Исследовательская работа на тему лес наш друг. Исследовательская работа "охрана леса"
МОУ Покрово-Пригородная
средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
Экологический проект
Тема: «Войди в лес другом».
Спонсоры: колхоз - племзавод
им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.
НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж
Президент кружка: Волобуев Никита.
Руководители:
Бабаев Игорь Борисович
Федоровых Тамара Николаевна
Покрово - Пригородное
Войди в лес другом.
Из опыта проведения урока похода.
Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».
«Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не
поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»
М. М. Пришвин
1. План работы:
1.Задачи урока-похода.
3. Маршруты.
4.Ход урока-похода.
5.Практическая направленность.
6.Подведение итогов.
7. Литература.
8. Дополнительный материал для учителя.
Цель:
активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.
формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.
Задачи :
Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;
Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;
Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.
Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.
Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:
Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».
Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.
Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».
Программа проведения интегрированных уроков-походов
(экология, география)
«Экосистемы Тамбовской области»
Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.
Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение. Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе. Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу. Зимние явления в жизни растений и животных. Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение. Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему. Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему. Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию. Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы. Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке. |
Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.
Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.
В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.
При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.
С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.
Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.
Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.
Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.
Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.
В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.
Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.
На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.
По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.
Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.
В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.
Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.
Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.
Ход урока - похода:
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .
3.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1:
1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,
какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).
2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.
Задание 3:
1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.
Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.
Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».
Задание на дом.
Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.
МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1
20152016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................35
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….59
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………79
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….910
2
Леса занимают большую часть территории ЗубовоПолянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
Социологический (опрос специалистов);
Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
Составление схемы «Значение леса».
3
Сроки исследования:
Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4
1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5
лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в югозападной части Республики Мордовия, на территории
ЗубовоПолянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с ЗубовоПолянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6
лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
ЗубовоПолянский
Вышинское
ЗубовоПолянский
Ширингушское
ЗубовоПолянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
ЗубовоПолянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.
Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального
лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
«Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
«Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
«Сосновая роща» участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
«Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 117 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.
Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8
Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания попрежнему
происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",
Введение. Обоснование темы проекта.
Характерной особенностью современной жизни является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно влияют на растения нашей планеты: происходит загрязнение воздуха, почвы, воды и леса. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения.
Наша учительница нам говорила, что благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
А в условиях современной жизни ни одно государство не может заявить о полном экологическом благополучии. Человек имеет слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт.
Наша школа находится в Кабардино-Балкарской республике п.Звездный.За нашим поселком находится лес, это удивительное место, где можно хорошо отдохнуть. Но люди о после отдыха в лесу оставляют огромное количество мусора, поэтому наш красивый лес превращается в место, где отдых не доставляет удовольствия.
Объект исследования: лес п.Звезный.
Тема проекта: Берегите лес!
Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
Цель проекта: развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды, сохранить леса России.
Задачи:
Изучить литературу и узнать о пользе, которую приносит лес для человека;
Уточнить плотность озеленения пришкольного участка и определить значение деревьев для человека;
Привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения лесов родного края.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, её обитателям.
Теоретическая часть.
Какую пользу приносит лес для человека.
Лес в жизни человека и человечества имеет большое значение. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других. С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.
Для человечества лес играет три роли - экологическую, экономическую и социальную, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Чем меньше леса - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса – тем меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.
С лесами связано существование основной доли биологического разнообразия Земли - разнообразия существующих на нашей планете живых организмов и экосистем. Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь - диких лесов, до сих пор живущих по законам дикой природы при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.
Не менее известна роль леса в сохранении чистой пресной воды - главного природного ресурса, нехватка которого все больше ощущается в самых разных частях Земли, в том числе во многих регионах России. Лес играет большую роль в глобальном распределении осадков: испаряемая деревьями влага возвращается в атмосферный круговорот, чем создаются условия для ее более дальнего переноса от океанов и морей вглубь континентов. Современные исследования показывают, что если бы не было лесов, то удаленные от морей и океанов территории были бы значительно более засушливыми или даже пустынными, малопригодными для жизни людей и для развития сельского хозяйства. Лес эффективно задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, тем самым "сглаживая" подъем воды в реках, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.
Общеизвестна роль леса как "зелёных легких планеты": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений.
Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей - они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного.
Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихиы, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.
Благодаря мощным корневым системам, которые пронизывают почву, деревья укрепляют берега рек и горные склоны, не позволяя воде размывать их. Особенно важна защитная роль леса в горах, где деревья противостоят снежным лавинам, и на морских побережьях, где они сдерживают наступление песчаных дюн. Деревья укрепляют почву, защищая поселения и дороги от оползней, селевых потоков и песчаных наносов.
По мере развития человеческой цивилизации, увеличения численности населения, требований к качеству окружающей среды, потребностей в чистой воде, воздухе и тому подобных благах, даваемых лесом, средообразующее значение леса в жизни человечества возрастает. А самое главное - на смену простому осознанию этой роли постепенно, хотя и очень медленно, приходит готовность что-либо делать для того, чтобы роль леса в сохранении благоприятной окружающей среды никогда не иссякла. К счастью, на Земле пока еще есть огромные леса - природные поглотители углекислого газа. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.
Практическая часть.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
На этом этапе я вместе с учителем биологии поставили цель, задачи и гипотезу проекта. На подготовительном этапе мы составили план своей работы.
Второй этап – исследовательский.
Он состоял из ряда заданий:
1. Посещение библиотеки. Работа с литературными и Интернет-источниками.
2. Узнать какую пользу приносит лес для человека;
В дополнительной литературе я нашла информацию, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Достаточно ли на территории школы деревьев для восстановления кислорода в воздухе?
Полученные результаты и выводы: В нашем лесу произрастает большое количество деревьев и кустарников; в школе учатся 268 учащихся и 38 работников школы – всего 306 человек. Для данного количества людей необходимо наличие 102 древесных растений для полного восстановления, потреблённого кислорода. Так как лес находится рядом со школой, значит, наша школа имеет необходимый уровень кислорода. Это благоприятно отражается на здоровье учащихся. Из литературных источников я узнала, что растения оказывают оздоровительные действия; их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивает нервную систему, снижают стрессовые ситуации. Также я заметила, что после общения с деревом силы прибавляются, поэтому решила провести опрос среди детей нашего класса, выяснить, как они относятся к деревьям (Приложение 1).
3. Уточнить плотность загрязнения леса п.Звездный;
4. Провести ряд мероприятий по очистке леса;
5. Ознакомить с правилами поведения в лесу (агитбригат по теме «Правила поведения в лесу») разрешающими и запрещающими среди учащихся младших классов (Приложение 2);
6. Провести опрос среди учащихся младших классов «Можно ли мусорить в лесу»(Приложение 3).
Третий этап – обобщение материалов.
Мы в классе нарисовали рисунки «Защитим наш лес!».
Вывод. После изучения литературы узнала: Лес - это легкие нашей планеты; около 60% кислорода поставляет лес в земную атмосферу. Дерево средней величины может восстанавливать за сутки столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех людей. Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай: он хранит влагу, поддерживает полноводность наших великих рек, смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Лес – это наряд нашей земли. Там, где лес,- там чистый воздух. Леса - это зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Леса создают благоприятные условия: снижают перепады температур, очищают воздух от пыли, ослабляют шум и просто радуют глаз. Также осенью в лесу вырастает большое количество съедобных грибов, которые собирают люди.
Таким образом, мы пришли к выводу, что лес нужно беречь. Всё, что создано природой или посажено человеком может погибнуть. Пропадут деревья, птицам негде будет свить гнездо, прочь уйдёт зверь и человек погибнет.
Заключение. В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали. Эта работа помогла нам понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней.
В данной работе мы исследовали экологическое состояние пришкольного участка. Можем смело утверждать, что экологическая обстановка пришкольного участка благоприятная. Значит, она положительно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Но школьники, всё же, должны бережнее относиться к имеющимся посадкам, принимать участие в озеленении школы и в «трудовом десанте».
Власти поселения обязаны принять меры по улучшению экологических условий на улицах села.
Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
И нам хочется верить, что в жизни никто из наших школьников не станет причиной исчезновения родного леса.
Мы будем беречь лес сами и рассказывать своим друзьям, членам своих семей, чтобы всегда соблюдались правила поведения в таком красивом и таком необходимом человеку месте – как лес!
Наша гипотеза: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья, подтвердилась.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »
2. Тип проекта: проектно - исследовательский.
3. Характер проекта: творческо - исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).
7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление о деревьях;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Экологическое развлечение «День рождения леса».
Паспорт деревьев
Береза
Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.
Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.
Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,
Кора у берёз белая, желтоватая.
Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Почки покрытые часто клейкими чешуйками
Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.
И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.
Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.
Из её древесины получают медицинский активированный уголь.
Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.
Рябина
Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.
Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.
Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.
Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.
Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.
Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.
Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.
В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.
Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.
Лекарственное значение
Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.
Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют
как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.
В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков
Стихи о деревьях
Печальная берёза..." А.А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько
Кладовая народной мудрости
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков - иголки.
Назови деревья! (Елки)
***
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
*** ***
*** ***
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Пословицы, поговорки о деревьях
Пословицы, поговорки о липе
v А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Пословицы и поговорки про дуб:
v Не срубишь дуба, не отдув губы.
v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
v Дуба плоды только свиньям годны.
v Дуб стар, да корень свеж.
v Велик дуб, а от малого топора падает.
v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.
Пословицы и поговорки о сосне
v Сосна кормит, а липа обувает.
v Всяка сосна лишь своему бору шумит.
v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Мини- музей
Паспорт экспонатов мини- музея
" Чудесные превращения дерева"
Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.
Краткая информация
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.
Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.
Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
Название экспоната: Чудо- Ложки.
Краткая информация
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Как использовать в работе с детьми
:
наглядный материал для развития декоративного творчества
дошкольников, используется для развития музыкальных способностей
МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»
Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.
Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.
Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.
Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Общими принципами отбора содержания материала является:
Системность
Единство сознания и деятельности
Наглядность
Личная ориентация
Объективность
Научность
Доступность для обучающихся начальных классов.
Практическая направленность.
Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).
2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
3.Оформление задания («иллюстраторы»)
4.Формулирование выводов («аналитики»)
5.Применение результатов («исследователи»)
Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».
Цель:
Задачи:
1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;
3.Воспитывать бережное отношение к природе;
4.Развивать навыки исследовательской работы;
Он состоял из ряда заданий:
1.Анкетирование детей.
2.Анкетирование взрослых.
3.Проведение исследовательских наблюдений.
4.Работа с компьютером, в библиотеке.
3 этап.
Практически – деятельностный.
Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.
1.«Братья наши меньшие».
« Поисковая»
Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».
«Журналисты»
Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:
Познавательная игра «В лес за загадками»
Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»
Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».
Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.
Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.
«Художники - оформители».
Рисуют рисунки по теме.
Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»
На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.
Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:
Какие птицы прилетели первыми;
Какие последними;
Где они гнездятся;
2. «Лес – наш друг».
1.Раздел «Виды леса».
Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.
«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.
«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.
«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»
2.Раздел «Животный мир».
Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»
«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.
3.Раздел «Птицы нашей местности».
4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».
Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.
Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят
материал о следах, которые видели в природе.
5.Раздел «Значение леса в жизни человека».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».
«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.
«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.
«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».
3. «Лекарственные растения нашей местности».
Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.
Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
выяснить значение лекарственных растений для человека;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать навыки исследовательской работы;
Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.
Дети проводят исследование.
1 задание.
Анкетирование детей.
Вопросы анкеты:
1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?
2. Какую пользу они приносят?
3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.
2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».
Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления
Возможное препятствие | Пути преодоления |
|
Не все с желанием участвовали в проекте. Затруднения при выполнении поставленной задачи. Незначительные навыки работы с компьютером. | Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам. Консультации ребят с руководителями проекта. Посещения кружка по информатики. |
Вывод:
В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Отзывы:
Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.
Миколаец Валерия
Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.
Быстров Леша
Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.
Петухов Виталий.
Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.
Смирнов Саша.
После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение мероприятия:
Интернет, фотоаппарат, компьютер.
Литература:
Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.
В. Бианки «Лесная газета».
«Зеленые страницы».
Атлас-определитель «От земли до неба».
Поиск информации в Интернете.
Приложение к проекту «Лес – наше богатство»
МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.
Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет
Подготовила и провела:
п. Вохтома
2009 год
Цель:
Формирование экологической культуры.
Задачи:
Прививать любовь к родному краю;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
Ход экскурсии.
Ведущий:
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.
Ученик:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Ведущий:
Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…
Ученик:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)
Ведущий:
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?
Ученик:
Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)
Ученица:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Ведущий:
А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.
Ведущий:
Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.
Какие песни и стихи о березе вы знаете?
Ученик:
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гром, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
Ведущий:
Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.
А это какое дерево?
Ученица:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа)
Ведущий:
Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.
Отгадайте, что это за дерево?
Ученик:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
Ведущий:
Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Ученик:
Будто снежный шар бела.
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черемуха)
Ведущий:
Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.
Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?
Ученица:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
Ученик:
Первым вышел из земли
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Ученица:
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)
Ведущий:
В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?
Ученик:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (земляника)
Ученица:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)
Ученик:
Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду,
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых (малина)
Ученица:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен (черника)
Ведущий:
Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)
А кто же из нас не собирал в лесу грибы?
Из истории.
«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.
В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »
Ученица:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту-
Зовусь я…(подосиновик)
Ученик:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это…(сыроежка)
Ученица:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подосиновик)
Ученик:
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем белый колпачок.
Кто в бору бывает-
Тот его и узнает (боровик)
Ученица:
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой (моховик)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Ведущий:
А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?
Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?
Ученица:
Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)
Ученик:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Ученица:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)
Ученик:
Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Ведущий:
Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.
Ученица:
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)
Ученик:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)
Ведущий:
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.
Ученик:
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
Ведущий:
Трудно представить лес без больших и малых зверей.
Ученица:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)
Ученик:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
Ученица:
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)
Ученик:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
Ведущий:
Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»
На ветру рябины гордо рдеют,
Сосны величавые шумят…
Здесь века, как царство Берендея,
Глушь лесов хранила наш посад.
Литература:
Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».