Исследовательская работа на тему лес наш друг. Исследовательская работа Лес- наше богатство.doc - Исследовательская работа на тему: «Лес - наше богатство! поверю и в воздух
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »
2. Тип проекта: проектно - исследовательский.
3. Характер проекта: творческо - исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).
7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление о деревьях;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Экологическое развлечение «День рождения леса».
Паспорт деревьев
Береза
Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.
Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.
Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,
Кора у берёз белая, желтоватая.
Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Почки покрытые часто клейкими чешуйками
Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.
И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.
Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.
Из её древесины получают медицинский активированный уголь.
Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.
Рябина
Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.
Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.
Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.
Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.
Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.
Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.
Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.
В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.
Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.
Лекарственное значение
Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.
Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют
как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.
В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков
Стихи о деревьях
Печальная берёза..." А.А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько
Кладовая народной мудрости
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков - иголки.
Назови деревья! (Елки)
***
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
*** ***
*** ***
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Пословицы, поговорки о деревьях
Пословицы, поговорки о липе
v А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Пословицы и поговорки про дуб:
v Не срубишь дуба, не отдув губы.
v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
v Дуба плоды только свиньям годны.
v Дуб стар, да корень свеж.
v Велик дуб, а от малого топора падает.
v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.
Пословицы и поговорки о сосне
v Сосна кормит, а липа обувает.
v Всяка сосна лишь своему бору шумит.
v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Мини- музей
Паспорт экспонатов мини- музея
" Чудесные превращения дерева"
Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.
Краткая информация
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.
Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.
Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
Название экспоната: Чудо- Ложки.
Краткая информация
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Как использовать в работе с детьми
:
наглядный материал для развития декоративного творчества
дошкольников, используется для развития музыкальных способностей
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
Экологический марафон «Земля – планета жизни»
Природоохранное направление
Проектно-исследовательская работа
Ученики 3 класса
Руководитель:
Давлетова Венера Асгатовна
Директор МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» А.М. Рахманов
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение специальной литературы, метод обработки результатов.
МЕСТО И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Лес
ВВЕДЕНИЕ
Эта работа содержит информацию о взаимоотношениях человека и леса.
Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой.
Лес бывает полон жизни круглый год. Птицы с их звонкими концертами весной, заросли спелой, душистой малины летом, грибные полянки осенью, заячьи следы на белом снегу зимой - все это, а также много столь же прекрасного другого можно найти в лесу. Замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал, что пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон.
Но это далеко не всё, что входит в понятие природного сообщества - леса. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом.
СКОЛЬКО ЛЕСОВ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?
В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит , четвёртая часть расположена в . Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира. Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны - на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три - хвойные, лиственные, смешанные. Ясно, что смешанные леса получили свое название потому, что в них уживаются и лиственные, и хвойные древесные породы. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80 процентов кислорода. На долю всех остальных растений, в том числе зеленых водорослей озер, рек, морей и океанов, приходится лишь 20 процентов производимого на планете кислорода. Когда человек приходит летом в березовый лес, он меньше всего думает о том, сколько кислорода производит береза. Но как весело в лесу! Как легко дышится! Людскому глазу милы голубые и желтые цветы, а также темно-серые шляпки подберезовиков на светлой прогалине. В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята. Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. В любом лесу деревья, кусты и травы выполняют роль посредника между Солнцем и Землей. Зеленые листья улавливают солнечные лучи, запасают солнечную энергию и производят с ее помощью органические продукты. Главным продуктом зеленого леса является древесина.
Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теплом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.
СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?
Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный. Древесную породу верхнего яруса называют лесообразующей. В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом - дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель.
Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.
Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют лещина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.
Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички. Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, линнея северная, которая всегда стелется по земле, никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками. В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
Источник энергии (дрова)
Строительный материал
Сырьё для производства (производство бумаги)
Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье.
Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания.
Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Леса испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п.
Почвозащитное значение лесов. Леса резко уменьшают поверхностный сток. Этим они препятствуют смыву и размыву почв грунтовыми, талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Лес – надежный защитник почв от выдувания; он закрепляет подвижные пески. Наибольший опыт в этом отношении накоплен в сельском хозяйстве, где лесные полосы используются для защиты почв и посевов. Летом лесные насаждения не только защищают окружающие поля от суховеев, но постепенно отдают им накопленную зимой и весной влагу через грунтовые воды и внутрипочвенный сток.
Густая сеть лесных полос может создавать углеродное значение лесов. Основные надежды по выводу избытка углерода из атмосферы и тем самым решению проблемы парникового эффекта люди связывают с лесами. Известно, что 1 га леса за год поглощает 6-7 т углекислого газа и выделяется 5-6 т кислорода.
Воздухоочистительные функции лесов. Лес, образно говоря, - это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны удалять из воздуха другие посторонние вещества. Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или несовершенству промышленной технологии а атмосфере. В последующем токсиканты попадают в почву либо с опадающими листьями, либо другими путями. Имеются данные, что 1 кг листьев может поглощать за сезон до 50-70 г сернистого газа, 40-50г хлора и 15-20мг свинца. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух. В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Фитонциды обладают и ценнейшими профилактическими свойствами. Многие из них оказались непримиримыми врагами возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов их намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м воздуха в кедровом лесу содержится до 700 микроорганизмов. Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9 – 30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль.
Климатическое и метеорологическое значение лесов. Леса оказывают существенное влияние на метеорологические факторы. Они воздействуют на атмосферные явления и тем самым создают свою специфическую среду. Ее обычно рассматривают как микроклимат, экоклимат и фитоклимат. Изменение метеорологических параметров распространяется и за пределы леса. На этом свойстве основывается использование лесов (чаще всего лесных полос) для защиты почв, посевов, дорог, населенных пунктов и т. п.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА?
Лесные пожары. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.
Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.
С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажняется. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев. Молодая хвоя у них становится короче. Уплотнение почвы нарушает ее структуру и снижает пористость, ухудшает условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.
Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями. Наблюдения ученых показали, что гектар леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек в сутки. Пребывание 4-10 человек уже сказывается на окружающей среде. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.
При увеличении числа посетителей на лесном гектаре до 16-20 человек в сутки почва уплотняется настолько, что у деревьев сохнут вершины. При таких перегрузках из леса уходят звери, и лесные птицы перестают гнездиться.
Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.
Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько дают 20 га леса.
Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.
МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСА
Польза лесов для человека не рассматривается узко – только как источник материального богатства. Каждому здравомыслящему человеку двадцатого столетия понятно, что в наш век высокоразвитой промышленности лес необходим для отдыха и как источник новых душевных и физических сил. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.
Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?
Благоустроить места массового отдыха людей
Не мусорить
Сажать цветы и деревья
Создать места для разжигания костров
Установить мусоросборники и аншлаги–указатели
Огородить имеющиеся муравейники
Информирование населения
Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РТ
РТ относится к малолесным регионам России, лесистость составляет 17,4% (оптимальное значение доли земель для данной зоны 25%). На одного жителя республики приходится 0,3 га лесной площади, тогда как в среднем по РФ этот показатель равен 5,3 га.
На территории РТ действуют 30 лесничеств, в состав которых входит 124 участковых лесничества. Они выполняют комплекс работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. осуществляют Существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор является основной задачей в сфере лесных отношений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА РТ
Главная ценность лесов РТ заключается в их экологических функциях, от которых зависит состояние других компонентов природного комплекса – воды, почвы, атмосферы.
Леса РТ расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне, поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. Здесь проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. Леса находятся в ведении следующих органов:
Распределение площадей и запасов насаждений по Азнакаевскому лесничеству
2010
2011
Общая площадь, тыс. га
44,4
36,74
в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га
40,1
33.6
Запас, млн. м3
6,08
Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.
Лесной фонд отнесен к защитным и эксплуатационным лесам. Защитные леса, выполняющие средозащитные функции составляют 538,0 тыс. га, эксплуатационные леса – 688,4 тыс. га. ООПТ выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. га, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения, два федерального значения леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама».
Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. га. Эти леса выполняют рекреационные функции. С увеличением количества автотранспорта у населения городов в последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского и др. лесхозов. По группам пород лесной фонд характеризуется следующими показателями:
Площади, занятые хвойными насаждениями, составляют 271,1 тыс. га;
Твердолиственными насаждениями – 191,3 тыс. га;
Мягколиственными – 669,9 тыс. га;
Кустарниками – 7,0 тыс. га.
4.2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ В РТ
Учитывая важность лесохозяйственного производства в РТ проводились работы по увеличению площади лесных насаждений, улучшению породного и качественного состава лесного фонда, повышения защитных функций лесов. Объемы работ по лесовосстановлению выполнены на площади 1916,0 га, в т.ч. с посадкой защитных лесных насаждений на площади 1567,0 га и методами содействия естественному возобновлению леса на 330,0 га на землях лесного фонда. Подготовка почвы под лесные культуры. выполнена на площади 1869, га (план - 1869 га). В 2010 г. при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Правительства РТ заложены защитные лесные насаждения на площади 1195,3 га на землях сельхозназначения. В 2011 году планируется этот объем посадок удвоился. В лесах, выполняющих водоохранные, рекреационные и защитные функции, исключенных из расчета главного пользования, в целях омоложения перестойных лесов в 2010 г. проведены постепенно-выборочные рубки. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки проведены в 2010 г. на площади 19,4 тыс. га. Общий запас заготовленной при этом древесины составил 511,5 тыс. м3, заготовлено ликвидной древесины 354,8 тыс. м3. Рубки ухода в молодняках проведены на площади 8,7 га.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Правила поведения в лесу:
Не оставляй мусор в лесу!
Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.
Соблюдай в лесу тишину!
Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома
Не разжигай в лесу костёр!
На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.
В лесу ходи только по организованным тропинкам!
Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.
Не трогай птичьи гнёзда!
Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.
Не рви в лесу цветы!
Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.
Не разрушай муравейники!
Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.
ЛИТЕРАТУРА
«Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990
«Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247-255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999
«Экология России» учебное пособие Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, стр. 90-94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, 1995
«Общий обзор» В.С. Варламов, М.Ф. Грин, стр. 123-125, М.: МЫСЛЬ, 1992
«Иллюстрированная энциклопедия лесов» Ян Еник, стр. 11-16, 415-419, Прага: АРТИЯ, 1997
«Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240-260, М.: ЮНИТИ, 1998
«География» энциклопедия К.Варли, Л.Майлз, стр.70,М.: РОСМЕН, 1995
«Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010
МБОУ «Звонаревокутская СОШ»
«Жизнь леса»
проектно-иссследовательская работа по окружающему миру
Выполнил: Рыжков Егор
Ученик 3 «А» класса
Классный руководитель:
Нугманова Д.Т.
Введение
Что такое лес? Какие бывают леса?................................................................4
Ярусы леса…………………………………………………………………….5
Обитатели леса………………………………………………………………..6
От чего страдает лес?........................................................................................7
Правила поведения в лесу……………………………………………………8
Об этом стоит задуматься…………………………………………………….9
Как лес связан с человеком?.............................................................................9
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Лес – это составная часть природы. Лес – это богатство природы.
Поэтому моя работа посвящена лесу и называется «Жизнь леса».
Цель данной работы:
Познакомиться с жизнью леса, его обитателями;
Открыть лес для себя, как новый мир.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «лес»;
Познакомиться с растительным и животным миром;
Выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни людей.
Объект исследования: русский лес в современном мире.
Предмет исследования:
Влияние современной жизни на жизнь леса и его обитателей.
Гипотеза:
Я предполагаю, что современная жизнь вредит лесу, люди меньше оберегают лес.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, птицы и звери.
Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, где растут деревья", и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение леса. Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Леса бывают: смешанные, хвойные, лиственные и др.
Смешанные – если в лесу вперемешку растут хвойные и лиственные деревья. Живут: лиса, волк, дикий кабан, косуля, синицы, снегири, поползни, фазан, бабочки, жуки, змеи, стрекозы, лягушки, ящерицы.
Хвойные – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут: ель, сосна, пихта, лиственница, и другие. Живут: кедровка, ястреб, глухарь, рябчик, белка, соболь, заяц-беляк, полевка, рысь, бурый медведь, лось, олень и другие.
Лиственные – преобладают лиственные деревья и кустарники. Растут: береза, дуб, липа, клен, осина, шиповник, калина, малина, орешник. Живут: медведь, еж, енот, заяц. Дятел, дикая коза, сова, филин, разнообразные насекомые.
ЯРУСЫ ЛЕСА
Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколько ярусов. Считают лесные этажи не от земли - снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрослые деревья. Они создают под пологом своих крон особую лесную среду (ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса). Второй ярус формируется из деревьев пониже, ослабленных или теневыносливых. Господствует в лесу древостой, все прочие ярусы - подчиненные ему.
ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.
Все растения и животные тесно связаны между собой.
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги, клесты,).Здесь они вьют свои гнезда и находят корм. Эти птицы
питаются семенами растений, ягодами, грибами, насекомыми.
Некоторые из этих насекомых живут в земле, под листьями, в коре деревьев, на растениях. Питаются листьями растений, пыльцой цветов, а пауки едят даже других насекомых. Насекомые бывают вредителями (гусеницы уничтожают листовые растения) , а бывают помощниками (божьи
коровки питаются тлей, которая вредит растениям.
А также в лесу живут хищные птицы (сова, ястреб-тетеревятник, филин). Эти птицы охотятся на мышей, зайцев, белок, на птиц от воробьев до
глухарей. У них очень хорошее зрение и слух, а также крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.
Крупные и мелкие животные не хищные, травоядные.
Эта группа животных постоянно находится в опасности. Ведь они могут
стать добычей для волков, лис, медведей. Поэтому им всегда нужно быть наготове. Их спасает ловкость, маскировка (у зайцев к зиме шерстка меняется с серой на белую). Пища для них это – шишки, грибы, ягоды, травы, цветы, кора деревьев, листья.
Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЛЕС?
Во многих регионах России незаконная и бесконтрольная вырубка деревьев проводится систематически. По оценкам Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) ежегодно Россия теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегальной рубки леса. На глобальной карте обезлесения от Googleможно найти достаточно подробную информацию об изменениях в лесном хозяйстве, произошедших в последние годы. Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе, разрушает экосистему, вытесняет с исконных мест обитания животных. Интенсивные вырубки, как утверждает WWF, угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта. Деревья очищают воздух и поглощают углекислый газ, они очень важны в существующих экосистемах, поэтому необходимо защищать леса от уничтожения. Для прекращения вырубки лесов экологи предлагают осуществить инвентаризацию всех ресурсов, отдельно выращивать леса для заготовок и отменить все рубки ухода в защитных лесах. Также можно сделать невыгодными условия экспорта ценной древесины.
Лес страдает от пожаров, от выброса мусора. Поэтому, бывая на пикнике в лесу, покидая его, нужно потушить костер. И забрать мусор с собой, не оставляя его.
1.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
Правила нахождения в лесу (лесном массиве) :
1) не разводите костров в лесу или лесном массиве;
2) не поджигайте сухую траву и листья;
3) не рубите деревья и кустарники;
4) не рвите цветы и дикорастущие растения;
5) не истребляйте насекомых, пресмыкающихся и зверей;
6) не разоряйте муравейников, гнёзд и нор лесных обитателей;
7) не уносите из леса найденных птенцов и зверушек;
8) не сорите и не мусорите в лесу;
9) не оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор;
10) не заезжайте в лес на автомобильном транспорте;
11) не шумите в лесу.
Правила безопасности в лесу (лесном массиве) :
не заходите слишком далеко в лес;
2) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона, собаку;
3) имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день;
4) имейте при себе полностью заряженное средство связи;
5) оповещайте родных и близких об уходе в лес;
6) находясь в лесу сообщайте приблизительные координаты;
7) идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;
8) не отпускайте в лес престарелых людей и детей одних;
9) если заблудились в лесу, звоните в МЧС или по номеру 112.
ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!
Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.
Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.
Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.
1.4 КАК ЛЕС СВЯЗАН С ЧЕЛОВЕКОМ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понаблюдав за лесом, прочитав информацию в различных источниках, я пришел к выводам:
1. Я считаю, что моя гипотеза о том, что современная жизнь вредит лесу, подтвердилась.
2. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.
3. В наше современное время, когда многие факторы загрязняют природу, а значит и лес, нужно бережнее относиться к лесам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
- Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
- Обогатить предметно - развивающую среду.
- Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
- Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.
- планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
- разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
- создание предметно - развивающей среды,
- создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
- создание системы мониторинга.
- проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
- создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
- совершенствование взаимодействие с организациями социума.
- анализ проведенной работы.
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия
Огнев С.И. «Твоя первая энциклопедия».
Мельников П.И. «В лесах».
Петров В.В. «Из жизни зеленого мира».
Пимон Р.М. «Жизнь леса».
Интернет:dokladiki.ru
Интернет:kartravel.ru
МБОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Исследовательская работа по теме:
« Экология леса »
Выполнила:
Учитель географии
Беляева Вера Анатольевна.
Введение ……………………………………………………………3
Антропогенные факторы и охрана природы ……………………..4
Возобновление леса ………………………………………………..4
Типы лесов ………………………………………………………….5
Значение лесной типологии ……………………………………...6
Типология леса академика П.С.Погребняка ……………………...7
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза……………………………………………..9
Виды лесных пользований ……………………………………...14
Список используемой литературы ………………………..16
Введение
В современной жизни людей лес приобрел исключительно многообразное значение. Являясь важнейшим компонентом биосферы, он поддерживает в ней экологическое равновесие, служит аккумулятором огромной биологической массы, источником кислорода, защищает почвы от выдувания и размыва, реки и водоемы от обмеления, благотворно воздействует на окружающую среду, является поставщиком разнообразной и ценной продукции, служит прекрасным местом для отдыха.
Слобода Петропавловская окружена лесными массивами, входящие в состав Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза. Побывав на экскурсиях в лесу, я обратила внимание, что большое количество здорового лесного массива уничтожается под антропогенным действием человека. Для развития инфраструктуры района используется большое количество древесины, если не соблюдать нормы вырубки лесов, то через несколько лет нарушится экологическое равновесие лесной экосистемы. Лес – это «легкие» нашей планеты. Поэтому в своей работе «Экология леса » хотела рассмотреть проблемы и найти способы перспективного развития и рационального использования лесов, а также методов борьбы с потерями в лесном хозяйстве.
Лес представляет собой сложный природный организм, состоящий из различных древесных пород, кустарников, многочисленных представителей травянистой растительности. В лесу обитает большое количество видов птиц и зверей, множество насекомых, почвенных животных и микроорганизмов.
Лес представляет собой природную саморегулирующуюся систему, которая характеризуется единством, взаимодействием и взаимообусловленностью входящих в нее компонентов и среды, находящуюся в постоянном развитии. Лес обладает способностью к самовозобновлению, смене поколений, но только в условиях лесной зоны. В степной и других засушливых зонах господствующее положение в освоении и удержании земельных пространств принадлежит травам. Появление леса в таких условиях возможно только искусственным путем – лесоразведением.
Антропогенные факторы и охрана природы
Действие этих факторов связано с результатами хозяйственной деятельности человека, последствиями воздействия ее на природу.
Вмешательство человека в природу началось с древнейших времен, нередко путем бессистемной вырубки и выжигания лесов под пашню, чрезмерной распашки степей, интенсивного выпаса скота. Уничтожение горных лесов, истребление и животных приводило к оскудению и опустыниванию некогда цветущих районов.
По мере развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта воздействие людей на природу неизмеримо возросло. Проблема охраны природы встала в ранг государственных задач.
Охрана природы собой плановую систему государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей ныне живущих и грядущих поколений человечества.
В области охраны растительности ведущее место принадлежит сбережению лесных богатств. Успешная реализация этой задачи может быть достигнута путем правильной эксплуатации земель лесного фонда, методов возобновления лесов и т.д.
Всевозрастающее внимание уделяется охране заповедных территорий, из которых наиболее распространенными являются заповедники, заказники и природные национальные парки. Охрана и поддерживание их на необходимом рациональном и эстетическом уровне является также актуальной задачей общества.
Возобновление леса
Лесовозобновление происходит двумя способами – семенным и вегетативным. Семенное возобновление связано со способностью размножения всех лесообразующих древесных и кустарниковых пород семенами. Вегетативное возобновление обусловлено свойством многих пород воспроизводить новое поколение порослевыми побегами, корневыми отпрысками, отводками, образующимися соответственно от пня, корня, стебля из спящих или придаточных почек.
Типы лесов
Разнородные лесорастительные условия, наиболее существенными из которых являются степень богатства и увлажнение почвогрунтов, обусловливают формирование различных по породному составу, продуктивности и другим признакам насаждений. В то же время определенные участки леса имеют ряд общих характеристик и объединяют понятие «тип леса».
Название отдельных типов леса издавна употреблялись среди русского народа. Так, сосновый лес на песчаных почвах назвали бор; сосновый, еловый на супесях – суборь; лес на суглинках – рамень. Эти названия сохранились в лесоводственной науке и практике до настоящего времени.
Г. Ф. Морозов придавал большое значение практическому использованию типов леса и указывал, что организация хозяйства должна строиться не по типам, а на основании типов насаждений. Его типология получила название экологической, так как она базируется на учете единства лесных насаждений и условий среды. Типы леса Г. Ф. Морозов подразделял на основные и временные.
Основные типы, возникшие в результате длительной эволюции почв и древесной растительности: ельники на суглинистых подзолистых почвах, сосняки на супесях, дубравы на темно-серых суглинках. К временным типам леса он относил насаждения, возникшие в результате смены пород под воздействием рубок, пожаров и других антропогенных причин, например березняк, осинники на месте еловых, сосновых и дубовых насаждений.
В. Н. Сукачев разработал полную типологическую классификацию сосновых и еловых лесов и обобщенную – для других лесообразующих пород. Исходя из того, что основной тип леса в конечном итоге окажется временным, он предложил подразделять типы леса на коренные и производные. Производные сменяют коренные типы леса, но через производные коренные со временем вновь утверждают себя. Нетрудно заметить, что по типологии В. Ф. Сукачева тип леса устанавливается по преобладающей породе и наиболее характерному представителю (индикатору) живого напочвенного покрова (ельник – кисличник), реже – по типичному представителю подлеска (сосняк липняковый) или по типичным условиям местопроизрастания, например низинного (ельник – лог).
Значение лесной типологии
Практическое значение лесной типологии заключается в выработке для каждого участка леса (типы или группы типов леса) обоснованного прогноза его развития и прежде всего повышения продуктивности и устойчивости древостоев. Это связано с тем, что разные типы леса отличается по общей биологической продуктивности, запасам древесины. Наибольшей продуктивностью обладает кисличные, сложные и травяные группы типов леса. Наименьшей – сфагновые, долгомощные и лишайниковые.
Мероприятия по содействию естественному возобновлению леса, посадке и посеву леса, уходу за лесом, лесоэксплуатации и охране леса не дадут высокого эффекта, если они не учитывают типы леса, типы лесорастительных условий. Достаточно сказать, что даже один и тот же способ рубки в разных типах леса может привести к различным, порой нежелательным результатам.
Так, постепенные рубки одинаковой интенсивности, проведенные в свежем и влажном ельнике-черничнике, могут привести к ветровалу во втором случае в большей степени, чем в первом.
С типами леса тесно связано и его возобновление. Как отмечает И. С. Мелехов, в таежных лесах естественное возобновление сосны успешнее всего происходит в чистых сосновых борах-брусничных, лишайниковых и особенно в вересковых, что обусловлено почвенным условием и влиянием лесных пожаров.
В сосново-еловых и еловых лесах зеленомошного типа на свежих и влажных почвах, а также в травяных типах после рубки леса возобновление хвойных проходит с большими трудностями, нередко наблюдается смена лиственными породами (осиной, березой, ольхой серой). В долгомощных и сфагновых типах леса последующее возобновление происходит обычно березой пушистой.
Важной задачей является более широкое и обстоятельное использование лесной типологии при лесоустройстве, занимающимся разработкой проектов организации и развития лесного хозяйства.
Типология леса академика П.С.Погребняка
Необходимость разработки украинскими лесоводами (Е.В.Алексеевым, П.С. Погребняком, Д.В. Воробьевым) нового лесотипологического направления была вызвана тем, что роль живого напочвенного покрова как показателя лесорастительных условий при интенсивном и длительном воздействии человека на леса Украины оказалась крайне незначительной. Они называют это направление по-разному: экологическое, лесоводственно-экологическое, лесоводственное, лесоводственно-типологическое.
В основу разработанной Е.В. Алексеевым и П.С.Погребняком эдафической (почвенной) классификации типов условий произрастания и типов леса положена два следующих показателя –богатство, или плодородие почвы, и степень ее влажности. Эти показатели, отражающие различные условия произрастания, сведены в таблицу и получили название эдафической сетки.
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза
На территории сельского поселения Слободы Петропавловской Новошешминского района находится лесничество «Ракашевское» Калейкинского леспромхоза. Лес играет большую роль в жизни человека. Он дает для народного хозяйства древесину, лекарственные растения, множество съедобных плодов и семян, корм для диких и домашних животных.
На общей площади – 9 338 га Ракашевского лесничества преобладает следующие лесообразующие породы:
Семейство березовые включает в себя листопадные, однодомные, ветроопыляемые деревья. Листья простые, по краю зубчатые, очередные. У представителей семейства березовых плоды крылатые или бескрылые семянки. Широко распространенными родами семейства является береза и ольха.
Береза повислая (бородавчатая) – дерево высотой 20-30 метров с диаметром ствола 0,6-0,8 метра яйцевидно-конической ажурной формы кроны. Ствол и ветви покрыты берестой желтоватого цвета. У основания стволов кора черная, груботрещиноватая. Побеги красновато-бурые, сплошь усеяны мелкими светлыми железками-бородвками. Почки яйцевидно-конические, желтовато-бурые, голые, клейкие, длиной 4-5 мм. Листья треугольно-ромбические, гладкие, по краю двоякозубчатые. Начинает плодоносить с 10-15 лет. Обильное плодоношение в сочетании с хорошим распространением и быстрым ростом обеспечивает успешное заселение березой1 свободных лесных территорий и образование чистых молодняков. К почвам малотребовательна – может расти на бедных песчаных и каменистых почвах. Древесина этой породы обладает высокими техническими свойствами и успешно применяется в фанерном и мебельном производствах. Почки и листья находят применение в медицинской и парфюмерной промышленности.
Ольха серая – дерево высотой до 15-20 метров с диаметром ствола 30-40 см, имеет узкояйцевидную форму кроны и ребристый ствол. Кора светло-серая, гладкая. Побеги бурые с серым опушением. Почки красно-бурые волосистые, длиной 8-15 мм. Листья эллиптические, заостренные, по краю двояпильчатые, длиной 4-10см, сверху темно-желтые, почти голые, снизу серо-зеленые, опушенные. Женские цветки в коротких волосках, разрастающиеся в шишечки. Мужские сережки сидячие или на коротких цветоножках по 3-5 шт. Шишки располагаются группами по 6-10 шт., черно-бурые, деревянистые, эллиптические, длиной 1,5 см. орешки светло- или темно-коричневые с более развитым перепончатым крылышком. Корневая система развита достаточно хорошо, благодаря симбиозу с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями. Является теневыносливой и холодостойкой породы. Размножается семенами и корневыми отпрысками, а после рубки дает пневую поросль. Используется для закрепления откосов, оврагов и берегов рек. Среди редкостойных зарослей развивается хороший травостой. Древесина мягкая, легкая, слегка розоватая. Используется в мебельном и тарном производствах, служит сырьем для химической промышленности.
Семейство буковые. Дуб черештатый. Дерево высотой до 40 метров с диаметром ствола до 1,5-2 метра. Крона раскидистая или широкоцилиндрическая. Кора бурая или красновато-бурая с многочисленными чечевичками. Почки яйцевидные, притупленные, светло-серые. Порода однодомная с раздельнополыми цветками. Желуди располагаются обычно по 1-3 шт. на удлиненной плодоножке. Созревает осенью в год цветенья. Цветет одновременно с распусканием листьев. Начинает плодоносить на открытых участках с 10-20 лет, в насаждениях семенного происхождения с 35- до 40 лет, а порослевого с 25-30 лет. Цветение и плодоношение наступает ежегодно, но обильно через 4-5 лет. В естественных условиях размножается желудями или порослью от пня. В первые годы жизни дуб растет медленно, в силу требовательности к свету не выносит верхушечного затенения (превращается в торчки), но всегда нуждается в боковом отенении пород – липы, вяза, клена. Дуб предпочитает аэрированные темно-серые и серые лесные суглинки. Переносит сухость почвы и воздуха, используют в озеленительных работах. Дуб – долговечная лиственная порода, возраст превышает 500 лет. Древесина находит применение в мебельном и столярном производствах, в жилищных и гражданских строительствах, отходы древесины и кора – сырье для дубильных веществ и в медицине. Желуди служат кормом для птиц, кабанов и других животных.
Род тополь. Наиболее распространенный на нашей территории является тополь дрожащий (осина).
Осина или тополь дрожащий – листопадное, быстрорастущее дерево с колонновидным стволом, широкоцилиндрической ажурной кроной. Высотой до 35 м и диаметром до 1 м. кора зеленовато-оливковая, гладкая, лишь на нижней части старых стволов темно-серая. Побеги округлые, зеленовато-бурые, блестящие с пятиугольной сердцевиной. Листовые почки блестящие, яйцевидно-заостренные, клейкие. Листья округлые или ромбовидные, по краю с редкими не ровными зубчиками. Цветет в апреле – начале мая до распускания листьев и опыляется с помощью ветра. Семена мелкие, желтовато-серые, располагаются в коробочках, созревают в июне- начале июля, благодаря наличию волосков разносятся ветром на значительные расстояния. Плодоносят с 10-12 лет ежегодно. Очень светолюбивая и морозостойкая. Растет на различных почвах, застоя воды не выносит. Применяется для облесения оврагов. Древесина белая, мягкая, легкая. Используется в спичечном целлюлозных и фанерных производствах.
Род клен . На нашей территории распространены два вида: клен остролистный и татарский (черноклен).
Клен остролистый – высотой до 30 м с диаметром ствола более 1 м с густой широкой кроной. Кора гладкая, красновато-серая, позднее темно-серая, мелкотрещиноватая. Побеги красновато-бурые с белой сердцевиной, листья темно-зеленые, блестящие, супротивные, крупные длиной до 18 см, шириной до 20 см, лопастные с 3-5 заостренными лопастями и округлыми выемками между ними. Черешки длинные, цветки зеленовато-желтые, опыляются насекомыми. Цветет до распускания листьев. Крылатки созревают осенью и постепенно опадают до весны. Плодоносит ежегодно, но обильные урожаи через 3-4 года. Дает поросль от пня, требователен к плодородию и влажности почвы. Живет 15-120 лет. Используется как полезащитное и декоративная порода. Является медоносом, кленовый сок употребляют в пищу. Прочная древесина с красивым рисунком используется в изготовлении мебели, фанеры и музыкальных инструментов.
Клен татарский – дерево высотой 10-12 м, с раскидистой кроной или крупный кустарник. Крона на стволе гладкая, темно-серая, почти черная. Побеги красновато-бурые, ребристые, голые или слабоопущенные, усеянные светлыми чечевичками. Листья цельные или слегка трехлопастные, по краю двоякопильчатые, у основания слегка выемчатые или округлые, сверху темно-зеленые, голые, снизу – более светлые, по жилкам опушенные. Листовая пластинка длиной 5-10 см, шириной 3-7 см. Черешок длиной 2-8 см. Цветет после полного облиствения в конце мая – начале июня. Цветки зеленовато-белые, в прямостоячих метелках, душистые. Крылатки сначала ярко-красные, при полном созревании – бурые, располагаются под острым углом друг к другу. Длина каждой крылатки до 3,5 см. Семя темно-красноватое, овальное, слабовыпуклое, длиной 1 см. Размножается семенами, дает поросль от пня, теневынослив и морозостоек. Используется при озеленения дорог и населенных пунктов, древесина используется на дрова, из коры получают краску.
Род липа – липа мелколистная . Стройное дерево высотой 30 м с диаметром ствола до 1 м, с густой шарообразной кроной. Кора гладкая, темно-серая, с красноватым оттенком. С возрастом темно-бурая, неглубокобозчатая. Листья сердцевидные, заостренные на верхушке, по краю мелкоостропильчатые, листовая пластинка темно-зеленая, голая, снизу светло-зеленая, опушенная в углах жилок рыжеватыми волосками. Черешок длиной до 5 см. цветет в конце июня – в начале июля, цветки мелкие, желто-белые. Плоды созревают в августе-сентябре. Плодоносит обильно и ежегодно. Встречаются на различных почвах, отличаются зимостойкостью. Является теневыносливой породой, живет 300-400 лет. Хороший спутник для других пород обогащает почву известью, восстанавливает структуру, повышает плодородие за счет опада листвы. Древесина мягкая, легкая, прочная, находит большое применение в производстве мебели, фанеры, резных изделий и детских игрушек. Луб идет на изготовление мочала, молодые ветви на корм животным, липовые цветки в медицине.
Список используемой литературы
Антрохин В.Г. Лесоводство. М. Лесная промышленность, 2015 г.
Верхунов П.М., Дворецкий М.Л. Лесоводственные признаки и таксационные показатели древостоя. Горький, Госуниверситет, 2016 г.
Горюнов А.К., Садовничий В.П. Лесоэксплуатация и основа лесного товароведения. Лесная промышленность 2015 г.
Новосельцев В.Д., Справочник лесничего, Агропромиздат, 2015 г.
Рульков В.В., Лесоводство и лесная таксация, Агропромиздат, Москва, 2016 г.
Имщенецкая Л.И. Мир растений. Москва 2016 г.
Иванова Р.Г. Словарь справочник по флоре Татарстана. Казань, 2016 г.
Журнал «Биология в школе» №5, 2002 г, 2015 г.
Красная Книга Республики Татарстан, 2015 г.
Цели проекта:
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.
I этап - подготовительный.
Сроки: март - апрель 2009 г.
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".
Что? | Как? | Когда? | Ответственные и участники | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании | - Изучение научно - методической
литературы Круглый стол "Научитесь беречь лес" Викторина "В природе все взаимосвязано" Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений Разработка интегрированных занятий Мастер - класс. Работа на экологической тропе |
I этап - март - август 2009 г.
I этап декабрь 2009 г. |
Заместитель заведующей по ВМР, Педагоги - специалисты, воспитатели групп Воспитатель - эколог |
- разработки материала |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов | I этап сентябрь 2009 г. | Воспитатель - эколог, воспитатели групп | |
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" | - Цикл занятий экологической
направленности Цикл бесед - "Уроки доброты" - "Уроки мышления" с обсуждением и проигрыванием ситуаций. - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы Целевые прогулки "Сколько елочек мы не спасли" "Елочки и ее сестрички в городе" "Возвращенный лес" (сбор макулатуры) Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу) "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума) - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик) Создание книги "Жалобная книга леса" Музыкально - экологические праздники: "День рождения друга, дедушки дуба" "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона) Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года) Интегрированные занятия "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология) "Лес и наше здоровье" (валеология + экология) "Лесные жители" (экология + ФИЗО) Тематическая неделя леса: Выставка "Лес в жизни человека" Экологический праздник "Природы жалобная книга" Музей "Чудеса леса" Сказки о лесе (словотворчество детей) Работа на микроучастке "Биоценоз леса" Выпуск газеты |
II этап октябрь - январь 2009 г. по плану II этап октябрь - январь по плану 2009 г. II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г. Постоянно в течение всего проекта Сентябрь 2009 г. 3 неделя декабря 2009 г. 1 раз в месяц эпизодически II этап февраль 2010 г. Март 2010 г. II этап февраль 2010 г. II этап постоянно в течении всего проекта II этап по сезону II этап апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. | - расширение представлений детей об экосистеме "лес". |
Работа с родителями. | ||||
Подготовка родителей к проекту. | - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. | I этап апрель 2009 г. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. | |
Совместные мероприятия. | - Родительское собрание "Экология и
наше здоровье" Консультации "Лес - защитник и лекарь" "Настои из трав и плодов деревьев" КВН "Тайны природы" Трудовой десант "Дерево нашей семьи" Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала) Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу" Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу" |
II этап май 2009 г -май 2010 год. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. |
|
Предметно - развивающая среда. | ||||
Пополнение предметно - развивающей среды. | - приобретение дидактического
материала Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса" Посадка микроучастка "Биоценоз леса" Изготовление макета "Лес" |
I этап - март - май 2009 г.
II этап март - апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог
Все участники проекта |
Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности. |
Работа с социумом. | ||||
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. | - Лесничество Вятско - Полянского
района Беседа с детьми " Правила поведения в лесу" Беседа с родителями "Лес и отдых" Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию) Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением Цетр дополнительного образования Акции "Сбережем березы" Трудовой десант "Очистим парк от мусора" Выставки "Лес в творчестве детей" Познавательные занятия Детская библиотека Спектакли "Лесной теремок" подборка художественной литературы на абонементе Выставки "Дары Леса" Музыкально - экологический праздник "Красная книга" ДОУ города Выставки |
II этап февраль 2010 г. II этап март 2010 г. II этап апрель 2010 г. II этап в течении всего проекта II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. |
Сотрудники лесничества
Сотрудники МУП ЖКО Педагог - эколог Сотрудники библиотеки Учителя начальных классов Воспитатели - экологи |
Литература.