Искусители. Гюго - Адель - Сент-Бёв
Любовная связь писателя Виктора Гюго и актрисы Жюльетты Друэ продлилась пятьдесят лет. Иногда — очень редко — до полувекового юбилея можно дожить в счастливом браке. Но почти невозможно любить полвека без надежды соединить судьбы, любить с неутихающей страстью, превозмогая отчаяние и ревность.
Они познакомились в конце 1832 года. Гюго достиг тридцатилетия, он был популярным поэтом и драматургом. Мадемуазель Друэ тогда было двадцать шесть лет, она прославилась своей красотой и была вполне успешной актрисой.
Пьесу Виктора «Лукреция Борджиа» ставили на сцене театра Порт-Сен-Мартен, в труппе которого состояла Жюльетта. Ей досталась до обидного крохотная роль принцессы Негрони: всего один выход, лишь несколько реплик.
Но актриса сказала драматургу, что «В пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает».
Гюго счел это остроумным, с интересом посмотрел на молодую женщину, она ответила ему прямым смелым взглядом. И. как это часто случается в романах и почти никогда в жизни, — между ними вспыхнула первая искра чувства.
Виктор-Мари Гюго ко времени знакомства с Жюльеттой был женат на Адели Фуше, с которой был знаком с девяти лет. Вернее, почти женат, в чем невольно повторил судьбу своего отца, Жозефа Гюго, капитана революционной армии.
Брак между этим веселым, благодушным и легкомысленным офицером и серьезной, образованной, волевой мадемуазель Софи Требюше удивил всех их знакомых и очень быстро стал несчастливым — слишком уж различны были супруги по происхождению, характеру и привычкам.
Софи разочаровалась в муже вскоре после того, как родила первого сына, Абеля, влюбилась в другого мужчину — в изысканного, спокойного и во всём ей подходящего полковника Лагори, когда ждала второго сына, Эжена.
И все же расстаться с мужем не сумела, поэтому 26 февраля 1802 года на свет появился третий и последний сын: Виктор-Мари Гюго. Встречи родителей становились все более редкими. Жозеф Гюго, сделавший блестящую карьеру в наполеоновской армии, стал генералом, прошел через Италию и Испанию, где завел ceбе «походную жену», авантюристку, именуемую «графиней де Салькано».
Софи Гюго во Франции ответила на чувства Лагори: его обвиняли в участии в заговоре против Наполеона, ему приходилось скрываться, и это придавало ему очарование в глазах романтически настроенной женщины. Скрывался Лагори, которого в 1812 году все-таки арестовали и вскоре казнили, большей частью в Париже, в доме Гюго на улице Фельянтинок.
Сыновья его возлюбленной видели в нем отца. Особенно выделял Лагори Виктора, живого, решительного и умного. Лагори дарил мальчику книги с роскошными иллюстрациями и способствовал тому, чтобы Виктор как можно раньше начал учиться. Он восхищался первыми стихотворными опусами Виктора, предсказывая ему блестящее литературное будущее. Когда Виктору исполнилось пятнадцать, его стихи были отмечены на конкурсе Французской Академии.
В семнадцать лет он получил две премии на конкурсе молодых поэтов, успешно издавал журнал «Литературный консерватор», в котором печатал свои произведения под разными псевдонимами.
Одна из его статей, «Ода на смерть герцога Беррийского», заслужила одобрение Людовика XVIII, но это молодого автора а взволновало куда меньше, чем объяснение в любви с Адель. В детские годы Виктор не питал никакого интереса к соседской девочке, которая была на год его младше. Лишь в семнадцать лет юноша вдруг разглядел красоту девушки, влюбился, признался получил ответное признание…
Но все его мечты оборвал суровый запрет матери: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не желала даже слышать о браке между сыном и девушкой из семьи буржуазной, полумещанской и не в меру религиозной. Виктор не мог ослушаться мать, но продолжал любить Адель, писал ей бесчисленные письма, ходил по улицам следом за ней, ревновал к прохожим, которые осмеливались излишне откровенно ею любоваться.
Виктор боготворил целомудрие своей избранницы. Он был юношей здоровым и очень страстным. Но свою страстность, то плотское вожделение, которое он испытывал к Адели — и к женщинам вообще, — Виктор считал проявлением низменным. Он всю жизнь будет чтить целомудрие и бороться с похотью. Сам он борьбу проиграет, но всех своих выдающихся героев сделает непорочными. И чистоты будет требовать от всех женщин, которых полюбит…
В 1821 году Софи Гюго скоропостижно скончалась от воспаления легких. Виктор отчаянно горевал, но — у него появилась возможность возобновить ухаживания за Аделью Фуше.
С отцом, который едва овдовев, женился на своей давней возлюбленной «графине де Салькано», ни он, ни братья отношений не поддерживали: отказались от его помощи и какое-то время пытались выживать самостоятельно, то есть — практически в нищете. Разумеется бедность была препятствием и для брака с Адель Фуше, но девушка дала Виктор клятву верности, и в письмах они называли друг друга «мужем и женой».
С отцом Виктор в конце концов примирился и даже полюбил его, даже с мачехой установились хорошие отношения.
Признанный сын генерала Гюго сразу стал желанным зятем для семьи Фуше, а тут еще сборник стихов принес юноше ощутимую прибыль, а король Людовик XVIII решил поддержать Гюго и определил ему содержание 1000 франков в год. 12 октября 1822 года Виктор и Адель обвенчались.
Увы, их бракосочетание сопровождалось вторым после смерти матери серьезным несчастьем в жизни Виктора: его брат Эжен, неудачливый поэт, завидовавший успехам младшего и так же влюбленный в Адель Фуше, от переживаний сошел с ума.
Виктор же получил сильнейший комплекс вины, и с тех пор в его драмах то и дело появлялись братья-соперники и братья-предатели. Виктор одновременно стремился к славе, наслаждался ее плодами и переживал из-за того, что ему казалось — он похитил у Эжена его часть удачи.
Ведь мало у кого из писателей была такая счастливая литературная судьба, как у Виктора Гюго. Как поэт, он пользовался популярностью, его роман «Собор Парижской Богоматери» принес славу, его пьесы в театре шли с неизменным успехом.
Виктор считал свое супружество с Аделью идеальным, он обожал жену и, несмотря на молодость, стал нежным и заботливым отцом. Госпожа Гюго в первые десять лет брака все время или носила во чреве ребенка или кормила очередного новорожденного, и порядком утомилась от материнского бремени.
У нее не хватало сил отвечать на пылкость своего мужа, супружеские обязанности превратились для нее в тяжелую повинность.
Кончилось все тем, что она влюбилась в друга Гюго, поэта и критика Сент-Бева, который из-за физического изъяна не мог претендовать на телесную близость с ней, зато завладел ее сердцем, культивируя «возвышенную любовь».
Для Гюго это было равносильно измене. Его отвергли и предали те, кого он считал самыми близкими: жена и друг. Именно в этот тяжелый для себя период Виктор Гюго познакомился с Жюльеттой Друэ.
Жюльетта родилась в 1806 году, в Фужере. Ее мать умерла рано, Жюльетта не помнила ее, да и отца тоже: Жюльен Говэн, портной по профессии, ушел в банду контрреволюционеров-шуанов. Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре бенедиктинок и, будучи натурой впечатлительной, так прониклась красотой «католических обрядов и целомудренного самопожертвования, что едва не стала монахиней.
Отговорил ее, как ни удивительно, архиепископ парижский монсеньер де Ладана: он исповедовал девиц, желавших дать монашеский обет, и счел, что Жюльетта не подходит для монастыря. Архиепископ оказался прав: прямо из монастырских стен эта красавица с изумительной фигурой попала в мастерскую скульптора Жан-Жака Прадье.
Она позировала ему обнаженной для нескольких статуй. Он стал ее первым любовником и отцом ее единственной дочери Клер. Прадье не признал дочь и не собирался жениться на Жюльетте, но претендовал на роль друга и советчика в житейских делах. Прадье убедил девушку сменить отцовскую фамилию на материнскую, более изящную и звучную.
Следуя его наставлениям, Жюльетта стала актрисой и известной куртизанкой. Она сделала блестящую карьеру в обеих сферах: в театре получала все более заметные роли, а на содержание ее брали все более богатые и знатные люди.
Андре Моруа в книге «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» перечислил тех ее любовников, чьи имена сохранила история.
При этом Жюльетта была достаточно романтична, чтобы желать возвышенной любви. Он утверждала, что мечтает стать «страстно любящей подругой честного человека».
Альфонсу Карру она писала: «Гордость не позволяет мне лгать: я вас оставлю, брошу вас, покину и землю и даже жизнь, если найду человека, чья душа будет ласкать мою душу также, как вы любите ласкать мое тело…»
Она нашла своего героя 17 февраля 1833 года. Первая же ночь стала для целомудренного Виктора Гюго ночью откровений. Он не только заполучил женщину, в которую был влюблен, редкостную красавицу
«с глазами ясными и сверкающими, как алмазы, с чистым, светлым челом… ее шея, плечи и руки поражают чисто античным совершенством линий; она достойна вдохновлять ваятелей и быть допущенной на соревнование красавиц вместе с молодыми афинянками, когда они сбрасывали с себя покровы перед Праксителем, замыслившим изваять Венеру…»
Что еще важнее — впервые оказался с женщиной, искушенной в постельных играх. Сам по природе пылкий, со своей невинной и холодной супругой Гюго никогда не получал такого удовольствия от близости, какое дала ему Жюльетта. И влюбленность превратилась в ревнивую страсть собственника. Ему повезло: в Жюльетте он встретил столь же сильное желание отдать себя без остатка.
Весь Париж судачил о любовной связи знаменитого поэта с куртизанкой. Наиболее добродетельные друзья Гюго пытались упрекнуть его за грехопадение, но он чувствавал себя слишком счастливым, чтобы сожалеть об этом.
Адель Фуше знала, что у ее мужа приключился роман, но, поскольку сама в ту пору еще находилась в плену своих чувств к Сент-Беву, с легкостью изображала всепрощающую подругу.
Жюльетта боготворила Виктора. Она наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Она была горда и счастлива тем, что Виктор выслушивает ее воспоминания о деревенском детстве и становится поверенным в ее исповеди.
Она искренне и с наслаждением раскаивалась во всех своих грехах. А Виктор хотел помочь любимой женщине искупить проступки юности. Он твердил Жюльетте о любви «полной, глубокой, нежной, пламенной, неистощимой», он рвался на свидания с ней, а если не мог встретиться — каждый день пoсылал ей многословные письма, он посвящал ей стихи…
И вместе с тем — очень много от нее требовал. В первую очередь – чистоты, Гюго презирал продажных женщин. Его возлюбленная не должна была состоять на содержании у богачей! Правда, сам он не мог дать ей достойного содержания. Но что такое богатство и комфорт по сравнению с любовью? Виктор был уверен, что Жюльетта легко и с удовольствием принесет в жертву любви свое материальное благополучие.
Он ждал этого от нее. И когда она это сделала, отказавшись от всех своих порочных связей, отказавшись от квартиры, которую оплачивал для нее Демидов, Гюго принял ее жертву как нечто само собой разумеющееся. С тех пор в его романах и пьесах регулярно будут появляться влюбленные и раскаявшиеся куртизанки. Он словно самому себе доказывал, что и блудницы могут быть достойны любви.
Мадемуазель Друэ, отказавшись от состоятельных покровителей и оставив театр, впала практически в нищету. Она не умела экономить, ее осаждали кредиторы, и уже в январе 1834 года ей пришлось заложить в ломбард гардероб, и все равно оставались долги.
Когда Жюльетта призналась в них любовнику, Гюго сначала возмутился — он привык экономить и не понимал, как другие могут быть расточительны, — потом помог все-таки любимой женщине расплатиться, не скрывая, впрочем, что ему это дорого стоило, и сопроводил присланные ей деньги драматическим письмом.
Жюльетта раскаивалась снова и снова. Она стала вести учет расходов и отчитываться любовнику в каждом потраченном сантиме. Гюго считал, что просто давать Жюльетте деньги на жизнь было бы безнравственно, это вернуло бы ее в прежнее постыдное положение содержанки. Он «нанял» свою возлюбленную в качестве секретарши, поручил ей переписывать набело описи.
Жюльетта была в восторге от оказанной ей чести. Она вообще проявляла к творчеству Виктора куда больше интереса, чем его законная жена. Адель была безразлична ко всему, кроме достатка и славы, приносимых литературной деятельностью Гюго, а Жюльетта сохраняла его черновики, обсуждала с ним сюжеты будущих книг.
С нею первой Гюго говорил об «Отверженных», когда величайший его роман был не более чем смутной идеей. Получала она и другие награды: духовного, особенно ценимого Жюльеттой свойства. Гюго подарил ей альбом, в котором каждый день, когда бывал у любовницы, оставлял запись.
Между тем жилось его богине все труднее. Экономить у мадемуазель Друэ не получалось. Она снова влезла в долги, но теперь боялась рассказать о них строгому любовнику. Гюго снимал для нее скромную квартирку в Париже, в доме №14, в квартале Марэ.
Жюльетта превратила ее в уютное гнездышко, где Виктору работалось едва ли не лучше, чем в роскошном кабинете дома. Жюльетта научилась идеально очинять для него перья. Гюго писал, сидя за столом, а она лежала на кровати и неотрывно им любовалась.
Когда он уходил, Жюльетта разбирала его черновики и переписывала то, что он поручал ей переписать, и в этих занятиях находила высший смысл жизни и главную свою радость.
Чтобы угодить Виктору, Жюльетта вела очень замкнутый образ жизни. Гюго не желал, чтобы кто-то видел ее, чтобы она заводила какие бы то ни было знакомства. Поначалу Жюльетта пыталась протестовать. Потом смирилась: раз так хочет ее божество — да будет так, она принесет ему в жертву еще и свою физическую свободу.
Это было тем более мучительно, что Гюго, окончательно распрощавшись с пестуемым им целомудрием, стал охотно отвечать на заигрывания всех хорошеньких и доступных женщин, с которыми его сводила жизнь. Был период, когда он настолько увлекся этими «опасными связями», что почти перестал посещать мадемуазель Друэ.
Однако по-прежнему требовал от нее добродетели и самоотречения. Она должна была хранить чистоту и принадлежать только ему. Себе же он не отказывал в праве увлечения.
Интересно, что Адель Фуше, возненавидевшая Жюльетгу, не выступала против других любовных связей мужа, а одной из его любовниц, кокетливой Леони Биар, она взялась даже покровительствовать. Адель понимала, что на самом деле ни одна из этих легкомысленных дамочек не может быть для нее серьезной соперницей. Только бескорыстная и преданная Жюльетта похищала у нее любовь мужа.
Утешением и наградой были для Жюльетты путешествия, в которые Гюго брал ее с собой каждое лето, отправив семью отдыхать в загородное поместье. Он любил путешествовать, как студент, практически без багажа, без комфорта, любил забираться в горы, карабкаться по развалинам, ночевать в придорожных трактирах.
Жюльетта была готова приспособиться к любым неудобствам, она была восторженным и внимательным слушателем и посему лучшего попутчика, чем она, Гюго не мог бы себе найти. Для нее же в этих поездках появлялась возможность длительной близости с любимым, даже более того: иллюзия брака. Эти летние путешествия давали ей пищу для сладостных воспоминаний на целый год и силы дожить до следующего лета.
Годы шли, но любовь мадемуазель Друэ не угасала. Именно ровный и сильный пламень любви Жюльетты подпитывал страсть Гюго, когда она оказывалась на грани затухания, а это случалось не раз. Слава его росла, росли и амбиции. Он стал членом Французской Академии.
У него появлялись все новые любовницы. Жюльетта мучительно ревновала, хотя понимала, эти измены — неизбежность. В конце концов, если она сходила с ума от Гюго, то естественно, что другие женщины в него влюбляются. Ну а от него требовать верности не приходится, он же всего лишь мужчина…
Гюго уже не пылал, как прежде, страстью к Жюльетте, преждевременно поседевшей, неизменно бледной, убого одетой. Он пытался уговорить ее стать для него другом, пытался перевести их отношения в область возвышенную и уже не требующую страсти:
«Долгие годы ты была моей радостью, теперь ты для меня утешение… Будь столь же счастлива, сколь благословенна. Отгони от своего прекрасного чела и своего большого сердца мелкие горести. Ты заслужила свет неба…»
Жюльетту это не устраивало. Она хотела быть его любимой, раз уж не может быть женой. Любимой — или никем. Мадемуазель Друэ отказалась принимать от Гюго те скромные суммы, которые он давал ей на жизнь. И снова благородство души и сила любви Жюльетты поразили писателя, и снова он вернулся к ней.
Виктор даже согласился на то, о чем она так мечтала: дать тайный обет перед Господом в том, что они — духовные супруги, пусть даже не могут быть супругами в миру. Для Жюльетты это было важнейшим событием за многие годы ее сожительства с Гюго.
Беда, едва не сокрушившая их многолетнюю связь, пришла извне — погибла Леопольдина, старшая и любимая дочь писателя. Гюго совершал очередное путешествие в обществе Жюльетты, когда узнал из газеты о постигшей его утрате. Он спешно вернулся к семье: ему казалось, небеса покарали его за беспутство, за измену…
Их вновь сблизил военный переворот 1851 года, когда к власти пришёл Наполеон III, а недовольные парижане вышли на баррикады. Гюго, давно лелеявший мечту о революции, решил, что вот она — возможность по — настоящему изменить жизнь во Франции. Он стал aктивным участником восстания, он агитировал на улицах, стоял под пулями…
А рядом с ним находилась Жюльетта. Она не покинула его ни на мгновение. Если бы нужно было заслонить его от пули или штыка — она бы сделала это не сомневаясь. А когда восстание было подавлено, когда Виктора Гюго разыскивали, чтобы арестовать, — именно Жюльетта прятала его у своих старых знакомых, приносила ему еду и новости, в том числе о его семье.
Гюго вместе с Жюльеттой эмигрировал сначала в Брюссель, потом на остров Джерси, а в 1855 году — на соседний Гернси. Адель снова пыталась повести борьбу против присутствия Жюльетты в жизни мужа. Но на этот раз Гюго жестко встал на защиту любимой. Впрочем, несмотря на все уважение, которое Гюго питал к своей преданной возлюбленной, он по-прежнему не мог устоять против женских чар.
Среди его любовниц были как простые служанки, так и знатные дамы. Гюго был самым знаменитым изгнанником и при этом самым любимым писателем во Франции. Книги приносили ему огромную прибыль. И далеко не всех поклонниц прельщали его ум и харизма: теперь барышни интересовались еще и его благосостоянием. Он этого не понимал, зато это очень хорошо понимала его жена.
Состояние здоровья Адель Фуше ухудшилось, и она чувствовала, что умрет прежде, чем ее бодрый муж. Ей хотелось оставить его в надежных руках, чтобы рядом с ним находилась женщина, которая позаботится о Викторе и убережет его от алчных охотниц за деньгами… За теми деньгами, которые должны были составить наследство его детей!
Адель сама пришла к Жюльетте Друэ, чтобы попросить у нее прощения за свою ненависть. А затем пригласила любовницу мужа в свой дом. Сначала — как гостью. Потом предложила поселиться всем вместе. Жюльетта была тронута до глубины души. Ей отвели комнату в доме Гюго. Она стала полноправным членом семьи. В последние месяцы жизни Адель Фуше ослепла. Жюльетта Друэ читала ей вслух произведения ее мужа.
В 1870 году, когда Наполеон III был изгнан, Гюго победителем вернулся в Париж. Теперь уже он был не просто любимым писателем: он был идолом, полубогом и наслаждался своим положением.
В него влюблялись совсем молоденькие женщины, среди них — актрисы Сара Бернар и Джейн Эйслер, знаменитая красавица Жюдитт Готье, дочь его друга писателя Теофиля Готье. Когда до Жюльетты дошли вести об очередном любовном увлечении Виктора, она не выдержала: написала ему отчаянное письмо и сбежала.
Гюго пустил по следам Жюльетты частных сыщиков. Наконец ее нашли в Брюсселе, и писатель поехал туда, чтобы упасть к ногам женщины, без которой он на самом деле уже не мог жить: «Мы вновь встретились. Счастье, равносильное отчаянию…» От этого отчаяния Гюго тяжело заболел. Жюльетта выходила его. И после они не расставались.
Однако Виктор так и не научился удерживаться от соблазнов. Жюльетта ревновала, сердилась, пыталась взывать к разуму своего повелителя. Жюльетта знала, что умирает: врачи диагностировали запущенный рак кишечника. В присутствии Гюго она скрывала свои мучения. Писатель каждый день проводил несколько часов у ее постели.
Пытался подбодрить, убеждал, что не так уж серьезно она больна, строил планы на будущее лето. Жюльетта слушала его с благоговением. Свое последнее письмо ему Жюльетта написала 1 января 1883 года. Жюльетта Друэ не дожила до лета, она умерла 11 мая 1883 года, когда ей было семьдесят семь лет.
Виктор Гюго пережил ее на два года. Любовницы у него не переводились до самого конца. Но он понял, что любовницы — это не любовь. И теперь, как и в юности, он считал, что истинная любовь в жизни может быть только одна, что только в любви — вдохновение и счастье.
Виктор Гюго — французский писатель, поэт и драматург — ВИДЕО
26 февраля 1802 года родился великий французский писатель и поэт Виктор Мари Гюго. Он был сыном наполеоновского генерала, родом из буржуазной семьи. Автор романов «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и многих других произведений.
http://youtu.be/cFBtYBsvJx8
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:Адель Фуше
Весьма активная рогоносица
Заниматься любовью с собственной женой – это то же самое, что стрелять в неподвижных уток.
Гручо Маркс
Аде? ль Фуше? (1803–1868) – дочь соседей французского писателя Виктора Гюго, на которой он женился.
Пабло Чакон в «Личных конфликтах знаменитых людей» рассказывает историю Адель, жены писателя Виктора Гюго, описывая ее как смесь псевдомазохизма, нежности, пособничества и истерии. С самого начала она была подавлена сексуальным напором романиста, который в первую брачную ночь обладал ею до восьми раз, и в конце концов решила принимать его без сопротивления, таким, какой он есть, и помогать ему вести переписку с его любовницами. Дело не только в том, что она следила за тем, чтобы он пунктуально отвечал им всем, а ее оставил в покое, она при этом была счастлива, что это поддерживало хорошее сексуальное здоровье ее мужа, которого она считала одним из самых значительных людей в мире.
Это была настоящая женщина своего времени, которая сумела до последнего момента сопровождать своего эгоистичного и сладострастного мужа. Более того, она сама, ощущая приближение конца, озаботилась тем, чтобы подыскать себе заместительницу, и вежливо попросила эту любовницу мужа, чтобы та пришла ей на смену и взяла на себя заботу о нем.
Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.
Детство и юность
Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.
Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».
Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.
Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.
Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.
Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.
Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.
"Отверженные"
Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.
Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.
Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"
Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.
По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.
Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"
Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.
"Собор Парижской Богоматери"
Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.
Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.
Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).
Личная жизнь
Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.
Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.
У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.
Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.
Смерть
Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.
Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.
Библиография
- «Отверженные»
- «Собор Парижской Богоматери»
- «Человек, который смеется»
- «Последний день приговоренного к смерти»
- «Девяносто третий год»
- «Козетта»
- «Труженики моря»
- «Гаврош»
- «Клод Ге»
- «Эрнани»
Цитаты
- «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
- «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
- «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
- «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
- «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
- «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».
Всю жизнь Виктор Гюго менял любовниц как перчатки и славился своими многочисленными связями. Но только одну женщину он называл своей «истинной женой» — Жюльетту Друэ . Правда, стать его законной супругой Друэ так и не смогла — писатель был уже женат и не хотел разводиться. На протяжении пятидесяти лет Друэ оставалась в тени Гюго — деля с ним постель, переписывая его рукописи и наблюдая за многочисленными любовными похождениями литератора-ловеласа.
Писатель и куртизанка
На момент их знакомства 31-летний Виктор Гюго уже во многом добился успеха. Выходец из благородной семьи, он опубликовал своё самое известное произведение — «Собор Парижской Богоматери», купался в лучах славы, был женат и растил пятерых детей. У Жюльетты Друэ жизнь сложилась не так радужно. В два года она осталась круглой сиротой, в 19 стала любовницей знаменитого скульптора Жана Жака Прадье (он, кстати, изображал её в своих статуях) и забеременела. А к 26 годам девушка «из простонародья» уже имела славу куртизанки.
Виктор Гюго, 1875 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Comte Stanisław Julian Ostroróg dit WALERY
Когда отношения с Прадье прервались, Жюльетте надо было как-то кормить себя и недавно появившуюся на свет дочку. И девушка устроилась на работу в театр. Платили мало, а зрители смотрели больше не на талант, а на красоту молодой актрисы. Зато перед Друэ открылись новые возможности: у неё появились состоятельные поклонники, которые делали ей дорогие подарки и помогали материально. Жюльетта, попав в высший свет, наслаждалась всеми его благами: посещала светские рауты, носила драгоценности, покупала новые наряды… Правда, денег всё равно не хватало, и она часто влезала в долги.
Но после знакомства с Гюго жизнь молодой содержанки кардинально изменилась.
У Гюго нет маленьких ролей!
Кто-то утверждает, что писатель и актриса познакомились на маскараде, но больше распространена другая, более романтичная, версия. Как-то Гюго присутствовал на читке своей пьесы «Лукреция Борджиа» в театре. Одну из второстепенных ролей исполняла красавица Друэ. Поскольку современники не считали её очень талантливой актрисой, девушке приходилось довольствоваться лишь небольшими эпизодами. И когда ей предложили сыграть героиню в «Лукреции Борджиа», Друэ сразу согласилась: «В пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает!».
Так вышло, что эта «маленькая» роль стала для неё решающей. Увидев актрису в усыпанном блестками платье и короне с жемчужинами и павлиньими перьями, Гюго тут же влюбился. Друзья и знакомые отговаривали известного писателя связываться с молодой «вертихвосткой», но Гюго их не послушал.
С Гюго рай и в шалаше
Начав отношения с Жюльеттой, литератор поставил перед ней чёткие условия. Друэ оставила работу в театре и порвала со всеми своими поклонниками — даже с богатым русским князем Анатолием Демидовым, который снимал для неё роскошные апартаменты в Париже. На светских мероприятиях она также перестала появляться, а её доход теперь составляли лишь деньги, которые выдавал Гюго. А писатель был не очень щедр.
В обществе быстро поползли слухи о новой любовнице Гюго. Сам литератор, не смущаясь, отвечал, что сейчас он чувствует себя гораздо лучше, чем «во времена своей непорочности». Тем временем его возлюбленная старалась не давать никаких поводов для сплетен и начала вести практически затворнический образ жизни. Друэ даже не покупала новых нарядов, хотя раньше ей нравилось жить на широкую ногу. Во-первых, денег на платья все равно не было, а во-вторых, Гюго её убеждал, что никакое платье не сможет добавить красоты и без того хорошенькой женщине.
Жюльетта Друэ в роли Принцессы Негрони (старинная открытка). XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org / Galerie Martinet-Hautecoeur
По уши в долгах
Тем не менее, Жюльетта была всем довольна. Любимый часто приезжал к ней, оставался на ночь, но разводиться не хотел. К этому времени его семейная жизнь уже дала трещину (жена увлеклась другим мужчиной), но подрастали пятеро детей.
Спустя какое-то время между Друэ и Гюго разразился скандал. Причиной стал финансовый вопрос. Оказалось, что бывшая актриса должна разным людям денег в общей сложности двадцать тысяч франков — по тем годам огромную сумму. И кредиторы преследовали Друэ. Должница заложила в ломбард свои драгоценности и наряды, но расплатиться не получалось.
В порыве злости Виктор Гюго крикнул: «Прощай навсегда!» и покинул любовницу. А когда вернулся, чтобы извиниться, обнаружил пустую квартиру. Жюльетта уехала из Парижа, не оставив нового адреса.
Спустя несколько дней писатель выяснил, что она отправилась к родственникам в Нормандию. И приехал за ней — на дилижансе.
«Любвеобильный» Виктор
Роман писателя и экс-актрисы продолжался пять десятков лет — до самой смерти Жюльетты. Правда, когда её красота начала увядать, Гюго стал засматриваться на других женщин, а нередко и приводил их в дом Друэ. Она терпеливо всё переносила, ведь он говорил, что по-настоящему любит только её. Пара постоянно слала друг другу нежные письма — в них Жюльетта непременно называла избранника великим поэтом и своим Богом.
Когда Друэ было около сорока, писатель связался с молодой замужней дворянкой. Но роман кончился неудачно: её ревнивый супруг нанял полицейских, чтобы следить за изменницей, и те застукали «голубков» с поличным. Разразился страшный скандал — Гюго спасло от тюрьмы лишь благородное происхождение и титул пэра. А вот неверную жену посадили за решётку.
Спустя какое-то время литератор бросил дворянку, а Друэ по-прежнему называл «своей истинной женой». Но изменял ей по-прежнему регулярно — о «любвеобильности» Гюго ходили легенды.
Тем временем Жюльетта продолжала поддерживать писателя — и в моменты взлетов, и в периоды неудач. А он посвящал ей стихи — например, сборник «Песни сумерек». На их последнюю годовщину Гюго подарил любимой свой снимок с подписью: «Пятьдесят лет любви — вот самое прекрасное супружество».
А через три месяца Жюльетты Друэ не стало. Без её заботы Гюго протянул всего два года — хотя до последнего заводил романы. Своему внуку блистательный писатель оставил необычное завещание: «Ищи любви... Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится».
Возможно Вам также будет интересна история любви Пабло Пикассо и Жаклин Рок, →
Сегодня я собиралась писать совершенно о другом, НО в силу некоторых обстоятельства передумала. Дело в том, что сейчас я читаю книгу Виктора Гюго "Человек,который смеется" , мне она настолько нравится, что захотелось поискать какие-нибудь цитаты из книги. Ну вбиваю я в поиске имя автора и множество разной информации открываются моему взору, но более всего меня привлекла статья: "Синдром Адель Гюго" , мне стало любопытно кто такая Адель и что за синдром, т.к мое увлечение психиатрией мне не дает покоя, я не могла не открыть и не прочесть. И то, что я прочла меня озадачило..тронуло.. ,вызвало множество различных чувств.... Делюсь с вами))
Эту болезнь назвали по имени ее первой жертвы - Адели Гюго, дочери знаменитого французского писателя, которая сгорала от безумной любви к циничному английскому офицеру Альберту Пинсону.
1863 год. Адель Гюго, младшая дочь выдающегося французского писателя Виктора Гюго, сходит по трапу с корабля в Галифаксе. Зарегистрировавшись под вымышленным именем и сняв квартиру, она разыскивает английского офицера, лейтенанта Альберта Пинса, в которого влюблена и с которым познакомилась еще в Гернсее, в Англии, где ее отец находится в политическом изгнании. Адель упрекает Пинсона за то, что он оставил без внимания ее письма. Но Пинсон равнодушен к ее упрекам: когда-то, возможно, он ее действительно любил, но стать зятем Гюго особых шансов не имел. Теперь же он не женится на Адели, даже если ей и удастся получить согласие отца. Адель нездорова, ее преследуют воспоминания о том, как трагически погибла ее сестра Леопольдина, катаясь с мужем на лодке; воспоминания гнетут ее, и она бесконечно докучает Пинсону, одно за другим пишет ему любовные признания, ссуживает деньги, которых и у самой немного, на оплату его карточных долгов, следит за ним, когда он встречается с другими женщинами. Получив наконец из Гернсея письменное разрешение отца на замужество, Адель бросается к Пинсону, надеясь, что благодаря этому сумеет преодолеть его упорный отказ жениться на ней, сможет сохранить его любовь. Она пишет домой письмо, где сообщает, что вышла за Пинсона замуж. Сообщение об этом появляются и в гернсейских газетах, и Пинсон вынужден дать отчет о своем поведении полковому командиру. Поступки влюбленной Адели становятся все непредсказуемее: она направляет к Пинсону проститутку в качестве подарка; нанимает гипнотизера, с тем чтобы повлиять на чувства возлюбленного; расстраивает его помолвку, сообщив отцу невесты, что у нее от Пинсона ребенок; в конце концов, истратив все деньги, она вынуждена жить в ночлежке. Отец присылает ей деньги, но Адель тратит их на то, чтобы следовать за Пинсоном, чей полк переведен на Барбадос. Наконец, уже полностью безумная, она не узнает Пинсона, который разыскивает ее в надежде на новые подачки.
Жизнь свою Адель закончила в сумасшедшем доме в возрасте 85 лет, скончавшись с именем Альберта на устах.
Я решила узнать о ней.
Что-то прорывалось ко мне сквозь толщу времен и пространств– чей-то жалобный голос, звуки клавесина, старинная песенка, острая щемящая печаль и странная фраза, которую отчего-то я слышала всякий раз, думая или читая про Адель Гюго: «...НИКТО НА ЭТОМ СВЕТЕ НЕ СМЕЕТ СУДИТЬ МЕНЯ...»
Положим, узнать удалось немногое. Адель Гюго родилась в 1830 году, в разгар французского романтизма, в семье, бывшей первостатейным оплотом этого самого романтизма. Брак Виктора Гюго и Адели Фуше, пылкий и многоречивый, в год рождения дочери усложнился увлечением мадам Гюго – и увлеклась она некем-нибудь, а знаменитым критиком и поэтом Сент-Бевом. Стиль эпохи известен иувековечен как литературой романтиков, так и их письмами, что одно и то же. Писали, как жили – и наоборот. Зазора не было. Культ любовной страсти девочка впитала вместе с воздухом эпохи – что касается молока матери, тут я сомневаюсь,что это молоко вообще было. Сомневаюсь я и в том, чтобы родители Адели всерьез о ней заботились. Она любила музыку и занималась ею – играла, пробовала сочинять. Почему до тридцати трех лет она не вышла замуж и не имела связей? Дурнушка? Тронутая? Бог весть. Скорее, Адель Гюго ждала Того Самого Чувства, окотором читала у папы и друзей папы. Чувства, которое грядет столь ясно и несомненно, как явленное Богом чудо, что перевернет всю ее жизнь, захватит и растворит без остатка…
Оно и грянуло. Надо сказать, личность капитана Альберта Пинсона осталась загадкой истории. Что в нем было такого захватывающего, неизвестно. Англичанин, военный, служил. Где-то познакомился с Аделью. Нам ведомо, что в 1863 году Адель Гюго исчезает из родительского дома, объявляетсяв Лондоне, откуда пишет, что выходит замуж за Пинсона. Родители, после замешательства, согласны. Правда, Виктор Гюго кисло замечает, что невелика честь для Адели Гюго стать мадам Пинсон, но если девочка так увлечена… Однако вскоре выясняется позорная правда. Капитан Пинсон не собирается жениться на Адели, он в ужасе бегает от нее по миру – а она, убежденная в том, что являетсяего законной женой перед Богом, следует за ним. Преследует его. Платит его карточные долги. Посылает оплаченных проституток – только бы он не вздумал жениться на другой. Добивается свиданий…
Это длилось в декорациях Лондона, Канады, Нью-Йорка, куда переводился по службе злосчастный Пинсон. Встревоженный отец писал дочери,уговаривал вернуться. Одно его письмо особо ярко и убедительно. «Адель, – пишет Виктор Гюго, – мечта прекрасна, она окрыляет, она дает силы жить и творить, ногоре мечтателю, который позволяет мечте завладеть собою безраздельно, он обречен злому року! Вернись, мы любим, мы ждем тебя!»
Адель в конце концов оказывается на острове Барбадос, где доходит до крайней степени нужды, нищеты и отчаяния. Она голодала, и это столь сильно ушибло ее, что до скончания своих дней, в приюте, она прятала кусочки хлеба под подушку… Слава отца велика, ее отыскивают и возвращают во Францию. Она очевидно безумна. Она по-прежнему считает себя женой капитана Пинсона и хранитему верность. Время с 1872 по 1915 год Адель Гюго проводит в приюте для умалишенных в Сюренне.
Ее любили там, в приюте. Адель Гюго жила хорошо. Милосердные сестры водили страдалицу в зоопарк, в оперу – ведь Адель постоянно все что-то играла и говорила, что это ее сочинения. Ждала весточки от Альберта и всех своих гостей о нем расспрашивала. Умерла тихо, легко… наверное, то была сухонькая, блаженная старушка с ясными яркими глазами – и то сказать, какие на ней были грехи?!
В отношении к этой истории я прошла три этапа.
Первый и ранний.
Ну, черт побери, подумала я, прожить жизнь так, что твоим именем называют синдром психического расстройства, пишут о тебе книги и снимают фильмы (есть фильм Франсуа Трюффо «История Адели Г.» и французские литературоведческие исследования), – какое-то неподдельное величие в этом есть.Чудный пожар феноменального любовного безумия. Жизнь, сожженная во имя единого страстного жеста. Настоящая трагедия и своеобразное самоосуществление.
«А вы на земле проживете, как черви слепые живут. Ни сказок о вас не сложат, ни песен о вас не споют», – как воскликнул юный романтик Максим Горький. Да, классическая жертва романтизма, да, не думал человек ни очем, кроме своей страсти, – ни о будущем счастье человечества, ни о своей выгоде, ни тем более о чистке кишечника и правильном питании. Бросил все на одну карту – и в памяти человечества выиграл! Печально и красиво…
На втором этапе наступило раздражение.
Господи, подумала я, да что хорошего-то во всей этой истории? Как они нас заморочили, мятежные художники, со своим гимном страстям,которым они сами никогда не подчинялись, ловко все сублимируя в творчество,славу и деньги. Что мы видим на самом деле? Погубленную человеческую жизнь. Была способная, образованная девушка, из видной семьи, взяла и превратила своюжизнь в химеру, безумие, морок. А отчего нам так презирать капитана Пинсона? О нем вы подумали? Хорошо ли ему было столько лет хорониться от натиска непонятной и ненужной страсти? Она же не давала никакого спасу злосчастному англичанину. Он не мог жениться. Не мог никуда от нее скрыться. Вольно было Франсуа Трюффо давать эту роль красотке Изабель Аджани и тем самым обрекать капитана Пинсонана наше зрительское презрение (отказаться от Аджани – очевидное преступление) – но реальная Адель была тихой малопривлекательной сумашайкой, а не обольстительным цветочком природы.
Дурят нас, морочат нас обольстители-художники, черное скармливают за белое, страшное, клиническое, безобразное сумасшествие выдают за блеск высшей красоты, сатанинское наваждение – за трагедию избыточной души. Всякая страсть – потенциальный рак психики. Уж на примере Адели Гюго этого трудно не понять! Рак психики, уничтожающий разум, жизнь, волю, время –драгоценное время, дар богов! – мерзкий всепожирающий нарост, съедающий своего носителя. Сорок три года в сумасшедшем доме – это что, может увлекать,чаровать, убеждать в своей истинности? Сотворение кумира столь всемогущего, что ни Бог, ни Родина, ни отец с матерью, ни искусство, ни люди, ни природа – ничто не влечет прочь от созданной химеры, – неужели это не отвращает, не тяготит всякого «друга человечества»? Тяжелая, горькая история…
«...Никто на этом свете не имеет права...»
А на третьем этапе своего отношения к истории Адели Гюго я совершенно успокоилась.
Я поняла нечто, весьма трудное для объяснения, но куда более близкое к истине, чем изложенное мной ранее. Ибо ошибка коренилась в суде - оценке жизни Адели Гюго как трагической и несчастливой. Да неправда это. Адель Гюго прожила абсолютно счастливую жизнь – именно такую, какую и хотела прожить.
Счастье Адели было такое: она желала любить всепоглощающей любовью, жить ею, страдать и быть правой. Она желала быть любящей, страдающей,хорошей, невинной. Только ситуация бесконечного ускользания объекта страстио беспечивала необходимый ей психологический набор. «Я его жена», – твердила та,что не была способна быть ни женой, ни матерью, но только субъектом страсти. Она не умела, не могла, не желала ничего другого, кроме превращения себя в страдальческое всепоглощающее чувство. Только в этом она, довольно неопределенная личностно, обретала себя. Все девять лет скитаний за призраком Пинсона Адель Гюго была счастлива – жизнь имела смысл и цель, жизнь была понятна и верна. «Я его жена, я должна быть с ним, он поймет». Адель Гюго прожила именно ту жизнь, которую хотела прожить, – но и капитан Пинсон тоже.
Не было ничего проще, чем избавиться от Адели Гюго. Надо было просто на нее согласиться. Сказать: да, будь со мной. И она развеялась бы дымком, растаяла, как призрак, ибо вовсе не этого жаждала ее безумная романтическая душа. Он – не сказал. От тащил с собою ее безумие, поскольку только оно делало капитана Пинсона существующим. Необыкновенным. Желанным. Мужчина, которого ТАК любят, никогда не желает на самом деле избавиться от этой любви, как бы он ни сетовал и ни жаловался товарищам по службе. Все это ничтожная мужская бравада.
Когда он, на острове Барбадос, вышел однажды утром на поверку и не увидел этих светлых, сумасшедших, сияющих, на него устремленных глаз, которые он ненавидел, от маниакального света которых он бежал из Франциив Англию, из Англии в Канаду, из Канады в Америку и к которым он привык насмерть за эти девять лет, когда он узнал, что его сумашайку отправили наконтинент, – конечно, Альберт Пинсон устроил пирушку. Он ликовал. Товарищи поздравляли его с победой и спрашивали, чью дочь он соблазнит теперь, – может, королевы Виктории? Пинсон радостно хохотал…
Тоска – она пришла позднее. Гораздо позднее понял Альберт Пинсон, где он жил на самом деле, и захотел увидеть эти глаза – но их больше не было. Скорее всего, понять, что тогда, с отъездом Адели, и закончилась его жизнь, туповатому Пинсону было не дано… только тоска и осталась… и невротическая ненависть ко всему французскому…
Однажды во сне я увидела ее.
Точно так: чистенькая, с ясными глазами старушка, она сидела за клавесином и наигрывала что-то… улыбнулась мне. «Я обожала папу, – сказала она мне. – Но он никогда не был со мной. Однажды я хотела исповедаться ему, а он стал рассказывать мне свой будущий фельетон о властителях Франции – бурно, остроумно, подробно! Папа, говорю, знаешь, когда ты говоришь о величии Франции,у меня всегда такое чувство, будто ты сидишь на горшке и тужишься… Он не понял…а что он мог понять? А ты, милая моя, много ли видела жизней, превращенных в любовь к Другому? О, пройдут времена, сгинут трескучие, велеречивые, фальшивые романы моего великого отца, забудутся имена мелких корыстных политиков, но я – останусь… и Альберт останется со мной… и мы будем вместе навсегда – теперь уже скоро… теперь уже скоро… и помни, дорогая - НИКТО НА ЭТОМ СВЕТЕ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СУДИТЬ МЕНЯ».
Портрет Адель Гюго