История создания танка т 111.
В то время, как полным ходом велись работы над легким танком сопровождения пехоты Т-46, который прочили в приемники устаревающего Т-26, как в начале 1936 года известный советский конструктор С.А.Гинзбург выступил с инициативой создания более мощной боевой машины такого типа. В направленном им на имя начальника АБТУ донесении указывалось, что танки Т-26 и БТ-7, прототипы которых были созданы в конце 1920-х гг., уже не отвечают требованиям современной войны. Особо подчеркивалось, что в плане бронирования эти машины не способны выдержать обстрел даже мелкокалиберной артиллерии, в виду их крайне слабой защищенности. Более того, аналогичные танки зарубежных образцов имеют литые, либо сварные корпуса с наклонной броней и противоснарядным бронированием, что даёт им преимущества в бою. Гинзбург считал, что РККА нет необходимости иметь на вооружении два практически одинаковых танка, а создание танка Т-46 с противопульной броней является “полумерой”. В этом же донесении он предлагал создать единый “универсальный танк сопровождения” со следующими характеристиками: — вес – 14-18 тонн — вооружение – 45-мм пушка и 2-3 пулемета — максимальная скорость – 40-45 км\ч — скорость движения по проселку – до 30 км\ч — запас хода – 250-300 км. К донесению сразу прилагался эскизный проект “Танка СП обр.1936 г.”, подробности о котором не сохранились, за исключением отрывочных сведений из пояснительной записки. В общих чертах Гинзбург развивал принципы, заложенные в Т-46, предлагая оснастить танк 35-30 мм бронированием с наклонным расположением бронелистов, дизельным двигателем МТ-5 мощностью 320 л.с. и отказаться от колесного хода. Вооружение, состоящее из 45-мм пушки 20К и трех пулеметов ДТ, размещалось в конической башне с толщиной брони 25 мм, конструкция которой во многом заимствовалась от Т-46-1. Реализовать этот проект в металле не удалось, однако в 1936 году был изготовлен корпус опытного танка Т-46-3. Предполагалось, что наклонные 30-мм листы цементованной брони будут соединяться сваркой, но из-за возникших проблем их пришлось крепить на бронеболтах, гужонах и заклепках из самозакаливающейся стали Э16. Как прошли его испытания так и осталось неизвестным, но спустя некоторое время вышло указаний об изготовлении другого корпуса из обычных бронелистов толщиной 40-45 мм. Основываясь на полученных данных, в начале 1937 года Гинзбург разработал проект танка Т-111 (“Объект 111”). Он также часто именуются как Т-46-5, хотя конструктивно эти машины отличались очень сильно и объединяло их только назначение. Едва появившись, проект был отложен на год, поскольку главный конструктор находился под следствием и не мог заниматься работой. Лишь зимой 1938 года, с приходом на должность начальника УММ РККА Д.Павлова, возобновляется дальнейшая разработка Т-111, правда требования к защищенности значительно изменяются – теперь танк должен был имел 60-мм броню.
Опытный образец Т-111 был готов в апреле 1938 года. При его проектировании Гинзбург, по всей видимости, соединил наработки по Т-46 и проекту “Танка СП обр.1936.”, что отразилось на внешнем облике танка. Корпус Т-111 изготовлялся из листов катаной брони толщиной от 20 (крыша и днище) до 60 мм (лобовая часть). Слева в передней части корпуса размещался механик-водитель, справа находилась радиостанция. За ними располагались места командира танка и заряжающего. В кормовой части был установлен дизельный двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с. Башня танка конической формы имела броню 50-60 мм. В её лобовом листе устанавливалась общая маска для 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемета ДТ. Ещё один такой же пулемет находился в кормовой части башни. Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, которая состояла (применительно на один борт) из 6 сдвоенных опорных катков сблокированных по два на торсионной подвеске, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Была также использована мелкозвенчатая гусеница новой конструкции с шириной трака 500 мм, хотя удельное давление на грунт у Т-111 всё равно составило 0,92 кг\см.кв.
На испытаниях, проведенных весной-летом 1938 года, опытный образец Т-111 оставил двоякое впечатление. Было выяснено, что корпус и башня танка способны выдержать обстрел из 37-мм и 45-мм противотанковых орудий, а также из 76,2-мм полковой пушки образца 1927 г. По крайней мере, не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития брони или поражения жизненно важных агрегатов. На ходовых испытаниях на полигоне НИБТ, где Т-111 предстояло поразить три неподвижные и одну подвижную цель, экипаж новой машины показал на 9 секунд лучшее время, чем Т-26-1 (будущий Т-26 образца 1939 года) и на 5 секунд лучше, чем БТ-7. При этом по проходимости Т-111 мало отличался от своих “конкурентов”. С другой стороны, мощности танковой пушки 20К явно недоставало для эффективной борьбы с новыми танками потенциальных противников (например, Pz.Kpfw.III или FCM-36). Решение этой проблемы виделось в оснащении советского танка орудием повышенной мощности ПС-3, однако его конструктор был арестован, а все изготовленные образцы отправились в 1938 году на переплавку. Предложенная вместо неё танковая пушка Л-10, обладавшая гораздо худшими показателями, в башню Т-111 совершенно не “вписалась”. Так было решено оставить “сорокопятку”, тем более, что в то время она могла успешно справляться с броне большинства танков того периода. Хуже дела обстояли с моторно-трансмиссионной группой. На предварительном этапе проектирования уже было ясно, что с имеющимся бронированием в запланированные 18 тонн уложиться будет невозможно, а после усиления брони боевой вес танка составил более 32 тонн. Для столь тяжелой машины мощности дизеля МТ-5 явно не хватало, что сразу сказалось на ходовых качествах танка. Помимо этого, трансмиссия была изначально рассчитана на гораздо меньший вес. Устранить эти недостатки так и не удалось. Более мощный двигатель ДТМ-8 (400 л.с.) завод-изготовитель №185 довести не смог, а на радикальную переработку трансмиссии времени не оставалось. Вместе с тем, в начале 1939 году начальник АБТУ распорядился построить установочную серию Т-111 для войсковых испытаний. Заказ передали всё тому же заводу №185, однако к тому времени процесс изготовления корпуса танка посчитали низкотехнологичным, а вооружение – слишком слабым. В конечном итоге от дальнейшей постройки Т-111 отказались в пользу более совершенных проектов, одним из которых был Т-126(СП), а единственный образец был отправлен в музей БТТ в Кубинке. Дальнейшая судьба Т-111 остаётся неясной, но согласно отчету сделанному в апреле 1941 года этот танк все ещё находился в экспозиции музея.
Тактико-технические характеристики
БОЕВАЯ МАССА | 32250 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 3 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина общая, мм | 5400 |
Ширина, мм | 3140 |
Высота, мм | 2416 |
Клиренс, мм | 390 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ в башне |
БОЕКОМПЛЕКТ | 121 выстрел и 2394 патрона |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический прицел ТОП-1 |
БРОНИРОВАНИЕ | |
Лоб и борт корпуса | 60 мм |
Крыша и днище | 20 мм |
Башня | 50-60 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | дизельный, 8-цилиндровый, МТ-5-1, мощностью 300 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 6 опорных катков сблокированных в три тележки, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения |
СКОРОСТЬ | 31,4 км\ч |
ЗАПАС ХОДА | 126 км (по шоссе) 95 км (по проселку) |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Подъём, град | 29 |
Высота стенки, м | 1,00 |
Ширина рва, м | 2,00 |
Глубина брода, м | 1,20 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71ТК |
Разработчик: КБ завода им.Кирова (№ 185). Руководитель проекта С.А.Гинзбург
Начало работы над проектом: 1936
Изготовление первого опытного экземпляра: апрель 1938
Судьба проекта: Создано два опытных танка. Работы свернули в связи с началом работы над проектом А20.
Рис. 161 Танк Т-111
В конце тридцатых годов века ХХ в войска во всё больших количествах начинают поступать противотанковые артиллерийские системы. Пушки калибра 37мм (например, германская пушка типа Pat 35/36) на дистанциях в 300 метров пробивали танковую броню толщиной до 30 мм даже на встречных углах до 60 градусов. То есть любой советский танк, стоявший на вооружении РККА (подавляющее большинство танкового парка составляли в то время лёгкие танки Т-26 и БТ разных модификаций), отныне мог быть легко уничтожен вероятным противником, так как все они имели противопульное бронирование, не превышавшее 20 мм.
Рис. 162 Т-111 на испытаниях. Лето 1939 г.
В то же время на вооружение Вермахта, а также ВС Франции начали поступать танки с противоснарядным бронированием.
В связи со всем вышеизложенным один из ведущих советских конструкторов танков того периода, С.А.Гинзбург, направил, в феврале 36-го года, на имя начальника АБТУ справку, именовавшуюся «О ходе танкостроения за рубежом». В ней он анализировал сложившуюся ситуацию и предлагал незамедлительно приступить к работам по созданию среднего танка с противоснарядным бронированием для нужд Красной Армии и приводит приблизительные ТТХ, которым должна соответствовать такая машина.
Рис. 163 Т-111 преодолевает проволочные заграждения. Полигон. Лето 1939
К докладной им была приложена документация на «танк СП» (он же «малый танк тяжёлого бронирования»), разработанный согласно вышеназванным ТТХ в инициативном порядке КБ завода № 185. Броневые листы на данной машине устанавливались под достаточно большими углами и должны были иметь толщину до 50 мм. В работе над проектом широко использовались наработки, полученные в процессе работ над танком Т-46. Полной информации о танке СП не сохранилось, есть только небольшие отрывки из пояснительной записки. В частности, Гинзбург предлагал сделать новую машину единым лёгким танком, заменив ей и Т-26 и танки серии БТ, оснастить новую машину дизелем МТ-5 в 320 л.с. и сделать танк чисто гусеничным. Танк получил коническую башню, во многом похожую на ту, которая была разработана для Т-46. в качестве вооружения планировался «стандартный набор»: пушка 20К (45мм) и три пулемёта ДТ.
Танк СП в металле реализован не был. Но частично в основу дальнейших расчётов положили результаты испытаний корпуса танка Т-46-3. Учтя замечания, высказанные по результатам ознакомления с проектной документацией, и обобщив результаты испытаний танков Т-46 (вариантов 1,2 и 3) КБ завода в начале 1937 года приступила к конструкторским работам, которые почти сразу свернули в связи с тем, что С.А.Гинзбург был арестован по обвинению во вредительстве. И только после того, как начальником УММ РККА был назначен Д.Павлов (зима 1938 г.), по его инициативе работы по проекту «объект -111» (или Т-111) были возобновлены в полном объёме. Единственным дополнительным условием к ранее согласованным ТТТ стало требование УММ об увеличении бронирования танка до 60мм.
В некоторых источниках ставят знак равенства между проектами Т-46-5 и Т-111. Но это не верно. Это разные проекты, существенно различающиеся конструкциями бронекорпусов и ходовой части, несмотря на то, что визуально они очень похожи. Просто наработки, полученные в ходе проектирования танка Т-46, частично использовались в процессе работы над Т-111.
Рис. 164 Танк Т-11 на заводских испытаниях
В апреле 1938 г. первый прототип вышел на заводские испытания. Танк получил корпус из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Толщина брони колебалась от 60 мм (лоб) до 20 мм (корма). Сборку осуществляли путём сварки, что было для того времени крайне новаторским техническим решением. Возросшее бронирование привело к существенному превышению ограничения по массе, установленного ТТТ.
Рис. 165 Испытания Т-111 на поперечную устойчивость
Трёхсотсильный двигатель, который планировался к установке изначально, для новой машины не подходил. Его решили заменить новым дизелем ДМТ-8. Но последнему ещё требовались достаточно серьёзные и длительные доработки. Танк получил литую башню конической формы, также имевшую 60мм бронирование. На первом прототипе установили три пулемёта: курсовой – в лобовом листе корпуса, спаренный с пушкой и установленный в кормовом отсеке башни. Затем от курсового пулемёта решено было отказаться.
Рис.166 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на левый борт
Танк получил ходовую часть, состоящую из шести попарно сблокированных опорных катков, имевших торсионную подвеску и трёх роликов поддерживающих. Заднее колесо выполняло функции направляющего, а переднее – ведущего. Ширину гусеничных траков увеличили до 500 мм в целях снижения удельного давления на грунт. Т-111 оснастили радиостанцией, установив её рядом с механиком-водителем с правой стороны от его рабочего места
Рис. 167 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на правый борт
Заводские испытания объединили с полигонными и войсковыми. Результаты были получены достаточно хорошие. Бронирование танка выдерживало обстрел из 37, 45 и даже 76мм пушек, а маневренность и проходимость новой машины осталась практически на уровне танка Т-46 и почти не отличалась от показателей танков БТ-7 и Т-26 образца 1939 года. Основным замечанием к машине была констатация того факта, что танк вооружён достаточно слабо. Пушка 20К обр. 32/38 г. позволяла эффективно бороться с лёгкими танками вероятного противника, однако оказывалась бессильна против брони средних танков.
Рис.168 Т-111. Вид спереди. Фото из отчёта о результате проведения испытаний.
Более мощные танковые пушки, освоенные в серийном производстве (Л-10 и ПС-3, обе калибра 76,2мм) установить на танк было невозможно технически введу их существенных габаритов и большого (для размеров башни танка Т-111) отката в момент выстрела. Замена этой башни на другую, имеющую большие размеры, также была технически невозможна, ввиду того, что танк и так уже был достаточно перетяжелён. Несмотря на это завод № 185 обязали до начала 1939 г. изготовить мелкую партию танков Т-111 для проведения всесторонних испытаний машины. Двигатель к этому времени готов не был.
.
Рис. 169Т-111 преодолевает противотанковые заграждения. Лето 1939 г.
Работы были приостановлены, а затем и полностью свёрнуты, так как танк посчитали неперспективной разработкой ввиду достаточно большой технической сложности его изготовления и несоответствия показанных им характеристик требованиям, установленным в выданном УММ ТЗ (например, превышение массы танка).
Несмотря на то, что танк в серийное производство не пошёл, группа конструкторов, работавших над его созданием, была награждена боевыми орденами. Среди них был и малоизвестный в то время конструктор М.И.Кошкин.
Позднее все технические решения, использовавшиеся в Т-111, были применены при разработке танка Т-126-СП.
Рис. 170 Т-111 на испытаниях. Вид на правый борт.
Опираясь на опыт ведения танковой войны в Испании, советским конструкторам было выдано задание на создание малого танка тяжелого бронирования. Дело в том, что поставляемые в Испанию легкие танки Т-26 легко поражались немецкими 37-мм противотанковыми пушками. В связи с этим, было решено создать танк, броня которого не пробивалась этими пушками.
Работы по созданию танка тяжелого бронирования были поручены КБ Ленинградского завода №185 им. Кирова, начались с 1936 года. Руководили ими С.А.Гинзбург. Первый опытный танк был готов весной 1938 года. К слову сказать, танк Т-111 (который был известен еще как Т-46-5 и «изделие 111») являлся первым советским средним танком, который имел противоснарядное бронирование, до этого, на вооружении РККА выпускались танки только с противопульной и противоосколочной броней.
Советский средний танк Т-111
Первый танк Т-111 имел усиленную подвеску, литую башню и впервые было применено советское ноу-хау (к слову сказать, впервые в мире!): электродуговая сварка при соединении броневых элементов танка. Экипаж танка Т-111 состоял из трех человек. Танк развивал скорость до 30 км/час, при общем весе 28-32 тонны. Машина имела неплохую броню, толщиной 60 мм, которая отлично защищала от снарядов немецкой 37-мм пушки. По сути, советские инженеры произвели сильный прорыв в танкостроении!
В качестве двигательной установки применялся 320-сильный карбюраторный V-образный 8-цилиндровый двигатель. Вооружение танка устанавливалось в конической литой башне, и состояло оно из 45-мм пушки и 2-пулеметов. В принципе, вооружение Т-111 было полностью аналогично Т-26.
В производстве танк Т-111 был крайне тяжелым, советская промышленность не могла его освоить, поэтому, в серийное производство его не пустили. Например, ходовая часть танка являлась блокированной с листовыми рессорами. Это усложняло ремонт (демонтаж и монтаж), так как все элементы подвески были размещены внутри танка.
Советский средний танк Т-111
Тем не менее, проект создания среднего танка Т-111 был серьезным прорывом в отрасли развития танков. Опыт создания этого танка стал фундаментом, для проектирования нового вооружения и дальнейшего развития советских тяжелых танков прорыва (например: танки серии КВ). На советских заводах к тому времени освоили производство толстой брони.
Хоть проект танка Т-111 и завершился опытным экземпляром, группа конструкторов, которая разрабатывала его, получила государственные награды за вклад в развитие в танкостроение, в частности, конструктор Кошкин получил орден Красной Звезды.
Советский средний танк Т-111
Тактико-технические характеристики Т-111:
Оператор/производитель……………………СССР;
Вес ……………. 32,3 тонны;
Экипаж……………3 человека;
Класс танка……….. средний;
Год разработки/создания………..1936-1938;
Разработка КБ…………№185;
Серийное производство………….нет, создана 1 единица;
Размеры танка:
- Ширина корпуса…………3140 мм;
- Длина корпуса………………5400 мм;
- Высота……………………..2416 мм;
- Дорожный просвет…………..390 мм;
Броня:
- Тип брони……………….высокой твердости, стальная цементированная;
- Лоб корпуса ………….. 30-60 мм;
- Корпус борт……………….60 мм;
- Корпус дно………………..20-30 мм;
- Корпус крыша………… 20мм;
- Башня лоб…………………….50 мм;
- Башня борт……………. 50 мм;
- Башня крыша ……………. 50 мм;
- Корпус корма……………..60 мм;
Вооружение:
- 1х45 мм танковая пушка 20к (нарезной ствол, 46 калибров длиной);
- Прицел…………ТОП, ПТ-1;
- Дополнительное вооружение……….. 2х7,62-мм пулемета ДТ-29;
Подвижность танка;
Двигатель……………..карбюраторный, воздушного охлаждения (мощностью до 320 л.с.);
Дальность хода………. 90 км (шоссе) и 123 км (пересеченная местность);
Максимальная скорость……….31 км/час по шоссе и до 16 км/час по пересеченке;
Подвеска……….сблокированная по 4 на тележку, на листовых рессорах;
Средства связи………….71 ТК;
Глубина преодолеваемого брода……………1,2 м;
Ширина преодолеваемого рва………….2,0 м;
Максимальный угол подъема……..29 град;
Т-111 , изделие 111 , известен также как Т-46-5 - сверхсекретный экспериментальный средний танк . Являлся первым советским танком с противоснарядным бронированием.
Т-111 | |
---|---|
Т-46-5 (1938) | |
Классификация | средний танк |
Боевая масса, т | 28-32 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж , чел. | 3 |
История | |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса , мм | 5400 |
Ширина, мм | 3140 |
Высота, мм | 2416 |
Клиренс , мм | 390 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная цементированная высокой твёрдости |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 60 / 20° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 30 / 82° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 60 / 12° |
Борт корпуса, мм/град. | 60 |
Корма корпуса, мм/град. | 60 / 0…8° |
Днище, мм | 20-30 |
Крыша корпуса, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 50 / 18° |
Борт башни, мм/град. | 50 / 18° |
Корма башни, мм/град. | 50 / 18° |
Крыша башни, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 45-мм обр. 1938 г. (20К) |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола , калибров | 46 |
Боекомплект пушки | 121 |
Углы ВН, град. | −6…+23° |
Прицелы | перископический ПТ-1 , телескопический ТОП |
Пулемёты | 2 × 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 320 |
Скорость по шоссе, км/ч | 31 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 16 |
Запас хода по шоссе , км | 90 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 126 |
Удельная мощность, л. с./т | 9,92 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,97 |
Преодолеваемый подъём, град. | 28° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,0 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод , м | 1,2 |
История создания
Разработан конструкторским бюро Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 имени Кирова под руководством С. А. Гинзбурга в ходе проекта по созданию малого танка тяжёлого бронирования с учетом опыта применения танков в Испании, работа над которым велась с 1936 года. Первый экземпляр был изготовлен в апреле 1938 года.
Описание конструкции
Имел литую башню, усиленную подвеску, впервые в мировой практике танкостроения была применена новая технология электрической сварки соединений броневых листов. При общей массе 28-32 тонн имел броню толщиной 60 мм и развивал скорость 30 км/ч , что обеспечивал специальный танковый двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 320 л.с. Вооружение данного танка было аналогично Т-26 , предшественнику Т-111, а именно - 45-мм пушка в литой конической башне и два пулемёта. Экипаж танка состоял из трёх человек.
Судьба проекта
Проведенные с мая по ноябрь 1938 г. и с февраля по апрель 1939 г. испытания показали,что броня Т-111 успешно защищает его от снарядов противотанковых 37-мм пушек, что было довольно сильным прорывом в танкостроении.Однако было обнаружено, что танк имеет низкую проходимость, ненадежность силовой установки и слабость вооружения
В связи с началом Зимней войны постановлением Военного Совета Северо-Западного фронта от 1 января 1940 года заводу №185 предписывалось отремонтировать Т-111 и подготовить его для участия в военных действиях. В ходе ремонта на танке в срочном порядке установили дизель-мотор В-2, что вызвало целый ряд трудностей - разработку системы охлаждения двигателя и регулировку силовой установки в целом. В итоге срок отправки машины - 25 февраля 1940 г. - был сорван и лишь к утру 12 марта танк вместе с экипажем был готов к убытию на фронт. Но в связи с окончанием боевых действий машина, получившая индекс Т-111Д (дизель) в действующую армию отправлена не была.
Серийно производство танка осуществлено не было, причиной стала сложность его производства и многочисленные недостатки самой конструкции танка. К примеру, подвеска танка Т-111 была блокированной, с листовыми рессорами, которые были размещены внутри корпуса машины, что усложняло задачу монтажа и демонтажа отдельных элементов.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. - М. : «Экспринт», 2002. - Т. 1. - 344 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94038-030-1 .
Уже в конце 30-х годов прошедшего века, темпы развития и возросшие способности противотанковой артиллерии принудили инженеров танкостроителей находить методы увеличения броневой защиты танков. Принятая на вооружение 37 мм противотанковая пушка 1К эталона 30-го года, (аналог германской 3.7 см ПТ пушки Pak 35/36) бронебойным снарядом 53-Б-160, просто пробивала броневой лист шириной до 30 мм с дистанции 300 метров при встречном угле до 60°, характеристики бронепробиваемости Pak 35/36 были незначительно выше, это означало что она могла поразить хоть какой танк , находящийся в то время на вооружении автобронетанковых частей РККА. Как понятно танковый парк Красноватой Армии того периода, состоял в главном из легких танков серии БТ и Т-26 различных годов выпуска, броня которых была противопульной, шириной 13-20 мм, этого было уже очевидно недостаточно для танка сопровождения. Беря во внимание, что армии возможных врагов располагали машинами с противоснарядным бронированием, требовалась машина с более толстой бронёй и как минимум с такими же, как у Т-26 либо БТ ходовыми свойствами. Одним из первых проектов танка с противоснарядным бронированием, был проект Т-111 инженера С. А. Гинсбурга, некие источники именуют его как Т-46-5, но это не правильно, почти во всем а именно по конструкции ходовой части и бронекорпуса, это другой проект , который был ориентирован на улучшение и увеличение бронезащиты разрабатывающегося в то время танка Т-46 на замену на техническом уровне устаревшему Т-26, хотя непременно, они снаружи похожи.
В феврале 1936 года С. А. Гинсбург предлагает к рассмотрению в АБТУ РККА собственный 1-ый проект машины с противоснарядным бронированием «танк СП» в нём он планировал прирастить броню до 50 мм с установкой броневых плит под огромным углом наклона. К огорчению, не считая докладной записки, больше сведений об этом танке не сохранилось. Беря во внимание опыт сотворения Т-46, к началу 1937 года С. А. Гинсбург начинает работы над проектом Т-111 либо другое его заглавие «объект-111», но находясь в то время под следствием, всеполноценно работать он не мог, только в 1938 году работы возобновляются. 1-ый опытнейший экземпляр машины был сотворен уже в апреле 1938 года. Бронекорпус танка был собран из цементированных, катанных броневых листов шириной 20-60 мм, способом электросварки что было новаторством в танкостроении тех пор. Фактический вес машины в силу значимого роста толщины брони намного превысил расчетный и составил 32 тонны, потому агрегат, дизель МТ-5 мощностью в 300 л.с, вначале предусмотренный для установки на танк, уже не подходил, нужен был более мощнейший движок. В конечном итоге было решено установить ДМТ-8, но он был ещё «сырым» требовалась его серьёзная доработка. Литая башня радиального вращения, расположенная сверху корпуса по традиционной схеме, так же имела противоснарядное бронирование, составлявшее 60 мм. Вооружение танка Т-111, состояло из 45 мм пушки и трёх 7,62 мм танковых пулемётов ДТ-29, один установленный в лобовом броневом листе, 2-ой в башне спаренный с орудием, 3-ий располагался в корме башни в шаровой опоре. Позднее от курсового пулемёта С. А. Гинсбург отказался.
Ходовая часть машины представляла собой 6 сблокированных по два, опорных катков снаряженных торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов фронтального ведущего и заднего направляющего колёс на борт. Так же необходимо подчеркнуть, что для умен