Иван трояновский фотограф развелся с женой. Приключения ивана трояновского в городе на неве
Год назад я написала про то, как заболела страшной свадебной лихорадкой и чуть не осталась без мужика и мозгов. Пост вам тогда очень понравилось, а мне страшно понравилось вам нравиться, но для написания этого поста у меня есть высшая цель - пожаловаться!!
Кому лень читать прошлый пост, скажу вкратце - там история про то, как в процессе подготовки к свадьбе у меня серое вещество в мозгу превратилось в розовое. Мы отменили свадьбу, а потом отменили отмену и, таким образом, снова решили пожениться. Прошлым летом у нас этого сделать не получилась из-за здоровья одного из старших членов семьи, таким образом, я пробыла (и до сих пор продолжаю быть) невестой почти два года, мне это, конечно, страшно нравится. Мне Вадик даже кольцо купил с камнем, как в кино, но я уже хочу белое платье и право пить дорогое шампанское с утра!
Итак, мой будущий муж - великий человек, он сказал "Я тебе третий раз предложение делать не буду, давай в этот раз без всего этого." Я смотрела в стол и кивала. Мы сошлись на том, что из всех классических свадебных составляющих у нас будет только фотограф. Ну и платье и рестораном, конечно!! Я б не пошла замуж за того, кто не дает мне пожрать и понаряжаться. Так как я пообещала "без этого", я решила, что не буду я в марте выбирать фотографа на июль, выберу спокойно за месяц до. Ха-ха-ха! Дура!
Итак, ошибка номер раз была отложить выбор фотографа на последний момент. Большинство из тех, кому я писала были уже заняты.
Ошибка номер два была думать, что у меня мало требований и нормальный бюджет. Мне не нужно чего-то совершенно неординарного, мне достаточно нормальных фотографий, без красной кожи и неба цвета синей гуаши, и без обработки как-будто это, блин, фильтр инстаграма (а так сейчас они обрабатывают почти все!). Нет, серьезно, я понимаю, творческий поиск и тд, но это же свадебные фотографии, я хочу, чтобы через пять лет они не выглядели безнадежно устаревшими, я хочу, чтобы они были современными, но классическими. Меня удивляет, что свадебные фотографы (и, видимо, люди, которые у них это заказывают) этого не видят. Удачный пример фотограф Иван Трояновский, он снимал как-то моих друзей, фотки очень классные, живые, солнечные, но через пять лет они будут выглядеть устаревшими. Такими образом, у меня отсеялись все фотографы, которые были заняты и все, которые были слишком инстаграм.
Теперь бюджет. Я думала, что мой предел, 60 тысяч - это нормально. Нет. Большинство стоит дороже и сильно дороже. Михаил Харламов стоит, к примеру, от 9 000 в час, ОТ, т.е. в субботу июля это будет даже не 9 в час. С ним хоть понятно за что, но вот Катя Авраменко стоит тоже 9 000 в час, за что там - совсем не поняла.
Время шло и я потихоньку начинала сходить с ума, потом я наткнулась на Валерию Лазареву из Одессы, влюбилась в её фото, потом я узнала, сколько стоит её работа и любовь прошла. Так же я не вписалась по бюджету с Катей Алагич, хотя мне очень нравятся её работы. Можно еще очень долго перечислять тех, кто берет за одну свадьбу мою месячную ЗП. Тут у меня возник вопрос, а кто все эти люди на фотографиях этих фотографов, откуда у них 150 000 рублей на фотографа? Это же безумие! Это как айфон 6 в кредит, когда не можешь себе позволить макароны дороже макфы!
Но абсолютный ужас меня постиг, когда я начала общаться с этими фотографами! Сначала я по совету подружки, создала тему на сайте майвед, мол, так и так ищу фотографа, нравится, когда вот так и и вот так. Тут то и началось веселье! Они набросились на меня, как пираньи. Мне кажется, если бы я раздевалась до гола и пришла в кабак к дальнобойщикам, я бы получила раз в десять меньше внимания. А я из себя ничего. Видимо, у тех, кто остался свободен и не стоит триллиард, дело совсем плохо, подхалимство такого уровня, что невозможно и представить! Мне писали, например "Здравствуйте, Дарья! Выбранная вами дата - просто прекрасный день, я уверена, погода будет отражать прелесть и нежность вашего дня, а солнце будет освещать начало вашей совместной жизни!". Мне правда такое писали. Некоторые правда писали "Свободен". Этим они, видимо, хотели сказать, что хотят получить заказ.
Указывать цены у свадебных фотографов почему-то не принятно, но ладно, мне не сложно, я напишу, спрошу. Но не так все просто, девочки. Многие "предпочитают обсуждать финансовые условия лично или хотя бы по телефону".
Плюс ко всему, для меня еще был один важный момент. Я не хочу, чтобы мои фотографии потом были выложены где-то. Т.е. вообще, на сайтах, вконтакте, где угодно, я не хочу, чтобы фотограф их выкладывал вообще. И, мне кажется, я имею на это право, но каково было мое удивление, когда мне писали, что это +20% к стоимости.
Потом я все-таки выбрала фотографа, даже двух, они работают в паре. И мы начали договариваться о встрече. Это Москва, мы тут все работаем, мы все работаем очень много, потому что хотим кушать и жить в Москве дальше. Времени у нас тут тоже мало, потому что мы работаем и у нас постоянно пробки на дорогах. Надо было почуять неладное, когда на мой вопрос "Удобно ли в четверг в 20:00", мне приходил развернутый ответ-расписание каждого из этих двух фотографов, почему они не могут в четверг в 20:00, что в это время делают их мамы, папы и кошечки, спасибо, ребята, но "нет" было бы достаточно. Встречу мы назначали полторы недели, на моё предложение поговорить по скайпу, а договор подписать через курьера ответ был отрицательный. Нет, у нас в 2015 так не принято, нет-нет, какой еще курьер.
Мы встретились и тут началось. Я говорю "я хочу, чтобы всё было реалистично, чтобы на фотографиях не было лишнего пафоса и чтобы вы не заставляли нас бегать босиком по лужайкам, мне ножки колит, я такое в реальной жизни не делаю и для фото не хочу". "Да-да-да, ответили они мне, мы вас понимаем, надо, чтобы все было реалистично. У нас есть друзья декораторы, вы можете у них заказать декор для фотосессии. Например, они могут привезти кресла и накрывать вам прекрасный декоративный стол в лесу!", я говорю "Ребята, но кресло в лесу - это не реалистично". Так мы и не подписали договор.
Час икс моей злости на всех представителей этой профессии настал, когда мне стали звонить ЗВОНИТЬ! НЕНАВИЖУ КОГДА МНЕ ПРОСТО ТАК ЗВОНЯТ (простите) и вежливо спрашивать "Здравствуйте, Дарья! Вы же ищите фотографа на свадьбу. Могу вам предложить свои услуги!". То ли эти ребята фотографы решили мне отомстить, то ли просто помочь своим коллегам найти кусок хл:), но звонили мне так еще долго.
Кончилось всё хорошо, я нашла девочку, с которой весь процесс переговоров от "здравствуйте" до "ок, тогда до встречи у вас утром!" занял полчаса по почте и в скайпе. Но, честное слово, лучше замуж один разок, чтобы на такое больше не напарываться!
Мы с Ваней встретились в одном из самых уютнейших мест Петербурга – кафе «Укроп» на Васильевском острове. У нас был час, который мы провели чудесно: я наслаждалась бургером, а Ваня ел адыгейский сыр с рисовыми шариками («Я вот сейчас ем сыр, но домой мы его не покупаем») и запивал горячим яблочным пуншем. И было нам хорошо.
Ваня, в твоем профиле вконтакте указано, что ты – инди-фотограф. Откуда эта приставка «инди»?
Я очень люблю музыку, и мне всегда нравилось, как звучит название инди-рок. Мне казалось, что в этом есть что-то оригинальное. Наверное, поэтому я и решил назвать себя инди-фотографом. Чтобы не привязывать себя к какому-то стилю, а быть немножко независимым, инди. Так я себя внутри ощущаю.
Радостно это слышать. Потому что посмотрев твой Инстаграм, кто-то может сделать вывод, что ты заложник лав-стори.
Я нахожусь на таком этапе, где фотография – это способ показать миру какую-то идею. То, о чем ты говоришь – романтичные няшные фото, которые я показываю в социальных сетях – это всего лишь часть моего творчества, проект под названием «Четыре ноги, одно сердце». Кстати, скоро на его основе выйдет книжка, будет выставка, так что – приглашаю.
Спасибо! Думаю, будет интересно, потому что лав-стори в тренде, но мало кто делает это так круто, как ты. Ты учишь этому на мастер-классах?
Если просто снимать один день из жизни влюбленной пары – как они просыпаются, пьют кофе, преданно смотрят друг другу в глаза – будет скучно. Сложно показать это по-настоящему интересно. Нужен конфликт. Без него у вас получится просто набор банальных фотографий. Это как в кино. Представь фильм про любовь, где у героев от начала до конца все хорошо – если они только и делают, что общаются, целуются, нюхают розы, и длится эта идиллия полтора часа. Такой фильм будет скучно смотреть. Нет конфликта, зрителю не за что переживать. Лав-стори я строю на движении, на ощущениях. Герои смеются, куда-то бегут, прыгают, падают – они все время что-то делают. Движение создает настроение, и моя задача как режиссера – не просто снять пару, а выстроить историю любви.
Помимо парочек чем-то еще занимаешься?
Да, недавно закончил проект, связанный с моим увлечением бегом. Пока никому не показывал, но, кажется, получилось интересно. В конце февраля его можно будет увидеть на фестивале в Барселоне.
Ты сказал, что увлекся бегом. Давно?
Около года бегаю регулярно. Через день, по десять километров – это занимает примерно час-полтора. Я живу на Васильевском острове, пробегаю по набережной, могу добежать до Новой Голландии, до Исаакиевского собора, потом вернуться обратно. Разумеется, без остановок.
Занятия бегом что-то дают, помимо физической формы?
Когда много работаешь, ты постоянно погружен в свои мысли. Бежишь и мысли исчезают – становишься свободным и легким, ощущаешь себя животным, которое мчится, или летящей птицей. Взгляд на вещи тоже становится другим – подмечаешь их на доли секунды, потому что быстро пробегаешь и они проходят. Когда идешь с фотоаппаратом по улице, можно остановиться и сфотографировать, попросить подвинуться, подождать. На бегу такой возможности нет – ты не можешь ничего контролировать – и в этом интерес!
Летом приезжал в Брюгге – маленький городок в Бельгии – на вид как Васильевский остров, только поменьше и более круглый. За час я его оббежал. Потом поехал в Нью-Йорк и так же с камерой оббежал Центральный парк – тоже чуть больше десяти километров. И последнее: осенью за час сорок пять без остановки оббежал любимый Васильевский остров – это двадцать километров, а друзья меня в это время снимали на видео. Все это покажу на фестивале и в Питере попозже тоже покажу.
Любишь Васильевский остров?
Я живу здесь лет десять. Нравится ощущать себя островитянином. По-моему, это здорово – жить на острове. Приятно знать, что он круглый, имеет форму, что его можно обойти пешком или оббежать. Я всегда хотел это сделать.
Я визуал, и мне всегда нравилось, как это выглядит эстетически. Я иногда ходил в походы и иногда бегал на короткие дистанции, но бегать на длинные дистанции я не решался – мне это казалось дико сложным. Впрочем, поначалу так и оказалось. Подбирался потихоньку: летом побегаю, потом забрасываю. Последний год бегаю регулярно. Не фанатично, больше для себя. 1 февраля пробежал марафон «Дорога жизни» – это 42 километра.
Ого! А посоветуй что-нибудь начинающему бегуну?
А я увлекалась в юности. Мне кажется, если Мураками-сан сочинит роман о фотографе, герой будет похож на тебя: в тренировочных шортах самозабвенно проявляет пленку под звуки дождя и джаза.
Я люблю пленку! Аналоговый цвет, как будто немного испорченная, не до конца доделанная фотография в стиле старых советских карточек, которые хранятся в наших семейных альбомах. Такие фотографии создают особенное настроение. Последние пару лет я как раз занимаюсь пленочным проектом – даже не знаю, сколько денег на это потратил! Снимаю на маленький фотоаппарат «Ломо Компакт», который производили, кстати, здесь, в Ленинграде. Снимаю жизнь вокруг себя, то, что кажется интересным. Пытаюсь сохранить то, что вижу, у себя в голове. Вот, например, обычный человек видит столик, стену и лампочку. А я бы взял кусок стены и только краешек лампочки. Как-то так. Вырезаю из жизни маленькие кусочки, складываю хроники дней.
Как ты относишься к желанию людей протоколировать каждый свой шаг посредством фото?
Почему у одного человека получаются снимки, которые цепляют, а у другого пустышки, хотя оба стояли рядом и снимали на похожие камеры?
Какой ты человек, что в себя впитываешь, чем живешь, что смотришь, о чем думаешь – от этой твоей наполненности зависит, какое чувство передашь своим искусством. То, чем себя наполняешь, выливается в музыку, живопись, фотографию. Фотографии, сделанные только ради денег, могут выглядеть здорово и профессионально, но этого второго плана, второго чувства – этого не будет, потому что ты не вкладываешь, а только хочешь получить. Глубина кадра напрямую зависит от того, что у тебя внутри.
Слова художника. А где ты учился?
В университете культуры и искусств на кафедре кино и фотографии. Год работал лаборантом, мыл полы, составлял химические растворы, проявлял и печатал, последние годы много прогуливал. Фотографировать нас там особо не учили, зато было общение, творческая атмосфера – это помогло развить чутье. Плюс наш мастер, кинорежиссер Владимир Семенович Чутко, оставил нам ощущение, которое я называю естественностью жизни.
Кстати, о кино. Вчера посмотрел фильм Виталия Малкина, называется «В лучах солнца». Документальный, о жизни маленькой девочки в Северной Корее. Спойлерить не буду, просто очень советую посмотреть!
А что ты читаешь?
Последний год книги по истории искусств. У меня сестра художник. Раньше мы часто ходили в музеи, до сих пор люблю Эрмитаж. В Главном штабе висит современное искусство – Матисс, Ван Гог, Моне, Гоген. М-м-м. Так вот, я купил с рук серию из ста книг – биографии великих художников. С утра вожу ребенка на хоккей, и пока он тренируется, я читаю. Заметил, что со временем факты стираются, но это не важно – мне просто нравится узнавать новое о жизни художников. Благодаря погружению в тему искусства я открыл для себя иной этап восприятия картин в музее: например, отключиться от имен и довериться своим ощущениям. Чтобы не автор на тебя влиял – типа, о, это же Матисс!, – а погружаться в картину только потому, что она позвала, чем-то притянула.
Недавно у тебя родился третий ребенок, сын Добрыня. Как себя чувствуешь в роли многодетного папы?
Ну, смотри. Сегодня мы проснулись в половину восьмого. Я отвел Агапи в школу, потом вернулся за Львом, отвел его на тренировку – у него каждое утро хоккей. Там подождал, вернулись домой, оставил Льва, поехал за Агапи, вернулись. Потом обещал сводить Льва на мультик про Лего, он от них фанатеет – сходили. Отвел сына домой, повел дочь на хор. Пообедаю с тобой, как раз закончится хор, пойдем домой, а вечером ей, по-моему, надо идти в бассейн. Еще дети на инструментах играют: Лев на виолончели, Агапи на скрипке. Я-то работаю, часто езжу, а жизнь жены растворилась в детях.
Кстати, Ольга на своей страничке вконтакте поделилась, что стать мамой троих детей – это ее мечта детства. А ты о чем мечтал, будучи мальчиком?
Я мечтал постоянно, часто в ущерб учебе – это было нормальное мое состояние. Помню, учительница вызвала маму в школу и нажаловалась, что я на уроках не учусь, а мечтаю. Насколько я помню, мечтал о путешествиях в дальние страны. Так что пока в процессе. Свыше сорока стран я уже повидал.
Ну, и последний вопрос, который я просто обязана задать: как ты стал вегетарианцем?
Это случилось лет пять назад. Я никогда не любил мясо, предпочитая рыбу и всевозможные вкусняшки. А потом мой друг Богдан рассказал нам с женой о вегетарианстве. Я детстве часто гостил у бабушки в деревне, мне нравится общаться с животными, а о том, чтобы их не есть, я просто не задумывался. Когда друг показал мне альтернативный путь, мы всей семьей стали вегетарианцами. В современном мире это можно сделать легко.
И напоследок совет: ребята, наслаждайтесь красотой этого мира! Сходите полюбоваться закатом - меньше снимайте на айфон, больше наслаждайтесь этим коротким моментом.
Беседовала Юлия Ульянова
, Малоярославецкий уезд , Калужская губерния , РСФСР , СССР) - российский врач (хирург , терапевт), коллекционер русской живописи, ботаник -любитель, садовод , общественный деятель .
Биография
Выходец из смоленских дворян шляхетского происхождения.
Студентом-медиком занимался оперным пением у А. Д. Кочетовой-Александровой , мечтая об оперной карьере. Уже после его смерти Александр Амфитеатров , учившийся пению вместе с ним, написал:
Трояновский в университете <...> колебался, вступить ли ему в законный брак с медициною или в адюльтер с оперной карьерой. Медицина пересилила. И я думаю, что вовсе не потому, что Трояновский сознал слабость своих голосовых данных, довольно громкий и обширный по диапазону тенор его был, что называется, козловит; но он усердно учился, а при старательном и рациональном учении и не из таких «козлов» выходят удовлетворительные певцы. Нет, победило призвание. И к лучшему, как для самого Трояновского, так и для общества, которое в нём вместо посредственного певца приобрело превосходного врача.
Позже аналогичным образом брал уроки живописи у С. А. Виноградова и достиг серьёзных успехов , но по той же причине оставил и живопись.
Увлекался садоводством. В парке Бугров высадил редкие древесные породы (пробковое дерево , маньчжурский орех , сибирский кедр), десятки сортов сирени . Купивший в 1932 году , после смерти Трояновского, бугровскую усадьбу Пётр Кончаловский после Второй мировой войны подарил саженцы этой сирени главному озеленителю Обнинска Стефании Кудрявцевой , а та рассадила их по всему городу.
Семья и родственные связи
- Братья:
- Евгений Иванович Трояновский ( - после ), российский военный, чиновник, общественный деятель. Полицмейстер Калуги ( -).
- Константин Иванович Трояновский (около - ?). В 1885 году был непременным заседателем Дорогобужского уездного полицейского управления в Смоленской губернии . Имел семерых детей, один из которых, Михаил, стал известным советским актёром.
- Жена - Анна Петровна Трояновская (урождённая Обнинская ; -), старшая дочь Петра Наркизовича Обнинского , сестра Лидии Петровны Соколовой (урождённой Обнинской ; -), Виктора Петровича Обнинского ( -), Бориса Петровича Обнинского ( -).
- Дочь - Анна Ивановна Трояновская ( -), певица, художница, педагог.
- Племянники:
- Вячеслав Евгеньевич Трояновский ( - после ), российский военный , кавалерист . Участник Первой мировой войны ; сотник Татарского конного полка Кавказской туземной конной дивизии («Дикой дивизии»). Один из шести офицеров Татарского конного полка, удостоенных ордена Святого Георгия 4-й степени (). Участник Гражданской войны на стороне белых .
- Михаил Константинович Трояновский ( -), российский и советский аптекарь и самодеятельный актёр (до ), советский профессиональный актёр (с ).
Трояновский в литературе
Послужил прототипом доктора Афинского из романа Александра Амфитеатрова «Товарищ Феня» («Звезда закатная») - с оговоркой автора:
Предупреждаю, однако, что другие комические слабости доктора Афинского к доктору Трояновскому никакого отношения не имеют. В особенности некоторые самолюбивые увлечения Афинского, простирающиеся до «уклонений от истины», хотя и невинных.
Цитаты
...Трояновский был правдив неукоснительно, ненавидел не только ложь, но и обычное пустопорожнее российское враньё интересности ради, говорил смело и откровенно, выражался резко. Свою медицинскую практику он начинал под сильным покровительством моего отца, протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова, усердно рекомендовавшего его в богатые купеческие дома. Трояновский рекомендаций стоил и блестяще их оправдывал, но на первых порах приводил пациентов в панический ужас своими пессимистическими диагнозами, которые он излагал подробнейше, нимало не заботясь смягчать производимое впечатление. «Ласкового телёнка», приспособленного «двух маток сосать», в Трояновском не было ни на чуть ногтя, а, наоборот, очень много от брыкливого козлика. Он был смоляк, из смоленской шляхты, русский, но с примесью польской крови, что сказывалось не только в характере его, но даже и в наружности. Сам острил, бывало: Нас, смоляков, поляки дразнят: «Пул пса, пул козы, недовярок Божий», а русские: «Косточка дворянская, да собачьим мясом обросла». Души Трояновский был добрейшей и хороший, верный друг. Польская наследственность сквозила и в его остроумии, обычно беззлобном, но которое могло окисляться очень ядовито, когда он имел причины (всегда основательные) не уважать человека. Но в товарищеской перестрелке остротами он был нисколько не обидчив: опять-таки польская чёрточка, - любит поляк меткое слово, хотя бы в укол себе. |
Иван Иванович Трояновский, душа комитета , незабываем; ему было лет пятьдесят, а он, как ребенок, носился с каждым достижением Ларионова , Кузнецова , Судейкина ... Небольшого росточку, с носом, загнутым в торчки усиков, крепкий и верткий, он едко иронизировал вместе с Грабарём , но не был - «натюрмортом», как Грабарь, взрываясь сердечным энтузиазмом, делавшим его присутствие незаменимым в «Эстетике» <…> этот мечтатель и любвеобильный отец, ставший отцом всех, любивших «Эстетику», за которую - с кем не бодался он?.. В житейское дело «Эстетики» он вносил, где мог, и сердечность, и мудрую мягкость, склоняясь к талантам, которых выращивал он, как свои орхидеи, потряхивая хохолком, суетясь гогольком; петушишка по виду, по сути же - сокол, стрелой налетал на ехидн, заползавших в «Эстетику»: жалить украдкой. |
Библиография
Сочинения Трояновского
- Культура орхидей. Руководство для любителей. - М.: Московское общество любителей орхидей , 1913. - 162 с.
О Трояновском
- Амфитеатров А. В. // Сегодня . - № 146. - 28 мая 1931 года .
- Илюхина Евгения , Шуманова Ирина . // Наше наследие . - 2009. - № 89.
- Ларина Татьяна . // Проза.ру.
- Обнинск - первый наукоград России: История и современность / Под ред. Т. М. Лариной. - Обнинск: Ресурс, 2006. - С. 81-83.
- Трояновская А. И. // Наше наследие . - 2002. - № 61.
Напишите отзыв о статье "Трояновский, Иван Иванович"
Примечания
Отрывок, характеризующий Трояновский, Иван Иванович
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.
Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.
На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
Ива́н Ива́нович Трояно́вский ( - 28 ноября , хутор Бугры , Калужская губерния ) - российский врач (хирург , терапевт), коллекционер русской живописи, ботаник -любитель, садовод , общественный деятель .
Биография
Выходец из смоленских дворян шляхетского происхождения.
Студентом-медиком занимался оперным пением у А. Д. Кочетовой-Александровой , мечтая об оперной карьере. Уже после его смерти Александр Амфитеатров , учившийся пению вместе с ним, написал:
Трояновский в университете <…> колебался, вступить ли ему в законный брак с медициною или в адюльтер с оперной карьерой. Медицина пересилила. И я думаю, что вовсе не потому, что Трояновский сознал слабость своих голосовых данных, довольно громкий и обширный по диапазону тенор его был, что называется, козловит; но он усердно учился, а при старательном и рациональном учении и не из таких «козлов» выходят удовлетворительные певцы. Нет, победило призвание. И к лучшему, как для самого Трояновского, так и для общества, которое в нём вместо посредственного певца приобрело превосходного врача.
Позже аналогичным образом брал уроки живописи у С. А. Виноградова и достиг серьёзных успехов , но по той же причине оставил и живопись.
Увлекался садоводством. В парке Бугров высадил редкие древесные породы (пробковое дерево , маньчжурский орех , сибирский кедр), десятки сортов сирени . Купивший в 1932 году , после смерти Трояновского, бугровскую усадьбу Пётр Кончаловский после Второй мировой войны подарил саженцы этой сирени главному озеленителю Обнинска Стефании Кудрявцевой , а та рассадила их по всему городу.
Во время летней жизни в Буграх занимался лечением крестьян из окрестных деревень, не беря с них никакой платы. Из-за отсутствия больницы в ближайшей округе занимался также тяжёлыми больными и делал сложные операции.
Семья и родственные связи
- Братья:
- Евгений Иванович Трояновский ( - после ), российский военный, чиновник, общественный деятель. Полицмейстер Калуги ( -).
- Константин Иванович Трояновский (около - ?). В 1885 году был непременным заседателем Дорогобужского уездного полицейского управления в Смоленской губернии . Имел семерых детей, один из которых, Михаил, стал известным советским актёром.
- Жена - Анна Петровна Трояновская (урождённая Обнинская ; -), старшая дочь Петра Наркизовича Обнинского , сестра Лидии Петровны Соколовой (урождённой Обнинской ; -), Виктора Петровича Обнинского ( -), Бориса Петровича Обнинского ( -).
- Дочь - Анна Ивановна Трояновская ( -), певица, художница, педагог.
- Племянники:
- Вячеслав Евгеньевич Трояновский ( - после ), российский военный , кавалерист . Участник Первой мировой войны ; сотник Татарского конного полка Кавказской туземной конной дивизии («Дикой дивизии»). Один из шести офицеров Татарского конного полка, удостоенных ордена Святого Георгия 4-й степени (). Участник Гражданской войны на стороне белых .
- Михаил Константинович Трояновский ( -), российский и советский аптекарь и самодеятельный актёр (до ), советский профессиональный актёр (с ).
Трояновский в литературе
Послужил прототипом доктора Афинского из романа Александра Амфитеатрова «Товарищ Феня» («Звезда закатная») - с оговоркой автора:
Предупреждаю, однако, что другие комические слабости доктора Афинского к доктору Трояновскому никакого отношения не имеют. В особенности некоторые самолюбивые увлечения Афинского, простирающиеся до «уклонений от истины», хотя и невинных.