Харассмент в ссср. Печальная история советской Одри Хепберн: чем поплатилась манекенщица Лека Миронова за отказ от эскорт-услуг и съемок ню для ЦК Частная история модель лека миронова
Леокадия Миронова - одна из самых первых советских манекенщиц и муза Вячеслава Зайцева. Сейчас имя бывшей звезды советского подиума практически никому неизвестно. Из этой статьи можно узнать факты из биографии Леокадии Мироновой.
Ранние годы
Леокадия Миронова родилась 11 июля 1940 года в городе Фрунзе (в настоящее время Бишкек), появившись на свет от внебрачного романа своей матери - Артемиды Устиновны Мироновой с военным, в то время, когда она была замужем за важным советским чиновником, имя которого Леокадия не раскрывает по сей день. Когда Леке было два года, муж ее матери начал подозревать, что дочь родилась не от него, так как она не была на него похожа. Будущая звезда до сих пор вспоминает страшный эпизод из жизни, когда отчим поставил ее мать на табуретку к стене и начал стрелять вокруг нее, приказывая назвать имя настоящего отца Леки. По счастливому случаю, в этот момент мимо их дома проходил военный патруль - солдаты поспешили на звуки выстрелов и спасли женщину и ребенка от обезумевшего ревнивца.
После войны настоящий отец Леокадии нашел свою возлюбленную Артемиду и женился на ней. В 1946 году семья переехала в Ленинград. Весной 1948 года Леку приняли в Вагановское училище, так как она была очень гибким ребенком, однако, за лето она сильно выросла, и от учебы пришлось отказаться - она больше не вписывалась в набор того года. В статье представлено фото Леокадии Мироновой.
В 1950 году семье пришлось уехать из Ленинграда в деревню Опухлики Псковской области, так как ее отца предупредили о возможном аресте по чьему-то несправедливому навету. Но его все равно нашли и арестовали, а десятилетняя Лека стала изгоем среди местных детей - один раз сверстники поймали ее и жестоко исцарапали лицо "дочери врага народа". К счастью, раны оказались не опасными, и благополучно зажили.
После окончания школы, когда отец уже был реабилитирован, Леокадия Миронова решила поступать на архитектора. Однако, так как семья жила в условиях нищеты, во время подготовки к экзаменам Лека много занималась черчением при плохом освещении, в результате чего ее зрение очень сильно ухудшилось и о профессии архитектора пришлось забыть.
Знакомство с Вячеславом Зайцевым
Так как из-за проблем со зрением Леокадия была вынуждена пропустить один год, никуда не поступая, она решила немного заработать, позируя для учебных работ художников в Театрально-техническом художественном училище. В 1962 году Леокадия Миронова поехала в Молодежный дом моделей, чтобы поддержать свою подругу, студентку этого училища, собиравшуюся стать манекенщицей. Именно там девушку заметил начинающий модельер Вячеслав Зайцев и моментально угадал в ней свою музу. Он же и посоветовал официальное сокращение имени Леокадии Мироновой - Лека, под которым она впоследствии прославилась.
Дебютный показ Леокадии состоялся в Звездном городке на день Красной Армии, спустя всего два дня после знакомства с Зайцевым. Впервые оказавшись на подиуме, девушка проявила себя как настоящая профессионалка, после чего между ней и Вячеславом началось многолетнее сотрудничество, переросшее в большую дружбу.
Модельная карьера
Первым большим успехом Леки Мироновой стало участие в команде манекенщиц Вячеслава Зайцева на Всесоюзном съезде молодых модельеров, который проходил в Латвии. После этого следовало множество успешных показов, после чего ее имя стало фигурировать в тройке самых знаменитых манекенщиц СССР, вместе с и Еленой Метелкиной. Однако дальше Советского Союза славе Леокадии пойти было не дано: в 1968 году ее выбрали представительницей СССР на Всемирном параде топ-моделей, но манекенщицу просто не выпустили за границу.
Политические трудности
В 1970 году за Леокадией Мироновой начал ухаживать высокопоставленный чиновник, имя которого, как и имя первого мужа своей матери, Лека до сих пор держит в секрете. Случай совершенно нередкий для того времени - многие манекенщицы выходили замуж за чиновников, получали право выезда за границу, и прекрасно устраивали свою дальнейшую жизнь. Но Лека не хотела таких отношений, из-за чего у нее начались проблемы. Чиновник пригрозил, что, если она не ответит ему взаимностью, он будет вынужден написать жалобу, после которой ее нога больше никогда не ступит на подиум. Леокадия не ответила и уволилась самостоятельно. Ее модельная карьера завершилась на долгие годы.
Настоящее время
Будучи вынужденной завершить карьеру манекенщицы, Леокадия Миронова работала швеей на дому, не рискуя устраиваться в ателье, так как боялась привлечь к себе внимание. Этим она жила, обеспечивая себя и свою мать на протяжении почти тридцати лет. Тем не менее, она все время поддерживала связь с Вячеславом Зайцевым, который с пониманием и большим уважением отнесся к выбору Леки. В начале 2000-х он вновь уговорил свою бывшую манекенщицу, разменявшую шестой десяток, но не утратившую природной красоты и стати, принять участие в одном из его показов и выйти на подиум в качестве почетной гостьи. Леокадия согласилась. Несмотря на свои 78 лет, она и по сей день иногда принимает участие в показах Вячеслава Михайловича.
Личная жизнь
Леокадия Миронова за свою жизнь один раз была замужем, пробыв в браке со своим бывшим одноклассником всего год. Молодым супругам было по 20 лет, и они расстались из-за того, что новоиспеченный муж отказался жить со своей тещей. Для Леки это был вопрос принципиальный - ее отец недавно скончался вследствие болезни, которая развилась в ссылке, и она ни за что не оставила бы свою мать в одиночестве.
Любовь всей своей жизни Леокадия Миронова встретила в Латвии, когда была на съезде модельеров СССР. Антанас - так звали молодого человека, оказался связан с нацистским движением, но собирался порвать с ним ради возлюбленной. Леокадия не позволила ему этого, опасаясь, что нацисты могут жестоко расправиться с ним. С тех пор советская звезда подиума так и не смогла никого полюбить, всю жизнь храня в сердце любовь к Антанасу.
Эта дама с редким именем Лека — культовая личность в мире советской моды. Она первая модель в СССР, которую называли русской Одри Хепберн, своей музой ее считал Вячеслав Зайцев и только ей доверял демонстрировать свои коллекции. Отметив в 2013 году 73-летие, Миронова до сих пор продолжает выходить на подиум.
— Лека, если провести аналогию с вашими западными коллегами, то они давно обеспечили себя на всю жизнь. Как живете сегодня вы с регалиями и заслугами? Дало ли вам что-то ваше звездное прошлое?
— Не знаю, что понимать под звездным прошлым... Мне повезло в одном: что меня заметил Слава Зайцев, и я была первой его моделью — как Гагарин был первым в космосе, так и я первая в мире моды Зайцева. В материальном плане... Живу в Москве в элитном районе Сокол. Дом хороший, квартира, правда, у меня небольшая, но мне больше и не нужно. Пенсию за свой 30-летний модельный стаж я получаю такую же, как моя соседка, которая никогда в жизни нигде не работала.
— Многие западные дизайнеры говорили: «В СССР красивые модели, но они не выглядят, как американки, а ваша Лека — наша Одри Хепберн». У вас ведь много раз была возможность уехать на запад. Почему не воспользовались?
— О чем вы говорите. Я была невыездной. А Слава в первый раз смог выехать в Болгарию только при Борисе Ельцине. Тогда от каждой страны за границу приглашали лучших моделей, я была в их числе. Мне предлагали заключить контракт с фирмой, где час моей работы оценивался в $2 тысяч, а это был 1966 год. У нас я таких денег даже за год не получала. С такой ставкой я могла обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. На родине меня считали рабочей пятого разряда и платили 76 рублей в месяц. При этом, конечно, были и подработки небольшие. Например, если к нам приезжал ваш киевский дом моделей, я с ними работала и получала дополнительные деньги. Еще снималась для журнала мод на Кузнецком мосту.
А потом у меня ведь и неподходящая родословная была, чтобы уехать. Папа репрессирован и объявлен врагом народа, хотя его род служил во флоте, начиная с царствования Петра Первого! Мама была баронессой и могла выйти замуж только по государственному разрешению.
— И вы мечтали в такое сложное время стать моделью?
— Я выросла в красивой среде и с детства видела красивых людей. Но ничего красивого не видела в себе. Я восхищалась актрисами, а они всегда были ухоженными. Когда мы с родителями переехали в Питер из Средней Азии, мне было шесть лет, и я не знала что вообще существует профессия модели. Но у меня уже были какие-то задатки. Помню, у нас квартира была с огромным коридором, так я ставила стулья, а потом по всем соседям бегала и раздавала им билеты на мой показ. А сама переодевалась в мамины шляпки и туфли, в которых с трудом стояла, и ходила по коридору, как манекенщица. Но когда окончила школу, не знала, куда мне деваться. Хотя мой сосед говорил: «Иди в ГУМ, таких берут в манекенщицы». А у меня был шок: как это сама пойду предлагать себя в красавицы. Я была не так воспитана.
Изначально хотела поступить в архитектурный институт, но из-за плохого зрения не могла туда попасть. И тут моя подруга собралась к своей приятельнице в областной дом моделей, попросила меня сходить с ней за компанию. Я пришла, и там меня увидел Слава Зайцев и предложил стать его моделью. Это все было словно в сказке. Он вошел в комнату к художницам и говорит мне: «Будешь моей манекенщицей!». Спросил только, чем занимаюсь. Я засмущалась, говорю, мол, особо ничем. Он повел меня к директору и говорит: «Пришла девочка, такая прелесть, я хочу, чтобы она стала моей манекенщицей». Она тут же пригласила к себе в кабинет, меня оформили по трудовой книжке. И так 20 февраля 1962 года решилась моя судьба. Первый мой показ состоялся в этот же день в Космическом городке.
— Моделей всегда считали девушками легкого поведения без высокого интеллекта. Какие табу были у советских манекещиц?
— Нам строго-настрого запрещалось общаться с нашими заказчиком или дизайнерами, которые приезжали к нам показывать свои коллекции и брали советских манекенщиц в свои показы. Только на уровне «здрасьте-до свидания». А если проходили еще и съемки, как было у меня, разрешение получали через министерство. Над нами стояли, как мы говорили, «искусствоведы в штатском», которые следили за тем, чтобы мы ни с кем не общались. С нами беседовали сотрудники КГБ, не разрешали разговаривать с западными гостями и заставляли сдавать им подарки. Западные фирмы, например, не могли нам платить за работу деньги. У них была валюта, а это в Союзе — прямая дорога в тюрьму. В итоге нам просто дарили какую-то косметику. Но при этом, конечно, некоторые девушки умудрялись выходить замуж за иностранцев и уезжали за границу.
— Не секрет, что многим моделям часто делают, мягко говоря, нелестные предложения: через постель предлагают решить многие проблемы. Вам приходилось с таким сталкиваться?
— Я безмерно счастлива, что в этом болоте, который называется жизнь, смогла сохранить себя. Никогда не была продажной. Не гонялась за деньгами, и терпеть не могла отношений ради секса. Я не была послушной, и когда в конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего, сказала: «В моем роду шлюх не было и никогда не будет». Наше начальство открыто говорило: «Либо ты будешь с ними, либо с ними». А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась — 1,5 года сидела без работы. А потом меня еще долгие годы гнобили.
— В одном из своих интервью вы говорили о моделях, у которых в советское время были незаконнорожденные дети от генсеков и политических чиновников. Дела давно минувших лет, может быть, назовете имена?
— Я знала двух девочек, которые пострадали от Лаврентия Берии. Это были еще совсем школьницы, класса восьмого. Но они никак не могли этому сопротивляться. Их ловили на улице. А выглядело это так: если Берия ехал в машине и из окна видел девочку, которая ему нравилась, он показывал пальцем, и ее ему привозили. Просто останавливалась машина, девочек выкрадывали и отвозили по определенному адресу. Одна из этих мучениц стала моделью, работала у нас в московском доме моделей. А у другой было двое детей от Берии (она не была манекенщицей, но тоже работала у нас). Берия их потом либо замуж выдавал, либо дарил им квартиры и оставлял на содержании. Как говорится, позорил, но давал средства к существованию.
— Расскажите, как вас свела судьба с ныне покойным Михаилом Ворониным?
— Меня с ним познакомила его правая рука Лиля Попрыга. Я получила сертификат от его модного дома на конкурсе в подмосковных сезонах. Когда я ему стала показывать свой альбом, он нахмурился и говорит: «Не могу понять, вы начали работать в 1962 году? Так значит, вы почти моя ровесница?». Я говорю: «Да». После этого он попросил свою помощницу принести свои медали из Книги рекордов Гиннеса. «Я не понимаю, почему в России вас нет в этой книге. Если бы вы были у нас в Киеве, я бы непременно представил вас на награду, а пока этого никто не сделал, отдаю вам свои».
— Вы участвовали в показах неподражаемой Коко Шанель в 1967 году на фестивале мод. Какое она произвела на вас впечатление? Говорят, что с моделями она был очень груба и педантична.
— Меня она видела в наших показах. Но с самой Коко нам нельзя было общаться тем более, если ты не принимаешь участия в дефиле. За день до показа Шанель мы демонстрировали наши коллекции, гримерка у нас была та же, где переодевались модели Шанель. Так вот я просто по ошибке зашла к ним, но когда открыла дверь, онемела. В нашей стране еще не было капронок, а на их моделях они были надеты, причем на голое тело. Но это было не телосложение, а 100% анорексия. Личики дивные. Но фигура... Это ощущение «Освенцима». Спереди и сзади — стиральная доска, вместо груди — спущенные шарики, а ягодицы, как у больной коровы. Меня даже затошнило от такого ужаса. У них руки были... Как вам сказать, мне сейчас 73, так их руки в 20 лет по сравнению с моими просто две косточки, которые проглядывались через кожу.
— Ну вы тоже не отличались полнотой...
— Я была тонкой, но никогда не была худой. Дизайнер мадам Карвен называла меня Венерой Милосской. Хотя мне ее модели были велики. Я сначала недоумевала: почему она так ко мне обращается. Но после того, как увидела манекенщиц Шанель, поняла. Ведь у меня по сравнению с ними было нормальное женское тело. Самый большой мой вес —54 кг, а самый маленький —45 кг. Но обычно при росте1,75 сммой вес варьировался в пределах 52—54 кг. У меня была грудь формирующегося подростка. Помню, когда Карвен набирала для своей коллекции моделей из Прибалтики, все время им говорила: «Девочки, не кушать». А мне: «Лека, идем обедать». И это не удивительно. В день у меня было по три показа, между нами репетиции и съемки. Домой я приезжала только поесть, принять душ и переодеться. От усталости засыпала в метро и часто приезжала в депо.
— Как же вы питались?
— Ни в одном вопросе я не похожа на среднестатистического человека. В том числе и в питании. Например, по утрам я не ем и терпеть не могу режимы. Встать утром для меня — трагедия. Я всю жизнь любила жирное, мучное и сладкое. И все это в большом количестве и на ночь. Мама пекла пироги в газовой плите. На тесто выкладывался слой картошки, слой деревенского сала, лука и фрикаделек. Все это было толщиной5 см. И когда я заявлялась домой иногда в полночь, иногда в час ночи после показов, мама резала этот пирог на четыре части. Я брала себе этот ломоть и запивала его сливками. А еще делали ватрушки, вареники, хачапури...
— Интересно, а советских моделей учили ходить, держаться на подиумах, ухаживать за собой?
— Такого вообще не было. Это появилось, когда открылись ворота, и манекенщицы перестали быть штатными единицами. У нас не было дурацких кастингов. Я бы сейчас на них не стала ходить. А ухаживать за собой... Всю жизнь, кроме детского крема ленинградской фирмы, я ничем не пользовалась. И даже сейчас. Из косметики у меня была тушь, опять же ленинградская, и польские тени от «Ванды». На подиумах нас тоже никто не красил — как сами накрасимся, так и будет. И прически сами делали. Я до сих пор сама себя стригу.
— Не все сейчас помнят скандальную историю с французским актером и певцом Ивом Монтаном, когда тот приехал в Союз и обсмеял женское нижнее белье, которое не отличалось сексуальностью. Эта ситуация как-то повлияла на то, что моделей стали лучше одевать на показы?
— Когда мы устраивали у нас коллекции, я начальникам, от которых все это зависело, так и сказала: «Знаете, господа хорошие, мы и сами знаем, что нам можно, а чего нельзя. Вспомните, что после того случая с Монтаном, вы сказали, что он не друг советского народа, а враг. Если это же белье будет надето на советских манекенщицах, вы окажетесь собственными врагами. Не примите меры и не обеспечите нас достойным бельем, история повторится, и вам будет еще хуже». И это подействовало. Нам привезли 200-ю секцию белья из ГУМа, которую носили только министерские и циковские сотрудницы.
Сама я обычно на показах под одежду не надевала верхнюю часть, а трусики брала в детском мире — в цветочек или беленькие. Благо размер позволял, переставляла только резинку, чтобы они были по бедрам. А что было делать? За границу я не ездила, за деньги никому не продавалась, чтобы меня кто-то раздевал и одевал. Сама выкручивалась из положения.
— Современные модели давно не придерживаются общепринятых стандартов 90-60-90. Импонируют ли вам модели сегодняшней эпохи?
— Сейчас качество моделей перешло в количество. Появилось много красивых девушек, с хорошими фигурами. Но дизайнеры обезличивают и превращают их в штамповки. Лица покрываются безжизненной маской. Они — как бабочки-однодневки. Не связаны ни с прошлым, ни с будущим. Я считаю, что когда по подиуму ходят 14-летние девочки во взрослых вещах, это похоже на педофилию. Модель, которая еще ничего в жизни не познала, не может передать и донести что-то… Они носят одежду на вешалках, как манекены. Женщина должна украшать одежду, а если она пуста внутри, она не может хорошо выглядеть даже в самой роскошной одежде.
— Если посмотреть на биографии красивых женщин в истории, то у большинства из них было все, кроме личного счастья. Почему у вас сейчас нет семьи и детей?
— У меня был муж, работал режиссером на телевидении. Учился на одном курсе в ГИТИСе с Михаилом Казаковым. Но когда умер мой отец, я решила посвятить жизнь маме. Она у меня тоже сильно болела, и мне было ни до чего и ни до кого. Муж, естественно, не хотел, чтобы я так много времени ей уделяла. И я сделала свой выбор: собрала вещи и уехала жить к маме.
У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.
А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверна, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я — иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: «Так это была ты?» Мне было на тот момент 27, а ему 19.
Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.
Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: «Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим». Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.
Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма «Юноны и Авось», и там задали вопрос: «Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?». А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен.
А детей... Я очень хотела взять ребенка из детского дома, но время ушло, нет здоровья. Мне сейчас хочется скинуть весь груз накопленной жизни, уснуть, чтобы немного отдохнуть, а потом проснуться лет через 10 и увидеть, что в нашей стране изменилось...
Автор: Миличенко Ирина
Имя и слава сегодняшней героини нашей статьи родом ещё из тех времён, когда модельный бизнес в нашей стране не считался чем-то престижным, а те, кто в нём работал, были просто живыми манекенами, а потому и назывались "манекенщицами". А именно поэтому Лека Миронова по праву носит звание первопроходца в этой профессии. И, как любой первопроходец, в молодости Лека Миронова столкнулась со многими трудностями. Жизнь неоднократно испытывала красавицу на прочность, и, к слову, все эти испытания советская манекенщица прошла с достоинством.
Сегодня многие недоумевают и считают неверным прозвище "советской Одри Хепберн ", которое получила Лека Миронова в молодости. Возможно, внешние черты этих двух знаменитостей и не схожи, но в числе общих черт можно назвать субтильное телосложение (при достаточно высоком росте 175 см Лека Миронова в молодости весила 51 кг) и тонкие черты лица. О том, что героиня нашей статьи отличалась красотой и запоминающейся внешностью, не стоит и говорить. Показательно уже то, что Вячеслав Зайцев мгновенно рассмотрел в ней потенциал и она стала не только его первой манекенщицей, но и надёжным и верным соратником на долгие годы. Карьера героини советской красавицы складывалась весьма удачно, а потому и неудивительно, что в сети легко отыскать множество снимков Леки Мироновой в молодости. Правда, имея всесоюзную славу, в годы советской власти доступа за границу она не имела, несмотря даже на огромное число выгодных предложений, поскольку родилась в семье потомственных дворян, что в те годы было существенным недостатком. А домогательства со стороны власть имущих и вовсе заставили её на время — хоть и непродолжительное — уйти из профессии.
Красота не стала также для Леки Мироновой и залогом счастливой личной жизни. Скорее, даже наоборот. Единственный брак оказался неудачным и продлился недолго из-за собственнического характера супруга модели. Довелось Леке Мироновой в молодости испытать и разочарование на любовном фронте, которое даже отдалённо не идёт ни в какое сравнение с переживаниями наших современниц. На пути у двух влюблённых встала и система, и националистические распри двух народов. Единственным выходом из создавшейся ситуации было расставание, вследствие которого и сама Лека Миронова, и её избранник — литовский фотограф Антанас — на все оставшиеся годы так и остались одинокими.
Дружбу с Вячеславом Зайцевым Лека Миронова пронесла через всю жизнь
Тем не менее, знаменитость, как и многие её современники, отличается железным и стойким характером, благодаря которому и переживает все трудности с гордо поднятой головой. Сейчас — в солидном возрасте — Лека Миронова сохранила и привлекательность, и стройность (доказательством чему служат фото из нашей статьи), а потому иногда выходит на подиум.
Профессия манекенщицы в СССР была непрестижной и низкооплачиваемой, но уже тогда некоторые девушки добивались успеха на этом поприще. Сейчас бы ее называли топ-моделью, а тогда она была одной из самых известных советских манекенщиц. Лека Миронова могла бы зарабатывать намного больше официальной зарплаты – 76 рублей, если бы согласилась на предложение принять участие в откровенной фотосессии и быть более благосклонной к одному из членов ЦК. Но девушка отказалась, за что ей пришлось поплатиться.
Лека Миронова
О профессии манекенщицы Лека (Леокадия) Миронова никогда не мечтала. В Дом моделей на Кузнецком мосту она зашла случайно, за компанию с подружкой. К ней подошел молодой человек и спросил: «А Вы не хотите быть моделью?». Этим человеком оказался Вячеслав Зайцев, и эта встреча стала для Леки решающей.
С Вячеславом Зайцевым Лека Миронова сотрудничала более 50 лет
Требования к манекенщицам существенно отличались от современных. Лека Миронова вспоминает: «Многие были маленького роста. Я, например, по сравнению с нынешними моделями среднего роста. Были модели даже с 56-м размером одежды. Часто бывало: по подиуму идут две стройные девушки, а между ними – полная красивая дама.
Разным был и возраст сотрудниц – от 17 до 70 лет. Потому что главная задача профессии в наше время была – показать, что любая женщина, любой весовой категории и любого возраста может выглядеть красоткой. Кстати, попасть в мир моды не считалось такой уж удачей – обычная работа».
Манекенщиц готовят к фотосъемке
Долгое время Лека Миронова была невыездной: ее отец был репрессирован и объявлен врагом народа, а мать имела дворянское происхождение. Но за границей модель знали и даже называли «советской Одри Хепберн» – внешнее сходство действительно было заметным.
Советская Одри Хепберн – так называли Леку Миронову за границей
Лека Миронова одна из первых открыто заявила о домогательствах высокопоставленных чиновников. Именно по этой причине ее профессиональная судьба была очень сложной. Однажды Леку привезли на съемки для журнала, но о деталях умолчали. Как оказалось, сниматься нужно было обнаженной – готовили что-то вроде «Плейбоя» для работников ЦК КПСС.
Одна из самых известных советских манекенщиц
Миронова до сих пор не называет имен и фамилий, ссылаясь на то, что чиновники были слишком известными и влиятельными. Но других подробностей она не скрывает:
«Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя девочку, давшую отставку, в шпионаже и связях с врагами СССР. Я и сама попала под этот прессинг, когда отказала одному большому человеку, а потом полтора года сидела без работы. Меня грозились посадить за тунеядство, выселить из Москвы и даже камнем пристукнуть. Но я не сломалась. И мне не стыдно ни за секунду своей жизни».
Лека Миронова и Антанас
Личная жизнь Мироновой тоже не сложилась – однажды она встретила человека, с которым отношения были невозможны, но так и не смогла его забыть. Литовец Антанас состоял в националистической организации, и за связь с русской ему угрожали расправой. Чтобы не подвергать его опасности, Лека сама решила уйти. После этого она так и не вышла замуж, детей у нее не было.
Лека Миронова и в зрелом возрасте работала моделью
Но даже в 70-летнем возрасте она продолжала следить за собой и неоднократно выходила на подиум – их сотрудничество с Вячеславом Зайцевым длилось более 50 лет.
Лека Миронова и после 70 выходит на подиум
Одна из самых известных советских манекенщиц
Леокадия Миронова. Когда-то она заблистала на подиуме Дома моделей Кузнецкого моста, а потом и на подиумах всего мира.
Лёку Миронову называли русской Одри Хэпберн. Действительно сходство есть. Обе яркие брюнетки, обе худощавого телосложения, обе просто красавицы.
Лёка Миронова – звезда советского подиума, чья блистательная карьера началась с легкой руки Вячеслава Зайцева, недаром именно ее величают первой манекенщицей Советского Союза. Ее сравнивали с актрисой Одри Хепберн и западной моделью 60-х Твигги, в свете софитов она с легкостью была способна воплотить любые образы, и ее фотографии украшали многие журналы не только СССР, но и мира. Сейчас Лёке уже более семидесяти, но она по-прежнему в отличной форме и иногда выходит на подиум.
Смешно и грустно, но зарплата модели в СССР составляла 76 рублей. Сравните – уборщицы получали 60 рублей. И как, заметила в одном из интервью Лёка, уборщицам хоть выдавали ведра, тряпки, моющие средства. Тогда как моделям приходилось все покупать на свои деньги. И сложнее всего было с косметикой, ее практически не было. Кроме знаменитой Ленинградской туши.
Лека до сих пор пользуется той самой тушью. Она разводит ее маслом прополиса, что делает ресницы не только черными, но и питает их, лечит, ухаживает. Также Лёка никогда не пользовалась импортной косметикой, ее фаворит – обычный детский крем. А вместо тоника у знаменитой топ-модели СССР – обычное красное сухое вино. По ее словам, оно отлично тонизирует кожу.
Несмотря на то, что Лёка никогда не испытывала дефицит мужского внимания, она никогда не была замужем, у нее нет детей. Грустно, но это так. В одной из своих первых поездок, в Латвии, она с первого взгляда влюбилась в молодого человека. Любовь была взаимной. Он готов был бросить ради нее все и последовать за ней. Однако молодой человек состоял в националистической группе, и за связь с русской девушкой мог сильно пострадать от рук своих же товарищей. Но его это не пугало. Однако это пугало Лёку, она решила не подвергать любимого опасности. Они расстались.
Вот так, она сама, рассказывает эту историю:
"У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.
А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверена, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я - иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: "Так это была ты?" Мне было на тот момент 27, а ему 19.
Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.
Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.
Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма "Юноны и Авось", и там задали вопрос: "Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?". А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен. "
Эту любовь Лёка пронесла сквозь всю свою жизнь. Позже ее преследовал один из высокопоставленных чиновников СССР, но она была непреклонна. В конце концов, ее поставили перед выбором: или она становится его любовницей, или увольняется. Так, Лёка покинула модельный бизнес.