Из за чего изменяется климат. Почему изменился климат
Загробный мир в представлениях древних греков воплощало царство Аида – суровая обитель теней, черная бездна с вечной ночью и бурлящими водами. В этом мире нет места покою и тишине, здесь ревут адские огненные реки, в которых отражаются сухие ветви мертвых деревьев, увядшие цветы, обитают страшные чудовища и казнятся титаны. Верования греков были пронизаны мистицизмом и в красках описывали преисподнюю.
Однако унылое представление о загробном существовании просуществовало недолго. Для многих греков было очевидным то, что люди разные, а потому и участь душ разная. Древний культ героев оказался мостом к пониманию этого. Так, параллельно возникает учение об Элизиуме на блаженных островах, куда попадают герои. Имелось у них и представления о загробном возмездии за зло. Согласно древним верованиям греков, подземные духи наказывают за ложную клятву, а символами посмертной Намезиды стали пес Цербер, Сизиф и Тантал.
Искать помощи душам было негде. По ряду старых версий, тени погибших жили в могилах или разломах, где они могли принимать облик змей, летучих мышей, но обратно превращаться в людей не имели способности. По другой легенде, души жрецов-царей обитали в зримой форме на отдельных островах мертвых. Третий взгляд таков: тени мертвых становились людьми в том случае, если входили в орехи, бобы, рыбу и были съедены будущими матерями. Вот такие запутанные видения. Согласно четвертому поверью, тени умерших уходили на север, туда, где не светило солнце, и только изредка возвращались в виде оплодотворяющих дождей. Пятый взгляд заключается в следующем: тени мертвых путешествуют на запад, где садится солнце и существует мир духов.
Само погребение требовалось для того, чтобы умерший, переправившись через Аидову реку, мог получить упокоение – непогребенных оттуда изгоняли. Другими словами, душа нуждались в проводниках. Поэтому отказ от погребения служил жестоким наказанием. В то же время, непогребение родственников, погибших на войне, каралось смертью. В итоге верования греков обрели восточный характер: человеческое тело считали совокупностью стихий, а душу возводили к началу мира, с которым она непременно должна соединиться, как часть с целым. Постепенно старые представления об участи души потеряли смысл: Аид разрушился, уступив место христианским догматам.
Страна Швейцария
В начале нашей эры на территорию нынешней Швейцарии пришли гельветы, племя кельтского происхождения. В 107 году до нашей...
Сотворение человека в Иранской традиции
После творения всего мира светлый Ормузд задумал сотворение человека. Он создал Гайомарда – первого человека и его...
Создание проекта дома
На сегодняшний день, строительный рынок пестрит предложениями о строительстве загородного дома по уже готовому проекту. Существуют весьма...
Танец кенгуру
Давным-давно, когда ночь покрывала своей темнотой весь мир так, что свет луны и звезд не мог пробиться, жил...
Почему болят кисти рук - причины и лечение
Практически все действия человек производит при помощи рук: работает на компьютере, пьёт кофе, ведёт ребёнка в детский...
Талиесин и Херве
Талиесин, что в переводе означает «сверкающее чело», стал пользоваться боль-шой популярностью в середине XII века. Тогда, как...
Черпая идеи из сокровищницы греческой литературы, можно создать вполне ясную картину происхождения нашего мира. Историки, впрочем, считают, что все эти легенды были выдуманы даже не самими греками, а лишь перешли к ним из совершенно забытых ныне ближневосточных религий, и потому у греческих авторов частенько, в их стройной системе происхождения мира, встречаются довольно радикальные противоречия, на которые они, впрочем, похоже, не обращали никакого внимания. Но тем не менее…
По одной из версий, дошедшей до нашего времени лишь фрагментарно, богиня всего сущего Эвринома совокупилась с мировым змеем Офионом и породила мир. По другой версии, рассказанной Гомером, мир произошел от союза Океана и Тефиды, олицетворявших первобытные воды.
Основная же греческая версия гласит, что вначале был лишь вечный, безграничный и темный Хаос, из которого возникли и мир, и бессмертные боги. В частности, богиня Земля – Гея. Очень далеко под ней появился мрачный Тартар – ужасная бездна, тьма. Так же из Хаоса родилась оживляющая Любовь – Эрос, и начал создаваться мир. Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту, от которых произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера.
Земля породила Небо – Урана, Горы и Море. Родила она их сама, без всякого участия отца. Уран (ее сын) взял себе в жены Землю, и у них появились дети-титаны: шесть сыновей и шесть дочерей. Сын Океан, окружающий землю, и богиня Фетида породили реки и морских богинь-океанид. Титан Гипперион и Тейя произвели Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и Зарю – розовоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли все звезды и все ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.
Земля породила также трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных пятидесятиголовых и сторуких великанов-гекатонхейров. Даже Уран ужаснулся силе своих детей и заточил их в недра богини Земли, запретив им выходить на свет. Та, не в силах держать такое бремя, убеждала детей восстать против отца, но они боялись. Лишь младший, коварный Крон (хронос – всепоглощающее время), хитростью низверг Урана. Богиня Ночь родила в наказание Крону ужасных существ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – тяжелый кошмарный сон и Немесиду – отмщение. Эти существа внесли в мир, подобный прежде раю, раздоры, обман, борьбу и несчастье.
Крон, сам некогда свергнувший отца, опасался своих детей. Он повелел своей жене Рее приносить рождающихся потомков ему и безжалостно их проглатывал. Такая судьба постигла пятерых: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Но Рея, движимая материнской любовью, по совету своих родителей, Урана и Геи, удалилась на остров Крит и там, в пещере, родив Зевса, скрыла его от жестокого отца, дав тому проглотить вместо сына камень, завернутый в пеленки.
Зевс рос на Крите, и нимфы Адрастея и Идея кормили его молоком божественной козы Амалфеи, пчелы носили ему мед со склонов горы Дикты, а охраняющие вход в пещеру юные полубоги-куреты ударяли по своим щитам мечами каждый раз, когда младенец плакал, чтобы Крон не услыхал младенца и того не постигла участь братьев и сестер.
Зевс вырос, восстал против своего отца и заставил того вернуть на свет проглоченных им детей. Те начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. После долгой борьбы они сумели утвердиться на высоком Олимпе. Их сторону приняли некоторые из титанов, а первыми – Океан, его дочь Стикс и дети: Рвение, Мощь и Победа.
На помощь Зевсу пришли также циклопы, выковавшие громы и молнии, которые Зевс метал в титанов. Через десять лет равной борьбы Зевс решился освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров, и они ринулись на титанов, отрывая от гор целые скалы и бросая их во врага. Титаны, уворачиваясь от летящих в них гигантских камней, не могли даже подступиться к Олимпу. Земля стонала, воздух наполнял грохот, и даже Тартар содрогался. Зевс одну за другой метал молнии, всю землю охватил огонь, и было так жарко, что даже моря закипели.
Современный человек увидит в этом описании не столько битву, сколько геологическую катастрофу: то ли извержение вулкана, то ли падение громадного метеорита. А возможно, и войну двух мощных цивилизаций. Впрочем, эту тему мы с вами обсудим немного позже. Пока же продолжим рассказ о древнегреческих легендах.
Титаны были побеждены. Олимпийцы низвергли их в Тартар, а у его врат поставили гекатонхейров. Так закончилась власть титанов на земле.
Но Гея-Земля обиделась, что Зевс так жестоко поступил с ее детьми, и вступила в брак с Тартаром, родив чудовище Тифона, обладателя сотни драконьих голов. Он, поднявшись из земли, взвыл, и в этом ужасном крике смешались лай собак, человеческий плач, рычание льва и другие столь же ужасные или неприятные звуки. Вокруг него полыхало пламя, а земля под ним дрожала.
Ну что же: еще одна географическая катастрофа…
Боги были перепуганы, но Зевс начал метать молнии, и начался бой. Снова загорелась земля, закипели моря, и даже небесный свод задрожал. Зевс сумел сжечь молниями все сто голов Тифона, и тот рухнул на землю. Даже от его обессиленного тела исходил такой жар, что все кругом горело. Зевс взял тело Тифона и бросил его в Тартар. Но и оттуда Тифон доставлял неприятности богам и всему живому. Он вызывал бури, землетрясения и извержения, а вместе с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, породил двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, Лернейскую гидру и Химеру. Но власти богов уже ничто не угрожало: Зевс взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство мертвых. Землю же боги оставили в общем владении. Зевс стал среди богов первым среди равных.
Вход на Олимп охраняли три прекрасные оры, поднимая и опуская (когда боги нисходят на землю или возвращаются в свою обитель) закрывающее врата обители богов густое облако.
В обители богов нет ни дождя, ни снега и царит вечное лето. Отсюда Зевс руководит миром, и добро со злом находятся в его руках. Сохранять порядок и следить, чтобы законы соблюдались, ему помогает богиня Фемида. Дочь Зевса, богиня Дикэ, также наблюдает за правосудием.
Но судьбы людей определяют богини судьбы – мойры, руководствуясь повелениями Рока, которые знают только они. Мойра Клото определяет срок жизни человека, прядя нить его судьбы. Мойра Лахесис определяет, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А третья мойра, Атропос, заносит в длинный свиток все то, что человеку назначено.
Под землей властвует брат Зевса Аид. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся даже боги. Здесь находятся души умерших, которые бесконечно жалуются друг другу на свою безрадостную жизнь без солнца и без желаний.
Аиду, который правит царством мертвых вместе со своей женой Персефоной, служат богини мщения эринии. С бичами и змеями они преследуют преступника, не оставляя его в покое ни на минуту, и терзают его угрызениями совести. У трона Аида стоят судьи царства умерших – Минос и Радамант, а также бог смерти Танат с мечом в руках. В черном плаще, с громадными черными крыльями, он прилетает к ложу умирающего и срезает своим мечом прядь волос с его головы, и исторгает душу. Вместе с ним стоят керы, которые на поле боя припадают губами к ранам воинов, жадно пьют горячую кровь и вырывают из тел души. Также у трона Аида восседает и прекрасный юный бог сна Гипнос.
Греческие боги, как и еще множество ранних богов человечества, о которых я расскажу позже, не отделяли себя от людей неприступной стеной, а наравне с ними, насколько, естественно, такое равенство возможно, принимали участие в земных делах.
Бог или боги стали кем-то недостижимым, возвышенным объектом молитв, гораздо позже, с началом эры христианства или ислама. Даже в библейском Ветхом Завете Бог частенько спускается с небес, чтобы отдать приказания избранным. Столь разительные изменения в божественном поведении, вернее, изменение роли богов в мифах, можно объяснить множеством факторов, но некоторые исследователи приходят к выводу, что богами наши предки считали некую более развитую цивилизацию, с какой-то целью колонизировавшую Землю. Немного ниже в книге мы с вами подробнее обсудим эту версию, пока же вернемся к древнегреческой мифологии.
Боги принимали участие в людских делах, не только «руководя с Олимпа». Например, в Дельфах располагалось святилище Аполлона, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания, которые, по отзывам современников, весьма часто сбывались. Насколько тут возможно говорить о паранормальных способностях – неизвестно, но стоит, пожалуй, сказать о мудрости жрицы: предсказание, данное царю Лидии Крезу во время его войны с Персией, звучало как: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство». Крез, обрадовавшись, отправился губить царство. Но царство, которое погибло в результате войны, оказалось отнюдь не персидским (Крез был побежден, а его страна – разорена). Тем не менее предсказание сбылось.
Но, помимо советов, даваемых через жрецов, были и более конкретные вмешательства: достаточно вспомнить Прометея, укравшего для людей огонь. Образ высшего существа, благоволившего к людям, есть в мифах очень многих народов. Некий бог не только крадет для людей огонь, но предупреждает обреченный на гибель людской род о задуманном остальными богами всемирном потопе.
Но все-таки вернемся к Аполлону. Первоначально он считался богом, охраняющим стада. Вскоре он стал богом света, а позднее и покровителем переселенцев, греческих колоний, а также покровителем искусства. По легенде, он родился на острове Делос. Его мать Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном и беременная от Зевса, скиталась по свету, пока не пришла на Делос.
Сын Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства, прославился тем, что даже умерших возвращал к жизни. Вот и еще одно божественное вмешательство в людские дела. Или просто чудеса неизвестной древним грекам высокоразвитой медицины?
Стоит сказать, что боги интересовали древних греков гораздо больше людей и природы, и потому рассказов из их жизни дошло до нас множество. Проводить различные, порою весьма любопытные параллели можно, пожалуй, бесконечно, но остановимся. Расскажем только пару вещей, которые, как нам кажется, имеют прямое отношение к теме нашей книги. Одна из них – легенда о Фаэтоне.
Сын Солнца-Гелиоса от Климены, дочери морской богини Фетиды, Фаэтон беседовал однажды с сыном громовержца Зевса Эпафом. Тот, насмехаясь над ним, заметил:
– Ты – сын простого смертного. Мать твоя обманывает тебя! Я не верю в то, что ты сын бога!
Фаэтон сначала отправился к матери, а потом и к отцу, Гелиосу, и попросил того рассеять сомнения. Гелиос обнял Фаэтона и, поклявшись водами Стикса, подтвердил его происхождение и пообещал, видя, что тот расстроен, исполнить любое его желание. Фаэтон же попросил позволить ему поехать по небу вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице. Как тот ни пытался отговорить неразумного юношу, объясняя, что даже сам Зевс не может справиться с конями, запряженными в эту колесницу, но в конце концов, не смея нарушить клятву, отступил.
– Не подымайся слишком высоко, – сказал Гелиос сыну, – чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то спалишь землю.
И снова попросил его изменить желание, которое может принести ему гибель. Но Фаэтон уже вскочил на колесницу, схватил вожжи и отправился в путь. Вскоре он заблудился, кони понесли, а когда он глянул на землю, то испугался, и в глазах у него потемнело. Пламя от приблизившейся колесницы охватило землю, и большие, богатые города стали гибнуть один за другим. Реки вскипели, а моря пересохли.
Гея обратилась к Зевсу, призывая того не дать ей погибнуть, и тот молнией разбил колесницу. Кони разбежались в разные стороны, а Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в волны реки Эридан. Где это, сегодня, к сожалению, установить сложно. Подобные названия имели реки в Аттике и на севере, возможно, это Западная Двина и река По. Гелиос был так расстроен гибелью сына, что не показывался на небе, и земля освещалась только светом пожаров.
Современный человек сразу же понимает, что в легенде говорится о падении большого небесного тела, вызвавшем настолько сильные пожары, что, видимо, поднявшиеся дым и пыль создали такую завесу, что солнечный свет не мог некоторое время проникнуть к земле.
Чтобы завершить эту красивую историю, стоит сказать, что мать Фаэтона, Климена, нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Сторонники теории высокоразвитой цивилизации тут же скажут, что это была не гробница, а космический корабль, с управлением которого юноша не справился. Но все-таки надо оставить место и легендам, тем более что они очень красивы: вместе с матерью оплакивали погибшего юношу и ее дочери, гелиады. Скорбь их была столь безгранична, что боги превратили их в тополя. А их слезы-смола, падавшие в воду, тут же превращались в янтарь.
Как и в других религиях мира, у древних греков считалось, что человечество начало существовать в раю. Вернее, здесь это называли золотым веком. Но постепенно жизнь на земле ухудшалась, и, например, Гесиод считал, что он живет в самый худший период истории.
Людской род был создан Кроном, если верить греческим мифам, счастливым.
Люди не знали ни забот, ни печали, ни необходимости трудиться. Не было у людей ни болезней, ни старости. И даже сама смерть не заключала в себе ничего ужасного, а была похожа всего лишь на крепкий сон. Сады и поля в изобилии давали им пищу, а на лугах паслись громадные стада. Даже боги приходили к людям за советами. Но золотой век, как и все хорошее, закончился, и все люди первого поколения умерли, превратившись в духов, покровителей и защитников людей новых поколений (ангелы?). Такая награда была дарована им Зевсом: окутанные туманом, они летают по всей земле, защищая правду и карая зло.
Второй людской род, живший в серебряный век, был уже не таким счастливым: ни силой, ни разумом эти люди не могли сравниться с предыдущим поколением. Целых сто лет они росли неразумными в домах своих матерей и, только возмужав, покидали они их, успевая прожить в зрелом возрасте совсем немного. Поскольку большую часть жизни они были неразумны, то видели много горя и несчастий. Они не слушали богов и отказывались приносить им жертвы, и Зевс уничтожил их род, поселив их в подземном царстве, где нет ни радости, ни печали.
После этого Зевс создал третий род, и наступил третий век – медный. Люди этого века, созданные из древка копья, были страшны и могучи. Помимо громадного роста они обладали несокрушимой силой и бесстрашным сердцем. Больше всего они полюбили войну и сражения. Они ничего не сеяли, не ели плодов, что в изобилии приносили сады, а лишь воевали. И их оружие, и их дома были выкованы из меди, работали они также медными орудиями.
Как тут не вспомнить официальную науку и ее медный век? Греческие рассказчики также замечают, что железо узнали лишь последующие поколения. Вскоре люди медного века истребили друг друга, и Зевс создал четвертый век и новый род людской. Эти люди были благородны, справедливы и практически равны богам. Но все они погибли в различных войнах и сражениях: кто у семивратных Фив, кто под Троей, куда явились они за Еленой, и т. п.
После смерти Зевс поселил этих людей на краю земли, на островах в океане, вдали от живых, чтобы они могли насладиться счастливой и беспечальной жизнью. Земля там плодоносит трижды в год, и ее плоды сладки как мед.
После этого громовержцем были созданы последний, пятый век – железный, и род людской, который живет и по сию пору. Людей этого поколения преследуют печали и изнурительный труд. Боги посылают им тяжкие заботы, не забывая, правда, давать и добро, но все же зла и ненастий приходится на их долю больше. Дети не уважают родителей, друзья предают друг друга, нет любви между братьями, а гостеприимство стало редкостью. Клятвы нарушаются, а за добро платят злом. Кругом насилие, и богини Совесть и Правосудие покинули людей, взлетев на Олимп, и у людей нет защиты от зла.
Одна из популярных теорий происхождения человечества утверждает, что до возникновения нашей цивилизацией на Земле существовало еще несколько, и, по некоторым предположениям, более высокоразвитых. Древнегреческие мифы, как видим, это подтверждают.
Всем нам хотя бы в общих чертах известно предание о Всемирном потопе. Оказывается, эта легенда существовала уже в древнем Вавилоне. Ну а нам больше известна история из Библии про строившего ковчег Ноя. Греки излагали эту историю так…
Люди медного века не только не повиновались богам-олимпийцам, но и прославились своим нечестием. Как-то Зевс решил посетить в человеческом облике царя города Ликосура в Аркадии. Войдя во дворец, Зевс дал знамение, и все поняли, кто это пришел, и пали ниц. Но царь Ликаон не захотел воздать Зевсу почестей и стал издеваться над теми, кто его приветствовал. И даже решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, а часть его тела сварил, часть изжарил и предложил громовержцу. Тот, страшно рассердившись, ударом молнии разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в волка.
Но даже после этого люди не стали более благочестивы, и Зевс решил уничтожить весь людской род. Он решил устроить Всемирный потоп, и для этого наслал на землю сильнейший ливень, запретил дуть всем ветрам, и лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Сначала реки просто вышли из берегов, но уже вскоре бурные воды накрыли дома, потом крепостные стены, и над водой осталась лишь двуглавая вершина Парнаса.
Из всего человеческого рода спаслись лишь двое: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Девкалион по совету своего отца построил огромный ящик, положил в него достаточно съестных припасов, и девять дней и ночей ящик носило по водам, пока не прибило к Парнасу. Ливень прекратился, Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода стала отступать, и обнажилась земля, абсолютно опустошенная. Вода смыла с нее не только все постройки, но и сады и поля. Зевс послал к Девкалиону Гермеса и пообещал исполнить любое его желание.
Тот же попросил, чтобы земля была снова заселена людьми. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать через голову, не оборачиваясь. Те из камней, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, а те, которые бросала Пирра, – в женщин. Новый род людей произошел из камня (хотя очередной век, как вы помните, был назван железным).
Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.
Бердина В.А.
Кандидат культурологии, Ухтинский государственный технический университет
ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О ДУШЕ
Аннотация
Статья посвящена изучению дофилософских представлений о загробном мире жителей древней Эллады. Автор выявляет основные виды традиционных верований в посмертное существование души. Анализирует основные места пребывания души после смерти. Пытается проследить эволюцию религиозных представлений древних греков, господствовавших до культа небесного божества, основываясь на тексты Гомера, Платона, Гесиода, Павсания.
Ключевые слова: душа; религиозные представления; Древняя Греция; загробный мир.
Berdina V.A.
Candidate of Culturology, Ukhta State Technical University
THANATOLOGICAL PRESENTATION OF ANCIENT GREEKS ABOUT THE SOUL
Abstract
The paper studies ideas about the afterlife inhabitants of ancient Hellas. The author reveals the main types of traditional beliefs in the existence of the soul after death. It analyzes the main seat of the soul after death. Attempts to trace the evolution of religious ideas of the ancient Greeks, to the prevailing cult of the heavenly deity, based on the texts of Homer, Plato, Hesiod, Pausanias.
Keywords: soul; religious representations; Ancient Greece; afterworld.
В античном искусстве душа изображалась в виде бабочек, птиц и т.д., но нередко приобретала и персонифицированный образ (примером может служить образ Психеи). Представления о мистическом восхождении души сформировались еще в лоне мифологии и выразились позже в идеях и трудах античных философов и поэтов. В этом наблюдается последовательность развития представлений о душе, однако в целом говорить о формировании единого понятия души еще рано, поскольку задолго до этого ему предшествовали танатологические воззрения древних.
В античности существовало три вида традиционных верований, господствовавших до культа небесного божества. Рассмотрим их кратко. Прежде всего, выделим три основных верования о месте пребывания человека после смерти, которые были распространены в древности: могила, подземный мир и небеса.
Все эти представления о загробных обиталищах были основаны на вере в жизнь после смерти. Как и у большинства других народов, эта «примитивная» вера, по всей вероятности, переросла в построение загробного, подземного, мира. Выделим здесь наиболее важные моменты.
Во-первых, иной мир, якобы существующий в глубинах земли, становится своеобразным отражением надземного мира: его населяют различные мифические существа; там имеется собственная иерархия во главе со своим правителем, а также своя подземная география.
Во-вторых, между внешним и подземным мирами существует более чем тесная связь. Души умерших не просто попадают после смерти в Аид, они идут туда по определенному маршруту, по пути, соединяющему два мира. Наиболее глубокие пещеры и жерла вулканов – это входы в подземное царство, и теоретически туда может войти любой. Фундаментальная идея – наличие непосредственной связи между верхним и нижним мирами и как следствие - возможность путешествия в нижний мир с обратным возвращением. Даже в зрелых мифологиях допускается не только нисхождение умершего (или живого героя) в подземное царство, но и возвращение его на землю.
В-третьих, не все умершие могли пересечь воды Стикса. Усопшие, над которыми не совершили необходимых обрядов или которые не были похоронены надлежащим образом, не впускались до момента захоронения в царство мертвых.
В-четвертых, наличие разветвленной иерархии обитателей подземного мира обычно связано с идеей загробного воздаяния. Человек после смерти предается суду за свои земные свершения и в зависимости от результатов суда попадает в доброе или в плохое местопребывание. Например, на Елисейские поля или в Тартар.
Известно, однако, что верования, выдержанные по канонам классической греческой мифологии, установленным Гомером, Гесиодом, Эсхилом, к началу нашей эры уже не выдерживают ни проверки временем, ни критики философов и ученых. Религия превращается в обычаи и суеверия. В конце прошлой эры древние верования испытывают удивительные превращения: подземный мир распространяется и на небеса. Этот переход описывает Платон в заключении трактата «Государство», где убитый на поле боя Эр рассказывает людям после своего воскрешения об устройстве загробного мира и о том, как души умерших распределяются судом для их дальнейшего местопребывания либо в подземный мир, либо на небеса, описывает кары, которые ждут грешников и тиранов, говорит о метемпсихозе и реинкарнации душ.
С I в. до н.э. в Средиземноморье получила широкое распространение вера в посмертное небесное восхождение умерших. Этому, очевидно, способствовали философы, мистики и эстеты. Подземные области и топографические объекты переносятся в небесные сферы, и подземная география становится космографией. Теперь Елисейские поля (Острова Блаженных) располагаются на небе, обычно в районе семи планет (для пифагорейцев – на Луне, для стоиков – чуть выше ее). К этой обители ведет дорога – Млечный Путь. Часто раем считался сам Млечный Путь. Небесная река Стикс – это, разумеется, пограничная сфера Луны. Последняя зачастую выполняет и роль Харона. Роль транслятора, или «толкателя души», Психопомпа нередко отводится и Солнцу. Любопытно, что даже ад (по-латыни обычно читаются как infernus и inferi, т. е. «под землей», место, где люди не могут видеть, причем под этим понимается как гроб, так и более глубокое место) переместился на небо: им стала зона ветров, воды и огня, т.е. самая нижняя небесная сфера.
Способов, какими души мертвых восходили на небо, достаточно много: пешком, по лестнице, в повозке, на лодке, на лошади или на другом животном, они могли улетать туда на птицах или сами по себе. Все это указывает не просто на близость земли и неба, благодаря которой возможно подобное путешествие, но и на невероятную близость спасительного бессмертия.
Но как именно древние греки представляли царство мертвых – Аид? Если проанализировать мифы и поэтические описания местообиталища душ после смерти, то вырисовывается довольно мрачная картина. Аид представлялся грекам полным ужаса, по его дну протекали реки Коцит и Ахеронт, а также священная река Стикс, чьими ледяными черными водами клялись даже боги. Согласно танатологическим представлениям жителей древней Эллады, по берегам этих рек скитались несчастные души умерших, оглашая подземное царство стенаниями, полными печали и тоски. Переселившись в царство Аида, умершие навсегда лишались возможности видеть солнце и общаться с миром людей. Как и у древних вавилонян, преисподняя в представлениях греков была местом вечной скорби. В Ветхом Завете умершие именуются rephaim, т.е. «слабые», «бессильные», а Иисус, сын Сирахов, говорит следующее: «Ибо в аде нельзя найти утех» (Сир.14:17) . И когда у Гомера Одиссей утешает Ахилла – будто и в преисподней он продолжает царствовать, – тот отвечает с горечью: «О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся; Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвый» .
По многочисленным описаниям, в подземном царстве нет ни зеленых долин, ни прекрасных лугов, только иссушенная каменистая земля, на которой не растет ни травинки, а берега рек покрывают заросли асфодела, чьи бледные лепестки осыпаются в Лету - реку забвения. Раз попробовавший воды из Леты забывал о своей жизни на Земле с ее радостями и горестями, в душе его поселялся вечный мрак, поэтому души умерших бродят среди цветов асфодела, стенают и жалуются на злой рок, что прервал их жизнь. Ни один смертный не может возвратиться из подземного мира. Не повезет Харон душу обратно в мир живых. Перевозчику мертвый должен был что-то заплатить (2 обола). Первоначально эти деньги имели другой смысл. Это показывает эпиграмма из Палатинской антологии, где к душе обращаются со следующими словами: «Когда же умрешь, то из добра своего с собою возьми лишь обол». Это означает, что плата Харону изначально играла роль «отступных», которые живые платили мертвому, чтобы он больше не претендовал на свое имущество, не пытался за ним вернуться.
Нет возврата из мрачного царства, так как стережет врата Аида гигантский пес Цербер, у него три головы, а на шее с грозным шипением извиваются змеи. И греки, по крайней мере, первоначально, представляли не одно, но несколько подобных чудовищ, что следует из известного мифа о Геракле. Ведь Лернейская Гидра, которую Гесиод называет сестрой Цербера, и немейский лев – по Гесиоду, ее сводный брат, и двуглавый пес трехголового Гериона – все они изначально стражи Аида.
Гесиод описывает родословную мифических существ, обитающих в Гадесе: «…Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна, гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах. Как говорят, с быстроглазою девою той сочетался, в жарких объятиях, гордый и страшный Тифон беззаконный. И зачала от него, и детей родила крепкодушных. Для Гериона, сперва, родила она Орфа-собаку; Вслед же за ней – несказанного Цербера, страшного видом, Медноголосого адова пса, кровожадного зверя, Нагло-бесстыдного, злого, с пятьюдесятью головами. Третьей потом родила она злую Лернейскую Гидру. Также Немейского льва, в любви сочетавшися с Орфом» .
Возле врат подземного царства бродят неприкаянные души воинов, которые не были преданы земле, над которыми не был совершен обряд погребения. Так стенает душа Патрокла в «Илиаде»: «О! погреби ты меня, да войду я в обитель Аида! Души, тени умерших, меня от ворот гонят. И к теням приобщиться к себе за реку не пускают; Тщетно скитаюсь я пред широковратным Аидом» .
Забота об устройстве пристойного погребения умершему и уважение к его могиле считались одной из самых священных обязанностей. Верили, что покойный не найдет успокоения, если тело его не будет похоронено надлежащим образом, и что боги карают тех, кто не соблюдает погребальные обряды. Так, перед поединком с Ахиллом Гектор ставит условие, согласно которому его тело, в случае гибели, должно было быть выдано родственникам для достойного погребения . Умирая, он просит Ахилла не отдавать его тела на растерзание собакам, но вернуть родственникам, которые оплакали бы его и похоронили . Поэтому долг обязывал во что бы то ни стало забирать тела погибших, чтобы они не были захвачены и опозорены неприятелем. В «Илиаде» описываются события, связанные с боем за труп Патрокла, как ужасная битва, в которой Менелай, Аякс и Гектор, предводительствуя своими дружинами, сражаются с переменным успехом – одни, чтобы защитить Патроклово тело, другие, чтобы увлечь его на поругание .
Для родных погибшего было величайшим горем, если труп оставался непогребенным. В битвах между греческими племенами, за редкими исключениями, всегда происходил взаимный обмен убитыми, иногда даже по договору. Полководцы были обязаны заботиться о захоронении трупов погибших воинов. Пренебрежение этим долгом влекло за собой жестокие наказания, как, например, в случае, произошедшем во время битвы при Аргинусах в 406 году до н. э., описанном Ксенофонтом. Даже если греку случайно попадался труп неизвестного человека, например, убитого или утонувшего, он, дабы не совершить грех, был обязан похоронить его надлежащим образом. Если тело по какой-либо причине нельзя было захоронить, следовало присыпать его несколькими горстями земли и таким образом совершить символическое погребение. Только предателей или преступников лишали почетного погребения, и тела их выбрасывались. Самоубийцу хоронили тихо, без всякого торжественного погребального обряда.
Но вернемся к описанию подземного мира. Суров и неумолим владыка подземного царства, который восседает на золотом троне, а рядом с ним сидит печальная Персефона. Ужасные богини мщения Эринии окружают трон Аида. Не найти покоя душе совершившего преступление, как вступит он в подземное царство Аида – набрасываются на него Эринии, бьют своими бичами, жалят своими змеями, не дают ни на минуту забыться несчастной душе, всюду преследуют ее, подвергая мучениям и от них невозможно спрятаться.
У подножия трона владыки Аида сидят судьи Минос и Радамант, они судят всех представших перед Аидом. Здесь же у трона владыки находится и Танат, бог смерти, с ярким мечом и в черном плаще, он простирает свои черные крылья, от которых веет могильным холодом. Именно он появляется возле ложа умирающего, чтобы исторгнуть его душу посредством отсечения своим острым мечом пряди волос, и освобожденная душа уходит в царство Аида.
Древние испытывали перед царством Аида священный ужас еще и потому, что, согласно их представлениям, именно там свершается высший суд над душами умерших. Подтверждение этому можно найти у Платона, как уже говорилось в предыдущем параграфе, который в своем трактате «О государстве» приводит миф об Эре. Эру довелось побывать в загробном мире – и вот что он, очнувшись, поведал: «…Душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то чудесному месту, где в земле были две расселины, одна против другой, а напротив, наверху, на небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти направо, вверх на небо, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым – идти налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков» .
Если говорить о суде над мертвыми, то у греков эта идея бытовала лишь в определенных кругах. Гомеру, во всяком случае, она еще не была известна. Так, Одиссей, спустившись в преисподнюю, видит, как Минос судит мертвых, однако этот суд касается давних обитателей подземного царства. Минос стремится пресечь распри между ними, как ему приходилось это делать раньше на земле. Эсхил и Пиндар, однако, говорят о некоем суде непосредственно после смерти. Платон же впервые упоминает трех судей, о которых мы позднее слышим так часто: Эака, Миноса и Радаманта; в «Апологии Сократа» он называет Триптолема (герой, которому Деметра подарила золотую колесницу и дала зерна пшеницы; разъезжая по всему свету, Триптолем засеял землю и обучил этому людей. За свою праведность стал одним из судей в Аиде) и других праведников.
В античные времена еще не существовало четкого представления о рае и аде. Что касается описаний Елисейских полей или острова блаженных у Гомера или Гесиода, то они не выходят за рамки того, что можно найти у других народов. Если в «Илиаде» говорится о наказании отдельных людей, а именно клятвопреступников, которые «сами себя обещали преисподней», то это обусловлено данной определенной ситуацией. Сами же описания адских наказаний, которые развернуты в «Одиссее», но лишь применительно к Титию, Танталу и Сизифу, – позднего, а именно орфического происхождения: «…Тития также увидел я, сына прославленной Геи… Там он лежал; по бокам же сидели два коршуна, рвали Печень его и терзали когтями утробу…» .
Но как можно было преодолеть этот благоговейный страх перед загробной жизнью, селившийся в душах смертных? Некоторые греки искали преодоление этого страха в элевсинских мистериях и таинствах, которые были связаны с культом Диониса.
В VII веке до н. э. у разных античных авторов уже начинают появляться тексты, в которых превалируют восхваления благодеяний, даруемых мистериями элевсинских богинь. Ведь те люди, что прошли посвящение в таинства богинь, получали в загробной жизни судьбу, которая была отлична от судьбы непосвященных: лишь посвященные обретали блаженство в общении с небожителями. Остальных же после смерти ожидали только страдания. Верховные жрецы Элевсина не боялись загробных страданий и считали смерть благом, дарованным свыше. В связи с этим можно привести надпись, сочиненную неким Иерофантом (верховный жрец, посвящавший в Элевсинские таинства), где говорилось следующее: «Истинно, дивную тайну открыли блаженные боги: Смерть для бренных людей – не проклятие, но благодать».
На золотой табличке о «посвященных», найденной в Нижней Италии, говорится: «Из человека ты стал богом – душа, вышедшая из бога, возвращается к нему». Подробнее описать судьбу «посвященных» не представляется возможным; согласно Платону, орфики обещали своим адептам вечное опьянение и многочисленных потомков. В своем «Государстве» философ описывает это следующим образом: «А Мусей и его сын уделяют праведникам от богов блага более прекрасные (чем у Гомера). В их рассказах, когда праведники сойдут в Аид, их укладывают на ложа, устраивают пирушку для этих благочестивых людей и делают так, что они проводят все остальное время уже в опьянении, с венками на голове… А согласно другим учениям, награды, даруемые богами, распространяются еще дальше: после человека благочестивого остаются дети его детей и все его потомство» .
Однако все эти ожидания для широких кругов «непосвященных» не имели никакого значения. В этом отношении весьма показательно, что в изображении преисподней, которое Полигнот нарисовал для книдийского здания в Дельфах («Над [источником] Кассотидой есть здание, в котором находятся картины Полигнота. Это – пожертвование жителей Книда. Называется это здание дельфийцами лесхом, местом для разговоров, потому что в древности собирались здесь и для серьезных разговоров и для всякого рода шуток и сказок…») и которое известно нам из подробного описания Павсания, фигурируют прежде всего известные из Гомера Титий, Тантал и Сизиф, затем также Окн, ослица которого вновь и вновь изгрызает сплетенную им веревку, и, наконец, грабитель храма вкупе с непочтительным сыном и хулителями Элевсинских мистерий – однако прочих грешников здесь нет. И главное, не изображено также и воздаяние, получаемое праведными за их благие поступки; впрочем, посвященные в Элевсинские мистерии вообще старались не слишком разглашать свои чаяния. Тот факт, что Аристофан пародировал эти верования в своих «Лягушках», вовсе не свидетельствует об их широком распространении. Сохранились бесчисленные тексты, где они могли быть упомянуты если бы стали достоянием массового сознания, однако, они носили сакральный характер и прямых повествований о них не сохранилось.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что именно религиозные представления являются тем, что может приоткрыть завесу, показать и объяснить многие философские и обыденные представления о душе в Древней Греции, разъяснить ее изображения в произведениях искусства и литературы. Религиозные воззрения изначально содержат в себе все, не только предоставляя объяснение, но и давая повод для анализа философских источников в их переработке мудрейшими древними авторами, тоже являющимися сторонниками каких-либо религиозных представлений.
Литература
- Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: United Bible Societies, 1991. –1371 с.
- Гесиод. О происхождении богов (Теогония) // О происхождении богов / Сост. вступ. Ст. И. В. Шталь. М., 1990. С. 200-201.
- Гомер. Одиссея /Гомер. Пер. с древнегреч. В. Жуковского; Послесловие А. Тахо-Годи; Примечания С. Ошерова. – М.: Моск. рабочий, 1982. – 350 с.
- Гомер. Илиада /Гомер. Пер. с древнегреч. Н. Гнедича; Примеч. М. Томашевской. – М.: Худож. лит, 1987. – 379 с.
- Платон. Государство // Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. Вступит. ст. и ст. в примеч. А. Ф Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. – 656 с.
- Платон. Апология Сократа // Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. Ст. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. – 864 с.
- Павсаний. Описание Эллады. Книги V-X / Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьева. Под. ред. Е. В. Никитюк. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1996. – 538 с.
Refernces
- Biblija: Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta. – M.: United Bible Societies, 1991. –1371 s.
- Gesiod. O proishozhdenii bogov (Teogonija) // O proishozhdenii bogov / Sost. vstup. St. I. V. Shtal’. M., 1990. S. 200-201.
- Gomer. Odisseja /Gomer. Per. s drevnegrech. V. Zhukovskogo; Posleslovie A. Taho-Godi; Primechanija S. Osherova. – M.: Mosk. rabochij, 1982. – 350 s.
- Gomer. Iliada /Gomer. Per. s drevnegrech. N. Gnedicha; Primech. M. Tomashevskoj. – M.: Hudozh. lit, 1987. – 379 s.
- Platon. Gosudarstvo // Fileb, Gosudarstvo, Timej, Kritij / Per. s drevnegrech. Obshh. red. A. F. Loseva, V. F. Asmusa, A. A. Taho-Godi; Avt. Vstupit. st. i st. v primech. A. F Losev; Primech. A.A. Taho-Godi. – M.: Izd-vo «Mysl’», 1999. – 656 s.
- Platon. Apologija Sokrata // Apologija Sokrata, Kriton, Ion, Protagor / Per. s drevnegrech. Obshh. red. A. F. Loseva i dr.; Avt. vstupit. St. A. F. Losev; Primech. A. A. Taho-Godi; Per. s drevnegrech. – M.: Izd-vo «Mysl’», 1999. – 864 s.
- Pavsanij. Opisanie Jellady. Knigi V-X / Per. s drevnegrech. S. P. Kondrat’eva. Pod. red. E. V. Nikitjuk. – SPb.: Izd-vo «ALETEJJa», 1996. – 538 s
Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.
К тому же, Орфей был известен своим высочайшим мастерством игры на разных музыкальных инструментах, в частности на кефаре. Своим искусством он зачаровал бога Харона, и тот переправил его по реке мертвых к подземному владыке. Но было одно условие: Орфею нельзя было оборачиваться назад, ведь Эвридика по пятам шла за ним по царству загробному, ведомая Гермесом. По условию влюблённые могли вернутся на землю, только если Орфей выдержит данное испытание. Но Орфей не смог удержаться и посмотрел на Эвридику. С той секунды она исчезла, канув в царстве мертвых навсегда.
Орфей же вернулся на землю. Прожить ему довелось недолго. Через пару лет мужчина встретился со своей возлюбленной, поскольку в ходе одного из греческих праздников был жестоко убит. Душа его пришла в Аид и воссоединилась с Эвридикой.
Можно сделать вывод о том, что греки с древности считали, что человек обладает душой, что она вечна и способна жить как на земле, так и в загробном мире.
Легенды о царстве мертвых
Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в мир Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса. По преданию, эта река царство мертвых опоясывала аж 7 раз.
Греки клали в рот усопшему монетку. Считалось, что ему нужно будет расплачиваться с Хороном, который переправляет через Ахеронт. Это приток Стикса. Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер (по другим источникам Кербер). Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида.
2. Миноса.
3. Радаманта.
Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Жить человеку в царстве мертвых во благе, быть в устрашении или без радости? Все зависело от того, какую жизнь человек провел на земле. Быть в милости доводилось единицам, верили древние Греки. Кстати и ныне некоторые основные обычаи захоронения сохранились. Усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.
Коварных, злых и завистливых людей в загробном мире ждала немилость. Никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Такие души бросали в тартар - саму преисподнюю. Впрочем, большая часть людей оказывалась на лугу Асфоделевом. Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов, очень бледных и диких. По этим полям как раз и скитались неприкаянные души, найдя тут свою последнюю обитель. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии. Вот почему и в современном мире поминать умерших родственников считается благим делом.
Суровое обиталище теней
Именно таким представлялось царство мертвых древним грекам. Таким его «видят» люди разных народов и сейчас. Но именно в древней Греции были заложены представления об этом неизведанном, темном и страшном мире.
Там вечная ночь, постоянно шумят воды черного Океана. Мир мертвых скорбный, в нем текут мрачные реки, растут почти мертвые, черные деревья, живут мерзкие, страшные чудовища. Там казнят титанов-преступников. Утешение в царстве мертвых найти невозможно, как мир и покой. По преданиям, даже боги страшатся туда попасть.
Впрочем, такое представление о царстве Аида просуществовало у греков недолго. Со временем взгляды изменились и люди нашли иное объяснение загробной жизни. Ведь все люди разные, живут неодинаковой жизнью, творят разные дела. Поэтому и исход идентичным быть не может.
Конечно, некоторые жители полисов и не задумывались о царстве мертвых и о том, что там за «чертой». Это ученые объясняют отсутствием у иных племен представлений о добре и зле. В другом же случае, более выгодное положение в загробном мире мог занять человек, проживший честно, совершив геройские поступки, будучи решительным, обладатель твердого характера, доблестный, мужественный. У древних греков со временем очень популярным стало учение о светлом Элизиуме. Согласно поверьям, человек, проживший жизнь честно, попадал в рай.
Кстати, многие жители полисов знали и верили в то, что за зло обязательно придет воздаяние. Подземные духи способны видеть все, что происходит на земле и если где-то творится несправедливость, они обязательно покарают за данное деяние.
По другим версиям греков древности, души умерших остаются в могилах или скрываются в подземных пещерах. При этом они способны обращаться в змей, ящериц, насекомых, мышей, в том числе и летучих. Но при этом они никогда не станут иметь человеческий вид.
Есть еще легенда. Согласно ей души «живут» в зримой форме, обитая на островах мертвых. При этом они снова могут перейти в образ человека. Для этого им нужно «поселиться» в орехах, бобах, рыбе и других продуктах, которые скушают их будущие матери.
Еще по одному преданию, души или тени покойников улетают в северную часть земного шара. Там нет солнца и света. Но вернуться в Грецию они могут в виде дождей.
Имеется и такая версия: души уносятся на запад. Далеко-далеко. Туда, где садится солнце. Именно там и существует мир мертвых. Он очень похож на наш белый свет.
Особо стоит отметить, что древние, да и современные греки, верили в получение возмездия за грехи и плохие деяния. Мертвых настигает наказание в зависимости от того, как они прожили свою жизнь на земле. В свою очередь, были поверья относительно переселения душ. Кстати, этот процесс можно было контролировать. Для этого нужно было использовать магические формулы. А наука о применении этих формул называлась «метемпсихоза».
Древние греки смерть ненавидели, ее боялись. В жизни старались больше веселиться, не предаваться скорби.
Обряды
Обряд погребения был необходим и это делали со времен древности. Усопший тем самым получал возможность переправиться через реку мертвых и попасть в Аид. Только так его душа достигала успокоения. Самым страшным для древних греков было отсутствие обряда захоронения для какого-либо из родственников.
Не преданный земле родственник, павший на войне, страшный грех для его семьи. Таких людей могли даже покарать смертью.
Взгляды на существование душ после смерти и загробный мир менялись, но обряды древних греков оставались неизменными, как традиции и ритуалы. Чтобы не допускать гнева богов в день смерти родственника или друга надлежало иметь вид скорбный.
Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на острова, которые были необитаемы. Еще один выход нашли жители городов. Они хоронили умерших за стенами полисов.
Греки выбирали одну из форм погребального обряда. Первая предполагала сожжение на костре тела покойного, другая - предание его земле. После кремации прах закладывали в специальную урну, а ее закапывали в землю или хранили в гробнице. И тот, и другой способ приветствовался, не вызывал нареканий. Считалось, что если захоронить одним из этих способов, можно избавить душу от мучений, неприкаянности. Уже в те времена могилки украшали цветами, венками. Если тело предавали земле, не кремируя, вместе с ним в могилу опускались все ценности, которыми человек дорожил при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а дамам - драгоценные украшения и дорогую посуду.
Смена приоритетов
Со временем греки пришли к выводу о том, что тело человека - это нечто очень сложное, а душа имеет высшее мировое начало. После смерти она должна воссоединиться с этим целым.
Старые воззрения об Аиде потихоньку начали разрушаться в умах греков, обретая бессмысленность. Только лишь простые граждане, жившие в деревнях, еще побаивались грозной кары Аида. Кстати, некоторые воззрения о царстве мертвых хорошо ужились с догмами христианства.
Если обратиться к поэмам Гомера, его герои - люди довольно индивидуальные. Все это сказывалось на характере смерти. К примеру, Ахилл был уверен, что только после усыпления он обретет вечную славу и всегда открыто и бесстрашно шел навстречу своей судьбе. Но перед истинным лицом смерти герой Гомера спасовал. Ахилл взмолился о пощаде и милости судьбы. Так Гомер дал понять современникам и потомкам, что человек - всего лишь слабая частичка этого мира.
В более поздние времена у древних греков появились идеи вторичного и даже многократного рождения. Якобы человеческая душа приходит на землю в разные периоды и эпохи в виде разных людей. Но во всех представлениях было неизменно: человек бессилен перед роком, волей судьбы и смертью.
Достопримечательности в Салониках
Салоники красивый город с великой историей, которая охватывает века.Что стоит посмотреть в Салониках. Археологический музей Салоники М. Андроник 6, тел: (+30) 2310830538, факс: (+30) 2310830538, Время работы: (1 апреля - 31 октября) Суббота: 13.00-19.30 вторник-воскресенье: 8.00-19.30 и (1 ноября - 31 Марта) Понедельник: 10.30-17.00, вторник-воскресенье: 8.00-17.00. Музей остается закрытым: 25 и 26/12, 1 / 1, 25 / 3, 1 / 5 и на Пасху.
Погребальные обряды в Греции
С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.
Что привезти из Греции
Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.
Коринфийский канал
узкая полоса земли шириной 6 км, находился между двумя заливами - Саронским на востоке и Коринфским на западе, объединяя Пелопоннес с Мегаридой и остальной Грецией: «этот же (перешеек) сделал материком страну внутри» (Павсаний).
Детский лагерь "Sintrivanis"
УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).
Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :
А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».
На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .
Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?
2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.
Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)
План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.
1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.
1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.
Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»
Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.
В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.
Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).
2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.
Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?
Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)
Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».
3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?
4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.
Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.
Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.
Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).
По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.
2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.
Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).
Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.
Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).
Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).
Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,