Исследовательские работы детей начальной школы. Исследовательская работа "экология леса"
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
Экологический марафон «Земля – планета жизни»
Природоохранное направление
Проектно-исследовательская работа
Ученики 3 класса
Руководитель:
Давлетова Венера Асгатовна
Директор МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» А.М. Рахманов
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение специальной литературы, метод обработки результатов.
МЕСТО И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Лес
ВВЕДЕНИЕ
Эта работа содержит информацию о взаимоотношениях человека и леса.
Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой.
Лес бывает полон жизни круглый год. Птицы с их звонкими концертами весной, заросли спелой, душистой малины летом, грибные полянки осенью, заячьи следы на белом снегу зимой - все это, а также много столь же прекрасного другого можно найти в лесу. Замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал, что пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон.
Но это далеко не всё, что входит в понятие природного сообщества - леса. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом.
СКОЛЬКО ЛЕСОВ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?
В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит , четвёртая часть расположена в . Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира. Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны - на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три - хвойные, лиственные, смешанные. Ясно, что смешанные леса получили свое название потому, что в них уживаются и лиственные, и хвойные древесные породы. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80 процентов кислорода. На долю всех остальных растений, в том числе зеленых водорослей озер, рек, морей и океанов, приходится лишь 20 процентов производимого на планете кислорода. Когда человек приходит летом в березовый лес, он меньше всего думает о том, сколько кислорода производит береза. Но как весело в лесу! Как легко дышится! Людскому глазу милы голубые и желтые цветы, а также темно-серые шляпки подберезовиков на светлой прогалине. В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята. Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. В любом лесу деревья, кусты и травы выполняют роль посредника между Солнцем и Землей. Зеленые листья улавливают солнечные лучи, запасают солнечную энергию и производят с ее помощью органические продукты. Главным продуктом зеленого леса является древесина.
Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теплом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.
СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?
Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный. Древесную породу верхнего яруса называют лесообразующей. В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом - дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель.
Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.
Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют лещина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.
Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички. Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, линнея северная, которая всегда стелется по земле, никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками. В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
Источник энергии (дрова)
Строительный материал
Сырьё для производства (производство бумаги)
Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье.
Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания.
Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Леса испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п.
Почвозащитное значение лесов. Леса резко уменьшают поверхностный сток. Этим они препятствуют смыву и размыву почв грунтовыми, талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Лес – надежный защитник почв от выдувания; он закрепляет подвижные пески. Наибольший опыт в этом отношении накоплен в сельском хозяйстве, где лесные полосы используются для защиты почв и посевов. Летом лесные насаждения не только защищают окружающие поля от суховеев, но постепенно отдают им накопленную зимой и весной влагу через грунтовые воды и внутрипочвенный сток.
Густая сеть лесных полос может создавать углеродное значение лесов. Основные надежды по выводу избытка углерода из атмосферы и тем самым решению проблемы парникового эффекта люди связывают с лесами. Известно, что 1 га леса за год поглощает 6-7 т углекислого газа и выделяется 5-6 т кислорода.
Воздухоочистительные функции лесов. Лес, образно говоря, - это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны удалять из воздуха другие посторонние вещества. Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или несовершенству промышленной технологии а атмосфере. В последующем токсиканты попадают в почву либо с опадающими листьями, либо другими путями. Имеются данные, что 1 кг листьев может поглощать за сезон до 50-70 г сернистого газа, 40-50г хлора и 15-20мг свинца. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух. В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Фитонциды обладают и ценнейшими профилактическими свойствами. Многие из них оказались непримиримыми врагами возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов их намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м воздуха в кедровом лесу содержится до 700 микроорганизмов. Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9 – 30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль.
Климатическое и метеорологическое значение лесов. Леса оказывают существенное влияние на метеорологические факторы. Они воздействуют на атмосферные явления и тем самым создают свою специфическую среду. Ее обычно рассматривают как микроклимат, экоклимат и фитоклимат. Изменение метеорологических параметров распространяется и за пределы леса. На этом свойстве основывается использование лесов (чаще всего лесных полос) для защиты почв, посевов, дорог, населенных пунктов и т. п.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА?
Лесные пожары. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.
Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.
С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажняется. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев. Молодая хвоя у них становится короче. Уплотнение почвы нарушает ее структуру и снижает пористость, ухудшает условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.
Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями. Наблюдения ученых показали, что гектар леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек в сутки. Пребывание 4-10 человек уже сказывается на окружающей среде. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.
При увеличении числа посетителей на лесном гектаре до 16-20 человек в сутки почва уплотняется настолько, что у деревьев сохнут вершины. При таких перегрузках из леса уходят звери, и лесные птицы перестают гнездиться.
Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.
Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько дают 20 га леса.
Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.
МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСА
Польза лесов для человека не рассматривается узко – только как источник материального богатства. Каждому здравомыслящему человеку двадцатого столетия понятно, что в наш век высокоразвитой промышленности лес необходим для отдыха и как источник новых душевных и физических сил. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.
Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?
Благоустроить места массового отдыха людей
Не мусорить
Сажать цветы и деревья
Создать места для разжигания костров
Установить мусоросборники и аншлаги–указатели
Огородить имеющиеся муравейники
Информирование населения
Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РТ
РТ относится к малолесным регионам России, лесистость составляет 17,4% (оптимальное значение доли земель для данной зоны 25%). На одного жителя республики приходится 0,3 га лесной площади, тогда как в среднем по РФ этот показатель равен 5,3 га.
На территории РТ действуют 30 лесничеств, в состав которых входит 124 участковых лесничества. Они выполняют комплекс работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. осуществляют Существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор является основной задачей в сфере лесных отношений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА РТ
Главная ценность лесов РТ заключается в их экологических функциях, от которых зависит состояние других компонентов природного комплекса – воды, почвы, атмосферы.
Леса РТ расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне, поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. Здесь проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. Леса находятся в ведении следующих органов:
Распределение площадей и запасов насаждений по Азнакаевскому лесничеству
2010
2011
Общая площадь, тыс. га
44,4
36,74
в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га
40,1
33.6
Запас, млн. м3
6,08
Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.
Лесной фонд отнесен к защитным и эксплуатационным лесам. Защитные леса, выполняющие средозащитные функции составляют 538,0 тыс. га, эксплуатационные леса – 688,4 тыс. га. ООПТ выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. га, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения, два федерального значения леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама».
Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. га. Эти леса выполняют рекреационные функции. С увеличением количества автотранспорта у населения городов в последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского и др. лесхозов. По группам пород лесной фонд характеризуется следующими показателями:
Площади, занятые хвойными насаждениями, составляют 271,1 тыс. га;
Твердолиственными насаждениями – 191,3 тыс. га;
Мягколиственными – 669,9 тыс. га;
Кустарниками – 7,0 тыс. га.
4.2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ В РТ
Учитывая важность лесохозяйственного производства в РТ проводились работы по увеличению площади лесных насаждений, улучшению породного и качественного состава лесного фонда, повышения защитных функций лесов. Объемы работ по лесовосстановлению выполнены на площади 1916,0 га, в т.ч. с посадкой защитных лесных насаждений на площади 1567,0 га и методами содействия естественному возобновлению леса на 330,0 га на землях лесного фонда. Подготовка почвы под лесные культуры. выполнена на площади 1869, га (план - 1869 га). В 2010 г. при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Правительства РТ заложены защитные лесные насаждения на площади 1195,3 га на землях сельхозназначения. В 2011 году планируется этот объем посадок удвоился. В лесах, выполняющих водоохранные, рекреационные и защитные функции, исключенных из расчета главного пользования, в целях омоложения перестойных лесов в 2010 г. проведены постепенно-выборочные рубки. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки проведены в 2010 г. на площади 19,4 тыс. га. Общий запас заготовленной при этом древесины составил 511,5 тыс. м3, заготовлено ликвидной древесины 354,8 тыс. м3. Рубки ухода в молодняках проведены на площади 8,7 га.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Правила поведения в лесу:
Не оставляй мусор в лесу!
Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.
Соблюдай в лесу тишину!
Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома
Не разжигай в лесу костёр!
На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.
В лесу ходи только по организованным тропинкам!
Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.
Не трогай птичьи гнёзда!
Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.
Не рви в лесу цветы!
Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.
Не разрушай муравейники!
Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.
ЛИТЕРАТУРА
«Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990
«Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247-255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999
«Экология России» учебное пособие Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, стр. 90-94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, 1995
«Общий обзор» В.С. Варламов, М.Ф. Грин, стр. 123-125, М.: МЫСЛЬ, 1992
«Иллюстрированная энциклопедия лесов» Ян Еник, стр. 11-16, 415-419, Прага: АРТИЯ, 1997
«Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240-260, М.: ЮНИТИ, 1998
«География» энциклопедия К.Варли, Л.Майлз, стр.70,М.: РОСМЕН, 1995
«Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010
МБОУ «Звонаревокутская СОШ»
«Жизнь леса»
проектно-иссследовательская работа по окружающему миру
Выполнил: Рыжков Егор
Ученик 3 «А» класса
Классный руководитель:
Нугманова Д.Т.
Введение
Что такое лес? Какие бывают леса?................................................................4
Ярусы леса…………………………………………………………………….5
Обитатели леса………………………………………………………………..6
От чего страдает лес?........................................................................................7
Правила поведения в лесу……………………………………………………8
Об этом стоит задуматься…………………………………………………….9
Как лес связан с человеком?.............................................................................9
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Лес – это составная часть природы. Лес – это богатство природы.
Поэтому моя работа посвящена лесу и называется «Жизнь леса».
Цель данной работы:
Познакомиться с жизнью леса, его обитателями;
Открыть лес для себя, как новый мир.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «лес»;
Познакомиться с растительным и животным миром;
Выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни людей.
Объект исследования: русский лес в современном мире.
Предмет исследования:
Влияние современной жизни на жизнь леса и его обитателей.
Гипотеза:
Я предполагаю, что современная жизнь вредит лесу, люди меньше оберегают лес.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, птицы и звери.
Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, где растут деревья", и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение леса. Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Леса бывают: смешанные, хвойные, лиственные и др.
Смешанные – если в лесу вперемешку растут хвойные и лиственные деревья. Живут: лиса, волк, дикий кабан, косуля, синицы, снегири, поползни, фазан, бабочки, жуки, змеи, стрекозы, лягушки, ящерицы.
Хвойные – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут: ель, сосна, пихта, лиственница, и другие. Живут: кедровка, ястреб, глухарь, рябчик, белка, соболь, заяц-беляк, полевка, рысь, бурый медведь, лось, олень и другие.
Лиственные – преобладают лиственные деревья и кустарники. Растут: береза, дуб, липа, клен, осина, шиповник, калина, малина, орешник. Живут: медведь, еж, енот, заяц. Дятел, дикая коза, сова, филин, разнообразные насекомые.
ЯРУСЫ ЛЕСА
Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколько ярусов. Считают лесные этажи не от земли - снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрослые деревья. Они создают под пологом своих крон особую лесную среду (ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса). Второй ярус формируется из деревьев пониже, ослабленных или теневыносливых. Господствует в лесу древостой, все прочие ярусы - подчиненные ему.
ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.
Все растения и животные тесно связаны между собой.
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги, клесты,).Здесь они вьют свои гнезда и находят корм. Эти птицы
питаются семенами растений, ягодами, грибами, насекомыми.
Некоторые из этих насекомых живут в земле, под листьями, в коре деревьев, на растениях. Питаются листьями растений, пыльцой цветов, а пауки едят даже других насекомых. Насекомые бывают вредителями (гусеницы уничтожают листовые растения) , а бывают помощниками (божьи
коровки питаются тлей, которая вредит растениям.
А также в лесу живут хищные птицы (сова, ястреб-тетеревятник, филин). Эти птицы охотятся на мышей, зайцев, белок, на птиц от воробьев до
глухарей. У них очень хорошее зрение и слух, а также крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.
Крупные и мелкие животные не хищные, травоядные.
Эта группа животных постоянно находится в опасности. Ведь они могут
стать добычей для волков, лис, медведей. Поэтому им всегда нужно быть наготове. Их спасает ловкость, маскировка (у зайцев к зиме шерстка меняется с серой на белую). Пища для них это – шишки, грибы, ягоды, травы, цветы, кора деревьев, листья.
Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЛЕС?
Во многих регионах России незаконная и бесконтрольная вырубка деревьев проводится систематически. По оценкам Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) ежегодно Россия теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегальной рубки леса. На глобальной карте обезлесения от Googleможно найти достаточно подробную информацию об изменениях в лесном хозяйстве, произошедших в последние годы. Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе, разрушает экосистему, вытесняет с исконных мест обитания животных. Интенсивные вырубки, как утверждает WWF, угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта. Деревья очищают воздух и поглощают углекислый газ, они очень важны в существующих экосистемах, поэтому необходимо защищать леса от уничтожения. Для прекращения вырубки лесов экологи предлагают осуществить инвентаризацию всех ресурсов, отдельно выращивать леса для заготовок и отменить все рубки ухода в защитных лесах. Также можно сделать невыгодными условия экспорта ценной древесины.
Лес страдает от пожаров, от выброса мусора. Поэтому, бывая на пикнике в лесу, покидая его, нужно потушить костер. И забрать мусор с собой, не оставляя его.
1.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
Правила нахождения в лесу (лесном массиве) :
1) не разводите костров в лесу или лесном массиве;
2) не поджигайте сухую траву и листья;
3) не рубите деревья и кустарники;
4) не рвите цветы и дикорастущие растения;
5) не истребляйте насекомых, пресмыкающихся и зверей;
6) не разоряйте муравейников, гнёзд и нор лесных обитателей;
7) не уносите из леса найденных птенцов и зверушек;
8) не сорите и не мусорите в лесу;
9) не оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор;
10) не заезжайте в лес на автомобильном транспорте;
11) не шумите в лесу.
Правила безопасности в лесу (лесном массиве) :
не заходите слишком далеко в лес;
2) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона, собаку;
3) имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день;
4) имейте при себе полностью заряженное средство связи;
5) оповещайте родных и близких об уходе в лес;
6) находясь в лесу сообщайте приблизительные координаты;
7) идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;
8) не отпускайте в лес престарелых людей и детей одних;
9) если заблудились в лесу, звоните в МЧС или по номеру 112.
ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!
Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.
Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.
Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.
1.4 КАК ЛЕС СВЯЗАН С ЧЕЛОВЕКОМ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понаблюдав за лесом, прочитав информацию в различных источниках, я пришел к выводам:
1. Я считаю, что моя гипотеза о том, что современная жизнь вредит лесу, подтвердилась.
2. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.
3. В наше современное время, когда многие факторы загрязняют природу, а значит и лес, нужно бережнее относиться к лесам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
- Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
- Обогатить предметно - развивающую среду.
- Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
- Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.
- планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
- разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
- создание предметно - развивающей среды,
- создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
- создание системы мониторинга.
- проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
- создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
- совершенствование взаимодействие с организациями социума.
- анализ проведенной работы.
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия
Огнев С.И. «Твоя первая энциклопедия».
Мельников П.И. «В лесах».
Петров В.В. «Из жизни зеленого мира».
Пимон Р.М. «Жизнь леса».
Интернет:dokladiki.ru
Интернет:kartravel.ru
МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»
Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.
Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.
Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.
Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Общими принципами отбора содержания материала является:
Системность
Единство сознания и деятельности
Наглядность
Личная ориентация
Объективность
Научность
Доступность для обучающихся начальных классов.
Практическая направленность.
Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).
2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
3.Оформление задания («иллюстраторы»)
4.Формулирование выводов («аналитики»)
5.Применение результатов («исследователи»)
Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».
Цель:
Задачи:
1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;
3.Воспитывать бережное отношение к природе;
4.Развивать навыки исследовательской работы;
Он состоял из ряда заданий:
1.Анкетирование детей.
2.Анкетирование взрослых.
3.Проведение исследовательских наблюдений.
4.Работа с компьютером, в библиотеке.
3 этап.
Практически – деятельностный.
Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.
1.«Братья наши меньшие».
« Поисковая»
Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».
«Журналисты»
Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:
Познавательная игра «В лес за загадками»
Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»
Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».
Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.
Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.
«Художники - оформители».
Рисуют рисунки по теме.
Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»
На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.
Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:
Какие птицы прилетели первыми;
Какие последними;
Где они гнездятся;
2. «Лес – наш друг».
1.Раздел «Виды леса».
Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.
«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.
«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.
«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»
2.Раздел «Животный мир».
Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»
«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.
3.Раздел «Птицы нашей местности».
4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».
Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.
Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят
материал о следах, которые видели в природе.
5.Раздел «Значение леса в жизни человека».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».
«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.
«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.
«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».
3. «Лекарственные растения нашей местности».
Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.
Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
выяснить значение лекарственных растений для человека;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать навыки исследовательской работы;
Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.
Дети проводят исследование.
1 задание.
Анкетирование детей.
Вопросы анкеты:
1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?
2. Какую пользу они приносят?
3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.
2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».
Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления
Возможное препятствие | Пути преодоления |
|
Не все с желанием участвовали в проекте. Затруднения при выполнении поставленной задачи. Незначительные навыки работы с компьютером. | Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам. Консультации ребят с руководителями проекта. Посещения кружка по информатики. |
Вывод:
В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Отзывы:
Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.
Миколаец Валерия
Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.
Быстров Леша
Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.
Петухов Виталий.
Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.
Смирнов Саша.
После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение мероприятия:
Интернет, фотоаппарат, компьютер.
Литература:
Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.
В. Бианки «Лесная газета».
«Зеленые страницы».
Атлас-определитель «От земли до неба».
Поиск информации в Интернете.
Приложение к проекту «Лес – наше богатство»
МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.
Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет
Подготовила и провела:
п. Вохтома
2009 год
Цель:
Формирование экологической культуры.
Задачи:
Прививать любовь к родному краю;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
Ход экскурсии.
Ведущий:
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.
Ученик:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Ведущий:
Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…
Ученик:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)
Ведущий:
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?
Ученик:
Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)
Ученица:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Ведущий:
А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.
Ведущий:
Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.
Какие песни и стихи о березе вы знаете?
Ученик:
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гром, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
Ведущий:
Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.
А это какое дерево?
Ученица:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа)
Ведущий:
Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.
Отгадайте, что это за дерево?
Ученик:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
Ведущий:
Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Ученик:
Будто снежный шар бела.
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черемуха)
Ведущий:
Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.
Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?
Ученица:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
Ученик:
Первым вышел из земли
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Ученица:
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)
Ведущий:
В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?
Ученик:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (земляника)
Ученица:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)
Ученик:
Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду,
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых (малина)
Ученица:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен (черника)
Ведущий:
Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)
А кто же из нас не собирал в лесу грибы?
Из истории.
«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.
В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »
Ученица:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту-
Зовусь я…(подосиновик)
Ученик:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это…(сыроежка)
Ученица:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подосиновик)
Ученик:
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем белый колпачок.
Кто в бору бывает-
Тот его и узнает (боровик)
Ученица:
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой (моховик)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Ведущий:
А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?
Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?
Ученица:
Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)
Ученик:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Ученица:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)
Ученик:
Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Ведущий:
Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.
Ученица:
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)
Ученик:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)
Ведущий:
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.
Ученик:
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
Ведущий:
Трудно представить лес без больших и малых зверей.
Ученица:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)
Ученик:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
Ученица:
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)
Ученик:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
Ведущий:
Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»
На ветру рябины гордо рдеют,
Сосны величавые шумят…
Здесь века, как царство Берендея,
Глушь лесов хранила наш посад.
Литература:
Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».
Введение. Обоснование темы проекта.
Характерной особенностью современной жизни является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно влияют на растения нашей планеты: происходит загрязнение воздуха, почвы, воды и леса. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения.
Наша учительница нам говорила, что благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
А в условиях современной жизни ни одно государство не может заявить о полном экологическом благополучии. Человек имеет слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт.
Наша школа находится в Кабардино-Балкарской республике п.Звездный.За нашим поселком находится лес, это удивительное место, где можно хорошо отдохнуть. Но люди о после отдыха в лесу оставляют огромное количество мусора, поэтому наш красивый лес превращается в место, где отдых не доставляет удовольствия.
Объект исследования: лес п.Звезный.
Тема проекта: Берегите лес!
Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
Цель проекта: развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды, сохранить леса России.
Задачи:
Изучить литературу и узнать о пользе, которую приносит лес для человека;
Уточнить плотность озеленения пришкольного участка и определить значение деревьев для человека;
Привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения лесов родного края.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, её обитателям.
Теоретическая часть.
Какую пользу приносит лес для человека.
Лес в жизни человека и человечества имеет большое значение. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других. С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.
Для человечества лес играет три роли - экологическую, экономическую и социальную, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Чем меньше леса - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса – тем меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.
С лесами связано существование основной доли биологического разнообразия Земли - разнообразия существующих на нашей планете живых организмов и экосистем. Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь - диких лесов, до сих пор живущих по законам дикой природы при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.
Не менее известна роль леса в сохранении чистой пресной воды - главного природного ресурса, нехватка которого все больше ощущается в самых разных частях Земли, в том числе во многих регионах России. Лес играет большую роль в глобальном распределении осадков: испаряемая деревьями влага возвращается в атмосферный круговорот, чем создаются условия для ее более дальнего переноса от океанов и морей вглубь континентов. Современные исследования показывают, что если бы не было лесов, то удаленные от морей и океанов территории были бы значительно более засушливыми или даже пустынными, малопригодными для жизни людей и для развития сельского хозяйства. Лес эффективно задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, тем самым "сглаживая" подъем воды в реках, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.
Общеизвестна роль леса как "зелёных легких планеты": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений.
Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей - они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного.
Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихиы, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.
Благодаря мощным корневым системам, которые пронизывают почву, деревья укрепляют берега рек и горные склоны, не позволяя воде размывать их. Особенно важна защитная роль леса в горах, где деревья противостоят снежным лавинам, и на морских побережьях, где они сдерживают наступление песчаных дюн. Деревья укрепляют почву, защищая поселения и дороги от оползней, селевых потоков и песчаных наносов.
По мере развития человеческой цивилизации, увеличения численности населения, требований к качеству окружающей среды, потребностей в чистой воде, воздухе и тому подобных благах, даваемых лесом, средообразующее значение леса в жизни человечества возрастает. А самое главное - на смену простому осознанию этой роли постепенно, хотя и очень медленно, приходит готовность что-либо делать для того, чтобы роль леса в сохранении благоприятной окружающей среды никогда не иссякла. К счастью, на Земле пока еще есть огромные леса - природные поглотители углекислого газа. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.
Практическая часть.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
На этом этапе я вместе с учителем биологии поставили цель, задачи и гипотезу проекта. На подготовительном этапе мы составили план своей работы.
Второй этап – исследовательский.
Он состоял из ряда заданий:
1. Посещение библиотеки. Работа с литературными и Интернет-источниками.
2. Узнать какую пользу приносит лес для человека;
В дополнительной литературе я нашла информацию, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Достаточно ли на территории школы деревьев для восстановления кислорода в воздухе?
Полученные результаты и выводы: В нашем лесу произрастает большое количество деревьев и кустарников; в школе учатся 268 учащихся и 38 работников школы – всего 306 человек. Для данного количества людей необходимо наличие 102 древесных растений для полного восстановления, потреблённого кислорода. Так как лес находится рядом со школой, значит, наша школа имеет необходимый уровень кислорода. Это благоприятно отражается на здоровье учащихся. Из литературных источников я узнала, что растения оказывают оздоровительные действия; их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивает нервную систему, снижают стрессовые ситуации. Также я заметила, что после общения с деревом силы прибавляются, поэтому решила провести опрос среди детей нашего класса, выяснить, как они относятся к деревьям (Приложение 1).
3. Уточнить плотность загрязнения леса п.Звездный;
4. Провести ряд мероприятий по очистке леса;
5. Ознакомить с правилами поведения в лесу (агитбригат по теме «Правила поведения в лесу») разрешающими и запрещающими среди учащихся младших классов (Приложение 2);
6. Провести опрос среди учащихся младших классов «Можно ли мусорить в лесу»(Приложение 3).
Третий этап – обобщение материалов.
Мы в классе нарисовали рисунки «Защитим наш лес!».
Вывод. После изучения литературы узнала: Лес - это легкие нашей планеты; около 60% кислорода поставляет лес в земную атмосферу. Дерево средней величины может восстанавливать за сутки столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех людей. Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай: он хранит влагу, поддерживает полноводность наших великих рек, смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Лес – это наряд нашей земли. Там, где лес,- там чистый воздух. Леса - это зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Леса создают благоприятные условия: снижают перепады температур, очищают воздух от пыли, ослабляют шум и просто радуют глаз. Также осенью в лесу вырастает большое количество съедобных грибов, которые собирают люди.
Таким образом, мы пришли к выводу, что лес нужно беречь. Всё, что создано природой или посажено человеком может погибнуть. Пропадут деревья, птицам негде будет свить гнездо, прочь уйдёт зверь и человек погибнет.
Заключение. В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали. Эта работа помогла нам понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней.
В данной работе мы исследовали экологическое состояние пришкольного участка. Можем смело утверждать, что экологическая обстановка пришкольного участка благоприятная. Значит, она положительно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Но школьники, всё же, должны бережнее относиться к имеющимся посадкам, принимать участие в озеленении школы и в «трудовом десанте».
Власти поселения обязаны принять меры по улучшению экологических условий на улицах села.
Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
И нам хочется верить, что в жизни никто из наших школьников не станет причиной исчезновения родного леса.
Мы будем беречь лес сами и рассказывать своим друзьям, членам своих семей, чтобы всегда соблюдались правила поведения в таком красивом и таком необходимом человеку месте – как лес!
Наша гипотеза: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья, подтвердилась.
Цели проекта:
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.
I этап - подготовительный.
Сроки: март - апрель 2009 г.
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".
Что? | Как? | Когда? | Ответственные и участники | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании | - Изучение научно - методической
литературы Круглый стол "Научитесь беречь лес" Викторина "В природе все взаимосвязано" Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений Разработка интегрированных занятий Мастер - класс. Работа на экологической тропе |
I этап - март - август 2009 г.
I этап декабрь 2009 г. |
Заместитель заведующей по ВМР, Педагоги - специалисты, воспитатели групп Воспитатель - эколог |
- разработки материала |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов | I этап сентябрь 2009 г. | Воспитатель - эколог, воспитатели групп | |
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" | - Цикл занятий экологической
направленности Цикл бесед - "Уроки доброты" - "Уроки мышления" с обсуждением и проигрыванием ситуаций. - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы Целевые прогулки "Сколько елочек мы не спасли" "Елочки и ее сестрички в городе" "Возвращенный лес" (сбор макулатуры) Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу) "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума) - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик) Создание книги "Жалобная книга леса" Музыкально - экологические праздники: "День рождения друга, дедушки дуба" "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона) Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года) Интегрированные занятия "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология) "Лес и наше здоровье" (валеология + экология) "Лесные жители" (экология + ФИЗО) Тематическая неделя леса: Выставка "Лес в жизни человека" Экологический праздник "Природы жалобная книга" Музей "Чудеса леса" Сказки о лесе (словотворчество детей) Работа на микроучастке "Биоценоз леса" Выпуск газеты |
II этап октябрь - январь 2009 г. по плану II этап октябрь - январь по плану 2009 г. II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г. Постоянно в течение всего проекта Сентябрь 2009 г. 3 неделя декабря 2009 г. 1 раз в месяц эпизодически II этап февраль 2010 г. Март 2010 г. II этап февраль 2010 г. II этап постоянно в течении всего проекта II этап по сезону II этап апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. | - расширение представлений детей об экосистеме "лес". |
Работа с родителями. | ||||
Подготовка родителей к проекту. | - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. | I этап апрель 2009 г. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. | |
Совместные мероприятия. | - Родительское собрание "Экология и
наше здоровье" Консультации "Лес - защитник и лекарь" "Настои из трав и плодов деревьев" КВН "Тайны природы" Трудовой десант "Дерево нашей семьи" Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала) Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу" Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу" |
II этап май 2009 г -май 2010 год. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. |
|
Предметно - развивающая среда. | ||||
Пополнение предметно - развивающей среды. | - приобретение дидактического
материала Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса" Посадка микроучастка "Биоценоз леса" Изготовление макета "Лес" |
I этап - март - май 2009 г.
II этап март - апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог
Все участники проекта |
Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности. |
Работа с социумом. | ||||
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. | - Лесничество Вятско - Полянского
района Беседа с детьми " Правила поведения в лесу" Беседа с родителями "Лес и отдых" Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию) Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением Цетр дополнительного образования Акции "Сбережем березы" Трудовой десант "Очистим парк от мусора" Выставки "Лес в творчестве детей" Познавательные занятия Детская библиотека Спектакли "Лесной теремок" подборка художественной литературы на абонементе Выставки "Дары Леса" Музыкально - экологический праздник "Красная книга" ДОУ города Выставки |
II этап февраль 2010 г. II этап март 2010 г. II этап апрель 2010 г. II этап в течении всего проекта II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. |
Сотрудники лесничества
Сотрудники МУП ЖКО Педагог - эколог Сотрудники библиотеки Учителя начальных классов Воспитатели - экологи |
Литература.