Исследовательская работа гость из леса о лисе. Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »
2. Тип проекта: проектно - исследовательский.
3. Характер проекта: творческо - исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).
7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление о деревьях;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Экологическое развлечение «День рождения леса».
Паспорт деревьев
Береза
Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.
Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.
Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,
Кора у берёз белая, желтоватая.
Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Почки покрытые часто клейкими чешуйками
Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.
И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.
Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.
Из её древесины получают медицинский активированный уголь.
Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.
Рябина
Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.
Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.
Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.
Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.
Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.
Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.
Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.
В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.
Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.
Лекарственное значение
Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.
Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют
как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.
В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков
Стихи о деревьях
Печальная берёза..." А.А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько
Кладовая народной мудрости
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков - иголки.
Назови деревья! (Елки)
***
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
*** ***
*** ***
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Пословицы, поговорки о деревьях
Пословицы, поговорки о липе
v А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Пословицы и поговорки про дуб:
v Не срубишь дуба, не отдув губы.
v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
v Дуба плоды только свиньям годны.
v Дуб стар, да корень свеж.
v Велик дуб, а от малого топора падает.
v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.
Пословицы и поговорки о сосне
v Сосна кормит, а липа обувает.
v Всяка сосна лишь своему бору шумит.
v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Мини- музей
Паспорт экспонатов мини- музея
" Чудесные превращения дерева"
Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.
Краткая информация
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.
Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.
Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
Название экспоната: Чудо- Ложки.
Краткая информация
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Как использовать в работе с детьми
:
наглядный материал для развития декоративного творчества
дошкольников, используется для развития музыкальных способностей
«Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №140» Советского района г. Казани
Проектно-исследовательская работа
«Лес – мой друг»
Работу выполнила:
Петрова Алина Николаевна,
ученица 1 «А» класса
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Научный руководитель:
Пахомова Надежда Владимировна,
учитель I квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Казань 2016
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4
2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5
3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.
Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.
Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.
Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.
Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить информацию о лесе;
Определить значение леса в жизни человека;
Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.
–  –  –
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.
Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.
Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .
2. Значение леса для человека
Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);
Строительный материал;
Источник энергии (дрова);
Сырьё для производства (производство бумаги);
Регулятор природных процессов.
Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.
Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.
Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).
Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт
Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.
Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.
Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .
Очень важна микроклиматическая роль леса.
Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .
Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.
Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.
Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
3. Меры по сохранению лесов
Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).
Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник
Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»
Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.
Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!
Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.
После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.
Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .
–  –  –
Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.
Список литературы
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:
2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.
3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:
учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.
4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.
5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/
Похожие работы:
«УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»
«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»
«Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»
«Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Кавардина Илона
МКОУ Каменская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по теме:
ученица 3 класса
Научный руководитель :
Усенко М. Е.,
учитель начальных классов
п. Каменский
Введение………………………………………………………………………. | |
Глава 1…………………………………………………………………………. | |
1.1.Характеристика территории………………………………………….. | |
1.2. Характеристика лесного массива……………………………………. | |
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов……………………………... | |
2.1. Насекомые-вредители………………………………………………… | |
2.2. Пожары………………………………………………………………... | |
2.2.1 Вред от пожаров…………………………………………………. | |
2.3. Лесозаготовки………………………………………………………… | |
2.4. Незаконные вырубки…………………………………………………. | |
2.5. Защита леса……………………………………………………………. | |
Глава 3 Сохраню жизнь ёлочке……………………………………………… | |
3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………. | |
3.2. Выращивание ёлочки…………………………………………………. | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Библиография…………………………………………………………………. | |
Приложение | |
Введение
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы: Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, незаконные вырубки.
1. Дать характеристику Каменским лесам
2. Описать древесные породы, растущих на нашей территории
3. Проанализировать, что является причиной сокращения лесных массивов.
4. Проанализировать ущерб, который наносят пожары и незаконная вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза: наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
Практическая значимость . Данные моей исследовательской работы можно использовать на уроках окружающего мира.
Глава 1
1.1. Характеристика территории
Я побывала в лесах на территории нашей местности.
Каменские леса занимают площадь 94 239 гектар.
1.2. Характеристика лесного массива
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; лиственные - берёза, осина
Сосна - светолюбивое, вечнозеленое, дерево с буро - коричневой корой и округлой кроной. Ветви густо покрыты зелеными, острыми, длинными иглами. Дерево первой величины, достигающее высоты 35-40 м. Продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400) лет. Древесина сосны отличается высокой прочностью и применяется в строительстве, в мебельной промышленности, судостроении.
Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Имеет пирамидальную форму. Насчитывает около 45 видов. Это медленнорастущее и теневыносливое дерево. Древесина мягкая, используется в строительстве, широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.
Берёза - дерево до 20-30 м высотой, с густыми развитыми ветвями и листьями. Это светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ветви у старых деревьев поникшие ("плакучая" береза). Молодые листья клейкие, душистые. Цветет в конце апреля - начале мая. В лечебных целях используют почки, листья, кору и березовый сок. Древесина у берёзы твёрдая и гибкая. Поэтому широко применяется в мебельном производстве.
Осина - это дерево до 35 м высотой, ближайший родственник тополей. В переводе на русский язык с латинского означает "тополь дрожащий". Осина и в самом деле имеет дрожащие листья. Небольшое дуновение ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение. Это светолюбивое и быстрорастущее дерево, не боится морозов. Живёт 80-90 лет. Древесина осины лёгкая, мягкая, но не прочная. Используется в спичечном производстве и находит применение в изготовлении тары.
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
2.1. Насекомые-вредители
Короед. Почти вся жизнь короедов проходит внутри дерева. Сделав в коре входное отверстие, жук протачивает через кору входной канал, доходящий до самых сочных и жизненных тканей дерева, где и кладет свои яйца. Одним из самых верных признаков заражения дерева короедами является наличие буровой муки на поверхности коры.
Берёзовый пилильщик - широко распространенный вредитель березовых лесов. Личинки и взрослые насекомые обгрызают листья. Жизненный цикл - 1 год. Взрослые насекомые летают в начале лета. Личинки встречаются в кронах берез с июля по август-сентябрь. Ближе к осени окукливаются в почве в твердом коконе, где и зимуют.
Сосновый шелкопряд - очень опасный вредитель сосновых лесов, потому что самые благоприятные условия находит во взрослых деревьях. Самки откладывают крупные яйца на сосновые веточки, на хвою и на кору сосен. Гусеницы выходят через 2-3 недели в июле. Они сразу же начинают поедать свежую хвою, сначала только края, потом целые хвоинки до основания.
Тутовый шелкопряд - самый опасный вредитель березы он зимует в стадии яйца, в одной кладке насчитывается 500-650 яиц. В конце апреля из перезимовавших яиц выходят гусиницы, они очень прожорливы и быстро растут.
Вывод: На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
2.2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор , когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. Это непогашенный костёр, брошенная спичка или окурок, весенний поджёг сухой травы. Частота пожаров зависит от погоды: сухого и жаркого лета, а так же от захламлённости лесов сухостоем и плохой очистки вырубки.
Вред от пожаров
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Я ознакомилась со статистикой пожаров за последние три года и узнала, какой ущерб они нанесли лесам.
Статистика пожаров по Каменским лесам
Вывод: Пожары наносят огромный ущерб лесу. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
2.3. Лесозаготовки
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама.2
Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимается производством досок разного размера заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовкой леса на дрова для населения вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
2.4. Незаконные вырубки.
Информацию о незаконных вырубках леса я получила в Увельском лесхозе.
Вывод: каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят пожары и незаконные вырубки леса.
Глава 3. Сохраню жизнь ёлочке.
3.1. Анкетирование учащихся
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы было проведено анкетирование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек. Больше нравится живая ёлочка. Это написали 56 участников, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
3.2. Выращивание ёлочки
С лета я запасаю много шишек. Достаю из неё семена и замачиваю их в воде со льдом на два дня, затем я насыпаю землю в горшочек и сажу туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я накрываю горшочек пленкой. Теперь горшочек будет находиться в покое до наступления весны. В апреле я буду ждать, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
· противопожарная пропаганда;
· очистка лесосек и борьба с захламлённостью леса;
· устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В нём непрерывно стучат сложные машины. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Библиографический список
1. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: «Просвещение», 1986
2. Суворова Г.Т. Лес и жизнь человека. - М.: «Просвещение», 1968
3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / под общ. ред. А. Ликум, М.: «Слово», 1994
4. Что такое? Кто такой? Обучающая энциклопедия для младших школьников. / сост. Ухарцева А.В., М.: «Астрель», 2008
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия, - М.: «АСТ», «Астрель», 2003
Скачать:
Предварительный просмотр:
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полудённый зной,-
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы : Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, вырубки леса.
Для достижения этой цели мне необходимо:
- Дать характеристику Каменским лесам
- Описать древесные породы, растущих на нашей территории
- Проанализировать, что является причиной сокращения лесов
- Проанализировать ущерб, который наносят пожары, насекомые вредители и вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза : наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые -вредители, вырубки леса.
Каменские леса занимает площадь 94 239 гектар.
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; из лиственных - берёза, осина
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые вредители, вырубка леса..
1. Насекомые-вредители
Короед.
Берёзовый пилильщик
Тутовый шелкопряд
На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
Следовательно, насекомые – вредители наносят ущерб Каменским лесам.
2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор, когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Следовательно, Пожары наносят огромный ущерб лесу.. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
3. Вырубка леса
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама. Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимаются производством досок разного размера, заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовку леса для населения, вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
4. Незаконные вырубки.
К сожалению, каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят незаконные вырубки леса.
В 2012 году был 21 случай незаконных вырубок леса.
Защиту леса проводит лесхоз.
- ведётся надзор за основными вредителями леса
Выращиваются сеянцы в питомниках для дальнейшей высадки в лесные зоны
Проводится контроль за санитарным состоянием леса: обследование горелых мест, уборка поваленных деревьев, выборочная вырубка деревьев на дрова и строительство для населения
Контроль за лесозаготовками
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы я провела исследование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек.
Больше нравится живая ёлочка. Это написали 55 человек, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
Чтобы возместить ущерб лесу,
с лета я запасла много шишек. Достала из неё семена и замачила их в воде со льдом на два дня. Затем я насыпала землю в горшочек и посадила туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я вынесла горшочек на улицу и прикапала. Так горшочек находился в покое до наступления весны. В апреле я перенесла горшочек домой и жду, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку на пришкольный участок и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары, насекомые -вредители и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
Обработка леса от насекомых вредителей
- противопожарная пропаганда;
- очистка лесов и борьба с захламлённостью леса;
- устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Тема исследования
Лес знакомый и загадочный.
Актуальность проблемы
Все прекрасно знают значение леса для человечества. Лес - это красота, это чистый воздух, это кладовая витаминов. Но не все знают, какие растения растут в лесу и какие животные обитают в нем, какие взаимоотношения между ними возникают.
Цель
Изучить растительный и животный мир смешанного леса.
Задачи
1. Углубить теоретические знания о лесе.
2. Воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к природе.
3. Продолжить формирование навыков поведения в лесу.
Гипотеза
Все ли нам известно о лесе?
Этапы исследования
I. Подготовительный
1. Обсуждение по теме исследования.
2. Распределение ролей.
II. Основной
1. Поиск иформации о лесе и его обитателях.
2. Ознакомление с энциклопедией "Мир растений".
3. Составление памятки "Правила поведения в лесу".
4. Анализ и обобщение полученных результатов.
5. Подготовка презентации.
III. Заключительный
1. Представление группой полученных результатов работы.
Объект исследования
Растения и животные смешанного леса.
Методы
2. Поисковый
3. Наблюдение
Ход работы
1. Распределние обязанностей между членами группы.
2. Поиск информации.
3. Подготовка необходимого материала.
Наши результаты
В ходе реализации проекта мы больше узнали о растениях и животных леса, об их взаимоотношениях, о значении леса для человечества.
Выводы
- Лес - это сложная система живых организмов.
- Лес - легкие нашей планеты.
- Если мы будем оберегать лес и его обитателей, мы сбережем жизнь всего человечества.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С. КАРМАСКАЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Лес и человек»
Выполнила: Камалова Азалия
ученица 3 А класса
Руководитель: Данилова Д.Р.
учитель начальных классов
201 3 г.
Введение ………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...4
1. 1. Значение лесов…………………………………………………4
1.2. Причины сокращения лесов ……………………………….....4
1.3 Решение проблем…………………………………………….…5
2. Практическая часть…………………………………………………....6
Заключение……………………………………………………………….8
Литература ……………………………………………………………… .9
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.
Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средне образующую роль.
Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.
Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Мне стало интересно, а сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Я хотела раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, выяснить, чем является лес для человека. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Чем мы можем помочь в решении этих проблем. Все это и стало целью моей работы.
1. Теоретическая часть
1.1. Значение лесов
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Лесной воздух является одним из мощнейших средств оздоровления человеческого организма. Леса планеты представляют собой мощный источник атмосферного кислорода (1 га леса выделяет в атмосферу 5 тонн кислорода в год. Лесной воздух насыщен фитонцидами. Их количество зависит от вида деревьев, произрастающих в лесу. Один гектар леса за сутки выделяет в атмосферу до пяти килограммов фитонцидов. Количество фитонцидов в лесном воздухе зависит от погоды. Эти вещества уничтожают многие патогенные грибки и бактерии.
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
1. 2. Причины сокращения лесов
Лесом в РФ покрыто 771 млн. га земель. Эта площадь резко сокращается. Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары. Основными лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон.
В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В Республике Башкортостан с начала текущего года ущерб от лесных пожаров достиг 26,7 миллиона рублей. По данным Министерства лесного хозяйства Башкирии, в республике с начала 2013 года зарегистрировано 403 лесных пожара, площадь которых составляет 8 тысяч 232,8 гектара.
Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м 3 . Основной причиной вырубки леса является строительство. Древесина служит сырьем для получения ценных химических продуктов и бумаги. Оказывается, что на получение 10 000 кв. метров бумаги требуется 1 га леса.
Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д. Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.
Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.
1.3. Решение проблем
Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости.
Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко в местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота.
Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же, лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях. Чтобы уберечь природу от разрушений, люди создают заповедники. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».
Существенно экономить древесину позволяет использование макулатуры. Так как 60 кг макулатуры спасет жизнь одной ели и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов чем при переработке макулатуры!
2. Практическая часть
1. Узнав, что одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для трех человек, я задумалась: достаточно ли посажено деревьев на школьном участке для того чтобы обеспечить всех учеников и учителей кислородом?
В школе обучается 564 ученика, и работают 45 учителей. Всего 609 человек. Посчитаем, какое количество деревьев необходимо, чтобы обеспечить 609 человек кислородом: 609: 3= 203 дерева необходимо.
На нашем школьном участке растет 185 деревьев. То есть, 203 -185 = 18 деревьев надо досадить, чтобы обеспечить всех людей кислородом.
Вывод: На школьном участке посажено недостаточное количество деревьев.
2. В нашем селе большое количество лесопосадок. Они занимают площадь, равную примерно 300 га. Если 1 га леса выделяет в сутки до 5 кг фитонцидов, то сколько фитонцидов выделяют наши деревья?
300*5= 1500 кг = 1 т. 500 кг фитонцидов выделяют деревья нашего села.
Теоретически таким количеством антисептиков можно освободить от микроорганизмов большой город.
Вывод: Воздух нашего села экологически чистый, благодаря большому количеству лесных насаждений.
3. Для производства 10 000 м 2 бумаги требуется 1 га леса. Сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсона, по которому мы учимся?
Измерив размеры учебника (20 см * 26 см), найдем площадь одной страницы. 20*26= 520 (см 2). Учебник состоит из трех частей. Каждая часть учебника состоит из 96 страниц. То всего 3*96 = 288 (стр) – в трех частях.
288: 2 = 144 (листа) - в трех частях.
То площадь всех листов: 144 * 520 = 74 880 (см 2) Тираж составляет 725 000 книг. Общая площадь бумаги на весь тираж: 74880 * 725 000 = 54288000000 (см 2)= 5428800 (м 2) Узнаем, сколько леса ушло на этот тираж:
5428800: 10 000 = 542 га 88 ар
Это приблизительно 543 га. Если площадь жилой части нашего села составляет около 1000 га, то 543 га это больше половины площади Кармаскалов.
Вывод: Для издания учебника «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсона нужно вырубить лес, площадью больше половины площади нашего села.
Проанализировав сделанные выводы, задумалась: как мы можем помочь сохранению деревьев, лесов? Из Интернета узнала, что 60 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. А сколько макулатуры мы выбрасываем? После уроков взвесила бумажный мусор нашего класса. Было выброшено 125 г бумаги за один день. Если посчитать, за учебный год один класс выбрасывает
125*200 = 25 000 г = 25 кг. В нашей школе 28 классов: 25* 28 = 700 кг макулатуры выбрасывает в год школьники. 700: 60 ~ 12 елей можно было спасти.
Вывод: Сбор макулатуры существенно сохранит количество лесов. Давайте собирать и сдавать макулатуру!
Заключение
Во все времена люди пользовались лесом. В наше время лесоводство – это очень важная отрасль промышленности, в которой трудится много людей, производящих массу полезных вещей.
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Леса стоят на страже нашего здоровья.
У леса много экологических проблем.!
Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты.
Не разводите в лесу костры, убирайте за собой мусор!
Посадите самостоятельно хотя бы одно дерево!
Собирайте и сдавайте макулатуру!
Сохраните природу, не губите себя!
Смотрите на неё, как на людей, любя!
Ведь будущее может пропасть навсегда!
Любите природу, любите себя!
Литература
1. И.Н. Балбышев «Из жизни леса, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990», стр.3-5, 152-161, 164-167
2. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», М.: ЮНИТИ, 1998 стр.240-260
3. www. ecosystema. ru