Исторические вехи самары. Краткая история самары в датах и событиях Важные исторические события самарской губернии
История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повышение уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.
В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного предка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном пространстве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.
На территории области известно около двух тысяч археологических памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют селищами, что указывает на появление производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь некоторые из них.
Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.
Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жилища мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыболовов и охотников.
Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагментов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Найдены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем.
Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал каменный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.
Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.
Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.
Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.
С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой могильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет женщины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зеркала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. Погребение относится к V в. до н.э.
Особенностью общественного строя савроматов и сарматов было почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В могиле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.
В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им принадлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.
В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочисленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их поселениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло скотоводство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Самарской области поселения этой культуры группируются на Самарской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры существовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.
Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.
Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие болгарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.
Археологической экспедицией Самарского университета произведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принадлежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые глиняные горшки, изготовленные без гончарного круга.
Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических музеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Института истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.
По данным археологов первые поселения человека на территории Среднего Поволжья появились в период позднего палеолита. Основным занятием древних людей была охота на животных, в изобилии водившихся в древности в этом крае - шерстистого носорога, мамонта, зубра, лося, гигантского оленя и т. д.
В античное время по территории будущей Самарской области кочевали разрозненные скифо-сарматские племена. Об этом говорят археологические находки в погребальных курганах, возведенных этими народами.
С VII в. нашей эры земли Среднего Поволжья попали в сферу влияния Хазарского каганата, однако после разгрома этого государства в Х в. дружинами киевского князя Святослава, поволжские народы освободились от хазарской зависимости.
В средние века через территорию нынешней Самарской области проходила южная граница Волжско-Камской Булгарии. После вторжения в XIII веке в Европу монголо-татарского войска хана Батыя Среднее Поволжье надолго вошло в состав Золотой Орды и, позднее, ее преемника - Казанского ханства. В 1391 г. на р. Кондурча произошла одна из величайших битв средневековья между армиями среднеазиатского владыки Тимура и последнего золотоордынского хана Тохтамыша, закончившаяся победой Тимура.
По мере роста силы и влияния Руси, исключительно выгодное с экономической и военно-стратегической точек зрения расположение Самарской Луки вызывало все больший интерес к этим землям со стороны московских государей. Вскоре после падения Казани, по приказу царя Федора Иоанновича в 1586 г. возле устья реки Самара была основана одноименная крепость в качестве опорного пункта Русского государства для защиты от набегов кочевников. Первым самарским воеводой стал Григорий Осинфович князь Засекин. Происхождение самого названия Самара во многом остается загадкой, и его значение теряется в глубине веков. Во всяком случае, на венецианских географических картах XIV в. на территории нынешней Самарской Луки уже отмечена удобная якорная стоянка для кораблей под названием Самар. По всей видимости, значение слова Самара скрыто в забытом языке какого-то давно исчезнувшего народа.
Оживленный перекресток торговых путей и плодородные черноземы, богатые пастбища и обильный рыбный промысел стимулировали приток населения и ускоренную колонизацию этих земель. Выделенная в 1850 г. в самостоятельную административную единицу, Самарская губерния славилась по всей России как крупнейший центр хлеботорговли и сельскохозяйственного производства. Здесь творили крупнейшие деятели отечественной и зарубежной культуры - А. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Н. М. Гарин-Михайловский, А. М. Горький, И. Е. Репин, Я. Гашек и многие другие.
Драматические коллизии, переживавшиеся Россией в первые десятилетия ХХ века, не обошли стороной самарскую землю. Три революции, первая мировая и гражданская война оставили глубокий след в истории края. В 1935 г., в соответствии с практикой тех лет, город Самара получил наименование Куйбышев, соответствующе была переименована и вся область. В своих нынешних границах область существует с декабря 1936 г.
Одним из крупнейших индустриальных центров страны она стала в годы второй мировой войны в результате эвакуации сюда с запада ряда машиностроительных и авиационных предприятий. А после переезда в конце 1941 г. в Куйбышев основных правительственных учреждений и дипломатического корпуса город с полным правом стал называться столицей тыла. В послевоенный период область продолжала наращивать свой экономический потенциал, развивая нефтяную и аэрокосмическую промышленность, точное машиностроение, гидроэнергетику, автомобилестроение. Сегодня, наряду с Москвой, Петербургом, Уралом, Самарская область является одной из несущих опор индустриальной мощи державы.
В 1990 г. городу и области было возвращено историческое название - Самара и Самарская область.
самара этнический народ город
Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.
Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.
Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.
Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.
Перед "Казанским взятием"
Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.
Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.
К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.
До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.
Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.
В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.
На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.
Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.
Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.
В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.
Казачья вольница
В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.
Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.
Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.
"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.
История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повышение уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.
В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного предка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном пространстве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.
На территории области известно около двух тысяч археологических памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют селищами, что указывает на появление производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь некоторые из них.
Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.
Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жилища мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыболовов и охотников.
Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагментов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Найдены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем.
Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал каменный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.
Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.
Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.
Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.
С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой могильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет женщины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зеркала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. Погребение относится к V в. до н.э.
Особенностью общественного строя савроматов и сарматов было почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В могиле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.
В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им принадлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.
В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочисленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их поселениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло скотоводство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Самарской области поселения этой культуры группируются на Самарской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры существовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.
Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.
Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие болгарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.
Археологической экспедицией Самарского университета произведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принадлежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые глиняные горшки, изготовленные без гончарного круга.
Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических музеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Института истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.
Вопросы и задания
1. Какие стоянки первобытных людей обнаружены на территории Самарского региона?
2.Какие племена и народы обитали на территории нашего края до XVI века?
3. Где хранятся археологические находки?
4. Выявите в окрестностях города или села местонахождение курганов, сфотографируйте и опишите их: укажите высоту, диаметр, из чего они насыпаны, имеется ли у основания ров. Запишите, как курган называется местным населением и какие о нем рассказывают предания.
5. Известны ли Вам имена археологов-исследователей Самарского Поволжья?
Документ
Савроматы
" За рекой Танаисом – уже не скифская земля, но первые земельные владения там принадлежат савроматам...
...Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай"...
Волжская Болгария.
В X в. среди этнических групп Среднего Поволжья происходили очень важные процессы: постепенная централизация власти и борьба за независимость от хазар, переход к оседлости и начало строительства городов, развитие ремесел и торговли, а также принятие мусульманства (928) в качестве государственной религии. Итогом этих процессов было формирование на рубеже IX-X вв. сильного феодального государства – Волжская Болгария.
В первой половине X в. Болгария находилась в зависимости от хозар и платила дань хазарскому каганату.
В середине X в. (964-965) киевский князь Святослав Игоревич предпринял победоносный поход на Хазарское царство. Каганат перестал существовать. Болгарское государство получило независимость и стало быстро развиваться. Это государство простиралось до Камы и Вятки на севере, до р.Самары на юге, от Суры и Оки на западе и до р.Ик на востоке. Возникли крупные города: Болгар, Биляр, Сувар и другие.
Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и мясомолочное скотоводство. Болгары возделывали плодородные черноземные почвы, освоенные в середине I тысячелетия н.э. именьковскими племенами. Орудиями обработки почвы были тяжелый плуг – сабан для поднятия целинных почв и легкая соха с двумя железными сошниками для легких почв. Ведущей системой земледелия была переложная система с применением трехполья. Возделывались пшеница, просо, ячмень, овес, горох, конопля.
В лесах, окружающих поселения, в изобилии водились белки, лисицы, медведи, тетерева, глухари, ра реках – бобры, выдры, в дуплах деревьев – дикие пчелы. Люди занимались охотой, рыболовством, бортничеством, разводили коров, верблюдов, лошадей, коз, овец.
Изделия болгарских ремесленников славились в Европе (кольчуги, шлемы, мечи, боевые топоры, медные и железные кистени, булавы, шестоперы, железные наконечники копий, стрел, кожаные щиты, седла). Изделия из кожи также вывозились в другие страны. Из шерсти изготовляли войлок.
Важнейшие отрасли производства оформились в ремесла: черную и цветную металлургию и металлообработку, ювелирное, гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. С X в. в Болгарии чеканились серебряные монеты. По договору 1006 г. болгарские купцы получили право беспрепятственной торговли в городах Руси. Ежегодно снаряжались караваны в Среднюю Азию и Иран. Развитие экономических связей, распространение единой мусульманской религии, языковая близость различных этических групп создали предпосылки формирования болгарской народности.
Самарская Лука и бассейн р.Черемшан представляли собой окраину Волжской Болгарии. На Самарской Луке в настоящее время известно 55 памятников болгарской культуры домонгольского периода. (2 города, 11 Городищ, 39 селищ, два могильника и один клад). Довольно густо был заселен болгарами и бассейн р.Черемшан.
Самым выдающимся памятником археологии Самарского края является Муромский городок – один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Он возник во второй половине X века в западной части Самарской Луки, между современными селами Валы и Жигули.
Самарская Лука была отлично защищена самой природой, будучи окруженной с трех сторон петлей Волги и изрезанной оврагами, представлявшими естественные оборонительные линии. Вместе с тем, природные условия Самарской Луки были исключительно благоприятны для развития хозяйства. Широкие волжские поймы служили прекрасными пастбищами и покосами, а террасы были пригодны для земледелия. Волга была богата рыбой, леса – зверем, птицей, грибами, ягодами. Именно с Самарской Луки и началось заселение Поволжья болгарами.
Средневековье название города неизвестно, однако местное население место, где он находился, называет Муромским городком. Впервые город был описан участниками академических экспедиций XVIII века И.И.Лепехиным и П.С.Палласом. В 1928-1929 гг. раскопки города производились экспедицией общества археологии, этнографии и естествознания под руководством В.В.Гольмстен, а в 1971-79 гг. – экспедицией Самарского университета под руководством Г.И.Матвеевой.
Площадь города составляла около 150 га. Он делился на внутренний и внешний. Обе части города были защищены валами и рвами. В качестве оборонительных сооружений использовались также овраги, углубленные и расширенные. Город окружали села и слободы. В его окрестностях выявлено более десятка болгарских селищ.
Дома горожан были бревенчатыми, срубными и глинобитными. Изредка встречались землянки. Общественные здания – бани и жилища феодалов строились из крупного кирпича квадратной формы. Были в городе и мечети.
Городок был крупным ремесленным центром. В нем обнаружены следы металлургического, кузнечного, медеплавильного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего и других производств.
Высокого развития достигла деревообработка: найдены топоры, тесла, скобели, долота, стамески. Видимо, уже произошло разделение плотницкого и столярного ремесел. Было развито и косторезное ремесло: найдены распиленные рога, заготовки и готовые костные изделия: гребни, петли от колчанов, застежки пут, наконечники стрел, наверший плетей, рукоятки ножей.
Большинство рядового населения городка занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. Существенную роль играло рыболовство. Находки костей диких животных свидетельствуют об охоте.
О далеких торговых связях города свидетельствуют находки монеты – германского динария XI в., а также фрагменты среднеазиатской и иранской посуды, стеклянных браслетов из русских городов и шиферных пряслиц, изготовленных в г.Овруч, близ Киева.
Городское население занималось земледелием. В городе найдены плужные лемехи, сошники, косы-горбуши и серпы. Зернохранилищами служили глубокие ямы колоколовидной формы. О развитии скотоводства свидетельствуют находки огромного количества костей животных.
Это был цветущий город. В нем были мечети, медресе, торжища.
Муромский городок достиг своего развития к началу XII века. В 1236 году в Волжскую Болгарию вторглись полчища хана Батыя. Они разрушили крупнейшие болгарские города: Биляр, Болгар, Сувар. Но первой их жертвой стал самый южный город Болгарии – Муромский городок. О его внезапной гибели свидетельствуют мощный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан с застрявшими в костях наконечниками монгольских стрел.
Во второй половине XIII-XIV вв. болгары селились за пределами Самарской Луки по рекам Сок, Кондурча, Кинель.
В Болгарии была распространена письменность. С проникновением ислама древняя тюркская письменность заменялась арабской, возникли духовные школы (мектеб). Известны имена болгарских ученых и поэтов: историка Якуба Иби-Ногмана (умер в 1064 г.), написавшего "Историю Болгарии", философа Хамида Ибн-Идриси (первая половина XII в.). В начале XIII в. болгарский поэт Кол-Гали создал поэму "Кыссан Юсуф".
В стране был высокий уровень экономического и культурного развития. Оживленная торговля между булгарами и русскими оказывала взаимное культурное влияние. Дальнейшему сближению Руси и Болгарии помешало монгольское нашествие.
Вопросы и задания
1. Когда и откуда прибыли в Среднее Поволжье болгары и какими были отношения их с местными племенами?
2. Когда сложилась государственность Волжской Болгарии?
3. Расскажите о хозяйстве, производстве, торговле и культуре Волжской Булгарии.
Древности Самарского Края
Особенность природных условий Самарского края - пограничье степей и лесов на берегах Волги - обусловило и особенности исторического развития населения Среднего Поволжья. Оно стало зоной контактов оседлых и кочевых племен. Все исторические эпохи: камня, бронзы и железа - представлены археологическими памятниками, свидетельствующими о сложных процессах взаимодействия различных культурных общностей. На сегодняшний день известно более 2000 археологических объектов, расположенных на территории Самарской области, которые находятся под охраной государства.
Неандерталец заселил Поволжье и соседние территории в среднем палеолите (100-40 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют стоянки в Нижнем Поволжье, Прикамье, на Южном Урале и находка мустьерского остроконечника в Барбашином овраге и ручного рубила у г. Самары.
К позднему палеолиту (40-10 тыс. лет назад) относится известная стоянка в Постниковом Овраге (Овраг Подпольщиков) на территории г. Самары.
Около 10 тыс. лет назад начинается быстрое таяние ледника и климат становится близким современному. Начинается новая эпоха - мезолит (средний каменный век). Человек изобретает лук и стрелы, приручает собаку. На территории Самарской области мезолитические стоянки известны в урочище Захар-Калма в Борском районе, у сел. Красный Яр, Hyp Кинельского района и ряда других.
Около середины VII тыс. до н. э. начинается новая эпоха - неолит (поздний каменный век ). Человек научился лепить и обжигать на костре глиняную посуду, делать каменные шлифованные и сверленые топоры, изобрел ткачество, в ряде районов освоил земледелие и скотоводство (в конце неолита, видимо, и в Поволжье). К раннему неолиту относятся памятники елшанского типа.
Ряд стоянок с керамикой, украшенной гребенчатым и накольчатым орнаментом - Виловатовская стоянка в Богатовском районе, Чекалино в Сергиевском и др. относятся к развитому и позднему неолиту.
В конце V - начале IV тыс. до н. э. в Поволжье начинается новая эпоха - медно-каменный век (энеолит). Ее открывает самарская культура, открытая в результате раскопок могильника у с. Съезжее. К развитому энеолиту относится хвалынская культура, названная по исследованию уникальных могильников близ г. Хвалынска Саратовской области. Он содержит массу изделий из меди балканского происхождения по определению проф. Е. Н. Черных.
В III тыс. до н. э. начинается бронзовый век. В это время в степном и лесостепном Поволжье жили первые кочевники-скотоводы - племена ямной культуры. Их курганы исследованы у с. Утевка, Покровка, Владимирова, Кашпир, Лопатино и др.
К среднему и позднему бронзовому векам (II тыс. до н. э.) относятся памятники полтавкинской, абашевской, потаповской и срубной культур. Это яркие скотоводческие и скотоводческо-земледельческие культуры. Оставившее их население освоило металлургию бронзы, имело колесницы с конской запряжкой, что позволило поддерживать тесные контакты с соседними племенами.
В раннем железном веке (I тыс. до н. э.) в лесных районах Волжского правобережья жили оседлые финно-угорские племена городецкой культуры, а степи Заволжья занимали кочевники - скотоводы сарматы иранской языковой семьи.
Под их курганами находят не только погребения воинов-мужчин, но и женщин с оружием. Именно сарматские женщины - воительницы названы греческим историком Геродотом амазонками. Они были жрицами и пользовались большим уважением.
В III в. н. э. в Самарское Поволжье переселились из Поднепровья группы раннеславянских племен (лбищенская культура). В IV в. н. э. через степи Поволжья с востока, из Центральной Азии прошли орды тюркских кочевников - гуннов. Это была эпоха великого переселения народов. Они оставили отдельные погребения на территории нашей области (Владимировка). В VII в. н. э. из Приазовья в Среднее Поволжье переселились группы тюркских кочевников - болгар. Другая группа болгар прошла через Северное Причерноморье на Балканы и образовала Дунайскую Болгарию. На Волге сложилось раннефеодальное государство Волжская Болгария.
Государство Волжская Болгария занимало территорию Среднего Поволжья и Прикамья, включая Самарскую Луку. Здесь расположен самый крупный южный город-крепость - Муромский городок у с. Валы. Волжская Болгария была высокоразвитым государством с разноэтничным населением (финно-угры, славяне, тюрки), поддерживало тесные культурные связи с Древней Русью, Арабским Халифатом, Ираном, государствами Средней Азии, Византией и т. д. В 1236 г. Муромский городок был разрушен монголо-татарами.
В период Золотой орды (вторая половина XIII -XIV в.) на территории Самарского края жили потомки волжских болгар, древнемордовские племена и русское население. В степях обитали тюркские кочевники, часть из которых переходила к оседлому образу жизни (бассейн р. Самары).
Период после распада Золотой Орды (вторая пол. XV - первая пол. XVI в.) в Самарском Поволжье недостаточно исследован.После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г. начинается присоединение Поволжья к Русскому государству. В 1586 г. была основана крепость Самара.