История дочка ты справишься не расстраивай отца. История одной девочки
Самое лучшее – это запастись терпением и ждать. Не терять надежды и распутывать запутавшиеся нити одну за другой. Как бы безнадежна ни была ситуация, конец у нити всегда где-то есть. Ничего не остается, как ждать, подобно тому, как, попав в темноту, ждешь, пока глаза к ней привыкнут.
© Харуки Мураками
День постепенно сменялся вечером. Жаркое солнце, нещадно палящее весь день, наконец уступило место вечерней прохладе. Лёгкий ветерок ласкал лицо, шею, плечи каждого прохожего, теребил подолы платьев, платки, волосы людей. Над железнодорожным вокзалом вовсю пылал закат, отражаясь всеми цветами оранжевого в окнах домов, на металлических крышах, окнах поездов. Заходящее солнце, встречаясь лучами с препятствиями в виде высотных домов, лавочек, всевозможных ларьков, урн, здания вокзала, оставляло на земле длинные тени непонятной формы. На станции машинисты поездов и офицеры терпеливо ожидали своих пассажиров - солдат. Изредка громкоговоритель вещал об отправлении того или иного поезда, играла старая военная музыка. Провожающие говорили своим родственникам как сильно будут скучать, ждать даже когда никто не ждёт, обнимали своих солдат, иногда плакали, проклинали войну. Сами солдаты, еле сдерживая слёзы, старались утешить своих любимых, обнимали их в ответ.
Мужчина лет тридцати восьми в военной форме, придерживая лямку рюкзака, стоял поодаль от толпы и ждал свою единственную дочку Маргариту, обещавшую повидаться с отцом перед отъездом в зону боевых действий. Он был высокий, имел спортивное телосложение, широкие плечи, широкий покатый лоб, широкие дугообразные тёмные брови, слегка сросшиеся на переносице, миндалевидные серо-зелёные глаза, в свете закатного солнца кажущиеся бледно-серыми, прямой нос с щербинкой, большой вертикальный подбородк, на котором был заметен небольшой шрам и пухлые розовые губы. Борода и усы были аккуратно сбриты со смуглого овального, с выступающими скулами, лица мужчины. Он смотрел по сторонам, изредка щурил глаза от солнца.
Навстречу мужчине спешила невысокая девочка тринадцати лет, одетая в лёгкое без рукавов синее платье с ромашками, белые чулки с узорами и аккуратные чёрные туфли на маленьком каблуке. У неё было аккуратное круглое личико с маленьким вертикальным подбородком и таким же маленьким лбом, тонкие дугообразные тёмные брови, большие голубые глаза с накрашенными чёрными пушистыми ресницами, маленький вздёрнутый носик и пухлые малиновые губы, слегка подкрашенные блеском. Девочка была среднего телосложения. Её тёмно-русые волосы, длиной по пояс, были собраны в одну шикарную толстую косу, украшенную белой лентой. Девочка прикрывала лицо от солнца и щурила глаза.
Мужчина подошёл к ней и отец с дочкой заключили друг друга в объятия.
Я думал, что ты или опоздаешь, или забудешь, а ты прямо вовремя, - сказал отец, и на его губах зазмеилась слабая улыбка.
Рита эту улыбку знала наизусть. Он так улыбался, чтобы дочь хоть как-то развеселилась, и всегда делал это, когда девочка начинала грустить. И Рита всегда улыбалась.
Но, увы, не в этот раз.
Марго знала, куда и на что отец идёт. Она знала, что он мог бы и не вернуться. «На войне убивают», - вспомнила Рита фразу из какой-то книжки, прочитанной год или два назад.
Внутри всё было разбито вдребезги, и боль усиливалась с каждым разом, с каждым взглядом на самого родного человека. И, несмотря на то, что всё болело и хотелось разрыдаться в голос, Маргарита пыталась улыбнуться ведь отца огорчать не хотелось - волноваться будет. А на войне волнение не к месту. О нём надо молчать…
Вот и Рита молчала, глядя на отца. Он казался девочке мужественным и уверенным солдатом, каких обычно показывают в фильмах. Казалось бы, смелым отцом надо гордиться и кричать на весь двор: «Мой папа идёт на войну! Но он смелый и победит в бою любого!» - но Рите не было это нужно. Ей был нужен папа. Папа, а не слово и фамилия, имя, отчество в паспорте. Именно папа.
Ритунь, - начал он, взяв дочку за руки, - сама понимаешь, что происходит там, в Чечне. Нужны мы Родине, позвала она нас на помощь.
Рита молча кивала головой в знак согласия, а глаза медленно наполнялись слезами.
Поэтому будь тут умницей, ты девочка большая и понимаешь, что к чему. Обещаешь, дочь?
Рита подняла глаза.
Обещаю, папуль, - проговорила она, и её голос слегка задрожал.
Отец ласково улыбнулся и погладил дочку по волосам.
Гляди-ка, Марго, как ты выросла! А я даже глазом моргнуть и не успел. То, помню, ма-а-аленький конвертик такой с крохотной кричащей девчушкой, а сейчас кто же передо мной стоит? Барышня взрослая, самая настоящая столбовая дворянка!
И снова он пытается её развеселить, хотя сам тоже не в настроении улыбаться, ибо знает, на что идёт. Но не боится. Ему не привыкать. Одну войну он уже видел и даже смог пережить. А переживёт ли вторую? Он очень надеялся на это.
Все уходят от меня… Сначала мама, потом дедушка, потом Дашка и теперь ты…
На глаза Риты предательски навернулись слёзы, и девчонка начала всхлипывать.
Отец такой реакции и ожидал. Он положил дочери руки на плечи и ласково улыбнулся. И улыбка эта, словно солнце на восходе, озаряла его осунувшееся лицо.
Рита будет скучать по этой улыбке. Она не переживёт этого, она усохнет морально, пока отец будет на войне. Погибнет…
Жгучие слёзы потекли по щекам Риты. Девочка не стала их утирать. Она лишь прильнула к отцу, уткнулась лицом в его крепкое плечо, как делала это всегда и, наверное, будет делать и до конца своих дней. Если ещё отец вернётся. Но он вернётся! Рита до последнего верила, что вернётся. И вот уже тогда все наладится и, может быть, будет как прежде.
Я с тобой хочу. Если бы было можно, я бы отправилась за тобой, папа. Как Есенин - хоть в свои, хоть в чужие дали.
Но тебе нельзя, дочка. На войне детей нет, им там не место. Тебя могут убить.
Тебя же тоже.
Я знаю, солнышко.
А зачем идёшь?
Затем, что Родина позвала. Ей не справиться без нас, без мужской силы.
А мне не справиться без тебя, папа.
Внезапно послышался чей-то низкий мужской голос, явно зовущий солдат разойтись по своим вагонам. Многие, напоследок покрепче обняв родных и поцеловав жён и девушек, поспешили каждый в свой вагон. Отец Маргариты попытался спрятаться в толпе.
Ты справишься, Рита, я в тебя верю! А теперь, прости, мне надо идти. - И, сказав это, он напоследок ещё крепче обнял дочь.
Постарайся вернуться назад, папочка… - сквозь слёзы проговорила девочка.
Там, на моей полке в шкафу, есть синий свёрточек. Там платье, которое я тебе купил. Надень его, когда тебе пятнадцать исполнится. До свидания, Рита.
И отец поспешно направился в свой поезд. Было ли ему больно прощаться с дочерью? Мучил ли его страх того, что он так и не увидит свою взрослую Марго и не услышит ласковый голос своей пожилой матери? Именно поэтому он и шёл, стараясь не оборачиваться в сторону дочери. Нет, его не раздражали её слёзы, он не хотел лишь причинять девочке новую боль.
А Рита стояла почти у самого края платформы, сиротливо прижавшись к толстому мёртвенно-холодному фонарному столбу. По её щекам текли слёзы.
Папа! - крикнула девочка изо всех сил, когда увидела, как он выглядывает из окошка. - Возвращайся скорее!
Жди меня, принцесса! - крикнул он и помахал дочери рукой.
Маргарита хотела ещё что-то сказать папе, но голос, как назло, попросту сорвался. Не до хрипа и кашля, а совсем пропал.
И в этот момент поезд тронулся. До боли родной профиль отца скрылся из виду, как вскоре и сам вагон.
Провожающие понемногу расходились, а у самого края платформы, обняв руками ледяной столб, стояла девочка и смотрела в ту синеющую даль, куда уехал её самый близкий, после бабушки, человек.
Старая военная песня сменилась более современной музыкой. Играла песня группы Кар-мэн о том, как всё спокойно и замечательно в прекрасном, затерянном среди пустынь, городе Багдаде. «В Багдаде всё спокойно, в Багдаде всё спокойно!» - весело тараторил певец. Там, где-то далеко от России, может быть, и было спокойно, и про войну люди слышали наверняка исключительно в книгах и утренних новостях, но здесь и сейчас, на железнодорожном вокзале города Вышний Волочек, было напряжно. Здесь воздух был пропитан тяжестью разлуки, сожалением и слезами родственников, отдающих против воли на защиту Родины самое дорогое - своих женихов, мужей, братьев, сыновей. Перечислять можно вечно, но и это не меняет главной сути.
Рита не стеснялась эмоций и, прильнув к столбу словно к близкому человеку, белугой рыдала и, как ребёнок, утирала слёзы слегка запачкавшимися кулачками. Хотя, почему «как»? Она ведь и была ребёнком, хоть и повзрослевшим в семь лет в связи с сложившимися жизненными трудностями.
Уже ближе к вечеру, когда в городе стали зажигаться первые фонари, опустошённая и разбитая, Маргарита поплелась в сторону дома, где её терпеливо ожидала больная бабушка.
Завтрашний день будет таким же обыденным, как и предшествующие ему: день будет сменяться ночью, всё также будет жара, те же поезда на вокзале будут приезжать и уезжать, привозя и увозя с собой людей, те же грустные провожающие и счастливые встречающие, те же бездомные кошки у ларьков, те же снующие на каждом шагу нищие, просящие милостыню, те же тонконогие модницы в яркой одежде у входа, та же некультурная надпись на заборе. Всё будет как прежде. И только у Риты будет пустота внутри и осознание, что для полного счастья не хватает лишь самого дорогого человека.
Сегодня кому-то говорят «До свиданья!»,
Завтра скажут «Прощай навсегда!».
Заалеет сердечная рана…
День постепенно сменялся вечером. Жаркое солнце, нещадно палящее весь день, наконец уступило место вечерней прохладе. Лёгкий ветерок ласкал лицо, шею, плечи каждого прохожего, теребил подолы платьев, платки, волосы людей. Над железнодорожным вокзалом вовсю пылал закат, отражаясь всеми цветами оранжевого в окнах домов, на металлических крышах, окнах поездов. Заходящее солнце, встречаясь лучами с препятствиями в виде высотных домов, лавочек, всевозможных ларьков, урн, здания вокзала, оставляло на земле длинные тени непонятной формы. На станции машинисты поездов и офицеры терпеливо ожидали своих пассажиров - солдат. Изредка громкоговоритель вещал об отправлении того или иного поезда, играла старая военная музыка. Провожающие говорили своим родственникам как сильно будут скучать, ждать даже когда никто не ждёт, обнимали своих солдат, иногда плакали, проклинали войну. Сами солдаты, еле сдерживая слёзы, старались утешить своих любимых, обнимали их в ответ. Высокий темноволосый мужчина лет тридцати восьми в военной форме, придерживая лямку рюкзака, стоял поодаль от толпы и ждал свою единственную дочку Маргариту, обещавшую повидаться с отцом перед отъездом в зону боевых действий. Он смотрел по сторонам, изредка щурил серо-зелёные глаза, в свете закатного солнца кажущиеся бледно-серыми. Навстречу мужчине спешила невысокая девочка тринадцати лет, одетая в лёгкое без рукавов синее платье с ромашками, белые чулки с узорами и аккуратные чёрные туфли на маленьком каблуке. Её тёмно-русые волосы, длиной по пояс, были собраны в одну шикарную толстую косу, украшенную белой лентой. Девочка осторожно прикрывала аккуратное круглое личико, глаза. Мужчина подошёл к ней, и отец с дочкой заключили друг друга в объятия. - Я думал, что ты или опоздаешь, или забудешь, а ты прямо вовремя, - сказал отец, и на его губах заиграла слабая улыбка. Рита эту улыбку знала наизусть. Он так улыбался, чтобы дочь хоть как-то развеселилась, и всегда делал это, когда девочка начинала грустить. И Рита всегда улыбалась. Но, увы, не в этот раз. Марго знала, куда и на что отец идёт. Она знала, что он мог бы и не вернуться. «На войне убивают», - вспомнила Рита фразу из какой-то книжки, прочитанной год или два назад. Внутри всё было разбито вдребезги, и боль усиливалась с каждым разом, с каждым взглядом на самого родного человека. И, несмотря на то, что всё болело и хотелось разрыдаться в голос, Маргарита пыталась улыбнуться ведь отца огорчать не хотелось - волноваться будет. А на войне волнение не к месту. О нём надо молчать… Вот и Рита молчала, глядя на отца. Он казался девочке мужественным и уверенным солдатом, каких обычно показывают в фильмах. Казалось бы, смелым отцом надо гордиться и кричать на весь двор: «Мой папа идёт на войну! Но он смелый и победит в бою любого!» - но Рите не было это нужно. Ей был нужен папа. Папа, а не слово и фамилия, имя, отчество в паспорте. Именно папа. - Ритунь, - начал он, взяв дочку за руки, - сама понимаешь, что происходит там, в Чечне. Нужны мы Родине, позвала она нас на помощь. Рита молча кивала головой в знак согласия, а глаза медленно наполнялись слезами. - Поэтому будь тут умницей, ты девочка большая и понимаешь, что к чему. Обещаешь, дочь? Рита подняла глаза. - Обещаю, папуль, - проговорила она, и её голос слегка задрожал. Отец ласково улыбнулся и погладил дочку по волосам. - Гляди-ка, Марго, как ты выросла! А я даже глазом моргнуть и не успел. То, помню, ма-а-аленький конвертик такой с крохотной кричащей девчушкой, а сейчас кто же передо мной стоит? Барышня взрослая, самая настоящая столбовая дворянка! И снова он пытается её развеселить, хотя сам тоже не в настроении улыбаться, ибо знает, на что идёт. Но не боится. Ему не привыкать. Одну войну он уже видел и даже смог пережить. А переживёт ли вторую? Он очень надеялся на это. - Все уходят от меня… Сначала мама, потом дедушка, потом Дашка и теперь ты… На глаза Риты предательски навернулись слёзы, и девочка начала всхлипывать. Отец такой реакции и ожидал. Он положил дочери руки на плечи и ласково улыбнулся. И улыбка эта, словно солнце на восходе, озаряла его осунувшееся лицо. Рита будет скучать по этой улыбке. Она не переживёт этого, она усохнет морально, пока отец будет на войне. Погибнет… Жгучие слёзы потекли по щекам Риты. Девочка не стала их утирать. Она лишь прильнула к отцу, уткнулась лицом в его крепкое плечо, как делала это всегда и, наверное, будет делать и до конца своих дней. Если ещё отец вернётся. Но он вернётся! Рита до последнего верила, что вернётся. И вот уже тогда все наладится и, может быть, будет как прежде. - Я с тобой хочу. Если бы было можно, я бы отправилась за тобой, папа. Как Есенин - хоть в свои, хоть в чужие дали. - Но тебе нельзя, дочка. На войне детей нет, им там не место. Тебя могут убить. - Тебя же тоже. - Я знаю, солнышко. - А зачем идёшь? - Затем, что Родина позвала. Ей не справиться без нас, без мужской силы. - А мне не справиться без тебя, папа. Внезапно послышался чей-то низкий мужской голос, явно зовущий солдат разойтись по своим вагонам. Многие, напоследок покрепче обняв родных и поцеловав жён и девушек, поспешили каждый в свой вагон. Отец Маргариты попытался спрятаться в толпе. - Ты справишься, Рита, я в тебя верю! А теперь, прости, мне надо идти. - И, сказав это, он напоследок ещё крепче обнял дочь. - Постарайся вернуться назад, папочка… - сквозь слёзы проговорила девочка. - Там, на моей полке в шкафу, есть синий свёрточек. Там платье, которое я тебе купил. Надень его, когда тебе пятнадцать исполнится. До свидания, Рита. И отец поспешно направился в свой поезд. Было ли ему больно прощаться с дочерью? Мучил ли его страх того, что он так и не увидит свою взрослую Марго и не услышит ласковый голос своей пожилой матери? Именно поэтому он и шёл, стараясь не оборачиваться в сторону дочери. Нет, его не раздражали её слёзы, он не хотел лишь причинять девочке новую боль. А Рита стояла почти у самого края платформы, сиротливо прижавшись к толстому мёртвенно-холодному фонарному столбу. По её щекам текли слёзы. - Папа! - крикнула девочка изо всех сил, когда увидела, как он выглядывает из окошка. - Возвращайся скорее! - Жди меня, принцесса! - крикнул он и помахал дочери рукой. Маргарита хотела ещё что-то сказать папе, но голос, как назло, попросту сорвался. Не до хрипа и кашля, а совсем пропал. И в этот момент поезд тронулся. До боли родной профиль отца скрылся из виду, как вскоре и сам вагон. Провожающие понемногу расходились, а у самого края платформы, обняв руками ледяной столб, стояла девочка и смотрела в ту синеющую даль, куда уехал её самый близкий, после бабушки, человек. Старая военная песня сменилась более современной музыкой. Играла песня группы Кар-мэн о том, как всё спокойно и замечательно в прекрасном, затерянном среди пустынь, городе Багдаде. «В Багдаде всё спокойно, в Багдаде всё спокойно!» - весело тараторил певец. Там, где-то далеко от России, может быть, и было спокойно, и про войну люди слышали наверняка исключительно в книгах и утренних новостях, но здесь и сейчас, на железнодорожном вокзале города Вышний Волочек, было напряжно. Здесь воздух был пропитан тяжестью разлуки, сожалением и слезами родственников, отдающих против воли на защиту Родины самое дорогое - своих женихов, мужей, братьев, сыновей. Перечислять можно вечно, но и это не меняет главной сути. Рита не стеснялась эмоций и, прильнув к столбу словно к близкому человеку, громко плакала и, как ребёнок, утирала слёзы слегка запачкавшимися кулачками. Хотя, почему «как»? Она ведь и была ребёнком, хоть и повзрослевшим в семь лет в связи с сложившимися жизненными трудностями. Уже ближе к вечеру, когда в городе стали зажигаться первые фонари, опустошённая и разбитая, Маргарита поплелась в сторону дома, где её терпеливо ожидала больная бабушка. Завтрашний день будет таким же обыденным, как и предшествующие ему: день будет сменяться ночью, всё также будет жара, те же поезда на вокзале будут приезжать и уезжать, привозя и увозя с собой людей, те же грустные провожающие и счастливые встречающие, те же бездомные кошки у ларьков, те же снующие на каждом шагу нищие, просящие милостыню, те же тонконогие модницы в яркой одежде у входа, та же некультурная надпись на заборе. Всё будет как прежде. И только у Риты будет пустота внутри и осознание, что для полного счастья не хватает лишь самого дорогого человека.
Сегодня кому-то говорят «До свиданья!», Завтра скажут «Прощай навсегда!». Заалеет сердечная рана…
Ещё работа этого автора
Стихи Анны Озёрской 23
Фэндом: Исторические события , Виктор Цой , Вселенная Метро 2033 , Бесконечное лето , Игла (кроссовер) Пэйринг и персонажи: Виктор Цой , Великая Отечественная война , Афганская война , Моро , Дина , Спартак , Россия 90-х годов , Семён , Славяна , Ольга Дмитриевна Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Ангст - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события."> Ангст , Повседневность - описание обычных повседневных будней или бытовых ситуаций."> Повседневность , Hurt/comfort - один персонаж так или иначе страдает, а другой приходит ему или ей на помощь."> Hurt/comfort , Songfic - фанфик, написанный под впечатлением какой-то песни, текст фанфика часто содержит её слова."> Songfic , ER (Established Relationship) - фанфик, в начале которого герои уже находятся в устоявшихся романтических отношениях."> ER (Established Relationship) , Стихи - Поэзия - рифмованный текст или текст, построенный по определённому ритмическому образцу."> Стихи , Дружба - Описание тесных несексуальных неромантических отношений между персонажами."> Дружба , Нестандартная поэзия - Верлибр (свободный стих), белый стих, мнимая проза, микропоэзия (хайку, "> Нестандартная поэзия Предупреждения: Нецензурная лексика - наличие в фанфике нецензурной лексики (мата)."> Нецензурная лексика, ОМП - Оригинальный мужской персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев)."> ОМП, ОЖП - Оригинальный женский персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев)."> ОЖП, Нехронологическое повествование - События работы проиcходят в нехронологическом порядке."> Нехронологическое повествование, Смерть второстепенного персонажа - фанфик, в котором один или несколько второстепенных персонажей умирают."> Смерть второстепенного персонажа, Элементы гета - романтические и/или сексуальные отношения между мужчиной и женщиной."> Элементы гета Размер: Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, 71 страница, 65 частей Статус: законченВ данную работу я решила объединить все свои стихи разных жанров.
Ещё по фэндому "Исторические события"
Клуб анонимных революционеров 12
Фэндом: Исторические личности , Исторические события (кроссовер) Пэйринг и персонажи:
Когда Луи Дидье было 34 года, он был вполне финансово обеспечен, так что когда он предложил бедному горняку, едва сводившему концы с концами, взять на попечение его белокурую младшую дочь, чтобы дать ей лучшую жизнь, отец был только рад. Тогда Жанин было всего шесть лет - пожалуй, слишком поздно, чтобы как-то основательно повлиять на ее личность. Поэтому Луи решил, что эта белобрысая красавица станет его женой и родит ему дочь - с такими же золотыми волосами - которую он сможет превратить в сверхчеловека.
Жанин родила девочку, когда ей исполнилось 22 года. Луи тогда выкупил дом на севере Франции подальше от людей, чтобы полностью посвятить себя своему проекту - вырастить сверхчеловека, богиню, девушку, которая бы была на порядок лучше, приспособленнее и способнее, чем все окружающие.
Мод родилась 23 ноября 1957 году. И буквально с самого рождения ребенок стал главной целью жизни Луи. “Мой отец не разрешал мне ничего делать. Когда я была очень маленькой, мне еще иногда позволяли поиграть в саду, но только после того, как я закончу учебу с моей мамой. Позже, когда мне исполнилось пять лет, у меня и вовсе не было свободного времени. “Фокусируйся на своих обязанностях,” - говорил мне отец.”
Луи старался с самого младенчества выявить в своей дочери все те черты и способности, которые, по его мнению, остальные люди игнорировали, лишая себя тем самым возможности стать богами. Мод росла в постоянном страхе, что у нее получается соответствовать высоким требованиям и ожиданиям отца. “Мне казалось, что я слишком слабая, слишком неуклюжая, слишком глупая. И я так его боялась. Он был грозен и непреклонен, его стальные глаза видели меня изнутри, у меня ноги подкашивались, когда мне надо было к нему подойти,” - вспоминает Мод.
От мамы Мод не ждала защиты или помощи. Выросшая всю жизнь с Луи, она называла его не иначе как “Господин Дидье.” Жанин одновременно обожала и ненавидела своего мужа, но никогда с ним не спорила и не пыталась противостоять.
Луи был уверен, что человеческий мозг способен на многое, намного больше, чем люди себе думают. Но для того, чтобы проявить эти способности, человек должен полностью отказаться от “этого грязного мира,” который их окружает. Именно поэтому Луи запрещал Мод покидать дом, и даже взял с нее клятву, что она не сделает этого даже после его смерти. И в то же время он обещал дочери, что с ее способностями она сможет стать кем-угодно, если захочет, даже президентом Франции. Она сможет стать великой и навсегда изменить историю.
Во время Второй мировой войны Луи помогал копать тоннели, чтобы помочь евреям бежать из Франции в Бельгию. Это наложило на него особый отпечаток. “Тебе уже почти семь лет, так что пришло уже время, - как-то сказал Луи своей дочери. - Когда ты прибываешь в концлагерь, у тебя все отбирают. Богатый ты или бедный, красивый или уродливый, они все равно одевают тебя в пижаму, бреют твои волосы. Так что единственные, кто мог сохранить свой разум в таких условиях, были музыканты. Поэтому ты выучишь все виды музыки. Лучше всего сфокусироваться на вальсах и симфонической музыке. Не знаю, какой инструмент будет в моде потом, так что будешь изучать несколько одновременно. Мы добавим уроки музыки к твоему сегодняшнему расписанию, будешь тренироваться после занятий.”
Луи мало разговаривал с дочерью, предпочитая отдавать приказы или читать лекции. Девочке не разрешалось подавать голос без спроса - “Говори только, если ты можешь сказать что-то умное!” - кричал тогда он. Девочка не понимала, что такое “что-то умное,” поэтому все больше молчала. Мама не обращалась напрямую к Мод, говоря о той всегда в третьем лице.
Вскоре девочке стало казаться, что она понимает разговоры животных, а когда она освоила музыку на фортепиано - ей стало казаться, что она понимает разговор между партиями игры для левой и правой руки. Если словами с ней никто не говорил, то играть музыку и слушать щебет птиц ей никто не мог запретить.
Когда отец заметил, что девочка боится мышей и крыс, он намеренно запер ее, босую, в одной пижаме, в полной темноте в подвале, приказав ей не шевелиться и не произносить ни звука. “Медитируй о смерти, открой свой разум,” - говорил он ей, хотя она совершенно не понимала смысла этих слов. Луи сказал маленькой Мод, что если она произнесет хоть звук, то мыши немедленно заползут к ней в рот и сожрут ее изнутри. Он заверил ее, что видел своими глазами, как такое произошло с некоторыми людьми во время войны.
На следующее утро девочку забрала из подвала мать, и отвела прямиком на занятия - никаких дополнительных часов для сна, “иначе что же это будет за тест?” - удивился отец. Свой тест Луи продолжал проводить раз за разом в течение нескольких месяцев. “Я начала молиться, чтобы побыстрей умереть от таких пыток, - вспоминает Мод. - Тогда я подумала, что “медитировать о смерти,” видимо, именно это и означает.”
Луи приучал Мод спать как можно меньше, потому что “сон отнимает ценное время.” Он учил ее воспринимать еду исключительно как необходимость, поэтому ее пища никогда не отличалась особыми вкусовыми качествами: никаких фруктов, йогуртов, не говоря уже о сладостях или шоколаде. Она даже никогда не пробовала хлеба. Раз в две недели мама Мод пекла хлеб, но ее порцию показательно откладывали на край стола, так что девочка могла ее видеть, но никогда не пробовала.
Зато отец приучал Мод к алкоголю с семилетнего возраста, искренне веря, что навык выпивать сделает девочку более приспособленной к невзгодам жизни. Жесткая кровать, никакого обогрева помещения даже зимой, когда окна замерзали изнутри, никакой обуви или теплой одежды, никакой теплой воды, никаких стульев со спинкой, чтобы не дай бог можно было бы облокотиться и расслабиться. Зато вместо всего этого - уроки обращения с оружием на случай дуэли.
Со временем девочка стала проявлять маленькие маленькие вольности - но так, чтобы отец не узнал. Она использовала два квадратика туалетной бумаги вместо дозволенного одного, ночью убегала через окно в ванной пройтись по саду. Каждый такой маленький поступок давал ощущение Мод, что жизнь может быть другой. Однако настоящие изменения случились, когда ей было уже 16 лет - тогда у нее появился новый учитель музыки. Он быстро сообразил, что происходит, и нашел нужные слова, чтобы убедить Луи заниматься музыкой не дома, а в студии самого учителя, и потом даже убедил его позволить Мод работать в музыкальном магазине.
Там Мод встретила Ричарда. Отец разрешил ей выйти за него замуж, когда ей исполнится 18 лет, но обязал ее развестись с парнем через полгода, чтобы присматривать за отцом. Мод не вернулась. “Прошло уже более 40 лет, как я покинула тот дом, - говорит Мод. - Очень долго я никому не могла рассказать о своем детстве, даже своему мужу или друзьям. Даже терапевтам. Я была так рада убежать от этого ужаса, что даже мыслями не хотела туда возвращаться.”
Будучи уже вне дома, Мод пришлось буквально заново учиться: как разговаривать с незнакомыми людьми, как есть в ресторане с друзьями, как реагировать, как вести диалог, как выбирать одежду, как ориентироваться в городе. Более того, у Мод оказались жуткие проблемы со здоровьем - ее печень была сильно повреждена от чрезмерного употребления алкоголя, а зубы ее буквально крошились - до 18 лет она ни разу не была у дантиста.
Луи Дидье умер в возрасте 79 лет, и до того момента Мод так никому и не рассказала о случившемся. И только после похорон она смогла наконец-то выговориться. Более того, пройдя самостоятельно сквозь все тернии этой терапии, Мод решила получить соответствующее образование, и теперь она сама работает терапевтом, помогая другим людям справиться детскими душевными травмами. Мод написала книгу по своим воспоминаниям. Она также отослала один экземпляр этой книги с запиской своей матери. “Напрямую мать ничего мне не сказала. Но я слышала, что она очень испугалась, что я опубликовала все это, и что она расстроилась, узнав, что я все неправильно поняла.”
Также недавно стал известен эксперимент, который проводили доктора в США на разлученных в детстве тройняшках. Подробнее об этой истории можно прочитать в нашей статье " ."
Инструкция
Уважайте своих родителей. Уважение – самое главное в любых отношениях. Помимо этого цените их. Ведь это самые близкие люди на свете. И самое страшное для людей, воспитавших своих детей, видеть пренебрежение и неуважение к ним.
Не пререкайтесь . Они желают вам только добра. Порой мнение детей не совпадает с мнением родителей, в связи с этим возникает недопонимание, обиды и упреки. В этих случаях подумайте, как бы вы поступили на их месте. Ведь возможно, что в вас говорит эгоизм. Прислушивайтесь к их мнению, старайтесь понять и разделить их точку зрения.
Не расстраивайте отца и мать. Довольно часто обижают родителей необдуманно и непроизвольно. Вернулась поздно домой и не предупредила о том, что задержишься? Довольно стандартная ситуация, которая очень часто. Родители волновались, переживали и ждали . Хорошие всегда предупреждают и ставят в известность о том, где они находятся. Тем более, если дочь живет с родителями.
Радуйте их, делайте приятные сюрпризы. У родителей годовщина свадьбы? Так почему же не устроить им праздник? Они будут на седьмом небе от счастья, думая о том, какая у них хорошая дочь.
Будьте благодарной. Родители – это люди, которые подарили жизнь. Это замечательно, когда дочь благодарит своих самых близких людей за это. Помогайте всегда и во всем. Хорошая дочь должна быть помощницей маме и отцу.
Советуйтесь с родителями. Когда они видят и осознают, что их мнение важно для вас, они понимают, что правильно вас воспитали. Не вините их ни в чем. Не осуждайте за ошибки, совершенные в молодости или уже в зрелом возрасте. Пытайтесь понять и почувствовать почему они так поступили. Осудить легко, понять гораздо сложнее.
Быть хорошей дочерью довольно просто, соблюдая элементарные неписанные законы, которые не мы придумали, но которые помогают выстраивать настоящие, теплые и доброжелательные отношения.
Беременность чаще всего заканчивается приятным моментом – появлением вашего чуда. С этого события ваша жизнь кардинально меняется, и, чтобы не уставать и не раздражаться на весь окружающий мир, нужно научиться быть мамой. Именно от вашего настроя зависит спокойствие ребенка. И, как правило, ваша нервозность будет волновать ребенка. А его плач снова и снова будет злить вас. И так по кругу. Поэтому станьте спокойной и уравновешенной молодой мамой.
Кормить грудью
Грудное вскармливание считается полезным для ребенка, ведь в мамином молоке содержится большое количество различных микроэлементов, которые помогают расти и развиваться малышу. Для мам кормление грудью тоже приносит много приятных моментов. Во время кормления молодая мама с легкостью потеряет лишние килограммы при привычном меню или просто не наберет лишнего. Грудное вскармливание эмоционально сближает маму с ребенком, оно также влияет на становление нервной системы малыша. К тому же, кормление грудью экономит ваш семейный бюджет: не нужно тратиться на молочные смеси.
Спать вместе
Ребенку не нужна усталая и задерганная мама. А если ночью вы будете вставать к малышу не единожды (а грудное вскармливание этого требует), то совершенно не выспитесь, и днем будете сонной, раздраженной и злой. Спите вместе с ребенком, тогда ночью вам остается просто проснуться на пару секунд, дать малышу грудь и снова вместе уснуть. Конечно, педиатры категорически против совместного сна. Это объясняется тем, что во время сна вы можете случайно лечь на ребенка. Но большинство мам с рождением детей начинают спать достаточно чутко, и слышат плач.
Делать домашние дела с ребенком
В детских магазинах полно разнообразных приспособлений для самостоятельности младенца. Воспользуйтесь ими. Пока ваш малыш качается на качелях или , пока интересуется яркими игрушками на игровом коврике, вы успеете прогладить белье, помыть посуду или пропылесосить. Даже обычная коляска пригодится, ведь в нее можно уложить ребенка, подвесив над ним погремушки или включив ему детские песенки. Укачивая малыша в той же коляске, вы можете помешивать кашу или суп на плите. С подросшим малышом становится еще интереснее на кухне. Его можно посадить в стульчик для кормления, дать безопасные столовые приборы, показывать овощи и рассказывать о них. Ребенку будет интересно проводить время с вами на кухне, пока вы готовите.
Заниматься только собой во время сна ребенка
Пока ваш малыш спит, займитесь собой. Оставьте все недоделанные домашние дела, они никуда не исчезнут. Устройте себе спа: примите ванну, сделайте маску на лицо, поухаживайте за волосами. Или окунитесь в свое творчество: свяжите что-нибудь приятное, порисуйте, посмотрите фильм. А хотите поспать – ложитесь рядом с малышом. Возьмите себе за правило не заниматься домашними делами, пока спит ребенок. Так у вас не возникнет чувства, что вы совсем забросили себя и свое хобби.
Есть вместе
Когда ребенок подрастет и будет есть прикорм, ешьте вместе с ним. Кладите еду ему и себе. Садитесь за общий стол и ешьте. Малышу важно видеть действия. Таким образом, он научится жевать и заинтересуется ложкой. После совместного обеда вам не нужно торопиться уложить ребенка на тихий час, потому что вы не поели и голодны.
Гулять в слинге
Слинг удобен тем, что ребенок всегда у мамы на руках, но в то же время мама меньше устает от тяжести. Гуляя в нем, вы точно знаете, замерз ли малыш, жарко ему или в самый раз. Слинг сближает маму и ребенка эмоционально, вы можете гулять и общаться, разговаривать и показывать интересный мир вокруг. Несомненный плюс данного приспособления в том, что в нем вы пройдете где угодно: для вас открыты все магазины, музеи, выставки и даже автобусы, переполненные людьми.
Много разговаривать, особенно о своих чувствах
Это, пожалуй, самый важный пункт. Когда молодая мама устала и ей морально плохо, хочется поплакать, полежать, но она упорно «держит лицо» перед ребенком. Малыш такой же живой человек, как мама и папа, с возрастом он начнет понимать чувства. Но не стоит сдерживать себя при ребенке. Разговаривайте с ним о ваших чувствах, будь то радость или счастье, обида или огорчение. Спрашивайте повзрослевшего ребенка о его чувствах, когда он научится говорить или показывать жестами. Такие откровения научат вашего малыша не скрывать ничего, а быть открытым и не стесняться своих чувств. Особенно актуально это, если у вас родился маленький мужчина.
Видео по теме
—Да...—Неуверенно ответила я.
Далее она что-то ещё говорила,но Я её не слушала.
Далее обмена кольцами и реалистичный поцелуй.Мы все делали по настоящему,запуская языки друг другу в рот.Этот поцелуй не хотелось прерывать,такое чувство,что мы по собственно воли скрестили узы.
мне это безумно нравилось.Сидя за свадебным столом мы с Егором мило разговаривали.Утром я ненавидела того человека,а теперь самовольно беру его за руку и смотрю прямо в голубые глаза.Все кушают,а мне не до еды.
—Ну что,жена,по бокальчику шампанского?
Мы повеселились на славу.Станцевали красивый танец. Уже близится полночь,а мы всё еще гуляем.В голове столько мыслей,что не слышишь никого вокруг,только свои мысли.
Хм,может слова отца правда?
"—Отец,я не выйду за него!
— Дочка,не расстраивай папу!
— Папа!Зачем это всё нужно?!Зачем ломать себе жизнь тем человеком,которого не любишь?!
—Гриппа,а ты думаешь,что мы с твоей мамой вышли по собственной воле?!Нет,дочка,нет...После свадьбы мы ненавидели никого вокруг,даже себя!А потом прошло время,совсем немного,неделя,месяц...и что-то такое начало просыпаться....что-то типа любви!Ты сначала не поймёшь,а потом уже захочешь детей от этого человека,поверь мне!!"
Может всё правда?Может мы сможем полюбить друг друга?Пф,да не,еботня такая,пошло всё нахер!Чё я тут сопли распустила??Егор сидел за столом и лазил в телефоне.
— Агриппина,в сеть уже улетели наши фотографии! — Егор протянул телефон с фотками....заебись!—Теперь ты же знаешь,что мы должны вести себя как семья?Хоть на людях!Если пойдет слух,что...—Чё он мне тут втирает?!Я вообще-то знаю всё!
— Блять,знаю!Если пойдет слух про брак по расчёту,всем будет плохо!
—Ну что,дорогая,брачная ночь будет жаркой!
— Слышь,жаркую ночь устроишь в туалете со своей правой рукой и порнухой! — Я отвернулась от Булаткина.
— Эй,так не интересно! Ну любимая..— На что только не пойдешь ради секса,апахп
— Нет...любимый..
—Ну родная..
— Нет....родной..
—Ну любовь моя..
— Нет..любофь моя..
— Ц,тиран!— Цыкнул Булаткин и скрестил руки на груди.
— А спорим,ты не продержишься месяц без секса?— Я повернулась к Егору.
—Пф,легко!Но если выигрываю я,то у нас будет бессонная ночь! —Его глаза загорелись.
— А если выигрываю я,то...хм....я подумаю! —Мы взялись за руки,я разбила.
— 15 августа,2017 года Булаткина Агриппина Алексеевна... будет жёстко затраханна! — Егор ухмыльнулся.
— Посмотрим,любимый,посмотрим!
Бооже,моя головаа!Омагад омагад омагад!Рука Егора лежала на моей талии,носиком уперся в мою шею.Его горячее дыхание вызвало табун мурашек.Я аккуратно встала и побрела в ванну.
После релакса я спустилась вниз.За столом сидели и Булаткины и Кумачёвы.
—Доброе утро всем,Давайте без базара,и так фигово.— Я налила себе воды со льдом и вернулась в комнату.
Егорио спит,что поделать? Моему муженьку пришло СМС на телефон,но я -это не я,если не залезу и не прочту!1Я схватила телефон..Сука....пароль...Чё туплю?Жмякаем на СМСМ и фсо....Ооо,енто от шлюхи.Епехпхеп,Даша...хм...
"Егорушка,ты сегодня приедешь?Я соскучилась.Купила новое бельё,посмотришь??"
Фу,шлюхенция!
"Ты в курсах,что я вчера женился?"
Не,ну а что?!Он мой муж!Я имею полное право на это!
"Зайка,ты шутишь?Ты же сказала,что любишь только меня!"
Евзезвзвзевзкзе,личная шлюха!Епхехпхпхахпхехреанрар,бомбит!
Тут я не заметила,что Егор проснулся.Он выхватил из моих рук телефон.
— Ты охуела?!Кто тебе разрешал лазить по моему телефону...тем более писать кому-то!
—Я твоя жена,я имею права на всё!
Егор повалил меня на кровать,его руки блуждали по моему телу.
— Я тоже имею права на всё!
—Егор,мы договорились!Перестань,пожалуйста!
Егору пришлось отпустить меня,так как в комнату без стука вошла мама Егора...Она увидела увлекательную картину..Егор лежит на мне,его руки под моей футболкой......
— Ой,ой,ой,я ничего не видела!
— Нет,всё хорошо,проходите Марина Петровна.
— Я позже зайду.
Крч,я пишу новый фф))