Издает европейская комиссия и не требует. Европейская Комиссия
Официальное наименование. Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа Европейского объединения угля и стали (первого из Европейский сообществ, созданного в 1951 г. Парижским договором). Название "Верховный орган" объяснялось тем, что данный институт фактически являлся главной руководящей инстанцией ЕОУС, был наделен не только исполнительными, но и законодательными полномочиями в области регулирования общего рынка угля и стали (лишь в отдельных случаях акты Верховного органа требовали подтверждения со стороны Специального совета министров – прообраза Совета ЕС).
При подписании в 1957 г. Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии исполнительный институт каждого из них был назван Комиссией (Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома), в то время как носителем законодательной власти стал Совет, позднее разделивший ее с Европейским парламентом.
В соответствии с "Договором о слиянии", вступившем в силу в 1967 г., Комиссия, как и Совет, превратилась в единый институт для трех Европейских сообществ, осуществляющий функции и полномочия бывшего Верховного органа ЕОУС, комиссий ЕЭС и Евратома. С этого момента она стала называться "Комиссия Европейских сообществ".
Наименование "Комиссия Европейских сообществ" сохранилось и в 1990-е гг., несмотря на то, что Маастрихтским договором 1992 г. на базе Европейских сообществ был учрежден Европейский Союз (напомним, что Европейские сообщества вплоть до 1 декабря 2009 г. оставались структурным элементом ЕС – его первой опорой). Однако в этот период по инициативе самой Комиссии стало использоваться и другое наименование – "Европейская комиссия".
После реформы Лиссабонского договора Европейская комиссия (англ. European Commission; франц. Commission europeenne) стало единственным официальным полным наименованием рассматриваемого института, закрепленным в учредительных документах обновленного ЕС. Наряду с ним продолжает использоваться краткое официальное наименование – "Комиссия".
Функции . В соответствии с учредительными документами (Договорами) Европейская комиссия осуществляет многообразные виды деятельности, связанные с текущим управлением, развитием ЕС и защитой его правопорядка от нарушений. Они перечислены в посвященной Комиссии статье базового учредительного документа ЕС – ДЕС: "Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних. Она осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда
Европейского Союза. Она исполняет бюджет и управляет программами. Она осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами. За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений" (§ 1 ст. 17 ДЕС).
Перечисленные виды деятельности в правовой и политической доктрине ЕС принято объединять в три группы, которые могут быть названы главными функциями Комиссии:
- 1) инициативная функция (называемая также функцией "мотора", или "двигателя" ЕС) – выдвижение проектов и других инициатив, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕС. Данная функция особенно ярко проявляется в законодательном процессе, поскольку, по общему правилу, Европейский парламент и Совет ЕС могут издавать законодательные акты ЕС "только по предложению Комиссии" (§2 ст. 17 ДЕС);
- 2) надзорная функция (называемая также функцией "хранителя", или "стража" права ЕС) – осуществление надзора за соблюдением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС государствами-членами с возможностью предъявления к ним исков в Суд ЕС, уполномоченный официально констатировать факт нарушения и налагать на государства-нарушители санкции;
- 3) функция текущего управления (называемая также административной функцией) – самостоятельное принятие мер, направленных на претворение в жизнь права ЕС, в том числе путем издания исполнительных и делегированных актов и посредством исполнения бюджета ЕС.
Исходя из того, что система главных функций и вытекающих из них полномочий Европейской комиссии во многом сходна с функциями и полномочиями высших органов исполнительной власти государств (национальных правительств), в средствах массовой информации, а иногда и научной литературе Комиссию нередко сравнивают с "правительством" ЕС (или "европейским правительством"). В пользу такого сравнения также свидетельствует сходство в порядке формирования и методах работы (Комиссия утверждается путем вотума доверия Европейским парламентом, а ее члены, подобно членам национальных правительств, несут ответственность за конкретные отрасли управления – выступают комиссарами по определенным делам).
Аналогия Комиссии с правительством, однако, возможна лишь частично, поскольку ряд важных политико-административных полномочий в ЕС возложены на Совет ЕС (см. 4.4), а функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики ЕС осуществляет Европейский совет (см. 4.3).
Местонахождение . В соответствии с Протоколом об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб ЕС (см. 4.1) местонахождением Европейской комиссии является Брюссель. В то же время согласно Протоколу некоторые подразделения Комиссии, например, Статистическое ведомство (Евростат) или Ведомство официальных публикаций ЕС, расположены в Люксембурге , где размещался прообраз данного института (Верховный орган ЕОУС).
Ведущий институт Европейских Сообществ и ЕС. Она воплощает в себе наднациональное начало. Призвана отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия ЕС со стороны государств-членов.
Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами ЕС. В соответствии с договором о европейском союзе формированию всего состава Комиссии предшествует достижение соглашения по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика показывает, что даже возражение одного из государств-членов против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения. Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Парламент должен одобрить.
Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Они должны состоять в гражданстве европейского союза. Должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. Они должны быть независимыми и не должны получать указаний от своего правительства.
Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК.
Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению.
Учредительными договорами установлен институт парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того, чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2\3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов.
Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.
1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.
3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.
4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.
При осуществлении функции 1, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. С другой стороны, она выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. Если при рассмотрении нарушение или неисполнения согласие не достигнуто, то Комиссия может обратиться с иском в Суд ЕС. Одновременно может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда обязательно для исполнения.
Амстердамский договор заметно расширил круг применения санкций против нарушителей ЕП. Он предусмотрел возможность инициирования Комиссией новых санкций против государства-члена, грубо и ситематически нарушающего принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, принципы правового государства, то есть принципы общие для всех государств-членов.
Комиссия может давать рекомендации и по собственной инициативе, и по запросу других институтов в тех случаях, когда это установлено действующими правовыми установлениями. Рекомендации Комиссии имеют двоякое назначение. Во-первых, они могут содержать как изложение программы действий Комиссии, так и осуществления определенных мероприятий, обеспечивающих функционирование Сообществ и реализацию целей и задач, которые перед ними стоят. Во-вторых, такого рода рекомендации должны в определенной мере ориентировать государства-члены в том, что касается позиции институтов Союза по вопросам, подлежащим урегулированию в нормативно-правовом порядке или по вопросам, которые напрямую не отнесены к ведению Сообществ, но по которым Комиссия может занимать определенную принципиальную позицию, опираясь на общие принципы ЕП.
Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что она наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу, все нормативно-правовые акты, принимаемые Советом или Советом совместно с Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.
Право законодательной инициативы Комиссии ограничено в отношении второй и третьей опор Союза. Применительно к этим сферам это право переходит к Государствам-членам и Совета.
Комиссия располагает собственной распорядительной властью. Она может издавать регламенты и директивы, связанные с осуществлением общих политик, регулирующие деятельность структурных фондов, осуществление права конкуренции и ряд других.
Исполнение решений, принимаемых Советом, возлагается на Комиссию посредством делегирования соответствующих полномочий. Это означает, что Комиссия наделяется правом издавать необходимые юридические предписания в целях исполнения решений, принимаемых Советом.
Комиссия обладает весьма широкими полномочиями в бюджетной сфере. Практически именно в рамках Комиссии, или, точнее, подчиненного ей аппарата, разрабатывается проект бюджета, выносимый затем на рассмотрение Совета и Парламента. Именно Комиссия является распорядителем кредитов по бюджету.
Весьма значительными полномочиями Комиссия обладает в сфере внешних сношений. Она представляет сообщества в их отношениях с третьими государствами и с международными организациями. Комиссия направляет рекомендации Совету по вопросам открытия переговоров и по общему правилу выступает в качестве института, уполномоченного на проведение этих переговоров.
В конце следует отметить, что полномочия Комиссии в целом на практике оказываются шире тех формул, которые присутствуют в учредительных договорах. Комиссия – это то институт, который осуществляет повседневное оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее Сообщества.
Комиссия является коллегиальным органом. Соответственно ее решения выносятся на коллективной основе. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии. Внутренний регламент предусматривает возможность письменной процедуры, когда решение принимается путем опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного согласия всех членов Комиссии.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (ЕК), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС); орган общего управления. Создана в 1965 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейского сообщества). Статус Европейской комиссии, порядок формирования, полномочия и процедура принятия решений определяются учредительными актами и внутренним регламентом, к которому приложен кодекс надлежащего поведения членов администрации.
Комиссия состоит из европейских комиссаров, председателя, двух вице-председателей и членов. Каждое государство-член ЕС обладает одним местом в составе Европейской комиссии. Кандидат на должность председателя предлагается Советом ЕС, подлежит одобрению Европейским парламентом; кандидатуры других членов Европейской комиссии представляются соответствующими комиссиями парламента, окончательное решение о назначении принимает Совет ЕС. Срок полномочий Европейской комиссии 5 лет.
Заседания Европейской комиссии проводятся еженедельно. Решения принимаются большинством голосов. Комиссия может также делегировать право принятия решений своим членам в пределах их компетенции. Каждый комиссар-член комиссии ведает определённым кругом вопросов, отнесённых к его компетенции.
Комиссия обеспечивает соблюдение и исполнение учредительных договоров и актов вторичного права, принятых на их основе. В случае неисполнения обязательств государствами-членами ЕС комиссия может направить им мотивированное заключение и потребовать исполнения принятых обязательств, а также обратиться с иском о неисполнении обязательств в Суд ЕС. Комиссия - участник нормотворческого процесса. Проекты актов и решений, подготавливаемые Европейской комиссией, публикуются в форме зелёной (концепции) или белой (проекты) книги и выносятся на широкое обсуждение. Европейская комиссия подготавливает проект бюджета ЕС и обеспечивает его исполнение. Комиссия совместно с Судом ЕС контролирует соблюдение и применение норм европейского права. Она наделена правом наложения штрафных санкций, особенно в целях обеспечения соблюдения правил добросовестной конкуренции. Европейская комиссия играет также важнейшую роль в осуществлении внешних связей ЕС, выступая по общему правилу инициатором принятия решений о заключении договоров и соглашений с третьими государствами и международными организациями. Комиссия руководит деятельностью постоянных представительств Европейской комиссии в третьих государствах и международных организациях. Европейская комиссия обеспечивает проведение переговоров и осуществление соответствующего мониторинга при решении вопроса о приёме в состав ЕС новых членов.
В ведении Европейской комиссии находится разветвлённый административный аппарат. Он структурирован в форме генеральных директоратов, которые ведают конкретными вопросами управления (26 в 2007). Каждый комиссар имеет свой личный вспомогательный административный аппарат. Глава и члены таких кабинетов обеспечивают политическое сотрудничество комиссара с подчинёнными ему директоратами, а равно координацию действий различных генеральных департаментов. Ряд административных служб функционируют непосредственно при председателе Европейской комиссии. Вспомогательный административный аппарат образует генеральный секретариат. Специализированной службой является юридическая служба комиссии.
Европейская комиссия отвечает за реализацию Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией (1994). В 2004 было принято Соглашение об отношениях между ЕС и Россией, предусматривающее создание 4 общих пространств: общего экономического пространства; области внешней безопасности; общего пространства свободы, безопасности и справедливости; общего пространства научных исследований и образования. Координацию действий в Российской Федерации осуществляет постоянное представительство Европейской комиссии.
Маастрихт (Три опоры)Амстердам Ницца Лиссабон
Партии Фракции
Внешняя политика Органы Агентства
Другие страны · Портал Политика
Текст перенесён без редактирования из статьи Европейский союз
Европейская комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) - высший орган исполнительной власти Евросоюза , политически независимое учреждение, призванное проявлять заботу об интересах всего ЕС . В ее состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз . Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Отвечает за выполнение решений Сообщества , контролирует соблюдение законов Союза в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейских Сообществ иск против стран-членов за нарушение членских обязательств. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.
Дополнительные сведения
К. имеет производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также участвует во встречах Большой восьмёрки , так как в неё входят некоторые страны-члены ЕС.
Состав
Председатель Еврокомиссии - Жозе Баррозу
Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом
Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.
Функции
Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.
Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов.Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.
Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).
Скандал в 2004 году
Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, «зелёных» и «евроскептиков»). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.
Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.
В настоящее время в состав Еврокомиссии входят:
- Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа
- Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности
- Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность
- Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией
- Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи
- Антонио Таджани (Италия) - транспорт
- Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги
- Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика
- Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция
- Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство
- Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды
- Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества
- Янез Поточник (Словения) - наука, исследования
- Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги
- Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика
Под влиянием интеграционных тенденций все больше стран планеты в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. В результате происходит упадок классической концепции суверенного государства. Это порождает новую форму межправительственного взаимодействия, которая ограничивает возможности управления обществом со стороны отдельных государств в пользу управления, осуществляемого совместно и при соответствующем распределении полномочий. В данном процессе федерализации межгосударственных отношений самый богатый опыт имеет ЕС.
ЕС изначально был основан на верховенстве закона и демократии. Поэтому его особенность в том, что союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Т.е. историческое разнообразие стран, регионов и культур должно быть сохранено. Эта цель четко зафиксирована в положениях Договора о ЕС. Принцип субсидиарности играет первостепенную роль в этой политике. Следуя этому принципу, ЕС берет на себя решение только тех задач, которые оно может урегулировать лучше, чем национальные и местные органы власти государств-членов. Также данный принцип был обозначен договором в качестве высшего требования, которым должно руководствоваться Сообщество в достижении целей ЕС. Договор гласит: «Цели Союза будут достигнуты в соответствии с положениями настоящего договора,…через уважение принципа субсидиарности…». Таким образом, страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Существуют пять институтов, которые собственно и осуществляют руководство ЕС, исполняя при этом свою конкретную роль:
Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
Суд (соблюдение закона);
Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа ЕОУС, который в рамках первого из Европейских сообществ осуществлял как исполнительную, так и законодательную функцию. Римские договоры о ЕЭС и Евратоме наделили законодательной властью Совет, а надгосударственный исполнительный институт был назван Комиссией.
С 1967 г. Комиссия, как и Совет - единый орган для ЕЭС, ЕОУС и Евратома - Комиссия европейских сообществ. Данное наименование сохраняется, в официальных документах по сей день, в том числе в актах, издаваемых самой Комиссией («Решение Комиссии Европейских сообществ...» и т.п.).
Подобная терминология явно устарела после создания Европейского Союза и превращения Комиссии в один из институтов Союза в целом. Хотя (в отличие от Совета) специального решения о переименовании Комиссии не принималось, с учетом новых реалий сейчас для ее наименования широко используется термин «Европейская комиссия».
В частности, согласно официальному тексту Хартии Европейского Союза об основных правах, именно Европейская комиссия совместно с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза выступает в качестве одного из ее авторов.
В данной работе будут рассмотрены проблемы, касающиеся Комиссии ЕС и сделана попытка достигнуть главной цели – дать характеристику Комиссии как одного из важнейших органов ЕС.
ГЛАВА 1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОМИССИИ
Комиссия является институтом Союза, выполняющим исполнительно-распорядительные функции, она обладает также некоторыми контрольными полномочиями и играет значительную роль в правотворчестве Союза. Комиссия - постоянно действующий орган (заседания проходят еженедельно), состоящий из независимых международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Комиссия состоит из 20 членов, включая Председателя, назначаемых на пятилетний срок.
В настоящее время среди них должно быть не менее одного и не более двух граждан каждого государства-члена (ст. 213 Договора о ЕС). На практике по два члена Комиссии назначаются от 5 крупнейших стран ЕС: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции.
В связи с расширением Европейского Союза Ниццкий договор 2001 г. несколько изменил указанный порядок. С 1 января 2005 г. состав Комиссии б формируется на базе принципа «одно государство - один член Комиссии» (привилегии для крупнейших стран ЕС отменяются).
Однако после того, как число государств-членов Союза достигнет 27, количественный рост Комиссии прекратится, а граждане разных стран ЕС будут занимать посты в этом органе в порядке ротации.
Назначение Комиссии происходит согласно специальной процедуре. Сначала выдвигается кандидатура Председателя Комиссии по общему согласию между правительствами государств-членов и с согласия Европейского парламента. Затем с согласия кандидата в Председатели Комиссии формируется общий список кандидатов в члены Комиссии. После этого должен получить одобрение (инвеституру) в Европейском парламенте список остальных будущих членов Комиссии. Завершающей стадией этой процедуры является утверждение всего состава Комиссии правительствами государств-членов.В данный порядок в 2001 г. был внесен ряд существенных изменений. Согласно новой редакции ст.214, утвержденной Ниццким договором, весь состав Комиссии, включая Председателя, назначается Советом Европейского Союза. При этом государства-члены утрачивают право вето, так как назначение Комиссии будет утверждаться квалифицированным большинством Совета. Полномочия Европейского парламента по утверждению Комиссии и ее Председателя сохранены в полном объеме.
Способ формирования Комиссии неоднократно менялся по мере усиления федеративных черт Европейских сообществ и Союза. Эти изменения свидетельствуют о постепенной эволюции Европейского Союза в сторону парламентской системы правления, хотя данная тенденция еще не достигла своего завершения.
Первоначально назначение членов Комиссии целиком и полностью находилось в руках государств-членов в лице их правительств. Однако в 90-е гг. XX в. право решающего голоса в этом процессе приобрел Европейский парламент. В результате способ формирования Комиссии в настоящее время имеет некоторые сходства с порядком назначения правительства в смешанной (полупрезидентской республике), где роль коллективного президента выполняют совместно правительства государств-членов.
Формирование Комиссии в соответствии с действующей редакцией Договора о Европейском сообществе (ст. 214) включает пять этапов:
1. Выдвижение кандидата на пост Председателя Комиссии.
В настоящее время оно осуществляется правительствами государств-членов по общему согласию.
2. Утверждение Председателя Европейским парламентом
Перед тем как дать свое согласие, Европарламент заслушивает политическую программу кандидата в Председатели («политические ориентиры»), по которой парламентарии проводят дебаты, а затем выносят свой вердикт (ст. 32 внутреннего регламента Европарламента).
Последний может быть и отрицательным: в случае отказа Парламента в инвеституре процесс формирования Комиссии возвращается к первому этапу.
3. Подбор кандидатов на посты остальных членов Комиссии. Этот этап и соответствующие действия, которые в государствах обычно называют формированием «кабинета», осуществляются в настоящее время совместно (по общему согласию) Председателем и правительствами государств-членов.
Кандидатов в комиссары, как правило, выдвигают сами государства (одного или двух, в зависимости от национальной квоты). Ниццкий договор возвел этот обычай в норму права: согласно новой редакции ст. 214 перечень кандидатов в члены Комиссии формируется «в соответствии с предложениями каждого государства-члена».
В настоящее время, однако, ни один человек не может стать членом Комиссии, если против этого возражает Председатель, утвержденный на свой пост Европарламентом.
При подборе кандидатур учитываются не только квоты, но и деловые качества будущего комиссара. Уже на этом этапе принимают во внимание, чем будет заниматься он в Комиссии. Другими словами, подобно национальным правительствам, речь идет о подборе владельцев определенных «портфелей»: комиссара по внутренним делам, комиссара по внешним сношениям и т.д.
Единственными критериями для назначения на должность согласно Договору о ЕС (ст. 213) служат независимость и общая компетентность будущего комиссара.
4. Вотум доверия Комиссии в целом со стороны Европейского парламента.
После завершения подбора кандидатур уже весь «кабинет» поступает на утверждение Европарламенту. Однако еще ранее, до того как вынести вотум доверия Комиссии или отказать в таковом, парламентские комиссии заслушивают каждого кандидата в комиссары в отдельности
Затем уже утвержденный Председатель Комиссии представляет членов своего будущего «кабинета» на пленарном заседании и оглашает перед Европарламентом программу работы Комиссии (ст. 33 внутреннего регламента Европарламента).
Как видно, Парламент обладает правом решающего голоса не только в назначении Председателя, но и отдельных комиссаров - правом, которое имеют парламенты далеко не всех государств, в том числе и парламентских республик.
В этой связи нельзя исключить ситуацию, когда представительный орган Союза не одобрит состав Комиссии, представленный утвержденным им же Председателем. В таком случае процедура возвращается на предыдущий этап.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении