История ксерокса. Первый советский «ксерокс» против КГБ
Копирование и размножение документов, разумеется, возникли одновременно с самими документами. Но в целом делать копии люди начали гораздо раньше возможно, в тот момент, когда древний художник захотел изобразить на стене пещеры точно такого же мамонта, как в жилище соседа. А поскольку никаких технических средств для этого еще не существовало, надеяться приходилось только на свою память и глазомер что не могло не отразиться на идентичности копии.
Тысячелетия спустя были изобретены технологии гравирования и печати, которые давали возможность получить новый текст или рисунок в необходимом количестве экземпляров, но копировать уже имеющийся документ приходилось все так же вручную: вырезать гравировочную матрицу с образца, набирать текст и делать его оттиск или вообще по старинке перерисовывать или переписывать. Можно было скопировать оригинал, наложив на него прозрачную бумагу, или использовать камеру-обскуру но это не решало проблему.
В 1714 г. англичанин Генри Милл изобрел пишущую машину, позволявшую быстрее и проще записывать, а также копировать и размножать печатный текст. К сожалению, машина делала всего один экземпляр документа, и лишь в 1806 г. Пеллегрино Турри изобрел копировальную бумагу, и стало возможным получать до пяти копий одновременно.
Гектограф.
Кроме того, с помощью пишущей машины можно было делать трафареты-восковки для изобретенного Томасом Эдисоном мимеографа (ротатора), производившего значительное количество копий. Еще одним множительным устройством был предложенный российским инженером Михаилом Алисовым гектограф он давал до 100 копий с желатиновой матрицы.
И все же, строго говоря, все эти устройства еще не были копировальными в буквальном смысле этого слова. С их помощью можно было сделать набор или промежуточный оттиск, а затем получить несколько одинаковых экземпляров документа, но, к примеру, копию книжной страницы они выполнить не могли. Иначе говоря, это было не факсимильное (дающее точную копию), а полиграфическое воспроизводство исходного документа. Чтобы добиться настоящего копирования, нужно было изобрести нечто вроде фотографии на бумаге. Такие аппараты, использовавшие химические проявители, инфракрасное излучение и специальную бумагу, появились в середине XX в., но процесс копирования, ставший общеупотребительным в последние десятилетия, опирается на физические явления, в частности на фотопроводимость полупроводников.
В 1934 г. американский физик Честер Карлсон, имевший опыт работы в патентном бюро и знавший цену хорошим копиям документов, начал свои исследования, связанные с фотографическим и печатным процессами. Его внимание привлекла публикация о том, что электропроводимость определенных материалов меняется под воздействием света. Этот принцип он и решил положить в основу своей разработки.
В своей лаборатории в подсобном помещении гостиницы «Астория» на Лонг-Айленде Карлсон проделал любопытный опыт. Наэлектризовав трением пластинку поликристаллической серы, он осветил ее через пленку, несущую изображение. Сера является фотопроводником, при освещении в ней возникают носители тока, которые разряжают освещенные участки. Поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность порошком с противоположным зарядом, крупинки порошка притянутся к соответствующим участкам, и изображение проявится. Для проявления Карлсон использовал давно известный в физике трибоэлектрический эффект. Он смешал порошки сурика и серы, частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами, и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили слова: «Астория, 22 октября 1938 года». Эту дату можно считать днем рождения ксерографии.
Ч. Карлсон.
Первый ксерографический отпечаток.
В 1942 г. Карлсон запатентовал свое изобретение, которое назвал электрофотографией, и занялся внедрением его в производство. Он демонстрировал опытный образец представителям различных компаний, доказывая, что копировальный аппарат необходим для успешного ведения бизнеса, однако повсюду получал отказы. Их мотивировали тем, что аппарат очень громоздкий, к тому же в процессе копирования сильно загрязняет листы бумаги. Только через два года изобретателю удалось продать лицензию на дальнейшую разработку и производство копиров фирме Haloid Company.
Название «электрофотография» показалось покупателям слишком «научным», и к сотрудничеству привлекли профессора-филолога, который нашел более приемлемое в коммерческом плане наименование «ксерография», от греческих слов xeros «сухой» и grapho «пишу». Это название Карлсон сократил до привычного нам «ксерокс». В 1948 г. копировальные аппараты появились на рынке, первая модель называлась просто Model А.
Принцип действия копира заключался в следующем. Перед печатью фотобарабан заряжался коронным электрическим разрядом, после чего производилось экспонирование при помощи лампы и системы зеркал. Покрытие барабана в освещенных местах теряло диэлектрические свойства, что приводило к стеканию в этих местах электрического заряда на массу. Затем красящее вещество (тонер) с вала проявки переносилось на разряженные участки за счет своего противоположного заряда. Лист бумаги прокатывался по барабану и попадал в узел термозакрепления (фьюзер), где тонер расплавлялся и впрессовывался в структуру листа.
Копия первого копировального аппарата Ч. Карлсона.
Одна из первых моделей фирмы Xerox Model D.
В том же 1948 г. немецкий изобретатель Эйсбен независимо от Карлсона создал свой копировальный аппарат, использующий тот же принцип, но несколько отличающийся с точки зрения конструкции. Основанная Эйсбеном фирма Develop Corp., владеющая 16 патентами на множительную технику, до сих пор выпускает копиры. Через некоторое время производить копировальную технику стали и другие американские и европейские компании.
В 1953 г. выпускник Московского университета Владимир Фридкин, основываясь на исследованиях болгарского физика Георгия Наджакова, создал копировальный аппарат, использующий несколько иной принцип. Наджаков обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает сохраняющаяся длительное время внутренняя электрическая поляризация. Такой фотопроводник с постоянной электрической поляризацией был назван фотоэлектретом. В аппарате Фридкина фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта как у Карлсона. Однако фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Оно могло храниться скрыто, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Опытный образец аппарата ЭФМ-1 был изготовлен на заводе «Полиграфмаш». В Вильнюсе была открыта лаборатория электрофотографии, а на одном из кишиневских заводов готовились к массовому выпуску копировальных аппаратов, но по политическим соображениям работа была прекращена: доступность множительной техники правительству показалась опасной.
Тем временем Haloid Company в 1959 г. выпустила полностью автоматическую модель копировального аппарата Xerox 914. Чтобы получить копию, достаточно было загрузить в него оригинал, самую обыкновенную (а не специальную, как у других производителей) бумагу и нажать кнопку. Новая модель сразу же завоевала настолько большую популярность, что компания сменила название на Xerox Corporation. Для рынка копировальной техники Xerox 914 стал тем же, чем знаменитый «Форд-Т» для автомобильного рынка.
Здание корпорации Xerox.
Компания не только продавала свои довольно дорогие аппараты, но и сдавала их в аренду, тем самым еще больше укрепив свои позиции. Позднее она разработала и выпустила на рынок первый аппарат факсимильной связи, ставший предшественником современного факса. В 1966 г. была изготовлена модель, габариты которой оказались в шесть раз меньше, чем у Xerox 914, она легко помещалась на письменном столе. К концу 19б0-х годов торговый оборот компании перевалил за миллиард долларов.
В 1968 г. копировальные аппараты компании Xerox появились в СССР, а в 1974 г. в Москве было открыто представительство компании. В русском языке название торговой марки стало нарицательным для обозначения любой копировальной техники, правда только зарубежного производства: появившиеся примерно в то же время отечественные копиры «ЭРА» и «РЭМ» ксероксами не называли. Любопытно, что в Монголии, куда первыми начала поставлять копиры компания Canon, копировальная техника называется «канонами».
В рамках борьбы с монополизацией Федеральная торговая комиссия США в 1970-х годах обязала Xerox безвозмездно предоставить основные патенты на изобретение Карлсона всем заинтересованным в этом компаниям. В результате японские компании Ricoh, Canon и Sharp молниеносно заполнили американский и европейский рынки своей качественной и более дешевой продукцией. К чести корпорации Xerox, она справилась с возросшей конкуренции и продолжает занимать ведущие позиции в производстве копировальной техники.
Сотрудница Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина за копировальной машиной. 1974 г.
Цветной Xerox 6500. 1973 г.
Совершенствование копировальных аппаратов продолжается полным ходом. В последние десятилетия появились цифровые лазерные копиры. Лазерный луч наносит на фотобарабан темные участки изображения, тонер при этом «прилипает» только к незаряженным участкам барабана, а от остальной поверхности его отталкивает одноименный электрический заряд. И хотя в будущем использование бумажных документов в связи с переходом на электронные носители неизбежно сократится, до тех пор ксероксам предстоит еще немало потрудиться.
Высокоскоростной копировальный автомат Konica.
Согласно последней оценке консалтинговой компании Infotrends, с помощью копировальной техники компании Xerox Corporation по всему миру было сделано более 3 трлн копий и распечаток. Компания имеет представительства в 130 странах мира, около 55 тыс. сотрудников и более 5 млн заказчиков. Годовой оборот Xerox превысил 15 млрд долларов.
В 1906 году в Рочестере (США) была основана компания Haloid Compani, которая занялась производством фотобумаги. Спустя несколько десятилетий (в 1947-ом) руководство фирмы приобрело патент копировального устройства, ранее разработанного Честером Карлсоном. Еще позже, 1958-ом, компанию переименовывают в Haloid Xerox, а в году 1961-ом – в Xerox Corporation. Это лишь некоторые моменты из истории известнейшего на сегодняшний день производителя копировальной техники и периферийных устройств. В действительности же, был ошеломляющий взлет, затем – практически крах, и наконец – возрождение. Все это касается компании Xerox.
Честер Карлсон – изобретатель копировального аппарата
В 30-ые годы прошлого столетия далеко не все американцы имели работу, которая нормально оплачивалась. Что касается изобретателя первой копировальной машины, Честера Карлсона, то ему и вовсе пришлось начинать зарабатывать деньги уже с двенадцати лет, совмещая работу и учебу в колледже, а затем в политехническом институте в Калифорнии. Учебное заведение Честер окончил, получив степень бакалавра в области физики.
Поработав дворником, уборщиком, помощником печатника, Карлсон разослал несколько десятков резюме. На одно из них откликнулся патентный отдел “П.Р.Мэллория и К0”, приняв молодого парня на работу. Задача заключалась в фотокопировании и рассылке копий чертежей. Заказчиками выступали различные фирмы.
Методы копирования в то время были “дедовскими”: трудопотери были огромными, брака было много. Именно по этой причине Честеру и пришла в голову мысль каким-то методом механизировать свой труд. Таким образом, чулан его маленькой квартиры стал лабораторией для проведения опытов и движения к цели. Через 3 года усиленной работы Карлсон с напарником получили первую копию, созданную с использованием электростатического метода. Получив патент, изобретатель начал предлагать продукт своего труда различным фирмам.
Xerox: от первой прибыли до миллионов долларов
Демонстрация работы первого копировального аппарата достаточно часто была неудачной: бумага портилась, копии получались размытыми. Это заставляло Карлсона искать кредиторов, без которых проведение дальнейших разработок было невозможным. 3000 тысячи долларов были выделены руководством фирмы “Беттел мемориал”, под опекой которой и трудился далее изобретатель. Партнером “Беттел мемориал” была компания Haloid. Позже образовалось совместное предприятие – “Рэнк-Ксерокс”.
После образования новой компании основной задачей изобретателя и команды являлось совершенствования аппарата модели 914, имевшей ряд недостатков. Сначала она в продажу поступала даже с огнетушителем. Причиной этому были частые возгорания бумаги. Со временем модель все же удалось сделать более совершенной, а благодаря телевизионному рекламному ролику она обрела популярность. С того времени эти аппараты начали поступать не только в продажу, но и сдавались в аренду.
В 1966 году компанией реализовывалась уже более совершенная модель 813. Она была в 6 раз меньше, чем 914-ая. Позже появилась модель 2400. Объем продаж с годами рос, и это выглядело так:
- В 1959 году объем составил 32 миллиона долларов;
- В 1961 – 61 миллион;
- В 1962 – 104;
- В 1968 – 1125.
Спад производства и потеря рынка сбыта, возвращение лидирующих позиций
Практически все успехи компании Xerox были связаны с отсутствием конкуренции на то время. После того, как позиции стали укреплять Kodak и IBM, у Xerox наступили тяжелые времена.
Практически крах компании заставил руководство искать самые различные пути решения накопившихся проблем. Одним из таковых стало обращение в консультационную фирму Недлера, который выявил основные проблемы и составил дальнейший план действий. Основными пунктами являлись:
- Четкая и ясная формулировка задач;
- Организация нововведений;
- Перевод производства на новые рельсы.
Воплощение в жизнь новых идей было невозможным без новых знаний. С целью их обретения руководство Xerox обратилось к Филу Кросби с просьбой прочесть цикл лекций для высшего руководства фирмы на тему проблем качества. Встал вопрос и о полной переподготовке персонала. С целью его решения в Лисбурге был построен учебный комплекс.
К концу 1988 года 100 тысяч служащих Xerox прошли переподготовку, что дало отличные результаты: качество продукции стало заметно выше, прибыль начала расти. В этом же году французский, английский и голландский филиалы получили ряд наград за высокое качество продукции.
Год 1989-ый – один из самых удачных в истории компании: Xerox получает “приз Болдриджа”, чем сильно укрепляет позиции на рынке копировальной техники и периферийных устройств.
Владимир Фридкин
Доктор физико-математических наук профессор Владимир Михайлович Фридкин известен читателям "Науки и жизни" как литератор, автор увлекательных рассказов, в том числе об А. С. Пушкине и его времени. (Кстати, издательство "Физматгиз" собирается выпустить его новую книгу "Непридуманные рассказы о любви".)
На просьбы написать научно-популярную статью по своей основной специальности - физике твердого тела Владимир Михайлович неизменно отвечал отказом.
Говорил, что о физике не хочет писать популярно.
Однако на этот раз он поступился своим принципом.
И поводом послужило следующее событие.
В мае этого года Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил В. Фридкина премией Берга за "выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области". Ксерография - фотографический процесс, опирающийся на чисто физические явления.
В 1953 году В. М. Фридкин, только что окончивший Московский университет, создал первый ксерокс, а впоследствии развил теорию ксерографии.
Сейчас ксерокс стоит в каждом учреждении и без ксерографии невозможны факсимильная связь и десятки других технологий.
А пятьдесят лет тому назад это было чудо.
И чудо это родилось в России.
Первооткрыватель ксерографии Честер Карлсон (1906-1968). Фото с дарственной надписью В. М. Фридкину (1965).
Болгарский академик Георгий Наджаков (1896-1981), открывший фотоэлектреты.
Международный комитет по фотографической науке наградил В. Фридкина (в мае 2002 года) премией Берга. Ее вручают один раз в четыре года за выдающийся вклад в этой области.
Первая электрофотография, полученная В. М. Фридкиным осенью 1953 года (фото с оригинала).
Так выглядел ЭФМ-1, первый ксерокс. 1953 год.
Основные стадии электрофотографии на фотоэлектрете: 1 - поляризация при освещении (через негатив); 2 - заземление электродов; 3 - проявление; 4 - перенос проявленного изображения с поверхности фотоэлектрета на бумагу; 5 - фиксация; 6 - очистка поверхности
Академик Алексей Васильевич Шубников (1887-1970) - известный русский кристаллограф, основатель Института кристаллографии АН России, учитель и наставник В. М. Фридкина.
Честер Карлсон и В. М. Фридкин (справа) в Институте кристаллографии РАН (1965) (одна из первых электрофотографий, снятых с натуры).
В лаборатории НИИПолиграфмаша. Справа налево: И. С. Желудев, Георгий Наджаков, Х. Билялетдинов, Т. Герасимова, В. М. Фридкин, А. А. Делова, Никифор Кашукеев (сотрудник Наджакова) (1956
Коллоквиум по электрофотографии в Мюнхене (1981). Слева - В. М. Фридкин - создатель первого ксерокса на фотоэлектретах.
Справа - профессор Х. Кальман, благодаря работам которого ксерография на фотоэлектретах нашла применение в космосе.
На фото слева направо: русский ученый А. Шленский, профессор Жак Левинер - директор института, В. М. Фридкин.
‹ ›В этой заметке я хочу рассказать об истории создания первого ксерокса.
Тем более, что сделан он был в Москве и к этой истории я имею прямое отношение.
Сегодня ксерография - основа множительной техники. Без нее не было бы ни факсов, ни принтеров компьютера.
Но рассказывать надо по порядку. Ведь ксерография - часть современной фотографии. Ее еще называют бессеребряной или сухой фотографией (от греческого слова "ксерокс" - сухой).
Датой рождения фотографии считают 1837 год, когда француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первые изображения на пластинке, покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака и подвергнутой освещению.
Метод основан на том, что освещенные и неосвещенные участки пленки по-разному растворялись в лавандовом масле.
Год спустя Луи Жак Дагер получил фотоизображение на пленке йодистого серебра.
В пленке под действием света происходила фотохимическая реакция и возникало скрытое изображение, проявлявшееся парами ртути. Сейчас эти первые дагеротипы можно увидеть в Шалоне, в музее фотографии, недалеко от Парижа. (Фотография родилась в год гибели Пушкина. Поэтому его фотографий мы не знаем. А вот дагеротипы его детей известны.)
Современная галоидосеребряная фотография создана в 70-х годах XIX века, когда в качестве фотографического материала стали использовать бромосеребряные пленки, сенсибилизированные молекулами красителей. Молекулы красителя поглощают свет в видимой спектральной области, что в сотни раз увеличивает светочувствительность фотографических пленок. Это открыло путь к изобретению кино и применению фотографии в астрофизике, ядерной физике, физике элементарных частиц - практически во всех областях науки и техники. И не только в науке и технике. Без фотографии нельзя представить себе ни сегодняшней жизни, ни современной истории человеческой цивилизации.
До середины прошлого века фотография как наука была частью фотохимии, так как и образование скрытого изображения, и его проявление основывались на фотохимических процессах. Ксерография - новый фотографический процесс, опирающийся на чисто физические явления, использующие фотопроводимость полупроводников. И здесь надо рассказать обо всем, что привело к созданию первого ксерокса.
Основные события произошли независимо друг от друга в 1938 году по разные стороны Атлантики.
В небольшой комнате отеля "Астория" в Нью-Йорке (Лонг-Айленд) Честер Карлсон (1906-1968), физик, служивший в патентной конторе, проделал такой опыт: наэлектризовал трением пластинку поликристаллической серы и через пленку, несущую изображение, осветил ее. Сера - фотопровод ник. При освещении в фотопроводнике возникают носители тока, электроны, или дырки. Они разряжают освещенные участки фотопроводника, поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность заряженным порошком, несущим противоположный заряд, частицы порошка проявят изображение. Для проявления Карлсон использовал трибоэлектрический эффект, давно известный в физике. Он смешал порошки сурика и серы (частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами) и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили строки: "Астория", 22 октября 1938 года. Эту дату и следует считать днем рождения ксерографии.
Конечно, в основе современной ксерографии лежит усовершенствованная технология. Заряжают фотопроводник не трением, а коронным разрядом. С его же помощью проявленное изображение переносится на бумагу, а затем фиксируется. В качестве фотопроводника используют материал более светочувствительный, чем сера, например аморфный сплав селена с теллуром.
В том же 1938 году работал в Париже на улице Воклен в институте Марии и Пьера Кюри молодой физик Георгий Наджаков (когда-то именно здесь супруги Кюри открыли естественную радиоактив ность радия). В лаборатории, которой руководил знаменитый французский физик Поль Ланжевен, Г. Наджаков открыл так называемые фотоэлектреты. Он обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает внутренняя электрическая поляризация, которая длительное время сохраняется в фотопроводнике. Внешне это напоминало магнитную поляризацию ферромагнетиков. Поэтому (по аналогии с магнитом) Наджаков назвал фотопроводник с постоянной электрической поляризацией электретом. Поляризацию фотоэлектрета можно разрушить при повторном освещении фотопроводника в отсутствие внешнего поля.
Сейчас механизм образования фотоэлектрета хорошо изучен. Он связан с локализацией носителей заряда (электронов и дырок) в глубоких ловушках, что и обеспечивает поляризации "долгую жизнь". Интересное совпадение: в качестве материала для фотоэлектрета Наджаков, как и Карлсон, использовал поликристаллическую серу.
Через пятнадцать лет эти два открытия неожиданно встретились и дали жизнь первому ксероксу. И здесь уже надо рассказывать о себе.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/4896/ (Наука и жизнь, САМЫЙ ПЕРВЫЙ КСЕРОКС)
Сегодня копировальная техника — жизненно необходимый инструмент для многих организаций и компаний, ещё не перешедших на полный внутренний электронный документооборот. Марка Xerox давно стала нарицательным названием для всех копиров.
Однако у нас мог быть отечественный «ксерокс». Попытки создать аналогичную технику проводились ещё в середине 1950-х, одновременно с разработками самого Xerox. Но государство тогда видело для себя угрозу в неконтролируемом распространении данных, поэтому намеренно тормозило инновации.
Считалось, что в Советском Союзе при плановой экономике вопрос оперативного копирования документов не стоял так остро, как в странах со свободным рынком. В многочисленных советских учреждениях эту проблему поначалу решали фотографическим способом и микрофильмованием. Техническую и конструкторскую документацию приходилось переносить вручную на кальку, размножать с помощью светокопирования. Всё это было долго, сложно и неудобно.
«Ксерокс» Фридкина
Пожалуй, что самая любопытная история связана с учёным Владимиром Фридкиным, чьё изобретение предвосхитило развитие индустрии на целое десятилетие.
Фридкин окончил в 1952 году с красным дипломом физфак Московского госуниверситата. Но долго не мог начти работу по специальности из-за проблем «по пятому пункту». Антисемитская кампания, проводившаяся в то время, сводила к нулю преимущества красного диплома.
Лишь спустя несколько месяцев Владимиру Фридкину удалось устроиться в НИИ полиграфического машиностроения, хотя изначально он хотел стать ядерным физиком.
В НИИ Фридкину предоставили для работы совершенно пустой кабинет — там стояли лишь стол и стул. Делать что-то продуктивное в таких условиях было непросто.
Фридкин много времени проводил в читальном зале библиотеки имени Ленина, где хранилось большое собрание документов, научных работ и книг со всего мира. Однажды он прочитал статью американского физика Честера Карлсона, которая была посвящена фотокопированию. Тогда в Советском Союзе ничего подобного не было. Фридкин загорелся идеей создать копировальный автомат.
Он обратился в отдел электротехники своего НИИ и попросил выделить ему генератор тока высокого напряжения. На родном физфаке МГУ он раздобыл кристаллы серы и необходимый фотоувеличитель. Все эксперименты изобретатель проводил в своём маленьком кабинете. Ему удалось собрать устройство, названное «Электроскопическим копировальным устройством №1». Цифра «1» в названии подразумевала, что за первой моделью последуют другие.
Владимир Фридкин :
Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта. Процесс задумывался ещё и как метод создания оптической памяти. Фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Макет был сделан быстро. Я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта.
Сначала Фридкин пробовал копировать страницу из книги, приказы по институту, затем перешёл к фотографиям. Однажды он сделал копию со снимка московской улицы и показал её директору своего НИИ. Тот восторженно воскликнул: «Ты хоть сам-то понимаешь, что изобрел?!».
Инженерам института тут же был отдан приказ довести до ума существовавшие наработки и собрать образец машины, который смог бы делать фотокопии. Таким образом, Фридкин создал первую в СССР копировальную машину. Стояла осень 1953 года.
Владимир Фридкин :
Много лет спустя я узнал, что в США, в компании «Галоид», позже переименованной в «Ксерокс», в это же время стали появляться первые модели. Но их работа основывалась на другом принципе.
Первый советский копировальный аппарат представлял из себя коробку высотой около одного метра и шириной полметра. На ней был закреплён генератор тока и два цилиндра. Устройство оказалось удивительно простым и понятным. Посмотреть на изобретение приезжал лично министр. Он был настолько впечатлён увиденным, что поручил организовать массовое производство новых аппаратов на заводе в Кишинёве. А в Вильнюсе открыли специальный НИИ, занимавшийся исследованиями электрографии.
Владимир Фридкин, которому тогда было всего 22 года, стал заместителем директора института. Он получил хорошую денежную премию. Про изобретателя даже сняли телефильм, посвящённый достижениям советской науки.
В 1955 году создатель советского копировального аппарата перешёл на работу в Институт кристаллографии. Собственное изобретение он забрал с собой. Почти каждый день к нему кабинет заходили коллеги, чтобы скопировать какую-нибудь научную статью из иностранного журнала. Но в 1957 году всё это закончилось. «Как-то ко мне пришла заведующая спецотделом — такие отделы были в каждом институте — и сообщила, что ксерокс надо списать», — рассказывал Фридкин. КГБ считала, что машина может быть использована для распространения запрещённых в СССР материалов.
Власти тогда не поощрали развитие связи. Например, каждый радиоприёмник в обязательном порядке регистрировался. Органы госбезопасности требовали хранить оттиски со всех печатных машинок, если потребуется установить автора распечатки. Шла борьба с «самиздатом». Рукописи запрещённых авторов ночами размножались на пишущих машинках. А тут обнаружился оцелый копировальный аппарат без присмотра.
Вскоре было закрыто и производство новых аппаратов. Первую из собранных моделей разобрали на части. По легенде, наиболее её ценную часть — пластину полупроводника — сохранили и повесили в женском туалете института как зеркало.
Спустя годы Советский Союз стал закупать копировальные аппараты за границей. Это была техника фирмы Xerox. Один из таких аппаратов был привезён и в Институт кристаллографии, в котором продолжал работать Фридкин. Но использовать технику уже было можно только под надзором специального человека, следившего за тем, что и кем копируется.
«РЭМ» и «Эра»
В конце 1960-х в СССР вернулись к идее создания своих копировальных аппаратов. На Казанском оптико-механическом заводе начали собирать устройство «РЭМ» — ротационную электрографическую машину. Её выпускали в двух модификациях — РЭМ-420 и РЭМ-620. Цифры обозначали ширину рулонной бумаги. Мощность электрооборудования первых аппаратов была очень большой. Например, РЭМ-620 потреблял почти 8 кВт электроэнергии. Весили они около тонны и работало на них по два человека.
Чуть позже аналогичные аппараты стали делать другие заводы — БелОМО и Грозненский завод полиграфических машин под маркой «Эра». Примечательно, что в Грозном делали малоформатные аппараты под А3 и А4, которые работали не только с рулонной бумагой, но и с отдельными листами.
«РЭМ» и «Эра», в отличие от аппарата Фридкина, по принципу действия и оптической схеме во многом повторяли «ксероксы» 1950-60-х годов. Но когда западные модели делались всё более надёжными, эргономичными и компактными, главным преимуществом советских была низкая стоимость расходных материалов.
Первые копировальные аппараты советского производства были ещё и достаточно пожароопасны. При остановке движения бумаги она практически сразу же загоралась под действием потока тепла от инфракрасного излучателя. В помещениях, где стояла техника, приходилось устанавливать специальную систему пожаротушения, а на корпусе аппарата крепить углекислотный огнетушитель.
Среди тех, кто работал с аппаратами «Эоа» и «РЭМ», бытовала такая поговорка — «Оператор, который не горел и не тушил аппарат, как танкист, который в бою не был». При приёме на работу кадровики всерьёз спрашивали: «Сколько раз горели?».
Подобную технику производили до конца 1980-х годов. На этом история советских «ксероксов» закончилась.
Владимир Фридкин :
В 1965 году нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашёл ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское — избрали почетным членом.
Кроме того, в 2002 году Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил Владимираа Фридкина премией Берга за «выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области».
Сейчас изобретателю 87 лет.
у нас мог быть отечественный «ксерокс». Попытки создать аналогичную технику проводились ещё в середине 1950-х, одновременно с разработками самого Xerox. Но государство тогда видело для себя угрозу в неконтролируемом распространении данных, поэтому намеренно тормозило инновации.
«Ксерокс» Фридкина
Считалось, что в Советском Союзе при плановой экономике вопрос оперативного копирования документов не стоял так остро, как в странах со свободным рынком. В многочисленных советских учреждениях эту проблему поначалу решали фотографическим способом и микрофильмованием. Техническую и конструкторскую документацию приходилось переносить вручную на кальку, размножать с помощью светокопирования. Всё это было долго, сложно и неудобно.
Пожалуй, что самая любопытная история связана с учёным Владимиром Фридкиным, чьё изобретение предвосхитило развитие индустрии на целое десятилетие.
Фридкин окончил в 1952 году с красным дипломом физфак Московского госуниверситата. Но долго не мог начти работу по специальности из-за проблем «по пятому пункту». Антисемитская кампания, проводившаяся в то время, сводила к нулю преимущества красного диплома.
Лишь спустя несколько месяцев Владимиру Фридкину удалось устроиться в НИИ полиграфического машиностроения, хотя изначально он хотел стать ядерным физиком.
В НИИ Фридкину предоставили для работы совершенно пустой кабинет - там стояли лишь стол и стул. Делать что-то продуктивное в таких условиях было непросто.
Фридкин много времени проводил в читальном зале библиотеки имени Ленина, где хранилось большое собрание документов, научных работ и книг со всего мира. Однажды он прочитал статью американского физика Честера Карлсона, которая была посвящена фотокопированию. Тогда в Советском Союзе ничего подобного не было. Фридкин загорелся идеей создать копировальный автомат.
Он обратился в отдел электротехники своего НИИ и попросил выделить ему генератор тока высокого напряжения. На родном физфаке МГУ он раздобыл кристаллы серы и необходимый фотоувеличитель. Все эксперименты изобретатель проводил в своём маленьком кабинете. Ему удалось собрать устройство, названное «Электроскопическим копировальным устройством №1». Цифра «1» в названии подразумевала, что за первой моделью последуют другие.
Владимир Фридкин:
Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта. Процесс задумывался ещё и как метод создания оптической памяти. Фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Макет был сделан быстро. Я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта.
Сначала Фридкин пробовал копировать страницу из книги, приказы по институту, затем перешёл к фотографиям. Однажды он сделал копию со снимка московской улицы и показал её директору своего НИИ. Тот восторженно воскликнул: «Ты хоть сам-то понимаешь, что изобрел?!».
Инженерам института тут же был отдан приказ довести до ума существовавшие наработки и собрать образец машины, который смог бы делать фотокопии. Таким образом, Фридкин создал первую в СССР копировальную машину. Стояла осень 1953 года.
Владимир Фридкин:
Много лет спустя я узнал, что в США, в компании «Галоид», позже переименованной в «Ксерокс», в это же время стали появляться первые модели. Но их работа основывалась на другом принципе.
Первый советский копировальный аппарат представлял из себя коробку высотой около одного метра и шириной полметра. На ней был закреплён генератор тока и два цилиндра. Устройство оказалось удивительно простым и понятным. Посмотреть на изобретение приезжал лично министр. Он был настолько впечатлён увиденным, что поручил организовать массовое производство новых аппаратов на заводе в Кишинёве. А в Вильнюсе открыли специальный НИИ, занимавшийся исследованиями электрографии.
Владимир Фридкин, которому тогда было всего 22 года, стал заместителем директора института. Он получил хорошую денежную премию. Про изобретателя даже сняли телефильм, посвящённый достижениям советской науки.
В 1955 году создатель советского копировального аппарата перешёл на работу в Институт кристаллографии. Собственное изобретение он забрал с собой. Почти каждый день к нему кабинет заходили коллеги, чтобы скопировать какую-нибудь научную статью из иностранного журнала. Но в 1957 году всё это закончилось. «Как-то ко мне пришла заведующая спецотделом - такие отделы были в каждом институте - и сообщила, что ксерокс надо списать», - рассказывал Фридкин. КГБ считала, что машина может быть использована для распространения запрещённых в СССР материалов.
Власти тогда не поощрали развитие связи. Например, каждый радиоприёмник в обязательном порядке регистрировался. Органы госбезопасности требовали хранить оттиски со всех печатных машинок, если потребуется установить автора распечатки. Шла борьба с «самиздатом». Рукописи запрещённых авторов ночами размножались на пишущих машинках. А тут обнаружился оцелый копировальный аппарат без присмотра.
Вскоре было закрыто и производство новых аппаратов. Первую из собранных моделей разобрали на части. По легенде, наиболее её ценную часть - пластину полупроводника - сохранили и повесили в женском туалете института как зеркало.
Спустя годы Советский Союз стал закупать копировальные аппараты за границей. Это была техника фирмы Xerox. Один из таких аппаратов был привезён и в Институт кристаллографии, в котором продолжал работать Фридкин. Но использовать технику уже было можно только под надзором специального человека, следившего за тем, что и кем копируется.
«РЭМ» и «Эра»
В конце 1960-х в СССР вернулись к идее создания своих копировальных аппаратов. На Казанском оптико-механическом заводе начали собирать устройство «РЭМ» - ротационную электрографическую машину. Её выпускали в двух модификациях - РЭМ-420 и РЭМ-620. Цифры обозначали ширину рулонной бумаги. Мощность электрооборудования первых аппаратов была очень большой. Например, РЭМ-620 потреблял почти 8 кВт электроэнергии. Весили они около тонны и работало на них по два человека.
Чуть позже аналогичные аппараты стали делать другие заводы - БелОМО и Грозненский завод полиграфических машин под маркой «Эра». Примечательно, что в Грозном делали малоформатные аппараты под А3 и А4, которые работали не только с рулонной бумагой, но и с отдельными листами.
«РЭМ» и «Эра», в отличие от аппарата Фридкина, по принципу действия и оптической схеме во многом повторяли «ксероксы» 1950-60-х годов. Но когда западные модели делались всё более надёжными, эргономичными и компактными, главным преимуществом советских была низкая стоимость расходных материалов.
Первые копировальные аппараты советского производства были ещё и достаточно пожароопасны. При остановке движения бумаги она практически сразу же загоралась под действием потока тепла от инфракрасного излучателя. В помещениях, где стояла техника, приходилось устанавливать специальную систему пожаротушения, а на корпусе аппарата крепить углекислотный огнетушитель.
Среди тех, кто работал с аппаратами «Эоа» и «РЭМ», бытовала такая поговорка - «Оператор, который не горел и не тушил аппарат, как танкист, который в бою не был». При приёме на работу кадровики всерьёз спрашивали: «Сколько раз горели?».
Подобную технику производили до конца 1980-х годов. На этом история советских «ксероксов» закончилась.
Владимир Фридкин:
В 1965 году нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашёл ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское - избрали почетным членом.
Кроме того, в 2002 году Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил Владимираа Фридкина премией Берга за «выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области».
Сейчас изобретателю 83 года.