История возникновения молодежных организаций. История молодежных движений
Привет, дорогой друг!
Сегодня много изданий уделяют время рассказам о молодёжных движениях как в дореволюционной России, так и во времена СССР. Интернет газета «Дни.ру» подготовила масштабный материал на эту тематику, охватив историю воспитания молодёжи в нашей стране с Российской Империи и до наших дней. Попробую с помощью данного издания рассказать тебе об этом в краткой, но интересной форме.
Итак, начнём. Как отмечают «Дни. ру», активно заниматься вопросами воспитания молодежи в мире начали в конце XIX столетия, когда появились первые детские и юношеские движения. В начале XX века они пришли и в Россию.
До революции 1917 года молодёжные организации в Российской Империи были большей частью религиозными, и инициированы они были миссионерами Всемирного христианского союза молодых людей, которые появились в России в 1900 году. Довольно быстро Христианский союз молодых людей преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». Только в Санкт-Петербурге в 1908-1909 годах насчитывалось 1615 членов «Маяка», большинство из которых были в возрасте от 17 до 25 лет, однако общество «Маяк» просуществовало в России до 1923 года.
В ноябре 1906 года в Российской Империи было зарегистрировано московское общество «Сетлемент», которое можно назвать первым в России детским клубом, где действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория. Подобные клубы «Сетлемент» были открыты по всей России, ведь дети были предоставлены сами себе, но им было предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты, а также велась и культурно-просветительная и спортивно-оздоровительная работа с детьми. Но общество-клуб «Сетлемент» также просуществовало недолго и было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди детей».
В 1908 году, после поражения России в Русско-японской войне (в 1904-1905 годах), появилась молодежная организация «Потешные войска». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки - Семеновский и Преображенский. Инициатива их создания принадлежала лично императору Николаю Второму. В «Потешных войсках» отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, выполнять приемы с деревянными ружьями. Широкому распространению движения помешали начавшаяся Первая мировая война и революция.
С 1908 года также получило распространение в России и скаутское движение, пришедшее в Россию из Великобритании. Главной его целью являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом). Царь Николай II распорядился, чтобы книга Баден Пауэлла «Scouting for boys» была переведена на русский язык, и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней. После 1917 года скаутское движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены.
В СССР было много молодёжных объединений, но в основном они были с определённой идеологической направленностью.
Процитирую «Дни.ру»: « Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году - во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября — 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.
Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало уже почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач. В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках».
Под крылом ВЛКСМ было создано подшефное движение - пионерская организация. Её появление произошло на фоне борьбы со скаутизмом и было обусловлено осознанием того, что необходимо создать собственную, коммунистическую, организацию для работы с детьми. При этом ряд скаутских элементов, пусть и в измененном виде, позаимствовали идеологи пионерии. Так появились ее символы: красный галстук (вместо зеленого), белая рубашка (вместо зеленой), а скаутский девиз «Будь готов!» трансформировался в пионерский лозунг «Всегда готов!» Окончательное формирование пионерской организации произошло 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ была принята резолюция о создании организации для детей от десяти до 15 лет. Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака», а через два года после смерти вождя революции ей было присвоено имя Владимира Ленина».
Надо отметить, что главной целью пионерского движения в СССР было воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех событиях, имеющих большое значение для нашей страны.
За все время существования членами пионерского движения побывали более 200 миллионов человек.
Следует также отметить, что ребята, прежде чем стать пионерами, посвящались в октябрят, а после пионерской организации вступали в комсомол.
После 1991 года ВЛКСМ официально прекратил своё существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.
31 мая 1990 года, перед самым распадом СССР, в стране появился Российский союз молодежи (РСМ), когда объявило свою независимость от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.
К настоящему моменту в ее составе насчитывается более 70 территориальных организаций, в которых состоят свыше 150 тысяч членов.
РСМ реализует огромное количество различных программ и проектов. Именно благодаря РСМ в жизни российской молодёжи появились такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Lа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют в экспертных советах парламента, органов власти.
В начале 2000-х появилось молодёжное движение «Идущие вместе». В марте 2000 года молодёжная организация «Идущие вместе» провела свою первую акцию на Тверской улице в Москве. А 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» провели в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек.
15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши». Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших».
Одним из наиболее заметных проектов движения «Наши» стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума - сплочение коллектива, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям.
Форум пользуется большой популярностью и по сей день. Навещает его и президент России Владимир Путин.
Как отмечают «Дни.ру», «получил новую жизнь форум «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня. Ежегодно сотни тысяч молодых людей собираются на профессиональных площадках от Калининграда до Камчатки для обсуждения наиболее актуальных вопросов по самому широкому кругу проблем. Центральным форумом является «Территория смыслов» на Клязьме, собирающий более шести тысяч участников для обсуждения политических, экономических и общественно значимых тем. Форум «Таврида» второй год подряд приглашает в Крым представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов (около 3,5 тысячи человек за лето). Также проводятся форумы масштабом поменьше. В Калининграде «Балтийский Артек» посещают около 600 участников, которые обсуждают вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества. А на другом конце страны - на Курилах - проходит форум «Итуруп», собирающий около 200 юношей и девушек. На каждом из четырех федеральных форумов работает «Конвейер проектов», в рамках которого участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов».
В 2015 году президент наш президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Цель её создания - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Отделения организации скоро появятся во всех регионах страны. От государства учредителем движения является Росмолодёжь. При движении будет создан Российский детско-юношеский центр, который станет обеспечивать взаимодействие движения с органами исполнительной власти, местного самоуправления.
По большому счёту, новая молодёжная школьная организация должна с момента распада СССР объединить всех школьников в одно движение. И это правильно. Общество сильно единением, а не атомизированной массой людей, которые не доверяют друг другу.
Более подробно об истории молодёжных движений в России читайте тут: http://story.dni.ru/?p=1645
В заключении хочу сказать, что общество должно воспитывать своих детей, иначе государство разрушится, так как наших детей будет воспитывать кто-то другой. Кто другой? Да тот же интернет, в котором полно заграничного контента. Например, одинокая студентка Варвара Караулова после общения с представителями ИГИЛА в интернете, поехала сама в ИГИЛ воевать. Мы не должны допустить, чтобы умами наших молодых людей манипулировали иностранные организации, поэтому общество должно быть единым, а не атомизированным! Патриотичные молодёжные движения - это то, чему государство должно уделять первостепенное значение. Слава Богу, в России подобных движений становится всё больше!
Первые детские и юношеские движения появились в России в начале ХХ века. Изначально это были православные и скаутские организации. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла марксистско-ленинская идеология. Упадок молодежных объединений в нашей стране был связан с развалом СССР. В 2000-х государство, политические партии и общественные организации вновь стали уделять внимание работе с подрастающим, молодым поколением.
Детские и молодежные движения в Российской империи
«Христианский союз молодых людей» стал одним из первых молодежных сообществ в царской России. Инициаторами его создания были участники одноименной международной организации, прибывшие в нашу страну в 1900 году. Вскоре молодежное объединение преобразовалось в самостоятельное движение «Маяк». В Петербурге оно насчитывало 1615 членов в возрасте от 17 до 25 лет. Существовали также губернские и уездные представительства. «Маяк» просуществовал на территории России до 1923 года.
В 1908 году появилась организация «Потешные войска», инициатором создания которой выступил сам Николай II. Название было отсылкой к юности Петра I и его потешным полкам, заложившим основы гвардейских подразделений. Новое молодежно-патриотическое движение состояло из военизированных отрядов. Участники проходили строевую подготовку, обучались приемам обращения с оружием.
Председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин и его сын Аркадий входили в «Союз русского сокольства» - молодежную организацию, получившую всенародное признание, а также имевшую государственную регистрацию своих уставных документов. Отделения русских соколов существовали во многих городах России.
Участники молодежного движения занимались физическим и духовным развитием, для чего была разработана специальная система «сокольской гимнастики».
В 1912 году Союз русского сокольства был включен в Международный союз славянского сокольства, основателем которого в конце XIX века выступил чешский доктор философии и эстетики Мирослав Тырш, исповедовавший идеи панславизма. Стоит отметить, что в русские соколы записывались представители разных этнических групп. В самой организации подчеркивали ее внепартийный и неполитический статус.
С началом Первой мировой войны большинство соколов ушло на фронт. После революции Союз русского сокольства распался. Его бывшие участники, эмигрировавшие за рубеж, учредили сокольские общества в Югославии, Франции, США и других странах.
В 1909 году в Российской империи появились первые объединения подростков, названные на английский манер «скаутами». Отряды разведчиков - так называли они сами себя по-русски.
Скаутинг в начале XX века объединил детей и их взрослых наставников по всему миру. Его участниками стали представители разных народов и религиозных конфессий. Николай II распорядился, чтобы книга основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла «Scouting for boys» была переведена на русский язык.
30 апреля 1909 года считается датой основания скаутского движения в России. В этот день капитан лейб-гвардии стрелкового полка Олег Пантюхов на детской площадке в Павловском парке собрал вокруг себя маленьких слушателей и с энтузиазмом рассказал им о книге «Разведка для мальчиков». По завершении своего рассказа Пантюхов предложил собравшимся примкнуть к царскосельскому отряду русских скаутов-разведчиков.
Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. Русские скауты носили зеленые галстуки и рубашки. Эмблемой движения стал рисунок, получивший условное название «Мальчик под деревом». Скауты ходили в походы, занимались физкультурой, посещали церковь. Юный разведчик должен был быть прилежным и честным, помогать старикам и женщинам, беспрекословно исполнять приказания своих начальников и стремиться приносить пользу своему отечеству. Движение быстро распространялось по России и активизировалось в связи с началом Первой мировой войны.
В 1915 году в Петрограде прошел Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Была провозглашена главная цель русского скаутского движения: «Подготовить новое поколение граждан России крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине». Также было решено, что «скаутизм не может и не должен иметь целью втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника».
Позднее один из участников скаутского движения Александр Липской вспоминал: «У нас был необычайный энтузиазм. Мы хотели быть рыцарями. Мы обожали нашего Чаманского (скаутмастер), и он действительно был каким-то героем для нас, и по внешнему виду и по тому "огню", которым он нас озарял и зажег на всю жизнь. Не только дело было не скучное, а блестящее, интересное, замечательное, незабываемое и неповторимое».
К октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов. После Октябрьского переворота движение юных разведчиков стало рассматриваться как враждебное новой власти. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены.
Детские и молодежные движения в СССР
Революция 1917 года, Гражданская война и становление новой идеологии закономерно отразились на молодежной политике государства. Детские и юношеские движения в первую очередь стали рассматриваться как субъекты политических процессов.
В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). С 29 октября по 4 ноября 1918 года прошел I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ. В 1924 году в связи со смертью Ленина он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году - во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
На начальном этапе в РКСМ состояли 22 тысячи человек. Однако уже к III съезду комсомола в 1920 году движение насчитывало почти полмиллиона членов.
В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. Во время Великой Отечественной войны 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями.
В 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. В движение входили юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Прием проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации. Затем назначалось собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы его пройти, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».
Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. Количество членов организации достигло максимума в начале 1980-х годов, когда в ней одновременно состояло свыше 40 миллионов человек. За время своего существования ВЛКСМ как организация был отмечен шестью орденами.
Одной из основных задач организации было перераспределение рабочих ресурсов внутри страны. Получив комсомольскую путевку, молодой человек направлялся на работу в малообжитые и труднодоступные районы страны, где существовал дефицит кадров. Комсомольская путевка использовалась не только для отправления молодежи в другие регионы, но и для направления в профессиональные училища, университеты, на службу в армию или в милицию.
Неотъемлемой частью деятельности ВЛКСМ были «комсомольские ударные стройки» - возведение индустриальных объектов, шефство над которыми поручалось комсомолу. По значимости комсомольские ударные стройки делились на несколько категорий, высшей из которых являлась всесоюзная ударная комсомольская стройка. Самой известной из них стало строительство Байкало-Амурской магистрали. На БАМе по комсомольским путевкам с 1974 по 1984 год трудились десятки тысяч человек.
Комсомол стал мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодого поколения. Движение плотно взаимодействовало с органами государственной власти, политическим руководством страны, профсоюзами. Молодым комсомольцам отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.
19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Позднее в этот день в СССР отмечался День пионерии. В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Многое в новом детском объединении было заимствовано от дореволюционных скаутских отрядов. Так девиз скаутов «Будь готов» был изменен на пионерский лозунг «Всегда готов». Зеленые галстуки сменились красными. Приветствием пионеров был салют - поднятая чуть выше головы рука.
Изначально подшефная комсомолу организация получила название «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году, после смерти вождя революции, ей было присвоено имя Владимира Ленина. Главной целью пионерского движения было воспитание детей в рамках нового социалистического общества. Подрастающему поколению прививались патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях.
В годы Великой Отечественной войны многие пионеры ушли на фронт, вступив в подразделения Красной армии и партизанских отрядов. В истории нашей страны навсегда остались имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других.
В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. Членами движения за все время его существования побывали более 200 миллионов человек. В пионеры принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда или на совете дружины. Ученик, вступающий в организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.
Пионерская организация с 50-х годов прошлого века стала формальным объединением всех советских школьников. Во дворцах пионеров функционировали различные детские кружки и секции: «Юные натуралисты», «Умелые руки», «Клубы юных космонавтов» и другие. Школьники занимались сбором макулатуры и металлолома, ухаживали за пенсионерами, изучали природу и естественные науки, принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница».
Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Самыми известными из них были всесоюзные пионерские лагеря ЦК ВЛКСМ «Артек» и «Орленок».
Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей - движение октябрят, в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок в виде пятиконечной звезды с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок. Группы из пяти октябрят назывались «звездочками». Ими руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы.
История комсомольских, пионерских и октябристских движений закончилась в 1991 году. После запрета КПСС состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Комсомольцы объявили историческую роль своей организации исчерпанной. 28 сентября 1991 года ВЛКСМ официально прекратил свое существование. Также упразднялись Всесоюзная пионерская организация имени Ленина и движение октябрят.
Детские и молодежные движения в современной России
В 1992 году в России был создан Государственный комитет по делам молодежи. В 1998 году он был упразднен, а его функции были переданы сначала Министерству труда и социального развития, а затем департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации.
Указом президента РФ в 2008 году в России было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Ведомство отвечает за реализацию мер молодежной политики.
Под эгидой Росмолодежи осуществляются федеральные программы и проводятся молодежные образовательные форумы. Так, с 2005 по 2014 год в Тверской области проходили всероссийские слеты молодежи в лагере «Селигер». В 2014 году в Крыму состоялось открытие форума «Таврида». С 2015 года молодежь со всех регионов России также приезжает во Владимирскую область, где проходят смены лагеря «Территория смыслов».
Участники молодежных лагерей встречаются с политиками, дипломатами, общественными деятелями, журналистами, кинорежиссерами, экспертами в различных сферах.
Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года. В то же время было официально объявлено о независимости нового объединения от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.
РСМ является одним из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в России. К настоящему моменту в его составе насчитывается более 77 территориальных представительств, в которых состоит более 150 тысяч человек. Число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов.
Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы - образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы.
Помогать молодым людям найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице - такова заявленная цель РСМ.
Заметное место среди молодежных организаций в начале-середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе». 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» громко заявили о себе, проведя в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек. Участники были одеты в синие и красные футболки с изображением Путина с лозунгом «Все путем».
7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где были отделения «Идущих вместе».
15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши». Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить - 2007», посвященную Великой Отечественной войне.
Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. В рамках движения также реализовывались различные волонтерские и просветительские проекты, а также мероприятия в сфере патриотического воспитания. С течением времени молодежное движение стало маргинализироваться. Методы, которые применяли активисты движения во время акций и в борьбе с идеологическими оппонентами граничили с правонарушениями.
В России становится все больше молодых людей с активной политической и гражданской позицией. При российских политических партиях действуют молодежные отделения. Одними из самых известных политических молодежных организаций являются «Молодая гвардия Единой России», Ленинский коммунистический союз молодежи, Евразийский союз молодежи.
В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Цель ее создания - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Отделения организации функционируют во всех регионах страны.
Российское движение школьников стало первой с момента распада Советского Союза детско-юношеской организацией, которая объединяет сотни тысяч школьников по всей стране. Идею ее создания поддержали в педагогической среде.
Главной задачей Российского движения школьников является не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.
В России с 2015 года действует военно-патриотическое движение «Юнармия», созданное по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. В организации состоит более 26 тысяч человек. Цель движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, к ее народам, героям, выдающимся ученым и полководцам. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд. Юнармейское движение призвано объединить все структуры, занимающиеся допризывной подготовкой граждан.
Масштабные мероприятия «Юнармии» проходят в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот», где сейчас строится модель здания Рейхстага. По словам Сергея Шойгу, это делается для того, «чтобы наши юнармейцы могли штурмовать не что попало, а конкретное место».
Независимо от исторического периода, молодежь в России всегда была самой активной социальной группой. Инициативы и деятельность молодых людей нередко становились определяющим фактором в развитии положительных процессов в нашей стране. Детские и молодежные организации играют важную роль в становлении гражданского общества, определяя его будущее.
В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.
Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.
Хиппи 1984 год
Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год
Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год
В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)
Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада
Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада
Широкие Стиляги. Москва, 1987 год
Ньювейверы
Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.
Ньювейверы. Ленинград, 1984 год
Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год
Ньювейверы. На Маяке, 1990 год
Брейкеры
В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»(по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.
Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова
Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева
Брейк дэнс, 1987 год
Рокабиллы
Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)
Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год
Рокабиллы. Ленинград, 1987 год
Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год
Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года
Рокеры, 1987 год
Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год
Рокеры, Ночной выезд, 1988 год
Металлисты
Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/
Металлисты из Горького, 1987 год
Металлисты. ВДНХ, 1986 год
Металлисты. ХМР-89, Омск
Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.
Панки. ДК Горбуново, 1987 год
Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой
Панки. Москва, 1988 год
С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.
Моды. Москва, 1988 год
Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова
Моды. Челябинск, начало 80-х
Хардмоды
Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".
Хардмоды. Красная площадь, 1988 год
Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год
Сайкобиллы
Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике
Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой
Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год
Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова
В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства
Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл
Байкеры. Кимирсен, 1990 год
Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова
Байкеры. Тема, 1989 год
Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.
Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова
Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83
Битники. Челябинск, конец 70-х
Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд
Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой
Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина
Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83
Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".
Любера. 1988 год
Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова
Прежде чем говорить о молодежных организациях, условимся, что под организацией мы будем понимать социальную систему, которая порождается, по замыслу, в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами. Организация создается в соответствии с уставом, положением или инструкцией, которые предписывают ей цели, задачи, принципы строения и функционирования; имеет административно-распорядительный и исполнительный механизм (аппарат).
Социально-экономические и общественно-политические процессы в Российской Федерации, приведшие к ослаблению государственного контроля над обществом в целом и отдельной личностью в частности, обусловили дифференциацию детского и молодежного движения, существенно изменили его сущность. Этот процесс со всеми его противоречиями можно было наблюдать в нашей стране в 80-е годы, когда возникло более 60 тысяч различного рода молодежных объединений вместо единого и единственного коммунистического союза молодежи. Прежде всего, растет число и роль неформальных объединений, так как именно с неформальными движениями - различными политическими кружками, клубами, движением бардов, а затем рок-движением - было связано понятие о подлинном общественном движении в СССР. Среди появившихся неформальных объединений можно выделить асоциальные («мажоры» или хайлайфисты, хиппи, рокабилли), антисоциальные («банды»), просоциальные («зеленые», общество охраны зверей).
В сентябре 1991 года в связи с распадом СССР Всесоюзный ленинский коммунистический Союз молодежи прекратил свое существование. Комсомол потерял свои позиции как единственной молодежной организации в стране, контролирующей все молодежное движение. В январе 1993 г. ВЛКСМ был воссоздан силами активистов и патриотов прежнего молодежного движения. Правопреемником областной организации ВЛКСМ (ЛКСМ РСФСР) стала областная организация РСМ - Российского Союза Молодежи. На съезде обновленной молодежной коммунистической организации были внесены кардинальные изменения в Программу и Устав ВЛКСМ. Но это уже совсем другая история.
История современных молодежных движений началась в мае 2005 года, когда свою массовую акцию провело только что возникшее прокремлевское движение «Наши», позиционировавшее себя как антифашистское. 60 тысяч молодых людей, вышедших в честь 60-летия Победы на московские улицы, дарили красные гвоздики ветеранам Великой Отечественной войны. Такая масштабность акции призвана была показать: в нашем обществе появилась новая сила, которая станет важной частью политической жизни. В манифесте движения сказано: «История - это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Мы - те, кто верит в будущее России и считает, что судьба ее в наших руках». Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи.
С провозглашением принципов плюрализма во всех сферах общественной жизни начался бурный процесс создания новых и возрождения старых, дореволюционных общественных формирований детей и молодежи, призванных стать альтернативой переживающим глубокий кризис официальным организациям. Кроме того, создается великое множество профильных объединений детей и юношества по интересам: юнкоровских, экологических и т.д. Стремительно набирают силу возрождающиеся скаутские организации. Появление такого широкого спектра общественных объединений, реализуемых ими программ взамен единой идеологии и методики воспитательной работы определяет дифференциацию молодежного движения в России. И хотя количественный их рост не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. Но многие специалисты отмечают, что это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.
Молодежные организации, существующие в современной России можно классифицировать по различным основаниям.
По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы:
- 1) Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).
- 2) Идеологические - руководители и лидеры, которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.
- 3) Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий.
- 4) Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Особенностями деятельности подобных формирований являются: во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др.
По спектру деятельности можно выделить:
- 1) Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.
- 2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.
- 3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Такими молодежными общественными объединениями в России являются:
- - общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;
- - общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;
- - общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»,
- - общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);
- - общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»;
- - общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации»,
- - общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»,
- - общероссийская общественная организация «Молодежное единство».
Среди перечисленных, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи. Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. С момента создания в 1990 году и по сей день, деятельность организации направлена на развитие и становление личности молодого человека, на реализацию программ, позволяющих юношам и девушкам реализовать свой потенциал, проявить себя, найти свое место в жизни. Юридически и структурно РСМ является правопреемником российского комсомола, но с 1991 года является неполитической, негосударственной, некоммерческой, самостоятельной организацией, которая работает во всех сферах жизни и деятельности молодежи: профориентация и занятость, образование и культура, досуг и спорт.
По региональному охвату организации подразделяются на:
- 1) Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.
- 2) Межрегиональные. Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций.
- 3) Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.
По уровню взаимодействия с государством можно выделить:
- 1) Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. В 2003 году в Федеральном реестре 61общественная организация, из них 44 молодежных и 17детских.
- 2) Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.
- 3) Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций, так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется.
В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения. Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации».
У нас в области активное развитие детского и молодёжного движения началось в 1996 году, когда была принята первая областная программа «Молодёжь Зауралья». С этого момента поддержка объединений со стороны государства стала носить системный и стабильный характер. Молодые люди поняли, что отныне их рассматривают не только как демографическую категорию, но и как важную часть общества, без которой невозможно полноценное развитие всех сфер общественной жизни. Молодые люди также осознали, что их инициативы, идеи и проекты интересны и необходимы Зауралью, получили гарантию поддержки.
Государственная поддержка молодёжных и детских общественных объединений на территории Курганской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Законом Курганской области от 10.02.97 г. №12 “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области”.
По данным управления юстиции в Курганской области зарегистрировано около 40 молодежных и детских общественных объединений из них 17 имеют государственную поддержку (Приложение 15). Действует около 500 детских и молодежных общественных объединений, не прошедших официальную регистрацию. В программах и проектах общественных объединений участвует порядка 46 000 молодых людей. Основные направления в их работе: профилактика асоциальных явлений; экологическое воспитание; патриотическое воспитание; организация занятости детей и молодежи; решение социальных проблем молодежи; развитие спорта и туризма.
В Шадринске работу с молодежью организует Комитет по молодёжной политике. Основные направления деятельности комитета - гражданско-патриотическое, нравственное становление и самоопределение молодежи, решение социально-экономических проблем молодежи, социальная поддержка молодежи и молодых семей, эстетическое воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи. В городе реализуется целевая комплексная программа молодёжной политики «Молодёжь города Шадринска 2008-2009». В рамках, которой реализуются: программа межведомственного взаимодействия со средствами массой информации «Взаимодействие», программа по выявлению и становлению талантливой молодёжи в г. Шадринске «Родник», программа по профилактике социально-негативных явлений среди детей и молодежи «Лидер», программа, направленная на интеграцию трудных подростков в общество «Вектор успеха», программа по организации досуга и занятости подростков «Мужики», проект по трудоустройству «Наш город» и программа, направленная на профилактику негативных явлений в молодёжной среде «Перспектива». Более 10 лет в городе проводятся турнир по хоккею среди детских и юношеских дворовых команд «Золотая шайба», семейный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», турнир по футболу среди детских и юношеских команд на приз клуба «Кожаный мяч», фестиваль молодых исполнителей «Живой родник» и Городской сезон игр КВН. Стали постоянными такие дела, как фестиваль художественной самодеятельности среди учебных заведений города «Краски жизни», фестиваль современной музыки «Город на Исети». Организовывается работа отряда «Наш город», который занимается благоустройством и озеленением города, организацией досуга детей, помощью инвалидам и ветеранам.
В Шадринске по статистике за 2008 год насчитывается 21815 молодых людей от 14 до 30, что составляет 28,5% от общей численности населения, из них более 2400 человек состоят в молодежных общественных объединениях города Шадринска, что составляет более 11% от всей шадринской молодежи. Всего у нас в городе создано 15 молодежных общественных объединений, 8 из которых зарегистрированы в органах юстиции и 7 не зарегистрированы. Направления работы в этих объединениях очень разные. «Федерация тяжелой атлетики», занимается пропагандой здорового образа жизни, подготовкой спортсменов-разрядников, повышением спортивного мастерства.
«Спортивный клуб «Юниор» занимается популяризацией мотоциклетного спорта среди молодёжи города, а «Городской клуб туристов», организует досуг, пропагандирует и внедряет здоровый образ жизни, реализуют программу организации и развития спортивно-оздоровительного туризма. Основное направление работы Общественной организации Шадринского городского авиационного спортивно-технического объединения, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, довузовская подготовка учащихся для поступления в авиационные учебные заведения. Деятельность спортивного клуба бокса «Медведь» заключается в пропаганде здорового образа жизни. Физической подготовки и повышение спортивного мастерства. Детско-юношеский центр им. Поддубного развитие и популяризация Греко-римской борьбы. «Союз Молодежи ОАО ШААЗ» занимается краеведческой, благотворительной, шефской, здоровьесберегающей, художественно- эстетической работой. Молодежное движение «Лидер» занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактикой наркомании, ВИЧ-инфекции, асоциального поведения и развитием лидерских качеств.
Познакомившись с деятельностью городских молодежных организаций, я убежден, что в них не только создается поле для социальной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.
Результаты опроса фонда «Общественное мнение» 69 % населения России признают важность того, что молодёжь должна учувствовать в общественной жизни страны, однако, 75 % не смогли назвать ни одного существующего в Росси молодежного движения.
Чтобы выяснить мнение и отношение к молодёжному движению среди молодых людей нашего города был проведён социологический опрос. Всего в опросе приняло участие 178 человек. Среди респондентов 64 ученика гимназии №9, 43 учащихся ПУ-15, 48 студентов Финансового колледжа и 23 студента пединститута. Результаты опроса показал, что только 18 % смогли назвать всесоюзные молодежные организации. Самыми известными оказались движения «Наши» и «Молодая Гвардия». Стоит отметить, что самыми осведомленными оказались учащиеся гимназии №9 и ПУ-15. Почти 8 % респондентов в число всероссийских молодежных организаций по-прежнему включили комсомол. Почти 57 % опрошенных знают городское движение «Лидер». На вопрос: «Как вы относитесь к молодёжным движениям?» больше 50 % ответили положительно, 48,5 % нейтрально и только 1% отрицательно. Среди опрошенных всего 7 % являются членами молодежных организаций, и только 9 % собираются в них вступить. В одном из вопросов было предложено респондентам указать причины, почему они не вступают в молодежные организации. Среди основных причин 36 % назвали отсутствие времени, у 32 % нет желания, а 21 % отметили лень. 33 % респондентов считают, что молодые люди вступают в различные организации и движения для самореализации, 39 % с целью чем-либо заняться и 27 % чтобы отстоять свои идеи. Результаты опроса, показали, что в целом молодёжь относится к молодежным организациям положительно, но мало интересуется и знает про общественные молодёжные движения всероссийского и регионального уровня. Среди молодежных организаций нашего города в основном называют «Лидер» и совсем ничего не знают о других объединениях.
Сегодня важно осознать что, для построения правового государства необходимы изменения в политической культуре общества. Поэтому активное вовлечение молодежи в общественный процесс становится все более актуальным. Несмотря на то, что у нас в городе с молодежью проводится большая работа Комитетом по молодежной политике и молодежными общественными организациями этого оказывается недостаточно. Нас, молодых, необходимо учить разбираться в политических проблемах, прививать культуру политических дискуссий, знакомить с общественно-политической деятельностью, при этом ограждая нас от экстремистских действий, ориентируя на отстаивание интересов молодежи в правовых рамках.
Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Фактически — широкомасштабный социально-экономический эксперимент, новая социальная технология. Эксперимент, который имел положительную оценку в народе и дал позитивный резонанс в общественной жизни страны.
По признанию экспертов «…Движение МЖК… качественно отличалось от многих строек социализма и комсомольских инициатив (освоения целины, строительства БАМа и других). Оно было лишено их многих недостатков, обладало широким спектром достоинств… Оно отражало и отстаивало коренную потребность человека в собственном жилище, личном материальном благополучии. При этом (а это, наверное, самое важное!) — в сочетании с духовным развитием, с учётом интересов семьи и общества в целом… Движение МЖК во многом переняло опыт 1950—1980-х движения ССО — студенческих строительных отрядов.
Стагнация и застой в СССР в период 1960—1980-х привели к обострению кризисных явлений, в том числе в продовольственном, товарно-материальном и жилищном обеспечении граждан. XXVII съезд КПСС отмечал, что недостаток жилья наиболее остро сказывается на молодёжи и молодых семьях, при этом в стране — невысокие темпы строительства, дефицит кадров на предприятиях стройиндустрии (на начало 1980-х годов он составлял в стране примерно 500 000 человек) и на многочисленных домостроительных комбинатах (ДСК), незагруженностью, недоиспользованием мощностей домостроительной базы. Стало очевидно, что одно из условий изменения ситуации — немедленная помощь молодёжи.
Удачный пример, когда молодёжь проявила инициативу по созданию жилищных и социально-бытовых условий, был обнаружен в подмосковном городе Калининграде (ныне наукоград Королёв). Здесь в 1968 году среди молодых учёных (космическая отрасль), появилась группа энтузиастов, пожелавших попробовать построить дома с элементами нового коллективистского быта. Для реализации идеи был создан комсомольско-молодёжный строительный отряд (50 % — молодые учёные, 50 % — рабочая молодёжь) и в 1971 году была вбита первая свая первого в стране МЖК. Дом был построен и заселен в 1976 году, коллектив жителей начал реализовывать социальные проекты по месту жительства. Город сознательно пошёл на эксперимент, «…суть которого состояла в том, чтобы активно поддерживать прогрессивные формы быта и культурного досуга, способствовала гармоничному развитию детей…». В поэтажных холлах домов Калиниградского МЖК расположились комнаты продлённого дня для школьников, вечерний детский сад, ясли, библиотека, зал семейных торжеств, помещения для занятий спортом и т. д. Сложившийся по месту жительства коллектив организовывал совместные для всех жителей мероприятия, субботники и праздники, что вело к повышению уровня сознательности, социализации граждан и снижению количества правонарушений в микрорайоне. Опыт начал активно популяризироваться.
Опыт МЖК-1 был одобрен VII пленумом ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1980) и XIX съездом ВЛКСМ. Данный МЖК был награждён «Премией Ленинского Комсомола» (1976). В ЦК КПСС состоялось совещание по теме МЖК. Январская (1977) статья в Комсомольской правде об опыте калининградской молодёжи была с воодушевлением изучена в Свердловске. Евгений Королёв сразу же собирает группу своих друзей по движению студенческих строительных отрядов (ССО) — «…собралось тогда около 20 бывших командиров, комиссаров, бригадиров ССО, молодых сотрудников Уральского политехнического института и Уральского научного центра…» и вскоре их десант отправился в командировку в Калининград изучать опыт, достижения и неудачи. В 1980-м году началось сооружение МЖК-1 города Свердловска. Главную цель эксперимента председатель оргкомитета Свердловского МЖК Евгений Королёв сформулировал так: «Человек строит дом — дом строит человека». Опыт Свердловского МЖК изучался выездным заседанием секции Союза Архитекторов СССР в мае 1983 года (был рассмотрен целый комплекс вопросов по проблеме проектирования и функционирования МЖК); вопросы МЖК были вынесены на обсуждение во всесоюзном ЦНИИЭП жилища. В 1985 году коллектив МЖК-1 был удостоен Премии Ленинского Комсомола. С 1982 года идеи МЖК приняли массовый характер — во многих регионах появились сторонники идеи создания среды обитания, достойной современного человека. В Томске, Новосибирске, Архангельске, Ленинграде были сформированы оргкомитеты первых МЖК…
Будущее социально-экономическое молодежное движение зарождалось на фоне дефицита всего материального, на фоне острейшей жилищной проблемы — очереди очередников (не считая параллельных очередей «льготников» и «ветеранов») на предприятиях были на десятки лет вперед, а львиная доля жилищного строительства приходилась на создание временного жилья — различного рода общежития — унылые многоэтажные коробки будущих трущоб.
В такое время успешный опыт МЖК подмосковного Калининграда и Свердловска стал поистине лучом надежды. Опыт активно популяризировался в общенациональной молодёжной прессе, в частности, — в газете Комсомольская правда и на радиостанции «Юность» Гостелерадио СССР.
МЖК создавались при крупных промышленных предприятиях, но под контролем и координацией региональных органов ВЛКСМ; имели статус территориальных ударных комсомольских строек (УКС). МЖК возводились в зависимости от местных условий — это или новый микрорайон на новом месте, или интеграция МЖК в существующий микрорайон, или реставрация комплекса старинной и исторической застройки. В основном МЖК создавались по особым, экспериментальным, специально разработанным проектам, отличным от домов типовых серий.
Строительство домов МЖК и объектов соцкультбыта в 1980—1987 осуществлялась в части неосвоенных и невостребованных средств на строительство, на обновление и реконструкцию предприятия (включая объекты жилья и соцкультбыта для работников), ранее выделенных Госпланом СССР. После 1987 года средства на МЖК стали планироваться государством отдельной строкой, получатель средств — базовые предприятия и предприятий-дольщиков проекта. «Положение о молодёжном жилом комплексе», утверждённое II-м пленумом ЦК ВЛКСМ от 12 декабря 1987 года дало определение МЖК: «Молодёжный жилой комплекс (МЖК) представляет собой жилые дома, объекты социального, культурно-бытового и спортивного назначения, предназначенные для проживания и обслуживания рабочих и служащих, принимавших непосредственное участие в их возведении». Положение отмечает, что «… Основной целью создания МЖК является улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей, повышение трудовой и общественно-политической активности молодёжи, развитие принципов коллективизма, дальнейшее совершенствование прогрессивных форм социального общежития, трудового, нравственного и физического воспитания…». Положение регламентировало создание и деятельность организации МЖК, строительство комплекса (как через участие строительного подрядчика, так и «хозяйственным способом»), трудовое участие членов МЖК в строительстве комплекса, жилой фонд («…вся жилая площадь в домах молодёжного жилого комплекса предоставляется молодым рабочим и служащим, выполнившим программу трудового участия в проектировании и строительстве комплекса и работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, для работников которых этот комплекс строится…(!)»), финансово-хозяйственная деятельность, порядок контроля за деятельностью МЖК (органами местной власти — рай-гор-исполкомами, а также райкомами и горкомами ВЛКСМ), порядок реорганизации или прекращения деятельности.
Устойчивый прогресс социума в своём культурном развитии (определение, данное на межрегиональной конференции МЖК СССР в Новосибирске, 1988) перерос во всесоюзное «социальное движение», получившее широкое развитие с 1984 года и в шутку называемое «создание условий коммунизма в отдельно взятом микрорайоне». В 1980—1985 годах решения о создании МЖК региональные власти принимали самостоятельно. Первый всесоюзный нормативный документ — Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1985 года № 628. Движение МЖК в полной мере соответствовало популярным в ту пору лозунгам КПСС — создание гармоничных условий жизни, создание условий здорового и физического воспитания детей и подрастающей молодежи, воспитание патриотичности, укрепление семьи, повышение деторождаемости, повышение культурного и образовательного уровня граждан, снижение уличной преступности и хулиганства. В основе идеи — создание условий для молодых семей, где есть условия творческого развития как детей, так и их родителей. В период от беременности, родов и последующего взросления детей здесь им можно было бы получить возможность всестороннего гармоничного развития, при непосредственном участии их родителей и специально созданной социальной инфраструктуры (в рамках микрорайона). Родители могли самореализоваться в творчестве, в работе различных структур микрорайона, получить условия для спорта, улучшения здоровья и отдыха. Найденная форма решения проблемы давала уверенность, что в новых комплексах и жизнь пойдёт по-новому. С этой надеждой в комсомольско-молодёжные строительные отряды МЖК пошли люди с активной жизненной позицией. Уникальным стал фактор массового привлечения ученых к процессу проектирования жизни нового типа.
Несмотря на появившиеся многочисленные сложности, движение МЖК в целом по стране встало на ноги в 1984—1986 гг. Во многом благодаря наличию в региональных системах власти руководителей, которые смотрели на перспективу, мыслили стратегически и в том числе активно поддержали молодёжную инициативу.
Во многих регионах новое социально-экономическое жилищное движение молодежи столкнулось с сопротивлением консервативной части руководящих органов партии и госуправления. Возникли явные противоречием между идеологией создания нормальных жилищно-бытовых условий для молодой семьи и популистской идеологией звучащей в выступлениях некоторых лидеров профкомов и парткомов. «Компромисс» находили в увеличении трудовой повинности, увеличении количества и сроков отработки. Это сказывалось на затягивании сроков строительства МЖК, часто создавало сложности в процедуре предоставления жилья. Не мало было тех, кто требовал полностью прекратить этот социальный эксперимент, как потенциальную угрозу строительству коммунизма. Фактор МЖК вызывал постоянные дискуссии, что «коммунистично», а что — идеологический уклон. Подобное наблюдалось во многих городах страны.
В условиях массовых проявлений прессинга руководители МЖК в разных городах СССР не могли не начать выработку системы контр-противодействия. В Новосибирске, Набережных Челнах, Томске, Свердловске, Новокузнецке, Ленинграде, Риге, Таллине, Киеве, в Московской области в 1986—1990 прошли конференции, где вырабатывалась идеология движения МЖК. На деловых играх вырабатывались способы ведения дискуссий и получение шансов для успеха дела. В числе прочего идеологи движения МЖК чётко определились в понимании реализации коммунистического лозунга создание условий для всестороннего развития творческой гармоничной личности.
В основу формирующейся идеологии движения МЖК легли основные принципы создания полноценной жилой среды, среды обитания, а именно:
— каждый МЖК имеет собственную, детально продуманную социальную программу, связанную созданием соответствующих элементов инфраструктуры микрорайона — своими руками бойцы КМСО создают не только жилые дома (основа комплекса), но и объекты соцкультбыта, спорта, досуга, образования, культуры и воспитания; самоуправление по месту жительства или в форме ЖСК, или в форме кондоминиумов с собственным органом управления — Советом МЖК
— добрососедство и взаимопомощь, в том числе — организация совместных праздников и спортивных состязаний, детских и семейных клубов, оздоровительных центров, хобби-центров, клубов технического творчества и др.;
— совместное, гармоничное и всестороннее воспитание и развитие детей;
— приоритет свободному времени (вне производства) для культурного развития и самосовершенствования человека, самореализация его в творчестве и увлечениях;
— закрепление молодёжи и подрастающего поколения на базовом предприятии.
Процесс самоорганизации стал тревожить партийное руководство и в 1987 году комсомол попытался взять движение МЖК под свой окончательный и полный контроль, создать центральный орган МЖК (по типу «центрального комитета»). ЦК МЖК мог бы стать новым органом, по аналогии с вертикальными структурами власти, политики и управления в СССР. Однако в регионах уже 2 года шли дискуссии, мозговые атаки, деловые и оргдеятельностные игры, семинары, тренинги, шло основательное переосмысление ситуации. Оценка факторов внешней среды, воздействующих на процессы движения МЖК, дала поначалу неожиданный и показавшийся удивительным результат, — основное противодействие идёт именно со стороны региональных партийных органов. Казалось бы, парадокс: с одной стороны — попытка реализации основных красивых лозунгов строительства коммунизма, с другой стороны — явная незаинтересованность в этом идеологов партии, неприемлемость всего этого для партийной бюрократии. Активом организаций МЖК были привлечены демографы, юристы, педагоги, врачи, экологи, культурологи, философы, социологи, специалисты по системному анализу, специалисты по системам управления и др. для поиска рационального решения проблемы. Учёные помогли понять основное, что «идеология коммунистического строительства» и «власть партии» — вещи совершенно разные. Осознание необходимости противостояния партийно-бюрократическим силам привело движение МЖК к реальной самоорганизации, к выстраиванию собственных региональных и межрегиональных структур, формируемых по принципу «снизу вверх». На деловых играх и межрегиональных конференциях МЖК была сделана попытка заново выработать современную теорию коммунизма в условиях реалий конца XX века. Такая идеологическая и методологическая работа велась, в частности, в организациях МЖК городов Томск, Ленинград, Новосибирск, Набережные Челны, Архангельск и др. Полученный «идеал» разительно отличался от всех теоретизирований апологетов коммунизма. Это заставило многих эмжековцев сделать вывод о недоверии идеологиям современных левых движений.
Наиболее развитые организации МЖК пришли к необходимости системного, комплексного осознания общих проблем и выработки общих способов развития движения МЖК. Попытка контроля «сверху вниз» через некий ЦК МЖК, высказанная ЦК ВЛКСМ в 1987 году, уже опоздала. В 1986—1993 в стране самоинициативно стали организовываться и проходить конференции, посвященные тем или иным аспектам действительности. По итогам серии межрегиональных конференций руководителей движения МЖК в СССР, на конференции в Новосибирске была создана организация «Сибирский договор» (19.11.1988)— это межреспубликанское, межрегиональное объединение организаций МЖК по упрочнению деловых и социальных контактов, для обмена опытом., открытое для присоединения различными состоявшимися МЖК. Договор регламентировал экономические отношения сотрудничества, а также взаимопомощь по консультациям и совместной деятельности в общих для всех вопросов. Одним из оснований заключения «Сибирского договора» стало не согласие региональных МЖК с предложением центральных московских структур создать единую, вертикально-интегрированную, централизованную при ЦК ВЛКСМ общесоюзную структуру управления движением МЖК. Конференции Новосибирская, Уральская, Ленинградская и Набережно-челнинская решили, что создание ЦК МЖК нецелесообразно.
После Всесоюзных конференций 1988 в Ленинграде и 1989 в Набережных Челнах была инициирована идея создания на общегосударственном уровне объединённой структуры, для общения с органами центральной власти, возможности влиять на законотворчество в стране. Структуры, представляющей собой не орган, командующей всеми МЖК страны, а орган консультационно-координационный. С 1988 года также остро стоял вопрос о принятии на государственном уровне нового, более конкретного «Положения о МЖК в СССР». Текст 1987 года явно не удовлетворял участников движения МЖК. В 1989 году через делегатов XXI съезда ВЛКСМ удалось провести в качестве законодательных инициатив СССР несколько важных предложений по молодёжному предпринимательству. Следует отметить, что в время разрабатываемый «Закон о МЖК» предполагался как часть формируемой общегосударственной молодёжной политики. XXI съезд ВЛКСМ, в рамках права законодательной инициативы, предложил и вскоре в стране был принят закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
Идея «Сибирского договора» нашла поддержку в колыбели движения МЖК — Свердловске, признанном флагмане движения. В той или иной форме — в городах Урала, Поволжья, в Ленинграде, в наукоградах Подмосковья, в Таллине и Риге. До 1989 года главной идеей в движении МЖК оставалась идея «улучшенного марксизма», «социализма с человеческим лицом», идея построить зачатки коммунизма в отдельно взятом микрорайоне. Органы партии и профсоюзы оказались слабой подмогой на этом пути. Инициатива ЦК ВЛКСМ по единому централизованному органу реализовалась лишь в виде создания ВЦ МЖК — Всесоюзный Центр МЖК при ЦК ВЛКСМ. Его основной деятельностью стали вспомогательные функции — информационного бюро; центра помощи в проектировании и научной разработки социальных инициатив; органа по популяризации передового опыта. Самоорганизация, исследования в области теории коммунизма, в теориях развития социумов, способствовали выработке различных новых социальных инициатив. Так в 1988 московские МЖК выступили с инициативой (конечно же, не поддержанной властью) о необходимости делегирования государством части властных полномочий «Совету МЖК», руководящему органу коллектива по месту жительства. В частности — предоставление прав микрорайисполкома. То есть впервые было заявлено о возможности осуществления гражданами функций местного самоуправления в микрорайоне. Самоуправление по месту жительства, самоорганизация жителей (сейчас это называется ТСЖ — товарищество собственников жилья и «кондоминиумы») — так и осталась до сих пор пока не реализованной мечтой, ей не помогает и общегосударственная кампания по созданиям ТСЖ, идущая с 2002 г, уже совсем в другой стране.
К очередному (как оказалось, последнему), XXI съезду ВЛКСМ (1989) представители комсомольско-молодёжных строительных отрядов, оргкомитетов и советов МЖК всех регионов страны пришли уже с конкретными социально-экономическими предложениями. Следует отметить, что некоторые из эмжековцев в 1990-е годы вернулись к позициям коммунистической идеологии, не восприняв создавшегося дикого капитализма. МЖК после комсомольских съездов продолжили создание своей всесоюзной организации — Союза МЖК (зарегистрирован только в 1993), и практически решили уже в 1990-м создать всесоюзное спутниковое телевидение МЖК. Однако страна уже погрузилась в экономический коллапс и последующий политический излом…
Первоначально социальный эксперимент, на который пошло руководство советского государства, предполагал решение достаточно простых вопросов — возможность создания для передовой части молодёжи улучшить условия жизни и, через педагогические новации, а также другие объекты соцкультбыта, помочь этим молодым семьям вырастить из их детей новую, образованную и воспитанную молодёжь, основу стабильной экономики и обороноспособности страны в будущем.
Проект создания МЖК для них был возможностью сделать новый, лучший образец жизни — комфортные условия проживания в сочетании с развитием духа коллективизма, общности, и в условиях полноценной среды обитания (в том числе по экологической, транспортной, социально-бытовой, педагогической сторонам). Это превосходило первоначальные ожидания органов власти — создать микрорайоны с минимальным уровнем антисоциальных явлений и костяком здорового общества. Эксперимент, творческими усилиями эмжековцев, выплеснулся на новые уровни. Социальные программы МЖК формировались на основе уникальных творческих, авторских проектов педагогов, медиков, тренеров, экологов, культурологов, телевизионщиков, театральных деятелей и др. Соединение нескольких социальных инноваций в одном месте не могло не приводить к синергетическому эффекту — сам по себе МЖК становился уникальным социальным экспериментом. Это был не просто набор объектов соцкультбыта, а целостная, живая система.
Как было осмыслено впоследствии, социальный эксперимент шел и в латентных плоскостях. Например, прошла проверка на прочность и истинность коммунистическая идеология. Состоялся эксперимент на раскрытие творческих качеств людей, МЖК раскрыл созидательный, деловой и организационный потенциал, научно-технические (рационализация и изобретательство, инновации) способности. Высвободилась энергия молодых людей, самореализовавших себя в педагогике, культуре (театр, телевидение, поэзия), техническом творчестве, предпринимательстве. Комплексный эффект от движения МЖК оказался много шире ожидавшегося.
Эксперимент имел и явно выраженные политические последствия — актив движения МЖК в массе своей стал основой носителей демократической идеологии в обществе. Организации МЖК с 1986 года активно использовали методы мозговых атак, открытых дискуссий и системного анализа для выработки решений по стоящим перед ними проблемам. Эта тактика оказалась эффективной и позволила находить неординарные, порой неожиданные результаты. Самое главное — позволяла не поссорить МЖК и окружающий социум. Позволила организациям МЖК часто становиться локомотивом этого социума.
Комплексное решение ряда социальных задач — создание гармоничных условий жизни, создание условий здорового и физического воспитания детей и подрастающей молодежи, защита окружающей среды, воспитание патриотичности, укрепление семьи, повышение деторождаемости, повышение культурного и образовательного уровня граждан (и, как следствие этого — снижение уличной преступности и хулиганства), в условиях творческого подхода различных МЖК в регионах страны стало поистине глобальным социальным экспериментом, пока до конца не осмысленным современниками.
Изменение государственной системы привело к тому, что с 1991 года система МЖК окончательно лишилась своей материальной базы — базовые предприятия в последней стадии эпохи социализма, в 1989—1990 гг. потеряли все средства на социальные программы. В том числе средства на строительство жилья и объектов соцкультбыта. Молодёжные объединения тоже не имели возможности где-либо самостоятельно получить такие большие средства. Многие, уже состоявшиеся организации МЖК, как юридические лица, смогли выжить, но строительство жилых комплексов было отложено. После 1993 года не имеется информации о создании где либо в стране полноценных жилых комплексов, эпоха МЖК свёрнута. Началась пора «спальных микрорайонов» и уплотняющей застройки…