Интеллектуальная викторина "Солнце, воздух и вода: наши лучшие друзья". Солнце воздух и вода… какая от них польза? Классный солнце воздух и вода
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ
«Человечество обречено жить по соседству со стафилококком.
Соседство это не самое приятное, но терпимое.
Все, что мы можем в этой ситуации - избегать конфликтов…»
Врач-педиатр Е. О. Комаровский
Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым. Это позволяет ему надолго сохранять молодость, продолжать полноценную созидательную деятельность.
Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Чтобы эти факторы работали на наше самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательного учреждения в этом вопросе велика.
В нашем лицее учителями и старшеклассниками проводится много полезных, важных просветительских мероприятий по сохранению здоровья учащихся. Как будущий медик, я подключилась к данному волонтёрскому движению в прошлом учебном году: провела микробиологическое исследование воздушной среды лицея на наличие патогенных микроорганизмов и на основании результатов разработала, создала коллекцию игрушек - «микробов» в качестве реквизита к внеклассному мероприятию «Быль о микробах и воде» для учащихся начальной школы (см. Приложение 1).
Просветительское мероприятие прошло успешно. Первоклассники с удовольствием приняли в нем участие, узнали много нового о профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем. Существенную роль в этом сыграли выполненные мной игрушки - «микробы».
Мне бы хотелось, чтобы дети знали больше о своем здоровье и о том, как его защитить. Ведь «предупреждён - значит вооружён»! Поэтому я хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении.
Способы организации работы по формированию здорового образа жизни лицеистов разнообразны (см. схему 1).
Способы реализации просветительской деятельности
Экскурсия в медицинское учреждение
Познавательная игра
Тематическая газета
Просветительская деятельность
Спектакль
Информац. презентация
Брошюры, листовки
Рассмотрев различные варианты реализации просветительской деятельности, я решила разработать, создать и провести с учениками начальной школы познавательную игру (см. приложение 2). В рамках игры ребята получили бы информацию о том, что воздействием различных факторов внешней среды на микроорганизмы можно подавить их жизнедеятельность, либо вызвать их гибель, что очень важно для сохранения здоровья людей.
Форму и основные элементы познавательной игры я намерена разработать по окончании исследовательского этапа проектной деятельности (см. главу 3), опираясь на его результаты.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
создать познавательную игру, позволяющую совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
провести микробиологическое исследование помещений лицея, выявить степень влияния абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков);
на основании анализа результатов исследования разработать составляющие элементы тематической познавательной игры для младших школьников;
разработать эскизы для изделий, подобрать материалы;
выбрать оптимальный технологический процесс создания элементов игры;
оценить свои возможности в области проектной деятельности.
2.1. Оценка своих ресурсов
2.1.1. Интеллектуальные ресурсы
Таблица 1
2.1.2. Кадровые ресурсы
Таблица 2
2.1.3. Материально-технические ресурсы
Таблица 3
2.1.4. Информационные ресурсы
Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, диски DVD с обучающими программами, а также материалы, предоставленные помощниками и консультантами.
2.2. Планирование работ по проекту
Организационно-подготовительный этап
Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).
Изучение факторов, влияющих на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях.
Проведение микробиологического исследования воздуха помещений лицея, анализ результатов.
Изучение требований к познавательным играм для младших школьников.
Разработка эскизов элементов игры, выбор лучших вариантов.
Подбор ткани-основы и других материалов.
Технологический этап
Выбор инструментов и приспособлений.
Технология изготовления изделий.
Заключительный этап
Подсчёт себестоимости проектного продукта, оценка его экологичности.
Участие во внеклассном тематическом мероприятии с использованием познавательной игры.
Подведение итогов, защита проекта.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цель исследования: исследовать влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Задачи исследования:
рассмотреть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность бактерий;
изучить факторы, влияющие на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях;
выявить степень влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий;
изучить морфологию бактерий (стафилококков);
ознакомиться с методами бактериологического исследования воздуха.
Объект исследования: абиотические факторы: свет, температурный режим, влажность.
Предмет исследования: влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов (стафилококков).
Гипотеза исследования: на развитие микроорганизмов (стафилококков) большое влияние оказывают абиотические факторы: освещенность (300-400 лк), температурный режим (27-32°C), влажность (60-70%).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, эксперимент, микроскопирование, математические методы обработки данных.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №36» г. Калуги и бактериологической лаборатории ГБУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко.
3.1. Теоретическая часть
3.1.1. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий
Экологические факторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. К ним относится группа абиотических факторов.
Абиотические факторы - совокупность прямых (косвенных) воздействий неорганической среды на живые организмы. Различают следующие группы:
климатические(температурный режим, влажность , давление);
эдафогенные (механическ. состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);
орографические (рельеф, высота над уровнем моря);
химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность);
физические (шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения ).
Я решила исследовать, как влияют климатические (температурный режим , влажность ) и физический (степень освещенности ) факторы на жизнедеятельность бактерий воздуха школьной среды.
Температура - наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность микробов. От продолжительности и интенсивности её действия зависит форма влияния: стимуляция роста и размножения микробов, гибель клеток, изменение метаболизма, а, следовательно, и свойств. Жизнь микроорганизмов возможна в определенных для каждого вида микробов температурных границах.
Влажность . Вода - один из самых важных компонентов микробной клетки (75-85%). Физиологическая роль воды для прокариот значительна: вода является хорошим растворителем и необходима для осуществления реакций, протекающих в клетках. Обмен веществами между бактериальной клеткой и окружающей средой также идет через водные растворы. Минимальная влажность, необходимая для жизнедеятельности бактерий, 30 %, поэтому любое обезвоживание вызывает нарушение функций бактерий и их гибель.
Интенсивность солнечного излучения . Микроорганизмы широко варьируют по своей чувствительности к действию различных излучений. Солнечный свет, его ультрафиолетовый и инфракрасный спектры губительно действуют на вегетативные формы микробов в течение нескольких минут. В зависимости от дозы и продолжительности излучение оказывает летальное или мутагенное действие на микроорганизмы.
3.1.2. Типы бактерий и их морфология
Из всех микроорганизмов, населяющих воздушную среду, наиболее распространены бактерии - надцарство безъядерных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. Они являются самыми древними жителями нашей планеты, а также самыми мелкими представителями живой природы. По степени влияния на организм выделяют следующие типы бактерий :
- непатогенные(симбиотические ) бактерии - являются безопасными и выполняют полезные функции, например, бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте;
- условно-патогенные бактерии, которые становятся патогенными при определенных условиях. Примером может служить кишечная палочка кишечника человека, угревой клещ, обитающий в коже человека.
Различают несколько основныхформ бактерий: кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.
3.1.3. Микрофлора воздуха
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, переменную. Она менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Однако, в воздухе закрытых помещений микроорганизмов больше, чем снаружи, т.к. повышено содержание бактерий, возникающих в результате жизнедеятельности человека, и не происходит процессов самоочищения, в отличие от воздуха атмосферы.
Особую опасность представляют патогенные виды бактерий, находящиеся в воздухе: чумная палочка, бактерии Борде-Жангу, палочка Коха, холерный вибрион, стафилококки .
Поскольку род Стафилококк в настоящее время представляет большую опасность для человека, т.к. бактерии широко распространены во всех средах, в том числе и в воздухе, они являются представителями нормальной кожной микрофлоры человека и вызывают широкий спектр болезней (более 100 заболеваний, относящихся к 11-ти классам по Международной классификации 1968 г.; стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган), в работе исследуется влияние абиотических факторов именно на бактерии данного рода .
3.1.4. Особенности жизнедеятельности бактерий воздуха
Воздух, как среда обитания, неблагоприятен для развития микроорганизмов. Их жизнеспособность обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, вместе с которыми бактерии образуют бактериальный аэрозоль . Пыль и аэрозоли, загрязняющие воздушную среду, выступают в качестве своеобразных «транспортных средств» для различных капельных инфекций и других заболеваний. Скорость размножения зависит от ряда условий и для каждого вида бактерий может быть весьма различной.
3.2. Практическая часть
3.2.1 Определение степени влияния абиотических факторов на количество стафилококков в воздухе
Для бактериологического исследования воздуха применяются два метода:
седиментационный и аспирационный (см. Приложение 3). При исследовании воздушной среды лицея мной использовался седиментационный метод.
Первый этап бактериологического исследования. Посев бактерий
Исследование проводилось в понедельник утром, до прихода учеников. В нескольких локациях лицея, отличающихся друг от друга температурой, освещенностью и влажностью (см. табл. 4), был произведен посев бактерий путем горизонтального установления чашей Петри. Использовался желточно-солевой агар (элективная для стафилококков среда).
Чашки Петри (кроме контрольных) были открыты на 40 минут, по истечении которых были плотно закрыты и доставлены в бактериологическую лабораторию ГБУЗ «КОК БСМП им. К. Н. Шевченко», помещены в термостат на трёхдневный срок при постоянной температуре 37°C.
Таблица 4
Места установления чашек Петри
Освещенность |
Температура |
Влажность |
|
1 (кубовая) |
|||
2 (кладовая в каб. технологии) |
|||
3 (подвал) |
|||
4 (библиотека, архив) |
|||
5 (кабинет психологии) |
|||
6 (кабинет биологии) |
|||
7 (запасной кабинет) |
|||
9 (контроль) |
*Были выбраны те помещения, в которых не проводились занятия, после выходных, чтобы проследить влияние только абиотических факторов, исключая антропогенное воздействие.
Второй этап экспериментального исследования. Подсчёт колоний
После извлечения посевов из термостата был произведён количественный подсчёт колоний (см. табл. 5).
Таблица 5
Подсчет колоний
№ помещения |
Кол-во колоний |
№ помещения |
Кол-во колоний |
9 (контроль) |
|||
Третий этап. Анализ материала
Был произведен анализ полученных данных: выявлено по две чашки, которые располагались в условиях, отличающихся по одному из изучаемых факторов. Зная количество выросших колоний, я установила, какие факторы оказались наиболее благоприятными для жизнедеятельности стафилококка.
В следующих сравнительных таблицах приведено влияние одного отдельно взятого фактора на количество бактерий.
Таблица 6
Фактор: освещенность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
0-75 лк |
||||
300-400 лк |
|||||
0-75 лк |
300-400 лк |
||||
300-400 лк |
Вывод: освещенность в 300-400 лк наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем освещенность в 0-75 лк.
Таблица 7
Фактор: температура
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
27-32 °C |
27-32°C |
||||
12-16 °C |
|||||
12-16 °C |
|||||
27-32 °C |
|||||
12-16 °C |
|||||
27-32 °C |
|||||
12-16 °C |
27-32°C |
||||
27-32 °C |
Вывод: температура 27-32°C наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем температура 12-16°C.
Таблица 8
Фактор: влажность
№ помещения |
Степень освещенности |
Температура |
Влажность |
Кол-во колоний |
Вывод |
Вывод: влажность 60-72% наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем влажность 35-45%.
В контрольной чашке изменений не наблюдалось, что говорит о чистоте среды в начале исследования.
Четвертый этап. Окрашивание по Граму
Из выросших колоний были приготовлены микропрепараты, произведено окрашивание по Граму (см. Приложение 4). После чего окрашенные бактерии были рассмотрены под микроскопом (см. Приложение 5).
Окрашиваемые бактерии приобрели темно-фиолетовый цвет, значит, они относятся к грамположительным . Были выявлены бактерии, расположенные в виде виноградных гроздьев - стафилококки .
После четвертого этапа исследования чашки Петри были доставлены в лабораторию, где их утилизировали.
3.2.2. Определение количества бактерий на 1 м 2
Микробное число - кол-во микроорганизмов, обнаруженных в 1м 3 воздуха.
Чтобы определить его в воздухе, пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 5ти-минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см 2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м 3):
Где: а - кол-во выросших на чашке колоний;
b - площадь чашки;
t - время в течение которой чашка была открыта;
5 - время по расчету Омелянского;
10 - объем воздуха (в литрах);
100 - площадь в см2, на которую происходило оседание;
1000 - искомый объем воздуха в литрах.
Микробное число вычислялось в чашке №8 (кухня), так как в ней число колоний было наибольшим (см. табл.9).
Таблица 9
Определение микробного числа
Из данных расчетов можно сделать вывод, что в среде лицея воздух является чистым, т.к. был произведен подсчет в чашке с max числом колоний. Однако стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки, без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Выводы:
абиотические факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и количество бактерий в воздухе;
наиболее благоприятными условиями для развития стафилококков оказались температура 27-32°C, влажность 60-72%, освещенность 300-400 лк.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Кроме того, я провела подсчет количества бактерий на 1 м 3 (расчет проводился по формуле Омелянского). В результате чего был сделан вывод о безопасности воздушной среды в лицее. Однако, стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.
Результаты анализа микробиологического исследования воздушной среды лицея на наличие патогенных бактерий позволили мне определить основные элементы познавательной игры:
рисунок «Здоровой ребенок»;
рисунок «Болеющий ребенок»;
магнитные пазлы (20 шт.);
миниатюрные игрушки на магнитах;
карточки с вопросами.
4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
(см. Приложение 5).
5. АНАЛИЗ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА
НАБОРА ДЛЯ ИГРЫ
Выбирая окончательные варианты элементов набора для игры, я оценивала свои физические, материальные возможности и учитывала следующие моменты:
психологические особенности восприятия информации детей младшего школьного возраста;
сложность технологии изготовления изделий;
практичность и экологичность материалов для игрушек;
соответствие изделий тематике познавательной игры;
соответствие изделий санитарно-гигиеническим требованиям.
На мой взгляд, самые удачные эскизы рисунков - 3 и 4 (см. главу № 4). Они наиболее целостно отражают тему проекта.
Кроме того, я планирую выполнить миниатюрные игрушки на магнитах: золотистый стафилококк, солнышко, капельку воды и облачко (воздух), т.к. считаю игрушки эмоционально теплым и позитивным материалом.
Предполагаемая средняя высота игрушек - около 8 см.
6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
Цель игры: совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни.
Познавательная игра для младших школьников «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» может использоваться:
участниками волонтерского движения лицея для информационно-просветительской деятельности;
учителями начальной школы на уроках по окружающему миру и на внеурочных занятиях.
Ход игры
1). Демонстрация картинки «Больной ребенок».
Ведущий просит детей рассказать об увиденном на картинке, предположить причину болезни ребенка.
2). Проведение викторины на тему здорового образа жизни (см. приложение 8).
В качестве бонуса за правильные ответы ученики получают пазлы на магнитной основе, элементы картинки «Здоровый ребёнок».
3). Сбор пазлов . Наиболее активные участники игры собирают на магнитной доске картинку «Здоровый ребёнок».
4). Сравнение картин, обсуждение темы игры. Для развития зрительного восприятия и логического мышления детей используются миниатюрные игрушки на магнитах: солнышко, капелька воды, облачко (воздух), бактерия (Золотистый стафилококк).
5). Подведение итогов, обобщение новых знаний, полученных младшими школьниками в ходе игры.
Вышеописанная игра позволяет не только совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни, но и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение), совершенствовать навыки здорового поведения.
7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Капелька воды Солнышко Облачко Золотистый стафилококк
8. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Для изготовления мягких игрушек можно использовать различные материалы (см. схемы 2, 3).
Материалы для изготовления мягкой игрушки
Ткани из синтетических волокон
смешанных волокон
натуральных волокон
Мягкая игрушка
Стеклярус, бисер, пайетки, др.
Дублирующие материалы
Фурнитура: глазки,
пуговицы, кнопки, др.
Ленты, косая бейка,
тесьма, кружево
Набивочные материалы
Синтетические материалы:
синтепон, синтепух, поролон, холофайбер
Натуральные материалы:
вата, ватин, шерсть, х/б лоскут
Пенопластовые шарики
различных диаметров
Силиконовая набивка
в виде волокон разной текстуры
Пластмассовые
наполнители в виде гранул
простых и ароматных шариков
Учитывая вышеописанную информацию, для элементов игры я подобрала следующие материалы:
лаке золотистого, желтого, голубого цветов - лоскут;
нитки х/б № 60 - в тон тканей и контрастные;
двусторонний скотч;
синтепон - остатки.
Все материалы выбраны с учетом требований, предъявляемых к детским игрушкам.
9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для создания мягких игрушек мне понадобятся:
-
калька, карандаш, линейка, угольник.
швейная машина «Janome Jem Gold 660»;
доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник;
игла для ручных работ № 10, напёрсток;
10. РАСКРОЙ ИГРУШЕК
10.1. Особенности материала «Лаке»
Лаке - это разновидность искусственной кожи, которая изготавливается путем нанесения на трикотажную (капроновую) основу лакового блестящего покрытия. Для достижения особых эффектов - перелива, светоотражения и мерцания - в состав материи добавляются специальные пигменты (например, металлического свинцового пигмента или перламутрового красителя).
В ее составе нет вредных химических растворителей , поэтому она долго хранится, остается мягкой, приятной на ощупь, эластичной и упругой.
10.2. Нюансы обработки лаке
Таблица 10
Как работать с искусственной кожей
Выкройка располагается с изнаночной стороны ткани, обводится карандашом (для солнышка - с лицевой). Припуск на обработку срезов - 3 мм.
11. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК
Таблица 11.
Последовательность выполнения работ |
Графическое изображение |
Инструменты, приспособления |
Время, |
||
Солнышко |
|||||
Выполнить раскрой круглых деталей игрушки с припуском 3 мм. |
простой карандаш, линейка, ножницы |
||||
Детали кроя сложить лицевой стороной внутрь, стачать, оставив отверстие для набивки. |
игла № 10 для ручных работ, шв. машина, ножницы |
||||
Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить линию стачивания, набить синтепоном. Вставить плоскую магнитную ленту. |
|||||
Зашить отверстие для набивки швом «через край» нитками в тон ткани. |
игла № 10 для ручных работ, ножницы |
||||
Соединить два слоя лаке изнаночной стороной внутрь. Обвести шаблон «солнышко», вырезать по контуру. |
двусторонний скотч, ручка, ножницы |
||||
Соединить детали изделия. |
|||||
Технология изготовления игрушек (облачка, капельки воды, бактерии) аналогична вышеописанной, за исключением пунктов №№ 5,6. |
12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Необходимо определить себестоимость изделий, на изготовление которых требуются следующие затраты:
1) М 3 - материальные затраты
Таблица 12.
Материальные затраты
Наименование |
Цена за 1 м (шт.), руб. |
Расход материала, м (шт.) |
Всего, |
|
Копирование рисунков формата А3 |
||||
Ламинирование рисунков формата А3 |
||||
Изготовление пазлов на магнитной основе |
||||
Итого: 1300 руб. |
М 3 = 1300 руб.
2) Р оп - затраты на оплату труда
С 01.07.2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2.5 часа; от 16 до 18 лет - 3.5 часа (ТК РФ, Статья 94).
Я - ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет - 3.5 часа, всего я работала 8 час.
Р оп = С (руб.) х Т (ч.), где: С - стоимость одного часа работы (руб.),
Т - время работы над изделием (ч).
Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:
С = МРОТ: среднее кол-во раб. дней в месяц: время работы в день
Среднее кол-во рабочих дней в месяц - 22, МРОТ = 7500 руб., Т= 8 ч, тогда
Р оп = 7500: 22: 3.5 x 8 = 779.22 руб., Р оп = 779.22 руб.
3) А о - амортизационные отчисления
А о = С обор х Т: Н: 12: 2: 8, где:
С обор - стоимость оборудования (р.);
Т - время работы оборудования в процессе изготовления изделия;
Н - срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;
12 - количество месяцев в году;
22 - среднее количество рабочих дней в месяце;
8 - время работы оборудования в день на предприятии (ч).
Т.к. работа выполнялась в домашних условиях, А о = 0 руб.
4) З др - другие затраты
К ним относятся затраты на электроэнергию и на работу в сети Internet.
Расчёт затрат на электроэнергию: З э = С эн х N обор х Т, где:
С эн - стоимость одного кВт/ч;
N обор - мощность оборудования в кВт;
Т - время работы оборудования в часах.
С эн = 2.76 руб.
N машинки = 0.1 кВт, Т машинки = 0.2 час;
З э = 2.76 х 0.1 х 0.2 = 0.06 руб.
Стоимость работы в сети Internet при Т = 3 ч составила:
З инт = 600:30:24х3 = 2.5 руб.
Т.к. работы проводились при естественном дневном освещении,
З др = З э + З инт = 0.06 +2.5 = 2.56 руб., З др. = 2.56 руб.
5) Себестоимость изделия
С = М 3 + Р оп + А о + З др
С = 1300 + 779.22 + 0 + 2.56 = 2081.78 руб., С = 2081.78 руб.
Таким образом, себестоимость элементов игры составила 2081.78 руб. Наборов для проведения познавательных игр на прилавках магазинов много, но на данную тему и в подобной комплектации я не встречала. Поэтому считаю, что мой проект экономически выгоден.
13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
По-моему, набор для познавательной игры соответствует экологическим нормам, так как для его изготовления можно использовать:
текстильный лоскут (мерный и весовой),
старые вещи и фурнитуру,
отходы от швейного производства (например, швейные нитки, синтепон).
Процесс создания игрушек почти не требует применения различных вредных веществ (клеев, пропитки и др.). Лаке не содержит вредных химических растворителей, не вызывает аллергическую реакцию.
Остатки лаке и синтепона можно израсходовать на изготовление других декоративных изделий. Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны.
При необходимости, рисунки и мягкие игрушки можно обработать мыльным раствором, дезинфицирующими средствами.
Следовательно, в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ (см. приложение 9) не наносится вред здоровью людей и окружающей их среде.
14. САМООЦЕНКА
Работа завершена. Я очень довольна проектными изделиями - на мой взгляд, красивыми, оригинальными, функциональными и качественными.
В ходе исследования мною была изучена информация о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).
Я ознакомилась с методами бактериального исследования воздуха и остановилась на седиментационном, основанном на оседании микроорганизмов на питательную среду чашек Петри под действием силы тяжести.
Трудности возникли у меня при разработке элементов набора для познавательной игры: пришлось изучить особенности проведения данного вида игр с младшими школьниками.
Шить мягкие игрушки на магнитах не сложно. Но кропотливая работа заняла много времени. Мелкие детали изделий требовали тщательной обработки.
Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Материальные затраты относительно невелики. Себестоимость рисунков и мягких игрушек составила 2081рубль.
Своим проектным продуктом я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: познавательная игра, позволяющая совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.
Ребятам и учителям начальной школы мой проектный продукт понравился, мероприятие прошло успешно.
Реализуя проектный продукт, я в очередной раз убедилась, что быть волонтером интересно и полезно как для других, так и для себя. Считаю, что это образ жизни современного цивилизованного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. - М.: МНЭПУ, 1999 - 204 с.
2. Горбунова Т.В. Современные технологии обучения; Контексты, алгоритмы, образы. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических специальностей. Калуга; КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 - 108 с.
3. Камкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М.: Радио и связь - 62 с.
4. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.
5. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований под редакцией А. С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной-М.: Медицина, 2004
6. Основы микробиологии: Практикум: учебно-методическое пособие для вузов / Жарикова Г.Г., Леонова И.Б. - М.: Академия, 2008 - 128 с.
7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004 - 120 с., ил.
8. Сидоренко О.Д. Микробиология /О.Д. Сидоренко, Е.Г Борисенко, А.А. Ванькова, Л.И. Войно. - М.: Инфра, 2005 - 305 с.
9. Фирсов Н.Н. Микробиология: словарь терминов. - М.: Дрофа, 2006 - 256 с.
10. Шлегель Г.Г. История микробиологии/Г.Г. Шлегель.- М.: УРСС, 2002-153 с.
11. Экология человека: Словарь-справочник /Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др. - М.: Академия, 1997 - 208 с.
Электронные ресурсы
https://ru.wikipedia.org
http://probakterii.ru/
http://strana-sovetov.com
http://krasodom.ru/stil/odezhda
Приложение 1.
Реализация творческого проекта «Быль о микробах и воде»
Приложение 2.
Виды познавательных игр для младших школьников
Игра - важнейший и самый распространенный вид детской деятельности, который подготавливает малышей к жизни. Такой вид познания в простой, ненавязчивой, и, главное, интересной форме, обучает явлениям и связям в нашем большом мире.
Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для младших школьников называть дидактическими, а интеллектуальными - познавательные игры для старших школьников.
В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры способны легко решать возможные проблемы обучения, т. к. в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, ученик решает поставленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.
Виды познавательных игр:
Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.
Творческие познавательные игры , где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.
Дидактические игры с готовыми правилами: настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для младшего школьника по какому-то учебному предмету.
Конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки несложных научных экспериментов или сборки конструкций различного типа сложности.
Игры на тестовой основе , позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации.
Познавательные игры для младших школьников позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности, стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.
Приложение 3.
Методы бактериологического исследования воздуха
Все методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные .
Седиментационный - наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Метод предложен Р. Кохом и заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в точках отбора на горизонтальной поверхности. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5—10 мин или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.
Аспирационный. Более совершенными методами являются аспирационные, основанные на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхность плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясопептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.). В практике санитарной службы при аспирационном взятии проб используются аппарат Кротова, бактериоуловитель Речменского.
Приложение 4.
Окрашивание по Граму
Метод Грама - метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Г. К. Грамом.
По Граму бактерии окрашивают осно́вными красителями - генциановым или метиловым фиолетовым и др., затем краситель фиксируют раствором йода. При последующем промывании окрашенного препарата спиртом те виды бактерий, которые оказываются прочно окрашенными, называют грамположительными бактериями (обозначаются Грам (+)),- в отличие от грамотрицательных (Грам (−)), которые при промывке обесцвечиваются.
Этапы окрашивания бактерий по Граму:
1). Приготовить образец для исследования (колонии 2-ух видов: белые, малые, плоские; желтые, малые, выпуклые).
2). Поместить одну-две капели образца на предметное стекло (равномерное распределение мазка). Ждем пока мазок высохнет.
3). Зафиксировать мазок (необходимо провести предметным стеклом 2-3 раза над верхней частью пламени горелки).
4). Нанести на образец кристаллический фиолетовый (ждем 30 секунд; кристаллический фиолетовый в водных растворах выделяет ионы хлора (Cl-). Грамположительные бактерии прочно окрашиваются раствором после обработки йодом. Грамотрицательные бактерии образуют с кристаллвиолетом и йодом легко разрушающееся под действием этанола соединение.
5). Аккуратно смыть краситель водой (при слабом напоре).
6). Нанести йод минимум на три секунды (он зафиксирует окраску).
7). Аккуратно смыть водой.
8). Обесцветить мазок, наливая на предметное стекло этанол (или ацетон). Стекающая жидкость должна стать прозрачной.
9). Аккуратно смыть обесцвечивающий раствор водой.
10). Нанести краситель фуксин, который окрасит грамотрицательные бактерии в розовый цвет.
11). Аккуратно смыть излишки фуксина водой, высушить образец.
12). Изучить образец под микроскопом.
Приложение 5.
Исследование в фотографиях
Приложение 6.
Эскизы рисунков в М 1:2
Приложение 7.
Выкройки игрушек
Приложение 8.
Вопросы викторины
1. С аппетитом все в порядке,
Зайка съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в ротик,
И теперь болит животик.
Нет большого в том труда,
Мойте овощи всегда!
Почему у зайки заболел животик? Что вызвало эту боль? (бактерии).
2. Как выглядят бактерии? (по форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые).
3. Можем ли мы увидеть бактерии невооруженным глазом? Или для этого нам нужны специальные приборы? Какие? (Световой, электронный, сканирующий микроскопы)
4. Чем бактерии отличаются от всех других живых организмов? (самые маленькие по своим размерам организмы на нашей планете; безъядерные, клетки не содержат ядер).
5. А много ли бактерий нас окружает? (Очень много! Ученые-микробиологи считают, что бактерий во всем мире насчитывается 5 нониллионов бактерий: 5 и тридцать нулей)
6. Бактерии есть везде? (Бактерии распространены везде, даже в космосе, поскольку многие бактерии относятся к анаэробам, т.е. им не нужен кислород для жизни).
7. Где бактерий больше всего? (Оказывается, на мобильных телефонах, клавиатурах компьютеров находится больше бактерий, чем в туалете).
8. В организме человека есть бактерии? (в организме человека содержится много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами).
9. В любом ли возрасте в организме человека есть бактерии? (у новорожденных детей их нет).
10. Как бактерии попадают в наш организм? (через немытые овощи, фрукты, через грязные руки, при чихании и кашле больного человека).
11. Какие вы знаете болезни, которые вызывают бактерии? (Ангина, бронхит, гайморит, туберкулёз и др.).
12. Вредных бактерий очень много. Как же нам спастись от них? Отгадайте загадку:
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (воды).
13. Что такое ультрафиолетовых бактерицидных лампах? Почему их так назвали? Где их располагают? (У/ф лампы применяют часто в больницах для дезинфекции и обеззараживания, чтобы убить вредные и опасные бактерии, которые могут вызывать заболевания).
14. Для чего взрослые часто проветривают помещения? (это позволяет избавиться от вредных микроорганизмов, грибков и инфекций и сохранить здоровье).
15. Часто мы видим, как наши родители кипятят воду, молоко… Для чего они это делают?
(Высокая температура убивает большую часть опасных бактерий).
16. Есть ли полезные бактерии? (бактерии помогают готовить квас, квашеную капусту, выпекать хлеб. Существуют и кисломолочные бактерии).
17. Какие кисломолочные продукты содержат полезные бактерии? (простокваша, кефир, ряженка, йогурт).
18. Бифидо- и лактобактерии считаются полезными для организма человека? (способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых).
19. Что разрушает полезные бактерии? (консерванты, красители, ароматизаторы, антибиотики).
Приложение 9.
Организация рабочего места. ПТБ
ПТБ при выполнении ручных работ
До начала работ:
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки;
вкладывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
По окончании работы:
убрать рабочее место.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются нужные инструменты (ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособления (манекен, лекала, колышек, булавки, резец), а также обрабатываемые детали. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Следует учитывать, что большое влияние на самочувствие и качество выполнения мною работы оказывает правильная посадка.
ПТБ при выполнении машинных работ
До начала работы:
застегнуть манжеты рукавов;
проверить исправность машины;
проверить, не осталось ли в деталях кроя ручной иглы или булавок.
Во время работы:
установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;
не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
По окончании работы:
выключить машину;
убрать рабочее место.
Рабочее место для выполнения машинных работ состоит из стола, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. За машинкой нужно сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе находятся только предметы, необходимые для выполнения данной технологической операции.
Приложение 10.
Изображение готовых изделий
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Группа: средняя.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с целебным воздействием природных факторов на здоровье человека., с элементами дыхательной гимнастики. Закреплять свойства, воды, воздуха, их пользе и вреде для человека. Совершенствовать двигательную активность, формировать правильную осанку. Воспитывать стремление к ЗОЖ.
Материалы и оборудование: стеклянный кувшин с водой, пустой стакан, пузырьки разной формы и размера; картинки с изображением рака, рыбы, кита. ,игра «Рыбалка», воздушные шарики, лягушонок, веера по количеству детей, трубочки по количеству детей.
Ход досуга:
Ребята, отгадайте загадку:
«Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней»
- Догадались? (врач). Хорошо, молодцы! А у матушки – природы есть свои врачи, которые дают нам здоровье ежедневно, всем сразу и даже когда мы их об этом не просим. Так кто же они?
«До чего сияет ярко, щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце – в небе радостное ….(солнце)
Сегодня солнышко светит ярко-ярко, его любят взрослые и дети, все рады Солнышку. Давайте сделаем упражнения со мной «Солнышки». Встали прямо, ноги на ширине плеч, медленно поднимаем руки вверх, тянемся к солнышку. Солнышко высоко. Потянитесь навстречу теплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваш организм наливается упругой силой, бодростью, становится стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные отдайте тем, кого любите и пожелайте им добра.
Ребята, поиграем в игру «Солнце вредно – полезно» (с использованием карточек)
-Выясним, чем вредно? (долго нельзя на солнце смотреть, плохо глазам, нельзя быть без головного убора в жару, может быть солнечный удар) А польза в том, что солнце полезно для закаливания, укрепляет нервную систему, помогает образовываться витамину Д в коже и тем самым оберегает нас от болезней. Молодцы!
- Можно ли долго быть на солнце летом? (нет, можно обгореть, получить солнечный удар)
«Переходим скорее под деревья, здесь под деревьями – красота!
Ну а воздух здесь сама чистота!
Мы не только природой будем любоваться,
мы дыхательной гимнастикой будем заниматься!
- Для дыхательной гимнастики, правильной работы наших легких что нам нужно?
Дети: нужен воздух.
Проведем дыхательное упражнение «Аромат цветов». Сделаем вдох через нос, задержим слегка дыхание и на выдохе продолжительно скажем: «А-а-ах!».
А теперь вспомним игру, в которую вы играли, когда были маленькие «Пузырь». А сейчас перейдем на веранду.
Как вы думаете, ребята, как поймать воздух? Воспитатель показывает, берет в руки пакет. Вот сколько воздуха!
А сейчас возьмите стаканчики с водой, попейте немного воды, а теперь подуем в трубочку, воздух проходит через трубочку и образуются пузырьки. Поставьте стаканчики.
А сейчас выясним, как воздух движется.
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? Особенно в жаркую погоду с веером очень легко и комфортно.
Вывод: Воздух движется.
Итак, воздух необходим всему живому, без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Воздух – часть природы.
Педагог загадывает детям загадки и предлагает найти отгадки на картинках:
Не кузнец, а с клешнями. (Рак)
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
Через море – океан плывет чудо – великан.
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Педагог. Ребята, а что объединяет рыбу, рака и кита?
Дети. Они живут в воде.
Педагог. Если сказать другими словами, их объединяет среда обитания (место, где они живут). А где можно увидеть воду?
Дети. В кране, в ручейке, в реке, в аквариуме, в море, в океане.
Педагог. Как человек использует воду? Для чего она нужна?
Дети. Вода нужна для стирки, умывания, приготовления пищи, мытья посуды, полива растений.
Педагог. Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания.
Педагог. А скажите, ребята, что такое вода?
Дети. Это жидкость.
Педагог. Что умеет делать вода?
Дети. Она течет. Её можно во что-нибудь налить. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Педагог. Давайте поиграем с водой. (педагог наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, её можно наливать и переливать).
Педагог. А сейчас мы попробуем проделать ряд опытов, которые помогут нам сделать научные выводы.
Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети. Это кубик. Это шар.
Педагог. Давайте постучим кубиком по столу, покатим шарик… изменили они свою форму?
Дети. Нет. Они так и остались кубиком и шариком.
Педагог. А сейчас я налью воду в круглую ёмкость.Что с ней произошло?
Дети. Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Педагог. Другими словами, она приняла форму этой ёмкости. А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети. Она стала кубиком.
Педагог. Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Дети. Нет, вода формы не имеет.
Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита.
Педагог. А сейчас мы узнаем: имеет ли вода цвет, вкус и запах?
(Педагог ставит на стол стакан с водой и стакан с молоком. Рядом кладет лист чистой белой бумаги.)
Педагог. Какого цвета молоко и бумага?
Дети. Белого.
Педагог. А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети. Нет.
Педагог. Есть ли цвет у воды?
Дети. Нет, вода бесцветная.
Далее педагог предлагает детям понюхать воду.
Выясняется, что у воды нет запаха.
Педагог предлагает детям попробовать воду на вкус. Выясняется, что вода не имеет вкуса.
Вывод: вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Самомассаж «Умывалочка».
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!
Я знаю, все из вас любят играть с водой и водичка всем друг, а летом надо больше купаться, плавать. ИГРА «РЫБАЛКА».
Творческое упражнение «Рисование водой на асфальте».
Дети изображают на асфальте любые предметы с помощью воды, налитой в бутылочки.
Итог.
Природа – тоже врач, заботящийся о нас постоянно и делающий так, чтобы мы не заболели. Скажем слова:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект на тему:
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Выполнила:
Овчаренко М.М.
Воспитатель
Краснодар
2018
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.
Задачи:
Образовательная.
1. Расширять представление детей о предметах быта, связанных с культурно- гигиеническими привычками, о том что природа является источником здоровья.
2. Расширять представление о культурно- гигиенических привычках средствами художественной литературы.
Развивающая.
1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
2. Развивать умение точно выполнения движения в соответствии с текстом.
Воспитательная.
1. Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками по поводу соблюдения культурно – гигиенических привычек.
2. Воспитывать желание следить за своим внешним видом и аккуратность.
Предварительная работа: Разучивание стихов, разгадывание загадок; чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»; беседы с детьми: о солнце, воздухе, воде; о личной гигиене.
Оборудование: схема чистки зубов, голубые ленточки, воздушный шарик , картинки по сказке К. Чуковского: «Краденое солнце».
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Здравушка»,а отправимся мы на волшебном транспорте. Садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза, скажем волшебные слова:
Наш ковер по небу мчится,
Волшебство сейчас случится…
Вот мы и прилетели.
Ребята скажите, когда мы с вами летели, что светило нам в пути?
Дети : Солнце.
Воспитатель : Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
Дети: солнце.
Воспитатель : дети, а что дает нам Солнышко?
Дети: тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» .
Воспитатель : правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.
Воспитатель : давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил?
Дети: звери испугались, потерялись…
Воспитатель : а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?
Дети: нет.
Воспитатель : правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете. Но, солнце – это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?
Дети: летом.
Воспитатель : правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все едем с семьёй на море, где любим купаться и загорать. Давайте, запомним, какие советы нам помогут, когда мы загораем.
Воспитатель :
Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце;
Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут;
Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно;
Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой;
Не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.
Физкультминутка
Солнце, воздух и вода
Наши верные друзья
(шагают на месте)
Рано утром мы проснулись
И до солнца дотянулись
(Потягиваются на носочках)
Чтоб здоровым быть всегда
Помогает нам вода
(Показывают, что плывут)
На прогулку мяч бери
Прыгай, бегай, не грусти!
(Прыгают, изображая отбивание мяча)
Вот как Солнышко встает
Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.
К ночи Солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.
Хорошо, хорошо Солнышко смеется,
А под Солнышком нам
Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.
Воспитатель : ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.
Воспитатель : дети, а к нам пришел необычный гость.
Что это?
Дети : шарик.
Воспитатель : он почему – то сдувается. Что внутри его было?
Дети: Воздух.
Воспитатель : что мне нужно сделать, чтоб он снова стал круглым?
Дети : надуть.
Воспитатель: где мы можем ощутить воздух?.
Дети: в мяче, воздушном шаре, на улице.
Воспитатель : зачем нам нужен воздух?
Дети: чтобы дышать.
Воспитатель: можем прожить без воздуха?
Дети: нет.
Дыхательная гимнастика - упражнение «Погончики» по Стрельниковой.
И. П – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
Вдох носом, плавно поворачиваем голову к правому плечу, выдох через рот, голову прямо, вдох, плавный поворот к левому плечу, выдох.
Звучит музыка и входит «Мойдодыр»
Мойдодыр: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки.
Я великий умывальник.
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Отвечайте мне.
Вы здоровенькие?
Дети: Да
Мойдодыр: Вы чистенькие?
Дети: да.
Мойдодыр: с мыло дружите?
Дети: да.
Мойдодыр: с водой дружите?
Дети: да.
Мойдодыр: Покажите-ка, как вы дружите с водой, как моете руки (показ детьми правила мытья рук)
Чтение и имитация движениями.
Кран откройся нос умойся
Мойтесь сразу оба глаза
Мойтесь уши, мойся шейка, мойся шейка хорошенько.
Мойся мойся обливайся, грязь смывайся, грязь смывайся.
Мойдодыр: а где можно встретить воду?
Дети: в реке, ручейке, океане… (ответы детей) .
Игра «Ручеек»: короткие ленточки, разложенные в разных местах групповой комнаты, соединить их в одну «большую речку».
Мойдодыр: а какие предметы личной гигиены вы знаете?
Дети: расческа, мыло, зубная щетка, паста…
Мойдодыр: каждое утро и вечер всем нужно чистить зубы, так как между зубами остаются остатки пищи. Рассмотреть с детьми правила чистки зубов.
А отгадаете ли вы мои загадки?
Загадки :
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит
(зубная щетка)
Гладко и душисто, моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) .
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос села кляксы,
То она нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук. (вода)
Мойдодыр : Ну, молодцы, теперь я уверен, что вы всегда будете следить за чистотой своего тела, за своим здоровьем. До свидания ребята.
Дарит детям детское мыло.
Воспитатель : ребята, вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора отправляться в детский сад, давайте займем свои места на ковре - самолёте.
Полетели:
Наш ковер по небу мчится,
Волшебство сейчас случится…
Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите что вы узнали, кого мы можем назвать нашими лучшими друзьями?
Дети : Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
Воспитатель : Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда
На прогулку вы ходите, она вам силы даст, друзья!
Ход мероприятия .
Ведущий :
Здравствуй, солнце ясное
И земля прекрасная!
Здравствуй, матушка – природа
И хорошая погода!
Ведущий : Сегодня наша викторина посвящена трем природным стихиям: Солнцу, Воздуху и Воде.
Приветствие команд.
Ведущий : Здоровье – неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Что поможет нам это сделать? (спорт)
1. «Доскажи словечко».
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю…(зарядку)
Не обижен, но надут,
Его по полю ведут,
А ударят – нипочем
Не угнаться за…(мячом)
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи
И зовут их…(лыжи)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки,
А несут меня не кони,
А блестящие…(коньки)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
Не бруски набил я, планки,
Дайте снег! Готовы…(санки)
Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
«Расскажите вот о чем:
Как вы стали силачом?»
Улыбнулся он в ответ:
«Очень просто: много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я …(гантели)»
Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет...
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками.
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено.
(Прорубь.)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой...
(Велосипед.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих -
Что за кони у меня?
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно…
(Тренировка.)
Люди, почему - то, не ценят то, что достается им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье – только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора. В общем, как будто нарочно делают все, чтобы здоровья стало меньше.
Ребята, не забывайте о том, что Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья! Давайте будем их восхвалять!
И следующее задание – 2. Изобразить солнце, воду и ветер всей командой. (лист, краски, карандаш…)
3. Собери пословицу и объясни ее.
Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
Была бы водица, а зелень зародится.
В запас воздухом не надышишься.
Живи разумом, так и лекаря не надо.
3. Вместо точек вставь недостающие слова. Задание для команд, …
Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием…(на солнце).
Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более…(20-30 минут).
Солнечные ванны принимай утром с…(7до 12 часов), когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.
-… (голову) обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.
Одна из самых эффективных процедур - это закаливание водой. Вода очищает и оздоравливает кожу, укрепляет нервную… (систему). Закаливание водой нужно проводить круглый год. Это может быть обтирание влажной … (губкой, полотенцем) после зарядки. Второй вид закаливания – обливание. В теплое время года обливание можно проводить на улице. А самый лучший способ закаливания в летнее время – это … (купапание) в реке, в море, озере. Купаться нельзя при насморке, кашле, недомогании.
Никогда не входи в … (неизвестный) водоем.
Начинающий должен плавать…(вдоль) берега.
После выхода из воды …(разотрись) полотенцем, переоденься в …(сухое).
А в это время - Конкурс капитанов.
(Кто быстрее закрутит ручку на карандаш)
+ «Кто быстрее надует шарик».
4. «Удержи шар в воздухе» для всей команды.
(Команды встают в тесный круг и дуют на шарик. Побеждает команда, удержавшая дольше всех шарик в воздухе).
5. найди продолжение.
К л ю ч: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 5; 5 – 1.
5. кроссворд. ребус.
Вопросы:
По горизонтали:
1. Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями
2. В детских играх, гимнастических упражнениях: шнур, через который прыгают, вертя его и перекидывая через себя
3. Планка на роликах с рулём
4. Вид легкой атлетики
5. Передвижение на ногах; передвижение длинным шагом с выпрямлением опорной ноги и с согнутыми в локтях руками
6. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества
7. Действие по глаг. плавать
8. Составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований
9. От глагола: сделать/сделаться физически или нравственно крепким, стойким, выносливым
10. Вид спорта - групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма
11. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья
12. Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты
13. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода
По вертикали:
1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
2. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях
3. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма
4. Водная процедура
5. Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому, а также соответствующий вид спорта
6. Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивающий от твердой поверхности
7. Смесь газов, составляющая атмосферу Земли
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. велосипед
2. скакалка
3. самокат
6. витамин
7. плавание
9. закаливание
10. туризм
11. гигиена
12. солнце
По вертикали:
1. здоровье
2. бассейн
3. гимнастика
4. обливание
5. бадминтон
6. Блицопрос
У каждого из нас, к сожалению, есть вредные привычки. А ведь они плохо сказываются на нашем здоровье. Узнаем, что же мешает нам быть здоровыми, т.е поговорим о вредных привычках.
1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки?
(Зубы будут неровными.)
2. Как часто и зачем нужно мыть голову?
(Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши и блохи, мыть 1 раз в 5–7 дней.)
3. Подружка просит вас дать ей свою расчёску, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете?
а) предложите ей свою расчёску (0 баллов);
б) отдадите ей расческу, но потом больше ей пользоваться не будете, пока не помоете (1 балл);
в) вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расчёсками (3 балла).
4. Объясните, почему нельзя грызть ногти?
(Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов.)
6. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы?
(Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть нёбо или щеку, заразиться болезнями.)
7. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?
(Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями.)
11. Подведение итогов конкурса. Награждение участников.
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Воспитатель: Кудряшова В.В.
Форма: защита мини - проект
Задачи :
Коррекционно-обучающая : дать знания о том, какую пользу приносят людям солнце, воздух и вода;
Коррекционно-воспитательная : воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно выполнять гигиенические навыки, соблюдать осторожность;
Коррекционно-развивающая : расширять кругозор и словарный запас детей, побуждать отвечать на вопросы, уметь выполнять правила игры.
Оборудование .
1. Основное оборудование: плакат мини - проекта «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
2. Оборудование к заданиям: картинки по сказкам К. Чуковского: «Краденое солнце», «Мойдодыр», платок для игры.
Место проведения : игровая 1-2 класса.
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап.
Воспитатель.
Здравствуйте, ребята и взрослые!
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья
Солнце, воздух и вода! (вместе с детьми)
Сегодня ребята нашего класса представят свой мини - проект «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
2. Вводная часть.
Воспитатель.
С нашими друзьями Солнце, Воздух и Вода мы встречаемся каждый день. Без них невозможна наша жизнь. Но, чтобы они были всегда нашими друзьями надо знать и выполнять советы наших друзей. Сегодня мы и узнаем, какие советы дадут нам наши друзья, чтобы мы всегда были здоровы и счастливы.
3. Основная часть.
Ребенок 1.
Ну - ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (Солнце).
Ребенок 2.
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…….. (Солнце).
Воспитатель.
Давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда Крокодил Красное Солнышко проглотил.
Ответы детей.
Воспитатель.
А могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете. Целебные свойства солнечных лучей известны еще с античных времен, лечение солнцем, еще называют гелиотерапией. Но, солнце - это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать, ведь, как известно, чрезмерное увлечение солнечными ваннами, чревато возникновением рака кожи. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все отдыхаем в лагере, где любим купаться и загорать. Давайте, подумаем, какие бы советы нам могло дать друг Солнце, когда мы загораем.
Ребенок 1.
Солнце жарит. Летний зной.
Будем загорать с тобой.
Только - чур! - в цветной панаме
И под тентом на поляне.
Ребенок 2.
Чтоб ожогов избежать
В загаре меру надо знать!
Подставим солнцу тело утром
А еще по вечерам.
Вот тогда красивый, ровный
Цвет кожи обеспечен нам.
Воспитатель.
Назовите советы друга Солнца, чтобы у нас был красивый загар.
Ответы детей.
Воспитатель.
Советы друга Солнца.
Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце.
Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут.
Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.
Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.
Не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.
Воспитатель.
Друг Солнце предлагает нам поиграть в игру «Три слова».
Игра «Три слова».
Дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливает
говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы. Например:
«Режим дня». Ответ: подъем, прогулка , сон.
«Подъем». Ответ: заправка кровати, одевание, уборка ковриков.
«Завтрак». Ответ: моем руки, аккуратно едим, убираем посуду.
Дети играют.
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Хорошо поиграли. А теперь познакомимся с другом Вода и его советами.
Ребенок 1.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды —
Жить нельзя нам без... (воды
)
Воспитатель.
Для чего нужна вода человеку?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, вода нам помогает соблюдать правила гигиены, чтобы не
болеть. Назовите советы друга Воды.
Ответы детей.
Воспитатель.
Молодцы. Давайте на нашем проекте найдем эти советы и вместе еще раз их повторим.
Воспитатель зачитывает советы, а дети хором повторяют.
Советы друга Воды:
Два раза в неделю мойся основательно.
Утром хорошо умывайся: вымой руки, лицо, шею, уши.
Обязательно вымой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте .
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Друг Вода предлагает нам поиграть в игру «Дедушка водяной».
Игра «Дедушка водяной».
Содержание: все участники игры ходят по кругу и приговаривают:
«Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку, на одну минуточку!»
В центре круга с закрытыми глазами сидит водящий - «дедушка Водяной». После призыва ребят Водяной встает и выбирает наугад любого игрока и пытается на ощупь угадать, кто это. Если угадал, то опознанный игрок становится Водяным.
Дети играют.
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Вам понравилась игра?
Ответы детей.
Воспитатель.
Давайте познакомимся с другом «Воздух» и его советами.
Ребенок 1.
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Ребенок 2.
Чем мы дышим?
Что мы не видим? (Воздух)
Воспитатель.
Как вы думаете, а для чего надо гулять?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно вы ответили, но я еще хочу добавить. Нахождение на свежем воздухе, способствует укреплению сердечной мышцы, улучшению работы органов дыхания и, что немало важно, отлично повышают настроение. Еще, прогулки по воздуху способствуют повышению аппетита, улучшают работоспособность, снижают содержание в мышцах молочной кислоты. А как вы думаете, какие советы мог нам дать друг «Воздух»?
Ответы детей.
Воспитатель.
Молодцы. Давайте на нашем проекте найдем эти советы и вместе еще раз их повторим.
Советы друга Воздуха:
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем .
Гуляй на свежем воздухе.
Проветривай помещения.
Воспитатель.
Молодцы, ребята. Доктор Воздух хочет познакомить вас с игрой «Дальше бросишь - ближе бежать». В эту игру вы можете играть на прогулке.
Со своим соперником ты стоишь на старте. Каждый из вас держит в руке небольшие одинаковые палки. Нужно бросить свою палку как можно дальше. То же проделывает второй участник соревнования. А теперь вперед, за палкой, только не за своей, а за палкой соперника. Кто первый вернулся с палкой на место старта, тот и победил.
4. Заключение.
Воспитатель.
Вам понравились игры, которые мы с вами разучили?
Ответы детей.
Воспитатель.
Мы с вами сегодня познакомились с советами наших друзей: Солнца, Воздуха и Воды. Скажите, а зачем нам надо выполнять их советы?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, все эти советы нужны, чтобы мы были здоровыми и счастливыми. Надеюсь, что игры, которые мы с вами разучили вам понравились и вы будете в них играть.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться - каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь - это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.