Художественные особенности рассказа михаила шолохова судьба человека. Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А
В 1956 году знаменитый советский писатель Михаил Шолохов написал одну из самых известных своих работ – патриотическую повесть «Судьба человека», которая, несмотря на кажущуюся простоту, до сих пор является предметом споров и обсуждений. Власть в СССР — диктатура, и каждое слово должно было иметь не свободу, а пропагандистскую цель, чтобы быть услышанным. Главный дискуссионный вопрос звучит так: правда ли то, что написал автор в таких условиях?
Повесть была написана быстро, хотя Шолохов (как известно из автобиографических источников) вынашивал ее замысел около десяти лет. В образе Андрея Соколова (у которого, кстати, нашелся прототип) он хотел показать менталитет образцового советского гражданина: нравственного, самоотверженного и стойкого. Главный герой ничем не особо выделяется: типичная биография, скромные способности, никаких выдающихся достижений. Даже фамилия у него очень распространенная: такой «Соколов» есть в каждом классе. Если сейчас индивидуальность всячески выставляют напоказ в литературе и кинематографе, то тогда было принято изображать людей «из народа» — обычных честных трудящихся, которые представляют собой единое целое, а не отдельно взятых личностей. В их судьбе отражалась нелегкая участь родины, и они были неразрывно связаны со своей страной. Эта тенденция повлияла и на творчество Шолохова.
Главный герой, как и все, кто мог держать оружие в руках, ушел на фронт. Подобно многим другим солдатам, он попадает в плен, но не поддается унынию и страху, мужественно перенося невзгоды и лишения. Величие души защитника родины проявилось в этих обстоятельствах в полной мере. Из достоверных источников известно, что многие русские военные храбро смотрели в лицо опасности и действительно устраивали побеги даже из самых охраняемых объектов нацистов. Так что, подвиг Соколова не отдаляет его от читателя, а, наоборот, сближает, ведь это характерная черта наших прадедов, а не из ряда вон выходящий случай. В то, что он захватил с собой немецкого майора и портфель с секретными документами, еще можно поверить, хотя уже понятно, что герой родился в очень плотной рубашке. Зато потом развиваются и впрямь удивительные события: вернувшийся из вражеского плена не арестован. Из курса истории мы знаем, что те, кому удалось спастись от немецких лагерей, попадали в советские. Беглецов арестовывали, нередко пытали и «выбивали» из них признательные показания, где они брали на себя несуществующую вину. Многие люди получали срок, отправлялись в штрафбат, а некоторые были осуждены на высшую меру наказания. Однако человек, судьбу которого описывает автор, возвращается к нормальной жизни: никто его не преследует, никто не подозревает. Напротив, его награждают и чествуют, но мы то знаем, что логика СМЕРШа была изощренной и бесчеловечной. Больно читать про такое справедливое отношение, когда твой прадед или товарищ из его рассказов были репрессированы. Когда Андрей раздавил корову, а его всего лишь уволили в то время, как порча имущества колхоза считалась вредительством или диверсией, читать стало неинтересно. Уже понятно, что советский писатель не мог сказать по-другому, его бы сурово наказали, а книгу не пропустила цензура.
Однако сейчас легче всего навесить на него ярлык беспринципного труса, ссылаясь на «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, где подробно описано, в чем автор «Судьбы человека» оказался недостоверен. Нам необходимо вспомнить, как разоренная и осиротевшая страна нуждалась в моральной поддержке в послевоенные годы. Даже если люди могли бы прочитать правду, она бы их добила, а нужно было подниматься и идти дальше, чтобы выжить и хотя бы детям дать возможность жить. Идейно-художественное своеобразие повести в том, что ее творец, словно Лука из пьесы Горького «На дне», дает напрасную надежду, но действует во благо потому, что нельзя по-другому. Шолохов написал это произведение не как коммунист или идеологический глашатай. Он писал ее, как человек, небезразличный к судьбе народа, и хотел помочь ему осознать и принять себя победителем, которому некуда возвращаться.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
КЛАССИКА
М. А. ШОЛОХОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”
Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на вопрос: “Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение?”
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”.
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова – это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”.
Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.
Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… – рассказывает Соколов. – Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?” А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? “Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!”
В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека – чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.
Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.
Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: “Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука”.
А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: “Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались”.
Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни “для себя”: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.
Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. “Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…” – признается Соколов своему собеседнику.
Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное – свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрею Соколову органически присуще “золотое правило” нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это – не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова – судьба человеческая, судьба народная.
И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.
(No Ratings Yet)
- Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
- В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
- Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
- С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ “БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ” ДАНТЕ Произведение Данте “Божественная комедия” – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев ЛИРИКА Идейно-художественные особенности лирики Тургенева “Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход. Жанр этот по своей сути...
- Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
- Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
- “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
- Роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба” – это не только книга о войне, это и книга об интеллигенции, о судьбе ученого в тоталитарном государстве. Следует сказать, что и сам писатель...
- Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, НАПИСАННЫЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ Роман “Что делать?” замечателен правдивым воспроизведением общественного конфликта между людьми старого, отживающего мира и людьми новыми, из демократических кругов, сторонниками нового материалистического и...
- Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та...
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ М. А. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” Возвыситься над каждодневным и прозреть исторические дали – значит стать властителем дум своего времени, воплотить основные конфликты и образы обширного...
- Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
- (В сокращенном варианте) Роман (кн. 1 – 1932; кн. 2 – 1959-1960) По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 г. въехал в хутор Гремячий Лог верховой. У прохожих узнал...
- Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
- Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого...
- КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ПЕРЕЛОМНЫЕ ГОДЫ В ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСТВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” История России-XX века – история “великих переломов”, которые совершаются в жизни людей. Один из...
- Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им...
- Рассказ был назван автором акула, так как случай приключившийся с мальчишками, связан с нападением акулы. В тот день, когда корабль стоял у берегов Африки, стояла знойная жаркая погода. Два мальчика...
- Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет”, необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви “маленького человека”, почувствовать время, в рамках...
- На долю ИСТИННОГО поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все...
- ДАВЫДОВ И ПОЛОВЦЕВ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” Роман М. А. Шолохова “Поднятая целина” повествует о трагических страницах нашей истории, о времени “великого перелома”, о судьбе крестьянства в... Каждая новая эпоха дает своих новых героев, “новых людей”. После революции 1917 года с особой остротой выдвинулся вопрос о “новом человеке” и его взаимоотношениях с миром. Он стал центральным в...
- Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны....
- Автор – Роберт Шекли (1928-2005). Год написания – 1953. Жанр – Фантастический рассказ. Тема. Об опасностях, которые поджидали космического почтаря на незнакомой планете; как Человек, оставшись сам на сам с...
- В. Н. Соколов Значительным явлением в литературе семидесятых годов стала художественная тенденция, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес...
Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на
вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.
Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… - рассказывает Соколов. - Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!»
В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека - чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.
Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.
Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».
А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.
Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. «Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» - признается Соколов своему собеседнику.
Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это - не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.
И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.
Дата:
Класс:
Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.
Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.
Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Тип урока: комбинированный.
\Ход урока.
1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.
1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.
Где и когда родился писатель?
Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)
Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)
Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?
В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)
Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).
Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?
(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).
(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).
Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?
(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).
Как проявляет себя герой во всех испытаниях?
(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)
Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.
(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).
В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?
(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).
Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?
(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).
Как выражена в рассказе позиция автора?
(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).
Какова роль пейзажа в рассказе?
(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.
В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).
Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?
(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).
3. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня мне очень понравилось.
Сегодня я не совсем понял….
Сегодня я могу оценить себя на….
4. Выставление оценок.
5. Д/з:
Рабочие материалы
Содержание диктанта и грамматического задания
1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.
6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.
Грамматическое задание
I вариант
II вариант
I вариант
1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.
2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.
3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)
II вариант
1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.
2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.
3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.
4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).
I вариант
1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.
2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.
3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)
II вариант
1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.
2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.
3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.
4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме
5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).
М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.
Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.
В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.
Памятная встреча в 1946 году
Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.
Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.
Композиция рассказа «Судьба человека»
Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.
Анализ рассказа: от мирной жизни к войне
У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.
Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.
В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.
Противостояние Мюллеру
Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.
Освобождение из плена и новые удары судьбы
Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.
А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.
Возвращение к жизни
Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.
Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.
Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и
Значение рассказа
Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.
Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.
Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.