы классификаций.
Практика создания различных классификаций чаще всего использует системы, основанные на арабской или римской цифровых системах обозначения (чаще арабской). В арабской цифровой системе используется десятичная и сотенная системы классифицирования. Суть таких систем в том, что каждый вышестоящий уровень классификации подразделяется либо на 10 либо на 100 уровней классификационных группировок. В некоторых случаях эти системы могут использоваться одновременно, но на разных уровнях. Это относится только к использованию арабской цифровой системы.
При использовании римской цифровой символики эти понятия не приемлемы.
В прикладных, ненаучных, неузаконенных классификациях никаких жестких требований по количеству группировок и классификации уровней не существует. Такие системы не носят признака систематичности (бессистемные). Они называются произвольными. Нарушение системы возникает в тех случаях, когда на каком-либо уровне классификации в системе не хватает емкости.
Недостатком десятичной системы в некоторых случаях является недостаточная емкость системы при появлении новых товаров, что может привести к искусственному размещению товаров в группировках, созданных с использованием не приемлимого главного признака - следствие - разрушение системы.
Достоинствами десятичной системы являются: компактность, простая цифровая символика при кодировании товара.
Сотенная система более емкая, позволяет избежать недостатков предыдущей, но более громоздкая в построении, имеет более громоздкие коды (2 цифры).
Ступени классификации.
В пределах каждой системы классификации товары отличаются количеством отдельных классификационных уровней, которые называются ступенями классификации, зависимости от того сколько ступеней содержится между понятием “материалы” и их конкретным “сорторазмером”.
Высшая первая ступень -класс
Вторая ступень - подкласс
Третья ступень - группа
Четвертая ступень - подгруппа
Пятая ступень - вид
Шестая ступень - подвид (внутривидовая классификация группировки - типосорторазмер.
Внутривидовых может быть столько, сколько потребуется до конкретной массогабаритной детализации каждого конкретного вида товаров. С увеличением группировок система усложняется. Использование на практике классификаторов требует минимизации этих ступеней (оптимизация) , так как с увеличением количества ступеней, увеличивается количество цифровых символов в коде товара.
Оптимизация заключается в нахождении согласования между требованиями компактности и достаточности и еще необходимости резервирования для последующего дополнения появляющимися новыми товарами.
Количество группировок зависит от классификационной номенклатуры. При построении прикладных классификаций (производственных, складских), при небольших номенклатурах достаточно 1,2 и 3 ступенчатых классификаций.
Классификация нефтепродуктов.
Сырая нефть является объектом продажи, то есть ее можно назвать товаром, но для конечного потребителя она не представляет ни какого интереса в сыром виде. Поэтому нефть перегоняют и получают нефтепродукты, такие как бензины, эфиры, газы, керосины и т.д.
Первым препятствием для превращения сырой нефти в товарный продукт является вода. Нефть с водой образуют стойкую эмульсию “вода с нефтью”, которую можно разрушить только деэмульгаторами. Это производиться на установках ЭЛОУ. После того как этот процесс завершен начинается перегонка нефти и образуются следующие товарные продукты:
Таблица 1
Число атомов углерода в молекуле |
Интервал температуры кипения |
Применение |
|||
2. Петролейный эфир |
Растворители |
||||
Моторное топливо, получение олефинов |
|||||
4. Керосин |
Дизельное и реактивное топливо |
||||
5. Гайзоль |
|||||
6. Смазочные масла |
Смазочные средства, асфальт. |
Газообразные продукты - это первая фракция отгона. Преимущественно пропан и метан, которые используются как топливо.
Петролейный эфир - состоит из смеси пентанов, гексанов и гептанов. Широко применяется как растворитель в пищевой и лакокрасочной промышленности.
Бензин - этот бензин называется бензином прямой гонки. Он состоит преимущественно из циклических и ароматических углеводородов. Бензин прямой гонки используют как сырье для получения низших углеводородов. Нужные качества топлива бензин приобретает при введении в смесь углеводородов, соответствующих добавок и последующей переработке. Керосин - он представляет собой смесь насыщенных и ненасыщенных углеводородов. В течение многих леткеросин используется для освещения или подвергался крекированию для получения бензина. В последнее время керосин служит топливом для реактивных двигателей.
Газойль и мазут - само название показывает, что эту фракцию применяли для обогащения водяного газа при употреблении его в качестве топлива. Мазут используется в котельных установках работающих на жидком топливе.
Смазочные масла - эта фракция может быть разделена путем фракционирования на масла, отличающихся между собой вязкостью. Вязкость масел зависит от структуры входящих во фракцию углеводородов. Смазки нашли широкое применение в различных областях техники для уменьшения трения механических частей, для предохранения металла от коррозии. К смазкам добавляют специальные присадки, обеспечивающие им нужную сферу использования.
Кубовый остаток - остаток после перегонки нефти. Состоит из углеводородов асфальтового типа. Из кубового остатка получают петролатум, обычно называемый вазелином. Кубовый остаток дает асфальт, который используют как связующий материал при изготовлении изоляционных покрытий.
Система кодирования.
Кодированием называется присвоение индивидуального шифра или кода конкретному товару. Любая система классификации современного уровня использует систему кодирования товаров.
Индивидуальный шифр, код, номенклатурный номер, позволяют избежать неверных прочтений, переводов названий с иностранных языков.
Кодирование позволяет в условиях развития мировой торговли всем участникам этой торговли, всем органам и службам различного уровня единообразно понимать и использовать в практике своей деятельности шифры и коды конкретных товаров, или номенклатурные группировки.
Существующие во всем мире единообразные цифровые обозначения позволяют достичь поставленной цели. Таким образом шифры и коды в цифровой форме являются единственным возможным языком общения всех участников мировой торговли.
Использование цифровых кодов позволяет автоматизировать все виды работ, связанных с конкретизацией информации о товаре, позволяет использовать для этой работы компьютеры.
К условным обозначениям выдвигается ряд требований:
1. Краткость
2. Учитывается необходимость передачи в цифровой форме полной информации о товаре
3. Достаточность, то есть шифр достаточен для конкретизации любого товара.
4. Необходимость обеспечения резервирования, которое может обеспечить присвоение кодов появившимся на рынке новым товарам.
На практике использование кодов помогает при создании классификаторов и номенклатур. Могут быть задействованы следующие системы кодирования: цифровая, буквенная и штриховая.
Цифровая представляет собой способ, основанный на присвоении конкретному виду товаров кода, состоящего только из цифровых обозначений. Порядковая цифровая система используется при малых номенклатурных классификаторах товаров. В порядке создания списка товару присваивается номер по порядку. Серийная (более совершенная) применяется при большом количестве классифицируемых товаров, ее суть в том, что в классифицируемой группировке выделяют серию номеров, в пределах располагаются товары, размещенные по существенному признаку, по которому осуществляется группировка по сериям.
Десятичная цифровая система использует арабскую символику. Каждой позиции, каждому конкретному товару, каждой группе выделяется цифра в коде (от 0 до 9). Эта цифра может обозначать определенный классификационный уровень, в зависимости от количества ступеней классификации. Эта система самая простая в построении и используется очень широко. Ее плюсы: код краток, прост, нагляден. Недостатки: недостаточная емкость.
Сотенная цифровая система заключается в присвоении конкретному товару кода от 00 до 99. Применяется в сотенной системе классификации, когда количество классов больше 10 , при этом емкость значительно больше, но и вся система значительно усложняется.
Комбинированная система - совместное использование десятичной и сотенной цифровых систем на различных уровнях классифицирования.
Буквенно-цифровая системе используется только в прикладных системах кодирования, а чаще при маркировке продукции, каким-либо образом классифицированной. В “серьезных” классификациях буквенно-цифровая система не используется.
В классификациях не применяется штриховое кодирование. Это прикладное кодирование товаров.
Современные системы классификации
Современные системы классификации могут строиться по трем принципам: иерархическому, фасетному и смешанному.
Иерархический принцип лежит в основе построения ОКП и ГС. Его суть в том, что классификаторы начинают построение с вершины пирамиды. На вершине наиболее большой главный признак для используемой номенклатуры товаров, подчиняющихся этому признаку. Дальнейшая детализация особенностей товаров осуществляется на нижестоящих уровнях. На разных уровнях могут встречаться признаки уже бывшие ранее на других уровнях. Характерной особенностью иерархического принципа является то, что на каждой ступени может быть использован только один признак, но несколько раз на разных уровнях классификационной модели.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП).
Он был создан в СССР. Его создание продолжалось несколько десятилетий и продолжается до сих пор. Необходимость создания ОКП во время СССР была продиктована задачами планового управления народным хозяйством с рядом сопутствующих задач, таких как создание для всей отрасли единообразного классификатора.
ОКП создан на иерархической схеме. На общегосударственном уровне была разработана пятиступенчатая система “Высших классификационных группировок”. В задачу ВКГ входит классификация продукции от высших уровней (отраслевых) до уровня вида, не затрагивая внутривидовой уровень(ТСР). В свою очередь отрасли или министерства поручали разрабатывать ТСР предприятиям страны. Окончательная разработка не завершена и никогда не будет завершена.
При создании ОКП на уровне высших группировок была принята следующая группировка: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.
Используется арабская смешанная система. На уровне классов сотенная - 2 цифры, а подкласс, группа, подгруппа, вид - десятичная - 1 цифра.
ОКП - многотомное издание. Конкретные работы начинаются с отраслевой принадлежности товаров, то есть с определения класса. Практически всегда используя ОКП, можно определить состоящий из 6 цифр.
При создании ОКП были использованы следующие принципы: на одном уровне можно использовать только один признак, что обеспечивает единообразие толкования классификации; возможность резервирования.
Большинство видов товаров, как правило, достаточно детально могут быть классифицированы 10-ю цифрами, но иногда достаточно 5 цифр. В таком случае неиспользованные в классификации группировки ВКГ заполняются нулями.
Пример кодирования.
1. Класс 11. Нефть сырая и газ, услуги по их добыче, кроме изыскательных работ (1 1 0 0 0 0 0)
2. Подкласс 1 Нефть сырая и природный газ (1 1 1 0 0 0 0)
3. Группа 1 Нефть сырая (1 1 1 1 0 0 0)
4. Подгруппа 1 Нефть сырая необработанная (1111100 - 1111132)
5. Вид 1 Нефть сырая, обезвоженная и обессоленная (1111210-1111320)
6. Подвид 1 Нефть сырая добытая, материковая и прочая (1111131)
Гармонизированная система.
Гармонизированная система имеет номенклатуру, которая по своей сути является классификацией. Созданию гармонизированной системы и номенклатуры гармонизированной системы способствовало развитие мировой торговли. В начале века возникла необходимость в единой международной классификации для решения задач, аналогичным задачам ОКП.
Подобные документы
Гигиенические свойства товара: определение, показатели, их значение при оценке товаров и тары. Приемка товара по качеству, проверка его комплектности. Сертификация косметики, проверка и оценка ее качества, требования на маркировку и упаковку, брак.
контрольная работа , добавлен 03.04.2014
Функциональные свойства пищевых продуктов, их усвояемость. Безопасность продовольственных товаров. Неорганические свойства и органические свойства, пищевые добавки, используемые в промышленности. Сущность и значение ухода за продовольственными товарами.
лекция , добавлен 21.03.2010
Мировой рынок минеральных продуктов. Товароведная характеристика ассортимента угля, нефтепродуктов и минеральных продуктов в ТН ВЭД ТС. Конъюнктура рынка экспорта и импорта. Виды классификации нефти и нефтепродуктов, минеральных продуктов и угля.
курсовая работа , добавлен 13.06.2014
Состояние рынка косметических товаров в Российской Федерации. Классификация и потребительские свойства косметических товаров, требования к их качеству. Обзор каналов сбыта продукции и ассортимента товара. Сегментирование рынка по группам потребителей.
курсовая работа , добавлен 29.01.2014
Пищевая, энергетическая, биологическая и физиологическая ценность продуктов питания. Луковые овощи, сравнительная характеристика лука репчатого и чеснока. Классификация, ассортимент и свойства мебельных товаров. Анализ стандартов на металлическую посуду.
контрольная работа , добавлен 28.07.2010
Технология производства и свойства нефтепродуктов, их классификация и сфера применения. Характеристика ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" и его подразделений. Ассортимент нефтепродуктов, реализуемых на АЗС. Пути совершенствования деятельности предприятия.
курсовая работа , добавлен 11.05.2014
Товар - одна из важнейших категорий рынка, результат взаимодействия человека со средствами производства. Основные свойства товаров. Потребительная и меновая стоимости товаров. Характеристика потребительской стоимости. Современная классификация товаров.
реферат , добавлен 01.03.2011
Свойство - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Физические, химические и биологические свойства товаров, методы их определения. Свойства, обеспечивающие безопасность продукции в потреблении.
курсовая работа , добавлен 13.02.2012
Способность товара удовлетворять конкретные потребности человека. Показатели, характеризующие соответствие товара и его частей силовым и скоростным возможностям организма. Свойства фармацевтических товаров и изделий. Потребительные свойства товаров.
Нефть - один из представителей класса жидких полезных ископаемых (помимо нее в него входит еще артезианская вода). Свое название она получила от персидского «нефт». Вместе с озокеритом и природным газом образует группу полезных ископаемых, называемых петролиты.
ЧТО ТАКОЕ НЕФТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ И ХИМИИ
Это жирная, маслянистая субстанция, цвет и плотность которой варьируется в зависимости от места добычи. Она может быть ярко зеленая или вишнево-красная, желтая, коричневая, черная, а в редких случаях - бесцветная. Текучесть нефти тоже сильно различается: одна будет как вода, другая - вязкой. Но что роднит между собой столь разные по физическим свойствам вещества, так это их химический состав, который всегда представляет собой сложную смесь углеводородов. За прочие свойства отвечают примеси - серы, азота и других соединений, из которых запах зависит преимущественно от наличия ароматических углеводородов и соединений серы.
Название главной составляющей нефти - «углеводороды» исчерпывающе говорит о ее составе. Это вещества, состоящие из атомов углерода и водорода, чья общая формула записывается как СхНу. Простейшим представителем этого ряда является метан CH4, присутствующий в любой нефти.
Элементарный состав среднестатистической нефти можно представить в процентном виде:
- 84 % углерода
- 14 % водорода
- 1-3 % серы
- <1 % кислорода
- <1 % металлов
- <1 % солей
ОСОБЕННОСТИ ЗАЛЕГАНИЯ НЕФТИ И ГАЗА
Нефть и газ обычно попутчики, то есть их находят вместе, но так бывает только при глубине залегания от 1 до 6 километров. Большинство месторождений находится именно в этом диапазоне, причем сочетания нефти и газа бывают разные. Если же глубина залегания меньше километра, то там находят одну нефть, а свыше 6 километров - только газ.
Пласт, где найдена нефть, называется коллектором. Обычно это пористые горные породы, которые можно уподобить твердой губке, которая набирает и удерживает нефть, газ, а также иные подвижные флюиды (к примеру, воду). Другим обязательным условием скопления нефти является наличие пласта-крышки, который препятствует дальнейшему движению флюида, из-за чего тот оказывается заперт в ловушке. Геологи ищут такие ловушки, которые потом зовутся месторождениями, но это не совсем верное название. Потому что нефть или газ зародились гораздо ниже, в слоях, находящихся под большим давлением. В верхние слои они попадают из-за того, что, будучи флюидами легкими, стремятся вверх. Их буквально выдавливает к поверхности земли.
ГДЕ И КОГДА ЗАРОДИЛАСЬ НЕФТЬ
Чтобы понять механизм образования нефти, нужно перенестись мысленно на миллионы лет назад. Согласно биогенной теории (она же - теория органического происхождения), начиная с каменноугольного периода (350 миллионов лет до н.э.) и вплоть до середины палеогена (50 млн. лет до н.э.) многочисленные области мелководья становились местами скопления останков органической жизни - погибающие микроорганизмы и водоросли падали на дно, образуя придонные слои органики. Очень медленно эти слои закрывались другими, неорганическими - наносами песка, к примеру, и опускались все ниже и ниже. Давление увеличивалось, закрывающие слои отвердевали, доступа кислорода к органике не было. Во тьме под действием давления и температуры происходила трансформация останков в простые углеводороды, часть из которых становилась газообразной, часть - жидкой и твердой.
Как только флюидам предоставлялась возможность вырваться из родительского пласта, они устремлялись вверх до тех пор, пока не оказывались в ловушке. Правда, подъем тоже занимал много времени. В ловушках флюиды обычно распределены следующим образом: сверху газ, потом нефть, а в самом низу - вода. Это связано с плотностью каждого из них. Если же на пути флюидов не встретилось непроницаемого пласта, они оказывались на поверхности, где происходило их разрушение и рассеяние. Естественные выходы нефти на поверхность обычно представляют собой озерца густой мальты и полужидкого асфальта, либо же она пропитывает песок, образуя так называемые битуминозные пески.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НЕФТИ
Выход нефти на поверхность не мог не привлечь внимания древнего человека. О самых ранних этапах знакомства практически нет сведений, но в период хорошо развитой материальной культуры нефть использовалась в строительстве - об этом говорят данные из Ирака, где найдены свидетельства использования нефти для защиты домов от влаги. В Египте обнаружилась горючесть нефти, и ее использовали для освещения. Кроме того она нашла применение в мумификации и как герметик для лодок.
Будучи редкой, нефть стала ценным товаром уже в древности: вавилоняне торговали ею на Ближнем Востоке. Предполагается, что именно эта торговля породила множество городов и селений. Также не исключено, что нефть использовалась при создании одного из знаменитых «чудес света» - висячих садов Семирамиды. Там она пригодилась в качестве герметика, не пропускающего воду.
Китайцы же были первыми, кто не удовлетворился источниками, выходящими на поверхность. Именно они изобрели бурение скважин, используя для этого полые бамбуковые стволы с металлическим «буром» на конце. Поначалу они искали соленые источники для добычи соли, но потом нашли нефть и газ. С помощью последнего они и выпаривали соль - поджигая его. Об использовании нефти в Китае на тот период данных нет.
Еще одним древнейшим способом применения нефти стало лечение ею кожных заболеваний. О подобной практике у жителей Апшеронского полуострова говорится в заметках Марко Поло.
Впервые нефть на Руси упоминается только в XV веке. Историки нашли упоминания о сборе сырой нефти на реке Ухта, где она образовывала пленку на поверхности воды. Там ее собирали и делали из нее лекарство или источник света - обычно это была пропитка для факелов.
Новое применение нефти было найдено только в XIX веке, когда была изобретена керосиновая лампа. Ее разработал польский химик Игнатий Лукасевич. Не исключено, что он же был и изобретателем способа извлечения керосина из нефти. За несколько лет до того канадец Абрахам Геснер придумал способ получения керосина из угля, но получении из нефти оказалось более выгодным.
Керосин активно использовался для освещения, поэтому спрос на него рос постоянно. Поэтому нужно было решать вопрос ее добычи. Начало нефтедобывающей промышленности было положено в 1847 году в Баку, где была пробурена первая скважина, давшая нефть. Вскоре скважин стал так много, что Баку прозвали Черным городом.
Но те скважины еще бурились вручную. Первая же скважина, пробуренная паровой машиной, приводившей в движение буровой станок, появилась в России в 1864 году в Кубанской области. Два года спустя на Кудакинском месторождении закончили механическое бурение еще одной скважины.
В мире же начало промышленной нефтедобычи было положено в 1859 году Эдвином Дрейком, который 27 августа этого года пробурил первую в США нефтяную скважину - она имела глубину 21,2 метра и находилась в городке Тайтусвиль в штате Пенсильвания, где и раньше при бурении артезианских скважин часто находили нефть.
Бурение нефтяных скважин резко удешевило добычу нефти и привело к тому, что в скором времени этот продукт стал важнейшим для современной цивилизации. Одновременно это стало началом развития нефтяной отрасли.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕФТИ
В настоящее время мы уже не используем нефть в чистом виде. Однако существует множество продуктов ее переработки, без которых немыслим наш мир. После первой перегонки получается пять видов топлива:
- авиационный и автомобильный бензин
- керосин
- ракетное топливо
- дизельное топливо
- мазут
Фракция мазута - источник еще одного ряда продуктов дальнейшей перегонки:
- битум
- парафин
- масла
- котельное топливо
Дальнейшая судьба битума - соединение его с гравием и песком для получения асфальта. Еще один продукт нефти, который тоже используется для дорожных работ - это гудрон, представляющий собой концентрат остатков нефти после ее перегонки. Другой остаток, нефтяной кокс, используется при изготовлении ферросплавов и электродов.
Химическая промышленность использует простейшие углеводороды в качестве сырья для реакций, которые изменяют формулу соединений. В результате получаются пластмассы, резины, ткани, удобрения, красители, полиэтилен и полипропилен, а также множество средств бытовой химии.
Горное масло из . Думаете о продукте питания, или косметическом средстве? Житель Поднебесной подумал бы о другом.
Горным маслом в КНР называют нефть . Ши йоу, — примерно так звучит ее название в оригинале. В 21-ом веке нефть добывают повсюду.
Но, Китай – первая страна, где пробурили скважину. Произошло это еще в 347-ом году. Для бурения применили стволы бамбука.
Запасы нефти использовали в качестве топлива для выпаривания морской воды. Из нее китайцы получали .
Нефтью, так же, снабжали армию Поднебесной. наливали топливо в керамические горшки, поджигали и бросали во врагов.
Как видно, еще в начале нашей эры народ Китая знал и ценил свойства нефти. Но, китайцы затруднялись ответить, чем она является. К 21-му веку ученые детально разобрались в этом вопросе.
Что такое нефть
Нефть – черное золото . Известная всем фраза подчеркивает важность жидкости, ее весомую роль в истории.
Однако, более нефть с ничего не объединяет. Природа драгоценного металла неорганическая.
Же – полезное ископаемое предположительно органического происхождения.
От 80-ти до 90 процентов его состава приходятся на углеводороды. Еще около 9-18-ти процентов занимает простой водород.
На кислород, , и прочие неорганические составляющие приходиться не более 10%.
Однако, углеводороды, считающиеся следствием разложения органики, то есть остатков растений и , могут иметь и неорганическое происхождение.
С этим связаны теории, как нефть образуется . Их три. Подробности в отдельной главе. Пока же, продолжим рассмотрение топлива.
Оно жидкое и, действительно, маслянистое. В зависимости от состава, нефть и нефтепродукты бывают , бурыми, зеленоватыми, желтоватыми.
Встречается даже полностью прозрачное топливо. Такое имеется, к примеру, на Кавказе.
С экономической точки зрения нефть сегодня – это товар сырьевого , от цены которого зависит стоимость другой продукции.
Этому вопросу, так же, будет посвящена отдельная глава. С политической же точки зрения, жидкий энергоноситель – причина масштабных войн и локальных конфликтов.
Все хотят контролировать месторождения нефти, но не у всех они есть. Наличие залежей – еще не гарантия успеха и экономического благополучия.
Формула нефти может быть разная, а значит, будут разниться и свойства. От них зависит эффективность топлива, его качественные параметры, «запросы» на доработку.
Свойства нефти
Есть месторождения нефти текучей, словно вода, и смолистой. Дело в плотности энергоносителя.
Показатель тем выше, чем больше асфальтосмолистых веществ. Это высокомолекулярная органика на основе серы, водорода, кислорода и углерода.
Наличие асфальтосмол способствует образованию водонефтяных эмульсий, то есть смесей взаимнонерастворимых компонентов.
Промышленникам приходиться очищать углеводороды от воды, что увеличивает стоимость переработки. Вывод: смолистая нефть считается низкокачественной.
В смолистых углеводородах повышено содержание серы. Это еще один риск. Сера ускоряет коррозию аппаратуры, а она в нефтепроизводстве, как известно, не из дешевых.
Плотность нефти варьируется в пределах от 8-ми до 9,98 граммов на кубический сантиметр.
Нижняя планка – энергоносители, богатые светлыми фракциями. Именно из них получают бензиновые и дизельные дистилляты.
Получается, менее плотная, светлая нефть ценнее темной, маслянистой. Однако, пользу можно извлечь из обоих типов. Об этом поговорим в главе «Применение».
Светлые фракции нефти выкипают при температуре до 350-ти градусов Цельсия. Желательно 60-процентное присутствие легких компонентов.
Такова норма, к примеру, для производства дизельного топлива. Если содержание светлой фракции меньше, значит, много парафинов. Они негативно влияют на качество топлива.
На свойства нефти влияет и концентрация хлористых . Их наличие в составе – следствие загрязнения сырья при его добыче.
Приходиться проводить обессоливание. В противном случае, как и при избытке серы, увеличивается коррозия оборудования.
Она проявляется особенно «ярко», если ведется переработка нефти , насыщенной водой.
При высокой температуре она растворяет хлористые соли, а значит, образуется хлористый водород. Он-то и разъедает поверхности.
Вода часто входит в состав эмульсий нефти, — тех самых, что в избытке встречаются в смолистых сортах.
Но, встречается и энергоноситель, в котором влага содержится в чистом виде, отдельно.
Вода, кстати, является постоянной спутницей нефти. Если не входит в ее состав, то располагается рядом.
Образование нефти
Наличие рядом с нефтью воды – одно из свидетельств ее органического происхождения. Его, так же, называют биогенным.
Считается, что, энергоресурс формировался в водоемах. Необходимые условия – стоячая вода, ее высокая температура, обилие жизни, а значит, и смерти.
Отмирая, водоросли, рыбы, планктон, опускались на дно, где перегнивали. В стоячей воде мало кислорода, поэтому, процесс не завершался полностью.
При распаде органики выделялись газы. Меж биогенных материалов затесывались песок, вода.
Если водоем располагался среди песчаников и прочих пористых пород, илистые массы со дна просачивались сквозь них.
Встречая на пути непроницаемые , массы останавливались, растекаясь между контрастными по структуре слоями земной коры.
Теперь оставалось закрыть нефть непроницаемым слоем и сверху. Водоем со временем исчезал.
Подвижки литосферных плит, выветривание и прочих камней, содержащих , приводили к наносу и над нефтяными озерами.
Так сырье попадало в ловушку. Снизу и сверху – пласты , по бокам – вода.
Она ведь тоже просачивалась сквозь породы, почти не смешивалась с углеводородами, отходя в стороны от них.
Нефть залегает в ловушках антиклиналях. Они служат свидетельством тектонических процессов, которым местность когда-то подверглась.
Антиклинали – пласты пород, выгнутые вверх. Отложение земной коры формируются горизонтально.
Если появляются волны, значит, что-то давило снизу, а это – магма, прорывающаяся между литосферными плитами при их растрескивании, столкновении.
Получается, нефть стоит искать там, где некогда были моря, озера, и тектоническая активность.
Согласно биогенной теории происхождения энергоносителя, на его формирование требуются миллионы лет.
Некоторые ученые даже считают, что нефть – стадия преобразования антрацита, то есть, .
На его образование уходит примерно 400 000 000 лет. Что уж тогда говорить о жидких углеводорода.
В общем, если придерживаться органической теории, нефть – невосполнимый продукт, поскольку тратиться быстрее, чем образуется.
Вторая теория происхождения жидкого топлива – неорганическая, или минеральная.
Выдвинута в 1805-ом, а к 1877-му ее поддержал даже – приверженец биогенных взглядов на рождение нефти.
Суть гипотезы в формировании сырья на больших глубинах, где «царят» высокие температуры.
Если здесь есть вода и карбиды металлов, они вступят в реакцию. Так и образуется нефть .
К 2016 -му году проведена масса успешных экспериментов по неорганическому синтезу углеводородов.
Первые опыты состоялись в 1870-ых. Пример реакции: 2FeC + 3H 2 O = Fe 2 O 3 + H2COCOCH 4 .
Согласно минеральной теории, нефть может быстро восполняться, и человечество зря бьет в набаты по поводу ее дефицита.
Нужно лишь искать вновьобразовавшиеся месторождения. Со временем, тектонические подвижки, давление, проталкивают их ближе к поверхности.
Биогенная и минеральные теории образования нефти – соперники. Но, есть и третья гипотеза, стоящая особняком, мало кем поддерживаемая.
Выдвинута в конце 19-го века, может считаться подвидом неорганической. Говорится, что нефть сформировалась все из тех же минеральных веществ, но еще на начальном этапе жизни планеты.
На такую мысль натолкнуло наличие углеводородов в хвостах комет, . Сначала углеводороды находились в газовой оболочке Земли.
Но, она остывала, формировались горные породы. Они поглощали углеводороды, накапливали.
Если это правда, то нефть, как и в случае биогенного происхождения – ресурс невосполняемый.
Добыча нефти
Какая нефть в антиклиналях? Конечно, неочищенная. Углеводороды смешаны с газами, водой.
От их количества, температуры в слоях месторождения, зависит давление, образующееся в ловушке.
Оно может быть слабым. В этом случае, промышленникам приходиться устанавливать специальные насосы, чтобы выкачивать жидкость на поверхность.
Но, давление может и зашкаливать. Тогда, сырье самостоятельно устремляется к еще необорудованным скважинам, что создает проблемы.
Движение жидкости к скважине – первый этап добычи. Курс нефти от забоя до устья – вторая стадия.
Сбор сырья и его разделение на фракции – предфинальная стадия. Остается очистить нефть и транспортировать ее к переработчикам.
Применение нефти
При переработке нефти выделяется газ. Но, его не используют из-за несоответствия гостам.
Требуется затратить много сил и средств, чтобы ресурс можно было пускать по трубам.
Начни подавать газ из нефти в необработанном виде, это, в лучшем случае, закончиться копотью в помещениях с газовыми плитами.
Теперь, об используемых углеводородах нефти. Россия , как и другие страны, потребляет около 5-ти основных фракций.
Наиболее легкая – газолиновая. Она идет на производство бензинов, как авиационных, так и автомобильных.
Вторая фракция – лигроиновая, нужна для тракторного топлива. Керосиновые углеводороды закупают для пуска ракет и реактивных самолетов.
Дизельное топливо – это четвертая фракция, называемая газойлем. По сравнению с легкой фракцией, ее температура кипения вырастает минимум в 3,5 раза.
Пятая фракция нефти – мазут. Это самая тяжелая составляющая, состоящая из углеводородов с большим числом атомов.
Отделенный от них баррель нефти – ходовой товар. Но, польза есть и в мазуте. Из него получают соляровые и смазочные масла, вазелин и парафины.
Не стоит забывать, что нефть служит сырьем для производства многих синтетических тканей, резин, пластиков.
В общем, углеводородов в жизни человека гораздо больше, чем имеется в баке личного автомобиля.
Цена на нефть
Эталоном энергоносителя считается нефть «Брент» . Она добывается в Северном море, то есть, является российской.
Продукт – ни один вид топлива, а смесь нескольких. На 22-е июня 2016-го года стоимость нефти марки «Брент» составляет почти 51 рубль.
Для отечественной экономики это лучше установленных среднегодовых прогнозов в 40 рублей за баррель, то есть, примерно за 160 литров.
От цены на нефть, во многом, зависит иностранных валют и стоимость продукции, почти всей.
Даже то, что производится внутри страны, часто содержит импортные комплектующие, составляющие. Так что, «Брент» — главный России и ее главная надежда на светлое будущее.