История успеха Карнеги, полная биография Э.Карнеги. Эндрю Карнеги
Эндрю Карнеги родился в семье Уильяма Карнеги, рабочего ткацкой фабрики, и дочери сапожника Маргарет Моррисон. Семейство жило в относительном достатке до начала 40-х гг. XIX века, когда вследствие индустриальной революции ткацкий бизнес отца пришел в упадок, и матери пришлось содержать семейство, изготовляя обувь на заказ. Ценой неимоверных усилий Маргарет дала начальное образование детям - Эндрю и Томасу.
В 1845 г., продав имущество в Шотландии, семья эмигрировала в США и обосновалась в Эллегени, Пенсильвания, где жили их родственники. Там будущий стальной магнат нашел свою первую работу помощника кочегара с жалованием $1,2 в неделю. Но вскоре хозяин фабрики, заметив красивый почерк подростка, перевел его в клерки. В перерывах между работы Эндрю посещает курсы телеграфистов, что в скором времени помогает ему поступить на службу в небольшой офис Ohio Telegraph. Сначала учеником, затем помощником и, наконец, ведущим телеграфистом. Выдающиеся способности молодого человека к “прослушиванию”, а не “расшифровке” азбуки Морзе послужили ему верную службу. И в 1853 году талантливого телеграфиста берут на должность начальника отдела связи в компанию “Pennsylvania Railroad”с годовым жалованием в две тысячи долларов. За время работы в “Pennsylvania Railroad” Карнеги приобретает очень важные связи, сначала дружеские, а потом и деловые, с хозяином компании Томом Скоттом.
Своему стартовому капиталу, позволившему ему в дальнейшем стать общепризнанным королём металлургии, Карнеги был обязан акциям нескольких американских предприятий. Быстро поняв, что в финансовой среде, где безгранично господствуют крупные акционерные общества, деньги, причём очень крупные деньги, можно делать буквально из воздуха. Изучив структуру и географию американской промышленности, Карнеги предпринимает ряд рискованных мероприятий. Мероприятия эти были связаны с залогом его имущества, доставшегося “потом и кровью нескольких поколений”. Несмотря на громкое признание Карнеги о значительности получившегося в результате залоговых операций капитала, сумма получилась не очень-то большой - чуть больше тридцати тысяч долларов. Заложив и ещё несколько раз перезаложив всё, что он и его родители приобрели за время своего пребывания в США, и заняв порядочную сумму у своих бывших коллег по прежнему месту работы, он тратит все деньги на покупку акций успешной и быстроразвивающейся компании “Adams Express”, занимавшейся железнодорожным строительством и грузоперевозками. В конечном счете риск был с лихвой оправдан. 50 тысяч долларов уже через полтора года превратились в 630. Ещё через несколько лет в акциях у Карнеги находилось уже свыше двух миллионов долларов, а годовой доход в виде дивидендов составлял порядка восьмидесяти тысяч. Стоить заметить, что новые ценные бумаги он покупал исключительно на дивиденды от предыдущих. Скупив большие доли акций нескольких десятков банков, железных дорог и строительных организаций, Карнеги, в принципе, мог бы на этом и остановиться. При его-то небольших бытовых запросах миллионер, его дети, внуки и правнуки прожили бы, ни в чём себе не отказывая, не одну свою жизнь.
Но Карнеги не был бы самим собой, если бы не обладал почти что феноменальным чутьём лёгких денег. А лёгкие деньги по Карнеги - это те, которые можно было без труда и хлопот вытащить из карманов других миллионеров. Помимо основной своей деятельности в принадлежавшем ему сталелитейном концерне “Carnegie Steels”, куда входил и печально знаменитый “Homestead Steel Works”, Карнеги с головой уходит в “пиратство”. Предугадывая настроения американских бизнесменов, он начинает по грошовым ценам скупать то, что потом они будут выкупать за миллионные суммы у него. Земельные и лесные участки, водоёмы, пустоши, болота, фермы, неразведанные месторождения, где, по словам местных старожил, должна в больших количествах “водиться нефть” - ничего не ускользало из рук опытного стратега. Конечно же, случались и очевидные промахи. Так, в течение тридцати с лишним лет Карнеги никак не мог найти покупателей на пустынные участки на юге страны общей площадью в двадцать тысяч гектаров. В итоге он подарил всё это “богатство” государству. Однако в большинстве случаев старания бизнесмена не пропадали даром. В качестве наиболее удачных примеров таких сделок можно привести продажу компании Джона Рокфеллера “Standart Oil” трёх нефтяных месторождений в Техасе за пятнадцать с половиной миллионов долларов и большого участка под строительство железной дороги компании “Pennsylvania Railroad” за пять миллионов.
Эндрю Карнеги вел жесткую борьбу со своими конкурентами. Например, чтобы получить контракт на строительство моста через Миссисипи, он лично присутствовал на заседании совета директоров концерна и убедил всех передать контракт ему, поскольку он предложил использовать в строительстве катаное железо, а не хрупкий чугун.
Карнеги стал одним из первых размещать акции американских железнодорожных компаний в Европе. Там же в начале 70-х гг. XIX века он познакомился с Генри Бессемером, изобретателем конвертерного способа производства стали. С тех пор Карнеги сфокусировал все свое внимание на производстве стали. Он начал скупать старые железоделательные фабрики и превращать их в сталелитейные. Уже через 6 лет он был в состоянии купить Homestead Steel Works за $1 млн, тем самым получив контроль над 25 % производства стали и железа в стране.
Карнеги не только использовал лучшие месторождения США, но и его рабочие трудились по 12 часов в сутки без перерывов и выходных. Кстати, именно на его заводе произошла крупнейшая стачка в истории страны.
Одним из самых изощренных бизнес-трюков Карнеги была акция по продаже своих сталелитейных заводов в 1901 г. Джон Рокфеллер предлагал за них $100 млн и $1,5 млн аванса. Но через подставных лиц Карнеги удалось вывести его из игры. Вслед за этим он объявил о начале строительства собственной железной дороги на север США (что было чистейшим блефом). Подобное строительство не устраивало Джона Моргана, который, в свою очередь, также предложил Карнеги купить его заводы. На этот раз цена достигла $300 млн, на которые Морган сразу же согласился.
Филантроп
Как филантроп Карнеги состоялся только в достаточно преклонном возрасте, уже являясь одним из богатейших людей в мире. Сам он объяснял данный факт тем, что благотворитель должен быть, прежде всего, состоятельным, и уже только в последнюю очередь обладать всеми сопутствующими душевными качествами. “Жизнь человека должна делиться на два этапа. Первый - когда человек берёт, второй - когда он отдаёт”. Сформулированный им самим тезис Карнеги пронёс через всю свою жизнь.
Основной сферой приложения щедрых капиталов миллионера было просвещение. Если верить американской статистике, то каждый десятый американец, получивший начальное и среднее образование до 1990 года (с этого момента начинается бурное развитие частных образовательных учреждений), получил его в школе, построенной на деньги Эндрю Карнеги. Сеть публичных библиотек, которой Карнеги опутал буквально всю страну с Запада на Восток, к концу его жизни насчитывала в своём составе свыше двух с половиной тысяч залов и книжных архивов, а знаменитый концертный зал Карнеги-Холл теперь известен чуть ли не каждому человеку на земле. От богатств филантропа “обломилось” и спортсменам, и студентам, и семьям убитых на улицах США полицейских. Но самым значительным своим предприятием Карнеги считал Фонд Мира, основанный им за год до своей смерти в 1910 году.
За годы своей благотворительной деятельности миллионер потратил свыше трёхсот миллионов, оставив единственной дочери наследство в размере десяти миллионов, чего последней и её потомкам вполне хватило.
Личная жизнь
Эндрю Карнеги носил яркие твидовые костюмы в очень крупную клетку (ценой в 30 долларов) и специально заказывал себе стулья с высокими ножками, чтобы скрыть свой малый рост — 158 см. Правда, это не избавило его от прозвищ «Маленький босс» и «крошка Карнеги». Эндрю потратил кучу денег на покупку, восстановление и обустройство по образцу Версальского Дворца (под Парижем) шотландского средневекового замка Скибо на побережье. Он проводил там по нескольку месяцев в году, осваивая аристократические забавы вроде гольфа и наслаждаясь роскошью и вниманием важных особ: короля Эдуарда VII, Чемберлена, Киплинга … Весьма характерная для Карнеги деталь: на званых вечерах он любил кого-нибудь из таких персон (к примеру архиепископа Кентерберийского) посадить за стол рядом с местным работягой, скажем, с плотником. Эндрю Карнеги мог такое себе позволить
В судьбе Карнеги есть два тёмных пятна — классовая борьба и личная жизнь. Последняя вращалась вокруг матери Карнеги — Маргарет, на редкость властной и ревнивой особы. В Нью-Йорке она жила с Эндрю в одном номере отеля «Виндзор» и старалась не отпускать сына от себя надолго. На деловые встречи Карнеги частенько являлся в сопровождении матушки. Эндрю её обожал, боялся и называл не иначе как «моя королева» и «моя святая». Как-то, уже будучи богачом, Карнеги привёз Маргарет на родину — в Данфермлин и устроил триумфальную акцию — катал её по улицам в карете.
Маргарет придерживалась весьма радикальных взглядов не только в политике (она была убеждённой чартисткой). «Нет такой женщины, которая была бы достойна стать женой моего Энди», — говорила она. Неудивительно, что Эндрю осмелился жениться только после её смерти, хотя его роман с будущей женой, 30-летней Луизой Уитфилд, начался за семь лет до этого. Карнеги в то время был на 15 лет её старше — ему уже исполнилось 45 лет. После кончины матери он долго опасался, что сообщение о помолвке нарушит траур и покажется дурным тоном. Свадьба состоялась только через полгода и была в доме невесты. Все прошло очень тихо и пригласили только тех, без кого совсем уж нельзя было обойтись. Многие восхищались сыновней преданностью Карнеги, но были и те, кто считал, что он просто ужасный трус. А Луиза уже после смерти Маргарет всё-таки не удержалась и назвала её «самой неприятной женщиной из всех, кого знала».
Карнеги не хотел заводить детей. Возможная причина — чтобы потом не заботиться о наследниках. Только благодаря докторам, которые в качестве средства от депрессии посоветовали Луизе родить, у них появилась дочь. Проблемы выбора имени для Эндрю Карнеги не существовало — девочка стала Маргарет Карнеги — младшей.
Эндрю Карнеги родился в семье Уильяма Карнеги, рабочего ткацкой фабрики, и дочери сапожника Маргарет Моррисон. Семейство жило в относительном достатке до начала 40-х гг. XIX века, когда вследствие индустриальной революции ткацкий бизнес отца пришел в упадок, и матери пришлось содержать семейство, изготовляя обувь на заказ. Ценой неимоверных усилий Маргарет дала начальное образование детям - Эндрю и Томасу.
В 1845 г., продав имущество в Шотландии, семья эмигрировала в США и обосновалась в Эллегени, Пенсильвания, где жили их родственники. Там будущий стальной магнат нашел свою первую работу помощника кочегара с жалованием $1,2 в неделю. Но вскоре хозяин фабрики, заметив красивый почерк подростка, перевел его в клерки. Когда в телеграфной компании Ohio Telegraph появилась вакансия, Эндрю проявил себя настолько аккуратным и дисциплинированным, что получил это место за $2,5 в неделю. К 16 годам Эндрю Карнеги стал едва ли не единственным в Америке телеграфистом, умевшим расшифровывать депеши вслух. Благодаря таким навыкам он сумел через пару лет устроиться личным телеграфистом управляющего местным отделением железнодорожной компании Pennsylvania Томаса Скотта, в то время он получал уже $35 в месяц.
Эти "громадные", по его словам, деньги Эндрю вложил в акции железнодорожной компании Adams Express, заложив предварительно дом. Но риск был оправдан, и вскоре его акции стоили уже $700 (по сравнению с начальными $500). Вслед за этим Карнеги вложил деньги в акции банка Third National, мостостроительных и нефтяных компаний, причем новые ценные бумаги он покупал исключительно на дивиденды от предыдущих.
В 1856 г. Карнеги переехал в Алтун, где располагалась штаб-квартира Pennsylvania Railroad. Там он познакомился с изобретателем спального вагона Вудрофом и убедил Скотта приобрести несколько таких вагончиков для Pennsylvania. Эндрю получил 1/8 акций нового предприятия Вудрофа, которое в будущем принесло достаточно ощутимый доход.
Когда дивиденды Карнеги составляли уже несколько тысяч долларов, он совместно с друзьями приобрел ферму в нефтяном районе США, заплатив за нее $40 тысяч. Через десять лет ее стоимость составляла уже $5 млн, а годовой доход - $1 млн.
Профессионализм и неординарные поступки способствовали карьерному росту Карнеги в Pennsylvania Railroad, и в 1859 г. он стал управляющим отделения компании в Питтсбурге. Во время Гражданской войны 1861-1865 гг. Карнеги находился в Вашингтоне, организуя работу военной телеграфной службы. Сразу после победы северян он ушел из Pennsylvania Railroad и организовал Keystone Bridge Company, получив заказ от Pennsylvania на строительство железнодорожных мостов для этой компании. К этому моменту акции приносили Карнеги $47000 в виде дивидендов.
Эндрю Карнеги вел жесткую борьбу со своими конкурентами. Например, чтобы получить контракт на строительство моста через Миссисипи, он лично присутствовал на заседании совета директоров концерна и убедил всех передать контракт ему, поскольку он предложил использовать в строительстве катаное железо, а не хрупкий чугун.
Карнеги стал одним из первых размещать акции американских железнодорожных компаний в Европе. Там же в начале 70-х гг. XIX века он познакомился с Генри Бессемером, изобретателем конвертерного способа производства стали. С тех пор Карнеги сфокусировал все свое внимание на производстве стали. Он начал скупать старые железоделательные фабрики и превращать их в сталелитейные. Уже через 6 лет он был в состоянии купить Homestead Steel Works за $1 млн, тем самым получив контроль над 25 % производства стали и железа в стране.
Лучшие дня
Карнеги не только использовал лучшие месторождения США, но и его рабочие трудились по 12 часов в сутки без перерывов и выходных. Кстати, именно на его заводе произошла крупнейшая стачка в истории страны.
Одним из самых изощренных бизнес-трюков Карнеги была акция по продаже своих сталелитейных заводов в 1901 г. Джон Рокфеллер предлагал за них $100 млн и $1,5 млн аванса. Но через подставных лиц Карнеги удалось вывести его из игры. Вслед за этим он объявил о начале строительства собственной железной дороги на север США (что было чистейшим блефом). Подобное строительство не устраивало Джона Моргана, который, в свою очередь, также предложил Карнеги купить его заводы. На этот раз цена достигла $300 млн, на которые Морган сразу же согласился.
После отхода от дел Карнеги занялся благотворительностью, хотя первым щедрым даром родному городу можно считать баню, построенную в 1873 году. Он разработал теорию, согласно которой человек должен первую часть жизни посвящать накопительству, а вторую - раздаче денег. Свои постулаты он выразил в статье "Богатство" (1889); кстати, они не нашли одобрения у современников.
Основной сферой благотворительных вложений Эндрю Карнеги были библиотеки. Еще в юности он проводил много времени в бесплатной "Библиотеке для рабочей молодежи" Джеймса Андерсона в Питтсбурге, т.к. пробелы в образовании более всего мешали Карнеги в жизни. Закончил он тем, что построил 2811 библиотек, названных его именем, вложив в них около $26 млн. Теперь 40 % населения США пользуются его библиотеками. Карнеги вкладывал деньги и в строительство концертных залов (в 1891 году на открытии будущего Карнеги-холла дирижировал сам П.И. Чайковский), в создание научных и учебных центров, в поддержку студентов и преподавателей: $26 млн получили Питтсбургский институт Карнеги и Технологический институт Карнеги, $22 млн - институт Карнеги в Вашингтоне.
Карнеги Эндрю
(род. в 1835 г. - ум. в 1919 г.)
Американский миллионер шотландского происхождения. Владелец огромной стальной империи, крупной недвижимости в США и Шотландии, нефтяных источников в Сторифарм. Организатор большого количества благотворительных фондов.
Известный американский исследователь «философии личного успеха» Наполеон Хилл писал: «История почти каждого огромного состояния начинается в день встречи автора и покупателя идеи. Карнеги окружил себя людьми, делающими то, чего не умел он сам, - людьми, создающими и реализующими идеи. Это принесло и ему, и его команде баснословные деньги». Сам бизнесмен неоднократно признавался: «Этим успехом я больше обязан своей способности всегда отыскивать таких людей, которые лучше меня знали, что надо было делать, нежели собственным знаниям и уменью. Я ничего не понимал в паровых машинах, но старался вникнуть в тот гораздо более сложный механизм, который называется человеком».
Секрет Карнеги заключался не только в его организаторском и деловом таланте, но и в характере этого человека. От своих предков Эндрю унаследовал жизнерадостность и способность отгонять от себя мрачные мысли, умение вдумчиво подходить к решению любой проблемы, не впадать в уныние при неудачах. Он говорил: «Я умею “превращать” своих уток в лебедей. и думаю, что в жизни такая бодрость духа имеет даже больше значения, чем богатство». Жизненным девизом Карнеги, которому он следовал с юных лет, были слова, украсившие впоследствии камин в его библиотеке в нью-йоркском доме:
«Кто не может думать, тот глуп,
Кто не хочет - слеп,
Кто не дерзает - раб».
Эндрю Карнеги родился 25 ноября 1835 г. в Данфермлине, центре шотландской полотняной торговли. Как писал сам бизнесмен впоследствии в своей автобиографической книге, происходил он из «бедной, но уважаемой семьи». Его отец, Уильям Карнеги, был ткачом. Вследствие появления и постоянного совершенствования паровых двигателей, дела мелких фабрикантов в Данфермлине стали ухудшаться. В 1848 г., распродав за бесценок ткацкие станки, Уильям уехал с семьей в США.
Америка сильно поразила воображение 13-летнего мальчика: «Нью-Йорк был первым громадным городом, напоминавшим гигантский пчелиный улей по своей кипучей деятельности, и я смешался с его обитателями». Семья для постоянного местожительства устроилась в Аллегани-Сити, около Питтсбурга, штат Пенсильвания, где отец стал работать на хлопчатобумажной фабрике шотландца Блэкстока.
Учиться мальчик начал еще на родине, а в Америке посещал вечернюю школу только в течение одной зимы. Позднее он выучился французскому языку, алгебре и латыни. Все его мысли и стремления были направлены на то, чтобы самому заработать деньги, чтобы семья могла обеспечить себе положение в новом отечестве. Постоянная нужда неотступно мерещилась юноше, и, чтобы избежать ее, Эндрю для начала вынужден был пойти работать на ту же фабрику, где трудился его отец. Обязанностью его было следить за котлом в подвальном помещении.
В начале 1850 г. мальчик получил работу на телеграфной станции, что стало поворотным пунктом в его жизни: «Из темного подвала, где я, вымазанный сажей, возился за два доллара в неделю с паровой машиной, я был перенесен теперь на небеса, где среди солнечного света меня окружали газеты, перья, карандаши. Не было минуты в течение дня, когда я не мог бы научиться чему-нибудь новому или узнать, как много мне еще предстоит учиться и как мало я еще знаю. У меня было ощущение, что я стою на нижней ступеньке лестницы, по которой мне предстоит подниматься».
С работой на телеграфе связано и первое проявление организаторских способностей будущего гениального бизнесмена. По его словам, большим соблазном в жизни каждого телеграфного рассыльного была добавочная плата в 10 центов за доставку телеграмм за пределами определенной черты. Из-за этих заказов нередко между рассыльными возникали споры об очередности доставки. Чтобы положить этому конец, Эндрю предложил вносить эти деньги в общую кассу и в конце каждой недели делить накопившуюся сумму поровну. Это была его первая попытка финансовой организации.
Через год произошел случай, который позволил Карнеги получить прибавку к жалованью.
Однажды, когда служащие еще не пришли на работу, возникла необходимость в приеме срочной телеграммы, и Эндрю рискнул сделать это самостоятельно. Явившийся позднее заведующий не только не отчитал его, а напротив, одобрил его инициативу. С тех пор Эндрю стали допускать к аппарату во время отлучек телеграфистов и даже позволяли замещать их в отпускной период. В результате он был повышен по службе и стал получать 25 долларов в месяц. Работа развивала в нем способности комбинировать, улучшила знание английского языка и других иностранных языков. С течением времени он стал принимать все депеши на слух.
В 1853 г. расторопный юноша познакомился с начальником участка Пенсильванской железной дороги Томасом А. Скоттом, который предложил ему место секретаря и телеграфиста. Под руководством нового хозяина Эндрю стал исполнять все больше и больше таких служебных функций, которые не входили в непосредственный круг его обязанностей, но значительно расширяли его деловые навыки.
Одно происшествие, отчетливо сохранившееся в памяти Карнеги, послужило поводом к его дальнейшему повышению по службе. В то время железные дороги были еще одноколейные. Поэтому отправкой поездов руководил по телеграфу лично директор дороги. Томасу Скотту приходилось почти каждую ночь проводить на станции, корректируя движение составов, и поэтому по утрам он нередко отсутствовал. Придя однажды утром на службу, Карнеги узнал, что на Восточной линии произошла серьезная катастрофа, задержавшая отправление курьерского поезда на Запад. В связи с этим товарные поезда, шедшие в обоих направлениях, были отведены на запасные пути. Мистера Скотта нельзя было найти, и тогда Карнеги стал самостоятельно отдавать распоряжения от его имени. Сидя за телеграфным аппаратом, он отправлял поезда, передвигая их с одной станции на другую, принимая все необходимые меры предосторожности, - и, в конце концов, привел все в полный порядок. С тех пор Скотт лишь в редких случаях отдавал личные распоряжения по движению поездов, а Карнеги стал заместителем своего начальника и смог существенно повысить благосостояние семьи.
В 1856 г. Томас Скотт был назначен директором Пенсильванской железной дороги и предложил Карнеги поехать с ним в Эльтуну. Там они проработали вместе более двух лет, и именно там произошло важное по своим последствиям событие. Однажды к Эндрю подошел человек, с виду похожий на фермера, и показал ему модель изобретенного им вагона для ночных поездок по железным дорогам, получившего впоследствии название спального. Это был ставший потом знаменитым изобретатель Вуудруф. И сам Карнеги, и его начальник по достоинству оценили это изобретение. В результате их дальнейших переговоров с Вуудруфом было условленно, что тот построит два спальных вагона, а они пустят их в обращение на линии в Эльтуне. Карнеги предложил изобретателю партнерство, претендуя на восьмую часть прибыли. И изобретатель, недолго думая, принял его предложение. Чтобы внести необходимый взнос - 217,5 долларов - Эндрю первый раз в жизни выписал вексель и нашел банкира, который принял его. Спальные вагоны имели большой успех, и выручка вполне покрыла расходы и стала давать прибыль.
В 1859 г. энергичный и инициативный Карнеги, которому было тогда всего 24 года, был назначен начальником питтсбургского участка Пенсильванской железной дороги. Теперь его годовое жалованье составляло 1,5 тыс. долларов. Но эта ответственная должность была, конечно, очень нелегкой и требовала от него полной отдачи сил и времени: «Однажды мне пришлось восемь дней и ночей подряд провести на линии, потому что несчастные случаи на участке происходили один за другим. Чувство ответственности поддерживало мою энергию, и я не знал утомления. Мне было достаточно уснуть на полчасика где-нибудь в грязном товарном вагоне».
В следующем году Карнеги с матерью и братом (отец к тому времени уже умер) вернулся в Питтсбург. Теперь он смог позволить себе покупку загородного дома, а также бывать в высших кругах общества: «Я слышал там разговоры о таких предметах, о которых до сих пор ничего не знал, и поставил себе за правило каждый раз, когда заходила речь о чем-нибудь мне не известном, знакомиться с этим предметом. Благодаря этому у меня было радостное сознание, что я каждый день приобретаю какие-нибудь новые знания».
Во время войны Севера и Юга Эндрю переехал в Вашингтон, став помощником Скотта в департаменте «военной железнодорожной и телеграфной службы». Ему приходилось работать буквально день и ночь, чтобы поддерживать постоянное железнодорожное сообщение столицы с армией. Гражданская война нанесла немалый урон железной дороге. Особенно сказалось на ее деятельности отсутствие железа, цена на которое значительно поднялась. Недостаток в новых рельсах был такой большой, что в Америке ездить по железным дорогам стало едва ли не опасным. Эта ситуация навела Карнеги на мысль о целесообразности основания общества для производства железнодорожных рельсов. Таким образом, в Питтсбурге возник «Первый рельсовый завод».
Кроме того, для постройки металлических мостов, которые были более безопасными для железнодорожного сообщения по сравнению с деревянными, Карнеги также учредил специальное общество. Оно было основано на паях, и каждому из пяти учредителей пришлось внести пятую часть, что составляло 1250 долларов. Эндрю и на этот раз взял заем в банке, чтобы внести свою долю. Так, в 1862 г. возникла фирма «Пипер и Шифлер», переименованная через год в «Кистонское общество для постройки мостов». Начиная с этого времени, железные мосты получили всеобщее распространение в Америке, а потом и во всем мире.
Кистонские заводы всегда пользовались особенной любовью Карнеги, потому что им были обязаны своим происхождением все остальные его предприятия… Вот как он сам пояснял это: «Очень скоро после их открытия обнаружилось с очевидностью, что кованое железо имеет несомненные преимущества перед чугуном. Поэтому мы решили заняться также и производством кованого железа, чтобы обеспечить себе определенное количество этого материала и чтобы быть в состоянии изготовлять некоторые модели, которые мы тогда получить не могли». Для этого Эндрю вместе с младшим братом Томом и другими компаньонами открыли небольшой железоделательный завод. В 1864 г. теперь уже совместно с Миллером он открыл новое предприятие - «Циклопический завод». Дело пошло хорошо, и скоро появилась возможность слить старый и новый заводы в общее предприятие, которое и было основано через три года под названием «Союзные металлургические заводы».
В 1862 г. в Америке впервые обратили внимание на богатые источники нефти в Пенсильвании. Самые знаменитые нефтяные источники в Америке находились на Сторифарм. Карнеги получил предложение приобрести их за 40 тыс. долларов и, подумав, согласился. В 1864 г. Эндрю отправился в новую нефтяную область в Огайо, где бурением удалось обнаружить мощный источник, дававший особый сорт нефти, очень подходящий для получения машинного масла. Карнеги купил и его.
Новые предприятия в такой степени требовали теперь всего его внимания, что он решил отказаться от железнодорожной службы и посвятить все свое время исключительно собственным делам, и в 1865 г. вышел в отставку. С тех пор он уже нигде не состоял на службе, считая, что «тот, кто находится в зависимости от других, далеко не пойдет. Даже если он доберется до председательского поста в каком-нибудь обществе, он все-таки не может чувствовать себя хозяином дела, если только в его руках нет большинства акций. Даже самый дельный председатель сплошь да рядом стеснен в своей деятельности остальными акционерами, не всегда разбирающимися в делах». Оказавшись «на свободе», бизнесмен совершил путешествие в Европу. Здесь он получил много новых впечатлений, в том числе и в области деловой жизни.
В 1866 г. Карнеги совместно с Томасом Миллером открыл «Питтсбургскую паровозную фабрику», которая работала очень успешно и приобрела такую репутацию, что изготовленные на ней паровозы получили широкое распространение по всей Северной Америке. Ее акции, с номинальной стоимостью в 100 долларов спустя 40 лет продавались в 30 раз дороже своей первоначальной стоимости. Общество выплачивало ежегодно значительные дивиденды и достигло блестящих результатов.
В эти годы Карнеги серьезно изучал литературу по металлургии, опыт работы конкурентов и пришел к заключению: «Чем больше я знакомился с производством железа, тем более меня поражало, что стоимость различных способов производства остается совершенно невыясненной. Я обратился с запросом к другим питтсбургским фабрикантам и убедился, что мои предположения совершенно правильны. Производство велось наугад. Такое положение вещей казалось мне совершенно недопустимым, и я самым решительным образом стал высказываться за введение системы взвешивания и научных подсчетов во всех отраслях нашего производства. Только такая система могла дать нам возможность определить стоимость каждого отдельного производства и контролировать работу каждого человека, занятого в производстве. Мы должны были иметь возможность установить, кто обращается с материалом экономно, кто тратит его нерасчетливо и кто достигает наилучших результатов».
Первой крупной работой Карнеги после его переселения в Нью-Йорк была постройка моста через Миссисипи.
Затем он вступил в борьбу с Пульманом за право поставки спальных вагонов для новой Тихоокеанской железнодорожной линии. В любом случае кто-то из них должен был оказаться в проигрыше, и тогда Карнеги заявил Пульману, что, конкурируя друг с другом, они сами лишают себя тех выгод, которых добиваются, и предложил, чтобы оба общества работали рука об руку. В результате они сообща подписали договор с железной дорогой и создали совместное общество - «Пульмановское общество спальных вагонов».
В 1870 г. Эндрю приступил к собственному производству чугуна. Успех этого начинания превзошел самые смелые прогнозы: первая доменная печь ежедневно давала его предприятиям 100 тонн чугуна. С помощью своего двоюродного брата Георга Лаудера, инженера-механика по профессии, Карнеги снабдил завод коксовальными печами, ставшими первыми в Америке. Постепенно их число дошло до 500. Эндрю очень гордился этим обстоятельством и говорил: «Тот, кто выращивает два стебля на том месте, где прежде был один, имеет заслугу перед своим народом. Но тот, кто добывает наилучшее топливо из таких материалов, которые прежде выбрасывались как негодные, имеет полное право гордиться делом своих рук. Прекрасно создать что-нибудь из ничего; но еще прекраснее быть первой фирмой в нашей части света, которая этого добилась».
К тому времени уже был открыт новый способ выплавки стали - бессемеровский процесс, вызвавший целый переворот в сталелитейной промышленности. Благодаря ему за 20 минут можно было получить столько стали, сколько ранее производилось за 24 часа. Карнеги внимательно следил за опытами ученых и понимал, что эра железа кончается и наступает век стали. Убедившись, что новый метод, не требуя больших денежных затрат, дает блестящие результаты, он организовал акционерное общество и в 1873 г. открыл завод стальных рельсов. Дело уже было наладилось, как вдруг осенью того же года разразился финансовый кризис. Но Карнеги благополучно вышел из этого трудного положения. Продав ценные бумаги, имевшиеся у него в запасе, он смог пережить тяжелое время, хотя работы на новом заводе пришлось приостановить. Однако уже в следующем году строительство его настолько продвинулось, что вскоре он был готов к открытию.
Американские производители рельсов вначале не обратили на завод Карнеги внимания. Между тем он разослал по всей стране агентов, которым было поручено собрать заказы на изготовление рельсов по самым доступным ценам, и не успели конкуренты опомниться, как у его предприятия оказалось большое количество заказов. Уже в первый месяц работы завод дал 11 тыс. долларов прибыли.
Окрыленный успехом нового предприятия, Карнеги счел возможным устроить себе более продолжительные каникулы и исполнить свое давнишнее желание - совершить кругосветное путешествие. Осенью 1878 г. он отправился в путь. Свои впечатления Эндрю заносил в блокноты, из которых потом родилась книга с незамысловатым названием - «Путешествие вокруг света». Но главным результатом поездки была не столько книга, сколько постижение мира, его духовных ценностей: «Кругосветное путешествие открыло мне новые горизонты. Моя душа умиротворилась. Я обрел, наконец, свою философию».
Конец 1886 г. принес Карнеги тяжелое горе. После кратковременной болезни скончались его мать и брат, а сам он слег с тифом и долгое время боролся со смертью. Врачи считали его положение безнадежным, но судьба распорядилась иначе. Он начал медленно выздоравливать. В это трудное время большой поддержкой для бизнесмена, оставшегося совершенно без родных и близких, была Луиза Уайтфилд, которая в 1887 г. стала его женой.
Что касается деловой жизни, то в последующие годы Карнеги расширял промышленное производство. Он построил еще несколько доменных печей, в одной из которых выплавляли зеркальный чугун и марганцевое железо. Его фирма долгое время оставалась единственным в Америке производителем ферромангана. Дальнейшим шагом к получению полной независимости от поставщиков явилось приобретение собственных источников добычи кокса, необходимого при выплавке чугуна, а также собственных рудников. В это время Карнеги построил еще один сталелитейный завод и приобрел Гомстидские заводы.
Находясь в зените славы, бизнесмен осознавал, что значительной частью своего успеха он обязан своим сотрудникам. Карнеги убежденно заявлял: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте моих людей - и скоро у нас будут новые заводы гораздо лучше прежних». Большое значение Эндрю придавал созданию на своих предприятиях атмосферы интеллектуального сотрудничества, активно используя при решении производственных проблем принцип «мозгового центра». Наполеон Хилл, хорошо знавший сталелитейного короля, писал: «“Мозговой центр” самого мистера Карнеги состоял приблизительно из 50 человек, объединенных конкретной целью - производством и продажей стали. Мистер Карнеги полагал, что обязан своим состоянием интеллектуальному богатству, накопленному с помощью этих людей. Идея “мозгового центра” Эндрю Карнеги - краеугольный камень его личного и делового успеха».
С годами сталепромышленник все больше и больше передавал бразды правления своими предприятиям и этому интеллектуальному ядру коллектива. Ив 65 лет, обладая огромным состоянием, он все чаще начинал думать об отходе от дел и разумном распределении своего богатства.
«После того как в 1900 году вышла моя книга “Евангелие богатства”, я должен был начать жить согласно своему учению и перестать накапливать новые богатства. Я решил обратиться теперь к более серьезной и трудной задаче - к мудрому распределению накопленных денег. В то время доходы с наших предприятий достигли 40 миллионов ежегодно, и мы стояли перед угрожающей перспективой, что эти доходы будут еще возрастать. Было очевидно, что нас ожидает великая будущность. Но для меня лично было совершенно ясно, что я должен посвятить оставшиеся мне годы жизни распределению своих богатств».
Карнеги продал свои заводы Моргану по себестоимости и уехал в Европу. В его жизни без привычной работы теперь зияла пустота, заполнить которую он намеревался выполнением своей последней задачи по распределению богатств. Первый дар Карнеги был предназначен рабочим. Он создал специальный фонд в 4 млн долларов, целью которого было оказание помощи рабочим в несчастных случаях, а также выдача небольших пенсий тем, кто нуждается в пособии. Кроме того, Карнеги пожертвовал 1 млн долларов и проценты с этого капитала на содержание библиотек и читален для рабочих. 5,25 млн долларов пошли на открытие 68 библиотек в Нью-Йорке, за ними последовали 20 библиотек в Бруклине и народная библиотека и читальня в Аллегани Сити, затем - библиотека в Питтсбурге. Жителям этого города были также переданы картинная галерея, музей, ремесленные школы и женская школа - в общей сложности на 28 млн долларов.
На учреждение в Вашингтоне «Института Карнеги» первоначально пошло 10 млн долларов, но затем эта сумма возросла до 25 миллионов. Этот институт учреждался в целях «широких исследований, наблюдений и открытий, практического использования всех знаний для развития человечества; особенно же для проведения и поощрения исследований во всех областях науки, литературы, искусства и естественных наук». Институт оказывал всему миру неоценимую помощь своей яхтой «Карнеги», построенной из немагнитных материалов и совершающей кругосветные плавания для исправления ошибок морских измерений. Вторым полезным начинанием института стала обсерватория, построенная в Калифорнии. В 1902 г. Карнеги был избран почетным ректором университета Св. Эндрю. Он считал это событие очень важным в своей жизни, поскольку оно открыло ему доступ в университетский мир. Ежегодно он проводил так называемую «ректорскую неделю», встречаясь с ректорами четырех шотландских университетов.
В 1904 г. бизнесмен основал пенсионный «Фонд героев», целью которого было награждение людей, совершивших героические поступки, и оказание помощи их семьям. В его списках во времена Карнеги числилось более 1430 героев и их семейств. В следующем году он учредил фонд в пользу науки - пенсионный фонд для престарелых профессоров. 10 млн долларов он пожертвовал Шотландии на то, чтобы одна часть процентов с этого капитала шла на стипендии нуждающимся студентам, а другая - в пользу самих университетов. В 1907 г. Карнеги стал председателем Общества мира. Им было пожертвовано 1,5 млн фунтов стерлингов на сооружение Храма Мира в Гааге.
Эту благотворительную деятельность Карнеги продолжал до конца своей жизни. Он умер в 1919 г., оставив о себе добрую память у миллионов соотечественников.
Из книги Банки-убийцы автора Карасев Дмитрий16. Президент Эндрю Джексон 12 лет манипуляций с американской экономикой со стороны Второго Банка США показали американскому народу «кто есть кто». Тогда противники банка выдвинули в качестве кандидата на пост Президента США почтенного сенатора от штата Теннеси, героя
Из книги Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» автора Йеффет Гленн Из книги Борис Парамонов на радио «Свобода»-2009 автора Парамонов Борис МихайловичПриглашение к путешествию. Памяти Эндрю Уайета Эндрю Уайету был 91 год, и всю свою жизнь он прожил в своем родном городке Чадс Форд, штат Пенсильвания. В живописи он был тем, что называется реалист. Некоторые его картины чрезвычайно популярны, и главная из них - «Мир
Из книги Афоризмы, мысли и шутки великих женщин автора Ситникова ТатьянаДороти Карнеги писательница, жена Дейла Карнеги, американского специалиста в области человеческих отношений.Дороти Карнеги написала книгу «Как помочь мужу преуспеть в деле». В своем обращении к читательницам она говорит: «Мне хотелось бы пообещать всем женам, которые
Из книги 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в. автора Пернатьев Юрий СергеевичМеллон Эндрю Уильям (род. в 1855 г. - ум. в 1937 г.)Крупный американский финансист, вошедший в десятку миллиардеров XX в. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как первый, кто смог оставить своим потомкам 1 млрд долларов в качестве наследства. Успех его деятельности заключался в
Из книги Поклонник вашего таланта: искусство и этикет автора Коллектив авторовЭндрю Берардини Каковы правила этикета в художественной среде?Это как фотография Джона Балдессари, который стоит спиной к пальме, а внизу написано «НЕПРАВИЛЬНО». Каждый фотограф-любитель знает, что нехорошо, когда на фотографии прямо из головы растет пальма. Но с другой
Из книги Касл [Обратная сторона Жары] автора Первушина Елена ВладимировнаСоздатель Эндрю Марлоу Автор идеи, продюсер и создатель сериала «Касл», Эндрю Марлоу родился 23 декабря 1966 года. Он получил степень бакалавра английской литературы в Колумбийском университете, а затем поступил в Университет Южной Калифорнии, который закончил со степенью
Из книги Мировойна. Все против всех автора Ларина Елена СергеевнаЭндрю Мэмфорд. ГРЯДУЩИЕ ПРОКСИ войны И ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ Прокси войны появились не сегодня. В свое время президент Дуайт Эйзенхауэр определил прокси войны, как «войны, которые ведутся чужими руками». Кроме того, в одном из своих выступлений он оценил подобные войны как
(Andrew Carnegie; 1835 - 1919) - американский предприниматель, один из крупнейших сталелитейных промышленников, а также один из выдающихся благотворителей.
Карнеги родился 25 ноября 1835 года в городе Данфермлине, Шотландия, в семье Уильяма Карнеги, рабочего ткацкой фабрики, а также руководителя местной организации , и Маргарет Карнеги, которая являлась дочерью Томаса Моррисона, политического и социального реформатора. Карнеги родился в доме, в котором они проживали совместно с другой семьей, где на их семью приходилась одна единственная комната, которая была и гостиной, и столовой, и спальней. Жизнь была тяжелой из-за нехватки средств, отец Карнеги получал на фабрике 2 долл. в неделю и торговал бельем, его мать подрабатывала ремонтом обуви. Сам Эндрю, когда ему было всего 13 лет, тоже был вынужден устроится на все ту же ткацкую фабрику в качестве смотрителя бобин и работать по 12 часов и 6 дней в неделю. Но и этого нехватала, чтобы жизнь хоть как то наладилась. И наконец, в 1848 году отец Карнеги принимает решение Шотландию. Они с семьей эмигрируют в США и обосновываются в городе Аллегейни, штат Пенсильвания.
В 1850 году Карнеги находит работу посыльным в местном офисе Pittsburgh Telegraph (Питтсбургский телеграф) и получает жалование 2,5 долл. в неделю. Благодаря новой работе у Карнеги появляются новые возможности. Он начинает посещать местный театр и библиотеку, где увлеченно читая книги он занимается своим саморазвитием. Его рвение и трудолюбие не прошло не замеченным от начальства Pittsburgh Telegraph и он вскоре становится оператором связи с назначенной ему заработной платой в 4 долл. в неделю.
Карнеги быстро поднимается по карьерной лестнице и в 1853 году, когда ему было 18 лет, назначается начальником отделения телеграфа в Питсбурге. Такой стремительный рост в развитии молодого и одаренного Эндрю Карнеги был замечен руководителем Pennsylvania Railroad Company (Пенсильванская железнодорожная компания) Томасом А. Скоттом, который принял Карнеги на работу в качестве своего секретаря. На новом месте работы Карнеги начинает всячески проявлять интерес к железнодорожному бизнесу. Скотт всячески помогает Карнеги с его начинаниями в этом бизнесе, где у Карнеги появляются первые вложения в такие компании как Adams Express и T.T. Woodruff"s sleeping car company (Железнодорожная компания Вудраффа). Так у Карнеги появляется первый капитал.
Первое предприятие
Карнеги регулярно наносил визиты на свою родину в Великобританию, где он наблюдал и получал опыт в стремительном развитии местной железнодорожной отрасли. Он был особенно впечатлен знаменитым открытием английским изобретателем Генри Бессемером конвертера, который давал возможность более продвинутого способа получения стали путем передела жидкого чугуна (т.н. бессемеровский процесс). Карнеги понял, что сталь теперь заменит железо в производстве соответствующий товаров. В 1865 году Карнеги открывает свое первое предприятие Keystone Bridge Company, одно из главных предприятий, занимающееся постройкой мостов. В 1870 году он устанавливает свою первую доменную печь, используя идеи своего соотечественника Генри Бессемера, а в 1873 году появляется первый сталеплавильный завод. Все это делалось Карнеги ради развития железнодорожной отрасли в производстве мостов, рельс, вагонов, локомотивов.
Стальная империя
Carnegie steel company стала крупнейшей сталелитейной компанией по производству чугуна, стальных рельсов и кокса в мире, а сам Карнеги мультимиллионером. Благодаря новым технологиям компания сделала прорыв в производстве стальных рельсов для железной дороги, тем самым обеспечив развитие железнодорожного транспорта в США. Началось массовое строительство дорог по всей территории страны благодаря огромному потенциалу компании Карнеги. В период с 1889 по 1899 г.г. ежегодное производство стали выросло с 332 111 тонн до 663 412 тонн, а прибыль соответственно увеличилась с 2 млн. долл. до 40 млн. долл.
В 1901 году уже немолодой Карнеги решает уйти на покой и продать компанию. Наверное единственным в то время человеком, который мог и желал купить Carnegie steel company, был Джон Морган . Он намеревался объеденить все крупные и мелкие сталелитейные компании, дабы избавиться от лишних конкурентов. После переговоров он покупает компанию Карнеги за 400 млн. долл., что приводит к образованию U.S. Steel (United States Steel Corporation).
Филантроп
Благотворительная деятельность Карнеги началась еще в 1870 году, когда пожертвовал деньги на строительство бассейна и библиотеки в своем родном городе Данфермлине, в Шотландии. Он искренне считал, что человек основную часть жизни должен посвятить зарабатыванию капитала, а другую - раздаче его нуждающимся. Трудно перечислить все благотворительные дела Карнеги. На его средства были основаны Университет Карнеги-Меллона, Музей Карнеги в Питтсбурге и многих других учреждений образования и здравоохранения.
Эндрю Карнеги умер 11 августа 1919 года. Он отдал на блатворительность около 350 млн. долл. своих средств. Оставшиеся 125 млн. долл. были помещены в благотворительную организацию Carnegie Corporation, которая продолжает его деятельность.
Эндрю Карнеги. Он входил в сотню самых выдающихся бизнесменов XX столетия и был одним из лучших бизнесменов своего поколения - основных успехов добился в XIX веке.
То, что Карнеги попал в число избранных, доказывает, что он оказал влияние на ход коммерческой революции в США на рубеже XIX-XX веков.
Возможно, он был первым представителем поколения бизнесменов, которые находились у истоков развития промышленности США и всего мира, начавшегося с производства стали и строительства железных дорог. На закате своей долгой карьеры создал крупнейшую в стране сталелитейную компанию и скопил огромное состояние.
Эндрю Карнеги родился в городке Данфермлин, Шотландия, 25 ноября 1835 года. В 1848 году начался экономический кризис, и отец Карнеги вынужден был эмигрировать с семьей в США. Семья обосновалась в городе Эллегени, неподалеку от Питтсбурга, в Пенсильвании.
Двенадцатилетний Эндрю устроился работать на местную хлопковую фабрику, а через некоторое время получил место посыльного в Питтсбургской телеграфной конторе. Начальник западного отделения Пенсильванс кой железной дороги Томас Скотт заметил смышленого мальчугана и предложил ему должность секретаря с окладом 50 долларов в месяц - по тем временам это был солидный заработок для подростка. Именно Скотт указал Эндрю путь к богатству, продемонстрировав, насколько выгодно инвестировать средства в новые компании. По рекомендации Скотта Карнеги купил акции Adams Express Company, взяв деньги у матери, которая перезаложила свой дом. Вскоре после этого он одолжил еще денег и вложил их в успешное предприятие по производству железнодорожных спальных вагонов.
Во время Гражданской войны Эндрю Карнеги проходил службу вместе со Скоттом в Вашингтоне. Позже, после окончательной победы Конфедерации, занял прежнюю должность Скотта и стал начальником западного отделе ния Пенсильванской железной дороги. Но характер предпринимателя взял верх, и вскоре Эндрю Карнеги организовал фирму по строительству металлических мостов Keystone Bridge Company и принял участие в ряде других спекулятивных проектов, которые были успешно реализованы.
Когда Карнеги развивал свою деятельность в США, английский изобретатель и бизнесмен Генри Бессемер создал знаменитый производственный процесс, благодаря которому стало возможным промышленное изготовление стали из железа. Во время одного из своих очередных визитов в Великобританию Эндрю Карнеги случайно представилась возможность ознакомиться с принципом работы конвертера Бессемера. Это было воистину откровением.
Эндрю Карнеги поспешил в США, основал компанию Carnegie, McCandless & Со, в 1870 году построил доменную печь и начал проводить эксперименты с бессемеровским процессом. Затем построил сталеплавильную печь в Брэддоке, и в 1880 году его завод работал уже в круглосуточном режиме. Ежегодная прибыль составляла 2 миллиона долларов. В 1881 году компания была реорганизована в Carnegie Bros. & Co. Карнеги был владельцем контрольного пакета акций. В 1881 году купил долю Генри С. Фрика в коксохимическом производстве, и Фрик стал самым близким компаньоном сталепромышленника.
В 1889 году Эндрю Карнеги переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить исследование процесса производства стали. Полгода провел вместе со своей семьей в Шотландии. На время своего отсутствия председателем Carnegie Bros. & Со назначил Фрика, который отвечал за текущую деятельность компании. В то время компания представляла собой ряд разрозненных производственных линий - отдельные прокатные станы и печи, разбросанные по всему Питтсбургу. Фрик объединил производственные участки в единый завод, который впоследствии стал крупнейшим в мире сталелитейным предприятием, внедрил центраизованную систему управления и интегрировал производство. Компания стоимостью 25 миллионов долларов превратилась в Carnegie Steel Company.
К несчастью Эндрю Карнеги, в период, когда Фрик руководил компанией, разразился громкий скандал. Пытаясь снизить уровень затрат и увеличить прибыльность, Фрик сократил расценки за сдельную работу. Возмущенный такими действиями Объединенный профсоюз работников черной металлургии и сталелитейной промышленности призвал рабочих Carnegie Homestead провести акцию протеста. Фрик, вместо того чтобы урегулировать ситуацию путем переговоров, подлил масла в огонь, прибегнув к помощи штрейкбрехеров.
В день забастовки триста штрейкбрехеров вместе с вооруженной охраной спустились на баржах вниз по реке Мононгаэла. Началось настоящее светопреставление. В ходе вооруженной стычки было убито десять человек и шестьдесят - ранено. На заводе пришлось ввести военное положение.
Узнав об этих событиях, Эндрю Карнеги пришел в неописуемую ярость. Ведь Фрик прекрасно знал о том, что использование штрейкбрехеров противоречило нормам морали Карнеги, а потому было строжайше запрещено. Тем не менее Карнеги, как управляющему и владельцу компании, пришлось взять всю ответственность за произошедшее, и его репутация на долгие годы оказалась запятнанной кровью рабочих, погибших во время инцидента. И хотя он воздерживался от открытой критики действий Фрика, их отношения были навсегда испорчены.
Компания по-прежнему процветала: ежегодный объем производства стали возрос до 332 111 тонн в 1889 году, и до 2663412 тонн - в 1899-м. Прибыль увеличилась с 2 до 40 миллионов долларов. В 1889 году Карнеги выкупил долю Фрика, не пожалев для этого 15 миллионов долларов. Но даже этот разрыв не смог положить конец личной вражде бизнесменов. В 1901 году Фрик вернулся вместе с печально известным и приобрел Carnegie Company за 500 миллионов долларов, основав US Steel Corporation - крупнейшую в мире сталелитейную корпорацию стоимостью 1,4 миллиарда долларов.
Эндрю Карнеги принадлежит ведущая роль в индустриализации США. История его успеха - реальное воплощение «американской мечты»: шотландский мальчик из бедной семьи добился невероятных успехов. При жизни одни считали его самодовольным деспотом и высокомерным эксплуататором, другие - наоборот, видели в нем мудрого и великодушного человека, толкового предпринимателя. Эндрю Карнеги обладал многими завидными качествами, но одно из них следует выделить особо: он всегда «держал нос по ветру», полагаясь на свою интуицию, и использовал любые возможности, которые могли оказаться полезными для осуществления его коммерческих проектов.
Эндрю Карнеги помнят как филантропа и предпринимателя. На его средства были построены Институт Карнеги в Питтсбурге, Технологический институт Кар неги, Вашингтонский институт Карнеги, три тысячи публичных библиотек. «Стальной король» умер в августе 1919 года. На закате дней, руководствуясь своими моральными принципами, он пожертвовал на благотворительные цели 350 миллионов долларов.