Игры леса в детском саду. Мультимедийная дидактическая игра для детей дошкольников «Дикие животные леса
В работе с дошкольниками значительное место занимают , в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.
Предлагаемые дидактические игры - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.
В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного .
Дидактическая игра «Продай дерево»
Цель: закрепление признаков и названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.
Правила игры
1. Покупатель и продавец должны знать название дерева. Если покупатель неправильно называет дерево, продавец не имеет права его продать. Если продавец не знает название своего дерева, оно передается покупателю.
2. Если продавец отказывает в продаже, он обязательно должен поменяться с кем-то деревьями, сказав: «Меняю дуб на… (называет нужное дерево)».
3. Перед началом игры оговаривается движение, которое будет использоваться при обмене деревьями (бег, прыжки, ходьба быстрым шагом и т. д.).
Содержание: 3-5 детей занимают места под «своим» деревом. Ведущий игрок - покупатель - дерева не имеет. Одного из владельцев дерева он просит: «Человек, человек, продай свой дуб (…)», - на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если продавец говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.
Дидактическая игра «Три задания - три желания»
Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.
Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.
Правила игры
1. Тот, кто не сможет отыскать в мешочке названные предметы, выбывает из игры.
2. Нельзя повторять «чужие» движения, необходимо внести в них хотя бы маленький элемент новизны (например, бросить желудь можно не только в ствол, но и в ветку, в лист и т. д.).
3. Игра постепенно усложняется: дети выбирают плоды из мешочка не по заданию, а по желанию, предварительно описав их словами; перед началом игры каждый продумывает последовательность всех трех действий и кратко излагает их.
1. Детям даются разные задания (каждому - свое): взять из мешочка на ощупь желудь со шляпкой или без нее, самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких и т. д.
2. Выполнив первое задание, каждый находит дерево, «подарившее» эти плоды, и придумывает игру-движение с ним (попасть желудем в ствол с определенного расстояния, перебросить через ветку и пр.).
3. В конце следует поблагодарить дерево. Как это сделать, ребенок придумывает сам: погладить его рукой, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, сказать ему добрые слова. В игре можно использовать любое дерево, имеющее плоды (ель, сосну, рябину). Задания могут быть оформлены в виде карточек с рисунками. Победителем считается тот, кто придумает самое интересное, необычное движение, сумеет искренне «поблагодарить» дерево.
Дидактическая игра «Найди дерево»
Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.
Правила игры
1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.
2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.
Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.
Дидактическая игра «Березонька, выручай»
Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.
Правила игры
1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».
2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.
Дидактическая игра «Записки в лесу»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.
Материал: небольшие листочки бумаги с рисунками и надписями.
Правила игры
1. Снимать записки с веток осторожно, чтобы не повредить дерево.
2. Ходить по лесу бесшумно; найдя записку, не бежать и не кричать. Содержание: воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках «записки». Дети должны их отыскать. Победителем считается тот, у кого записок окажется больше.
Дидактическая игра «Мишень»
Цель: совершенствование навыков метания в естественных природных условиях, закрепление названий хвойных деревьев. Материал: палочка, веревочка, шишки.
Правила игры
1. Дети предварительно собирают для себя по 10 шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд.
2. Прежде чем бросить шишку, необходимо сказать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, игрок теряет право одного броска.
3. Каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков). Содержание: на земле рисуют несколько кругов (один в другом), пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (используя это приспособление как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг присуждается 5 очков, в каждый последующий - на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.
Дидактическая игра «По нарисованной дорожке»
Цель: совершенствование навыков разных способов ходьбы в природных условиях, развитие наблюдательности, сообразительности, творчества, выдержки.
Правила игры
1. Ведущий должен оставить четкие следы и определенный «узор» на земле.
2. Игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.
Содержание: выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и «рисует» дорожку: идет по песку (снегу), стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость «узора». Дети должны идти друг за другом «след в след», точно повторяя «рисунок». Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.
Дидактическая игра «Листопад»
Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.
Правила игры
1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,
выполнять их эмоционально, грациозно.
2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.
Например: ветра нет - листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед);
закружились листья на месте; стих ветер - листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Материал: камешки, шишки или другие предметы, найденные в лесу.
Правила игры
1. Предмет прячется таким образом, чтобы он выделялся на общем фоне (на пеньке, в развилке ветки, на перекрестке тропинок и т. п.).
2. На поиски спрятанного предмета отправляются все дети по сигналу. Содержание: спрятав какой-либо предмет (или несколько), воспитатель сообщает участникам игры, что он спрятал и приблизительно где. Предлагает найти предмет. Тот, кто выполнит задание первым, считается победителем и получает право продолжить игру в качестве руководителя.
Дидактическая игра «Кто дальше бросит копье»
Цель: упражнение в метании, развитие внимания, ловкости. Материал: прутики, ленточки, поощрительные фишки. Правила игры
1. Копье для себя каждый изготавливает сам.
2. Бросок выполняется одновременно по сигналу.
3. Способ метания дети выбирают самостоятельно.
Содержание: копье готовится из найденного на земле прутика, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто дальше? выше? попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильность выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.
Дидактическая игра «Перелет - недолет»
Цель: упражнение в разных способах метания, развитие внимания, быстроты реакции.
Материал: шишки по количеству детей, поощрительные фишки.
Правила игры
1. Шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или недолетевшая очка не дает.
2. Бросок выполняется поочередно по сигналу.
Дидактическая игра «Пройди и запомни»
Цель: совершенствование различных видов и способов ходьбы в естественных условиях; развитие внимания, наблюдательности, памяти. Материал: шишки, веточки, коряги и другие предметы.
Правила игры
1. Идти нужно указанным способом (на носках, пятках, боком, спиной вперед и т. д.) и выполнять движения правильно.
2. При повторении игры меняется расположение предметов и их количество. Содержание: на тропинке раскладываются разные предметы (5-7 шт.), найденные в лесу. Дети идут по тропинке друг за другом разными способами (по указанию воспитателя) и одновременно запоминают порядок расположения предметов. Затем каждый рассказывает об увиденном. Допустивший ошибку проходит тропинку повторно и говорит, в чем он ошибся.
Дидактическая игра «Парашютист»
Цель: совершенствование навыков прыжка в природных условиях, закрепление названий способов прыжков; развитие ловкости, внимания, точности движений.
Материал: поощрительные фишки.
Правила игры
1. Прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие.
2. Поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и пр.).
Дидактическая игра «Пройди прямо»
Цель: упражнение в ориентировке в пространстве; развитие внимания, памяти; закрепление различных способов ходьбы. Материал: заостренные палочки для рисования дорожки.
Правила игры
1. Начинать и заканчивать движение точно по сигналу.
2. Во время движения глаза не открывать, не подглядывать.
3. Правильно выполнять предлагаемый способ движения.
4. Нарушающий правила выбывает на один период игры.
Дидактическая игра «Точный прыжок»
Цель: упражнение в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развитие внимания, самооценки. Материал: поощрительные фишки.
Правила игры
1. Правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа).
2. Начинать движение по сигналу.
3. Уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления. Содержание: каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок - за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.
Игра «Кривые дорожки».
Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.
Материал: палочки, мел для рисования.
Правила игры
1. Все нарисованные дорожки должны быть разными по форме и длине (до 10 шагов).
2. Дорожка может быть продана при двух условиях:
1) количество шагов соответствует названному (равномерность шага не требуется, поэтому шаги можно «подогнать» к названному количеству);
2) пройти надо точно по начерченной линии.
Содержание: несколько детей рисуют «кривые дорожки» (зигзагом, змейкой и т. п.), остальные наблюдают за ними, подсказывают. Готовые дорожки «продаются». Покупатель подходит к владельцу дорожки и говорит: «Хозяин, хозяин, продай дорожку». Тот в свою очередь спрашивает: «Сколько за нее дашь?» Покупатель должен примерно рассчитать длину дорожки в шагах и ответить, например, так: «Десять шагов и все точные». Покупатель идет по нарисованной дорожке и считает шаги. Если количество шагов соответствует предложенной цене, он становится «хозяином» дорожки.
Дидактическая игра «Ветер и ветерки»
Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.
Правила игры
1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.
2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий - ветер - выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.
Дидактическая игра «Метелица, вьюга, пурга, буран»
Цель: закрепление названий природных явлений зимы; упражнение в различных видах и способах движений.
Правила игры
1. Точно дифференцировать движения в зависимости от сигнала.
2. Начинать движения одновременно.
3. После игры помочь друг другу отряхнуть снег.
По сигналу «Вьюга» дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. По сигналу «Пурга» - становятся вокруг небольшой ели, каждый лепит снежок и бросает его, стараясь перебросить через ель. По сигналу «Буран» дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег ногами. При повторении игры воспитатель или кто-либо из детей повторяет сигналы в произвольном порядке.
Дидактическая игра «Раз тропинка, два тропинка…»
Цель: упражнение в ходьбе различными способами, в ориентировке в пространстве; знакомство со свойствами снега.
Правила игры
1. При «рисовании» тропинки каждый использует только один способ ходьбы, точно дифференцируя и называя его.
2. При ходьбе по тропинкам выбирать соответствующие способы ходьбы. Содержание: каждый из детей «рисует» на снегу свою, не похожую на другие, тропинку, используя разные способы ходьбы (приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т. д.). Тропинка может быть широкая, узкая, с препятствиями из снежного сугроба, длинная, короткая, извилистая, круглая и пр. После того, как тропинки будут нарисованы, дети рассматривают их, пытаются угадать использованный «при рисовании» способ ходьбы, а затем проходят по ним соответствующим шагом. В конце игры все тропинки соединяются вместе - «строится большой дом».
Дидактическая игра «Зима надоела»
Цель: закрепление знаний о признаках зимы; упражнение в беге с ловлей и увертыванием; развитие ловкости, быстроты.
Правила игры
1. Ответ должен состоять из одного предложения с четко выраженным признаком.
2. Бег можно начинать только после последнего произнесенного слова. Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела… » - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Ответивший первым убегает, а все остальные его ловят.
Дидактическая игра «Найди такой дуб»
Цель: упражнение в быстроте, ловкости; закрепление представлений о дубе; обогащение активного словаря.
Правила игры
1. Бег начинать одновременно по сигналу «Беги!»
2. Дети по очереди выбирают дерево, к которому надо бежать.
3. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить как можно больше слов.
Содержание: игра проводится в дубовой роще. Дети рассматривают деревья и находят среди них самое большое, низкое, старое, молодое, развесистое, могучее, красивое и т. д. После такой предварительной беседы они становятся в шеренгу, хором произносят: «Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дубу беги!» - и стараются как можно быстрее добежать до цели.
Игра «Мое любимое дерево».
Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.
Правила игры
1. Следует правильно назвать дерево и для его характеристики выбрать наиболее яркий признак.
2. Не выполнивший это задание с первого раза повторяет его. Содержание: каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали с тем, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «О дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. Затем они бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. После игры дети рисуют дерево.
Дидактическая игра «Стежки-дорожки»
Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, памяти, внимания.
Правила игры
1. Ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и
называет следующее движение.
2. Ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение.
3. Идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения. Содержание: дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего - провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.
Дидактическая игра «Что мы видим?»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.
Правила игры
1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.
2. Нельзя повторять слова и движения.
Дидактическая игра «Кто быстрее?»
Цель: упражнение в беге, ориентировке в пространстве; развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.
Правила игры
1. Бег начинать по определенному сигналу (словесному, звуковому).
2. Правильно называть ориентир, до которого следует бежать. Содержание: желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга. Они договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенек и т. д. Задача - добежать первым.
Дидактическая игра «Прыгни дальше»
Цель: упражнение в прыжках, ловкости, ориентировке в пространстве.
Правила игры
1. Перед игрой следует договориться о способе прыжка (с места, с разбега, прямо, боком и т. д.).
2. Сидящие на земле игроки не должны менять позу во время прыжков. Содержание: двое игроков садятся на землю друг против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше. Те игроки, кто прыгнет на меньшее расстояние, заменяют сидящих на земле.
Дидактическая игра «Не замочи ног»
Цель: упражнение в прыжках, ловкости, быстроте. Материал: различный природный материал.
Правила игры
1. При каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается.
2. Прыжок выполняется всеми одновременно.
3. Количество повторений игры оговаривается заранее.
Содержание: из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50-80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу второй перепрыгивает ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.
Дидактическая игра «Подарки от березы»
Цель: закрепление представлений и воспитание любви к природе; развитие памяти, внимания; активизация словаря. Материал: поощрительные фишки.
Правила игры
1. Нельзя повторять сказанное или выполненное другими игроками.
2. Каждый из игроков должен иметь возможность проявить активность.
3. Оригинальное высказывание и движение поощряется дополнительной
фишкой.
Содержание: воспитатель называет признаки березы или другого дерева; дети должны выбрать те, которые относятся к березе. За правильный ответ выдается «подарок от березы» - фишка. Далее детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сопровождая каким-нибудь движением. За каждый ответ получают по фишке. В конце подсчитывается их количество у каждого из игроков. В заключение проводится хоровод «Во поле береза… »
Дидактическая игра «Моя находка»
Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.
Правила игры
1. Выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования.
2. В конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.
Содержание: детям предлагается разойтись по лесу, найти «что-нибудь» и принести все находки в определенное место. Затем все они рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80-100 см похожа на посох, с которым ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (Гнома, Бабу Ягу, Кащея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков - положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки - желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.
Дидактическая и гра «Картинная галерея»
Цель: закрепление способов движений в естественных условиях; развитие внимания, памяти, фантазии.
Правила игры
1. Точно дифференцировать движения по способам их выполнения.
2. Следы на «картине» располагать в виде рисунка.
Содержание: каждый из детей выбирает ровную песчаную площадку (примерно 1 м2), очерчивает ее в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся и запечатлевают их, предварительно загладив старые следы. Проводится просмотр готовых картин, угадывание движений.
Дидактическая и гра «Найди камешки»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.
Правила игры
1. Находить камешки в соответствии с заданием.
2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования - кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.
Дидактическая игра «Послушный камешек»
Цель: упражнение в ручных двигательных умениях; закрепление различных способов бросков; развитие ловкости, быстроты, внимания, памяти. Материал: небольшие камешки.
Правила игры
1. Выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию.
2. Обронивший камешек получает штрафное очко.
3. Выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков. Содержание: последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать одной, а ловить другой рукой; подбрасывать вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успеть поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются после показа, затем - только по названию.
Дидактическая игра «С камешком у воды»
Цель: летние забавы; закрепление навыков метания в естественных условиях; развитие ловкости, зрительного и слухового внимания, выдержки.
Правила игры
1. Начинать движения по сигналу.
2. Задание выполнять как можно точнее.
Содержание:
1. «Брось и послушай» - кто-либо из детей бросает камень в воду, остальные сидят с закрытыми глазами. По всплеску воды они должны определить, далеко или близко упал камень.
2. «Точно в цель» - один из детей бросает камень, остальные по очереди должны бросить камень в то же место.
3. «Поющие фонтаны» - дети бросают одновременно несколько камешков. Затем рассказывают друг другу, у кого какой получился фонтан (большой - маленький, громкий - тихий и т. д.).
Дидактическая игра «Рисунки из камешков»
Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, фантазии; упражнение в счете.
Правила игры
1. Рисунок из камешков должен быть понятным, нельзя повторять чужие рисунки.
2. Правильно называть количество камешков.
3. Придумать как можно больше разных движений.
Содержание: детям предлагается найти как можно больше камешков и выложить из них простой рисунок: спираль, извилистую линию, лестницу, солнце с лучами и т. д. Затем дети придумывают движения в соответствии со своим рисунком - количество повторений движений должно соответствовать количеству камешков. Победители определяются дважды: по количеству камешков в рисунке и по выполненным движениям.
Дидактическая игра «Потерянный предмет»
Цель: развитие наблюдательности, внимания; упражнение в умении ходить бесшумно, сдерживать эмоции.
Материал: различные предметы: блокнот, карандаш, пакет и т. п.
Правила игры
1. Ходить по лесу медленно, бесшумно; обнаружив предмет, не бежать с ним и не кричать.
2. Начинать поиск после сигнала.
Дидактическая игра «С горки на горку»
Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.
Правила игры
1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.
2. Выполнять движения правильно.
Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку - лошадки, с горки - зайчатки; на гору - зайчата, с горы - медвежата; на гору - стрекозы, с горы - козы; на гору - муравьи, с горы - журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.
Дидактическая игра «Ребята и зверята»
Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.
Правила игры
1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.
2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
- На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)
- Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)
- Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)
Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.
Дидактическая игра «Меткий стрелок»
Цель: закрепление навыков метания; развитие глазомера, ловкости. Материал: мелкие предметы для метания.
Правила игры
1. При выполнении броска не заступать за черту.
2. Засчитывается попадание в любую лунку независимо от
последовательности ее расположения.
Дидактическая игра «Спрячь предмет и опиши дорогу к нему»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения точно описать ситуацию.
Правила игры
1. Как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету.
2. По договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.
Дидактическая и гра «Посмотри и скажи» (упражнение для глаз)
Цель: укрепление глазных мышц; развитие внимания, памяти, речи.
Правила игры
1. Движения головой не разрешаются.
2. Рассказ об увиденном должен быть точным и кратким.
Мультимедийная дидактическая игра для детского сада «Дикие животные леса»
Описание:
(Слайд 1) Титульный(Слайд 2-3) Цель, задачи, правила игры
(Слайд 4) Ребята, вы хотите отправиться в очередное экологическое путешествие? Давайте вспомним, что мы изучаем на занятиях по экологии…
Мы изучаем мир живой и неживой природы. Покажите, где на картинке живая природа. Живая природа: человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы. Правильно, остальные картинки - не живая: солнце, луна, камни, песок, вода.
(Слайд 5, 6) Место, в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку: город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.) А что такое лес? (Это дом для животных и растений, там много деревьев).
(Слайд 7) Правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы знаете? (береза, рябина… дуб, клен).
(Слайд 8) Ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок…
Интересно, сможете ли вы их отгадать?
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)
На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Еж.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось.)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.) (Олень.)
Висит - висит висюкан,
Под ним стоит хрюхрюкан,
Висюкан упадет, хрюхрюкан подберет. (Кабан.)
В одежде богатой
Да сам слеповатый
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот.)
Шерсть как шелк у киски,
А на ушках кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»
Посерьезней киски … (Рысь.)
Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (Про диких животных). А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
(Слайд 9) Отгадайте чьи это следы
(Слайд 10) А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Лесные звери» (физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять -
Как животных нам назвать? (Шагать на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу)
Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы)
(Слайд 11, 12, 13, 14, 15) А теперь отгадайте, чем питаются наши дикие животные.
(Слайд 16, 17, 18) Ребята, пока мы с вами играли, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите! Почему это случилось? А что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?
(Слайд 19) Ребята, вы помните, где мы были и чем занимались? Что нового узнали? Какие правила запомнили? Спасибо Вам, за увлекательное путешествие.
Презентация на тему: Мультимедийная дидактическая игра «Дикие животные леса»
Цель: Закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Осень. Грибы». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать и закреплять словарь существительных по теме «Грибы»;
- Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- Учить навыкам согласования существительных с прилагательными по числам и родам;
- Упражнять детей в образовании слов – антонимов;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать мышление, память, внимание;
Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес детей к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Интегрирование образовательных областей: Образовательная область «Социализация».
Цель: Развивать по отношению к сверстникам готовность к сотрудничеству, к взаимопомощи.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: слайды (слайд №1 – картинки с изображением «Золушки»; слайд № 2 – картинка с изображением осеннего леса; видеопроектор; экран; предметные картинки с грибами (подосиновики, подберезовики, боровики, рыжики, волнушки, лисички, мухомор, поганки, опята, маслята, сыроежки); конверт с письмом от «Золушки»; конверт с заданиями от «Мачехи»; плоскостные деревья, пни; магниты.
Раздаточный материал: предметные картинки (подосиновики, подберезовики, боровики, рыжики, волнушки, лисички, мухомор, поганки, опята, маслята);
Предварительная работа: беседа об осени; чтение сказки Ш.Перо «Золушка»; развитие навыков согласования существительных с прилагательными по числам и родам, в образовании слов – антонимов.
Ход развивающей ситуации
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня в детский сад почтальон принесла письмо. Письмо написала Золушка из сказки (слайд №1). Сейчас, я вам его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая мачеха хочет отправить меня за грибами в заколдованный лес. Но, чтобы собрать грибы, нужно выполнить сложные задания. Каждое задание вы найдете на пеньках в лесу».
Логопед: Ребята, хотите помочь Золушке? (Ответы детей). Чтобы собрать грибы нам придется выполнить много сложных заданий в нашем путешествии.
Логопед:
Реснички опускаются
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Смотрим глазками опять.
Логопед: Наше путешествие началось (слайд №2). Ребята, посмотрите, на поляне корзинки и первое задание. Задание «Угадай загадку». (Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают загадки.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это, ребята? (Гриб)
Дети: Это, гриб!
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).
Глубоко был спрятан он
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду! (Боровик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …..(Подосиновик).
Логопед: О чем были загадки? (ответы детей). Молодцы, все загадки отгадали! А сейчас мы познакомимся с грибами, которые растут на пнях.
Развитие мелкой моторики «Опята».
На пеньке живет семья (Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки).
Мама, папа, братья, я. (Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя. (Крыша из ладошек).
Упражнение «Скажи со словом грибной».
Дождь (грибной дождь), начинка (грибная начинка), пирог (грибной пирог), место (грибное место), запахи (грибные запахи), ножка (грибная ножка), шляпка (грибная шляпка), корни (грибные корни), корзина (грибная корзина), запеканка (грибная), полянка (грибная полянка).
Развитие общей моторики «По грибы».
Мы шли, шли, шли (маршируют, руки на поясе).
Грибок нашли. (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот).
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют).
Мы идем искать опять. (Наклоны вперед, руки касаются носков).
Логопед: Ребята, в следующем задании «Отвечай-ка», назовите грибы, которые растут под березой (подберезовики), под осиной (подосиновики), на пеньках (опята); грибы рыжего цвета (рыжики, лисички); круглые с волнистыми шляпками (волнушки), с маслянистыми шляпками (маслята); грибы, названия которых похожи на лесного зверя (лисички), на домашнее животное (свинушки); грибы, которые, судя. по их названию, можно есть сырыми (сыроежки); которые морят мух (мухомор); нехорошие грибы, или поганые (поганки); какие грибы названы в честь дождя (дождевики).
Логопед: Злая мачеха приготовила еще задание. Составьте загадку описание по схеме об одном из этих грибов. (Каждый ребенок составляет загадку: описывает гриб по форме, цвету и размеру его ножки и шляпки с обязательным указанием на то, съедобный это гриб или несъедобный). Попробуйте отгадать мою загадку: округлый, с красной шляпкой на белой толстой ножке, гриб съедобный. Какой это гриб? (Ответы детей).
Логопед : Ищем следующий пенек! В следующем задании «Скажи наоборот», нужно закончить предложение по картинке противоположным по значению словом.
Игра «Скажи наоборот».
Старый подосиновик большой, а молодой…..(маленький).
У боровика толстая ножка, а у подосиновика….(тонкая).
Сыроежка – съедобный гриб, а мухомор – …..(несъедобный).
Логопед: Верно, молодцы, и с этим заданием мы справились! Злая мачеха приготовила последнюю, но очень сложную задачу и нам надо справиться (берет корзинку с картинками, дети достают по одной картинке). Назовите гриб. Скажите, какой это гриб: съедобный или несъедобный? (Ответы детей). Все съедобные грибы, кладите в свою корзину.
Логопед: Молодцы! Сегодня вы очень порадовали Золушку. Выполнили все задания и собрали полную корзину грибов. Золушка прощается с вами до следующих встреч. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
Из страны сказки улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Логопед: Открываем глаза. Ну, вот мы с вами вернулись в свой детский сад. Как вы считаете, мы помогли Золушке выполнить задания и собрать полную корзину грибов?
Дети: Да, мы справились с заданиями и помогли собрать Золушке грибы.
Логопед: Давайте вспомним, какие грибы, мы с вами называли? (Ответы детей). Назовите, съедобные и несъедобные грибы (ответы детей). На этом наше занятие окончено, до свидания!
Любовь Суворова
Для того, чтобы дети, имеющие ОНР, с интересом занимались я своими руками изготовила подборку дидактических и развивающих игр . Сейчас полиграфической промышленностью выпускается великое множество интересных, познавательных игр. Но зачастую они не соответствуют поставленной на занятии цели, бывают не совсем правильно методически разработаны и что скрывать, требуют значительных капиталовложений. А уж говорить о том, чтобы приобрести достаточное количество игр для подгруппы детей (чтобы каждый выполнял задание самостоятельно) и не приходиться мечтать. Именно это заставило меня изготовить подборки игр на каждую лексическую тему . Эти игры просты в изготовлении, но позволяют интересно, занимательно, а главное с индивидуальным подходом провести фронтальное занятие.
Продолжаю Вас знакомить с подборкой дидактических и развивающих игр по лексическим темам .
Упражнение на дыхание. Задания даю самые разные :-заходит тот кто подует на красный лист, кто подует сильно 3 раза, кто подует медленно под счёт до 10.
Дидактическая игра «Что лишнее?» (на каждого ребёнка) для младшей и старшей (внизу) подгрупп.
Заучивание стиха по таблице (мнемотехника) . Схема частей дерева .
«Ветер листики порвал» (на каждого ребёнка)
«Что сначала, что потом?» . Цель : развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь .
«Карточки на сочетание числительного и существительного (ж., м. и ср. родов) ».
Дидактическая игра «Семья слов» . Цель : учить образовывать родственные слова к существительному – лист. Использую принцип мнемотехники. Символы являются подсказками для детей. Звезда – основное слово (лист) ; большая гора – превосходную степень (листище) ; маленькая гора – уменьшительно- ласкательную степень (листик, листочек, красная лента – прилагательное (листовой салат, три прямоугольника – множественное число (листья) ; рука – действие (листопад) .Пустые кармашки для других слов, которые возможно образовать.
Дидактическая игра «Домино» . Цель - развитие зрительного внимания, памяти, продолжать учить изменять существительные и прилагательные по падежам.
"Помоги Незнайке" Два варианта. Цель - учить находить у каждого дерева листочки и плоды . Развивать связную речь .
Дидактическая игра "Угадай чего не стало?"
"Меморина" правила : нужно открывать одновременно две карточки. Если одинаковые - играющий забирает себе, выигрывает тот , кто больше соберёт.
В тетрадях для домашних заданий помимо тетрадей Теремковой вклеиваю задания на развитие связной речи , логики, развития ММР и др .
"Небылицы", "Что перепутал художник?"
Все игры умещаются в этой коробке
Вот пока и всё. Надеюсь кому-нибудь мои самоделки пригодятся.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 г.о. Жигулёвск Самарская область.
Открытое мероприятие « Лес и мы»
Подготовила и провела:
учитель биологии и естествознания
Коробова Л.В
2015 г
Цели:
Образовательные: поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; побуждать к наблюдениям в природе, к выделению характерных особенностей внешнего вида растений;
Воспитательные: закрепить навыки поведения в природной среде; экологическое и эстетическое воспитание (богатство форм, звуков, красок, запахов).
Коррекционные: коррекция восприятия, внимания, на основе упражнений в узнавании, различении растений, сравнению их по общим и отличительным признакам;
Оборудование: набор натуральных материалов и муляжей, ПК, проектор, экран, презентации, выполненные в программах Power Point: «Загадки лесовика» и Notebook 10 «Лес и мы», дидактические карточки.
Ход мероприятия:
(До начала конкурса – игры дети распределяются по группам соревнующихся команд)
I . Организационный момент: Здравствуйте дорогие гости и участники игры – конкурса «Знатоки природы». Начинаем соревнование!
а) Игра на развитие внимания: Ведущий предлагает рассмотреть природный материал, собранный во время экскурсии по школьному парку: веточку сосны, лист березы, шишку ели, гроздь рябины, гриб, крылатки клена, плоды боярышника, шишку сосны. Дети запоминают порядок расположения, затем закрывают глаза, а ведущий игры и его помощник меняют расположение предметов. Дети восстанавливают прежний вариант. (Здесь включается в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой речевой и тактильны й).
б) Эстафета. (Презентация в Notebook 10 слайд№1) Представители команд передают поочередное право выполнить задание на соотнесение.
Игра - цепочка на узнавание и различение.
С какого дерева листок? Узнавание листьев по форме, деревьев по общему силуэту. (Коррекционный прием, упражняющий детей в соотнесении материала (зрительная память)).
II . Введение в тему:
а) Водная беседа по картинке (3 минуты).
(анимация нового изображения)
Ведущий:
- Придумайте название этой картинке.
(Эффективное задание для мотивации творчества детей, они придумывают свои названия .)
б) Ведущий:
А теперь открываем тему занятия. «Прием шифровка». Анаграмма. (Презентация в Notebook 10 слайд№2)
Дети составляют словосочетание «Лес и мы»
в) Назовите деревья на картинке. Какие из них лиственные, а какие хвойные?
Узнавание деревьев, сравнение лиственных и хвойных по особенностям листьев из набора листьев. (гербарий).
III . Основной этап:
1) Презентация Power Point: «Загадки лесовика»
Показ презентации сопровождается объяснительной беседой об особенностях деревьев леса.
1.Что же это за девица, 2.У меня длинней иголки, чем у елки.
Не швея, не мастерица, Очень прямо я расту в высоту.
Ничего сама не шьет, Если я не на опушке,
А в иголках круглый год? (ель) Ветви только на макушке.(сосна)
3. В белом сарафане встала на поляне. 4. Что за дерево стоит,-
Летели синицы, сели на косицы. Ветра нет, а лист дрожит?
(береза) (осина)
5. Весной зеленела, летом загорела. 6. С моего цветка берет
Осенью кораллы красные надела. Пчелка самый вкусный мед.
(рябина) А меня все ж обижают:
Шкурку тонкую срывают (липа)
Как можно назвать одним словом ель, сосну, березу, липу? (деревья)
2) Динамическая игра. Конкурс: «Волшебный мешочек».
Ведущий:
Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат сюрпризы. Вам надо угадать предмет на ощупь, правильно его назвать. Можно закрыв глаза угадать предмет по запаху. (шишки ели и сосны, их веточки, а также плоды лимона, яблока и их муляжи)
3) Работа в команде: «Мозговой штурм». Распознавание силуэтов отдельных растений или их частей в пейзаже.
Команды получают карточки:
№1. Найдите и назовите дерево, кустарник, травянистое растение. Чем они похожи и чем отличаются?
№2. Угадайте растения по силуэтам. Назовите их.
В завершении конкурса дети выходят к доске и производят соотнесение, называя растения и показывая их. (презентация Notebook слайд №7) Сравнивают, как выглядят растения днем и ночью.
IV . Релаксационная пауза: без демонстрации видео в начале и просмотр видеосюжета в завершении релаксации.
Этап формирует умение расслабляться, но является сложным для детей с особенностями развития, т. к. они не умеют воображать. Систематические упражнения развивают эту способность.
А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Можно закрыть глаза. Перед вами огромная цветущая поляна, где много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росистой траве. Дует нежный ветерок, и вы хотите находиться среди этой красоты. Вдохните свежий воздух. Вы слышите звуки леса: это шумят деревья, поют птицы, или вы слышите, как звучит тишина…
Почувствуйте, как в вас входят новые силы, и как вам хорошо.
А теперь, (спустя некоторое время) откройте глаза, медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите видео сюжет. Похож ли он на ваши представления о лесе? (1мин)
V . Закрепление:
ресурс сети Internet : http :// exchange . smarttech . com / details . html ? id = c 7 f 276 bc -417 d -42 ba -9089-33 ece 30 ccee 5 . ЭКОАССОРТИ (3 слайда
VI . Итог игры:
Ведущий: хочу отметить настойчивость (имена детей), быстроту…, собранность…., инициативность….
Объявляется результат игры.
Используемые ресурсы:
ЭкоУмник. Короткова Валерия Евгеньевна . ЭКОАССОРТИ (3 слайда №13, 14,15. интерактивные задания).
Звуки природы. Релакс.
Методические материалы и рекомендации ПМПКа ГБС(К)ОУ школы -интерната №2 .
Комплект карточек. Альманах «Логико - малыш» №7, 2002г., издательский дом «Карапуз»
Ресурсы сети Интернет.