Исследовательский проект ветер на службе у человека. Исследовательская работа "ветер"
Понятие «ветер» и принцип образования. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главной причиной возникновения ветра – это разница а атмосферном давлении над различными участками подстилающей поверхности. Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления.
Виды ветров МуссонФенБораБриз Бриз (фр. brise – легкий ветер)-ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря, а ночью – с суши. Муссон (от араб. маусим – сезон)-устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой с суши на океан. Фен (нем., от лат. favonius – теплый западный ветер) -теплый и сухой порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через хребет, воздух устремляется вниз, при этом быстро нагреваясь. Фен существует меньше суток. Бора (ит. bora – северный ветер) – сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо- западе побережья Адриатического моря, на Байкале.
Способы определения направления и силы ветра Способы определения направления и силы ветра По местным признакам: действие ветра на парус, отклонение дыма от труб, раскачивание деревьев; С помощью метеорологических приборов: флюгер (определяет направление и скорость ветра), шары-пилоты, анемометр (определение скорости); Определение силы ветра в баллах: шкала Бофорта
Построение розы ветров по своим наблюдениям СЮЗВСЗСВЮЗЮВ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ВЕТРОМ ТАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Значение ветра в природе и жизни Положительное Отрицательное Перенос семян растений; Формирование климата и микроклимата; Образование и перемещение облаков; Возникновение океанических течений; Развеевание загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями; Получение электроэнергии (ветряные мельницы). Ветер обладает разруши- тельным действием (навод- нения, ураганы и др.)
Список использованной литературы 1.Т.П.Герасимова, Г.Ю.Грюнберг, Н.П.Неклюкова Физическая география: нач. курс.: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. –М.: Просвещение, с.: ил., карт. 2.Энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2003.
МОУ «Чепкас – Никольская основная общеобразовательная школа»
Проектная работа.
« Самодельный анемометр»
Работу выполнили
Ильин Евгений и
Воробьев Михаил
Руководитель:
с. Чепкас - Никольское- 2010г.
Цель работы:.
Изготовить и испытать прибор для измерения скорости ветра .
1.Ветер – источник энергии.
2. История создания анемометра.
3. Виды анемометров.
5.Испытание и измерение скорости ветра.
6. Выводы.
Всем нам знакомо такое природное явление - ветер. Причина его возникновения тоже объяснима: из-за разности атмосферного давления в разных точках Земли. Из той области, где давление больше (а виной тому главным образом разность температур в атмосфере) , воздух перемещается туда, где давление меньше. Вы можете легко создать ветер сами. Надуйте воздушный шарик . Внутри него давление стало большим, чем вокруг. Если развязать шарик, то воздух устремится наружу, так появляется ветер. От того как поведет себя ветер, порой зависит и человеческая жизнь. Самая большая катастрофа по вине ветра произошла 1970 году, когда ураган погубил на нескольких островах в дельте реки Ганг почти все население. Число погибших - 1 млн. человек. Торнадо, цунами, тайфун, ураган, смерч – все это название ветров, несущих людям разрушения и смерть. Скорость таких ветров огромна: при урагане воздушная масса за каждую секунду преодолевает 30 метровую дистанцию, а в центре вихря- скорость, как у реактивного самолета. Крыши домов, деревья, животные, люди, окажись они в зоне такого ветра, уносятся в воздух, как пушинки, и потом сбрасываются с огромной высоты на землю. Зная суровый нрав разрушительных ветров, люди давно стремились заранее предугадать их визиты. Еще в 900-м г. в некоторых европейских странах на церквях и городских башнях появились флюгеры- по которым можно сразу узнать, откуда дует ветер.
В 1667г. Роберт Хук изобрел прибор для измерения скорости ветра - анемометр. Слово анемометр от греческого слова «авемос»- ветер, а «метео»- измеряю.
В настоящее время извесны несколько видов анемометров:
1. чашечный
2. лопастной
3. тепловой
Самый простой - это чашечный анемометр, который состоит из чашечной вертушки, укрепленной на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.
https://pandia.ru/text/80/080/images/image002_261.jpg" width="312" height="172 src=">
Тепловой анемометр - принцип действия основан на измерении перепада температур на «вспомогательной стенке» . Величина температурного перепада пропорциональна плотности теплового потока. Измерение температурного перепада осуществляется с помощью ленточной термопары, расположенной внутри пластинки зонда, выступающей в роли «вспомогательной стенки».
Промышленность выпускает анемометры и для школьных кабинетов. Такие приборы должны быть в кабинетах географии и физики. К сожалению в нашей школе(и в ряде других школ района) этого прибора не оказалось. Поэтому мы задались вопросом: нельзя ли изготовить этот прибор собственными руками из доступных деталей. Полистав журналы, книги и страницы Интернета, нашли несколько описании такого прибора.
Один из них самый простой, надежный, не требующий батареек, не боящийся воды анемометр делается из:
Куска тонкой рыболовной лески длиной 25 см;
Дошечки 12х12 см с наклеенной шкалой.
Конечно – это примитивный прибор, имеет свои недостатки. Поэтому изготовлением только такого анемометра не ограничились, а попробовали изготовить более совершенный прибор. Назвали мы его пасхальный анемометр, т. к. в качестве крутящихся чашечек использовали элемент от сувенира - пасхального яйца. Конечно, более научно этот анемометр надо назвать электронным, т. к. здесь используется процесс превращения энергии ветра в электрический ток.
Принципиальная схема электронного анемометра выглядит так:
Прибор состоит из датчика скорости, выполненного на микроэлектродвигателе, выпрямительного моста, регулятора чувствительности датчика и устройства отображения информации- миллиамперметра.
Принцип действия прибора заключается в следующем. К валу электродвигателя прикреплена небольшая чашечная вертушка. Под действием потока воздуха он приводится во вращение. При этом в обмотке электродвигателя возникает электрический ток. Величина его фиксируется миллиамперметром. Посколько частота вращения воздушного винта зависит от скорости ветра, а величина тока, протекающего в измерительной цепи прибора, от частоты вращения ротора электродвигателя, то показания миллиамперметра можно перевести из электрических величин в величины скоростей воздушного потока(м/с). Диодный мост выполняет в устройстве две функции. Во-первых, он позволяет в качестве датчика электродвигатели как постоянного, так и переменного тока, а во-вторых, при использовании двигателя постоянного тока отпадает необходимость фазировки его выводов относительно полюсов наконечников миллиамперметра.
Здесь в качестве диодов использовали Д 9 с любыми буквенными индексами, подстроечный резистор типа СПЗ-1 сопротивлением 1-3 кОм, электродвигатель – любой микродвигатель постоянного или переменного тока, рассчитанный на рабочее напряжение 3-10 В (от детских игрушек), миллиамперметр постоянного тока с диапазоном измерения 0-1 мА. После подготовки всех деталей и их сборки, провели испытание прибора в лабораторных условиях, т. е в кабинете физики. При помощи электрического воздуходува создавали поток воздуха, а на пути его устанавливали анемометра. Передвигая анемометр от источника ветра, замечали различные показания миллиамперметра. Это значит, что наш прибор работает. Осталось отградуировать шкалу миллиамперметра. Для этого наш прибор в безветренную погоду продували на движущемся автомобиле.
Сначала установили верхнюю границу измеряемых скоростей; она у нас соответствует 20 м/с, т. е. скорость автомашины должна быть 72км/ч, которую определяли по спидометру авто. За рулем автомашины был учитель физики, который следил за дорогой и показанием спидометра, а мы за показанием миллиамперметра. При скорости 72 км/ч – вращая подстроечный резистор, добивались того, чтобы стрелка миллиамперметра находилась напротив крайнего правого деления шкалы. Затем, снижая скорость авто до 54,36,18км/ч – записывали соответствующие показания прибора. Затем сделали на листе бумаги новую шкалу для миллиамперметра по нашим измерениям, но уже в (м/с). Уже миллиамперметр будет показывать скорость ветра. После проверки провели повторное испытание на движущемся автомобиле и при этом показания анемометра совпадал с показанием спидометра авто. Так наш прибор был готов к использованию.
На изготовление данного прибора требуется совсем недорогие детали(диоды, миллиамперметр и электродвигатель от старой или ненужной игрушки), т. е. материальные затраты минимальны. Если даже все необходимые детали покупать в магазине, требуется рублей 200-300. А если купить прибор заводского изготовления, то на это потребуется значительная сумма денег(от 3500 до 5000 рублей). Значит наш прибор почти в 20 раз дешевле заводского!!!
Этот прибор может выполнять и другие функции:
1. Можно использовать для проверки объема легких(кто сильнее дует, у того и объем легких больше)
2. Для показа превращения кинетической энергии ветра в электрический ток.
3. Как модель ветрогенератора.
У кого в школе нет анемометра, сделайте самостоятельно, у нас есть литература и небольшой опыт, можем помочь в этом.
Литература:
1. Хорошавин - техническое моделирование. «Просвещение»1983г.
2. Шахмаев эксперимент в средней школе . Просвещение.1991г.
3. Не уроком единым. Просвещение 1991г.
4. Журнал « Юный техник» № 4,7,9 за 1998г.
Приложение к работе.
1. Таблица результатов измерения.
Мне очень нравятся познавательные телевизионные программы, касающиеся нашей планеты и жизни на Земле. Я люблю наблюдать, задавать вопросы и искать на них ответы. С раннего детства в семье меня знакомили с энциклопедиями, в которых раскрываются волнующие вопросы. Мне нравится раскрывать тайны и секреты некоторых явлений. Вот почему я с удовольствием взялся за изучение данной темы. Я хочу провести исследование и понять это удивительное явление природы - ветер.
Тема ветра всегда была и есть актуальной. Люди всегда мечтали приручить ветер. И сделать так, чтобы он работал на благо людей. Когда я первый раз узнал о ветре, меня заинтересовал вопрос, а как появляется ветер и можно ли его приручить. В своём исследовании я приложил силы для того, чтобы ответить на все эти вопросы.
Цель: узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.
Задачи:
Познакомиться с понятием «Ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
изучить и проанализировать литературу по данной теме.
провести наблюдения и опыты.
Объект исследования: ветер.
Гипотеза:
ветер - это движение воздуха.
Новизной исследования является то, что я на опытах установил влияние различных температур на движение воздуха, доказал одну из причин возникновения ветра и на практике увидел как человек использует ветер в своих целях.
Описание работы:
В исследовательской работе представлены основные причины возникновения ветра. В работе рассмотрены различные виды ветров и их влияние на жизнь человека, на живую и неживую природу. Работа содержит наблюдения и опыты, доказывающие причины возникновения ветра.
Что такое ветер. Роль ветра в природе и в нашей жизни
Ветер — это поток воздуха, движущийся относительно земной поверхности со скоростью свыше 0,6 м/с. Это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Ветер - это движение воздуха, а всё, что движется, обладает энергией. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия. Особую роль в истории, но уже не в мирных целях, сыграл скандинавский вариант использования ветра. В 9 столетии нашей эры на лёгких парусных судах викинги пересекли Северное море и терроризировали Западную Европу. Местному населению трудно было им противостоять. Появление легких и быстрых лодок приводило всех в ужас.
Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам. Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.
Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая эоловые отложения, которые формируют различные виды грунтов (например, лёсс) или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок - одно удовольствие.
Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.
Развитие технологий использования энергии ветра приводит к тому, что многие страны перешли с одиночных установок ветряных «мельниц», до образования многогектарных «ветровых полей», на которых на близком расстоянии друг от друга устанавливаются сотни ветряков. Так создаются так называемые ветровые фермы.
Ситуация с ветроэнергетикой в нашей стране, такой богатой на ветра и поля, оставляет желать лучшего. И если до 60х годов были неплохие результаты эксплуатации энергии ветра, то после был сделан упор на строительство ГЭС (гидроэлектростанция), ТЭС (Тепловая электрическая станция) и АЭС (атомная электрическая станция). И только после ряда проблем и аварий на крупных АЭС уже в 90х годах ученые смогли достучатся до правительства с предложениями о внедрении безопасной добычи энергии с возобновляемых источников. Но экономический кризис 90х годов не дал возможности для развития этой отрасли в нашей стране. А спустя несколько лет были полностью забыты все разработки в этой сфере. Для того, чтобы сейчас продолжить внедрение ветровых установок, придется начать все с самого начала или позаимствовать у более развитых стран уже работающие технологии.
Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.
Как возникает ветер
Существует несколько причин появления ветра:
1. Перепады давления. Без солнца не было бы и ветра. Солнце нагревает воздух. Горячий воздух поднимается. Из-за этого в той области Земли, где воздух прогрет, атмосферное давление понижается. Возникает циклон. Поднимаясь в верхние слои атмосферы, воздух остывает и начинает опускаться, создавая область повышенного давления. Такие области называют антициклонами. Из центра антициклона воздух растекается к окраинам и перемещается в область пониженного давления - циклон.
2. Сила Кориолиса. Открытая французским ученым Густавом Кориолисом сила образуется при вращении Земли. Когда мы находимся в Северном полушарии, Земля под нашими ногами вертится против часовой стрелки. Сама Земля вращается быстрее, чем окружающая ее атмосфера. Поэтому при движении Земли в Северном полушарии ветер отклоняется вправо. А в Южном полушарии - наоборот, влево.
3. Тепло и холод. Еще одна причина, по которой возникают ветра, - периодическое изменение температуры в каком-либо месте. Например, в течение дня почва накаляется быстрее моря. Возникает перепад давления, и ветер начинает дуть по направлению к земле: это морской бриз. После захода солнца суша быстро остывает. Поэтому ветер дует с берега. Морской бриз начинает дуть около 10 часов утра. А береговой - после захода солнца.
4. Вечный ветер. Землю постоянно продувают так называемые господствующие ветры. На экваторе воздух нагревается и поднимается. Он растекается в направлении тропиков. Так образуется ветер антипассат. Остыв, воздух возвращается к экватору. Такой ветер называют пассатом. Ветры возникают и у полюсов Земли. Холодный воздух перемещается от них к экватору. А потом поднимается и возвращается к полюсам. Кроме того, господствующие ветры возникают в верхних слоях атмосферы Земли. Они называются струйными течениями. Эти ветры дуют зимой. Они возникают из-за сильного перепада температур между жаркими экваториальными и холодными полярными областями Земли.
Характеристика ветра
Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление движения воздуха определяется взаимодействием нескольких сил. Это сила Кориолиса (учитывает влияние вращения Земли на двигающийся воздух), сила тяжести, сила градиента, сила давления и центробежная сила. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует.
Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности - 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным, выше 14 м/с - сильным, выше 20-25 м/с - штормом, выше 30-35 м/с - ураганом.
Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.
Скорости ветра, наблюдаемые за короткие промежутки времени от нескольких секунд до 5 мин, называют мгновенными или действительными. Скорости же ветра, полученные как средние арифметические из мгновенных скоростей, называют средними скоростями ветра. Если сложить замеренные скорости ветра в течение суток и разделить на число замеров, то получится среднесуточная скорость ветра. Если же сложить среднесуточные скорости ветра за весь месяц и разделить эту сумму на число дней месяца, то получим среднемесячную скорость ветра. Сложив среднемесячные скорости и разделив сумму на двенадцать месяцев, получим среднегодовую скорость ветра.
Приборы определяющие направление и силу ветра
Скорости ветра замеряют с помощью приборов, называемых анемометрами. Анемометр - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающийся под действием ветра вертушки.
Простейший анемометр, позволяющий определять мгновенные скорости ветра и называемый простейшим флюгером-анемометром.
Он состоит из металлической доски, качающейся около горизонтальной оси а, закрепленной на вертикальной стойке б. Сбоку доски на той же оси а закреплен сектор в, с восемью штифтами. На стойке б ниже сектора закреплен флюгер г, который все время устанавливает доску плоскостью к ветру. При действии последнего доска отклоняется и проходит мимо штифтов, каждый из которых указывает при этом на определенную скорость ветра. Стойка б с флюгером г поворачивается по втулке д, в которой закреплены в горизонтальной плоскости 4 длинных стержня, указывающих главные страны света: север, юг, восток и запад, и между ними 4 коротких, указывающих на северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Таким образом, с помощью флюгера-анемометра можно определять одновременно и скорость и направление ветра.
Средние скорости ветра за короткие и продолжительные промежутки времени удобно определять анемометром завода «Метрприбор». Он состоит из крестовины с полушариями, надетой на ось, которая находится в зацеплении с зубчатой передачей, помещенной в коробке с циферблатом.
Оси шестерен выведены на циферблат и на своих концах имеют стрелки, показывающие на шкале путь, пройденный ветром за данный промежуток времени. Разделив число, показываемое стрелками на циферблате, на число секунд, в течение которых вращался анемометр, получим скорость ветра в секунду за наблюдаемый период.
Виды ветров
Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун.
Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа на протяжении суток, длится несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры — муссоны — имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы.
Ураган - ветер разрушительной силы (более 30м\с) и значительной продолжительности, характерен для тропических широт.
Бу́ря — разновидность урагана. Скорость ветра при буре не много меньше скорости урагана (до 25-30 м/с). Убытки и разрушения от бурь существенно меньше, чем от ураганов. Иногда сильную бурю называют штормом.
Тайфу́н— разновидность тропического циклона, который типичен для северо-западной части Тихого океана.
Шквал - кратковременный сильный порывистый ветер со скоростью до 20-30м\с, часто с грозой и ливнем. Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, т.е. их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и движение воздуха приобретает турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер, возникают шквалы.
Шквалистый ветер характерен не только частыми и резкими колебаниями скорости, но и сильнейшими отдельными порывами продолжительностью до нескольких минут. Ветер, который резко увеличивает свою скорость в течение очень короткого промежутка времени на фоне слабого ветра или штиля, назвают шквалом. Чаще всего шквалы налетают при прохождении мощных кучево-дождевых облаков и нередко сопровождаютсяя грозой и ливнями.
Основной причиной шквала являетсяя взаимодействие восходящего потока возуха в передней части кучево-дождевого облака и нисходящего воздуха, охлажденного ливневым дождем, в тыловой его части в результате возникает характерный клубящийся вал с вихрем под ним, усиленный вихрями соседних воздушный слоев.
Вертикальные вихри в грозовом облаке могут образовывать смерчи. Когда скорость такого вихря достигает 100м/с, нижняя часть облака в виде воронки опускается к подстилающей поверхности (земле или воде), навстречу поднимающемуся вверх пылевому или водяному столбу. Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх все, что оказывается на его пути. Высота смерча достигает более 1000 метров, горизонтальная скорость 30-40 км/час. Поэтому при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону. Иногда смерч может образоваться и без грозовых облаков. В этом случае он зарождается не из тучи, а на поверхности земли или моря, нередко при безоблачном небе. Это смерчи"хорошей погоды". Они быстро разрушаются и практически безопасны. Часто их существование можно быстрее заметить по характерному свистящему звуку, который раздается при его движении, чем увидеть.
Воздух, воздушные массы находятся в постоянном движении, которое постоянно меняет и свою скорость и направление. Но в глобальных, планетарных масштабах это движение имеет четко выраженную закономерность, которая определяется общей циркуляцией атмосферы, зависящей от распределения атмосферного давления в обширных районах земного шара - от тропиков до полярных зон.
Господствующие ветры (Постоянные ветры)
Постоянные ветры вызваны силой Кориолиса, дуют всегда в одном направлении.
Пассаты - первые в категории господствующих ветров, т.е. постоянно дующих в определенных районах в течение определенного промежутка времени. Скорость и направление господствующих ветров определяется по многолетним наблюдениям для каждого моря или морского района.
В экваториальной зоне теплый воздух тропиков поднимается вверх, что приводит к образованию на границе тропосферы ветра, называемого антипассат. Антипассат растекается в направлении к полюсам, соответственно к северу и к югу.
Охлажденные воздушные массы антипассата оседают на поверхность земли, создавая в субтропиках повышенное давление и ветер, называемый пассатом, который устремляется в экваториальную зону.
Под действием силы Кориолиса пассаты северного полушария получают северо-восточное направление, а южного полушария (кроме северной части Индийского океана, где дуют сезонные муссонные ветры) - юго-восточное направление. Скорость пассатных ветров также постоянна и достигает 5-10 м/с.
В экваториальой зоне пассаты ослабевают и поворачивают на восток. Поэтому между пассатами обоих полушарий возникает штилевая зона (в Атлантике "конские широты") характерная пониженным давленим, грозами и ливнями, штилями. В широтах 40-60° обоих полушарий преобладают ветры западной четветри. Они менее устойчивы (от СЗ до ЮВ), но значительно сильнее (10-15 м/с или 6-7 баллов). В южном полушарии, где западные ветры огибают весь мировой океан, лежали осноные пути парусных судов для плавания из Европу в Австралию и обратно в Европу вокрус мыса Доброй Надажды и мяса Горн. За свою силу, повторяемость (до 50%) и частые штормы эти ветры получили прозвище "бравые весты", а широты -"гремящие сороковые" и “ревущие шестидесятые”.
В приполярных районах обоих полушарий, где оседают холодные массы воздуха верхних слоев тропосферы, образуя так называемые полярные максимумы, преобладают юго-восточные и восточные ветры.
К господствующим ветрам также относятся следующие ветры: бризы, фён, самум.
Бризы образуются под влиянием неодинаково нагревания суши и моря. Бриз - Днем дует с моря на побережье, а ночью дует с побережья на море.
Область существенная для образования бризов располагается в прибрежной полосе морей (около 30-40 км). Ночью ветер дует от берега к морю (береговой бриз), а днем, наоборот,- с моря на сушу. Морской бриз начинается около 10 часов утра, а береговой - после захода солнца. Бриз относится к ветрам вертикального развития и на высоте нескольких сот метров дует в обратную сторону. Интенсивность бриза зависит от погоды. В жаркие летние дни морской бриз имеет умеренную силу до 4 баллов (4-7 м/с) береговой бриз значительно слабее.
На суше так же можно наблюдать бризы. Ночью у поверхности земли существует тяга воздуха с поля к лесу, а на высоте крон деревьев - из леса к полю.
Фён - теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины. Наблюдается у побережья Крыма и Кавказа преимущественно весной.
Самум - знойный ветер в пустыне.
Местные ветры
Другая категория ветров - местные, дующие только в данном месте или нескольких местах земного шара, возникают при изменении тепловых условий в течение некоторого времени или под влиянием рельефа местности (характера подстилающей поверхности). Представителем второго типа местных ветров надо назвать, прежде всего, бору, бакинский норд, сирокко.
Бора - очень сильный ветер, направленный вниз по горному склону в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем.
Холодный воздух с большой скоростью устремляется вниз, к морю, достигая иногда силы урагана. В зимнее время, при низких температурах вызывает обледенение. Наблюдается в районе Новороссийска, у берегов Далмации (Адриатическое море) и на Новой Земле. В некоторых горных районах, например, на Кавказе в районе Ленинакана, или в Андах ежедневно наблюдается такое явление, когда после захода солнца с горных вершин, окружающих долину, вниз устремляются массы холодного воздуха. Порывы ветра достигают такой силы, что срывает палатки, а резкое и сильное понижение температуры, может привести к переохлаждению организма.
Бакинский норд - холодный северный ветер в зоне Баку, дующий летом и зимой, Достигает штормовой, а нередко и ураганной силы (20-40 м/с) приносить с берега тучи песка и пыли.
Сирокко - очень теплый и влажный ветер, зарождающийся в Африке и дующий в Центральной части Средиземного моря, сопровождается облачностью и осадками.
Сезонные ветры
Муссо́н— устойчивые ветры, периодически меняющие свое направление; летом дуют с океана, зимой с суши; свойственны тропическим областям и некоторым приморским странам умеренного пояса (Дальний Восток).
Муссоны носят континентальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. (Приложение 17).
Под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии летние муссоны Тихого океана у восточного побережья Азии отклоняются к юго-востоку, а в Индийском океане - к юго-западу. Эти муссоны приносят с океана на Дальний Восток пасмурную погоду, с частыми дождями, моросью и туманами. На южное побережье Азии в это время обрушиваются затяжные и обильные дожди, что приводит к частым наводнениям.
Зимние муссоны меняют свое направление на противоположное. В Тихом океане они дуют с северо-запада, а в Индийском - с северо-востока в сторону океана. Скорость ветра в муссонах неравномерна. Зимние северо-восточные муссоны совпадают с пассатами северного полушария, но их скорость не превышает 10 м/с. А вот летние муссоны Индийского океана достигают штормовой силы. Смена муссонов - происходит в апреле-мае и октябре-ноябре.
Работу выполнил: Халюков Богдан Александрович
«Ветер- волшебник»
Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,
учитель начальных классов Россия, г. Владикавказ, МБОУ СОШ №22,1Б класс
Введение………………………………………………………………………………………
1.Определение ветра
1.1.Что такое ветер?……………………………………………………………………
1.2.Виды ветров……………………………………………………………………….
1.3.Определение сторон света………………………………………………………..
1.4.Значение ветра…………………………………………………………………….
1.5.Образ ветра в творчестве народов мира…………………………………………
2.Исследовательская часть
2.1.Эксперимент 1……………………………………………………………………..
2.2.Эксперимент 2……………………………………………………………………..
2.3.Эксперимент 3……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………………
ТЕЗИС
Тема исследования: «Ветер- волшебник».
Руководитель: Капустян Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Владикавказская средняя общеобразовательная школа №22».
Цель работы: выяснить, зачем нам нужен ветер.
Узнать, как и почему появляется ветер;
Научиться связывать научные представления с реальной жизнью;
Научиться определять направление и силу ветра.
Гипотеза: думаю, что ветер можно подчинить человеку.
Объект исследования: ветер.
Предмет исследования: скорость и направление ветра.
Методы исследования:
Беседа с учительницей, с родителями.
Наблюдение за ветром в природе.
Изучение литературы о ветре.
Выполнение творческих работ.
Интернет-ресурсы.
Актуальность:
Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы.
Ветры в зависимости от своей силы и скорости способны изменять всё вокруг. Где кроются причины их возникновения?
Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Меня давно интересовал вопрос о том, почему дует ветер, как он образуется, для чего он нужен и можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.
Введение.
С давних времён люди видели в ветрах присутствие живых сил Вселенной и космоса, влияние богов. Кроме того, в восточных учениях ветер является символом духа, его силы и живым дыханием Вселенной, поддерживающим и объединяющим всё живое. Ветер-олицетворение бестелесного, неосязаемого, неуловимого, переменчивого. Он ассоциируется с нитью, верёвкой и т.д. Ветры-посланцы богов, указывают на присутствие божества. В сочетании с огнём ветер символизирует богов гор и вулканов.
Иногда мы выходим на улицу, чтобы насладиться спокойной и ясной погодой. Однако, не успели мы пройти и несколько шагов, как вдруг поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Давайте разбираться.
1.Определение ветра.
1.1.Что такое ветер?
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает.
Так порою, он сердит.
Только что он был везде-
Миг - и нет его нигде.
Вы когда-нибудь смотрели на облака так, как смотрел на них я? Облака очень красивые. А ещё они разные. Если долго наблюдать за ними, то можно увидеть разных животных, и домик, и машину (см. рис. 1). Ещё я обнаружил, что они могут плыть то в одну сторону, то в другую. Почему же так происходит? Этот вопрос я задал своему дедушке. Он мне объяснил, что виной всему ветер: облака лёгкие и ветер гонит их за собой, в своём направлении. Я подумал и пришёл к выводу, что ветер- это движущийся воздух. Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.
Для начала я провёл простейший опыт: я взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, я заставил воздух двигаться.
Поразмыслив, я понял, что воздух сам по себе не двигается. Под действием чего же это происходит? Для этого я провёл ещё один опыт: когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на кровать и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).
Вывод: таким образом, ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, и только потом начинает дуть.
Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).
Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Вывод: ветер- это движущийся воздух.
1.2.Виды ветров.
Ветер бывает разным. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
Когда я был на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой?
По этому поводу я обратился к папе. Он пояснил мне, что это явление называется бризом (см. рис.2).
Бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.
Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.
Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.
Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.
Ветер может быть весёлым, лёгким - это бризы. Я провёл небольшой опыт: на столе я приготовил мисочки с водой. В каждой мисочке было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.
Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.
А может быть ветер сильным, разрушающим, злым - это ураган (см. рис.4), буря (см. рис.5), смерч (см. рис. 3). Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв. Я попробовал устроить бурю у себя дома: в большой таз с водой я опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). Я перестал дуть, и кораблики остановились на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).
Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.
Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.6).
1.3.Определение сторон света.
Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.7). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света: север (N ), юг (S ), запад (W ), восток (O ). Нужно стать так, чтобы стрелка остановилась на N . Это будет север. Позади меня будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10).
Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?
С этим вопросом мне помог папа. Он мне рассказал несколько способов ориентирования на местности без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!
Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 9). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.
Такие подсказки помогают нам в лесу. Если же мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.
Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 8). За спиной будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток. Восток так назвали потому, что там солнце Восходит, а запад – потому, что солнце в этой стороне всегда Заходит.
Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.
1.4.Значение ветра.
В ходе исследования я много нового узнал о волшебнике- ветре, о его возникновении, узнал, что ветры бывают лёгкие и сильные, весёлые и злые, разрушительные. И у меня возник вопрос: чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользы или вреда? Друг он нам или враг? Мне было трудно самому разобраться в этом, поэтому я призвал на помощь своих родителей. Вот что у нас получилось:
Ветер помогает растениям опыляться распространять семена;
Ветер помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы. Но может и навредить: погнуть или даже сломать растение;
Ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться;
Во время шторма на море рыба из опасных мест уходит глубже, на дно. Там мало кислорода. Если шторм продлится долго, то рыба может погибнуть;
Когда летит птица, ветер помогает ей, толкает вперёд. А может и мешать, если дует на встречу;
Жарким летом ветер охлаждает животных, у которых тёплый мех;
Ветер раскачивает деревья и может повредить гнёзда птиц;
Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных - теплее;
Если бы не ветер, в сухие земли не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;
Ветер постоянно уносит загрязнённый воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей;
Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии. Они изобрели такие установки – ветряки (см. рис. 11);
Ветер вращает лопасти мельниц. Жернова крутятся, и зерно перемалывается в муку (см. рис. 12);
Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт.
Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.
1.5.Образ ветра в творчестве народов мира.
Ветер занял особое место в произведениях великих русских поэтов и писателей. Мне очень нравится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», которую написал А.С.Пушкин:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного…
Люди в своём творчестве по- разному относились к этому явлению природы. Моряки и мельники очень любили и ждали ветер, так как их жизнь зависела от него. Ветер в засуху мог принести долгожданный дождь, а затем мог и погубить весь урожай. Ветер издревле ассоциируют с переменами, причём не всегда в лучшую сторону.
Бабушка мне сказала, что 18 апреля по народному календарю праздник – Федул - Ветреник (Ветродуй) и Федора - Ветреница. В старину так и говорили:
Пришёл Федул – тепляк подул.
Пришёл Федул – тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.
Вообще ветер в народном творчестве очень часто упоминается. Порой – с большим уважением. Так, китайская пословица советует: «Стой как гора, двигайся как ветер». Вьетнамцы с улыбкой говорят: «В зависимости от ветра и флаг вьётся». А русские в ответ: «Держи нос по ветру». (См. приложение).
Многие народы говорят: «Без ветра волн не бывает» или «Без ветра трава не колышется». Это говорит о том, что на всё происходящее имеются свои причины.
Моряки подбадривают друг друга: «Если тебе нипочём ветры в море, разве тебя испугаешь ветрами на земле?». К тому же «Большие паруса только сильный ветер может надуть». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер.
Вывод: каким бы сильным и разрушительным не был ветер, люди всё равно воспевают его в своём творчестве, потому что он является одним из важнейших факторов в природе, без которого не было бы жизни на земле.
2.Исследовательская часть.
2.1.Эксперимент 1. «Весёлая медуза».
Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.
1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).
2.С помощью дырокола сделал по краю множество проколов на расстоянии 1см друг от друга (см. фото 12).
3.Продел в отверстия длинные ленты – «щупальцы», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).
4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлую медузу» (см. фото 14).
Вывод: щупальцы медузы реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.
2.2.Эксперимент 2. «Вертушка».
Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.
1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20 на 20 (см. фото 15). Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата. Отступил по 1см от центра по линиям в сторону каждого из углов, отметил.
2.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.
3.Затем я булавкой проколол дырочку в центре и в левом углу каждой из получившихся частей.
4.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.
5.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).
Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления ветра.
2.3.Эксперимент 3. «Флюгер».
Для следующего эксперимента мне понадобился флюгер. Так как настоящего у меня не нашлось, то я решил сделать его своими руками.
1.С помощью ножниц я отрезал от пробковой рейки отрезок.
2.На тарелке из алюминиевой фольги карандашом нарисовал детали (стрелу и хвост), затем вырезал их (см. фото 17). Детали должны быть достаточно большими, чтобы чувствовать влияние ветра.
3.Ножницами сделал небольшие разрезы в обоих концах пробковой рейки. Нанёс немного клея в прорезь и приклеил к рейке треугольную деталь. То же самое сделал с хвостовой деталью флюгера (см. фото 18).
4.Затем взял длинную деревянную рейку и прикрепил к ней рейку из пробки. Пробковая рейка должна свободно вращаться (см. фото 19).
5.Для того чтобы легко определять точное направление ветра, я вырезал из цветного картона буквы N , S , E , W (север, юг, восток, запад). Каждой букве соответствует свой цвет (см. фото 20).
6.Отрезал четыре отрезка одинаковой длины от пробковой рейки. Приклеил по одной букве к каждому отрезку, а затем приклеил полученные указатели к деревянной рейке (см. фото 21).
7.С помощью компаса определил, где находится север. Поставил свой флюгер так, чтобы буква N указывала на север. Стрелка показывает направление ветра (см. фото 22).
После того, как флюгер был готов, я начал ежедневно наблюдать за погодой, за направлением ветра, и записывать свои наблюдения в дневник (см. рис. 14).
Вывод: оказывается, что при смене направления ветра меняется и погода. Например, в дни моих наблюдений преобладал северный ветер, который принёс сильные морозы, а временами даже снег.
Я научился определять направление ветра с помощью моей весёлой медузы, вертушки и флюгера. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 23), по движению веток на деревьях (см. рис. 13). Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.
Когда дует ветер, интересно наблюдать за облаками, они плывут низко и быстро,
Ещё я люблю наблюдать из окна метель, когда вихры снега переносятся с места на место. Иногда ветер метёт по земле, образуя позёмку.
А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 24). Ещё нам может помочь определить направление ветра развевающийся флаг (см. фото 25).
Заключение.
В ходе своей исследовательской работы я много нового узнал о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнал, откуда он берётся, каких видов бывает, чем определяется и что происходит, когда он набирает огромные силы.
Ещё я понял, что ветер подчинить человеку не удастся, что опровергает мою гипотезу. Но можно использовать ветер в своих целях – энергия ветра огромна, она имеется всюду и её не надо добывать, как уголь из шахт.
Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.
Список литературы, Интернет - источники:
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.
Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.
[ 3] Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.
[ 4] Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн,2010г.
Толковый словарь живого великорусского языка.
Http:// shishkinles.ru
Http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/
Приложение.
Рисунок 1. Облака.
Фото 1. Опыт 1. Веер.
.
Фото 2. Опыт 2.Внизу холодный воздух. Фото 3. Опыт 2. Вверху тёплый воздух.
Фото 4. Опыт 3. Фото 5. Опыт 3.
Рисунок 2. Бриз.
Фото 6. Опыт 4. Фото 7. Опыт 4.
Рисунок 3. Рисунок 4.
Рисунок 5.
Фото 8. Опыт 5. Фото 9. Опыт 5.
Рисунок 6. Шкала Бофорта. Рисунок 7. Компас.
Фото 10. Рисунок 8. Полярная звезда.
Рисунок 9. Мох на дереве. Рисунок 10.Стороны света.
Рисунок 11. Ветряки. Рисунок 12. Мельница.
Фото 11.Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 12. Эксперимент 1. Весёлая медуза.
Фото 13. Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 14. Эксперимент 1. Весёлая медуза.
Фото 15. Эксперимент 2. Вертушка. Фото 16. Эксперимент 2. Вертушка.
Фото17. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 18. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 19. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 20. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 21. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 22. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 23.Дым из трубы. Рисунок 13.
Фото 24. Воздушный шар. Фото 25. Флаг.
Рисунок 14. Таблица наблюдений за погодой.
юго-восточный
t =-5C
пасмурно
северный
северный
переменная обл.
северный
северо-восточный
северо-восточный
северо-западный
северный
переменная обл.
северо-западный
переменная обл.
северо-восточный
переменная обл.
северо-западный
северный
переменная обл.
северо-восточный
переменная обл.
северо-восточный
северо-восточный
северо-восточный
переменная обл.
северо-восточный
t =- 16C
северный
t =- 15C
переменная обл.
северный
t =- 9C
северный
переменная обл.
Загадки о ветре.
Летит, а не птица, Кто не ведает границ?
Воет, а не зверь. Кто летит быстрее птиц?
Тучи нагоняет, Он то грозен, то мятежен,
Воет, задувает. То как пух весенний нежен.
По свету рыщет, Кто свободней всех на свете?
Поёт да свищет. Догадались? Это…
Бежит по снегу, а следу нету? Летит - не птица,
Воет – не зверь.
Сказка о ветре.
Ветер и солнце (К. Ушинский).
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул и привязал к седлу.
Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
Стихи о ветре.
Сыграй мне, синий ветер…(А. С. Пушкин). Ветрено (И. Токмакова).
Сыграй мне, синий ветер, Ветрено, ветрено
Сегодня песню моря. Вся земля проветрена,
И серенаду листьев Ветер листья с веток
О радости и горе. Разогнал по свету:
И буду каждый вечер Липовый, берёзовый,
Я флюгером на крыше Жёлтый лист и розовый,
Играть в пятнашки с ветром Красный, разноцветный,
И песни петь неслышно! Старый лист газетный.
Пословицы и поговорки о ветре.
Листву путает ветер, человека – слово.
Ветер в голове никогда попутным не бывает.
Слово держать – не по ветру бежать.
Плох тот ветер, который добра не приносит.
Ветер и без крыльев летает.
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
Народные приметы о ветре.
Откуда ветер, оттуда и погода.
Перед грозой лес затихает.
Куда ветер дует, там и дождь идёт.
Если зимой шумит лес - к оттепели.
Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду.
Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.
Ночной ветер днём дождь послал.
Ветер за солнцем – к ветреной погоде.
Если ветер дует с юга летом – к ненастью, зимой – к теплу.
Исследовательский проект "Загадочный ветер"
Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы
Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.
Задачи:
- знакомство с понятием «ветер» ;
- построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
- научить детей по-разному определять ветер;
- активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
- познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
- пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
- научить их мыслить и самостоятельно делать;
- изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
- прививать интерес детей к природе окружающей нас.
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
- Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
- Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
- Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .
Объект исследования: ветер.
Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .
Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.
Этапы проектной деятельности
1 ЭТАП – подготовительный.
Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта.
Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.
Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.
В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.
С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.
Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .
Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.
Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.
В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .
В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .
На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!
Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …
С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Кисилева Т.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Шемякина Н.
На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .
Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .
На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.
Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.
3. ЭТАП – итоговый.
В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.
Заключение
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.
В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.