История развития государственности. Развитие государственности в россии и мире
Понятие государства
Определение 1
Государство – это форма самоорганизации общества, в которой предусмотрены механизмы принуждения и управления, установлен правовой порядок на обусловленной территории, обладающей собственным суверенитетом.
Приведено самое распространённое определение понятию «государства». Ведь в правовой науке нет единого правового определения данного термина, который был бы признан всеми странами мира. Даже самая крупнейшая международная организация ООН не может определить какое именно образование может называться государством.
Не существует большого количества нормативно-правовых актов, в которых было бы дано определение термину «государство». В международном праве есть Конвенция Монтевидео, и именно в ней приводится озвученное выше определение.
Формы государства и формы правления
К формам государства относят:
- Монархия (от греч. «неразделенный»):
- Республика (лат. res publica, " общее дело"):
- Смешанные формы правления (имеют признаки монархии и республики одновременно).
Различают следующие формы правления:
- Унитарное государство (с латыни. Unitas-единство):
- Федерация (от позднелат. foederatio - объединение):
- Конфедерация.
Происхождение государства
Консенсуса о причинах происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и истиной. Самыми древними известными государствами являются государства Древнего Востока (современный Ирак, Египет, Индия, Китай).
Существуют следующие теории происхождения государства:
- Теологическая теория,
- Патриархальная теория,
- Социальная теория,
- Теория насилия,
- Теория локальных цивилизаций,
- Материалистическая теория,
- Психологическая теория,
- Расовая теория,
- Теория орошения,
- Комплексная теория происхождения государства и другие.
На основе разных торий существуют различные этапы формирования государства.
Теологическая (теократическая) теория является одной из древнейших. Она возникла и получила распространение в странах Древнего Востока, Древней Греции и Риме, в средневековой Европе.
Патриаршая теория рациональна, поскольку отражает некоторые реальные (реальные) процессы хозяйственных организаций, совместную трудовую деятельность людей в ранних классовых обществах (общинах, где землевладельцы могли бы играть роль расширенных семей).
Основное число сторонников договорной (или естественной) теории происхождения государства появилось в XVII-XVIII веках,. Его членами являются такие известные мыслители, как Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Джон Локк и Томас Гоббс (Англия), Шарль Монтескье. Теория контрактов сейчас оценивается как прогрессивный шаг в оправдании происхождения государства, поскольку она уделяла внимание естественному праву народа, фактически созданному государством его договорному соглашению, а также праву повстанцев против неугодной власти.
Психологическая теория также возникла в XIX веке. Ее представители-Г. Тарде, Л. И. Петражицкий и др. – они объясняли происхождение государства психологическими особенностями человека: необходимостью человека подчиняться и подчинять, государство возникло благодаря пониманию необходимости установления порядка в отношениях, т. е. психического опыта и потребностей людей. Безусловно данные процессы влияют на процессы формирования государства.
Историко-материалистическая теория (XIX век). Наиболее развитым аспектом этой теории является марксизм. Основные представления Маркс и Энгельс. Причины возникновения государства описаны Энгельсом в “Происхождении семьи, частной собственности и государства”. Марксистская теория оказала большое влияние на создание социалистических государств в Восточной Европе и России в начале - середине ХХ века.
История развития человеческого общества свидетельствует о том, что государства в разных странах возникли по разным причинам (а следствием является столь большое разнообразие теорий, объясняющих их происхождение). В связи с эти никто не может считать одну единственную теорию верной, также как и другие теории не могут считаться единственными верными и универсальными.
При анализе развития государственности в рамках исторического процесса обычно выделяются два основных этапа: раннее государство и зрелое государство. Несомненно, это разделение разумно и продуктивно.
Однако эта схема родилась в период, когда выступали за введение особого понятия – раннего государства. В то время сами создатели данного понятия (Я. М. Классен и П. Скальник) говорили: раннее государство является начальной стадией эволюции докапиталистических непромышленных государств. Таким образом, они не ставили своей целью построить полную линию эволюции государственности. Однако, такая теория является объективно необходимой, и поэтому понятий раннее – зрелое государство нуждается в дополнении. Причины этому следующие:
- Переход на новый этап развития государства невозможен без промышленных революций, которые происходили практически во всех странах мира.
- Если первые зрелые государства, по сложившимся представлениям, восходят к древним временам (Египет), или к порогу нашей эры (Китай), то как тогда классифицировать европейские государства в XVIII-XIX веках? Зрелые они либо же ранние?
- Европейские государства девятнадцатого века сильно отличаются от централизованных монархий поздней древности и средневековья (которые сами по себе явно превосходят раннее государство) также рядом других характеристик, в частности уровнем и культурой управления, развитием права, отношениями между государством и обществом.
Замечание 1
Таким образом, нет единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Для того, чтобы дать четкий ответ на данный вопрос, необходимо изучить и проанализировать множество теорий происхождения государств.
Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов и экономистов. Политологи рассматривают государство как главный центр политической власти, экономисты – как один из центров экономической власти.
С политологической точки зрения государство есть организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию. Наличие территориального аспекта при характеристике государства ведет к тому, что термин «государство» часто смешивают с термином «страна». Более правильным, однако, понимать государство как набор институтов (правил), регулирующих поведение индивида в обществе, и одновременно организацию , которая построена по принципу иерархии и следит за выполнением самых общих правил.
С экономической точки зрения государство есть особый субъект хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих прав в некоторых сферах (контроль за защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право легитимно (т.е. на основании законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции (основном законе страны). Таким образом, по мнению экономистов, государство – это, прежде всего, верховный защитник прав собственности . Помимо контроля за выполнением правил другими экономическими субъектами (домохозяйствами и фирмами), государство может и само заниматься производством и распределением хозяйственных благ.
По поводу взаимоотношений власти и общества с 19 в. среди обществоведов существуют два основных подхода к объяснению того, что такое государство. Представители одного направления видят в государстве прежде всего инструмент насилия одной части общества над другой. Их оппоненты подчеркивают, напротив, роль государства как полезного для всех членов общества центра управления .
Первая точка зрения популярна среди леворадикальных ученых. Так, согласно определению В.И.Ленина , «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
Вторая точка зрения восходит к классическому определению Макса Вебера , согласно которому государство представляет собой систему отношений господства/подчинения, опирающихся на легитимное насилие.
Сторонники этой позиции объясняют, зачем в принципе нужно государство, следующим образом. Если бы все люди были ангелами и обладали бы абсолютно равными точками зрения по одному и тому же вопросу (схожими предпочтениями), то в этом случае государство в нынешнем виде было бы лишним. Однако стремление разных людей к личной выгоде задевает интересы других людей, и конфликт не всегда разрешается в условиях переговоров сторон. В этой ситуации для избежания конфликтов нужна третья сила, которая может решить проблему на основании определенных правил. Иначе возникает «война одного против всех», о которой говорил еще в 17 в. английский философ Томас Гоббс . Другой аспект потребности в законном насилии связан со сложностью согласования вопросов даже в условиях доброй воли каждой из сторон. Поэтому вместо долгого поиска устраивающего всех компромисса часто выгоднее, чтобы некая внешняя сила, государство, быстро приняло решение, пусть даже оно и будет устраивать не всех.
Неразрывность государства и насилия ведет к тому, что люди вынуждены искать «золотую середину» между анархией без государства и его абсолютной властью.
Одна из крайних форм организации человеческого общества – это общество без государства , анархия . В условиях анархии не существует институтов, ограничивающих деятельность людей, и каждый поступает в соответствии со своими соображениями, не считаясь с мнением других. Но такая ситуация, опасна тем, что насилие государства будет заменено «кулачным правом» – еще худшим насилием.
Другая крайность – это абсолютная власть государства , ситуация тотального контроля с его стороны над всеми сторонами жизни индивида. В этом случае во главе общества стоит представленное группой людей или одним человеком правительство, которое обладает как всей полнотой власти, так и всей полнотой информации. Такой подход заложен Томасом Гоббсом в трактате Левиафан , где описан всезнающий диктатор, мудро правящий страной в интересах своих подданных. Гоббс полагал, что существует единственная возможность преодолеть анархический хаос: заключить конституционный договор (общественный договор), в соответствии с которым индивид добровольно отдает свою свободу под власть абсолютного властелина – «чудовища» Левиафана.
Очевидно, что в реальности границы вмешательства государства в дела граждан находятся в промежутке между крайностями анархии и государства-Левиафана.
Происхождение и эволюция государства
Социальная иерархия, связанная с разной степенью обладания властными полномочиями, возникла, вероятнее всего, одновременно с появлением человека и общества. Однако государство как форма политической власти появилось лишь несколько тысячелетий тому назад.
Образование государства органически связано с развитием собственнических отношений, поскольку оба этих процесса имеют общие предпосылки. Только после неолитической революции появилась возможность накапливать часть общественного продукта, необходимую для содержания профессиональных руководителей-администраторов и их помощников. Одновременно с этим обостряется необходимость защищать права собственности на ограниченные ресурсы, чем может эффективно заниматься только некая сила, стоящая над отдельными домохозяйствами и племенами. Антропологи выделяют вождество (чифдом) как промежуточный этап между относительно эгалитарным первобытным обществом и ранними государствами (Табл. 1). Примером подобного протогосударства может быть созданная в Южной Африке начала 19 в. «империя» Чаки Зулу.
Первые известные историкам государства возникли в 4–3-м тыс. до н.э. в Древней Месопотамии , Древнем Египте и Древнем Китае. Особенности развития хозяйственной жизни в этих регионах (необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений, проведения иных общественных работ) привели к быстрому росту организационной функции аппарата управления и обусловили высокую экономическую специализацию восточного государства. К.Маркс писал по этому поводу, что на Востоке государство имело три «ведомства» – военное, финансовое и общественных работ. Речь идет о трех основных видах деятельности типичных для древнего и средневекового Востока деспотических монархий – ведении оборонительных и наступательных войн, сборе налогов, организации общественных работ. Именно тогда появляются основные атрибуты любого государства: постоянная армия , необходимая для защиты прав собственности, и система сбора налогов (трудом или продуктами труда) с подданных.
Деспотизм восточного типа отличался от античных государств Древней Греции и Древнего Рима . В античных государствах существовали различные формы правления – не только монархия (Римская империя), но и аристократические (Спарта) и демократические (Афины) республики. Именно в Древней Греции философом Платоном впервые была предложена модель идеального государства – аристократического коммунизма. Платон и Аристотель положили начало и анализу реальных государственных систем, сравнивая разные формы правления в различных странах. Поскольку в античных обществах не требовалось проводить общественные работы, то государство здесь концентрировалось на выполнении чисто политических функций (включая организацию обороны и ведение войн), а также на защите прав собственности. Именно эти функции стали главными для всех западных государств вплоть до 20 в.
Падение Римской империи в 5 в. привело к образованию в Западной Европе множества феодальных монархических государств. Для начального периода их становления была характерна ситуация феодальной раздробленности: королевская власть была слаба, многочисленные полусамостоятельные феодалы вели войны друг с другом. В процессе централизации государственной власти в 12–13 вв. стала складываться сословно-представительная монархия, в которой каждое из трех сословий выражало свои интересы через органы сословного представительства (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т.п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, развившаяся в период 15–17 вв. в результате завершения образования централизованных государств. В эпоху феодализма существовали и города-государства с республиканской формой правления (Венеция, Генуя, Флоренция, ганзейские города в Северной Европе, Новгород в России и др.), где власть в городах-государствах принадлежала богатым горожанам (городским патрициям).
Буржуазное государство возникло в результате буржуазных революций 17–19 вв. – конституционные монархии в Англии и Голландии, демократические республики во Франции и Италии. Именно тогда стали закладываться основы современных демократических государств, основанных на приоритете интересов личности над интересами общества, на осознании того, что государство должно служить людям, а не наоборот. Этому во многом служили произведения таких ученых, как Т.Гоббс, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, А.Смит, Дж. Локк, сформулировавших понятия контрактного государства как антитезы эксплуататорскому государству . Многие теоретические идеи европейских мыслителей нашли практическое отражение в конституционных основах США.
Вплоть до середины 19 в. считалось, что правом участвовать в государственной деятельности обладают только взрослые и состоятельные мужчины. Расширение представлений о демократической государственности привело к постепенной ликвидации имущественного ценза, дискриминации по полу, возрасту, национальности и т.д. К концу 20 в. во всех развитых странах государство стало формально считаться общенародным, то есть действующим в интересах народа, под контролем народа и с участием народа. Фактически же параллельно с расширением принципов демократии происходило развитие систем лоббирования интересов элитных групп и манипулирования поведением избирателей через СМИ. Поэтому право участвовать в деятельности государства далеко не всегда можно фактически реализовать. Это вызывает серьезные опасения, поскольку с середины 19 в. роль государства в жизни общества заметно возросла – оно стало активным и постоянным участником экономической жизни общества.
Впрочем, в самом конце 20 в., под влиянием глобализации у национальных государств появились соперники в осуществлении централизованного руководства. Крупные транснациональные корпорации и надгосударственные организации (ООН , Европарламент, Международный валютный фонд и др.) играют все более важную роль в регулировании политических и экономических процессов. Есть мнение, что в 21 в. национальное государство как форма политической власти будет постепенно «растворяться», передавая свои функции местному самоуправлению и «мировому правительству». Тем самым сбудется прогноз основоположников марксизма об отмирании государства (см . ГЛОБАЛИЗАЦИЯ).
Функции государства
Вопрос о функциях государства (т.е. о том, какая же деятельность является для него основной) является одним из главных. Чисто политические функции государства – прежде всего, представительство интересов основных социальных групп, защита национального суверенитета – не вызывают сомнений. Главной проблемой является вопрос об экономических функциях государства: должно ли оно только лишь создавать общие «правила игры» и следить за их соблюдением (государство как «спортивный судья»), или же оно само обязано участвовать в хозяйственной жизни (государство как «играющий тренер»)?
В эпоху рождения капитализма главным считалось ограничить вмешательство государства в жизнь людей. Так, в 18 в. один из отцов-основателей экономической науки Адам Смит выделил следующие статьи расходов государства:
расходы на поддержание внутреннего и внешнего мира (оборона и обеспечение правопорядка);
расходы на осуществление государственного управления (верховной власти, чиновников и т.д.) и внешних связей;
расходы на судопроизводство;
расходы на образование, как начальное, так и высшее в соответствии с определенной потребностью общества, а также на переобучение.
Вместе с тем Смит отрицательно относился к непосредственному вмешательству государства в экономику (например, в ценообразование). По Смиту, «чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей».
Такой минималистский подход к функциям государства, отводивший ему роль «ночного сторожа», был свойственен классическому либеральному подходу. Однако в 20 в. этот подход, преобладавший в 19 в., стал подвергаться сильной критике.
Современные либералы указывают, что есть ряд важных для нормальной жизни общества задач, которые нельзя эффективно решить в рамках частных взаимоотношений индивидов. Поскольку рынок не способен решить данные задачи, то эти «провалы рынка» (market failure – термин, впервые введенный в начале 20 в. английским экономистом Артуром Пигу) должны компенсироваться деятельностью государства.
Уже с конца 19 в. государства развитых стран начали все более и более активно участвовать в экономической жизни (Джон Хикс назвал это «административной революцией»), пока в 1930–1950-е не сложились системы государственного регулирования, специфичные для разных национальных моделей экономики.
Исходя из перечня недостатков рынка, в современном рыночном хозяйстве выделяют четыре основные функции государства (рис. 1).
1. Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночного хозяйства. Тем самым государство предоставляет агентам рынка общественные блага (особенно важны оборона и безопасность), регулирует побочные эффекты (например, предотвращает загрязнение окружающей среды), предоставляет потребителям и производителям информацию о рамочных условиях хозяйственной деятельности.
2. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика), атакже за счет общедоступного информационного обеспечения. Решая эту задачу, государство разрабатывает программы долгосрочного развития экономики, сглаживает негативные последствия экономических циклов, проводит активную макроэкономическую политику, модернизирует производство, бесплатно предоставляет экономическим субъектам многие виды ценной информации.
3. Защита конкуренции – защита в той мере, в какой она способствует экономической эффективности. Государственные службы вырабатывают «правила игры» в бизнесе (например, меры антимонопольного регулирования),следят за их выполнением и наказывают за их нарушение.
4. Социальная политика, которая заключается в целенаправленном перераспределении государством доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости. Это направление деятельности государства наиболее дискуссионно, поскольку программы борьбы с бедностью неизбежно понижают стремление людей самостоятельно заботиться о себе. В 1960-х США провозгласили курс на построение «государства всеобщего благосостояния » (welfare state), выделяя огромные деньги на помощь бездомным, на решение проблем безработицы и т.п. Курс на развитие «социального государства» приняли и многие страны Западной Европы. Экономическая неэффективностьгосударственных социальных программ, снижение стимулов к труду определили сокращение этих программ в дальнейшем. Однако и в наши дни социальная ответственность перед теми, кто не может самостоятельно обеспечить себя средствами существования, является одной из важнейших черт современного государства. Обществоведы выделяют ряд моделей «государств благосостояния» – англо-саксонскую (США,Великобритания), рейнскую (Германия, Австрия), скандинавскую (Швеция, Норвегия) и др. Эти модели различаются, прежде всего, объемом и формами перераспределительной деятельности государства.
Усиление роли государства в экономической жизни общества находит свое отражение, в частности, в росте доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте ведущих стран (табл. 2).
Либеральным критикам чрезмерного государственного регулирования удалось все же добиться того, что наряду с «провалами рынка» признают и «провалы государства» (failure government). Это означает, что деятельности государства внутренне присущи и недостатки – решая одни проблемы, государственное регулирование порождает новые, иногда еще более тяжелые.
Обычно выделяют два «провала государства».
1) Потеря части ресурсов. Государство, исполняя функции, делегированные обществом, недостаточно эффективно использует ресурсы, аккумулированные через систему налогообложения. Это связано с потерями из-за неэффективности работы государственного аппарата и его бюрократизации и коррумпированности. Отсутствие четких критериев эффективности деятельности госорганов ведет к тому, что в качестве таких критериев выступают разработанные самими же чиновниками стандарты, количественные показатели, ведущие к росту бюджетных расходов.
2) Использование собранных ресурсов в интересах не большинства, а меньшинства граждан. Деятельность групп давления (лоббизм) ведет к тому, что многие правительственные решения принимаются ради защиты интересов не рядовых граждан, а немногочисленных представителей верхушки общества (обычно, крупного бизнеса). При этом контроль за государственными органами бывает ограничен, а обладающие ценной информацией чиновники могут быть не заинтересованы в ее обнародовании.
Итак, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент современного рыночного хозяйства, оно отнюдь не является панацеей. Есть сферы экономики, где рынок в принципе малоэффективен (например, организация защиты прав собственности), но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано (скажем, сфера бытовых услуг). Общее требование к государственному регулированию в современном рыночном хозяйстве обычно формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не подменять его.
Типология государств
Есть много критериев, по которым можно типологизировать государства, существовавшие ранее и существующие в наши дни (табл. 3). Наиболее важный из них – это принципы взаимодействия между государством и индивидом.
В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государствоиэксплуататорское (рентоискательское) государство (табл. 4).
Обществоведы отмечают «парадокс подчиненности». Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством (прежде всего через систему выборов). С другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают, поскольку он либо не участвовал в их принятии, либо его мнение не было учтено. В результате возникают две опасности:
1) обмана со стороны государства – оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией), и, пользуясь монополией на применение насилия, опираясь на соответствующий аппарат, решать проблемы власть имущих, игнорируя потребности граждан;
2) обмана со стороны индивида – неисполнении законов и / или уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.
В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами – эксплуататорское государство.
Контрактное государство использует свое право на насилие лишь в пределах делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах. Граждане при этом рассматривают уплату налогов не как повинность, а как обязанность.
Контрактное государство возникает при следующих трех предпосылках:
1) наличие конституции, задающей рамки деятельности государства, где четко оговариваются права и обязанности индивида и государства;
2) существование механизма участия граждан в деятельности государства, благодаря которому обеспечивается соблюдение и совершенствование норм конституции;
3) наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества (независимых профсоюзов, прессы, политических партий, органов местного самоуправления и т.п.) и альтернативных государственному механизмов разрешения конфликтов и гарантов исполнения обязательств (международные судебные и иные органы, оппозиционные партии и т.д.).
При соблюдении эти предпосылок часто говорят о существовании правового государства (это понятие синонимично понятию «контрактное государство»). В современном мире оно предполагает безусловное подчинение государства следующим принципам:
– народный суверенитет;
– нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;
– связанность государства конституционным строем;
– верховенство конституции по отношению ко всем другим законам;
– разделение властей;
– независимость суда;
– свобода слова, совести, печати, собраний, митингов, шествий;
– приоритет норм международного права над нормами национального права.
В отличие от контрактного, у эксплуататорского государства обычно отсутствуют такие сдерживающие факторы. Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния (доходов и власти – все это часто объединяют понятием «политическая рента») правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Однако даже в рамках эксплуататорского государства стабильность, предсказуемость и системность налогов являются обязательным условием существования – тогда граждане / подданные могут смириться с этим. Государство в этом случае похоже на «оседлого бандита», который не только на основе «права силы» взимает поборы на своей территории, но и защищает граждан, живущих на его территории, от набегов кочевников, от нападений других государств и т.д.
Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство – система насильственного политического господства, для которой характерно полное подчинение общества (экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером или лидирующей группой (партией). Наиболее известные тоталитарные государства – фашистская Германия и СССР сталинских времен.
Эксплуататорский тип государства был типичен для доиндустриальных обществ, в эпоху нового времени нормой для развитых стран становится контрактное государство. Впрочем, наряду с перерастанием эксплуататорского государства в контрактное возможен и обратный процесс (как, например, формирование в 1920–1930-е фашистских государств в Италии и Германии).
По форме правления выделяют два основных типа государств – республику (парламентская или президентская) и монархию (абсолютная или конституционная). В современную эпоху наиболее распространены республиканские формы правления. Сохраняющиеся конституционные монархии (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Испания, Япония, Непал и др.) чаще всего де-факто не отличаются от республик, поскольку монархи выполняют чисто представительские функции, почти не участвуя в политической жизни.
По характеру внутренних связей и форме государственного устройства выделяют два основных типа государственных структур – унитарное и федеративное государство.
Унитарное государство – это такая форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на унифицированные административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. Это создает организационно-правовые предпосылки для сильного влияния центральной власти на всей территории страны. Примеры унитарных государств – царская Россия, Бельгия, Голландия, Япония, Бразилия и др.
Отличия федеративного государства от унитарного заключается в наличии самостоятельных административно-территориальных единиц, как правило, обладающих собственным бюджетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти и строящих отношения с федеральным центром на основе разграничения полномочий и ответственности. Федеративная структура государства складывается обычно в тех странах, где разные регионы сильно отличаются друг от друга по культурным традициям и уровню экономического развития. Россия является федеративным государством. Такое же устройство имеют США, Канада, Германия, Индия, Мексика. Крайней разновидностью федеративного государства является конфедерация , предполагающая еще более высокую самостоятельность регионов. Наиболее известная – Швейцария.
В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.
Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.
Евгений Капогузов, Юрий Латов
Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства, для того чтобы уяснить основные тенденции в эволюции данного института, разобраться в сущности современных государств.
Говоря об истории развития государственности, обычно используют категории "тип государства", или "исторический тип государства", "тип права", "исторический тип права".
Тин государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств.
Ранее в отечественной юридической науке при изложении данного вопроса использовался только так называемый формационный подход к истории развития общества. Сейчас получил распространение и другой подход – цивилизационный. Рассмотрим оба подхода.
Формационный подход к типологии государства был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. Марксизм-ленинизм рассматривает историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждому типу общества свойствен определенный тип производственных отношений (базис) и соответствующих ему политических правовых и иных (надстроечных) учреждений. Государство и право – это наиболее важные части надстройки, их сущность, содержание в конечном счете определяются экономическим базисом.
Таким образом, в соответствии с формационным подходом к истории развития общества исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Тины государств в обществах, расколотых на антагонистические классы: рабовладельческое государство (основная характеристика – политическая власть находится в руках рабовладельцев), феодальное государство (политическая власть находится в руках феодалов), буржуазное государство (политическая власть – у буржуазии). Государство при социализме и в переходный период к коммунизму является социалистическим, оно выражает волю всего народа. Каждому типу государства соответствует тип права.
Движущая сила последовательной смены исторических типов государств – классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений.
Процесс смены исторических типов государства характеризуется объективностью. В целом он не зависит от воли и сознания людей, различные субъективные факторы могут ускорить или замедлить этот процесс, но не прервать или повернуть его в другую сторону. Каждый последующий тип государства является исторически более прогрессивным, чем предыдущий, их смена осуществляется в результате революции.
Имеет ли смысл в настоящее время обращаться к формационному подходу? Быть может, он уже стал достоянием истории вместе с марксизмом- ленинизмом? Представляется возможным говорить об определенной познавательной ценности формационного подхода к истории развития общества, но только применительно к развитию европейских государств и лишь до начала XX в. После Первой мировой войны началось активное вмешательство государства в экономику, постепенное сглаживание социальных противоречий, международное сотрудничество государств на основе признания прав человека (в том числе социально-экономических), создание гарантий для их соблюдения, повышение уровня благосостояния всех членов общества. Индустриально развитые государства эволюционировали, приобрели новое качество.
Существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств.
Наиболее часто термин "цивилизация" употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, можно говорить о цивилизациях древних и современных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях западных и восточных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и т.д. Выше речь уже шла о тесной взаимосвязи общества и государства (см. социологическое понятие государства), поэтому определенный познавательный смысл имеют и типологии государств, основанные на типологиях общества, существовавших человеческих цивилизаций, особенности которых обусловили своеобразие тех или иных государств.
Именно с юридической точки зрения более ценным представляется цивилизационный подход к типологии государства, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому, анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государства в основу классификации берется соотношение государства и личности. В соответствии с этим подходом различают государства традиционные и современные (или конституционные).
Традиционные государства. Под ними подразумеваются прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.
Современные (конституционные) государства, под которыми понимаются в основном буржуазные республики и конституционные монархии. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена (прежде всего конституцией, поэтому современные государства называют и конституционными), признаны и гарантированы права человека.
В следующих темах по теории государства будет продолжена характеристика традиционных и современных государств. Это самая общая классификация, существуют и другие, уточняющие и дополняющие ее. Кроме того, следует иметь в виду и то, что множество государств находится на разных стадиях перехода от традиционных к конституционным государствам.
Традиционные и современные (конституционные) государства существенно отличаются друг от друга – у них различные способы возникновения, сущность, функции, политический режим, государственный аппарат и принципы его организации и деятельности, форма правления, форма государственного устройства, наконец, вся политическая система. На эти отличительные черты будет обращаться внимание по ходу изучения теории государства.
Можно остановиться на различиях в способах возникновения и в сущности традиционных и современных (конституционных) государств.
Традиционные государства возникли в глубокой древности в процессе разложения первобытнообщинного строя и преобразования институтов общественной власти под влиянием ряда факторов, основным из которых был переход от присваивающей к производящей экономике, так называемая неолитическая революция. Зачатки современной (конституционной) государственности возникают в Новое время в период буржуазных революций, путем революционных или эволюционных изменений различных государств. Этот процесс продолжается и в настоящее время.
В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона: государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни.
О формационном и иных подходах к историческому развитию государственности см.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. Т. 1. С. 193-221.
Представляет интерес и теоретическое осмысление процесса исторического развития права. Как и в теории государства, для этого используется категория "исторический тип права". При исследовании процесса развития нрава также возможно применение формационного и цивилизационного подходов. В первом случае дают характеристику рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому праву; во втором говорят о праве традиционных государств и о праве современных (конституционных) государств.
Здесь, однако, необходимо сделать следующие замечания. Формационный подход в силу его недостаточной универсальности постепенно отходит в прошлое и становится достоянием истории науки, а к типологии права из-за особенностей последнего он разработан еще менее, чем к типологии государства. Цивилизационный подход к осмыслению исторического развития права представляется более перспективным, однако он не получил в юридической науке широкого применения. Исследование процесса развития права – и с содержательной, и с технико-юридической стороны – остается актуальной проблемой теории государства и права.
Славянские племена издревле заселяли Восточную Европу и античными авторами назывались венетами, антами, склавенами. Они занимали значительные территории современной Украины и России, ведя в основном земледельческий образ жизни и поддерживая торговые отношения с соседними народами и государствами. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами римские монеты II–IV вв.
Накануне образования государственности у восточных славян они уже были объединены в обширные территориальные племенные союзы (протогосударства) со своими политическими центрами – Куявия (киевская земля), Славия (район озера Ильмень) и Артания (предположительно от Тмутаракани на Таманском полуострове и до современных рязанских земель). Эти объединения стали фундаментом для образования Древнерусского государства – Киевской Руси. Источники так называют эти племена или племенные союзы: поляне, древляне, волыняне, бужане, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, ильменские славяне, вятичи и радимичи.
Восточные славяне создали государственность минуя рабовладельческий строй, перейдя сразу к феодализму.
Большинство российских исследователей считают, что государственность на Руси сложилась в IХ в., и ее колыбелью являются Новгород и Киев. Некоторые историки, опираясь на древнейшую нашу летопись Нестора «Повесть временных лет», традиционно связывают образование государства с призванием варягов. (Так называемая норманнская теория происхождения Древнерусского государства). Хотя следы варяжского влияния мизерные: на территории Руси в 10 тыс. кв.км. историки насчитали лишь 5 скандинавских топонимов. Варягов славяне знали как торговцев, проложивших международный торговый путь по воде «из варяг в греки». Согласно летописи новгородцы прогнали князя, но не смогли править самостоятельно, т.к. не хотели подчиниться руководителю из своей среды, потому обратились за море к Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Уговаривая их на княжение, новгородские послы произнесли примечательную фразу: «Земля наша велика и обильна, да наряду (порядка) в ней нет. Да придете княжити и володети нами». В 862 г. варяги пришли на Русь и сели на престол: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (около Пскова), Синеус – в Белоозере. Князья были призваны не в качестве правителей, а лишь руководителями вооруженной силы, для защиты новгородских территорий. Тем не менее год их призвания считается отправным в истории российской государственности.
По-видимому, воспользовавшийся непрекращающейся смутой в Новгороде Рюрик осуществляет военный переворот и становится правителем. После его смерти, вероятно, произошла смута, и часть варягов во главе с Аскольдом и Диром ушли к Киеву и захватили его, что нарушило единство контроля над торговым путем. Вскоре Олег с пятилетним сыном Рюрика Игорем и дружиной направились к Киеву и в 882 г. овладели им, убив мятежных варягов. Олег остался на юге и объединил два крупнейших государств в одну державу под названием Киевская Русь. Год 882 считается возникновением Киевской Руси. Олег подчинил своему владычеству близлежащие славянские племена, платящие дань хазарам, а затем расправился и с ними. Он объявляет себя великим князем, а подчиненные князья стали именоваться «светлейшими».
С целью восстановления торгового пути и закрепления для славян выгодных условий на нем Олег в 907 и 911 гг. совершает большой победоносный (прибил щит на вратах Царьграда) поход в Византию. Поход Игоря туда был неудачным, как и его внутренняя политика, закончившаяся его убийством древлянами при сборе дани.
Его жена Ольга была русской женщиной родом из Плескова (Пскова) и зарекомендовала себя более мудрой правительницей, одной из первых на Руси принявшей христианство. Их сын – Святослав – уже был наполовину славянин, прославившийся как князь-завоеватель. Первым же древнерусским князем считается Владимир I – устроитель русской земли. В 988 г. он принимает христианство из Византии, т.к. именно там религия была подчинена императору, о чем и мечтал князь для опоры и возвышения своей власти. Принятие православия имело прогрессивное значение и стало переворотом, обновившим и оживившим поступательный путь развития Руси.
После кончины Владимира Киевский престол занял его сын Ярослав по прозвищу Мудрый. При его сыновьях-преемниках намечается распад Киевской Руси на отдельные княжения (уделы). Падает и значение Киева как столицы государства. Усиливается напор кочевников (печенеги, каракалпаки, половцы). На время Владимир Мономах, призванный киевлянами на великокняжеский престол в 1113 г., восстановил былую мощь государства.
Во второй четверти ХII в. распад усиливается. Начинаются междоусобные княжеские войны. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил и разграбил Киев и перенес столицу во Владимир, что можно считать концом Киевской Руси. Официально же она перестала существовать после захвата татаро-монголами Киева в 1240 г.
Еще по теме 1.1. Появление и развитие государственности у восточных славян:
- III. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ С 1795 г. ПО 1870 г. Директория (1795-1799 гг.).
Теоретические подходы к изучению истории российской государственности
Государство- совокупность граждан, проживающих на определенной территории.
Государство- основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей и их групп.
Теоретические подходы к исследованию происхождения государства: 1) Теологический- государство создано Богом(А. Августин, Ф. Аквинский). 2) Политико-философский подход(античность)-государство-средство решения общих дел.(Платон, Полибий). 3) Теория общественного договора (Англия 17 века) Государство как средство обуздания человеческой агрессивности(Т. Гобба, Дж Локк). 4) Классовый подход (19 век) Государство- следствие разделения общества на классы и орудие угнетения одного класса другим. 5) Организационно-структурный (20 век) Государство- безличный механизм, являющийся источником права и закона.
Государственное управление - целенаправленное действие гос. органов, по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации управленческих решений. Государственный аппарат- система связанных элементов связанного механизма и соответствующих учреждений и органов.
Государственные органы: 1) Высшие органы(подчиняются непосредственно носителю верховной власти): боярская дума, земский собор, сенат, гос.совет, президент, парламент, правительство, суды. 2) Центральные органы(отраслевые и многоотраслевые учреждения исполнительной власти, реализующие управленцеские решения на общегосударственном уровне): государев двор(Киевская Русь), приказы(Иван4), коллегии (Петр1), Министерства, народные комиссариаты. 3) Региональные и местные (органы государственной власти на местах+местное самоуправление): уделы(Древняя Русь), уезды(Московская Русь), Губернии (Петр1),республики, области.
Характеристики политической системы: 1) Форма правления- способ организации высших органов власти: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА. 2) Форма государственного устройства- способ организации территории государства и взаимодействия высших и центральных органов с местными: ФЕДЕРАЦИЯ, УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, КОНФЕДЕРАЦИЯ. 3) Тип политического режима – способ взаимодействия государства и гражданского общества: ДЕМОКРАТИЯ, АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТОРИЗМ.
3. Восточнославянское общество и складывание предпосылок образования государства
Выделяют две теории происхождения славян:
1. Миграционная, согласно которой славяне являются пришлым народом.
А) дунайско-балканская, согласно которой первоначально славяне обитали в бассейне Дуная;
Б) скифо-сорматская (19в. Собалевский). Славяне являлись выходцами из Передней Азии, являлись потомками скифов и сорматов.
В) прибалтийская (Шахматов, Гумилев). Славяне являлись выходцами из Прибалтики.
2. Автохтонная теория, согласно которой славяне являются коренным народом. Основоположники – чешский ученый Нидерле и советский ученый академик Рыбаков.
Основным родом занятий славян было земледелие, на Севере - присваивающее хозяйство, на Юге – скотоводство.
Ранней формой социальной организации славян была родовая община. Затем она трансформировалась в соседскую общину, каждая семья вела свое хозяйство. Отдельные соседские общины объединялись в племена.
Предпосылки образования Древнерусского государства: -Нарастание общих интересов у восточнославянских и финно-угорских племён, их стремление к объединению для совместной обороны от внешних врагов; -Рост числа городов, в которых селились представители разных племён и родов, что вело к размыванию родовых традиций и тяготению городского жизненного уклада к государственным формам; -Усложнение связей между родами и племенами, необходимость политического арбитража для координации отношений между ними. -Увеличение хозяйственных связей и товарообмена между родами и племенами, необходимость единого расчётного эквивалента, общей денежной единицы.
Историческим процессом являлась смена социально-экономических формаций, а основным содержанием исторического процесса являлась борьба классов между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Государство не является единомоментным.
Согласно материалистической теории образования государства усовершенствование орудий труда приводило к росту с/х производства и появлению прибавочного продукта,следовательно это привело к началу социального расслоения.
Этапы разделения труда в первобытном обществе: 1) Отделение производящих форм хозяйства от присваивающих. 2) Появление ремесла. 3) Выделение торговли. 4) Появление элитных слоев населения.
Основной ячейкой восточно-славянского общества являлась соседская община(«вервь»), просуществовавшая до начала 20 века. Фаза перехода от первобытного общества к классовому называется военной демократией - форма организации власти, при которой полноправными субъектами являлись взрослые и здоровые мужчины, способные носить оружие.(У восточных славян- 6-9 века). Одним из признаков военной демократии является реципрокный обмен- раздача материальных благ в обмен на признание лидерства.
Структура политической власти на этапе военной демократии: Во главе ВОЖДЬ(КНЯЗЬ), а при нем – дружина, вече, совет старейшин.
Образование СССР. Советское государственное управление в 1920-е гг.
В результате гражданской войны, большевики в целом сумели восстановить целостность территории бывшей Российской Империи, за исключением Польши, Финляндии и Прибалтики. Встала задача строительства нового гос. утсройства. В начале 20х годов партия большевиков выдвигала 2 точки зрения по вопросу о гос. устройстве: -Стали(Автономизация: предлагалось воссоздать унитарное государство, но с прдоставлением национально-культурной автономии отдельным территориям) и – Ленин(Федерация).
В результате 30 дек. 1922г приняты декларация и договор создания СССР. 4 республики: РАСФСР, Украина, Белорусия, Закавказская: Грузия, Армения, Азейбарджан. В январе 1924г. Принята конституция СССР. Структура высших органов гос. власти повторила положение Конституции РСФСР 1918г. После смерти Ленина в 1924г председателем СНК стал Рыков.
Внутрипартийная борьба в 20е годы. Этапы: 1) 1924-1925гг.-Борьба с левой оппозицией: (Сталин+Зиновьев и Каменев: идея построения социализма в отдельной стране)-(Троцкий: идея мировой социалистической революции).2) 1926-1927гг-Борьба с объединенной оппозицией: Сталин+Бухарин и Рыков)-(Зиновьев и Каменев+ Троцкий). 3) 1928-1930гг-Борьба с правой оппозицией(Сталин: Свертывание НЭПа и переход к командно-административной системе)-(Бухарин и Рыков+Томский: НЭП жизнеспособен, нужно поддерживать).К концу 20х годов Сталин остался единственным лидером партии большевиков.
Причины: 1) Использование возможностей должности генерального секретаря, 2) Гибкая политическая линия.
Оформление советского тоталитарного режима в 1930-е гг.
В 1934году. Состоялся 17 съезд ВКП(б), который получил название «Съезд победителей». После съезда произошло убийство Кирова, в котором обвинили Троцкого, что повлекло за собой репрессии.5 дек.1936г. была принята «Сталинская» Конституция СССР. Структура: На вершине стояли ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА и ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, им подчинялись СОВЕТ СОЮЗА, СНК, СОВЕТ НАЦИЙ.По этой конституции советская система носила демократический характер. В Советы всех уровней- от Верховного да местных- регулярно проводились выборы. Но на этих выборах выдвигался только один кандидат от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». А неучастие в выборах влекло за собой суровое наказание. Кандидаты на выборные должности только формально утверждались на собраниях избирателей, а фактически назначались партийными структурами. Каждый Совет имел свой исполнительный орган: от Совета Народных Комиссаров(правительство СССР) до исполкомов местных Советов. Народных комиссаров Сталин назначал лично. В Конституцию была внесена статья, отразившая принцип партийного всевластия. Всеобъемлющая власть ВКП(б) осуществлялась посредством принятия решений по всем вопросам государственной, общественной и культурной жизни, а также их выполнения под контролем миллионов членов партии. Сталин предал партийной структуре милитаризированный характер. Партийную систему сравнивают с системой рычагов- каждый на каждый рычаг давит вышестоящий рычаг и так до самого верха. Все управленческие структуры сходились на вожде, что придавало его власти абсолютный характер.
Общественная система, сложившаяся в СССР к концу 30х годов, многие исследователи характеризуют как тоталитарную. В отличии от диктаторской системы, действующей по принципу «можно то, что не запрещено», власть государства в тоталитарных режимах распространяется шире, и действует принцип «можно то, что разрешено», т.е. гражданам диктуется их поведение.
Сталинский тоталитарный режим отличают следующие черты: - Экономика, основанная на господстве государственной форме собственности, управлялась огромным аппаратом чиновников-от наркома до мастера на производстве. – Рост производительности труда был низким(исключение тяжелая промышленность), - Промышленность развивалась экстенсивным путем(за счет дешевой рабочей силы и строительства новых предприятий). -Цифры выполнения пятилетних планов сохранились только в парадных отчетах. – С/х не вышло из кризиса.Политический строй основывался на личной диктатуре Сталина, который управлял страной с помощью послушному ему и разветвленного аппарата ВКП(б)- от Политбюро до секретаря райкома. Советы, избираемые формально превратились в безгласный придаток партийных структур. НКВД также находится по личным контролем Сталина Население охвачено целой сетью общественных организаций: профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская и октябрятская организации. Эти структуры играли роль «проводников партийных решений массы» В школа, вузах, домах культуры господствовала партийная идеология- марксизм-ленинизм. Такая система просуществовала без серьезных изменений до смерти Сталина 5 марта 1953г.
Истории России
1 Историческая наука и ее основные категории
2 Российские исторические школы и их представители
3 Древние народы и государства на территории России (I тыс. до н.э. – X в. н.э.)
4 Восточные славяне: теории происхождения, общественный строй
5 Образование Древнерусского государства: предпосылки…
6 Социально-политический строй Киевской Руси
7 Крещение Руси: причины, характер, значение
8 Эпоха раздробленности Руси (XII – XIII вв.): причины, …
9 Борьба русских княжеств с иноземными завоевателями в XIII в.
10 Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XVI вв.
11 Предпосылки и начало объединения русских земель (XIV – первая половина XV вв.)
12 Завершающий этап образования Российского централизованного государства
13 Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады
14 Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия
15 Внешняя политика России в XVI веке
16 Смутное время: социальная катастрофа и поиск альтернатив развития России
17 Политическое развитие России при первых Романовых (XVII в.).
18 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Соборное уложение 1649
19 Внешняя политика России в XVII веке
20 Православная церковь и государство в XVII веке. Реформа патриарха Никона и рас
21 Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи
22 Реформы Петра I: административные, экономические, социальные.
23 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
24 Россия во второй половине XVIII в.: политика просвещенного
25 Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в.
26 Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I
27 Апогей самодержавия в период правления Николая I
28 Общественно-политические течения первой половины
29 Внешняя политика России в первой половине XIX в.
30 Отмена крепостного права. Социально-экономическое
31 Сущность и значение либеральных реформ Александра II
32 Политика контрреформ Александра III
33 Общественно-политические движения второй половины XIX
34 Внешняя политика России во второй половине XIX в.
35 Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв.
36 Революция 1905 – 1907 гг. и изменения в системе управления третьеиюньской мо
37 Формирование политических партий России в начале XX в.
38 Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Первая мировая
39 Революционные события 1917 года в России
40 Гражданская война в России 1918 – 1922 гг.
41 Советское государство в 1920-е гг.: социально-экономическое
42 Установление тоталитарного режима в 1930-е гг
43 Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг.
44 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
45 Развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.)
46 Либерализация советской системы в период руководства Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.)
47 Политический и экономический «застой» 1960-х – начала 1980-х гг.
48 Кризис советской системы и попытки ее реформирования в 1980-е –
49 Внешняя политика СССР в условиях холодной войны (1946 – 1991 гг.)
50 Российская Федерация в 1990-е гг.: противоречия
Особенности и закономерности развития российской государственности
Государственность - отражение качественного состояния государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении длительного исторического периода, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества. Государственность, в отличие от понятия «государство», - более объемное понятие. Отождествление(сходен,похоже) государственности с государством лишает ее такого важного свойства как динамичность(активность,энергичность), способность к преемственному и непрерывному развитию.
Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность.
Российские государственные образования: 1) Киевская Русь 9-12 веков, 2) Эпоха раздробленности и удельных княжеств 12-15 веков, 3) Московское государство 15-нач. 18 веков. 4) Российская империя 18-20 века, РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)и СССР до 1991 года, 6)Российская Федерация с 1992года.
Все исторические теории признают, что развитие Российской государственности имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее как от Запада, так и от Востока: ЭТАТИЗМ-(от лат. «этат» государство)- активное вмешательство государства во все сферы жизни общества и систему управления на всех уровнях. ПАТЕРНАЛИЗМ-(от «патер»-отец)- отеческое отношение государства к своим подданным, официально провозглашаемый курс на социальную поддержку незащищенных слоев населения. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимое отношение к представителям разных этносов и религиозных конфессий. ЦИКЛИЧНОСТЬ - последовательная смена фаз политического развития: 1-реформы.2-контрреформы.3-революционный кризис.4-восстановление.