Интересные факты о дне толерантности. Международный день толерантности — праздник, который объединяет мир
Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. В этот день в 1995 году государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Декларация принципов терпимости провозглашает , что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.
Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.
Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документами являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и других документах.
В Российской Федерации для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282-я статья (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
В Париже был учрежден Европейский совет по толерантности и примирению (ЕСТП). Основная деятельность ЕСТП посвящена мониторингу ситуации в сфере толерантности в Европе, выработке предложений и рекомендаций национальным правительствам и международным организациям по улучшению межрелигиозных и межэтнических отношений на континенте. Совет является международной организацией, ориентированной на борьбу с ксенофобией, антисемитизмом и расовой дискриминацией в современном мире.
Еврокомиссия приняла решение создать проект закона, который бы защитил принципы уважения и запретил бы любую форму дискриминации, расизма и антисемитизма. Комиссия обязала страны ЕС принять подготовленную в связи с этим законодательную модель в свои юридические системы.
В октябре 2012 года ЕСТП предложил Европейскому парламенту проект модельного рамочного национального закона о развитии толерантности, который определяет основные принципы и понятия толерантности, принципы взаимоотношений между различными социальными группами, в том числе между мигрантами и коренным населением, гарантирует ряд демократических свобод, перечисляет обязанности, необходимые для выполнения правительствами европейских стран, включая обязанности в области образования, регламентирует взаимоотношения со СМИ.
За вклад в дело развития идей толерантности в Европе и борьбы с различными формами нетерпимости ЕСТП была учреждена Европейская медаль толерантности. Первой золотой медали толерантности был удостоен в 2010 году король Испании Хуан Карлос I.
В октябре 2012 года в Европарламенте золотые медали толерантности были вручены президенту Хорватии Иво Йосиповичу и экс-президенту Сербии Борису Тадичу за исключительную личную роль в процессе примирения на Западных Балканах.
Международный день толерантности
Цели:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).
Ход классного часа
Ежегодный праздник с международным статусом, с недавнего времени отмечаемый и в России – День терпимости (толерантности), празднуется 16 ноября. Праздник появился благодаря деятельности ООН, посвященной борьбе за равные возможности и сохранение индивидуальности каждого. Второе название праздника – День толерантности. В России День толерантности в 2017 году отмечается в четверг 16 ноября. История праздника Международный день терпимости или День толерантности появился более двадцати лет назад, в 1995 году. Инициатором праздника стала международная организация ЮНЕСКО. В этот день на Генеральной конференции объединения была зачитана и принята Декларация принципов терпимости. Документ ЮНЕСКО признавал, что независимо от разницы в культурах и воспитании все люди обладают равными правами на сохранение собственной индивидуальности. В Декларации рассматривались основные признаки нетерпимости и предлагались методы борьбы с ней. ЮНЕСКО разработал не только главные принципы борьбы с нетерпимостью, но и программы внедрения толерантности в сознание людей. Вслед за ЮНЕСКО вопросы толерантности обсудила и ООН. Спустя два года после провозглашения Декларации, в 1997 году, Организация Объединенных Наций предложила утвердить День толерантности как международный праздник. Так за этим днем окончательно закрепилось число 16 ноября. В качестве обоснования своего предложения о праздновании Дня терпимости ООН ссылается на Устав организации, где прописаны основные принципы толерантности, которые обязались соблюдать все члены организации, подписавшие Устав. Новый акцент на вопросах толерантности ООН сделало в 2005 году. Генеральный секретарь организации зачитал обращение ко всем странам-членам Организации, в котором воззвал к проявлению терпимости на фоне все возрастающего экстремизма и терроризма. Принятая ООН резолюция гласит, что необходимо проявлять уважение друг к другу как к личностям, ценить собственные и чужие принципы и особенности, ни принижая при этом особенности других. Призыв оставить ненависть и стремиться узнавать друг о друге как можно больше, выявляя все самое лучшее в культурных и религиозных традициях других народов....
Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость , другую – Удача , третью – Красота , четвёртую – Печаль , пятую – Доброта .
Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки ):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы )
Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).
А что же объединяет эти определения? (Ответы ).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).
(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Упражнение “Волшебная лавка”
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Заключительное задание “Дерево толерантности”
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Международный день толерантности
16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Символ толерантности - радужный флаг
Календарь толерантности
Отмечаются международными организациями системы ООН:
16 ноября 1995 года – Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности
1995 год – Международный год толерантности
1999 год – «Манифест 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия»
2000 год – Международный год культуры мира
2001–2010 годы – Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты
2004 год – Международный год памяти о борьбе с рабством и его ликвидации
Международный день, посвященный терпимости
В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).
Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Dia Internacional para la Tolerancia) - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.
В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.
В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.
Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:
1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)-религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.
2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).
3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).
4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог – позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.
Основные принципы толерантности.
К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:
· отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
· умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
· толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
· принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Социальные праздники – это мероприятия, чья задача не просто стать поводом для развлечений, а привлечь внимание общества к определенным проблемам. В числе наиболее наболевших вопросов – терпимость. Именно этому явлению и посвящен Международный день толерантности. Как появился праздник, почему он столь актуален в наши дни, отмечается ли День толерантности в России в 2018 году – вопросов, касающихся нового праздника, возникает множество.
Если верить Википедии, в русском языке этот праздник носит имя Международного дня, посвященного терпимости. Однако в разговорной речи мы чаще называем его Днем толерантности. Во многом этому поспособствовало его английское название — International Day for Tolerance.
Сегодня этот праздник отмечают более чем в ста странах мира. Но какого числа День толерантности в 2018 году в России?
Организация Объединенных Наций предложила отмечать День, посвященный терпимости, 16 ноября – именно в этот день ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов терпимости, в честь которой и был назван праздник.
Как появился праздник
Вопросы, посвященные признанию и принятию чужой культуры и индивидуальности, назревали давно. В конце прошлого века – точнее, в 1995 году – ЮНЕСКО как подразделение ООН на очередной годовой Генеральной конференции принимает резолюцию, получившею название «Декларация принципов терпимости».
В пространной резолюции описывались основные понятия терпимости, давались разъяснения самого термина, явлений, попадающих под указанное определение. Немаловажным стало рассмотрение в Декларации угроз, которые несет неприятие чужой культуры и особенностей. Помимо проблем, которые возникают у государства и народа, не принимающего толерантность как жизненный принцип, давались и программы борьбы с проявлениями нетерпимости, методы, позволяющие внедрить толерантность в сознание граждан.
Спустя два года, в 1997 году, ООН на Генеральной ассамблее выдвинула предложение для стран-членов Организации – внести в список международных праздников День толерантности или Международный день, посвященный терпимости. Датой новой праздника было решено избрать дату принятия «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО – 16 ноября.
Начиная с конца XX и п сегодняшний день ООН уделяет очень большое внимание вопросам терпимости и принятия чужой культуры. В ноябре 2005 года Генеральный секретарь ООН зачитал послание, посвященное принципам толерантности. В нем Кофи Аннан (а именно он занимал должность Генерального секретаря в период с 1997 по 2006 год) поставил акценты на борьбе с ксенофобией и экстремизмом, призвал к уважению каждого человека как личности со своим укладом, культурой, вероисповеданием, самобытностью. Именно Кофи Аннан дал окончательное определение толерантности – умение ценить особенности себя как личности и своего народа, не унижая и не притесняя при этом особенности других людей.
День толерантности в России
В России массовые мероприятия, посвященные Дню толерантности, проводятся с 2006 года, хотя к Декларации принципов терпимости наша страна присоединилась еще в 1997 году. Родоначальником традиции привлекать к мероприятиям в честь Международного дня стал Санкт-Петербург: там была принята масштабная городская программа «Толерантность», чьей основной задачей стало внедрение принципов терпимости среди подрастающего поколения. В викторинах и конкурсах, проводимых в честь праздника, участвовали школьные команды города, а сами мероприятия освещались в региональной прессе.
В 2014 году в программе «Толерантность» участвовало уже 16 городов России. Девизом акции стало воззвание «Мы за дружбу наций!», а основным мероприятием – Час бега. Участники акций провели массовый забег в поддержку Международного дня толерантности, а инициатором движения выступила «Федерация за всеобщий мир», собравшая в поддержку программы более двух десятков спортивных и молодежных объединений страны.
(2,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.
Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования - это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений.
16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение.
Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.
Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание . Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Этическая доктрина современности
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.
Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза".
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.
Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение ", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.
Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество:
Однако сегодня, толерантность - понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...
"Самая опасная из нетерпимостей - это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, - пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. - Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много - как на уровне государственном, так и на персональном: К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.
Государство и терпимость
Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами-членами ЮНЕСКО в 1995 году.
Задачи документа - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе - в течение 2001 года - совершается разработка научно-методических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004-2005 годы) на четырех уровнях :
- личность,
- семья,
- общество,
- государство.
В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).
Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов.
СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.
К истокам толерантности
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.
Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности .
"толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.).
"толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "
Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать.
"терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.
Основные принципы толерантности:
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
5. Взаимозависимость как основа совместных действий.
6. Культура мира.
7. Сохранение памяти.
Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, "свобода совести", акцент на искренности убеждений.
- умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
- толерантность, в европейском понимании, задает пример "законопослушания", подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
- принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно "золотому" правилу: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Лики толерантности
Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случае, это не заурядное "лицо", "портрет", "физиономия". И даже не "образ". Мы назвали эту рубрику "Лики толерантности" именно потому, что люди, информацию о которых можно будет здесь найти, вполне могут быть причислены к тем, кого называли святыми. И одновременно потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и потому об их жизни мало что известно.
Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями...
Толстой Лев Николаевич 28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, - 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне, граф, русский писатель...
Кропоткин Пётр Алексеевич 27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве, русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя...
Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар...
Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия, - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель относительности теории и один из создателей квантовой теории и статистической физики. С 14 лет вместе с семьей жил в Швейцарии. По окончании Цюрихского политехникума (1900) работал учителем сначала в Винтертуре, затем в Шафхаузене...
Михоэлс (настоящая фамилия - Вовси) Соломон Михайлович , еврейский советский актёр, народный артист СССР (1939). В 1919 поступил в Европейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский европейский камерный театр (с 1925 Московский государственный европейский театр - ГОСЕТ)...
Лихачев Дмитрий Сергеевич - литературовед, историк культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции XX века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
В 90-х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.
Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).
В более широком смысле - как терпимость и уважение ко всему "инакому" - понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.
Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге.
Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами - тот против нас".
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях.
Базовый документ здесь - Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12-й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой-либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в ближайшее время.
Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
"Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят", - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.
Формирование национальных праздников - это сложный многоуровневый процесс, на который влияют культура, религия народа и его история. В праздниках наиболее ярко проявляются национальные особенности и связь с коллективной памятью народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Можно сказать, что посредством участия в праздничном действе люди погружаются в священную историю, в так называемое время мифа, противостоящее повседневной реальности.
Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.
Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.
Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.
Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Римская традиционная религия, будучи изначально религией римской гражданской общины, не смогла стать всеобщей религией огромного средиземноморского государства. Попытки императоров создать некое подобие единой религии на всей территории Империи не увенчалось успехом. Усугубление экономического кризиса породило религиозный протест масс против существующих порядков. Все это могла сделать только новая религия, с одной стороны, созвучная чаяниям масс, с другой стороны, способная дать догматическое оправдание существующих социальных порядков и теократической императорской власти. Этой религией впоследствии смогло стать христианство , объединявшее /будучи незаконным/ различные социальные слои.
Все эти постулаты изучены, опробованы в гимназии №1597 города Москвы и вынесены для проведения праздника "День толерантности".
Мысли мудрых:
- Никто не станет мудрым, не будучи терпимым.
Г. Винклер.
- Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости!
Г. Лихтенберг
- Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.
- Терпимость означает понимание собственного несовершенства.
Э. Севрус
- Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.
Л.Толстой
- Каков бы ни был чужой характер, умный сумеет к нему приладившись, подчинить его собственной воле.
Хитопадеша
- Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой.
- Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем.
Вергилий
- Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов.
- Основа всякой мудрости - терпение.
- Мудрость человеческая в терпимости.
- Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение.
Д. Прентис
- Кто без дела, всегда ему праздник. Терпеньем свершается всякое дело.
- Если делаешь то, что не следует, терпи то, что не нравится.
- Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает.
Б. Франклин
- Часто за терпение принимают недостаток энергии.
К. Хаббард
- Иногда терпение украшает мужчину, как женщину украшает скромность, но когда оскорбляют, нужна сила, как в любви нужна смелость.
Хитопадеша
- Пусть терпение - замороченная кляча, но кляча эта все-таки дотащится.
Р. Эмерсон
- Терпимость - это любовь, страдающая надменностью.
Д. Джебран
- Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.
Ж.Лабрюйер
- Терпение и время достигают большего, чем неистовство силы.