Ход занятия психолога в старшей группе.
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: « Времена года. Осень».
Цели и задачи:
Учить высказываться по теме занятия, строить логические рассуждения;
Развитие мировоззрения, воспитание бережного отношения к природе и живым объектам;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; пополнение пассивного словаря относительными прилагательными;
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением, развитие зрительного восприятия; профилактика нарушений письменной речи;
Формирование доброжелательности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия:
1. Приветствие
Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
Участники встают в круг. Я перебрасываю мяч игроку и называю имя, ребёнок возвращает мяч и называет своё имя.
А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на занятие? (Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие).
2. Завязка.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят.
Ребята, скажите когда это бывает?
Правильно, осенью.
Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.
А какое время года было до наступления осени? (Лето)
Чем отличается лето от осени? (Ответы детей)
По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Ответы детей) .
3.Основная часть.
Упражнение 1. «Рассказ об Осени».
Давайте посмотрим на картинку (демонстрируются картинки с изображением осень).
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарники. Воздух прохладный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается листопад.
Упражнение 2. «Листопад».
Я, ребята, предлагаю вам, тоже устроить листопад.
Перед вами картинка с листьями (Приложение 1). Надо найти одинаковые листья и их раскрасить.
4.Физминутка
Пальчиковое упражнение
Дети имитируют сбор листьев и проговаривают.
1 ,2, 3, 4, 5 Будем листья собирать .
Листик березы, листик рябины, листик тополя, листик осины, листики дуба мы соберем. Маме осенний букет соберем.
5.Основная часть (продолжение).
Упражнение 3. «Осенний букет»
Перед вами картинка с осенним букетом (Приложение 2). Надо дорисовать по точкам и раскрасить, чтобы получился для мамы настоящий осенний букет.
Упражнение 4. Осенние загадки.
1.Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (Осень)
2.В парке, в сквере и в лесу
В вальсе тихо на ветру
Листья желтые кружат.
Что же это? (Листопад)
3.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - … (Дождь) .
4. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (Ветер) .
5. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
6. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
7.Висят на ветке
Золотые монетки (Осенние листья)
Упражнение 5. Графический диктант.
Давайте, попробуем сами нарисовать осенний листок.
Упражнение 6. Дождь.
6. Подведение итогов
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Цель:
- закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки.
- способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе (упр. «Сердечко-солнышко» и «Деревья»).
Формировать у детей умение выражать собственное мнение.
Развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать творческое воображение во время рисования.
Оборудование: четыре куклы в костюмах, которые отражают разные времена года, музыкальное сопровождение, бумагу, краски.
Ход занятия психолога в старшей группе:
: Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг.
Упражнение «Сердечко-солнышко»
А теперь, давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих товарищей, поэтому передайте им все свое тепло, которое есть в вашем сердце. От ваших сердец сейчас идут лучики, а это значит, что в вашей душе есть солнце. Лучи вашей любви, улыбки идут от вашего сердца. Вот сейчас прижмите «Сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте их друг другу.
(Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают друг другу «сердце-солнышко», прижимая каждый к своей груди).
: Вот и подарили мы солнечное тепло наших сердец. А еще нас каждый день согревает солнце, которое светит на небе.
Дети, а в какое время года солнышко сильнее всего согревает нас, землю? А в какое время меньше всего? Какие времена года вы еще знаете? Правильно, год имеет четыре времени года:
Первой идет зима
Новый год ведет она.
Второй идет весна
Цветами украшена.
Третьим лето идет в наш край,
Созревает урожай.
А четвертая - идет осень
Каравай она приносит.
Сказкотерапия с детьми
Сегодня я вам прочитаю сказку об этих четырех временах года. Называется она «Сказка о четырех дочерях года».
Итак, садитесь все уютно,
Руки - ноги держите свободно.
И слушайте, внимательно,
Сказку замечательную.
Чтение «Сказки о четырех дочерях года»
Скачать сказку .
Беседа психолога по содержанию сказки
Психолог: Дети, кто из сестер вам больше всего понравился? Почему?
Есть кто-то в сказке, кто вам не нравится? Почему?
Какие самые лучшие подарки дарят нам Зима, Весна, Лето, Осень?
Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?
(Открывается ширма и появляются четыре куклы, одетые в наряды, соответствующее временам года - зиме, весне, лету, осени).
Психолог: Дети, вы узнали, кто пришел к нам? Да, это дочери Года - Зима, Весна, Лето и Осень. А сейчас внимательно послушайте загадки и угадайте, о каком времени года в них рассказывается:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? Зима
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня... Весна
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться... Лето
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? Осень
(Дети отгадывают загадки, выбирают куклу, наряд которой подходит к данной поре года, рассматривают ее и закрепляют признаки этого времени года).
Рисование с детьми на тему «Времена года»
Психолог: А теперь, дети, садитесь за столы и попробуйте нарисовать зиму, весну, лето и осень. Нарисуйте то время года, которое вам больше всего нравится, изобразите то, что вам больше всего запомнилось и мы из ваших рисунков оформим календарик в виде книжечки.
(Дети рисуют. Рассказывают о своих рисунках)
Психолог: Дети, мы уже с вами знаем, как меняется природа в разные времена года. Так давайте поиграем в игру «Деревья». Станьте в круг, поднимите руки и представьте, что мы - деревья.
Психогимнастика «Деревья»
(Психолог включает музыку и говорит)
Вот стоит лес. В лесу все деревья молодые, красивые. Здесь есть разные деревья: березки, дубки, тополя. В лесу зима. Идет снег, дует ветер. Деревьям холодно. (Дети показывают, как колеблются от ветра дерева, как им холодно, грустно) Но вот ветер стихает. Перестал идти снег. Выглянуло солнышко. Это пришла весна. (Дети расправляют «ручки-веточки», показывают, как набухают почки (кистями рук) и радуются солнышку). Солнышко греет все теплее. Вот уже распустились почки и весь лес зазеленел. Все деревья радуются, что пришло лето. (Дети показывают). Но вот на небе появилась облачко, подул сильный ветер, упали первые капельки дождя. Дождик пошел все больше и больше. Деревья радуются дождю. Но постепенно дождь стал холодным... Подул холодный ветер. Это пришла осень. Деревья становятся грустными, облетают с них листочки. Деревья засыпают.
(Все это дети показывают так, как они представляют или повторяя за психологом. Приседают, закрывают лицо руками. Психолог хвалит детей за то, что они вели себя, как настоящие деревья).
Итог занятия
Психолог: Вот и закончилась наша встреча со сказкой. А теперь еще раз внимательно рассмотрим рисунки и оформим из них книжечку - календарик.
Индивидуальное занятие с детьми подготовительной группы «Подарки осени»
Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область.Описание: Материал полезен для воспитателей подготовительной группы детского сада, педагогов – психологов, учителей логопедов, дефектологов.
Цель: развивать логическое мышление
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о фруктах и овощах осени; временах года
- расширять кругозор об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- способствовать обогащению словарного запаса, артикуляционного аппарата.
Предварительная работа:
- знакомство с изменениями в природе, происходящими осенью, плодами и фруктами.
Оборудование: дидактический материал «Времена года», рисунок заштрихованных предметов, дидактический материал «Фрукты, овощи», цветные карандаши,
Используемая литература:
1. Пальчиковые игры и гимнастика для малышей Е. Новак
2. Комплекс релаксационных занятий для дошкольников
Ход занятия:
Педагог – психолог:- Здравствуй, а ты знаешь, какое сейчас время года?
(Ребенок отвечает)
- Правильно, осень. (Педагог – психолог показывает на игровые кубики, где рисунок собран не правильно, лето перепутано с осенью). Помоги мне правильно собрать кубики, мне кажется я что- то перепутала.
- Молодец. А ты знаешь, что осень люди собирают последние перед зимой овощи и фрукты. Давай совершим небольшую прогулку по огороду и соберем оставшиеся плоды. Но для этого нам надо собрать инвентарь. (Педагог – психолог дает ребенку рисунок и цветные карандаши). Найди все предметы, которые нам необходимо взять с собой.
(Ребенок выполняет задание)
С заданием ты справился. А еще, нам предстоит кропотливая работа. Давай разомнем свои пальчики и нашинкуем капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Это что ещё за куст? (Пальчики складываем в замочек)
Это что ещё за хруст? (В замочке стучим ладошками)
Как же мне без хруста, (разводим ручками)
Если я капуста?
Мы капусту рубим – рубим, (ребром ладошек стучим по столу)
Мы капусту мнём-мнём. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы капусту солим-солим, (перебираем пальчиками – «солим»)
И морковку трём-трём. (Трём кулачки друг об друга)
В кадушки кладём (на вытянутых руках давим ладошками на стол)
И в подвал отнесём. (Перебираем пальчиками)
Педагог – психолог:
- Пальчики размяли. (Педагог – психолог дает ребенку мешочек с фруктами и овощами). В этом мешочке лежат фрукты и овощи, достань и посмотри, все ли собрано правильно. Если нет, скажи почему.
(Ребенок выполняет задание. В мешочек собраны разные фрукты и овощи летнего и осеннего периода)
Педагог – психолог:
- Правильно. Сегодня мы хорошо поработали, можно и отдохнуть.
Релаксация:
Упражнение «Кулачки».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты, (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем разжимаем… (разжать) (2 раза).
Упражнение «Пружинки» .
Цель: напряжение и расслабление мышц ног.
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
Ставим ноги на воображаемые пружинки. И поднимаем по очереди носки и пятки. Нажимаем на пружинки – опускаем носки, поднимаем пятки – наклоняемся.
Что за странные пружинки, упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены,
И расслаблены…
Занятие закончено. Продолжительность 20 минут.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
(Детям предлагается послушать стихотворение про осень М. Ходякова).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
(Детей просят рассказать, как про осень сказал поэт).
«Назови лишний признак» (поздней осени).
Улетели птицы; зеленеет травка; голые деревья; низкие тучи.
«Простые аналогии».
Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Дети должны выбрать из этих четырех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева.
Лето Осень
платье сарафан, куртка, шорты, пуховик.
Зимой Осенью
снегопад листопад
Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).
Изотерапия «Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).
Показать детям заготовку дерева настроения (рисунок должен быть черно-белыми - бесцветным, без настроения) и спрашивает: какое это дерево-грустное, веселое? А почему? Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит на дерево, и дерево станет или грустным или веселым и т.д. (Можно прикрепить пиктограмму с соответствующим настроением рядом с деревом). Каждый ребенок рисует свой листок (он может быть уже вырезан или просто нарисован на бумаге, лучше, если дети его нарисуют сами: и форму и размер, и цвет). В конце занятия листочек приклеивается на дерево и дерево дети берут с собой в группу, где несколько дней висит в группе.
Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят своими ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Карпенко Юлия
Конспект занятия педагога-психолога «Осенние листочки»
МБДОУ детский сад №5 муниципального образования «Город Донецк»
Занятие педагога – психолога в младшей группе
На тему : Осенние листочки »
Педагог – психолог Карпенко Ю. И.
Занятие : «осенние листочки »
Цель : помочь в адаптации к условиям ДОУ.
Задачи :
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
Развивать восприятие цвета.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
Я к вам собиралась,
Долго наряжалась
Очень волновалась.
Поиграть хочу я с вами!
Колокольчик зазвени, всех ребяток позови.
Как услышат, прибегут и со мной играть начнут.
В. Вот какие молодцы. Все услышали колокольчик! Как ваши дела, как ваше настроение. Давайте поиграем.
Игра «Минутка дружбы» (коммуникация)
(дети становятся в круг, воспитатель держит в руках солнце)
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладонях,
Теплоту, частичку солнца.
В. Почувствовали, как вам стало тепло, давайте возьмемся за руки и подарим свое тепло друг другу. Молодцы.
В. Ребята, вы любите путешествовать. Тогда в путь. Мы отправимся с вами в осенний лес .
Дети выстраиваются в колонну. Психолог продолжает : «Внимательно
слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки : топ-топ-топ,
Прямо по дорожке : топ-топ-топ.
Ну-ка веселее : топ-топ-топ,
Вот как мы умеем : топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
Дети идут друг за другом
Дети бегут, стараясь
не обгонять друг друга
В. Вот мы и пришли в осенний лес . Сколько здесь много красивых разноцветных листьев . Какого цвета листочки вы видите ?
Правильно - осенние листочки бывают : желтые, красные, оранжевые, коричневые. Они очень красивые. И они умеют летать.
Представьте себе, что наши пальчики превратились в листочки . Давайте ими поиграем.
Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ »
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони друг на друга.
Ветер бросил на тропинку.
Хотите я превращу вас в листочки .
Один, два, три! Вот мы уже и листочки .
Игра «Мы осенние листочки » (под тихую спокойную музыку) .
Мы – листочки , мы – листочки ,
Мы – осенние листочки .
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают , поднимая листочки над головой ).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул .
Все листочки полетели
И на землю тихо сели и уснули.
А во сне они увидели : лето, теплое ласковое солнышко, которое греет нас. Ручки стали теплыми и ножки стали теплыми. Нам стало очень тепло и приятно. Очень приятно быть осенними листочками .
В. А сейчас мы снова превратимся в ребят.
В. А сейчас мы станем все в кружок и возьмемся за руки.
Прощалка
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять
(Дети обнимаются)
Публикации по теме:
С наступлением осени дети очень любят играть с листочками и делать отпечатки листьев различных деревьев на бумаге. На прогулке дети собирают.
«Осенние листочки». Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами песка и воды Тема: «Осенние листочки» Возраст: от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.
Конспект занятия по ФЭМП «Осенние листочки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида» Конспект занятия по формированию.
Осень - чудесное время года! Природа дарит нам разнообразие ярких красок, которые нас радуют в серые, пасмурные холодные деньки! Долгое.
Конспект НОД «Художественное творчество» (лепка) Старшая группа Цель:Формировать у детей обобщенные представления об осени как.