Интересы международных организаций в международном праве. Право международных организаций
Право международных организаций - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок учреждения межгосударственных органов и организаций, а также их статус и функции.
В большинстве случаев в право организаций не включают нормы о международных конференциях и иных международных органах. Между тем по своей природе и функциям эти органы весьма близки организациям. Профессор Б.М. Ашавский, внесший большой вклад в исследование природы конференций, отмечает генетическую связь конференций и организаций. Но этим дело не ограничивается. Сессионно действующие конференции весьма близки организациям и нередко преобразуются в них. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) превратилось в Организацию безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Некоторые организации даже в официальном названии сохраняют термин «конференция» (Организация Исламская конференция).
Сказанное в не меньшей степени относится к международным органам, отличающимся от конференций постоянным характером функционирования, а от организаций - более ограниченным правовым статусом. Все это дает основания рассматривать нормы, относящиеся к международным конференциям и органам, как часть права организаций.
В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества. Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения. Отмечая эти моменты, Г.И. Тункин обоснованно подчеркивал, что роль международных организаций будет возрастать и в дальнейшем.
Под давлением требований жизни происходят изменения в функциях организаций без изменения их уставов, растут их полномочия и влияние на государства. Расширяется сфера деятельности, которая охватывает все новые области, совершенствуется ее механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В деятельности организаций, прежде всего ООН, возрастает значение превентивной дипломатии.
Организация обладает интегральными качествами, т.е. такими, каких нет ни у одного ее члена. Она не сумма членов, а система их взаимодействия, что существенно увеличивает ее потенциал. Участие в организации открывает новые возможности перед каждым государством.
Основной массив права организаций образуют нормы их учредительных актов, а также договоров, относящихся к организациям, например Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Растет число и усиливается роль обычных норм в этой отрасли.
Особое место занимает внутреннее право международных организаций. Устав не в состоянии урегулировать все вопросы, связанные с деятельностью такой организации. Поэтому решение значительного объема конкретных вопросов внутренней деятельности предоставляется самой организации, органу. К таким вопросам относятся процедурные правила, правила, регулирующие деятельность персонала, и др.
Внутреннее право международных организаций регулирует внутриорганизационную деятельность, а не отношения между государствами. Организации не наделены правом создавать нормы международного права. Поэтому их внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации. Речь идет об особой разновидности международных норм, объектом которой являются внутриорганизационные отношения, в том числе и с участием физических лиц. В одном случае они относятся к административному праву организаций, в другом - к их трудовому праву.
Таким образом, наличие развитого права организаций является одной из характерных черт современного международного права.
Понятие и источники права международных организаций. Виды международных организаций
Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство, система органов. Специализированные учреждения ООН
Региональные международные организации
Международные неправительственные организации
1. Понятие и источники права международных организаций
Право международных организаций – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация» был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.
Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г. (ратифицирована СССР в 1978 г.). Также источником данной отрасли международного права является Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт , разработанный и принятый государствам и учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило,уставом . Например, Устав ООН 1945 г., Устав МОТ 1946 г., Устав ВОЗ 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяютсяконвенции , в числе которых Конвенция Всемирной метеорологическойopганизации 1947 г., а также договоры (Договор о Европейском союзе 1992 г.). К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном актефиксируются
цели и задачи организации,
ее организационная структура,
полномочия
порядок деятельности ее органов,
решаются административные, бюджетные и иные вопросы.
Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН.
Виды международных организаций
ММПО – это объединение государств, учрежденное международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, которые наделены международной правосубъектностью и действующих для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права.
Международные организации можно подразделить на:
универсальные, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые поэтому характеризуются универсальным членством,
и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.
Среди организаций второй категории выделяют региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов. Таковы Европейский союз, СНГ. Также относят организации, не имеющие универсального значения, но выходящие по своим интересам и составу за региональные рамки. Здесь принимаются во внимание групповые политические, экономические, социальные потребности. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 24 государств различных районов земного шара.
По объему и характеру их полномочий выделяются:
организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, СНГ, ОБСЕ)
специальной компетенции (ИКАО, Всемирная торговая организация (ВТО), заменившая в 1994 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз и т. д.).
Статус международной организации с соответствующей правосубъектностью имеют и некоторые межгосударственные институты , именуемые комитетами. Таков учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Международный орган по морскому дну, членами которого являются все государства - участники Конвенции.
Специальной разновидностью международных организаций являются межведомственные организации . При создании таких организаций и в процессе их деятельности соответствующие министерства и иные ведомства осуществляют полномочия органов государства в пределах внутригосударственных правовых норм. При этом решение вопроса об участии в той или иной организации относится к компетенции правительства, а все последующие контакты с органами организации осуществляются через соответствующее ведомство. На межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого, согласно Уставу, считаются компетентные полицейские органы, обладающие полномочиями от имени своих государств.
Юридическая природа международной организации
Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и характеризуется следующимипризнаками .
1. создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - специальной разновидности международного договора (устав, конвенция).
2. существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.
3. является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.
4. основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации.
5. государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций.
6. каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого организация выполняет свои функции.
7. международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.
Современные международные отношения характеризуются ростом роли и влияния международных организаций как одной из ключевых форм сотрудничества между государствами. Данное явление - закономерное следствие процесса глобализации, когда государства все большее число вопросов вынуждены решать совместно. Объективная необходимость в развитии многосторонней дипломатии привела к появлению трех основных ее средств: многосторонних переговоров, международных конференций и международных организаций. Последние играют в сотрудничестве государств особую роль, так как функционируют на постоянной основе и более приспособлены для коллективного решения глобальных задач, представляющих общий интерес. При этом нельзя игнорировать значение международных организаций и как средства регионального и даже двустороннего сотрудничества государств.
Первые международные организации современного типа появились в XIX веке: в 1831 году была создана Центральная комиссия по судоходству на Рейне, а несколько позже появились международные организации универсального характера: Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 год) и др. Некоторые из названных организаций существуют и сегодня.
Становление права международных организаций в качестве самостоятельной отрасли международного публичного права связано, главным образом, с созданием и деятельностью Организации Объединенных Наций. ООН во многом способствовала признанию международной правосубъектности международных организаций, расширению их компетенции и влияния на международное правотворчество. Сегодня в мире насчитывается более 20 тысяч международных организаций, из которых около 500 - межправительственные, то есть являющиеся субъектами международного права. В 1909 году в Брюсселе был основан Союз международных ассоциаций, который регистрирует все существующие международные организации и публикует соответствующие сведения в двух изданиях: Ежегоднике международных организаций и журнале "Международные ассоциации".
Деятельность международных организаций привела к появлению специфического, ранее неизвестного вида международных отношений: отношений между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами по поводу статуса международных организаций, а также между структурными частями внутри международных организаций. Эти международные отношения в совокупности представляют собой обособленный предмет правового регулирования, который, в свою очередь, обусловил возникновение группы соответствующих норм и обычаев, специфического метода регулирования, судебной и арбитражной практики и т.д. Все это дает основание утверждать, что примерно с середины ХХ века в международном праве появилась новая отрасль - право международных организаций.
Право международных организаций - это совокупность договорных и обычных норм и принципов, регулирующих порядок создания и деятельности международных межправительственных организаций.
Источниками права международных организаций являются различные международно-правовые документы. Во-первых, это международные договоры между государствами, регулирующие вопросы создания и правового статуса международных организаций и их должностных лиц. К таким соглашениям, в частности, относятся все учредительные договоры (например, Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года) и утверждаемые ими уставы (регламенты, положения), на основании которых функционируют международные организации. В частности, Республика Казахстан является участником следующих соглашений:
Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан об учреждении Организации "Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС)" (ратифицирован Казахстаном 10 марта 2004 года;
Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (ратифицировано 2 июля 2003 года);
Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о правовом статусе должностных лиц и сотрудников Исполкома Межгоссовета государств-участников Договора о создании единого экономического пространства (ратифицировано 13 июля 1999 года) и многих других.
Необходимо помнить, что в основе появления международной организации, как производного субъекта международного права, всегда лежит согласованная воля государств. Среди других межгосударственных соглашений - источников данной отрасли права можно назвать Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года и Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года (устанавливают принципы ответственности международных организаций в соответствующей области), а также Конвенцию о праве договоров о между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года (ее положения действуют в качестве обычных норм), Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 года (относит регистрацию международных договоров к функциям Секретариата ООН), Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (устанавливает контрольные полномочия МАГАТЭ) и многие другие.
Вторую группу источников права международных организаций составляют соглашения между государствами и самими международными организациями . Как правило, данные соглашения регулируют порядок реализации функций и компетенции международной организации по отношению к соответствующему государству. В группу таких соглашений входят договоры о технической или финансовой помощи, о предоставлении вооруженных сил для различных гуманитарных миссий, об осуществлении организацией международного контроля на территории данного государства, о месте пребывания штаб-квартиры организации в государстве, о представительстве государства при организации и т.д. Например, 26 июля 1994 года было заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия; 2 декабря 1998 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе об открытии центра ОБСЕ в Алматы (к Меморандуму в 2002 году был принят дополнительный Протокол); 27 мая 1997 года был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора и т.п.
Третья группа источников - это соглашения между самими международными организациями . Наиболее известными из них являются соглашения между ООН и другими организациями, по которым последние получают статус специализированных учреждений ООН. Кроме того, договоры между организациями могут заключаться по вопросам правопреемства, сотрудничества, учреждения совместных программ и по другим вопросам. В отличие от двух других видов источников, данные договоры не рождают обязательств для государств, так как сторонами в них являются сами международные организации.
Источники права международных организаций могут иметь и внедоговорное происхождение . Так, в четвертую группу источников данной отрасли права входят решения самих международных организаций, особенно те из них, которые носят обязательный характер. Наличие таких решений позволяет говорить о специфическом методе правового регулирования данной области международных отношений. Специфика заключается в том, что решения международных организаций, в отличие от межгосударственных соглашений, уже не имеют согласительной природы. Примерами здесь могут быть резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и решения Совета Безопасности ООН, а также решения различных международных судебных и арбитражных органов. Особенностью таких решений является то, что они могут быть адресованы как государствам, так и другим организациям, а также регламентировать внутреннюю жизнь самой организации (так называемое "внутреннее право" международных организаций). Сюда относятся акты, регулирующие порядок уплаты взносов, процедурные вопросы, кадровой политики организации и другие решения.
Определенную роль в регулировании отношений с участием международных организаций могут играть правовые обычаи . Вместе с тем, обычная практика международных организаций только формируется, поэтому трудно говорить о каких-либо закономерностях в данном процессе. Например, можно считать обычаем принятие решений Советом Безопасности ООН в тех случаях, когда один из его постоянных членов воздерживается от голосования или не присутствует на заседании. Среди прецедентов, которые могут при определенных условиях считаться обычаями, можно назвать передачу Советом Безопасности своих полномочий по применению вооруженных санкций отдельным государствам, а также практику миротворческих операций под эгидой ООН и региональных международных организаций.
Принципы права международных организаций включают общепризнанные принципы общего международного права. Здесь уместно вспомнить, что ряд норм jus cogens впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права. Помимо императивных принципов общего международного права, право международных организаций включает ряд отраслевых (специальных) принципов. К ним, в частности, относятся: принцип добровольности членства в организациях, принцип равенства членов организации, принцип обособленности правовой воли организаций, принцип функциональной правоспособности организаций и некоторые другие.
Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.
Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Международная организация труда и т.д. Первой международной организацией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением международного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.
Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения); и, во-вторых, «внешнее право» организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).
Нормы права международных организаций - преимущественно договорные нормы, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др
Поскольку специфика международной правосубъектности организаций уже рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуверенна.
Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.
Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную , объем которой определяется волей государств-членов.
Право международных организаций - это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.
Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.
Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, нет. Определенное значение для данной отрасли имеет общий многосторонний акт - Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями , принятая в 1986 г.
К источникам права международных организаций относят:
- учредительный акт;
- договоры между организациями и правительствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительств и (или) осуществления определенных видов деятельности.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Таковы - Устав Организации Объединенных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.
К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).
Учредительный акт характеризует международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние . В учредительном акте фиксируются:
- цели и задачи организации;
- ее организационная структура;
- полномочия и порядок деятельности ее органов;
- решаются административные, бюджетные и иные вопросы;
- определяются нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.
Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций).
К категории источников права международных организаций относятся договоры , заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.
Известны также договоры между организациями и правительствами государств, в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать
- Статусы про мировоззрение Мировоззрение вконтакте значения
- Статусы про мировоззрение Что значит мировоззрение в вк