Изображения животных в средние века. Средневековый бестиарий: между наукой и богословием
Теренс Хэнбери Уайт – английский писатель, получивший всемирную известность за свои произведения, написанные по мотивам легенд о короле Артуре.
Родился 29 мая 1906 года в индийском городе Бомбее, где в то время служил его отец. Для получения приличного образования его отправили в метрополию, и он поступил в колледж Чилтенхем, а затем продолжил обучение в Куинс-колледже в Кембридже, который окончил со степенью бакалавра по истории английского языка в 1928 году. После этого несколько лет работал воспитателем в частной школе Стоу.
Страстный натуралист, Уайт увлекался охотой, в том числе и ястребиной, и рыбалкой, что отразилось в его литературных трудах. Во время работы в Стоу он выступал со статьями в местной газете, затем напечатал автобиографическую повесть, принесшую ему известность. За ней последовало несколько десятков повестей и рассказов.
Однако главным своим делом он считал тетралогию о короле Артуре и его эпохе. Первая же повесть – «Меч в камне» (1936) – сразу вошла в число бестселлеров. Вдохновленный успехом, Уайт уволился из школы, поселился на острове Олдерней, где почти безвыездно прожил до конца Второй мировой войны. Лишь в 1946 году по рекомендации врачей переехал в Грецию.
Настоящий успех пришел к нему в 1939 году, когда повесть «Меч в камне» вышла в американском издательстве «Патнем». За два года было распродано 40 тысяч экземпляров книги. На Бродвее поставили мюзикл, прошедший 873 раза, а на киностудии Уолта Диснея сняли одноименный мультфильм. За этой повестью последовала другая – «Лесная колдунья» (1939), затем третья – «Провинившийся рыцарь» (1940) и четвертая – «Свеча на ветру» (1958). Пятый роман цикла «Книга Мерлина» вышел уже после смерти автора в 1977 году.
Параллельно с написанием романов Уайт занимался научной работой, выступал с лекциями в различных университетах. 17 января 1964 года, возвращаясь после поездки по американским университетам, он внезапно умер на борту судна в Пирее.
Работа над книгой о животных (бестиарий) продолжалась более десяти лет. Уайт не только перевел средневековую латинскую рукопись, но и снабдил ее подробными комментариями. Структурно книга представляет собой как бы два издания – оригинальный средневековый памятник с подлинными рисунками и научный труд, в котором Уайт вводит читателя в мир средневековой книжности. Он увлекательно рассказывает о создании памятника, работе переписчиков и комментирует текст. Изящные, порой ироничные, но всегда точные и емкие комментарии сделали книгу прекрасным справочником, адресованным всем, кто интересуется культурой европейского Средневековья.
Сергей Федоров
Средневековый бестиарий.
Что думали наши предки об окружающем их мире
Обращаясь к древней традиции, современный исследователь обычно воспринимает ее как сон. Однако зачастую такой сон отображает реальность, наступающую после пробуждения.
Т.Х. Гекели
Как послушные дети прикроем наготу нашего отца завесой должного толкования.
А. Росс
Часть первая
ЗВЕРИ
Из бугра
Рождающего выпростался лев
До половины, лапами скребя,
Он туловища остальную часть
Освободил при помощи когтей
И, вырвавшись, как будто из оков,
Косматой, рыжей гривой стал трясти.
Кротам подобно, ирбис, леопард
И тигр, буграми почву разбросав,
Карабкаются из глубоких нор;
Из-под земли ветвистые рога
Олень проворный кажет. Бегемот,
Крупнейшая из тварей земнородных,
Из вязкой формы глиняной с трудом
Освобождает непомерный груз
Своих телес огромных. Как ростки,
Над почвой овцы с блеяньем взошли
Курчаворунные. Гиппопотам
И крокодил чешуйчатый возникли,
Колеблясь между сушей и водой.Дж. Мильтон. Потерянный рай, кн. VII (пер. М. Лозинского )
ЛЕВ
Самый могущественный из зверей, способный противостоять любому нападающему. Строго говоря, само понятие «звери» первоначально использовалось для обозначения львов, леопардов, тигров, волков, лис, собак. Иными словами, тех животных, кто яростно нападает на жертву, используя зубы и когти. Их именуют зверями благодаря неистовству, поэтому часто называют «дикими» (ferns), поскольку от рождения они привыкли к свободе и руководствуются исключительно своими желаниями и потребностями.
Латинское наименование «лев» (leo) произошло от греческого слова leon, в переводе с латыни «король». Видимо, в нем отразилось древнее представление о том, что лев являлся королем всех животных.
Осознавая свою силу, он усмиряет свирепость по отношению к прочим животным, но, подобно настоящему королю, считает ниже своего достоинства иметь много жен.
Ученые отмечают три главные особенности льва.
Во-первых, он любит прогуливаться на возвышенностях, например по вершинам гор. В случае преследования охотниками он, почуяв их запах, заметает свой след хвостом, и те не смогут его выследить.
Именно таким образом наш Спаситель (то есть Духовный Лев из колена Иудина, древа Ессеева, Возлюбленный Господь, Сын Бога), посланный Отцом, вошел в лоно Девы Марии и своей мученической кончиной искупил грехи человечества.
Не ведая о Его божественной природе, дьявол (извечный враг человечества) дерзнул искушать Его, будто Тот простой человек. Даже ангелы, находившиеся на высоте, не распознав Его след, говорили тем, кто собирался отправиться с Ним, когда Он продвигался к своей награде: «Кто этот Царь Славы?»
Вторая особенность льва, когда он спит: кажется, его глаза открыты. Таким же образом наш Господь, почивая в телесном обличье, был похоронен после распятия, в то время как Его божественная сущность бодрствовала. В Песни песней говорится: «Я сплю, а мое сердце бодрствует» (Песн., 5, 2, 4). Или в Псалтири: «Дремлет и не спит хранящий Израиль» (Пс., 120: 1–8).
Третья особенность – львица рождает детенышей мертвыми, и они остаются безжизненными в течение трех дней, пока пришедший отец не дыхнет им на морды, после чего они оживают1
Э.П. Эванс дает понять, что он оживляет их рыком.
Точно так же поступил и Отец наш всемогущий, воскрешая на третий день из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Процитируем Иакова: «Он уснул как лев и львенком пробудился».
По отношению к людям природа львов такова, что они не выходят из себя, пока их не ранят.
Всякому здравомыслящему человеку следует на это обратить внимание. Ведь и люди гневаются, если с ними поступают подобным образом, и травят невиновных, вопреки христианским законам, запрещающим наказывать виновных.
Напротив, и это подтверждается множеством примеров, львы проявляют жалость к падшим, поскольку щадят тех, кто падает ниц2
Доктор Джонсон поведал интересную историю про одного из предков мисс Трейл, не подозревая, что ее взяли из бестиария. Итак, предком мисс Трейл был сэр Генри Солсбери, носивший на своем щите изображение «баварского льва». Побежденный им в битве противник распростерся перед ним со словами: «Sat est prostrasse leoni» (склоняюсь перед львом). Восхищенный столь тактичным и уместным высказыванием, сэр Генри пощадил своего врага, что говорит о возможном знакомстве обоих сражавшихся. Вероятно, впоследствии сэр Генри так часто повторял эту историю, что она впечатлила его домашних и стала передаваться из поколение в поколение как семейная легенда и дошла до мисс Трейл.
Они также позволяют таким пленникам возвращаться обратно в свои стаи. Кроме того, они чаще охотятся на мужчин, чем на женщин, и не убивают детей, за исключением тех случаев, когда действительно голодны.
Более того, львы избегают переедания, во-первых, потому, что принимают пищу и воду в разные дни. Если усвоение пищи не происходит, они могут обойтись лишний день без еды.
Во-вторых, когда они съедят слишком много, то аккуратно запускают лапу в рот и соответственно вытаскивают мясо. Рассказывают, что, когда им приходится убегать от кого-либо, они осуществляют то же самое действие, если перед этим поели.
Признаком возраста, наступления старости у львов становится недостаток или отсутствие зубов. Львы спариваются сзади, точно так же, как рыси, верблюды, носороги, тигры и гиены.
(Сэр Томас Браун пишет в своих «Общественных заблуждениях»: «Мы вовсе не хотели оскорбить сторонников королевской власти в Англии приводимым описанием льва и единорога. В таком положении им было бы трудно совокупиться, ибо, согласно описанию Аристотеля, львы, лисы, рыси и другие животные во время спаривания занимают совершенно противоположное положение, при котором самец залезает на самку.
Как правило, такой способ соития не свойствен зайцам, ибо существует множество способов спаривания, отличающихся по формам и различным устройствам. Одни пары делают это сбоку, как черви, другие циркулярно или осложненно, как змеи. Некоторые ничком, то есть контактно, касанием друг друга нижними частями. Обычно подобным образом поступают дикобразы, ежи, а также каракатица и крот.
Иные используют смешанный способ, иначе говоря, самец взбирается на самку или прикладывается к внешним ее частям в области зада, как поступают четвероногие животные. Другие вообще не касаются друг друга, подобно ракообразным животным, лобстерам, креветкам и моллюскам.
Таков постоянный закон соития, они его никогда не нарушают. Только человек, возможно, действует разнообразнее, руководствуясь не особенностями своего вида, а собственным разумением, проходя через аномалии и оставаясь смелым не только в действии, но и в выражении непостоянных способов похоти».)
Говорят, что обычно львица приносит от трех до пяти детенышей. Небольшие, с курчавыми гривами, львята миролюбивы, подросшие, с прямыми гривами, отличаются свирепым нравом. На настроение малышей указывает их оскаленная морда и бьющий по бокам хвост. Их храбрость коренится внутри, стойкость выражается внешне. Львы боятся резких звуков, например скрипа колес, но более всего огня.
Когда львица впервые приносит приплод, он составляет пять детенышей. В последующие годы их количество постепенно уменьшается. Впоследствии она рожает только одного львенка, после чего утрачивает способность к деторождению и навсегда остается бесплодной. Лев никогда не съест вчерашний обед, скорее останется голодным3
Таков королевский нрав особи.Не охотиться на того, кто кажется мертвым.Шекспир. Как вам это понравится
Какое же животное осмелится заявить о том, что является врагом льву? Ведь его рык сам по себе внушает такой ужас, что многие убегают, едва заслышав его голос, падают оглушенные и побежденные его силой!
Известно, что больной лев ищет обезьяну, чтобы ее съесть, надеясь после этого выздороветь.
Лев боится петуха, особенно белого4
На форзаце изображен лев, удовлетворяющий разные свои привычки.
Во-первых, поедающий обезьяну с целью излечения от болезни.
Во-вторых, восстанавливающий свои силы.
В-третьих, испытывающий ужас при виде белого петуха.
В-четвертых, на горе, размахивая хвостом.
В-пятых, спящая с открытыми глазами львица с тремя нерожденными детенышами.
В-шестых, дышащий на детенышей.
Хотя лев и король зверей, он боится крошечного жала скорпиона, его может убить и яд змеи.
Нам доводилось читать о маленьких существах, называемых леонтофонтами5
Альдрованд заявляет, что никто не смог привести точного описания этих животных, так чтобы охарактеризовать, он же предлагает отнести их к насекомым или растениям. Встречается растение, именуемое пасленом, оно также известно как арника, связывается с леопардом. Одуванчик (dent de lion, зуб льва) относится к роду Leontodon.
Которых люди добывают и сразу же сжигают, чтобы получить пепел, считающийся смертельным ядом для львов. Они посыпают этим пеплом мясо и разбрасывают его на перекрестках и в тех местах, где много львиных следов, чтобы львы сожрали или, по крайней мере, попробовали его. Соответственно, лев инстинктивно преследует этих существ с ненавистью, при первой же возможности разрывая их, пользуясь своей силой и мощью своих лап.
ТИГР
Получил свое имя за проворство, ведь стрелы персов, греков и мидян называли за их скорость «тигриными».
Животное отличается красивой золотистой шкурой с множеством темных полос, храбростью и удивительной скоростью. В честь тигра называется река и считается самой быстрой из всех рек. Основное место обитания – Иркания.
Если тигрица обнаруживает пустое логовище, ввиду того что один из ее детенышей украден, она тотчас отправляется по следам вора. Похититель, даже если сел на стремительную лошадь, не сможет уйти далеко, поскольку уступает по скорости тигрице, и будет пойман. Поэтому, чтобы добыть тигренка, охотник пускается на следующую хитрость: увидев приближающуюся тигрицу, он бросает стеклянный шар, и она хватает его, увидев в нем свое уменьшенное отражение, которое принимает за собственного малыша.
Тогда она останавливается, надеясь забрать зверька. Однако вскоре понимает, что ее провели, снова бросается преследовать всадника, обуреваемая яростью, и почти настигает его.
Тогда он бросает второй шар, таким образом вновь останавливая тигрицу, у нее не возникают воспоминания о бывшей проделке, и она опять проявляет материнскую заботу. Вьется вокруг ложного отражения, ложится, намереваясь кормить шар. Так, повинуясь собственному долгу, она успокаивается и одновременно теряет своего детеныша.
ЛЕОПАРД
Устаревшее название – пардус6
Бартоломей Английский (1190–1250, ученый-энциклопедист) писал, что пард, пардус, барс – это та же пантера. «Барс не сильно отличается от пантеры, но все же у нее больше белых пятнышек». По сути, это леопард. Объяснение следующее: слова panthera и pardus обозначают леопарда на латыни. Эти названия стали известны в Англии до того, как там узнали о самих животных. Геснер соглашается с Бартоломеем и добавляет еще один вариант названия – pordalis.
Пестрые животные, очень быстрые и склонные к кровопролитию. Убивают любую добычу.
Леопарды рождаются от адюльтера львицы с барсом, так возникает третья разновидность животного.
Плиний замечает в своей «Естественной истории», что лев сходится с самкой барса или барс с львицей, но в любом случае рождается менее умный отпрыск, наподобие мула или гиены.
ПАНТЕРА
Существует животное, именуемое пантерой, имеющее действительно разнообразную окраску, самое прекрасное и исключительно дружелюбное. В «Физиологе» написано, что она считает своим врагом только дракона.
Насытившись, пантера прячется в своем логовище и спит. Через три дня она снова просыпается и испускает громкий рык7
«На третий день, когда она пробуждается, низкий, сладкий, гортанный звук исходит из ее пасти, вместе с ним извергается поток сладко пахнущего дыхания, более приятного, чем все ароматы трав и благоухание деревьев» (описание пантеры в «Книге Экстера»).
В 1656 году (сладко пахнувший?) порошок, называвшийся «пантера», продавался за два фунта.
Из ее пасти исходит весьма сладкий, напоминающий гвоздичный запах. Заслышав шум, животные следуют туда, откуда он доносится, и разносится сладостный запах. И только дракон, заслышав этот звук, бежит в подземные пещеры, объятый страхом. Там, не способный вынести запах, он впадает в спячку, будто умер.
Настоящая же пантера8
Заметим в этой связи один совпавший факт. В соответствии с древней легендой, настоящим отцом Иисуса был римский солдат по имени Пантера. Об этом пишет Э.П. Эванс в книге «Животный символизм в церковной архитектуре».
Господь наш Иисус Христос, освобождает нас от власти дракона-дьявола, спустившись с небес. Он воплощается в образе сына человеческого, помогая людям искупать грехи.
Замечание Соломона по поводу Христа в символической форме обозначилось в виде пантеры, отличавшейся таким множеством оттенков, что благодаря мудрости Господа Отца он является постижимым духом, воплощением мудрости, множеством, истиной, сладчайшим, кротким, неизменным, всемогущим, всевидящим.
Поскольку пантера прекрасное животное, Господь Бог говорит о Христе: «Он красивейший из сыновей человеческих».
Это доброжелательное животное, и Исаия восклицает: «Возрадуйтесь, о дщери Сиона, дщери Иерусалима: грядет Спаситель твой» (Ис., 62: 10–12).
Божественная сущность Пантеры-Христа проявляется во время поругания, бичевания, надругательства, оскорблений, несения тернового венца. Когда его распинают на кресте, закрепляя руки гвоздями, он получает для питья желчь и уксус, а его грудь пронзают копьем. После смерти он покоится в гробнице и опускается в Ад, где связывает Великого Дракона. Однако на третий день пробуждается и производит огромный шум, испуская сладость.
Так Давид воспевает Господа нашего Иисуса Христа, восставшего из мертвых: «И воззвал Господь, как если бы он спал столь могуче, как если бы он был опьянен вином»9
Фраза буквально звучит «crapulatus a vino». Скорее всего, псаломщик сэр Томас Браун одобряет использование в медицине жидкостей. «Нет ничего плохого в том, – заявляет он, – чтобы пить ее раз в месяц, это обычное удовлетворение чувствительности, поддерживающее физически и оказывающее целебное воздействие в виде опьянения».
Авиценна, врач, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, чья вера запрещала вино, тем не менее оправдывает полезность легкой степени опьянения. С ним не соглашался Аверроэс, вместо опьянения предпочитавший веселье, фактически поступая так же, как и Сенека, и с ним соглашался Катон.
Иначе говоря, легкое возбуждение и постоянное похмелье от вина вроде того, что ощущали Иосиф и его братья, когда, как говорится в Библии, они были веселы или много выпили. Действительно, как писал Авиценна, от вина происходит облегчение духа, склонность к избыточности, как следствие – повышенная потливость и мочеиспускание.
Что же касается умонастроения, то от винопития наступает не только угнетение рассудка, но и обострение всех чувств и воображения. По мнению ученых, первобытные люди часто использовали подобные явления во время их жертвоприношений и религиозных церемоний. Христианская же мораль и учение Христа не допускает этого. На это указывает сэр Томас Браун, основываясь на записях XIV века, обнаруженных на форзаце Библии XIII века, находившейся в собственности сэра Сиднея Кокерелла:
Напившийся допьянаСначала плачет и радуется,Затем святой и разумный,В-третьих, нежный и влюбленный,В-четвертых, сильно глупеетИ становится полным дураком. Надеюсь, ни одна из отмеченных стадий «похмелья» не упоминается в тексте Священного Писания, как подтверждает наш Господь в процитированном здесь псалме, в отличие от его потомка Лота, который не продвинулся дальше простого обогрева.
И как только изойдет запах сладости изо рта пантеры, так все звери соберутся вместе, чтобы следовать за ней, как те, кто рядом, так и те, которые далеко. Так же поступают и евреи, иногда обладающие чувствительностью зверей, и те, кто находится рядом с Ним в связи с Законом, и те, кто далеки, то есть язычники, существующие вне закона. Все они, заслышав голос Христа, следуют за ним, говоря: «Слова Его для нас слаще меда». «Из уст Его исходит сладость, да благословит нас Господь вовеки!», «Мы следуем за Твоим ароматом». И далее: «Царь ввел меня в свою опочивальню».
Из сказанного сделаем вывод: Христос относится к нам как к малым существам. Наши души, обновленные в крещении, готовы следовать за его сладкими речами, освобождаться от земного ради небесного, чтобы правитель повел нас в свой дворец, в Иерусалим, божественный город добродетели, к горе всех святых.
Поскольку пантера животное с небольшими точками по всему телу, ее легко отличить по шарообразным пятнышкам рыжевато-коричневой, черной или белой окраски.
Она приносит потомство только один раз. Причина очевидна, когда три щенка зарождаются в лоне матери и начинают расти со временем, им не терпится выйти наружу. Поэтому они разрывают матку, в которой находятся, чтобы освободиться. Таким образом, выходят на белый свет, что сопровождается болью.
Вот почему, когда самку впоследствии снова оплодотворяют, она не стремится вновь испытать такую же боль и просто выталкивает семя наружу. Плиний замечает, что животные с острыми клыками не способны часто вынашивать детенышей, поскольку повреждаются изнутри, когда те начинают выходить наружу.
АНТИЛОПА
Одно из самых известных животных, тем более ни один охотник не может даже приблизиться к нему.
Имеет длинные рога, заостренные как пила, так что способно даже подрезать большие деревья и заставить их упасть на землю.
Испытывая жажду, отправляется к реке Евфрат и пьет воду. В тех местах повсюду встречается эрецин – невысокий кустарник с длинными гибкими веточками. Подойдя к нему, антилопа своими рогами начинает играть с ветками и вскоре запутывается в них. Когда после длительной борьбы не может освободиться, громко кричит. Услышав ее голос, охотник приходит и убивает ее10
Доктор Ансель Робин заявляет, что антилопу можно поймать, заставив ее вонзить рога в дерево, за которым прячутся охотники. Перед нами очень ранний вариант одной из историй об антилопе, сведения ошибочно восприняты не только Шекспиром, но и Чепменом и Спенсером.
И так поступает человек, создание Господа, который стремится быть сдержанным, целомудренным и жить духовной жизнью!11
В оригинале отсутствует страница, на которой описываются антилопы.
Евстафий Антиохийский в «Физиологе» именует антилопу «анторопс» и считает это слово заимствованием.
Удивительно, что Альдрованд не приводит никакого описания под этими названиями, что доказывает явную неполноту его труда в одиннадцати томах.
Возможно, оно обозначает лося, антилопу канна или северного оленя, но великий натуралист путается в разновидностях, выводя их под названиями Трагелаф, Таранд, Рангиферус, Альцида.
Ему писал Фабриций, отмечая, что у северного оленя отсутствуют заостренные в виде вил рога, он имеет расширяющиеся копыта, примечательные сами по себе. Более того, встречается множество оленей, которые сплетают свои рога или вонзают их в деревья, когда сдирают кору или сражаются друг с другом.
Кустарник эрецин следует перевести как «дерево антилопы», поскольку, как считали, он напоминает козла и оленя. Возможно, имелся в виду кустарник семейства вересковых (лат.
ericaceae) или стланик (elfin wood), действительно растущие в тех районах, где обитает северный олень.
Два рога антилопы – два завета, с помощью которых вы можете искоренить в себе такие пороки, как адюльтер, внебрачную связь, алчность, зависть, гордость, убийство, клевета, пьянство, похоть и роскошь этого мира. После чего ангелы вознаградят небесными добродетелями.
Но остерегайся, о набожный человек, пут пьянства и не предавайся соблазну похоти, чтобы не оказаться в тенетах дьявола. Вино и женщины отвращают от Господа.
ЕДИНОРОГ-1
Фантастическое животное, которое греки называли носорогом12
«Он любит слушать, – замечает Шекспир в «Юлии Цезаре». – Носорога обманывают деревом, а человека – лестью».
На самом деле он смешивает единорога с антилопой, зверя с тигром.
Хотя обычно Шекспира воспринимают как гения и образованного человека, все же очевидно, ему не доводилось читать бестиарий. Его естественно-исторические знания основаны на личных наблюдениях или на том, что он подслушал в какой-нибудь сельской таверне. Допустим, услышал, как кто-то говорил, что тигры водятся в Гиркании («Макбет») или у слонов нет брачных союзов («Троил и Крессида»). Однако он редко ссылается на более древние сведения из бестиариев, равно как и не упоминает интересных зверей, знакомых, например, Мильтону, которые явно бы заинтересовали Шекспира, если бы тот знал о них.
Ему был не знаком ни один полный перевод латинского бестиария, чтобы по нему навести справки, в отличие от Тревиза, Дю Бартаса и Топселла. Похоже, Бен Джонсон прав, заметив, что незнание латыни помешало Шекспиру ознакомиться с источниками. «Полагаю, нам следует признать это как данность», – заявляет он. А.К. Томсон в книге «Шекспир и классики» (1952) утверждает: «Шекспир не уточнял сведения по De Generation Animalium.
Единорог часто вступал в схватку со слонами, и побеждал их, нанося удары в живот.
См. также статью «Единорог-2».
Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда». Видимо, образ единорога появился под влиянием средневековой книжной традиции, где его облик приобрел традиционные фантастические черты, например три ноги, девять ртов и золотой рог.
Единорог – небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по следующей схеме.
Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать.
Наш Господь Бог является духовным Единорогом, о котором говорится: «Ты возносишь, как рог единорога» (Пс., 91: 11). В другом псалме: «Щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс., 17: 4). Тот факт, что у него один рог, означает то, что он сам говорит: «Я и Отец одно». Или, в соответствии с апостолом: «Отец и сын единосущны» (Ин., 5: 17).
Говорят, он так быстр, и никакие Власти, Силы, Престолы и Господства не способны его удержать, равно как Ад не удержит его. Даже самый искусный дьявол не одержит победу над ним, не поймает и не поймет его. Все же, повинуясь исключительно воле отца, он снизойдет в лоно девственницы ради нашего спасения.
Описание единорога как небольшого животного с приятным обликом основывается на том, как он сам говорит о себе: «Учитесь у меня, потому что я добр и скромен сердцем».
Похож на подростка или козла отпущения, потому что сам Спаситель произведен по его подобию из греховной плоти, из-за греха он был осужден на грех.
Единорог часто сражается со слонами, побеждает их, раня в живот.
В русских легендах, духовных стихах и сказках единорог именуется индрик. «Индрик» – искаженное написание древнерусского «инорог» (единорог).
Индрик похож на коня с одним или двумя рогами. Чаще всего выступает как «всем зверям отец». Похожее описание встречается и в Голубиной книге:
Индрик-зверь, всем зверям отец.
Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Потому индрик-зверь всем зверям отец,
А и ходит он под землею,
А не держат его горы каменны,
А и те-то реки быстрые.
Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он супротивника.
В русских сказках индрика также изображают как подземного зверя, который ходит по подземелью, «словно солнышко по поднебесью». Соответственно, его считают хозяином всех подземных вод. Во многих сюжетах он выступает как противник змея, мешающего брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых версиях он выступает в роли похитителя, появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки. Герой отправляется в подземное царство по его следам. Находит единорога, вступает с ним в бой, побеждает его. Покоренный единорог становится волшебным помощником героя и помогает получить желаемое.
РЫСЬ
Получила свое название, поскольку представляет собой разновидность волка (?????).
Животное распознают по пятнышкам на спине, схожим с теми, что у леопарда. Однако внешне рысь гораздо больше напоминает волка.
Говорят, моча рыси, затвердевая, превращается в драгоценный камень лигурий (камень демона)13
Лигурий всего лишь моча рыси. Исидор заявляет, что он представляет собой камень наподобие карбункула и на его формирование требуется семь дней.
Об этом известно и самим животным, о чем свидетельствует следующий факт: когда они испускают жидкость, стараются как можно глубже закопать ее в песок. Поступают подобным образом из-за некоего собственного внешнего устройства, опасаясь, что люди используют их испражнения в качестве украшения.
Плиний утверждает, что у рысей рождается один детеныш.
ГРИФОН
Представляет собой крылатое четвероногое животное14
Впадаешь в искушение воскликнуть вместе с Льюисом Кэрроллом («Алиса в Стране чудес»): «Если вам неизвестно, кто такой грифон, посмотрите на картинку».
Очевидно, грифон – животное мифологическое, вроде древнеегипетского сфинкса. Перешедшее в естественную историю, чудовище из Ассирии, где известны мифы о крылатом быке Сенмурве, объединившем небо и землю, в одном ряду с ним русский Симаргл или Гаруда из Махабхараты. Он просто одно из составных мифологических животных. Некоторые пояснения мы даем в приложениях. Даже святой Марк и святой Лука изображались крылатыми львом и быком.
Сэр Томас Браун попытался отождествить его с грифом-стервятником. Сегодня его имя стало собачьей кличкой, поэтому легче воспринять грифона сказочным животным, вроде загадочной птицы Додо из драмы Томаса Ловелла Беддоуза «Книга шуток смерти, или Трагедия шута» (1825).
Тем не менее заметим: грифон опасен, более ужасен, чем представляет себе Беддоуз. Не следует высокомерно относиться к животным, представленным в бестиарии, на что указал Бартоломей Английский: «Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор» («О свойствах вещей» (190: XII, 20).
Разновидность рожденного в Гиперборее или в гоpax. Внешне напоминает льва, глаза, крылья и клюв орлиные15
Библии отмечено: «И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан., 7: 3–4).
Необычайно враждебно относится к лошадям. Способен также разорвать в клочья приблизившегося к нему человека.
СЛОН
Относится к животным, не стремящимся спариваться.
Полагают, он получил свое имя от греков из-за размеров, сравнимых с горой. Напомним, в греческом гора – eliphio.
В Индии иначе, известен под именем barrus из-за своего голоса, вспомним, голос называют «баритоном», турки же зовут «слоновый» (ebur), обозначая так кость его бивней. Нос называют «хоботом» (proboscis) по аналогии с кустами (bushes), ибо с его помощью он кладет себе в рот листья. Мильтон сравнивает хобот со змеей16
Неуклюжий слон.Усиленно старался их развлечь,Вращая гибким хоботом.Мильтон. Потерянный рай. Кн. 4, 347
Странные звери, мифологические и реальные, изображены и описаны
на страницах древних бестиариев.
Фото: Public Domain
Согласно легендам Средневековья, феникс восстал из пепла, опасные драконы сражались насмерть со слонами, а пеликан вырвал свою грудь, чтобы накормить птенцов кровью. По крайней мере, так это изложено в древних бестиариях. /epochtimes.ru/
Бестиарий или Bestarium vocabulum — книга о зверях. Богато декорированные картинки, блестящие золотом и серебром, иллюстрировали сборник зверей и птиц, редких и обыкновенных, мифологических, добрых и опасных. Эти иллюстрированные тома, популярные в XII веке в Северной Африке, на Ближнем Востоке и, особенно, в Европе, не только содержали наблюдения и описания мира животных, но и преподавали средневековым читателям уроки нравственности.
Леопард из «Рочестерского бестиария» XIII века. Фото: Public Domain
Согласно «Средневековому бестиарию» Дэвида Бадке, Средневековье было чрезвычайно религиозным периодом, и на христианском Западе считалось, что царство животных и природный мир создан богом, чтобы дать человечеству наставление. Люди чувствовали себя внутри природы, но отдельно от неё. «Животные имеют присущие им свойства не просто по случайности; Бог создал их с такими свойствами, чтобы они служили примером правильного поведения».
Определённые существа символизировали определённые идеалы: царь зверей лев олицетворял Иисуса, слон был образцом нравственного поведения и непорочности, поскольку считалось, что он спаривается только один раз — не для удовольствия, а чтобы произвести потомство.
«Физиоло́г»
«Физиоло́г» (что означает «историк природы» или «натуралист»), рукопись на греческом языке неизвестного автора, датируемая II-IV веками нашей эры, переведена на латинский примерно в 700 г., а затем на многие различные языки по всей Европе и Ближнему Востоку. Книга открыла жителям этих регионов странных и удивительных зверей и легендарных существ, значение этих животных, а также преподнесла нравственные уроки.
Козы, кошки, кролики, коровы в «Абердинском бестиарии» XII века. Фото: Public Domain
В этой древней книге рассказывается о животных из Северной Африки, а также их воображаемых чертах и привычках. Каждому животному дана символическая и моральная интерпретация.
«Физиолог» считается одной из самых распространённых и копируемых книг после Библии. Действительно, на средневековую церковную литературу и искусство в значительной степени влиял символизм животных на протяжении тысячи лет.
Единорог (вверху) и медведь (внизу). Считалось, что медведица рожает бесформенное потомство, которое после этого формируется в медвежат благодаря тому, что она лижет их языком. «Бестиарий Эшмола», начало XIII века. Фото: Public Domain
Копии переводов
Многие поздние бестиарии сделаны на основе переводов «Физиолога», но в них добавлены дополнительные интерпретации, и эти более поздние рукописи не были исключительно религиозными, а представляли собой описание мира, каким он в то время представлялся.
Исландский бестиарий описывает местную фауну — меньше слонов и больше птиц и тюленей, чтобы передать людям этого региона относящееся к ним напутствие. Кит и мифическая сирена олицетворяли северную зону тундры. Предполагается, что переводчики, когда переводили обширные бестиарии, исключали определённых животных, поскольку никогда не видели и не слышали о странных тварях и были озадачены написанным в оригинале
Фантастические звери, символы добра и зла
Каждое животное, реальное или воображаемое, даёт урок через язык символизма. Животные представляют и добро, и зло. В бестиариях написано:
Лев — царь зверей. Львы заметают свои следы хвостом, спят с открытыми глазами и боятся белых петухов.
Слон, самое популярное животное в бестиариях, считался целомудренным существом, так как спаривался только один раз для воспроизведения потомства, что соответствует средневековому идеалу. Слон, как считалось, не имеет коленных суставов, он изображался с сидением для наездника или башенкой для воинов на спине.
Слон с башней на спине топчет крылатого зелёного дракона. Около XIII века. Фото: Public Domain
Мифический Гриффон с крыльями и головой орла и телом льва яростно атаковал и убивал лошадей.
Антилопы, или Antalops, с длинными рогами, когда запутывались в ветвях, кричали о помощи, становясь лёгкой добычей охотников.
Кит, или похожий на черепаху aspidochelone — огромный морской монстр со спиной, покрытой зеленью, поэтому его ошибочно принимали за остров в море. Он заманивал моряков, чтобы утопить их.
Aspidochelone заманивает незадачливых моряков. Датский Бестиарий, 1633 г. Фото: Public Domain
Кабан считался самым диким из всех животных, а дракон рассматривался как опасный, смертельный враг. Это было связано с антихристом, он «способен убивать охотников своими грозными клыками; кроме того, он олицетворял смертный грех похоти в полярной оппозиции к добродетели целомудрия. Кабан развратный и прожорливый сверх меры, питается трупами людей и маленьких детей». В то же время он олицетворял силу и храбрость, так как это мощный и бесстрашный зверь.
Драконы считались естественными врагами слонов, безжалостно убивающими их. По мнению древних, сила драконов находилась в хвостах, а не в зубах или дыхании. Они обвиваются вокруг жертвы и душат её. Считалось, что они боятся дерева Peridexion, которое может нанести ущерб своей тенью. Кроме того, драконы не могли терпеть рёв пантеры и сразу прятались.
Голуби прячутся в дереве Peridexion от опасных драконов. Оксфорд Бестиарий, 1220 г. Фото: Public Domain
Бестиарии остаются красивыми, старинными произведениями искусства и литературы, демонстрирующими убеждения и страхи жителей Средневековья, их взгляды на мир. Они также передают богатство и важность культурных мифов о диких животных и странных воображаемых зверях.
На протяжении долгого периода история не рассматривала сюжеты, связанные с животными. Все интересные истории про животных, казались историкам пустыми и не нужными. Освещать животным целые исследования считалось бессмыслицей. Но это мнение – устарело. Ученые заметили, что животное, рассмотренное в определенном контексте, помогает анализировать разные области истории: социальной, юридической, символической, религиозной и другими. Основную роль в понимание образа животного в истории сыграли медиевисты. Стоит отметить, что документы, с которыми работают медиевисты. В этих источниках ученные постоянно встречают упоминание о животных. Животных можно увидеть в изображениях, народном творчестве, ругательствах. Так же животных являются убранством церквей.
Основными источниками о животных являются бестиарии. Бестиарий – сборник статей о животных, в которых подробно описываются всевозможные существа реальные и не существующие на самом деле. Можно отнести к особому средневековому жанру литературы. Бестиарий можно поделить на две части. В первой части описывалась физиология животного. В этой части описывали строение животного, его повадки. Вторая часть – теологическая. Здесь рассматривается значение животного в христианском мире. Но обе части описания животных тесно переплетены друг с другом. Особенно популярны были бестиарии в XII-XIII веках, появились разнообразные бестиарии, набор живых существ отличался у каждого автора.
В бестиариях появляется идея зверя не только как природного, но и как культурного феномена. Животные используются, как символы. Изображения животных можно читать, как текст. В бестиариях идет объяснение животного. Такое объяснение нельзя найти, например, в храмах. Там есть только изображение без текста. Средневековые люди постоянно искали язык Бога. Бог не имеет языка, но как он общается с людьми. Он общается с помощью символов. Языком вещей, таким образом, звери – вещи, с помощью которых разговаривает Бог. В языке Бога всегда присутствует антитеза: добро и зло, праведник и грешник. То же самое средневековые люди замечали у животных. Каждое животное могло рассматриваться со стороны добра и со стороны зла.
В своей работе я хочу понять, какую роль занимали животные в средневековом обществе. Как люди понимали животных? Какое место им отводилось в мире? Что хотели сказать средневековые люди, изображая разнообразные существа в украшениях храмов, домов, своих гербах.
Средневековый бестиарий дает возможность, понять, как наши предки думали об окружающем мире. Средневековый человек всегда искал связь между видимым и скрытым. Главным образом это относится к тому, что находится в этом мире и тем, что находится в потустороннем. Так животные в средневековье являются нечто иным, не тем, чем пытаются казаться, таким образом, в бестиариях сталкивается две реальности: одна видимая. А другая символическая. Так в Средневековье часто занимались семиотикой, то есть объединением разных частей в одно целое. Так часто средневековые люди изображали дьявола, используя различные части тела разных животных. Что бы объяснить такие изображения, безусловно, нужно понять символический смысл каждого. То есть средневековые творцы отклонялись от привычного, это отклонение помогал показать столкновение противоположностей. Всегда две части разного объединенные в целое несут различный символ.
Так, например, одно из самых популярных животных в Средневековье - это лев. Львы встречаются повсюду, в изображениях, скульптурах, ткацких узорах. Особенно популярны львы в церковном убранстве. Так же его можно увидеть в декоре книг. Лев - самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15 % гербов можно найти изображение этого хищника. Даже многие наследные правители помещали льва на свои гербы, исключение из правил является император и король Франции. Все признаю льва царем зверей. Авторы бестиариев приписывают ему доблестные качества война.
Многие видели во льве образ Христа. Это доказывалось из-за физиологии и повадок этого животного.
1. Львы любят охотиться на возвышенностях. Если он замечает преследование, то заметает свои следы хвостом, его невозможно найти. То же можно сказать о Христе. Дьявол пытался его искушать, но тот не поддался.
2. Львы спят с открытыми глазами. Так же Господь, был убит в человеческом обличие, но его божественная сущность бодрствовала.
3. Львицы рождают детенышей мертвыми, и они остаются мертвыми в течение трех дней, пока не придет отец - лев и не оживит их своим дыханием. Точно так же поступил Бог, воскрешая Иисуса Христа на третий день.
4. Так же по отношению к людям львы очень терпеливы, они никогда не нападут первыми. Только ранение может разгневать это животное. То есть лев - это благородное животное.
5. Так же лев никогда не переедает. Они принимают пищу и воду в разные дни. А так же если они чувствуют, что много съели. То осторожно лапами достают мясо из пасти.
Все эти особенности позволяли средневековым людям считать льва воплощением Христа.
Название животного трактуется, как производное от греческого слова leon, что переводится как «король». То есть даже в его название сосредоточена власть и сила.
Как и в любом животном средневековые люди видят во льве и негативные стороны. Он жестокий, жаждет крови, он часто испытывает гнев. Он не использует свои силу во благо. То есть иногда борьба человека со львом рассматривается, как бой с Сатаной. Это можно проследить в таких сюжетах про Давида или Самсона. Часто в изображениях дьявола используется одна черта льва - это гнев. Гнев на средневековых творениях изображают в виде лежащей 8. Такое же положение губ изображают на полотнах со львами или дьявола.
Но чаще всего образ льва ассоциируется с добром. Таким образом, нужно было найти противопоставление царю зверей. То есть сделать плохого льва, который хочет занять место хорошего. Таким львом стал леопард. Он внешне очень похож на льва, только не имеет гривы, и у него пятнистая окраска. Он свергнутый царь зверей. Его пятна - это главный показатель его греховности. Каждое пятно - фигура греха. Так в средневековом искусстве, часто дьявол изображается рябым, это отсылка к греховному леопарду.
Если продолжать рассматривать семейство кошачьих, то еще одним добрым животным является пантера. В Средневековом мире пантера и леопард тождественно не равны. В средневековой культуре это разные животные. Пантера черного цвета, на ней нет пятен. У этого зверя нет врагов, кроме дракона. Пантера вкусно пахнет, этот запах отпугивает дракона и тот бежит от запаха пантеры. Это один из главных символов добра, потому что дракон всегда рассматривался средневековыми людьми, как дьявол.
Дракон для Средневекового человека, это абсолютно реальное животное. Это самый большой среди всех змей и других животных. В бестиариях можно встретить различные описания драконов. С одной стороны - это просто большой змей. С другой стороны, его описывали, как большую летающую ящерицу. Главная особенность дракона - это то, что он подстерегает. Он ждет свою добычу, а потом ее убивает. То же самое делает и дьявол он подстерегает человека на пути к Богу. Если рассматривать этого животного с точки зрения литературы, то многие рыцари изображающиеся с щитом, на котором был изображен дракон - были язычниками.
Интересно отметить то, что в бестиариях всегда отмечено много не существующих существ: русалки, единороги, мантикоры и другие. Для современного человека, очевидно, что это мифологические существа, но средневековые люди не осмысливали критически многие данные, они использовали древних авторов, как проверенные и достоверные источники. Многая информация, которая попала в бестиарии, являлась преданиями разных людей. Так, например, охотники говорили. Что медведица рождает бесформенные глыбы. У авторов не было оснований не верить им. Ведь сам он никогда не встречался с медведем.
Так одной из особенностей средневековья является вера в то, что море полностью повторяет сушу. Что в мире все параллельно. На суше есть собака, в море есть ее аналог - акула. Нельзя поспорить с тем, что на суше есть конь, а в воде обитают морские коньки. Значит, если все животные имеют своих двойников, то можно в море найти и двойников людей. Так, в 1554 году было опубликован рисунок рыбы-епископа, ранее это существо принималось за чудовище. Некоторые ученые подозревают, что этими животными были моржи. Но самое главное в этой теории о двойниках, является то, что мифологические существа - являлись нормой для средневекового человека. Так русалки или водяные - это просто водные мужчины и женщины.
Но не только устные рассказы и теории, так же огромное место занимают мифологические сюжеты. Так, жители Нила, напуганные бедуином на коне, приняли его за невиданное существо, которое назвали кентавром. Это было отмечено в пергаментах. Этот сюжет уже давно забылся, но авторы бестиариев относились к ним серьезно и описывали в своих трудах.
Так же большое значение имела древняя религия, когда люди поклонялись различным богам. Так многие из этих богов имели черты человека и животного. Из этих ранее религиозных верований тоже появлялись необычные существа. Например, крылатого персидского быка впоследствии описывали, как грифона.
Еще одна причина появления невиданных животных это - этимология. Ученые того периода были увлечены переводом, транскрипцией и интерпретациями. Библия же была написана на нескольких языках и постоянно переводилась. Но часто случалось, что один язык не мог предоставить аналогов какого-либо слова. Из этого возникали языковые проблемы. Например, василиск появился только из-за появившейся буквы с в слове базилик. Эти изменения неизбежны, так как бестиарии переводились и переписывались в течение долгих лет.
Бестиарии имели огромное значение для Средневекового человека. Ведь в любом своем действие он видел разговор с Богом. Так, например, в Средневековый период прекратилась охота на кабана. Теперь люди хотели поймать тихого оленя вместо буйного кабана.
Кабан, животное, которое восхваляли античные охотники и считали честью завалить на охоте кабана, в Средневековый период потерял свою привлекательность. В бестиариях это животное собрало в себе шесть смертных грехов: жестокость, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, зависть и праздность. Так же об аде напоминает и внешний вид животного: черная шерсть, вздыбленная ключица, неприятный запах, ужасающий рев, торчащие острые клыки.
Противопоставляется кабану - олень. Олень - это животное Христа. Олень становится чистым целомудренным животным, поэтому занимает место королевской добычи. Хотя в Античное время олень занимал место трусливого зверя, на которого не стоит тратить время.
Таким образом, Средневековая культура перевернула ритуал охоты совершенно в новом направлении.
Церковь никогда не приветствовала охоту, но полностью искоренить ее была не в силах. Но с помощью трактовки животных и символов церковь смогла направить охоту в более миролюбивое русло. Она сделала охоту менее опасной. Опасная охота на кабана или медведя была неверным путем, христианин не должен был по нему идти. Он должен был выбрать оленя. Таким образом, символизация животных помогала регулировать этот аспект.
В Средневековье отношение к животным было двойственным. С одной стороны животное должно резко отличатся от человека. Человек создан по образу и подобию Бога, а животное - существо несовершенное, нечистое. Именно поэтому животные так часто появляются в средневековых изображениях или писаниях. Это попытки показать разницу. Между животным и человеком не может быть ничего общего. Именно поэтому в средневековье запрещалась, переодевается в животное или подражать поведению животного. Так же нельзя было чествовать животных. Люди не должны были иметь с животными отношений, начиная с привязанности к отдельному животному, например лошади или собаке, заканчивая злодеяниями, как колдовство и скотоложство.
Но с другой стороны, некоторые средневековые авторы говорят о родстве всех живых существ. Они задавались вопросом о том, что Иисус Христос пришел спасти всех живых существ, все ли животные входят в определение «все» и входят ли вообще. Одни из доказательств того, что животные тоже получили спасение - это рождение Иисуса Христа в хлеву, рядом с животными. В конце XIII века так же обсуждались вопросы о будущей жизни животных: о попадание животных на небеса. Так же обсуждались и земная жизнь животных: должны ли животные поститься, и можно ли заставлять их работать в воскресенье. Но главным вопрос: можно ли животное считать морально ответственным за свои поступки существом.
Интерес к моральной ответственности животных можно ярко проиллюстрировать, рассмотрев судебные процессы над животными. Эти процессы известны с середины XIII века, известно, что они проводились примерно три столетия.
В 1386 году в Фалезе в Нормандии была проведена казнь свиньи. Она была одета в человеческую одежду. Сначала животное привязали к лошади и проволокли по улицам. На ямочной улице был установлен эшафот и построена виселица. Свинья была изуродована, ей отрезали пол морды и мясо с ляжек, а потом повешена за задние ноги. Из-за ран животное быстро скончалось. В конце труп свиньи еще раз проволокли по улицам. Останки животного были сожжены. Чуть позже это событие было увековечено на на панно в церкви.
Осуждена свинья была на такую смерть из-за того, что была виновна в смерти младенца. Она частично съела его лицо и ноги. Именно такие телесные повреждения были нанесены и ей. Интересно отметить, что не хозяин свиньи, не родители, оставившие ребенка, не были наказаны. Считалось, что для хозяина наказанием является потеря свиньи, а, следовательно, дохода. Родители же наказаны потерей ребенка.
Это не единичный случай, когда животное казнили. Это была распространённая практика. Животное, которое совершило преступление, сначала заключали под стражу, чуть позже проводили слушание и объявляли приговор, потом происходило его исполнение. У животного даже был адвакат, но его функция была скорее формальной, потому что он не стремился никаким образом оправдать животное.
Так же можно сделать заключение, что во время содержания под стражей животных могли пытать. Например, в 1457 году зафиксирована, что под пытками свинья призналась в том, что убила ребенка и частично его съела накормив своей жертвой своих шестерых поросят.
Процессы и наказания проводились не только над домашними животными, и не всегда в единичном порядке. Так лесные мыши, слизни или майские жуки могли быть наказаны. Этими наказаниями обычно занималась церковь. Так часто разных животных или насекомых отлучали, подвергали анафеме за то, что они наносят вред посевам. Так в 1516 году в районе Вильнокса саранче предлагалось мирно покинуть виноградник в течение шести дней, иначе саранчу бы отлучили от церкви. Такие угрозы звучали в адрес многих видов: слизней, гусениц.
Эти коллективные дела оставили на много информации в архивах, возможно, это произошло из-за того, что ими занималась церковь.
Таким образом, можно выявить типологию процессов над животными, их можно поделить на три типа.
1. Индивидуальные дела, возбуждающие против домашних животных, одной особи. Обычно это было убийство или ранение человека. Это дело относится к уголовному преступлению. Этими делами никогда не занимается церковь. Это дело светской власти. Обычно провинившаяся особь проходила через все стадии процесса, но если ей удавалось бежать, то ее заменяли другой. Единственным исключением было то, что приговор не исполнялся.
2.Коллективные дела против крупных или мелких животных. Это могут быть волки или кабаны, а так же мелкие крысы или даже насекомые. Они обвинялись либо в том, что угрожают безопасности людей, или в том, что уничтожают урожай. Этими делами занималась церковь, обычно она проклинала, предавала анафеме или отлучению от церкви весь вид. Этот процесс объяснялся тем, что Бог проклял змея, который стал орудием Дьявола.
3.Это преступления связанные со скотоложством. Об этом типе мало, что известно, потому что после приговора документы, связанные с этим делом сжигались вместе с преступниками. Преступников человека и животное живыми помещали в один мешок и заживо сжигали.
Чаще всего к судам привлекались свиньи. Это можно объяснить по–разному. Во-первых, свиньи были самым популярным домашним животным. Во-вторых, эти животные обладали более свободным перемещение, чем другие. В городах, они исполняли роль мусорщиков, поэтому их можно было увидеть везде. Именно поэтому, им было достаточно просто причинить ущерб и стать причиной несчастных случаев. В-третьих, это родство с человеком. Для средневекового человека – свинья это самое близкое животное. Они считали, что это животное больше других похоже анатомически на человека. А если свинья похожа на человека анатомически, скорее всего она похожа на него и душевно.
Все эти процессы служила в средневековье, как назидание. Это некий ритуал, который демонстрирует справедливое правосудие. Это демонстрация того, что даже животные не могут уйти от закона. Так же это действие показывает весь инквизиционный процесс.
В Средневековье люди во всем искали смысл. Язык вещей – язык смыслом считался языком с Богом. Бестиарии давали трактовку каждому животному, объясняли его смысл. С одной стороны, это помогало церкви регулировать социальные действия, например охоту. С другой стороны, светская власть могла использовать животных, как устрашение и демонстрацию своей справедливости. Нельзя не рассмотреть важность церковных изображений, где разные части животного описывают дьявола.
Нельзя забывать о том, что с другой стороны животное всегда ставилось ниже человека, ведь оно не было создано по подобию божьему. Поэтому любое поклонение принималось, как отклонение от веры.
Список литературы
1. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.С-Пб.: Alexandria, 2012. 163с.
2. Уайт Т. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. М.:Центрополиграф, 2013 183с.
Слоны всегда изображаются меньшими, чем они есть; блохи же - всегда большими.
Джонатан Свифт
Мы коллекционируем всех мыслимых и немыслимых тварей. Охотимся на оборотней во всех концах света. Наблюдаем за драконами из разных стран. Однако еще ни разу не рассказывали о существах из средневековых бестиариев. Давайте взглянем на них именно в том составе, в котором они преподносились любознательным европейским книгочеям.
Мистическая зоология
Вот мы говорим - «бестиарий». А что это такое? Древний комикс про животных с изобретательным враньем путешественников и мудрыми комментариями духовных лиц? Совершенно верно. Но здесь есть несколько существенных нюансов.
Добродетель пеликана. Рельеф с Notre Dame des Neiges - крупнейшего кладбища Канады (Монреаль).
Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum , что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического «языка животных».
Считалось, что если пеликан не мог найти корма для птенцов, то он разрывал клювом свою грудь и кормил потомство кровью. Логично, что в бестиариях эта птица служила аллегорией самопожертвования Христа. Похожим смыслом образ пеликана наделяется и в геральдике.
Страница из Рочестерского бестиария (XIII век).
Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных. Кто-то, конечно, мог заявить, что однажды встретил ночью у своего дома василиска, однако смертельный взгляд монстра не подействовал из-за темноты. Но это сильное преувеличение - в большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию.
С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось.
Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов.
Из чего составлялись бестиарии? Первоначальный материал брался из греческого сборника «Физиолог » (автор неизвестен, 2-3 век нашей эры). Этот труд в свою очередь основывался на более ранних книгах. Прежде всего - на Historia Animalium («История животных») Аристотеля, написанной им во время визита на остров Лесбос в 343 году до нашей эры. Местные рыбаки регулярно приносили великому ученому всякую морскую живность, которая и вдохновила его на создание зоологического справочника.
«Физиолог» хоть и основывался на трактатах Аристотеля, Геродота, Плиния Старшего, Солина и Элиана, но был стопроцентно христианским и очень далеким от истины. Именно с него пошла традиция «зоологической аллегории». Сообщалось, например, что львята рождаются мертвыми, и лишь на третий день лев - очередной образ Христа - оживляет их дуновением в ноздри (аналогично, человек рождается мертвым, покуда не крещен).
Бобер
Боннакон
Амфисбена
Немалый вклад в содержание бестиариев был сделан крупными церковными деятелями - архиепископом Исидором Севильским и епископом Амбросом. Приблизительно с 13 века основной функцией «Слова о животных» стало нравоучение. На правдивость излагаемых сведений уже никто не обращал внимания, ведь ценность христианских притч заключается отнюдь не в достоверности. Подавляющее большинство читателей искренне верило в то, что где-то на юге живет единорог, теряющий волю при виде обнаженной женской груди.
Но зерно истины в бестиариях все же было. Чисто научные наблюдения, попавшие в эти тексты (например, исследование сезонной миграции птиц), затерялись среди выдумок и были заново «открыты» лишь сотни лет спустя.
Волк
Верблюд
Василиск
Прогулка с монстрами
Сохранилось около 50 средневековых бестиариев. Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года.
Ниже представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12-15 века (большинство книг доступно для изучения лишь ограниченному кругу лиц, так что массовому читателю эта информация неизвестна). О морали этих басен вы можете судить сами.
Гадюка
Гиена
Гусь
Агат - минерал, с помощью которого можно искать жемчуг в море. Нужно лишь привязать этот камень к веревке и опустить в воду. Агат «притягивается» к жемчужным раковинам, облегчая работу ныряльщикам.
Алерион - птица вроде орла, только крупнее, ярко-огненного цвета и с крыльями острыми, как бритвы. В мире существуют только два алериона - самец и самка. В возрасте 66 лет они производят два яйца, а когда птенцы вылупляются, родители топятся в море. Их потомство воспитывают другие птицы.
Амфисбена - двуглавая змея, одна голова которой нормальная, а другая растет из хвоста. Может ползти в двух направлениях. Глаза сияют, как лампы. Амфисбена не боится холода и обладает целебными свойствами.
Барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.
Бобер - существо, половые органы которого используются в медицине. Если бобер не может убежать от охотника, он откусывает себе яички и бросает их преследователям. Если он уже потерял свое хозяйство, то лишь показывает охотникам пустой зад, и они от него тут же отстают.
Казарки
Каладриус
Журавли
Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.
Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.
Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.
Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.
Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.
Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.
Крокодил
Ласточки
Лев
Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.
Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.
Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.
Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.
Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.
Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.
Медведь
Левкрота
Мандрагора
Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.
Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.
Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.
Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.
Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.
Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.
Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.
Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.
Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.
Обезьяны
Попугай
Попугай
Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.
Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают про запас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.
Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).
Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.
Слон
Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.
Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.
Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).
Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.
Ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.
Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.
Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.
Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.
Сова
Ящерица
Удав
Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.
Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.
Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.
- На самом деле «Физиолог» - не название книги. Этот сборник вообще был безымянным. Но так как каждая история начиналась с фразы: «Физиолог утверждает, что…» (под физиологом понимался некий анонимный натуралист), подобное название закрепилось за всем текстом.
- Бестиарий Dicta Chrysostomi (авторство приписывается Иоанну Златоусту, одному из величайших отцов церкви) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
- Миф об огненной саламандре мог появиться из-за настоящих саламандр, которые обитали в гниющих стволах деревьев. Если эти бревна клали в костер, то ящерицы «волшебным образом» выскакивали из огня.
Настоящие саламандры с характерной «огненной» окраской.
* * *
Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории.
В наше время бестиарии стали общедоступными. Их созданием занимались совершенно разные люди: сумасшедший карлик Тулуз-Лотрек, слепой гений Борхес… Многие фэнтези-вселенные имеют собственные бестиарии.
Вымышленные звери почти не изменились, но их функция уже другая. Теперь они не наставляют читателя на путь истинный, а предлагают ему культурные деликатесы, прочный строительный материал для гуманитарного кругозора и, в конце концов, солидное интеллектуальное развлечение.
В Средние века человечество еще плохо представляло себе не только самих людей, но и, главное, животных. Мир казался тогда большим, плоским и населенным чудовищами, великанами и неизвестными странными существами .
Bestiarum vocabulum (Слово о животных) стали появляться в XII-XIII веках. Любознательные авторы или, как еще их называли, физиологи описывали поначалу свои путешествия (недалекие, как может показаться, исходя из увиденного), связанные либо с войной, либо с религией (проповедники), либо с торговлей. В задачу авторов не входили цели современной зоологии или ботаники, бестиарии скорее были трактатами, в которых переплетались легенды и реальность. В бестиарии попадали рецепты снадобий, описания свойств камней и минералов - тоже, зачастую, выдуманные. Все это носило характер не просветительский, а назидательно-запугивающий.
Во всех бестиариях к краткому описанию того или иного зверя или чудища прилагалась иллюстрация, которую рисовал художник, подчас никогда не видевший животных, о которых шла речь. Краткость же объяснялась тем, что в средневековье, во-первых, труд писательский был довольно тяжелым - писали же не шариковыми ручками, кроме того не на родном языке, а на латыни. Во-вторых, краткость поощрялась, поскольку экономился ценный пергамент.
Многие путешественники записывали свои приключения в хроники, в которых тоже встречались, наряду с реальными историческими событиями, совсем фантастические. К примеру, в «Хронике» Альбрика ХIII века сообщается, что «в воскресение, после праздника святого Ремигия произошло затмение солнца, а в четверг на следующей неделе видели, говорят, летающего дракона».
Еще один хронист, Матвей Парижский, как и Альбрик, никогда не бывал на Востоке (хотя описывали оба именно Восток). Его перу принадлежит работа по историографии, основанная на трудах монаха из Вендовера и названная «Великие Хроники». Автор собственноручно иллюстрировал первый том, изобразив на страницах книги слона. У карты Палестины Матвей изобразил верблюда. Эту землю европейцы более-менее знали, хотя в описаниях тоже встречаются драконы, пожирающие людей и «всасывающие в себя волны». Но чем меньше было известно о территориях, тем больше возникало вокруг них слухов и легенд о чудовищах. И все чаще они встречались в рассказах хронистов, а оттуда попадали в бестиарии. Некоторые книги о путешествиях или посвященные описаниям той или иной страны непременно сопровождались списком чудищ и животных, обитающих в этих землях.
Интересно, что хронисты в своих текстах опирались не столько на свои личные впечатления, сколько на слухи, и лишь иногда ссылались на других хронистов, впрочем, точно так же писавших по слухам.
Замечательным примером описания по слухам служит книга Иоанна, епископа Султанайи, «Книжица о познании мира».
«Говорят, - пишет автор, - что там [на Кавказе] живут одноглазые, которые питаются человеческим мясом, собачьи, у которых одна половина собачья, а другая человеческая (...) И, как я слышал от людей, достойных доверия, по обе стороны гор говорят на сорока различных языках, враждуют между собой и одеваются по-разному».
Одной из задач бестиария было разделение животных на плохих - слуг дьявола, и хороших - символизирующих Христа. Животные зачастую описывались аллегорически, и воспринимать их нужно через призму христианства. Бестиарии поддерживали и блюли нравы (своеобразно, но, тем не менее), а потому достоверность этих книг оценивалась в последнюю очередь.
Отсюда необычные и смешные описания известных нам животных. Например, барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения...
Бестиарий
Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.
Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.
Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.
Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.
Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.
Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убивая ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.
Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.
Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.
Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.
Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.
Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.
Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.
Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.
Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.
Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.
Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.
Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.
Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.
Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.
Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.
Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.
Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.
Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают прозапас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.
Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).
Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.
Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.
Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.
Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).
Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.
Саламандра - ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.
Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.
Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.
Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.
Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.
Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.
Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на Солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.