Информация о творчестве скульптора антонио гауди. Все произведения гауди в барселоне
Дом-музей Гауди, величайшего из каталонцев, располагается в - начиная с далекого 1906 года и вплоть до окончания своих дней в доме этом жил сам архитектор Испании Гауди, сразу после провалившейся в городе-парке идеи реализации 40 домов по экономическим причинам.
Как жил великий Гауди?
Величайший испанский архитектор Антонио Гауди, будучи создателем красоты в архитектуре, в жизни являлся непритязательным человеком. Он на протяжении нескольких лет мог ходить в одной и той же одежде, и, наверное, не менял бы их вовсе, если бы не пожилая экономка, которая время от времени уносила что-то из одежды в стирку или чистку. В своей комнате великий мастер только ночевал, да и то тогда, когда он не оставался на ночлег на какой-нибудь из своих строек.
К сожалению, он был очень одинок – одинок настолько, что даже не завел себе домашнее животное, а тем более семью и детей. Его интересовало только лишь одно искусство, которое архитектор Гауди воплощал в величественных и прекраснейших сооружениях, созданных из металла или камня. Его любимым композитором являлся Вагнер, летящие мотивы музыки которого прослеживаются в архитектуре этого величайшего мастера.
Что можно увидеть в музее?
Музей Гауди представляет на обозрение современной публике некоторые из его личных вещей, а также действительно богатейшую коллекцию уникальной мебели, которая была создана мастером когда-то для других. Кроме этого, в доме-музее Гауди представлено собрание полотен известных живописцев Пикассо и Миро.
Здесь находится еще одна уникальная вещь, созданная испанским архитектором, которую сегодня можно рассмотреть и бережно потрогать в этом музее - металлическая ограда, которая окружала в свое время сад, расположенный возле дома. Эта конструкция состоит из витых металлических арок, которые являются такими характерными для всего творчества этого великого мастера.
Кто были первыми почитателями искусства мастера?
В эпоху, когда жил Гауди, многие эстеты Каталонии и всей Испании во всеуслышание называли его стиль вздором и полной чушью. Они буквально на каждом углу кричали о том, что работы величайшего архитектора не имеют абсолютно никакого смысла. Прежде всего, его искусство полюбилось купцам, представителям богатой знати, предпринимателям тех времен, которые хотели выставлять свое богатство на показ. Поэтому именно они заказывали у Антонио Гауди строительство своих величественных домов, не жалея, на это, никаких денег. Главным их условием было только одно: чтобы работы мастера не повторялись. Абсолютно каждая работа этого архитектора поэтому и является настоящим неповторимым шедевром искусства, позволившим Гауди раскрыть себя абсолютно по-новому.
Величайшие творения Гауди в Барселоне:
– Грандиозный памятник испанской архитектуры –
– Удивительный
– И, конечно, легендарная – Собор Святого Семейства
Это далеко не полный перечень работ великого архитектурного гения! Наслаждайтесь восхитительной красотой Барселоны, ознакомьтесь со всеми на нашем сайте благодаря ярким и красочным фото и отправляйтесь в незабываемое путешествие по великой стране!
Стиль архитектурного творчества Антонио Гауди принято относить к течению модерна. Но можно заметить, что в проектах своих творений архитектор использовал отдельные черты многих других стилей. При этом каждый из них подвергался переосмыслению, и зодчий брал только те элементы, которые считал приемлемыми для своих построек.
Собор Саграда Фамилиа — вершина творчества гениального архитектора
Личность остается загадочной и непостижимой, несмотря на огромное количество информации о жизни и творчестве этого гения . Казалось бы, что нового можно сказать о человеке, который всю жизнь купался в славе и роскоши, не зная счету деньгам и всецело отдаваясь творчеству? Так почему же Антонио умер в одиночестве, крайней нищете и забвении? Ответ на этот вопрос — увы! — не известен никому.
Постройки Гауди
Среди известных построек гениального архитектора, начиная с самых ранних его работ, можно выделить следующие:
- (построен в 1883 — 1888 годах) — Casa Vicens — жилой дом семьи Мануэля Висенса, один из первых крупных заказов Гауди.
- Эль — Каприччо, Комильяс (Кантабрия) (построен в 1883 — 1885 годах) — Capricho de Gaudi — летняя резиденция Максимо де Кихано, маркиза де Комильяс, который был родственником Эусебио Гуэля — одного из главных заказчиков архитектора. Этот особняк был построен для наследника маркиза.
Эль — Каприччо
- , Педральбес в Барселоне (построены в 1884 — 1887 годах) — уникальные постройки на территории одного из престижнейших районов Каталонии, возведенные в стиле богатых кубинских поместий.
- Дворец Гуэля в Барселоне (построен в 1886 — 1889 годах) — Palau Guell — жилой дом богатого промышленника Эусебио Гуэля, одна из ранних работ Гауди. дворца содержит черты венецианского палаццо, смешанные с долей эклектики.
- в Барселоне (построена в 1888 — 1894 годах) — Collegi de las Teresianes — специальное учебное заведение, колледж для девушек, которые в будущем становились монахинями. На сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Каталонии.
- Епископский дворец в городе Асторга , Кастилия (Леон) (построен в 1889 — 1893 годах) — Palacio Episcopal de Astorga — дворец неподалеку города Леона, построенный по заказу епископа Жоана Баутиста Грау-и-Вальеспиноса.
- в Леоне (построен в 1891 — 1892 годах) — Casa de los Botines — жилой дом со складскими помещениями в Леоне, построенный в традициях модерна с добавлением отдельных элементов .
- Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне (1883 — работа не была окончена архитектором). Безусловно, когда речь идет о творчестве Антонио Гауди, то первой вспоминается одна из самых гениальных и причудливых построек, широко известных во всем мире — это Собора Саграда Фамилиа в Барселоне. Среди католиков название храма звучит как » Temple Expiatori de la Sagrado Familia».
- (проект разработан в 1892 — 1893 годах, но миссия не была построена) — небольшой проект архитектора, который так и не был воплощен в жизнь. В планировании будущей постройки Гауди полностью отказывается от традиций.
- , Гарраф (построены в 1895 — 1898 годах) — Bodegas Guell — архитектурный комплекс в Сиджесе, состоящий из двух зданий — входного помещения и самого погреба. Сооружение было возведено по заказу все того же промышленника Эусебио Гуэля.
- Дом Кальвет в Барселоне (построен в 1898 — 1900 годах) — Casa Calvet — жилой дом вдовы фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля, который изначально проектировался в качестве доходного дома. В подобных зданиях нижние этажи и подвальные помещения отводятся для торговых учреждений, на средних этажах проживают сами владельцы, а комнаты наверху сдают в аренду постояльцам. На сегодняшний день дом Кальвет является одной из достопримечательностей Барселоны.
- Крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервело (1898 — 1916 годы) — часовня, построенная на территории поселения рабочих текстильной фабрики Эусебио Гуэля. Богатый промышленник в своей колонии хотел построить для своих рабочих школу, больницу и церковь. Именно с возведения крипты и началось воплощение проекта. Однако дальше дело не пошло, и сама церковь так и осталась недостроенной.
- Дом Фигерас на улице Бельэсгуард в Барселоне (1900 — 1902 годы) — Casa Figueras или Башня Бельесгуард (Bellesguard) — прекрасный дом, увенчанный башнями, построенный по заказу вдовы торговца Марии Сагес. Заказчица хотела построить на своей земле новое красивое здание, и Антонио Гауди в полной мере справился с этим заданием.
- Парк Гуэля в Барселоне (1900 — 1914 годы) — Parque Guell — садово — парковый комплекс с жилыми зонами общей площадью чуть более 17 гектаров, построенный в верхней части Барселоны.
- (1901 — 1902 годы) — Finca Miralles — ворота для дома фабриканта Миральеса, построенные в виде причудливой морской раковины и гармонично вписанные в арочный проем.
- Вилла Катлларас, Ла — Пабла — де — Лильет (построена в 1902 году) — загородный дом в Испании, спроектированный талантливым архитектором. Уникальность постройки видна даже на чертеже — до Гауди никто ничего подобного не делал.
Ла — Пабла — де — Лильет
- Сады Артигас в пред горье Пиренеев (1903 — 1910 годы) — сады Can Artigas в Побла де Лилет (Pobla de Lillet) — великолепные постройки в рамках садово — паркового комплекса, расположенного у подножья Пиренейских гор на расстоянии 130 км от Барселоны.
Долгое время эта жемчужина архитектурного творчества Гауди оставалась неизвестной всему миру, но в начале 70 — х годов XX века сады обнаружили, привели в порядок и открыли для посещения туристов. С тех пор сады Can Artigas являются одной из достопримечательностей Испании, а также уникальным образцом .
- Склады кузнечной артели Бадиа (1904 год) — были спроектированы по заказу Хосе и Луиса Бадио — владельцев кузнечных мастерских, в которых Гауди заказывал металлические кованные части для оформления своих архитектурных проектов.
- (был построен в 1904 — 1906 годах) — Casa Batllo — жилой дом Жозепа Бальо-и-Касановаса, богатого текстильного магната, перестроенный Гауди по собственному проекту.
- Реконструкция Кафедрального собора в Пальма де Мальорка (1904 — 1919 годы) — Catedral de Santa Maria de Palma de Mallorca — в этом католическом кафедральном соборе Антонио Гауди производил реставрационные и декоративные работы по заказу епископа Кампинса.
- (1906 1910 годы) — жилой дом семьи Мила, последняя светская работа Гауди, после которой он полностью посвящает себя созданию храма Искупления Святого Семейства. Дом Мила также является одной из важнейших достопримечательностей столицы Каталонии.
- Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства в Барселоне (1909 — 1910 годы) — Escjles de la Sagrada Familia — изначально школа для детей рабочих, задействованных в строительстве собора Саграда Фамилия, планировалась в качестве временной постройки. Впоследствии, после окончания возведения собора школу хотели снести. Но здание получилось таким выразительным и уникальным, что оно до сих пор стоит неподалеку от собора.
Архитектурное творчество Гауди не только многогранно и интересно. Оно представляет собой поистине богатое наследие для всех поколений будущих архитекторов, которые смогут учиться на образцах этих уникальных построек и создавать свои собственные шедевры.
Гений зодчества. Уникальный творец. Свободный художник… Все эти фразы можно отнести к Антонио Гауди, знаменитому каталонскому архитектору, жившему в 19-20 веках и оставившему после себя много изумительных и необыкновенных зданий.
Барселона – это город, который может похвастаться самой богатой «коллекцией» архитектурных шедевров Гауди, известнейшими из них являются жилые дома, великолепный парк и грандиозный храм. Но обо всем по порядку…
Усадьба Гуэля
Одним из почитателей таланта Гауди был граф-богач Эусебио Гуэль. Он разделял взгляды Антонио на искусство и щедро спонсировал зодчего. Так одним из первых проектов Гауди явилось строительство загородной резиденции для своего друга-мецената. Усадьба была построена в период с 1884 по 1887 гг. в стиле модерн с элементами архитектуры мавров. В комплекс резиденции входил жилой одноэтажный дом, конюшни и крытый манеж.
Фасады здания были покрыты красивой декоративной плиткой, а окна оформлены клинкерным кирпичом. Особого внимания заслуживали широкие пятиметровые въездные ворота, которые за основной элемент декора получили название «Драконьи врата». В настоящее время вокруг усадьбы вырос самый элитный жилой район Барселоны – Педральбес, а в бывшем доме графа сейчас располагается Кафедра Гауди, целью которой является сохранение его наследия.
Дом Бальо
На одной из самых дорогих улиц Барселоны Пассеиг де Грасия можно увидеть много зданий, выполненных в стиле модерн. Пожалуй, самым сказочным и необычным из них является Дом Батльо, переделанный Гауди в 1904-1906 годах из постройки 19 века. Фантазия автора превратила здание в удивительное сооружение, называемое теперь Дом костей за его колонны в виде человеческих костей и странные балкончики, напоминающие черепа. Фасад дома Батльо украшен разноцветной мозаикой из стекла и цветными дисками, крыша похожа на шапку Арлекина, а ограда здания выполнена в виде карнавальных масок. Дом производит настолько чарующее впечатление, что с 2005 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Мила
На той же улице находится еще одно гениальное сооружение Антонио Гауди 1906-1909 годов постройки – Каса Мила или Каменоломня, представляющее собой огромную каменную глыбу, лишенную острых углов, с закруглёнными окошками.
Особого внимания заслуживает крыша, каминные трубы которой выполнены в виде сказочных рыцарей. Прогулка по ней никого не оставит равнодушным. А внутренние интерьеры здания поразят плавностью линий.
Парк Гуэля
На склонах горы Тибидадо раскинулся во всем своем великолепии прекрасный парк Гуэль – еще один плод фантазии Гауди, созданный по заказу графа Гуэля в 1900-1914 годах. Войдя в парк, посетители сразу издают возглас изумления, увидев два «пряничных» домика. По центральной лестнице, украшенной кусочками белой мозаики, туристы приближаются к скульптуре огромной пестрой ящерицы, являющейся одним из символов Барселоны. А далее их взорам предстаёт Зал Ста колонн (на самом деле их 86), которые стройными рядами разбегаются в разные стороны. Крыша этого зала представляет собой смотровую террасу с самой длинной в мире скамьёй в форме морской волны, которая вся покрыта мозаичными рисунками, их можно рассматривать часами. А вид на город и море отсюда изумительный. Прогулявшись по аллеям парка, путники подходят к красивым каменным галереям, колонны которых напоминают стволы пальм, а заостренные спинки скамеек – листья растений. Таким образом, границы между природой и каменными сооружениями словно стираются.
Храм Святого Семейства
Но самым важным творением своей жизни Антонио Гауди считал грандиозный Искупительный храм Святого Семейства, который должен был стать главной христианской святыней всего мира. Работы по возведению Саграды Фамилии начались в 1882 году и прервались в 1926 году в связи со смертью талантливого архитектора. На тот момент были построены только 4 башни фасада Рождества Христова из задуманных 12, которые должны были символизировать собой 12 апостолов. Гауди планировал возвести еще 2 фасада Страстей Христовых и Воскрешения Христа, а само грандиозное сооружение должна была увенчать огромная башня-купол, символизирующая собой Спасителя мира Иисуса. Сооружался храм медленно, а сам Антонио любил повторять фразу: «Мой заказчик не спешит», имея в виду Бога. В 20 веке несколько раз предпринимались попытки продолжения строительства по крайне запутанным чертежам Гауди, которого и похоронили в крипте Саграды. Активные работы по возведению храма начались в 90-е годы и продолжаются по сей день. Окончательной датой постройки предположительно называют 2026 год. Но и недостроенная Саграда Фамилия в окружении кранов представляет собой грандиозное зрелище. Она похожа на красивый сказочный замок, башни которого будто вылеплены из песка. Храм Святого Семейства считается визитной карточкой Барселоны, а его изображение повсеместно встречается на сувенирах.
В настоящее время мало кто не слышал об архитекторе и Саграда Фамилиа, его самой известной работе. Каталонцы боготворят Гауди, ведь именно благодаря ему Барселона приобрела свой неповторимый стиль.
Биография Антонио Гауди раскрывает массу интересных моментов о его жизни, несмотря на то, что всю жизнь гений был достаточно замкнутым человеком, практически не имея друзей. Архитектура была основным смыслом его жизни, стихией, в которой он никому не давал поблажек, часто бывая жестким и жестоким с работниками. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в Реусе (Каталония), либо в деревне рядом с этим городком, став пятым ребенком в семье. Именно тот факт, что все его детство прошло возле моря, и объясняет причудливые формы строений гения, напоминающие песочные замки. Еще в детстве Антонио перенес воспаление легких и ревматизм. Из-за заболеваний у него практически не было друзей, поэтому мальчик часто бывал наедине с природой, уже тогда мечтая стать архитектором. Впоследствии это и повлияло на создание в его творениях форм, близких к природным.
С 1868 года Гауди переезжает в Барселону, где проходит архитектурные курсы. Один из преподавателей назвал его то ли гением, то ли сумасшедшим за его нестандартные проекты. Гауди никогда не пользовался чертежами и вычислительными машинами, в своем творчестве он руководствовался лишь интуицией, производя в уме все расчеты. Нельзя сказать, что архитектор находился в поисках собственного стиля, он просто так видел мир, создавая шедевры архитектуры. Здесь можно указать тот факт, что предки Антонио, вплоть до прадедов, были котельщиками, самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. Это, видимо, было их семейной особенностью. В 1878 году он, наконец, был замечен и получил свой первый заказ – проектирование уличного фонаря Барселоны. Уже в следующем году проект был полностью реализован.
Дом Висенс
Дом Висенс («Каса Висенс», 1878 г.) был спроектирован для дипломанта и фабриканта стройматериалов Мануэля Винсенса еще в начале архитектурной карьеры Гауди. Дом имеет простой прямоугольный план, выстроен из камня и кирпича, но архитектор снабдил здание богатой отделкой керамикой и таким количеством пристроек, башенок и балконов, что дом стал похож на сказочный дворец. Вдохновение мастер подчерпнул в старинной арабской архитектуре. Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, а так же выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. В этом проекте впервые использован опыт создания параболической арки. Эту виллу можно увидеть на улице Каролинес, к сожалению теперь уже лишенную сада.
Его карьера началась с очень скромных заказов, помимо уличного фонаря для Королевской площади, он занимался оформлением магазинных витрин, проектировал уличные туалеты. Но благодаря этому он был замечен богатым промышленником графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи, который стал его покровителем и постоянным заказчиком вплоть до смерти графа в 1918 году. Граф Гуэль предоставил Гауди полную свободу, позволив тем самым самовыражаться. Все то, что построил Антонио для Гуэля, стало коллекцией шедевров, которыми так гордится Барселона.
Первой работой Гауди для графа Гуэль было строительство графского поместья в округе Гарраф (1884-1887). Уцелевшими остались только ворота с кованым драконом, появление могучего чудовища на воротах было очень символично, так как он входит в состав эмблемы Каталонии, а так же его изгибы повторяют очертания созвездия Дракона. В этом и был весь Гауди, все его постройки и скульптуры пронизаны символизмом. Рядом с воротами находятся входные павильоны, в которых раньше располагались конюшня, манеж и дом привратника, а теперь Центр исследований творчества Гауди. Башенки с куполами на этих павильонах напоминают книгу «Тысяча и одна ночь».
Самой же неповторимой работой Гауди для графа стало здание барселонской резиденции Гуэлей – (1886-1891). Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди. Уникальное сочетание материалов и многоцветие создает фантастические образы. Кровля этого здания уставлена декоративными дымоходами и вентиляционными трубами не мысленных видов, не один из которых не повторяется. Не забывал Гауди и о практичности своих зданий, благодаря огромным аркам экипажам было легко въезжать в конюшни, расположенные под домом. Внутри дома был просторный главный зал, который венчался куполом с отверстиями, так что даже днем, подняв голову, казалось, что смотришь на звездное небо. Все в этом здании разработано Гауди, балконные перила, мебель, лепнина на потолках, колонны (сорока разных форм).
Главной мечтой архитектора было строительство церквей, он был глубоко верующим человеком. К нему обратилась католическая церковь с просьбой завершить здание колледжа Сестер ордена Святой Терезы, которое было брошено другим архитектором. Средства ордена были очень скудны, так как орден дал обет бедности. Но Гауди смог придать этому зданию утонченный, изысканный стиль, украсив его не роскошно, а скромно: гербами ордена, башенками с крестами и арками.
Еще одним заказом церкви стал епископский дворец в Асторге (1887-1893), который закончить ему так и не удалось, так как академия изящных искусств в Мадриде, разрешение которой требовалось для осуществления этого проекта, затравило архитектора поправками, и он бросил работу, так как отстаивал каждый штрих на своих чертежах. Дворец был закончен другим архитектором, но сохранил от Гауди общий облик, напоминающий о средневековых замках своими башенками и контрфорсами.
Однако, безусловно, самой известной работой мастера остается Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства), выполненный в нетипичном стиле для храмовой архитектуры. Возведению собора архитектор Антонио Гауди посвятил много сил и времени, начав его в 1883 году, однако, здание так и не было завершено из-за смерти Антонио Гауди. После того, как гения не стало, проект Саграда Фамилиа так и остался незавершенным, так как Антонио не любил чертить, после него не осталось авторских чертежей. Формы и символика собора настолько сложны, а метод работы Гауди настолько уникален, что все последующие попытки продолжения возведения выглядели слишком неуверенно.
Помимо Саграда Фамилиа, в Барселоне находится 13 основных построек Антонио Гауди, придающих городу неповторимый оттенок и позволяющих создать представление о стиле гениального творца. К ним относятся Дом Мила (жилой дом, стены которого расписаны с внутренней стороны, а на плоской неровной крыше находятся каминные трубы, облицованные кусочками стекла и керамики), Дом Батльо (волнистая, чешуйчатая крыша которого напоминает гигантского змея), Ворота Миралес (округлая стена, покрытая черепицей из черепашьего панциря), Парк Гуэль (являющий собой урбанистический стиль в природе, здесь нет ни одной прямой линии, этот парк стал жемчужиной Барселоны), церковь загородной усадьбы Гуэль, дом Бельесгвард (вилла в виде готического замка с витражами сложной звездчатой формы) и конечно много других, так как, войдя «в моду» у богатых граждан не выходил из нее до конца своей жизни.
Архитектор Антонио Гауди погиб, попав под трамвай 7 июня 1926 года. Распространена информация, что в этот день в Барселоне был запущен первый трамвай и якобы именно им и был задавлен архитектор, но это всего на всего легенда. Гауди был неухоженным стариком и был принят за бездомного. Он умер через три дня 10 июня, в приюте для бездомных, но его совершенно случайно опознала пожилая женщина. И благодаря ей великого зодчего не похоронили в общей могиле, а похоронили с почестями в здании всей его жизни Храме Святого семейства, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.
По решению ЮНЕСКО парк Гуэль, дворец Гуэль и дом Мила были объявлены достоянием человечества.
о великом Антонио Гауди<<
Антонио Гауди: самый загадочный архитектор в истории, который творил чудеса
Мы часто слышим о гениальных музыкантах, писателях, поэтах. Применительно к архитектуре слово «гениальный» используется гораздо реже. Возможно, потому, что реализовать такой талант намного сложнее, чем любой другой. Тем ценнее для истории каждый, кто сумел пополнить архитектурное наследие человечества неповторимыми по красоте творениями. Самым ярким и загадочным среди таких гениев является испанский архитектор Антонио Гауди – создатель легендарного собора Саграда Фомилиа, дворца Гуэль, дома Батльо и других неповторимых шедевров, которые и сегодня украшают Барселону, делая ее поистине уникальным городом.
Родился Антонио Гауди в Каталонии в 1852 году в семье кузнеца Франциско Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. В семье он был младшим из пяти детей. После смерти матери, двух братьев и сестры Антонио, он вместе с отцом и племянницей поселился в Барселоне. С детства Гауди был очень болезненным, ревматизм мешал ему играть с другими детьми. Вместо этого он совершал длительные прогулки в одиночестве, которые со временем очень полюбил. Именно они помогли ему стать ближе к природе, которая всю последующую жизнь вдохновляла архитектора на решение самых невероятных конструктивных и художественных задач.
Гениальный архитектор Антонио Гауди.
Во время учебы в католическом колледже Антонио больше всего увлекался геометрией и рисованием. В свободные часы он занимался исследованием местных монастырей. Уже в те годы учителя восхищались работами юного художника Гауди. А он с полной серьезностью говорил, что его талант является Божьим даром. В процессе создания своих творений он часто обращался к теме Бога, и не отклонялся от нее даже при выборе художественных аспектов своего творчества. Например, он не любил прямые линии, называя их порождением человека. Зато Гауди обожал круги, и был убежден в их божественном начале. Эти принципы отчетливо прослеживаются во всех его 18 архитектурных творениях, которые сегодня являются гордостью Барселоны. Для них характерно смелое сочетание материалов, фактур и цветов. Гауди использовал собственную безопорную систему перекрытий, которая позволяла не «резать» помещения на части. Повторение его расчетов стало возможным только после создания НАСА расчета траектории полетов космических кораблей.
Первые постройки архитектора – «Дом Висенс», «Эль-Каприччо», «Павильон усадьбы Гуэля». Они значительно отличаются между собой, однако, все украшены большим количеством декоративных деталей в стиле неоготики.
«Павильон усадьбы Гуэля».
В целом архитектурный стиль Антонио Гауди – фантасмагоричeский, трудно поддающийся определению, хотя, архитектора называли гением модерна. Гауди был самым ярким представителем его национально-романтического течения, каталонского модернизма. Невероятно, но ему не помогали инженеры-проектировщики, он действовал по наитию, опираясь лишь на свое чувство гармонии, часто импровизировал и пытался донести свой замысел до помощников с помощью рисунков на доске. В его архитектурных творениях есть все: причудливые конструктивные формы, скульптуры, живопись, мозаика, цветопластика. В них присутствуют люди и животные, фантастические существа, деревья, цветы.
Дом Бальо.
Антонио был очень красив, однако, в личной жизни – одинок. Конечно, у него случались романы, но ни один из них не закончился браком или хоть сколько-нибудь серьезными отношениями. По сути, он был женат на своих творениях. Антонио был вполне обеспеченным человеком и имел возможность снять любое жилье, но во время работы над очередным проектом неизменно жил прямо на стройке, оборудуя для себя небольшую каморку, и носил старенькую спецовку.
Архитектура Гауди делает Барселону уникальной.
Так было и во время его работы над его любимым и, пожалуй, самым грандиозным творением – собором Саграда Фамилиа, Искупительным храмом Святого Семейства, строительство которого ему так и не довелось закончить. Оно началось в 1882 году, когда Гауди было 30 лет, и не закончено по сей день. Архитектор отдал этому проекту 40 лет своей жизни. А 7 июня 1926 года Гауди покинул стройку и пропал. В этот же день на одной из улиц Барселоны под трамвай попал какой-то бедняк. Лишь спустя несколько дней в нем опознали величайшего архитектора Антонио Гауди. Он нашел последний приют в одной из часовен «Саграда Фамилиа».
Собор Саграда Фамилия.
Во время похоронной процессии Гауди, в которой, наверное, участвовало полгорода, произошла мистическая вещь. Многие горожане, среди которых были и весьма уважаемые персоны, утверждали, что видели призраков в толпе людей, пришедших проститься с гением. Например, об этом говорил Сальвадор Дали.
В соборе Саграда Фамилия.
Сегодня эта загадка, взбудоражившая в свое время Барселону, уже стала историей и предметом экскурсий. Но до сих пор находятся люди, которые верят: если в точности повторить маршрут последнего пути Гауди, можно получить частичку его невероятного таланта. А нам остается просто быть благодарными гению за его самоотверженную преданность искусству и любовь к людям, которым он оставил бесценное архитектурное наследие.
Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?