Исследовательская работа на тему: "Ветер-волшебник". Исследовательская работа "откуда берется ветер" Исследовательская работа по теме ветер
Задворных Герман
Руководитель проекта:
Некрасова Ирина Юрьевна
Учреждение:
МБОУ "Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области"
В представленной исследовательской работе по начальной школе на тему "Измерение скорости ветра" автор изготавливает прибор для измерения скорости ветра, проводит наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений, измеряет скорость ветра и сравнивает результаты с прогнозом погоды.
Учащийся начальной школы в ходе исследовательской работы и проекта по окружающему миру на тему "Измерение скорости ветра" проводит расчеты и строит график определения скорости ветра.
В данном исследовательском проекте и работе по окружающему миру "Измерение скорости ветра" учащийся начальных классов школы планирует ответить на два вопроса:
1. Можно ли самостоятельно измерить скорость ветра?
2. Совпадут ли наши значения с прогнозом погоды?
Работу разделили на три этапа:
1. Изготовление прибора для измерения скорости ветра.
2. Наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений.
3. Измерение скорости ветра и сравнение результатов с прогнозом погоды.
Этап 1
Во многих странах для получения электроэнергии широко используют ветрогенераторы.
Мы решили самостоятельно изготовить такое устройство для нашего прибора.
Для этого мы взяли электродвигатель от сломанной игрушки, закрепили на кронштейне и присоединили два провода.
В качестве пропеллера использовали вентилятор от старой микроволновки.
К проводам электродвигателя присоединили вольтметр.
Получился вот такой прибор:
Закрепили его на раме и получили следующие результаты.
Этап 2
Результаты наблюдений:
Дата | Показания прибора, mV | Скорость ветра по прогнозу погоды, м/с |
---|---|---|
01.10.15 | 15 | 4 |
02.10.15 | 20 | 5 |
03.10.15 | 88 | 11 |
04.10.15 | 47 | 8 |
05.10.15 | 37 | 7 |
06.10.15 | 9 | 2 |
07.10.15 | 29 | 6 |
По полученным результатам построили график
Этап 3
Проверка наших измерений
В течение следующих пяти дней мы измеряли скорость ветра и сравнивали ее с прогнозом погоды.
Результат исследовательской работы:
1. Самостоятельно измерить скорость ветра можно.
2. Наши результаты почти совпали с прогнозом погоды.
«как появляется ветер и можно ли его измерить?»
Выполнила: Дербина Дарья,
ученица 4 класса «б»
Руководитель: Номоконова И.Г.,
учитель начальных классов
Новоорловск 2017 г.
Введение
Актуальность. Я люблю наблюдать, задавать вопросы и искать на них ответы в энциклопедиях, занимательных научно-популярных телевизионных программах. Мне интересно узнавать о тайнах и секретах некоторых явлений. Вот почему я с удовольствием изучала это удивительное явление природы – ветер.
Тема ветра всегда была и есть актуальной. Люди всегда мечтали приручить ветер. И сделать так, чтобы он был не разрушителем, а работал на благо людей. Когда я первый раз узнала о ветре, меня заинтересовал вопрос, а как появляется ветер и можно ли его измерить. В своём исследовании я постаралась найти ответы на все эти вопросы.
Цель: узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, и способах его измерения.
Задачи:
Изучив и проанализировать литературу познакомиться с понятием «ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Провести наблюдения и опыты.
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
Объект исследования: ветер.
Предмет исследования: скорость и направление ветра.
Гипотеза: ветер – это движение воздуха.
Новизной исследования является то, что я на опытах выяснила влияние различных температур на движение воздуха, доказала одну из причин возникновения ветра и на практике увидела как человек использует ветер в своих целях.
Описание работы
В исследовательской работе представлены основные причины возникновения ветра. В работе рассмотрены различные виды ветров и их влияние на жизнь человека, на живую и неживую природу. Работа содержит наблюдения и опыты, доказывающие причины возникновения ветра.
Теоретическая часть. Что такое ветер.
Роль ветра в природе и в нашей жизни
Ветер - это поток воздуха, движущийся относительно земной поверхности со скоростью свыше 0,6 м/с. Это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Ветер – это движение воздуха, вызванное неравномерным нагреванием поверхности Земли Солнцем. А всё, что движется, обладает энергией. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия. Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам.
Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.
Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая отложения, которые формируют различные виды грунтов или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие.
Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.
Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.
Значение ветра
1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).
2.Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов) .
3.Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).
4. Участвует в формировании рельефа.
5.Переносит на большое расстояние семена растений.
Как возникает ветер
Существует несколько причин появления ветра:
1. Перепады давления. Без солнца не было бы и ветра. Солнце нагревает воздух. Горячий воздух поднимается. Из-за этого в той области Земли, где воздух прогрет, атмосферное давление понижается. Возникает циклон . Поднимаясь в верхние слои атмосферы, воздух остывает и начинает опускаться, создавая область повышенного давления. Такие области называют антициклонами . Из центра антициклона воздух растекается к окраинам и перемещается в область пониженного давления – циклон .
2. Сила Кориолиса. Открытая французским ученым Густавом Кориолисом сила образуется при вращении Земли. Когда мы находимся в Северном полушарии, Земля под нашими ногами вертится против часовой стрелки. Сама Земля вращается быстрее, чем окружающая ее атмосфера. Поэтому при движении Земли в Северном полушарии ветер отклоняется вправо. А в Южном полушарии – наоборот, влево.
3. Тепло и холод. Еще одна причина, по которой возникают ветра, – периодическое изменение температуры в каком-либо месте.
Когда я была на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой? По этому поводу я обратилась к маме. Она объяснила мне, что это явление называется бризом.
В энциклопедии я прочитала, что бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.
Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Бриз считается тихим ветром. Морской бриз начинает дуть около 10 часов утра. А береговой – после захода солнца.
4. Вечный ветер. Землю постоянно продувают так называемые господствующие ветры. На экваторе воздух нагревается и поднимается. Он растекается в направлении тропиков. Так образуется ветер антипассат. Остыв, воздух возвращается к экватору. Такой ветер называют пассатом. Ветры возникают и у полюсов Земли. Холодный воздух перемещается от них к экватору. А потом поднимается и возвращается к полюсам.
Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.
Кроме того, господствующие ветры возникают в верхних слоях атмосферы Земли. Они называются струйными течениями. Эти ветры дуют зимой. Они возникают из-за сильного перепада температур между жаркими экваториальными и холодными полярными областями Земли.
Характеристика ветра
Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.
Но ветер может быть сильным, разрушающим, злым - это ураган, буря смерч Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.
Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.).
Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Обычно выделяют восемь направлений ветров. Четыре по сторонам света: северный, южный, западный, восточный. И четыре промежуточных направлений ветров: северо-западный, северо-восточный, юго-западный, юго-восточный.
Помимо направления еще одной характеристикой ветра является его скорость. Она показывает, на сколько метров перемещается слой воздуха за 1 секунду. Чем больше разница в атмосферном давлении между разными областями, тем быстрее перемещается воздух.
Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Так при скорости ветра до 1 м/с считается, что ветра нет. Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности – 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным , выше 14 м/с – сильным , выше 20-25 м/с – штормом , выше 30-35 м/с – ураганом .
Ветры приносят в определенную местность другой по температуре и влажности воздух, следовательно, влияют на изменение погоды в регионе.
Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.
Практическая часть.
Приборы, определяющие направление и силу ветра
Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.
Скорость и направление ветра измеряют с помощью специальных метеорологических приборов - флюгера и анемометра.
Самый незамысловатый прибор для определения направления ветра – это флюгер, однако современные метеорологи используют прибор ветроуказатель – анемометр, в народе называемый «колдун», который представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра, например, в аэропортах. И называется он по-научному «ветроуказатель». Такая живучесть этого простого устройства объясняется тем, что все нужные данные можно определить по нему с одного только взгляда. Куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.
Ориентироваться можно и по углу положения конуса относительно земли.
Первая полоска поднимается горизонтально при бризе в 3 узла (5,6 км/ч, 3,5 м/ч). При такой минимальной скорости ветра колдун начинает показывать его направление
Вторая полоска – 6 узлов (11км/ч, 6,9 м/ч)
Третья полоска – 9 узлов (16,7 км/ч, 10,4 м/ч)
Четвертая полоска – 12 узлов (22,2 км/ч, 13,8 км/ч)
Последняя полоска – 15 узлов (28 км/ч, 17 м/ч) и более
Кроме того, соорудить такой метеорологический прибор очень просто.
В интернете я нашла инструкцию и чертежи, как изготовить своими руками
Для того чтобы сделать ветроуказатель понадобиться, во-первых, длинная узкая труба из ткани. Мы для этой цели использовали полиэтилен, а точнее - пакеты для мусора, у которых просто разрезали дно и склеили их в длинную колбасу друг за другом при помощи скотча. Общая длина получилась около двух метров. Затем мы закрепили её на проволочном каркасе. А чтобы точно знать направление ветра, мы сделали розу ветров – на компьютерном диске начертили маркером все стороны света и расположили в соответствии со сторонами света. Чтобы указатель легко вращался, папа прикрепил маленький подшипник к диску. Всю эту конструкцию Мы установили на пластиковой трубке и привязали к перилам балкона. Моя домашняя метеостанция готова!
Все данные я записывала в дневник наблюдений, используя правило: метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель . То есть, в дневнике наблюдений отмечать надо не КУДА дует ветер, а ОТКУДА.
Вывод: скорости ветра, наблюдаемые за короткие промежутки времени от нескольких секунд до 5 мин, называют мгновенными или действительными . Скорости ветра, полученные как средние арифметические из мгновенных скоростей, называют средними скоростями ветра. Если сложить замеренные скорости ветра в течение суток и разделить на число замеров, то получится среднесуточная скорость ветра .
Если сложить среднесуточные скорости ветра за весь месяц и разделить эту сумму на число дней месяца, то получим среднемесячную скорость ветра . Сложив среднемесячные скорости и разделив сумму на двенадцать месяцев, получим среднегодовую скорость ветра .(Приложение 1)
Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы, по движению веток на деревьях. Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону
Общий вывод
В ходе изучения причин появления ветра и самого понятия ветра в ыяснила, что:
Ветер - это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления со скоростью свыше 0,6 м/с.
Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) и таким образом влияет на изменение погоды.
Ветер характеризуется силой, направлением и скоростью, поэтому может приносить не только пользу, но и может стать грозным разрушителем.
Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков в окружающей природе, по которым можно определить силу и направление ветра.
Заключение.
В ходе своей исследовательской работы я много нового узнала о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнала, откуда он берётся, каких видов бывает, чем можно определить его силу, направление и скорость.
Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришла к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.
Список литературы, Интернет - источники:
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.
Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.
Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.
Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн, 2010г.
Толковый словарь живого великорусского языка.
http :// shishkinles .ru
http ://www .otvetim .info /detskie -voprosy /
Приложение1
Б о форта шкала , условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 и сначала применялась только им самим. В 1874 Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял Б. ш. для использования в международной синоптической практике. В последующие годы Б. ш. менялась и уточнялась. В 1963 Всемирный метеорологической организацией была принята Б. ш., приведённая в таблице. Б. ш. широко пользуются в морской навигации.
Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта (на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)
Баллы Боф-фортаСловесное определение силы ветра
Скорость ветра, м/сек
Действие ветра
на суше
на море
Штиль
0-0,2
Штиль. Дым поднимается вертикально
Зеркально гладкое море
Тихий
0,3-1,5
Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру
Рябь, пены на гребнях нет
Лёгкий
1,6-3,3
Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер
Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
Слабый
3,4-5,4
Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги
Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки
Умеренный
5,5-7,9
Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев
Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах
Свежий
8,0-10,7
Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями
Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
Сильный
10,8-13,8
Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода
Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)
Крепкий
13,9-17,1
Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно
Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
Очень крепкий
17,2-20,7
Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно
Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра
Шторм
20,8-24,4
Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу
Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
Сильный шторм
24,5-28,4
Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко
Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
Жестокий шторм
28,5-32,6
Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко
Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
Ураган
32,7 и более
Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость
Исследовательский проект "Загадочный ветер"
Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы
Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.
Задачи:
- знакомство с понятием «ветер» ;
- построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
- научить детей по-разному определять ветер;
- активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
- познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
- пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
- научить их мыслить и самостоятельно делать;
- изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
- прививать интерес детей к природе окружающей нас.
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
- Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
- Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
- Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .
Объект исследования: ветер.
Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .
Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.
Этапы проектной деятельности
1 ЭТАП – подготовительный.
Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта.
Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.
Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.
В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.
С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.
Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .
Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.
Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.
В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .
В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .
На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!
Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …
С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Кисилева Т.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Шемякина Н.
На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .
Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .
На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.
Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.
3. ЭТАП – итоговый.
В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.
Заключение
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.
В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.
Вячеслав Федорков
Ученик выступал с данной работой на окружном Фестивале исследовательских работ в 2013-2014 учебном году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Рассказать о происхождении ветра, его воздействии на окружающую среду, влияние на формирование климата и доказать это опытами. Гипотеза: Ветер как погодное явление оказывает влияние на формирование климата в данной местности. Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Сделать выводы после изучения литературы. 3. Проведение опытов. 4. Подведение итогов. Методы исследования: 1. Метод анализа теоретической литературы. 2. Наблюдение за окружающей средой. 3. Метод моделирования. 4. Метод эксперимента. 5. Метод прогнозирования.
Что такое ветер Ветер - это движение воздушных масс в следствии их неравномерного прогрева. Так воздух перемещается всегда из области более высокого атмосферного давления на территорию с более низким. В любой местности существует разница давления, поэтому в данном районе дует ветер. Если вы живете на морском побережье, то можете наблюдать это каждый день. В течение дня суша нагревается, воздух, находящийся над землей, поднимается вверх, а холодный ветер с моря занимает его место. Ночью земля остывает, вода же остается теплой, теплый воздух, находящийся над водой, поднимается вверх, и бриз уже дует с берега, занимая место теплого поднимающегося воздуха.
Классификация ветров В метеорологии ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун. Анализ литературы по нашему вопросу позволил провести следующие эксперименты.
Откуда берется ветер. Опыт 1 Из-за разницы температур на улице и в квартире воздух должен двигаться с холодной стороны в теплую, то есть туда где температура выше. К приоткрытому окну поднесли легкий материал который будет служить индикатором движения воздуха. Вывод: Воздух движется в сторону более теплого.
Почему ветер дует. Опыт 2 Так как теплый воздух легче холодного проведем опыт из которого будет видно, что потоки холодного воздуха вытесняют теплый. Зажженую свечу поднесли к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклонятся в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя свечи будет отклонятся в сторону комнаты. Вывод: ветер - это движение воздуха. Теплый воздух легче, он поднимается вверх и выходит на улицу, его место занимает холодный воздух.
Формирование ветра в городе. Опыт 3, наблюдение, методика работы В период с ноября по январь проводился эксперимент – наблюдение. Цель его – определить способы формирования и направление ветра в городе Петрозаводске. Реализация эксперимента: каждый день записывать в одно и то же время утром и в одно и тоже время вечером направление ветра, отмечая при этом температуру воздуха, выпавшие осадки, другие погодные изменения. Все данные записывались в один блокнот, заполнялась таблица. После проведения опыта все данные оформились в диаграмму, характеризующую режим ветра в конкретном пункте по данным за месяц - Розу Ветров. Вывод: ветра юго-восточного и восточного направления приносят в Петрозаводск потепление, которое выражается в повышении температуры, выпадении осадков в виде дождя. Ветра северо-восточного и западного направлений приносят в Петрозаводск похолодание, выражающееся в понижении температуры, усилении мороза. Таким образом можно сказать, что различные по направлении ветра оказывают различное влиянии на погоду Петрозаводска.
Формирование ветра в городе. Опыт 3, таблица
Формирование ветра в городе. Опыт 3, результаты На основании полученных данных и построенной диаграммы можно сделать вывод что в городе Петрозаводске преобладают ветра северо-западного и юго-восточного направления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию, они вдохновляли на мифологические рассказы, влияли на исторические действия, расширяли диапазон торговли, культурного развития и войн, поставляли энергию для разнообразных механизмов производства энергии и отдыха. В ходе изучения появления ветра и самого понятия ветра удалось понять какое огромное значения оказывает ветер и его изучение и прогнозирование на жизнь человека. После проведения опытов и экспериментов, которые вызвали наибольший интерес в исследовании, удалось понять откуда берется ветер и как он влияет на формирование погоды в городе Петрозаводске в зимний период. Наша гипотеза доказана.
Список литературы и статей из интернета http://www.kartravel.ru/page11.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/7856/%D0%A0%D0%9E%D0%97%D0%90 http://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/8001/%D0%A0%D0%9E%D0%97%D0%90 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127969/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0_ %D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80 7. http://www.solnet.ee/sol/005/v_059.html 8. http://potomy.ru/world/437.html