К какой группе позвоночных относятся пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся: названия животных с фото
(англ. Hamlet) - центральный персонаж пьесы Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе он является принцем Дании племянником короля Клавдия и сыном прежнего короля - Гамлета.
Клавдий - дядя Гамлета , убивший его отца и ставший королем Дании. Боясь мести Гамлета, Клавдий посылает его в Англию. Когда Гамлет возвращается обратно, Клавдий, с помощью яда убивает Гамлета, стравив его и Лаэрта, но Гамлет успевает отравленным клинком поразить короля и Клавдий погибает.
Лаэрт (англ. Laertes) - вымышленный персонаж пьесы Вильяма Шекспира "Гамлет, принц датский". Его имя предположительно взято из произведения Гомера Одиссея. Лаэрт является сыном Полония, братом Офелии. Лаэрт - оригинальный шекспировский персонаж, до него подобного персонажа в повествованиях о Гамлете не было.
Призрак отца Гамлета (англ. Ghost of Hamlet"s father; Король Гамлет, англ. King Hamlet) - персонаж трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». В пьесе является призраком убитого короля Дании Гамлета, отца принца Гамлета.
Офелия (англ. Ophelia) - вымышленный персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета.
Фортинбрас (англ. Fortinbras) - имя вымышленного второстепенного персонажа трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». Он - наследный принц Норвегии.
Джон Фальстаф – добродушный, полный и немного трусливый пьяница, проводящий все свое время в кругу таких же как он гуляк и развратных девиц из произведений «Виндзорские насмешницы», «Генрих IV, часть 1» и «Генрих IV, часть 2»
Король Лир – герой трагедии Уильяма Шекспира с одноименным названием. Трагедия основана на реальных событиях, она опирается на древнейшие предания Британии о короле Лире и его дочерях.
Гонерилья и Регана, старшие дочери короля Лира из трагедии "Король Лир". Жадные и подлые дочки, которым их отец, король Лир, завещал королевство, уйдя от дел. Лестью и обманом захватив королевство, они охотятся на своего отца и хотят убить его. Они губят графа Глостера, друга Лира, вырвав ему глаза и убивают младшую сестру Корнелию, задушив ее. Когда их преступления раскрываются, Гонерилья убивает себя кинжалом, перед этим отравив сестру.
Меркуцио - друг Ромео, охотник за дамскими сердцами из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".
Тибальт (Тибальд, англ. Tybalt, Тибальдо, итал. Tebaldo) - персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Он является двоюродным братом Джульетты Капулетти. Убит Ромео, мстившим ему за убийство своего друга Меркуцио.
Джульетта - кроткая и наивная девочкка, постепенно превращающаяся в опытную и созревшую душой женщину, готовую на все ради своего чувства, в подлинную героиню пьесы из трагедии "Ромео и Джульетта".
Ромео - юноша, возлюбленный Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".
Отелло (англ. Othello, итал. Otello) - герой трагедии Вильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр», написанной в 1603 г., а также ряда вторичных произведений по тому же сюжету, в частности опер, кинофильмов и игровых программ.
Яго - поручик, помощник полководца Отелло из драмы "Отелло". Он ненавидит мавра и, желая занять его место, с помощью интриг внушает ему, что его любимая девушка, Дездемона, изменяет ему с Кассио.
Дездемона - жена Отелло, убитая им из ревности
Шейлок - персонаж пьесы Уильяма Шекспира "Венецианский купец", жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.
Миранда - героиня пьесы Уильяма Шекспира «Буря», наивная 15-летняя девочка, единственная дочь герцога Просперо. Она и ее отец стали отшельниками на острове по вине ее дяди Антонио, который хотел занять престол.
Калибан (англ. Caliban) - один из главных персонажей романтической трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря». Калибан - антагонист мудреца Просперо, восстающий против хозяина слуга, грубый, злой, невежественный дикарь.
Ричард - уродливый горбун, завидующий своему брату королю Эдуарду IV из трагедии "Ричард III". Когда Эдуард умирает, Ричард захватывает власть, убивая своего брата Кларенса и детей Эдуарда, которые должны были наследовать титул. Все ненавидят Ричарда, и в стране поднимаются восстания. Ричард казнит одного из лидеров, графа Бекингема, но граф Ричмонд побеждает его и занимает трон. «Коня, коня, полцарства за коня!» - эту известную фразу произносит Ричард, сражаясь с Ричмондом.
Макбет и его жена леди Макбет из трагедии "Макбет". Военачальник Макбет, победив восставшего Макдональда, встречает ведьм, одна из которых, предрекает ему быть королем Шотландии. Поверив предсказанью, Макбет рассказывает все жене и они подло убивают короля Дункана, свалив все на прислугу. Став королем, Макбет преследует сыновей Дункана и убивает своего товарища, военачальника Банко, который, согласно пророчеству ведьм, должен стать родоначальником королевской династии. Затем Макбет убивает всех близких тана Макдуфа (ведьмы предсказали, что его нужно опасаться).
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Юрьевская общеобразовательная основная школа»
Открытый урок
по творчеству У. Шекспира
«А любовь
остается
жить...»
Подготовила
и провела:
литературы
С. Юрьевка
учебный год
Оформление : портрет У. Шекспира, таблица – словарь,
Эпиграфы на доске, иллюстрации к « Ромео и Джульетте»
Для нас Шекспир
не одно лишь громкое имя,
которому поклоняются лишь
изредка и издали;
он сделался нашим достоянием,
он вошел в нашу плоть и кровь.
Кто под звездой счастливою рожден,
Гордится славою, титулом и властью.
А я перед судьбой скромнее награжден,
И для меня любовь – источник счастья.
У. Шекспир
Острова умирают в море,
А любовь остается жить.
А. Островой
Таблица – словарь
Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию , личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.
Коллизия - столкновение каких – либо противоположных сил, интересов, стремлений.
Францисканцы – католический нищенствующий орден монашенский, основанный в 13 веке итальянцем Франциском Ассизским.
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколение в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Патриархальный – верный старине, отжившим обычаям, стародедовский, чуждый новому.
Идеал – представления человек о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области.
Склеп – закрытое помещение ниже уровня земли под церковью или на кладбище, в котором ставятся гробы с телами умерших.
Иллюзия – искаженное восприятие действительности, несбыточная надежда, мечта.
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством У Шекспира, эпохой знаменитого драматурга;
Показать жанровые особенности сонета и трагедии;
На примере высоких поэтических образов воспитывать в детях духовность, эстетику чувств;
Развивать у учащихся вкус к хорошей литературе, классике.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Краткие сведения о биографии Шекспира.
3. Рассказ учащегося о театре времен Шекспира.
4. Слово учащегося об особенностях сюжета.
5. Чтение учащимися сонетов Шекспира.
6. Краткий исторический комментарий учителя, работа с таблицей – словарем.
7. Беседа по тексту трагедии.
8. Инсценированные страницы трагедии.
9. Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения М. Аллигер «Ромео и Джульетта».
10. Домашнее задание.
1. Вступительное слово учителя.
У поэта Сергея Острового есть стихотворение, название которого стало названием и нашего урока: «А любовь остается жить». И пусть сегодняшний урок станет уроком путешествием в века. Путешествием в прекрасную страну, имя которой Любовь и Счастье.
А тон сегодняшнему разговору пусть задаст это стихотворение.
Океаны ломают сушу.
Ураганы сгибают небо.
Исчезают земные царства.
А любовь остается жить.
Погибают седые звезды.
Серый мамонт вмерзает в скалы.
Острова умирают в море,
А любовь остается жить.
Топчут земли живую зелень,
Пушки бьют по живому солнцу.
Днём и ночью горят дороги.
А любовь остается жить.
Я к этому всё, что, если
Ты увидишь, как плачут звёзды,
Пушки бьют по живому солнцу,
Ураганы ломают твердь,-
Есть на свете сильнее чудо:
Рафаэль написал Мадонну.
Незапятнанный свет зачатья
На прекрасном ее лице.
Значит, день не боится ночи.
Значит, сад не боится ветра.
Горы рушатся. Небо меркнет.
А любовь остается жить.
Учитель. История любви пишется давно. И каждый век, каждое поколение вписывает в неё свои страницы. И порой они бывают так ярки, так незабываемы, что остаются жить в памяти людей навсегда. Бессмертными стали имена Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Лейлы и Меджнуна, Тахира и Зухры, Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры. Вот имена всепобеждающей любви!
А первыми в этом прекрасном списке стоят юные Ромео и Джульетта.
Сегодня мы увидим с дистанции Времени людей давно ушедших, но таких схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях, горе, в своей любви.
2. Краткие сведения о биографии У. Шекспира.
Нам предстоит сегодня встреча с человеком, имя которого - Шекспир. сказал однажды: «Для нас Шекспир не одно лишь громкое. Яркое имя, которому поклоняются лишь издали и изредка; он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь».
Эти слова стали эпиграфом к нашему уроку.
Перу Шекспира принадлежат 37 пьес, 4 поэмы и 154 сонета. За немногим более, чем два десятилетия этот «человек из Стрэттфорда», как он сам себя называл, создал вещи, которые вот уже века и века будоражат умы человечества, заставляют думать, будят совесть, учат мудрости.
Шекспир жил давно. Шекспировская эпоха в России – времена Ивана Грозного и Бориса Годунова. Увидевший свеет в год смерти Микеланджио и скончавшийся одновременно с Сервантесом, в год суда над Галилеем, Шекспир принадлежал к титанам Возрождения. Из уроков истории вы знаете о том, что движение Возрождение привело к перевороту в науке, философии и литературе, в культуре многих стран.
Деятели этой эпохи называли себя гуманистами (лат - человеческий), человеколюбцами. Они защищали право свободного и равного развития человеческой личности вне зависимости от происхождения и социального положения.
Новый прогрессивный социальный уклад и идеология нашли своё выражение в появлении талантливых художников, поэтов и писателей. Вот их имена: Микеланджио, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боккаччо, Франсуа Рабле, Данте, Петрарка, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир.
3. Рассказ учащегося о театрах времен Шекспира.
4. Слово учителя о сонетах Шекспира.
Кроме больших драматургических произведений, перу Шекспира принадлежат 154 сонета, которые стали жемчужинами мировой любовной поэзии.
Форма сонета - особая. В таком стихотворении всегда 14 строчек (обычно три четверостишия одно двустишие), рифмующихся особым образом
АА – парная рифма.
В последних строках - ввод, квинтэссенция мысли.
Давайте послушаем несколько сонетов Шекспира, которые тоже говорят о самом прекрасном из человеческих чувств.
5. – Чтение учащимися сонетов № 25, № 65, № 84, № 000.
6. Краткий исторический комментарий и работа со словарем таблицей.
Обратите внимание на таблицу.
Запись в тетрадях: «трагедия – это…»
Сам Шекспир порой называл «Ромео и Джульетту» комедией.
Докажите, опираясь на лексическое значение слова «трагедия», что жанр этой пьесы всё – таки трагедия.
Разбор лексического значения слов, помещенных в таблице.
7. Беседа по тексту трагедии.
Одному из вас, ребята, я предварительно дала задание - прочитать текст, составить план и по этому плану пересказать краткое содержание произведения.
Сообщение учащегося.
1) Какой уклад царит в доме Капулетти?
2) Почему враждуют два семейства?
3) «Одна лишь в сердце ненависть была», - скажет Джульетта, полюбив Ромео из враждебного ей рода Монтекки.
4) Почему молодое поколение (Тибальт, Меркуцио, Бенволио) ищет повод для ссоры?
5) Как относятся к вражде двух семейств горожане и сам герцог Веронии - Эскал?
6) Какими Вы представляете себе героев этой пьесы?
8. Послушайте монолог Джульетты (инсценирование сцены гибели)
«Приди, о, ночь,..»
9. Учитель . Любовь … Что она делает с человеком?..
Как меняются наши герои, полюбив?
Как молоды они было?
Как любовь преображает Джульетту? (В начале произведения эта девочка – непоседа, козочка, как зовет её няня. Джульетта взрослеет прямо на глазах. Глубокое чувство пробуждает в ней мысль: «Человек или его имя?»)
Она полюбила человека, не зная его имени, значит, имя – нечто второстепенное. Но девушка вынуждена скрывать свои чувства, она обречена на одиночество в своей семье.
Что дает Джульетте силу?
Как меняется Ромео?
Почему брат Лоренцио соглашается помочь влюбленным? (от этого союза жду, говорит он, - в любовь он может превратить вражду..)
Оправдались ли его ожидания?
Почему они погибли?
Что заставило Джульетту воспользоваться кинжалом Ромео?
Почему Джульетте, в самом деле, и не выйти замуж за Париса, который и красив. И умён. И знатен?
Какова речь героев, как выражают они свои чувства? (Диалог Ромео и Джульетты в саду - акт 2, сцена 2)
Смерть героев – проявление слабости или силы?
Пьеса воспринимается как трагедия любви или как её торжество?
Имена возлюбленных стали нарицательными. Какие качества героев способствовали этому?
Современны ли проблемы, которые поднимает Шекспир?
Как бы Вы повел себя в подобной ситуации?
Каковы нравственные уроки пьесы?
10. Выводы. Подведение итогов.
Как вы думаете, почему вот уже 400 лет во всём мире играют пьесы Шекспира и великие актёры мечтают принимать участие в них?
В чём секрет творчества Шекспира?
11. Заключительное слово учителя.
Есть в искусстве вечные темы. Любовь – одна из них. И сколько бы веков ни прошло, люди всё так же будут влюбляться, страдать, расставаться и вновь обретать друг друга, силой своей любви преодолевать все преграды, которые ставит на их пути судьба, потому что пред Любовью бессильны моря и горы, расстояние и время, силы людские и силы природы. А поэты и писатели всё так же будут воспевать в своих произведениях Любовь, потому что она, чтобы ни случилось, остаётся.
Закончить наш сегодняшний разговор мне хотелось бы словами М. Алигер:
Высокочтимые Капулетти!
Глубокоуважаемые Монтекки!
Мальчик и девочка, ваши дети,
В мире прославили вас навеки.
Не родовитость и не заслуги,
Не звонкое злато, не острые шпаги.
Не славные предки, не славные слуги,
А любовь, исполненная отвагою.
Вас прославила вовсе другая победа,
Другая мера, цена другая.
Или всё – таки тот, кто об этом поведал,-
Безвестный певец из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
Вообще на земле никогда не бывало…
Но ведь был же Ромео, была и Джульетта =
Страсть полная трепета и накала!
Итак, Ромео пылок и нежен.
Так растворилась в любви Джульетта,
Что жил ли на свете Шекспир или не жил,
Честное слово, не важно и это.
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
Заметный слезами и лунным светом…
Поэт не ждёт ни богатства, ни славы,
Он просто не может молчать об этом.
Ни о чём с человечеством не условясь,
Ничего не спросив у грядущих столетий,
Он просто живет и живёт, как повесть,
Которой печальнее нет на свете!
11. Домашнее задание.
Выучить сонеты Шекспира (по выбору)
Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.
Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.
Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.
История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века
Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.
(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )
Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.
Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)
Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.
Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.
В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.
Главные герои
Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.
Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.
Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.
Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио
Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.
Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета
Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.
Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.
Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.
Изучить ароморфозы класса Пресмыкающиеся. Записать в тетради.
Изучить строение пресмыкающихся. Выполнить конспект в тетради.
Рассмотреть сухие и влажные препараты разных видов пресмыкающихся.
Изучить внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся на примере Ящерицы (вскрытие ящерицы).
В альбоме выполнить 5 рисунков, обозначенных в печатных методичках V (красной галочкой). Эти печатные методички хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии и с этими методичками вы работаете на практических занятиях. В электронной методичке все необходимые рисунки помещены в конце текста.
В тетради записать и выучить классификацию современных и вымерших пресмыкающихся.
В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:
Таблица 1. Многообразие современных пресмыкающихся.
Знать ответы на контрольные вопросы темы:
Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.
Особенности организации пресмыкающихся.
Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Ящерицы.
Общая характеристика пресмыкающихся
В современной систематике животных Пресмыкающиеся (Reptilia), или Рептилии, это класс в типе Хордовые (Chordata) подтипа Позвоночные (Vertebrata).
Ароморфозы пресмыкающихся
Основные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма) Пресмыкающихся следующие:
1. Возникновение зародышевых оболочек, обеспечивающих развитие эмбриона в наземных условиях. Пресмыкающиеся являются амниотами, т.е. позвоночными животными, чьи зародыши имеют зародышевые оболочки, обеспечивающие развитие зародыша в наземно-воздушной среде.
2. Прогрессивные преобразования скелета и формирование грудной клетки.
3. Развитие мозга, появление зачатков коры головного мозга.
4. Дифференцировка мышечной системы (появление межреберной мускулатуры).
5. Дифференцировка дыхательных путей и появление ячеистых легких.
6. Развитие неполной межжелудочковой перегородки сердца.
7. Формирование тазовой (вторичной) почки с обратным всасыванием веществ.
Пресмыкающиеся - первые наземные позвоночные, утратившие тесную связь с водой. Среди них встречаются виды, вторично вернувшиеся в водную стихию. В современной фауне насчитывают около 6600 видов пресмыкающихся.
Пресмыкающиеся появились еще во второй половине каменноугольного периода палеозойской эры (около 300 млн. лет назад). Они ведут свое происхождение от более сложных древних земноводных, близких к стегоцефалам. Наивысший расцвет и разнообразие пресмыкающиеся имели в юрском периоде мезозойской эры (195-135 млн. л.н.).
Строение пресмыкающихся
Строение пресмыкающихся следует изучать на примере Ящерицы . Различные виды ящериц обитают по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера. Один из наиболее широко распространенных и обычных видов - Ящерица прыткая – Lacerta agilis (тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, отряд Чешуйчатые, подотряд Ящерицы). Это небольшое животное, длиной вместе с хвостом 15 - 20 см. Ящерица обитает в сухих, прогреваемых солнцем местах в степях, лесах, горах до высоты 2,5 км. Буроватая или зеленовато-бурая окраска хорошо скрывает ее среди камней и травы. Живут ящерицы парами, укрываясь ночью в норках, под камнями, под корой пней. Здесь же они прячутся с осени на зимовку. Температура тела не постоянна.
Питаются ящерицы насекомыми и личинками других беспозвоночных. В теплое время года несколько раз за лето ящерицы откладывают в укромных местах от 2 до 12 яиц. Заботы о яйцах не проявляют. Из яиц выходят полностью сформировавшиеся маленькие ящерицы, и все их дальнейшее развитие сводится к физическому росту и половому созреванию.
Итак, тело ящерицы удлиненной формы, состоит из головы, шеи, туловища, хвоста и пятипалых конечностей.
Покров. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями, лишена желез (защита от потери воды). На пальцах имеются роговые образования - когти. Рост сопровождается линькой (периодическая смена кожных покровов).
Скелет (рис. 1) полностью окостеневает. Состоит из осевого скелета (позвоночник), скелета головы (череп) и скелета конечностей.
Рис. 1. Скелет Ящерицы прыткой.
1 - череп; 2 - ключица; 3 - лопатка; 4 - плечо; 5 - кисть; 6 - кости предплечья; 7 - ребра; 8 - кости голени; 9 - стопа; 10 - бедро; 11 - кости таза; 12 - позвоночник; 13 - грудина.
Общая характеристика пресмыкающихся
Позвоночник делится на четыре отдела:
1. Шейный - включает восемь позвонков. Подвижность головы обеспечивается двумя первыми шейными позвонками - атлантом и эпистрофеем, образующими сустав. Первый имеет вид кольца и сочленяется с непарным мыщелком черепа, второй представляет собой зубовидный отросток, входящий в кольцо первого позвонка и обеспечивающий поворот головы.
2. Грудно-поясничный - состоит из 22 позвонков. Включает грудной отдел, где все позвонки несут хорошо развитые ребра. Первые пять - длинные, прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку. Поясничный отдел отличается более развитыми поперечными отростками за счет прирастания к ним рудиментарных ребер.
3. Крестцовый - включает два позвонка, к которым причленяются подвздошные кости таза.
4. Хвостовой - включает несколько десятков позвонков, уменьшающихся в размере в зависимости от длины хвоста.
В случае опасности ящерица спасается от гибели путем отбрасывания хвоста (аутотомия - рефлекторный акт на боль), при этом один из хвостовых позвонков переламывается посередине. Позднее хвост частично отрастает путем регенерации.
Череп почти полностью окостеневает и состоит из большого количества костей. Челюсти вытянуты, что облегчает захват и удержание добычи. Крупные отверстия глазниц располагаются сверху, а не с боков, как у рыб. Соединяется с позвоночником при помощи двух мыщелков, образованных затылочными костями.
Скелет конечностей включает пояс и скелет свободных конечностей, сходных по строению у земноводных. Плечевой пояс представлен парными костями - лопатками, ключицами, вороньими костями (коракоидами) и непарной костью грудины. Плечевой пояс прикреплен к грудине. Скелет передней конечности состоит из плеча (плечевая кость), предплечья (лучевая и локтевая кости) и кисти (кости запястья, пясти и фаланги пальцев). Тазовый пояс представлен парными подвздошными, седалищными и лобковыми костями, сросшимися между собой в таз. Он прикреплен к двум позвонкам крестцового отдела. Скелет задней конечности состоит из бедра (бедренная кость), голени (большая и малая берцовые кости) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Кости конечностей - локтевая и лучевая, а также большая и малая берцовые не срастаются как у земноводных; стопа и кисть короче, пальцы оканчиваются когтями. Плавательная перепонка отсутствует.
Мышечная система развита и более дифференцирована по сравнению с земноводными: появляются зачатки подкожной мускулатуры, мощная жевательная мускулатура (движение челюстей), группы мышц шеи (обеспечивают движения головы), мышцы конечностей. Хорошо развиты межреберные мышцы, которые участвуют в механизме дыхания.
Общая характеристика пресмыкающихся
Внутреннее строение ящерицы представлено на рисунке 2.
Нервная система более развита, чем у земноводных. Головной мозг пресмыкающихся состоит из пяти отделов. Передний мозг представлен большими полушариями, разделенными на правую и левую доли, больших размеров за счет скопления полосатых тел. В мозговом слое различают первичный свод (архипаллиум), занимающий большую часть крыши полушарий, а также зачаток новой коры (неопаллиума). Прогрессивное развитие переднего мозга обеспечивает возникновение сложных форм поведения. Промежуточный мозг спереди прикрыт передним, а сзади - средним мозгом. В крыше хорошо развиты теменной орган и эпифиз. Теменной орган своим строением напоминает глаз. В нем различают уплотненный прозрачный передний отдел (подобный хрусталику) и бокалообразную заднюю часть, состоящую из чувствующих и пигментных клеток. Он эффективно воспринимает световые раздражения и служит рецептором сезонных изменений. Средний мозг увеличен в размере за счет развития зрительных центров. Мозжечок сильно развит, движения пресмыкающихся более интенсивные и разнообразные. Продолговатый мозг образует изгиб в вертикальной плоскости, также характерный для всех амниот. Центр автоматической двигательной активности и основных вегетативных функций (дыхания, пищеварения, кровоснабжения). От головного мозга отходят одиннадцать пар черепно-мозговых нервов.
Спинной мозг заключен в спинномозговой канал позвоночника. Спинномозговые нервы образуют плечевое и поясничное сплетения. Хорошо развита симпатическая нервная система, представленная двумя нервными стволами, расположенными по бокам позвоночника.
Подписи к рисунку 2:
1 - пищевод, 2 - желудок, 3 - тонкая кишка, 4 - толстая кишка, 5 -клоака, 6 - выводное отверстие клоаки, 7 - печень, 8 - желчный пузырь, 9 - поджелудочная железа, 10 - трахея, 11 - левое легкое, 12 - желудочек сердца, 13 - правое предсердие, 14 - левое предсердие, 15 - правая дуга аорты, 15 - левая дуга аорты, 16 - правая сонная артерия, 17 - левая сонная артерия, 18 - левая дуга аорты, 19 - нисходящая аорта, 20 - соединение дуг аорты в спинную аорту, 21 - правая легочная артерия, 22 - левая легочная артерия, 23 - задняя полая вена, 24 - венозный синус (слабо выражен у ящерицы), 25 - легочная вена, 26 - левый семенник, 27 - придаток семенника, 28 - семяпровод, 29 - левая почка, 30 - впадение семяпровода в клоаку, 31 - мочевой пузырь, 32 - правая подключичная вена, 33 - селезенка, 34 - левая яремная вена, 35 - непарная головная вена, 36 - надпочечник.
Общая характеристика пресмыкающихся
Рис. 2. Внутреннее строение пресмыкающегося
(ящерица, самец).
Общая характеристика пресмыкающихся
Органы чувств. Из органов чувств у рептилий (за исключением змей и некоторых других видов) лучше, чем у амфибий, развиты глаза : они более подвижны. Приспособление их к видению на разных расстояниях (у многих видов на довольно больших) обеспечивается не только, как у рыб и амфибий, перемещением хрусталика, но и, как у высших позвоночных, путем изменения его кривизны. Кроме век, имеется мигательная перепонка. У ряда видов есть теменной орган , связанный с промежуточным мозгом и способный к восприятию световых раздражений. Орган слуха и равновесия представлен средним и внутренним ухом с тремя полукружными каналами (орган равновесия). Орган слуха приспособлен к восприятию звуковых раздражений в воздушной среде. Наружные слуховые отверстия располагаются на голове позади глаз и затянуты округлой барабанной перепонкой, воспринимающей звуковые колебания. Колебания перепонки передаются к слуховой косточке - стремечку, - расположенной в полости среднего уха. Стремечко упирается в овальное окно, ведущее в полость внутреннего уха, передавая ему колебания барабанной перепонки. Нижняя часть полости среднего уха открывается в ротоглотку с помощью слуховой (евстахиевой) трубы для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки. Некоторые прогрессивные изменения произошли в органе слуха: немного увеличился нижний мешочек; слуховая косточка лучше передает колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо; кроме овального окошечка, появилось второе окошечко - круглое, что увеличивает подвижность экзолимфы, окружающей лабиринт; барабанная перепонка расположена не на поверхности головы, а в небольшом углублении. В осязании большую роль играет язык. Орган вкуса представлен вкусовыми луковицами глотки. Орган обоняния более дифференцирован и представлен обонятельными мешками, разделенными на обонятельный (верхний) и дыхательный (нижний) отделы. Появляется обонятельная раковина. Имеются обонятельные ходы с парными ноздрями, открывающимися наружу.
Дыхательная система. Единственными органами дыхания у рептилий служат легкие, так как их кожа непроницаема для газов; слизистая оболочка ротовой полости, играющая значительную роль в дыхании земноводных, используется для выполнения этой функции немногими видами пресмыкающихся. По этой причине и, особенно в связи с возросшей активностью рептилий по сравнению с амфибиями, строение легких и дыхательных путей усложнилось. Легкие представляют собой органы большей величины и глубже расположенные в грудной полости, чем у земноводных. Внутренняя поверхность их значительно возросла благодаря развитию на ней множества перекладин с более густой сетью кровеносных сосудов. Воздух поступает в легкие, пройдя через хоаны, глотку, гортань, длинную трахею, просвет которой поддерживается хрящевыми кольцами. Во время прохождения через трахею воздух очищается от пыли, температура его приближается к температуре тела. У амфибий трахея была в зачаточном состоянии. Задний конец трахеи разделяется на два бронха, в стенках которых тоже имеются хрящевые кольца. Осуществление вдоха и выдоха происходит более эффективно, чем у амфибий, благодаря развитию у рептилий грудной клетки, объем которой
Общая характеристика пресмыкающихся
увеличивается при вдохе и уменьшается при выдохе. Такой же механизм сохранился у высших позвоночных - птиц и млекопитающих.
Пищеварительная система более дифференцирована, чем у земноводных. Зубы в основном сосредоточены на челюстях, количество их велико, но они однотипны и служат преимущественно для захвата добычи. Слюнные железы лучше развиты, чем у амфибий (у ряда видов выделения этих желез ядовиты). У рептилий начинается процесс образования твердого нёба, который завершается у крокодилов. Благодаря образованию твердого нёба ротовая полость отделяется от носоглоточной, что облегчает как дыхание, так и поглощение пищи. Хорошо развиты (особенно у хищников, поедающих позвоночных животных) глотка, пищевод и желудок. Печень (с желчным пузырем) и поджелудочная железа более совершенны, чем у земноводных. Тонкая кишка значительно удлинена; толстая кишка короткая и заканчивается клоакой. Современные пресмыкающиеся питаются преимущественно животными; число растительноядных видов незначительно.
Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. В желудочке сердца имеется неполная перегородка, препятствующая полному смешиванию артериальной и венозной крови. От желудочка отходят три сосуда: легочный ствол (от правой части желудочка) несет венозную кровь к легким. Правая дуга аорты (от левой части желудочка) несет артериальную кровь к голове (сонные артерии), передним конечностям (подключичные артерии), далее, сливаясь с левой дугой, образует спинную аорту. Левая дуга аорты (над перегородкой) несет смешанную кровь ко всем остальным органам тела, сливаясь в спинную аорту. Смешанная (с высоким содержанием кислорода) кровь по спинной аорте направляется в заднюю часть туловища и к задним конечностям. У ящериц сохраняется сонный проток, который соединяет сонные артерии с дугами аорты. Уровень обмена веществ сохраняется низким, поэтому рептилии - холоднокровные животные.
Малый (легочный) круг кровообращения начинается легочной артерией и заканчивается легочными венами, несущими артериальную кровь в левое предсердие. Большой круг кровообращения начинается дугами аорты и заканчивается нижней и двумя передними полыми венами, несущими кровь в правое предсердие.
Выделительная система представлена парными продолговатыми тазовыми (метанефрос) почками. От почек отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. На брюшной стороне клоаки находится отверстие мочевого пузыря. Механизм обратного всасывания в почечных канальцах обеспечивает сохранение воды в организме. Основным конечным продуктом азотистого обмена является мочевая кислота.
Общая характеристика пресмыкающихся
Половая система. Раздельнополые. Половые железы парные. У самцов имеется копулятивный орган. Оплодотворение внутреннее. Самки откладывают крупные яйца с большим содержанием желтка. Снаружи яйца покрыты плотной кожистой оболочкой. Пресмыкающиеся являются амниотами, т.е. позвоночными животными, чьи зародыши имеют зародышевые оболочки, обеспечивающие развитие зародыша в наземно-воздушной среде.
Развитие прямое. Из яйца вылупляется молодое животное, отличающееся от взрослого только размерами, и все его развитие сводится к физическому росту и половому созреванию.
Пресмыкающиеся - важный компонент экосистем, регулируют численность многих беспозвоночных животных, служат пищей другим животным. В ряде стран употребляются человеком в пищу, кожа и панцири используются для изготовления различных изделий.
Около 8000 видов рептилий. Среди современных пресмыкающихся выделяют 4 отряда:
1. Отряд Клювоголовые подкласса Лепидозавры (1 вид – гаттерия ).
2. Отряд Чешуйчатые подкласса Лепидозавры. Свыше 6600 современных видов.
Подотряд 1. Ящерицы (Ящерица, Геккон, Агама, Круглоголовка, Игуана, Веретеница, Желтопуз, Варан, Амфисбена, Сцинк).
Подотряд 2. Змеи (Удав, Уж, Кобра, Гадюка, Полоз, Очковая змея, Аспид бунгар, Гюрза, Гремучая змея, Щитомордник).
Подотряд 3. Хамелеоны (Хамелеон ).
3. Отряд Крокодилы подкласса Архозавры (Крокодил, Гавиал, Кайман, Аллигатор). Всего 20 - 26 видов.
4. Отряд Черепахи подкласса Анапсиды. Около 330 современных видов из 4-х подотрядов:
Подотряд 1. Морские черепахи (Бисса , Суповая черепаха ).
Подотряд 2. Мягкокожистые черепахи (Китайская черепаха );
Подотряд 3. Скрытошейные черепахи (Среднеазиатская , Слоновая , Болотная черепаха , Каспийская черепаха );
Подотряд 4. Бокошейные черепахи (Аррау ).
Отряд 1. Клювоголовые
Представители: Гаттерия
Достигает длины до 75 см, внешне похожа на ящерицу, но анатомическое строение ее весьма своеобразно. В позвоночнике сохраняются остатки хорды - общий признак с некоторыми наиболее примитивными ящерицами. Позвоночные отделы ребер несут направленные назад крючковидныеотростки.
Сверху в черепе гаттерии между теменными костями, находится большое отверстие для теменного органа, который развит лучше, чем у кого-либо из современных пресмыкающихся, и имеет настоящие светочувствительные пигменты. У молодых гаттерии имеются зубы. С возрастом они стираются.
Гаттерия живет в норах и ведет ночной образ жизни, питаясь насекомыми, моллюсками и червями. Откладывает до 16 яиц, которые имеют твердую скорлупу, развитие зародыша длится до 14 месяцев. В настоящее время встречается только на островах от Новой Зеландии. Охраняемое животное(рис. 3.99).
Рис. 3.99. Новозеландская гаттерия
Отряд 2. Чешуйчатые
Общее число современных видов - 6600. Это эволюционно прогрессивная группа класса Пресмыкающихся.
Тело покрыто роговыми чешуями, под которыми имеются небольшие костные чешуйки. Хоаны открываются в передней части ротовой крыши. Размножение происходит или путем откладывания яиц, которые, в отличие от крокодилов и черепах почти лишены белка и покрыты, оболочкой, или живорождение.
Отряд Чешуйчатые делятся на 3 подотряда: Ящерицы, Змеи, Хамелеоны
Подотряд 1. Ящерицы
Представители: Ящерицы, Гекконы, Игуаны, Агамы, Веретеницы, Вараны, Амфисбены
Имеют развитые пятипалые конечности, имеются безногие представители. Но в отличие от Змей у всех Ящериц имеется грудина, сохраняются пояса конечностей, имеются подвижные веки и развитая барабанная перепонка.
Настоящие ящерицы - одно из наиболее обильных видами семейств. Типичными представителями являются Прыткая ящерица и Живородящая ящерица , распространенная по всей средней полосе России и проникающая дальше всех на север (рис. 3.100).
Рис. 3.100. Прыткая ящерица
Гекконы - примитивные ящерицы, ведущие ночной, лазящий образ жизни. К характерным признакам специализации относятся вертикальный зрачок и присоски на пальцах. Относятся к яйцекладущим и яйцеживородящим (рис. 3.101).
Агамы имеют мелкие чешуйки, покрывающие голову, мясистый язык и зубы, приросшими к верхнему краю челюсти.
Типичные представители: Степная агама , населяющая пустынные местности Средней Азии; Круглоголовки , имеющие кожистые складки у углов рта, которые могут расправляться и увеличивать ротовую полость. Индийский Летучий дракон - ящерица, на ребрах которой натянута тонкая перепонка, играющая роль парашюта при прыжках (рис. 3.102-3.104).
Рис. 3.101. Геккон токи
Рис. 3.102. Степная агама
Рис. 3.103. Ушастая круглоголовка
Рис. 3.104. Летучий дракон
Игуаны внешне напоминают агам. Имеют зубы, приросшие к наружному краю челюсти. Типичные представители: Игуана и Фринозома (рис. 3.105).
Рис. 3.105. Зеленая игуана
Веретеницевые - безногие ящерицы, к которым относятся широко распространенные в европейской части России Вepemеница и Желтопузик (рис. 3.106-3.107)
Варановые характеризуются очень крупными размерами. Обитает в Юго-Восточной Азии и Африке.
Самый крупный современный варан - Комодский варан - обитает, на островах Индонезии. Он достигает длины 2 м 65 см и веса 150 кг (рис. 3.108).
Рис. 3.106. Веретеница ломкая
Рис. 3.107. Желтопузик
Рис. 3.108. Комодский варан
Амфисбены ведут роющий образ жизни. Имеют червеобразное голое тело. Типичный представитель - Американский хирот , сохранивший только передние конечности, тогда как другие амфисбены лишены их (рис. 3.104).
Сцинковые - близкое к настоящим ящерицам семейство. Для сцинков характерно удлиненное тело и гладкая, напоминающая рыбью, чешуя.
Ведут роющий образ жизни. Типичный представитель, водящийся в Закавказье и Средней Азии - Длинноногий сцинк . У большинства других форм ноги в большей или меньшей степени редуцированы; есть и безногие.
Рис. 3.109. Американский хирот
Подотряд 2. Змеи
Представители: Гадюки, Ужи, Удавы, Аспиды, Морские змеи
Змеи представляют изменившуюся ветвь ящериц, приспособившуюся к ползанию на брюхе и заглатыванию целиком крупной добычи.
Как свободные конечности, так и их пояса и грудина у змей атрофировались (только у немногих групп сохранился рудментарный таз, а у удавов - и зачатки задних конечностей).
Все туловищные позвонки снабжены подвижными ребрами, которые упираются в брюшные щитки. Это помогает животному при ползании.
Приспособлением к заглатыванию крупной добычи служит характерное для змеи подвижное соединение не только костей ротового аппарата, но и некоторых костей черепа, связанных друг с другом лишь при помощи сильно растяжимых связок.
У многих змей имеются ядовитые зубы.
Полость среднего уха и барабанная перепонка атрофировались. Веки неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны.
У гремучих змей хорошо развиты специфические парные органы - лицевыеямки (между глазом и ноздрей). Это термолокаторы - органы чувств, которые способны улавливать тепловые лучи и определять местонахождение нагретого тела. С помощью этого органа змеи разыскивают теплокровных зверьков и птиц. Органы термолокации известны и у других змей, например, гадюк и удавов, но у последних они имеют вид небольших ямок на верхних губах.
Типичные представители: Обыкновенная гадюка , которая широко распространена по всей территории России и прилегающих стран, Гюрза – обычный обитатель Средней Азии и Закавказья (рис. 3.110-3.111)
Рис. 3.110. Обыкновенная гадюка
Рис. 3.111. Гюрза
Удавы - очень крупные змеи, достигающие до 8-10 м. Имеются зачаточные задние конечности, ядовитых зубов нет, добычу умерщвляют обвиваясь вокруг нее и сжимая. Встречаются в тропических странах Америки, Азии и Африки.
Типичный представитель - Удав , водящийся в Южной Америке (рис. 3.112). В Средней Азии и на Кавказе живет Степной Удавчик , который, несмотря на свои небольшие размеры (до 1 м), является типичным представителем семейства.
Рис. 3.112. Удав обыкновенный
Ужовые - самое обширное семейство змей, включающее более тысячи видов. Сюда относятся Обыкновенный уж (рис. 3.108), Водяной уж, Гладкий уж, или Медянка , многочисленные виды Полозов .
Рис. 3.113. Обыкновенный уж
Аспиды объединяют крайне ядовитых змей: Аспид , Бунгар . Крайне ядовита Кобра , или очковая змея ; она встречается в южной части Средней Азии.
Морские змеи - исключительно тропические формы; из них наиболее известна Пеламида Pelamis platura (рис. 3.114). Морские змеи ядовиты, питаются рыбами. Живородящи.
Гремучиe змеи сходны с гадюками, но у большинства на конце хвоста образуется трещотка (“гремучка”) из кожных колец. При возбуждении змея вибрирует кончиком хвоста, издавая своеобразный шелест (Полосатая гремучая змея) .
Обитающий в Средней Азии, Казахстане и Южной Сибири Щитомордник не имеет на хвосте трещотки, также ядовит.
Рис. 3.114. Пеламида Pelamis platura
Подотряд 3. Хамелеоны
Представители: Обыкновенный хамелеон (рис. 3.115).
Хамелеоны отличаются от типичных ящериц, что их иногда выделяют в особый отряд. Во всей их организации сказывается крайняя специализация к древесной жизни: лапы в виде клешней, так как пальцы срослись в две противополагающиеся группы, длинный цепкий хвост. Это незаметные существа, что достигается малой подвижностью животного и его развитой способностью изменять окраску, которая соответствует окраске окружающей среды и меняется непроизвольно.
Пищу хамелеона составляют подвижные насекомые, которых он отыскивает при помощи обоих глаз, которые двигаются независимо один от другого. Ловит добычу языком, который может выбрасываться на расстояние, превышающее длину тела животного.
Немногочисленные виды этого подотряда встречаются в Африке, на Мадагаскаре, в тропической Азии, в Европе только в южной Испании. На территории России не водятся.
Рис. 3.115. Обыкновенный хамелеон
Отряд 2. Крокодилы
Представители : Нильский крокодил (рис. 3.116), Гавиал , отличающийся длинным рылом и живущий в реках Индии (рис. 3.117) , Аллигатор , и Кайман , обитающие в Америке.
Наиболее высокоорганизованные, из современных пресмыкающихся. Сложное устройство кровеносной системы: сердце 4-х камерное, 2 желудочка, 2 предсердия. Кроме того, в черепе имеются развитое вторичное нёбо и сидящие в отдельных ячейках зубы.
Примитивные черты: брюшные ребра и др. Имеются признаки специализации в связи с водным образом жизни: плавательные перепонки на задних лапах, клапаны, закрывающие ноздри и ушные отверстия, нёбная занавеска - складка, расположенная в глубине ротовой полости перед глоткой. Она может закрываться и тогда животное, выставив наружу одни ноздри, может дышать в воде с открытой пастью.
Тело крокодила покрыто роговыми щитками и бляшками, под которыми располагаются большие костные щитки. Головной мозг отличается большим мозжечком.
Крокодилы обитают в пресных водоемах. В сухое время года некоторые крокодилы проводят в спячке, для чего зарываются в ил. Яйца, покрытые известковой скорлупой, откладывают в ямку, которая охраняется самкой.
Распространены во всех тропических странах всех частей света.
Рис. 3.116. Нильский крокодил
Рис. 3.117. Гавиал
Отряд 3. Черепахи
Представители: Бисса, Суповая черепаха, Китайская черепаха, Болотная черепаха, Каспийская черепаха, Болотная черепаха (330 видов).
Имеется пассивный орган защиты - костный панцирь, в котором заключено туловище. Верхний щит этого панциря, носящий название карапакса , образован костными пластинками кожного происхождения, с которыми обычно сливаются расширенные остистые отростки позвонков и ребра. Нижний щит, или пластрон , состоит из четырех парных костных пластинок и одной непарной, вклинившейся между передней парой. Конечности имеют типичное строение. В противоположность неподвижному туловищному отделу хвостовой и шейный отделы очень подвижны, причем шейные позвонки отличаются различным строением своих поверхностей.
Челюсти лишены зубов и покрыты роговыми чехлами. Язык мясистый. В связи с неподвижностью грудной клетки акт дыхания совершается у черепах путем нагнетания воздуха дном ротовой полости (конвергентное сходство с земноводными), но, кроме того, в этом акте принимают участие плечевые и тазовые мышцы: при втягивании конечностей легкие опорожняются, при вытягивании - расширяются и наполняются воздухом.
Все черепахи обладают исключительной живучестью. Большинство черепах на благоприятное время года впадают в спячку. Размножаются путем откладывания яиц, которые имеют твердую известковую скорлупу.
По образу жизни черепах делят на 2 экологические группы: сухопутных, растительноядных, и водных, подвижных, ведущих жизнь хищников.