Исследовательская работа. Влияние направления ветра на осадки
Научно-исследовательский проект
«Можно ли предсказать направление ветра по народным приметам?»
Цель:
узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.
Узнать, можно ли предсказать направление ветра по народным приметам.
Задачи:
Познакомиться с понятием «Ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Провести наблюдения и опыты. По результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дул ветер в нашей местности в марте, апреле и в летние месяцы.
Объект исследования: ветер.
Предмет исследования : направление ветра
Гипотеза: Правда ли, что тёплый ветер в марте сулит такое же тёплое, но дождливое лето. Можно ли предсказать направление ветра на всё лето по направлению ветра на Вербное Воскресенье – 24 апреля 2016.
Глава 1
1. Отгадайте загадку :
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде –
Миг - и нет его нигде. (ветер)
Догадались? Это …ветер.
На уроке окружающего мира, наша учительница рассказывала нам о природных явлениях. Оказалось, что природа наполнена множеством различных явлений, интересных, красивых и даже пугающих. Свою работу мы хотим посвятить такому явлению, как ветер.
Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить, как он колышет кроны деревьев, гонит вдаль облака, кружит снежинки.
О ветре сложены песни и стихи. К ветру за помощью обращаются многие литературные герои. С ветром связано много народных примет.
Нам понравились такие:
● Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето.
● Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
Мне стало интересно: что такое «ветер»? Откуда он берётся и почему он дует? Какое значение играет ветер для человека? Можно ли предсказать направление ветра по народным приметам?
Именно на эти вопросы мы найдём ответы в нашей работе.
Опыт № 1
Что же такое ветер?
Чтобы понять, что такое ветер мы взяли вертушки и вышли на улицу: Я заметила, что вертушки сначала не двигались. А как только подул ветер они стали крутиться, сначала тихонечко, а затем всё сильнее и сильнее.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Опыт № 2
Этот вывод мы можем проверить и на других опытах попробовав создать ветер своими руками:
С помощью веера:
Я взяла веер и помахала им на себя. Я ощутила прохладу, ветерок. Я заставила воздух двигаться.
С помощью воздушного шарика:
Я надула воздушный шарик, но не стала его завязывать. Воздух стал выходить обратно, и я снова почувствовала ветерок.
Но ведь воздух может быть и тёплым и холодным.
Чтобы это проверить мы провели такой опыт
Опыт № 3 холодный и тёплый воздух.
Когда я присела на пол, то я ощутила холод. А когда я забралась на второй этаж кровати, то почувствовала тепло.
Вывод: Ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, а только потом начинает дуть .
Оказывается холодный и тёплый воздух движутся по-разному. Это мы тоже проверили на опытах.
Опыт № 4 движение холодного и тёплого воздуха .
Я приоткрыла балконную дверь и опустила на порог зажженную свечу. Пламя свечи стало отклоняться в сторону двери. Затем я переместила свечу вверх – пламя свечи стало отклоняться в сторону комнаты.
Вывод: Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый холодный воздух устремляется вниз на место тёплого.
Воздух двигается непрерывно, он постоянно опускается и поднимается, а также двигается горизонтально.
Именно горизонтальные движения воздуха мы называем ветром.
У каждого ветра есть своё название.
Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.
северный ветер дует с севера
южный ветер дует с юга
западный ветер дует с запада
восточный ветер дует с востока
юго-западный ветер дует с юго-запада
северо-западный ветер дует с северо-запада
юго-восточный ветер дует с юга- востока
северо-восточный ветер дует с севера-востока
Определить, с какой стороны дует ветер и с какой силой мы можем при помощи специального прибора – флюгера.
Медленное движение воздуха – это бриз. Лёгкий бриз я наблюдала, когда отдыхала с родителями на море.
Сильный ветер – это быстрое движение воздуха. Такие ветра называют ураганами или тайфунами. А под грозовыми облаками могут возникнуть Торнадо или смерчи. Такие ветра могут нанести огромный ущерб: они разрушают дома, переворачивают машины, валят мачты электролиний. Иногда не обходится и без человеческих жертв.
Как ветер помогает человеку
Но сила ветра давно используется человеком.
В путешествиях и открытиях (мореходство, воздушные шары);
В качестве источника экологически чистой энергии;
Ветер – важный фактор в формировании климата, образования и перемещения облаков, эрозии поверхности планеты; помощник в переносе семян растений и оплодотворении растений пыльцой.
Вывод: Значит ветер может быть не только врагом, но и другом человека.
А можно ли определить направления ветра по народным приметам?
Что такое приметы
Само слово «примета» было образовано от слов – примечать, замечать. Первые приметы начали появляться ещё в глубокой древности, в то время, когда люди впервые начали пристально наблюдать за окружающем миром, за поведением животных, за изменениями погоды и тому подобное. Даже такие мелочи как цвет и форма облаков давали людям тему для размышления.
Примета – это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.
По длительности действия приметы бывают долгосрочными и краткосрочными.
Определить погоду можно не только по местным признакам: облакам, осадкам, луне, звёздам. Но и по живым существам: животным и растениям.
Нас заинтересовали приметы, связанные с ветром. Так как в Челябинске по данным городской метеостанции 76 % дней в году ветреные. Средняя скорость ветра составляет 2-5 м/с. Сильные ветры со скоростью 15 м/с и более наблюдаются ежегодно, чаще в мае месяце, в среднем в году отмечается 14-16 дней с сильным ветром.
Глава 2
Чтобы выяснить, можно ли предсказать направление ветра по народным приметам, мы организовали наблюдение за погодой.
Нам понравились такие приметы, связанные с ветром:
● «Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето»
● «Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета»
Чтобы проверить свою гипотезу: «Правда ли, что тёплый ветер в марте сулит такое же тёплое, но дождливое лето»
Я вела дневник наблюдений за погодой, где отмечала направление ветра весь март 2016 года, а также осадки и температуру воздуха в летние месяцы.
Чтобы узнать тёплый ли ветер был в марте, а это ветра южного направления, я составила розу ветров за данный промежуток времени.
В марте преобладали тёплые ветра южного направления.
Температура воздуха на протяжении всех летних месяцев была довольно высокой: не опускалась ниже 18 градусов, а самая высокая – температура воздуха была в августе – 34 градуса.
За весь летний период было 34 дня дождливой и пасмурной погоды.
Таким образом, народная примета: «Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето.» подтверждается частично.
Чтобы проверить свою гипотезу: « Можно ли предсказать направление ветра на всё лето по направлению ветра на Вербное Воскресенье» я также вела дневник наблюдений, в котором отмечала направления ветра в летний период и отметила направление ветра в Вербное воскресенье.
У меня получились такие результаты:
Если верить примете, то преобладающий ветер в летние месяцы тоже должен быть северо-западный.
Построив розу ветров на летние месяцы июнь, июль и август, у меня получились такие результаты:
По моим наблюдениям
в июне преобладал – северный и северо-западный ветер
в июле преобладал – северный и северо-западный ветер
в августе преобладал – южный и юго-западный ветер
Таким образом народная примета «Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета» подтвердилась частично.
ВЫВОД: Обобщив полученные данные, я пришла к выводу, что в большинстве случаевпредсказать направление ветра по народным приметам удается не всегда.
В ходе своей исследовательской работы я много узнала о таком природном явлении, как ветер. Узнала, о причинах его возникновения, о влиянии на жизнь человека и окружающий мир. И выяснила, что предсказать направление ветра по народным приметам удается не всегда .
Спасибо за внимание!
Исследовательский проект "Загадочный ветер"
Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы
Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.
Задачи:
- знакомство с понятием «ветер» ;
- построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
- научить детей по-разному определять ветер;
- активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
- познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
- пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
- научить их мыслить и самостоятельно делать;
- изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
- прививать интерес детей к природе окружающей нас.
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
- Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
- Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
- Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .
Объект исследования: ветер.
Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .
Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.
Этапы проектной деятельности
1 ЭТАП – подготовительный.
Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта.
Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.
Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.
В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.
С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.
Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .
Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.
Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.
В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .
В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .
На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!
Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …
С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Кисилева Т.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Шемякина Н.
На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .
Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .
На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.
Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.
3. ЭТАП – итоговый.
В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.
Заключение
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.
В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.
Кроликова Влада Владиславовна
Проблема: что такое ветер?
_____________________________________________________________
Цель: узнать, что такое ветер.
Задачи:
Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.
Результаты:
удается не всегда.
Выводы:
2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
в январе - юго- западный.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
название исследовательской работы или творческого проекта
Ветер
Анкетные данные участника (участников) конкурса «Я – исследователь»:
- Фамилия, имя, отчество автора (или авторов ) Кроликова Влада Владиславовна
- Дата рождения автора (или авторов) 09. 03. 2005г .
- Образовательное учреждение, район/город: МБОУ «Моргаушская СОШ»
- Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Иосифова Тамара Фадеевна
- Предметное направление:
Физика – техника | |
Естествознание. Живая природа | |
Естествознание. Неживая природа | |
Гуманитарное |
- Возрастная группа (для группы определяется по самому старшему ребенку):
I, II, III, IV
Краткое описание работы:
Проблема: что такое ветер?
_____________________________________________________________
Цель: узнать, что такое ветер.
____________________________________________________________
Задачи: 1) узнать о причинах возникновения ветра.
2) провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении
3) ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра, - флюгером
4) научиться определять направление ветра с помощью флюгера
5) по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года _____________________________________________________________________
Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.
____________________________________________________________________
Результаты: предсказать направление ветра по народным приметам
Удается не всегда.
Выводы: 1) ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
В январе - юго- западный.
_______________________________________________________
Цель моего исследования:
узнать, что такое ветер.
Задачи:
- узнать о причинах возникновения ветра;
- провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении?
- ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра,- флюгером;
- научиться определять направление ветра с помощью флюгера;
- по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года (с марта 2012 года по январь 2013 года – приложение 1)
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то спокоен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это..
Так что же такое ветер? Почему он дует?
Можно ли создать самим ветер в помещении?
Опыт №1.
Оказывается, можно. Для этого достаточно включить настольный вентилятор. Ветер в помещении возникает именно тогда, когда начинает крутиться воздушный винт ---пропеллер, который толкает воздух и заставляет его двигаться.
Значит, ветер --- это движение воздуха.
Ветер в комнате мы чувствуем, когда в жару обмахиваемся веером.
А кто же создаёт ветер на улице? Там же нет воздушного винта --- пропеллера?
Можно проделать такой опыт.
Опыт №2.
- вырезали бумажную спираль.
- поместили её на острие спицы.
- под спиралью поставили зажженную свечу.
Я наблюдала: бумажная спираль стала вращаться. Произошло это потому, что нагретый свечой воздух поднимается вверх и вращает спираль
- через некоторое время свечу потушили.
Я наблюдала: спираль перестала вращаться, так как воздух остыл.
Это можно объяснить тем, что тёплый воздух легче, он поднимается вверх, а холодный воздух занимает место тёплого. Так образуется поток воздуха – ветер.
Этот вывод можно проверить на другом опыте.
Опыт №3.
Если в холодную погоду приоткрыть окно на улицу, внизу и вверху у образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено во внутрь комнаты, а пламя верхней --- наружу. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и выходит на улицу через щель наверху. А холодный воздух тяжелее и он входит в помещение снизу. Через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верхнюю щель, а на его место снизу снова и снова будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе.
Ветер – это сильные воздушные потоки, занимающие огромное пространство на Земле. А возникает он при смене погод: от жары к холоду или наоборот, перед сильным дождём, бурей. Поверхность Земли многообразна.
На Северном и Южном полюсах лёд не тает ни зимой, ни летом. Там воздух всегда остывает.
А на экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается.
Над океанами он пропитывается влагой. А над громадными пустынями воздух сильно высыхает.
Тёплый воздух легче прохладного, он поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Воздух находится в постоянном движении. Когда это движение особенно сильное, то мы это называем ветром.
ВЫВОД: ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер.
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра --- флюгер.
Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.
- северный ветер дует с севера
- южный ветер дует с юга
- западный ветер дует с запада
- восточный ветер дует с востока
- юго-западный ветер дует с юго-запада
- северо-западный ветер дует с северо-запада
- юго-восточный ветер дует с юга- востока
- северо-восточный ветер дует с севера-востока
А с какой стороны дует ветер в нашей местности? Я наблюдала за направлением ветра, начиная с марта 2012 года.
У меня получились такие результаты:
В марте преобладал северный ветер.
В апреле – северный
В мае – западный, юго-западный
В июне – северный
В июле –северный
В августе – северный
В сентябре – западный
В октябре – южный
В ноябре –западный
В декабре – северный
В январе 2013 года – юго-западный
Вывод:
В нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
Летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
В январе - юго- западный.
Народная примета «Откуда ветер на Евдокию, оттуда он весной и все лето»
Полностью подтвердилось. Летом преобладал северный ветер.
Примета «С какой стороны ветер дует на Покрова, с той стороны всю зиму дуть будет» частично подтверждается.
В декабре преобладал северный ветер, а в январе – юго-западный.
ВЫВОД: предсказать направление ветра по народным приметам
Удается не всегда.
Книги, которые мне помогли:
1. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?
2. Энциклопедия для детей. М.Д. Аксёнова.
3. Планета - наш дом. И.Г. Белавина. Н.Г. Найденская.
4. Малышам о природе. Н.Н. Никандр
Чикиш Сергей Чикиш Сергей ученик 4 «В» класса МАОУ Домодедовской СОШ № 2 Кл. руководитель: Пономаренко И. Ю.
Цель проекта "Вольный ветер" выяснить: 1. что такое ветер;
2. как он образуется;
3. какое значение ветер имеет для человека;
4. как определить направление ветра с помощью флюгера;
5. как сделать флюгер самому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательский
Проект по теме:
«Вольный ветер»
Подготовил: Чикиш Сергей
Ученик 4 «В» класса
МАОУ Домодедовской СОШ № 2
Кл. руководитель: Пономаренко И. Ю.
2011 год
Вольный ветер.
1. Отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а дерево гнёт».
2. Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызвать природные катастрофы.
3. Так что же такое ветер, и откуда он берётся? Давайте разберёмся.
4. Наша планета Земля укутана толстым слоем воздуха – это атмосфера Земли.
- А Земля наша очень большая, и поэтому очень разная. Тепло, а значит, жизнь, Земле
Дарит Солнце. Однако у него не получается нагревать своими лучами всю поверхность
Нашей планеты равномерно. Больше всего тепла достаётся экватору , а полюсам
Северному и Южному намного меньше.
- На экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается. Горячий
Воздух поднимается вверх и давление в нём делается низким.
Достигнув верхнего слоя атмосферы, этот воздух распределяется на Север и на Юг.
Меньше всего солнечных лучей достаётся Северному и Южному полюсам Земли.
Поэтому там лёд не тает ни зимой ни летом. На полюсах воздух опускается совсем
Низко, остывает и сжимается. Давление в нём становится высокое.
- Поверхность Земли с её горами, пустынями, океанами и лесами, свою очередь, тоже
Влияет на воздух. Над громадными пустынями воздух сильно высыхает. А над
океанами он пропитывается влагой.
- Там, где растут непроходимые джунгли , например, в Южной Америке (на реке
Амазонка) в воздух попадает много кислорода. А там, где много городов и дымящих
Заводов, воздух пачкается дымом, гарью и копотью.
- Если бы Солнце, Земля и океаны оставили воздух в покое, то через некоторое время
У него всюду стала бы одинаковая температура и влажность, ветры бы затихли
Навсегда. И на Земле наступил абсолютный покой.
- Но воздуху стать одинаковым никак не получается. Слишком уж неодинаковая
Везде земля и вода, слишком по-разному везде греет Солнце. Именно из-за Солнца
Ветра на нашей планете не могут утихнуть. Ветры образуются из-за перемещения
Воздушных масс из зон высокого давления в зоны низкого давления.
- А воздух – это ведь газ, в нём молекулы летают свободно, в нём нет никаких стенок
И границ. Наоборот, воздух стремится стать везде одинаковым. И это движение
Воздуха, его стремление везде перемешаться, стать одинаковым и есть ветер.
Таким образом, ветер – это движение воздуха, возникающее из-за температур и
Давления в разных частях Земли. Ветра дуют из области высокого давления в области
Низкого давления.
- Благодаря ветрам происходит перераспределение тепла на нашей планете, что
Влияет на погоду. Погода меняется из-за перемещения в атмосфере потоков
Холодного воздуха с низким давлением – циклонов и восходящих от экватора теплых
Потоков воздуха с высоким давлением – антициклонов . При антициклонах светит
Солнце, а при циклонах небо заволакивают тучи, идёт дождь или снег. Поэтому очень
Важно определять откуда и какие ветры дуют.
Многолетние наблюдения за направлением и силой ветра изображают в виде
Графика, который называется Роза ветров .
- Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию. Они вдохновляли на мифоло-
гические рассказы, влияли на исторические действия и культуру. Люди давно
Научились использовать энергию ветра.
Современные ветрогенераторы преобразуют энергию ветра в электричество.
14. Издавна люди строили мельницы , крылья которых под действием ветра вращались
И передавали вращение жерновам, а те перемалывали зерно в муку, из которой
Делали хлеб.
15. Ветер дружит и со спортом. Это парусные гонки. Чем сильнее ветер, тем быстрее
Движутся парусники.
- Виндсёрфинг - ещё один вид спорта, где ветер играет главную роль.
- Воздушный шар и планер, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили человеку отправиться в воздушные путешествия и преодолеть большие расстояния.
- А как здорово запустить в небо воздушного змея , вы, наверное, уже знаете.
- Парусные корабли , которые плыли за счёт ветра, помогли людям покорить моря
И океаны. Однако ветры могут быть и небезопасными. Приятно плыть на корабле,
Когда дует небольшой лёгкий ветерок – бриз.
- Но очень опасно находиться на воде во время шторма. Шторм образуется при
Столкновении ветров из областей высокого и низкого давления, тогда возникают
Атмосферные вихри. Скорость ветров в таких вихрях может быть очень большой.
21. Тогда жди таких явлений природы как: ураган , торнадо , тайфун , буря и смерч .
Которые разрушают своё на своём пути и очень опасны для жизни.
- Самые катастрофические последствия приносит смерч. Смерч – это атмосферный
вихрь колоссальной разрушительной силы. Первый признак образования смерча –
закручивание участка тёмного плотного облака, от которого к земле опускается
вращающаяся воронка воздуха, которая засасывает всё, что попадается. Здания попавшие в воронку, взрываются, распираемые изнутри давлением воздуха, а обломки разлетаются на многие километры.
- Поэтому так важно следить за перемещением ветров, их направлением и силой.
Конечно, определить, куда будет дуть ветер и с какой силой не так просто, на это
влияет множество причин. То, что мы рассказали, - только самая главная причина
всех ветров.
Простейшее устройство для определения направления ветра – флюгер . Выглядеть
Флюгер может по-разному, но основная его функция, показывать направление ветра,
Остаётся неизменной.
- Чаще всего флюгер можно увидеть на крышах зданий. Устанавливают его, так
Чтобы буква N указывала на север. А стрелка будет показывать направление ветра.
- Флюгер можно сделать и самому. Для этого понадобятся: деревянные рейки, клей,
Ножницы, карандаш, цветной картон, металлическая шайба и компас, для
Определения Севера.
Показ модели флюгера изготовленного самим.
- В итоге мы выяснили: 1. что такое ветер;
2. как он образуется;
3. какое значение ветер имеет для человека;
4. как определить направление ветра.
Наталья Панькова
«Ветер, ветер, ты могуч!» Детский исследовательский проект
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Веснянка»
Ветер , ветер , ты могуч !
Исследовательский проект
Участники :
Б. Юлия Владимировна
З. Таисия Александровна
(старшая группа №7)
Руководитель :
Панькова Наталья Александровна
(воспитатель)
г. Нягань
1. Введение …3
2. Основная часть
2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4
2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6
«Ветер » …. 9
3. Заключение…. 10
4. Список литературы…. …11
5. Приложение …. 12
1. Введение
На прогулке воспитатель рассказал нам о ветре и показал ветряную мельницу, которая находится на территории нашего детского сада . Подойдя к ней поближе, мы рассмотрели ее. Она показалась нам сказочной. Мы спросили у Натальи Александровны : «Для чего же ветряная мельница нужна людям?» Оказывается, она используется человеком с давних времен для перемалывания зерен пшеницы в муку. (2слайд)
Позже мы познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Ветряная мельница» и из энциклопедии узнали, что для работы таких мельниц нужен ветер . Нам стало очень интересно и захотелось еще больше узнать о ветре.
Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.
Задачи исследования :
Собрать информацию, откуда появляется ветер ;
Узнать, как ветер влияет на жизнь человека;
Разработать памятку .
Методы исследования :
Наблюдение в природе.
Чтение литературы познавательного характера.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Рассматривание иллюстраций.
2. Основная часть (3слайд)
2.1. Из истории ветряных мельниц
Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер . Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.
Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер . Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.
Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.
Мы предположили – это и есть ветер !
В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер .
Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.
Из листа бумаги вырезали змейку.
Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.
Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.
Вывод : встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.
2.2. Влияние ветра на жизнь человека
Нам стало интересно понять : ветер – друг и или враг ? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.
Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.
Мы сначала исполнили роль «ветерка » . Подули на воду не сильно, как слабый легкий ветерок , волна была маленькой, наши корабли плавали по волнам.
Затем исполнили роль «ветрища» . Для этого набрали много воздуха в легкие и выдули его с силой на воду. Волна стала большой, и корабли потерпели кораблекрушение.
Вывод : чем сильнее ветер на море , тем опаснее плавание.
Мы узнали, что ветер может как помогать , так и мешать всему живому на Земле.
Ветер – помощник :
- ветер разносит семена растений;
- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;
С ветром можно играть
(запускать воздушных змеев, играть с вертушками) .
Ветер – разрушитель (вредитель) :
Разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;
Распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;
Переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром) .
Вывод : ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.
2.3. Логические задачи по теме «Ветер »
Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер » . Вот некоторые из них :
Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад . Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала : «Какой сильный ветер ! Одевайся теплее» . Как мама узнала, что на улице сильный ветер , ведь окно было закрыто?
(варианты ответов) :
Мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
Мама заметила, что на улице вьюга, метель.
Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул : «Ой, какой сильный ветер был ночью !» . Откуда он узнал, что ночью был ветер , ведь ночью он крепко спал?
Он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.
3. Заключение
Мы сделали вывод :
- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;
- ветер невидим , но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.) ;
- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;
- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать) ;
Для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;
Очень сильное движение воздуха опасно : приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.
4. Список использованной литературы
1. Андерсен. Г. Х Сказка «Бременские музыканты» . - М.: «Просвещение» , 1994. – 30 с.
2. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.
3. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс » , 2009. – 118 с.
4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с
5. Приложение
Памятка «Правила поведения при урагане и буре на улице»
2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.
3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.
5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище
6. Когда ветер стих , не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.