Источники права международных организаций. Право международных организаций
Понятие и источники права международных организаций. Виды международных организаций
Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство, система органов. Специализированные учреждения ООН
Региональные международные организации
Международные неправительственные организации
1. Понятие и источники права международных организаций
Право международных организаций – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация» был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.
Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г. (ратифицирована СССР в 1978 г.). Также источником данной отрасли международного права является Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт , разработанный и принятый государствам и учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило,уставом . Например, Устав ООН 1945 г., Устав МОТ 1946 г., Устав ВОЗ 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяютсяконвенции , в числе которых Конвенция Всемирной метеорологическойopганизации 1947 г., а также договоры (Договор о Европейском союзе 1992 г.). К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном актефиксируются
цели и задачи организации,
ее организационная структура,
полномочия
порядок деятельности ее органов,
решаются административные, бюджетные и иные вопросы.
Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН.
Виды международных организаций
ММПО – это объединение государств, учрежденное международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, которые наделены международной правосубъектностью и действующих для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права.
Международные организации можно подразделить на:
универсальные, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые поэтому характеризуются универсальным членством,
и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.
Среди организаций второй категории выделяют региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов. Таковы Европейский союз, СНГ. Также относят организации, не имеющие универсального значения, но выходящие по своим интересам и составу за региональные рамки. Здесь принимаются во внимание групповые политические, экономические, социальные потребности. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 24 государств различных районов земного шара.
По объему и характеру их полномочий выделяются:
организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, СНГ, ОБСЕ)
специальной компетенции (ИКАО, Всемирная торговая организация (ВТО), заменившая в 1994 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз и т. д.).
Статус международной организации с соответствующей правосубъектностью имеют и некоторые межгосударственные институты , именуемые комитетами. Таков учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Международный орган по морскому дну, членами которого являются все государства - участники Конвенции.
Специальной разновидностью международных организаций являются межведомственные организации . При создании таких организаций и в процессе их деятельности соответствующие министерства и иные ведомства осуществляют полномочия органов государства в пределах внутригосударственных правовых норм. При этом решение вопроса об участии в той или иной организации относится к компетенции правительства, а все последующие контакты с органами организации осуществляются через соответствующее ведомство. На межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого, согласно Уставу, считаются компетентные полицейские органы, обладающие полномочиями от имени своих государств.
Юридическая природа международной организации
Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и характеризуется следующимипризнаками .
1. создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - специальной разновидности международного договора (устав, конвенция).
2. существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.
3. является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.
4. основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации.
5. государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций.
6. каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого организация выполняет свои функции.
7. международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.
Классификация междунар. орган. Различия в юридической природе межправительственных (межгосударственных) и неправительственных орган. (Негосударственных). Междунар. орган. общей и специальной компетенции
ООН. История создания. Устав ООН - многосторонний междунар. договор современности. Цели и принципы деятельности ООН
Право междунар. организаций: понятие, источники, история междунар. организаций. Право междунар. орган. в системе Мп.
Поскольку данная отрасль международного права соотносится с теми организациями, которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин "международная межправительственная организация" был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г
Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, нет. Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г., ратифицированной СССР в 1978 г., но до сих пор не вступившей в силу. Определенное значение для данной отрасли имеет еще один общий многосторонний акт, уже рассмотренный в гл. 9, - Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Таковы - Устав Организации Объединенных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.
К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние (см. гл. 2). В учредительном акте фиксируются цели и задачи организации., ее организационная структура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.
Известны также договоры между организациями и правительствами государств, в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.
Классификация междунар. орган. Различия в юридической природе межправительственных (межгосударственных) и неправительственных орган. (Негосударственных). Междунар. орган. общей и специальной компетенции
Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.
Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной организации:
Членство трех и более государств.
При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, создаваемая с целью коллективного решения определенных задач;
Уважение суверенитета государств-членов организации и невмешательства во внутренние дела.
Этот признак является основной функциональному признаку международной организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставными положениями;
Создание в соответствии с международным правом.
Этот признак имеет констатируя значение, потому что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. А это означает, прежде всего, что учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным и действие его прекращено в кратчайший срока:
Основания на основе международного договора.
Обычно международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, протокола и т.д.)., Объектом такого договора является поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства.? Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций также и межправительственные организации.Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;
Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной профильной области, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), а (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Одновременно на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность государств практически во всех отраслях, например ООН и др..Таким образом, международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений;
Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы и штаб-квартира).
Этот признак, характеризующий институциональную строение международной организации, является одной из важнейших. Она как бы демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают совета. Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией;
Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, далее должны быть ней реализованы. Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия;
Самостоятельные международные права и обязанности организации.
Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами правами и обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои, отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами;
Установление порядка принятия решений и их юридической силы.
Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятие решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.
Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных организаций:
Международные межправительственные организации (ММУО) - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, так как они действуют в рамках только тех полномочий, передали им государства;
Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросам международной жизни.
В свою очередь, ММУО можно классифицировать на нескольких основаниях:
1. По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..
2. По кругу участников:
Универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);
Региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (например, Организация Американских государств);
Субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);
Межрегиональные - в их работе принимают участие государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).
3. За порядком приема новых членов:
Открытые - согласно уставным документам их членом может быть любое государство;
Закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.
4. По сферам деятельности:
Организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);
Организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и??касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).
5. По целям и принципам деятельности:
Правомерные - они создаются в соответствии с международным правом;
Противоправные - они создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, противоречащими интересам международного мира и международной безопасности.
В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание в соответствии с международным правом, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., А также применить к ним некоторые простирающиеся видовые признаки ММУО прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:
Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;
Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;
Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительные организации;
Организации в области прессы, кино, радио, телевидение;
Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь в виду, что субъектами международного права являются только ММУО. Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладает автономной волей, отличной от воль ее членов.
Особая значимость деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. Нормы права международных организаций - является преимущественно нормами договорного характера, а именно право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли является учредительные документы международных организаций. Сюда входят Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др..
Однако, несмотря на то, что международные организации, являющиеся производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воль государств, участвующих в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной.Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации,
взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.
ООН. История создания. Устав ООН - многосторонний междунар. договор современности. Цели и принципы деятельности ООН
Создание Организации Объединенных Наций. Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире».
14 августа 1941 президентом США Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности.Документ, подписанный во время встречи «где-то на море», известный как Атлантическая хартия.
1 января 1942 представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии.В этом документе впервые была официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.
В декларации, подписанной в Москве С октября 1943 года в ходе специальной конференции (Московская конференция), правительства Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности.
Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей США, СССР и Соединенного Королевства на встрече в Тегеране 1 декабря 1943 (Тегеранская конференция).
Первые контуры ООН были очерчены на конференции в особняке, известном под названием «Думбартон-Окс», в Вашингтоне.На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функции этой организации.
11 февраля 1945 после встреч в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».
25 апреля 1945 делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций по вопросам международных организаций (Конференция в Сан-Франциско).Делегаты подготовили Устав из 19 глав и 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945.На следующий день делегаты подписали его в доме Мемориала ветеранов войны.
24 октября 1945 Устав ООН ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его и вступил в силу.Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, а 24 октября стало днем??ООН.
С начала 1946 начинают создаваться и активно действовать основные органы ООН:
10 января 1946 в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне открывается первая Генеральная Ассамблея, на которой было представлено 51 государство; 17 января 1946 в Вестминстерском дворце впервые собирается Совет Безопасности и принимает свои правила процедуры;
24 января 1946 Генеральная Ассамблея принимает первую резолюцию.Ее главные темы: мирное использование атомной энергии и ликвидация атомной и других видов оружия массового уничтожения;
1 февраля 1946 Трюгве Ли (Норвегия) становится первым Генеральным Секретарем ООН;
10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея принимает Всеобщую декларацию прав человека;
24 октября 1949 заложен первый камень нынешнего дома Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке.
Организация Объединенных Наций и ее органы пять раз удостаивались Нобелевской премии мира:
1954: Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) за помощь беженцам в Европе;
1965 Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за помощь в спасении жизни детей во всем мире;
1969: Международная организация труда (МОТ) за достигнутые успехи в установлении норм, защищающих права работающих и обеспечивают их безопасность;
1981: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев за помощь беженцам в Азии;
1988: силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира за миротворческие операции.
Кроме того, Нобелевской премии мира в связи с деятельностью ООН были удостоены:
1945: Кордёл Халл, бывший государственный секретарь США, за руководящую роль в создании ООН;
1949: лорд Джон Бойд Орр, Великобритания, первый генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО);
1950: Ральф Бунча, США, посредник ООН в Палестине, за руководящую роль в заключении соглашений о перемирии, подписанных в 1949 году Израилем, Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией;
1957: Лестер Пирсон, бывший государственный секретарь Канады, председатель Генеральной Ассамблеи, за работу на благо дела мира на протяжении всей жизни и за руководящую роль в усилиях ООН по урегулированию кризиса вокруг Суэцкого канала;
1961: Дат Хаммаршельд, Швеция, Генеральный Секретарь ООН, за помощь в урегулировании кризиса в Конго;
1974: Шон Макбрайд, Ирландия, Комиссар ООН по
Намибии.
Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 в Сан-Франциско.
Преамбула к Уставу Организации Объединенных Наций содержит следующее:
«Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости
Спасти грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и
Вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и
Создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и
Содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях - проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и
Объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и
Обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, чем в общих интересах, и
Использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.
В соответствии с этим наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации ».
В статье 2 Устава ООН закреплены демократические принципы этой организации:
Суверенное равенство членов ООН;
Добросовестное выполнение ими обязательств по Уставу ООН;
Решение международных споров только мирными средствами;
Отказ от угрозы силой или ее применения в любых целях, несовместимых с Уставом ООН;
Обязанность членов ООН предоставлять ей всемерную помощь во всех действиях, осуществляемых в соответствии с Уставом, и воздерживаться от помощи государствам, против которых ООН принимает принудительные меры;
Обеспечение Организацией Объединенных Наций такого положения, чтобы государства, не входящие в ООН, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом;
Невмешательство ООН во внутренние дела государств.
Членство в ООН.Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять.Исходными членами ООН была 51 государство.
Прием новых членов в ООН осуществляется по рекомендации Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов.В том же порядке производится исключение из ООН государств, систематически нарушающих Устав, и приостановлении осуществления прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН, в отношении государств, против которых ООН принимает меры превентивного или принудительного характера.
1. Понятие и источники права международных организаций. Понятие международной организации, ее основные признаки. Виды международных организаций.
2. История создания ООН. Цели и принципы ООН. Членство в ООН.
3. Правовой статус главных органов ООН. Правовое положение специализированных учреждений ООН.
4. Понятие и виды международных конференций. Участники международных конференций
1. Понятие и источники права международных организаций. Понятие международной организации, ее основные признаки. Виды международных организаций.
Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.
Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств на создание международной организации может быть зафиксировано двумя способами:
1) в международном договоре;
2) в решении уже существующей международной организации.
Первый способ является самым распространенным в международной практике. Заключение международного договора предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут, устав, конвенция. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. В данном случае согласованное волеизъявление государств на создание международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.
В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
Государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Тем самым государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.
Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные международные организации. Последние, хотя и играют значительную роль на международной арене, не рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку создаются не государствами, а юридическими лицами различных государств.
По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).
Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).
Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.
По характеру полномочий можно выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы над государственности в таком понимании присущи Европейскому союзу (ЕС).
С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).
Под органом международной организации понимается составная часть международной организации, ее структурное звено, созданное на основании учредительного или иных актов международной организации, наделенное определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладающее внутренней структурой и имеющее определенный состав.
Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).
Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации.
Понятие «права международных организаций»
Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.
К принципам права международных организаций относятся:
1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;
2) ответственность международных организаций за правонарушения;
3) добровольность членства в международных организациях.
Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.
Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:
1) международная организация создается суверенными государствами;
2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;
3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;
4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическому лицу;
5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.
Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.
Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).
Неправительственная международная организация – это организация, созданная не на основе межгосударственного договора, она объединяет физических и (или) юридических лиц (Лига обществ Красного Креста).
Виды международных организаций:
1) по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2) по кругу участников:
а) универсальные;
б) региональные;
в) межрегиональные;
3) по компетенции:
б) специальные;
4) по характеру полномочий:
а) межгосударственные;
б) надгосударственные;
5) по способу приема в члены организации:
а) открытые;
б) закрытые.
2. История создания ООН. Цели и принципы ООН. Членство в ООН.
Понятие права международных организаций.
Это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовое положение, порядок деятельности, полномочия и юридическую силу актов международных организаций, их взаимодействие с субъектами международного права и участие международных отношениях.
Международные организации в современном мире выступают важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Они участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм между народного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.
Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной – права международных организаций . В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность международных организаций. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех организаций, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.
«Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.
Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: «внешнее» право – совокупность норм, регулирующих правовой статус международных организаций и ее взаимоотношения с другими участниками международных отношений и «внутреннее» право – совокупность норм, регулирующих внутриорганизационные отношения международных организаций.
«Внешнее» право международных организаций регулирует, в частности, следующие вопросы:
- правовой статус, правосубъектность международных организаций;
- привилегии и иммунитеты международных организаций;
- привилегии и иммунитеты сотрудников международных организаций;
- право договоров международных организаций;
- ответственность международных организаций.
«Внутреннее» право международной организации регулирует такие вопросы, как:
- структура, компетенция и порядок работы органов международных организаций
- взаимоотношения между органами и подразделениями международных организаций;
- процедурные правила;
- порядок назначения и служебный статус должностных лиц и служащих международных организаций;
- имущественные, хозяйственные, бюджетно-финансовые и иные отношения.
Внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации.
Источники права международных организаций.
Источники права международных организаций - это преимущественно международные договоры. Такие договоры можно разделить на три группы:
- договоры между государствами - учредительные акты международных организаций, которые определяют правовую природу международных организаций, наделяя правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность;
- договоры между государствами и международными организациями - соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах; функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации; о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и др.;
- договоры между международными организациями - соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.
Основными универсальными источниками права международных организаций являются:
- Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;
- Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;
- соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
Большое теоретическое и практическое значение в качестве источника права международных организаций приобретает сегодня проект статей «Ответственность международных организаций», разработанный и принятый в 2011 г. качестве приложения к резолюции ГА ООН № 66/100.
Принципы права международных организаций.
Принципы права международных организаций включают как общепризнанные , в том числе:
- принцип уважения суверенитета государств-членов;
- принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов;
- принцип неприменения силы и угрозы силы;
- принцип мирного урегулирования международных споров;
- принцип уважения и соблюдения прав и основных свобод человека;
- принцип добросовестности выполнения взятых на себя обязательств;
так и специальные отраслевые принципы права международных организаций , такие как:
- принцип добровольности членства в международных организациях;
- принцип равенства членов международных организации;
- принцип обособленности правовой воли международных организаций;
- принцип функциональной правоспособности международных организаций;
- принцип ответственности международных организаций за правонарушения.
Следует заметить, что ряд впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права.
Виды международных организаций.
Международные организации могут быть классифицированы по следующим основаниям и критериям:
- по юридической природе
:
- межправительственные – учреждены на основе многостороннего международного договора;
- неправительственные – созданы на основе объединения физических и/или юридических лиц;
- по кругу участников
:
- универсальные – открытые для всех государств мира;
- региональные – членами могут быть только государства одного региона;
- по направлениям деятельности
:
- общей компетенции – затрагивают все сферы отношений между государствами-участниками (например, ООН, ОАГ, ОАЕ)
- специальной компетенции – деятельность ограничена одной специальной областью (например, );
- по характеру полномочий
:
- организации сотрудничества (межгосударственные) – решения высших органов организации адресованы только государствам-членам (например, ООН);
- организации интеграции (надгосударственные) – осуществляют отдельные полномочия по управлению общественной жизнью на территориях государств-членов, включая издание юридически обязательных актов как для государств-членов, так и непосредственно для их компетентных органов, национальных судов, юридических и физических лиц (например, ЕС);
- по порядку вступления
:
- открытые – может вступить любое государство;
- закрытые – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).
Международные межправительственные организации.
Международная межправительственная организация (ММПО) - это добровольное объединение государств и иных образований, призванное на постоянной основе координировать действия своих участников в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
ММПО должна обладать по крайней мере следующими шестью правовыми признаками:
- создана в соответствии с международным правом;
- учреждена на основе международного договора;
- осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
- имеет соответствующую организационную структуру;
- обладает правами и обязанностями организации;
- обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов.
В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.
Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.
ММПО не могут эффективно выполнять свои функции без признания за ними такого юридического качества, как . Объем и характер правосубъектности ММПО устанавливается прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах.
Правосубъектность ММПО включает следующие четыре элемента:
- правоспособность – способность иметь права и обязанности;
- дееспособность – способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
- способность участвовать в процессе международного правотворчества;
- способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Правосубъектность ММПО носит функциональный характер, поскольку объем ее прав и обязанностей ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций, определенных в уставе.
Функции, выполняемые ММПО, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции:
- функция форума – предоставление «площадки» для обмена мнениями и принятия решений;
- нормативная функция - определение стандартов поведения;
- правотворческая функция – разработка проектов юридически обязательных международно-правовых актов;
- контрольная функция – мониторинг соответствия правилам, урегулирование споров, принятие принудительных мер;
- оперативная функция – распределение ресурсов, предоставление технической и гуманитарной помощи, развертывание миротворческих сил;
- информационная функция – сбор, анализ и распространение данных.
Международные неправительственные организации.
Международная неправительственная организация (МНПО) - это организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.
Основными признаками МНПО являются:
- отсутствие целей извлечения прибыли;
- признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
- получение денежных средств более чем из одной страны;
- осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
- создание на основе учредительного акта.
МНПО не обладают , так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Правовой статус МНПО определяется внутренним правом того государства, по законодательству которого создана и зарегистрирована организация. Однако в отношении некоторых МНПО объем прав и привилегий, а также иммунитетов устанавливается путем подписания соглашения с соответствующим государством.
Литература.
- Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
- Международное право: Учебник / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев – М.: Изд-во Эксмо, 2004
- Международное право: Учебник для бакалавров / отв. ред. К. А. Бекяшев - М.: Проспект. 2018.
- Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
- Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе - М.: Издательство Юрайт, 2014.
- Шибаева Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории. – М.: Междунар. отношения, 1986.
Международные организации - объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей.
Существует два вида международных организаций:
Международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях;
Международные неправительственные организации т. наз. органы народной дипломатии - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.).
Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
Вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;
Отсутствие суверенитета и территории;
Вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;
Постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;
Ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;
Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.
9. Народы и нации, борющиеся за свое освобождение, как субъекты международного права.
Субъектом МП являются нации и народы, борющиеся за независимость . В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами МП, обладающих международными правами и обязанностями.
Колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение , признаются субъектом МП при условии, что они имеют, во-первых , национальную территорию, во-вторых , орган, возглавляющий освободительное движение и, в-третьих , освободительное движение поддерживается основной частью населения.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Под термином «народ » называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Субъектами МП являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов МП, как правило, возникает после того, когда они создают к.-л. координирующий борьбу орган, который до создания независимого государства выступает от их имени.Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм МП. В качестве субъекта МП нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры, направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.