Гутнов а э язык архитектуры м 1990. Смотреть что такое "Гутнов А
Работал в НИ и проектном институте генерального плана Москвы. Его научные работы и проектные разработки экспонировались в Италии, США, Японии, Франции, Австрии, Германии. Главные работы последних лет – пешеходная улица Арбат, концепция развития градостроительства Москвы на долгосрочную основу
Родился в осетино-еврейской семье известных революционеров.
Его отец, Эльбрус Гутнов учился в Германии, в художественном училище, а затем в мастерской профессора Эмиля Орлика. На учебу в Германию был отправлен лично И. Сталиным в 1922-ом году, и выполнял там секретные поручения Коминтерна. В 1927 году вернулся в Россию и стал одним из зачинателей советской книжной графики.
Мать - историк-медиевист, Евгения Владимировна Гутнова (Левицкая-Цедербаум), дочь узника Гулага, Владимира Левицкого-Цедербаума, родного брата сподвижника Ленина, меньшевика Юлия Мартова (Цедербаума).
Алексей Гутнов, унаследовав творческую целеустремлённость отца, стал основоположником новой градостроительной школы, в рамках которой сегодня работают его последователи и ученики. Отдавая должное Алексею Эльбрусовичу по инициативе Москомархитектуры, Союза Архитекторов Москвы и МАРХИ учреждена ежегодная премия имени архитектора Гутнова, которой отмечаются ежегодные научные, поисковые, теоретические и практические градостроительные разработки, посвященные генплану, так и отдельных фрагментов города Москвы.
На протяжении всей своей деятельности Алексей Эльбрусович Гутнов неотрывно преподавал в Московском Архитектурном институте. Он был самым молодым профессором, доктором архитектуры; его доклады, дискуссии, лекции, занятия с аспирантами (им "выпущено" больше 10 аспирантов) и дипломниками всегда были неизменно глубоки, содержательны, и интересны.
Он ушел из жизни 49 -ти лет.
О Гутнове:
"Все мы зодчие, строители, инженеры делаем общее дело, строим города. Не на годы, на века."
А. Гутнов. " Ответственность зодчего"
После окончания института Алексей работал два года в Управлении по проектированию Дворца Советов для правительственного центра на Ленинских горах, потом двенадцать лет в Моспроекте 1, в дальнейшем возглавлял научный отдел НИиПИ Генплана Москвы. Им написано около 100 научных статей по архитектурным проблемам в широкой и специальной печати; книги: 1977 - Будущее города, совместно с И.Лежавой, 1984 - Эволюция градостроительства, 1985 - Мир архитектуры (Язык архитектуры), 1990 - Мир архитектуры (Лицо города), завершена В.Глазычевым, 1993 - Города и люди, сборник статей. В Моспроекте был накоплен огромный практический архитектурный опыт: спроектирован жилой район Гольяново, Сокольники, Спасские улицы, Новокировский проспект, жилые дома и общественные здания; были выполнены союзные и международные архитектурные конкурсы и т.д. Этот неограниченный опыт позволил вплотную подойти к проблемам крупного развивающегося города различных его территорий - как на периферии, так и в центре. В научном отделе Генплана вплотную подошли к разработке методики реконструкции исторического города. Появились такие проекты, как Столешников переулок и Арбат - пешеходные зоны, районы Замоскворечья. Одновременно были начаты работы по прогнозированию развития Большой Москвы. Был выполнен альтернативный генплан развития Москвы, который в 1984 - 86 гг. привел к разработке и утверждению "Основных положений Генплана города". Главный архитектор Москвы А.Кузьмин пишет, - Гутновым и его школой заложено "в понимании градостроительного процесса так много (идей), что до сих пор мы (их) "шлифуем", - пытаемся переложить в язык официальных документов и т.д. Исследование - прогнозирование и методология регулированного устойчивого развития - система развития города. На протяжении всей своей деятельности Алексей Эльбрусович Гутнов неотрывно преподавал в Московском Архитектурном институте. Он был самым молодым профессором, доктором архитектуры; его доклады, дискуссии, лекции, занятия с аспирантами (им "выпущено" больше 10 аспирантов) и дипломниками всегда были неизменно глубоки, содержательны, и интересны. Все новые разработки отдела, полученные научные принципы всегда доносились до молодежи в институте. Количество его учеников в Союзе чрезвычайно обширно, сегодня несколько поколений архитекторов оперируют многими его понятиями, такими как - "городская среда", "каркас", "ткань", и т.д. и в своей практике и научных исследованиях последовательно проводят в жизнь его методологические разработки.
Биография
Во время учёбы в Московском архитектурном институте был лидером кружка студентов, занимавшихся поиском концепции, нового, современного города. Разрабатываемая студентами концепция получила название [НЭР], то есть Новый элемент расселения. В 1960 году студенты группы (девять человек) защитили коллективную дипломную работу «Город в Сибири» (на примере ситуации Критово рядом с Красноярском).
В 1968 году созданный группой НЭР проект города будущего был представлен на международной выставке Триеналле в Милане , где он получил позитивные отклики. В 1970 году созданный группой НЭТ экспонат-макет демонстрировался на всмирной выставке в Осаке .
Творчество
Основной областью творческого и научного интереса Алексея Гутнова было градостроительство . Под его руководством и с его участием был разработаны такие проекты, как жилой район Гольяново , Сокольники , Спасская улица, Новокировский проспект, многочисленные жилые и общественные здания.
Гутнов был сторонником концепции пешеходных улиц в центре города. Под его руководством был разработан и претворён в жизнь проект превращения Арбата в пешеходную улицу. По его замыслу, другими пешеходными улицами Москвы должны были стать Столешников переулок и Кузнецкий мост .
Библиография
- Будущее города (1977), совместно с И.Лежавой
- Эволюция градостроительства (1984)
- Мир архитектуры: Язык архитектуры (1985)
- Мир архитектуры: Лицо города (1990, недописана, завершена В. Л. Глазычевым
- Города и люди (1993, сборник статей)
Источники
- , биографии
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Гутнов А. Э." в других словарях:
Гутнов, Алексей Эльбрусович Алексей Эльбрусович Гутнов Годы жизни Гражданство СССР Дата рождения 1937 год(1937) Место рождения … Википедия
Алексей Эльбрусович Гутнов Основные сведения Гражданство СССР Дата рождения 1937 год(1937) Место рождения … Википедия
Алексей Эльбрусович Гутнов (1937 1986) советский архитектор (доктор архитектуры), автор более чем ста научных статей и нескольких книг, в том числе четырёх монографий. Популяризатор архитектуры (автор научно популярной дилогии «Мир архитектуры»)… … Википедия
Алексей Эльбрусович Гутнов (1937 1986) советский архитектор (доктор архитектуры), автор более чем ста научных статей и нескольких книг, в том числе четырёх монографий. Популяризатор архитектуры (автор научно популярной дилогии «Мир архитектуры»)… … Википедия
- … Википедия
- … Википедия
Флавий Ардавур Аспар лат. Flavius Ardabur Aspar … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Город (значения). Ронда, Испания … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия
Книги
- Социологическое образование в России , Добреньков Владимир Иванович, Кравченко Альберт Иванович, Гутнов Дмитрий Александрович. В монографии дано подробное описание состояния социологического образования в России, история его…
Книга рассказывает о роли и назначении архитектуры, истории градостроительства, его направлениях и достижениях в этой сфере советских специалистов, об актуальных проблемах и перспективах современной архитектуры.
Доктора архитектуры Алексея Эльбрусовича Гутнова читатели знают по книге «Мир архитектуры. Язык архитектуры» («Эврика», 1985 г.). По его проектам построен ряд общественных зданий и жилых микрорайонов в Москве. Он также является одним из авторов проекта пешеходной улицы Старый Арбат.
Архитектор, кандидат философских наук, исследователь проектного творчества и архитектурного наследия, критик, переводчик, публицист, Вячеслав Леонидович Глазычев закончил Московский архитектурный институт. Он является секретарем правления Союза архитекторов СССР, ведущим научным сотрудником Научного центра теории и истории архитектуры и градостроительства, а также профессором Международной академии архитектуры.
Настоящая книга рассказывает об истории градостроительства, продолжает разговор об архитектуре и путях ее развития.
ОТ АВТОРОВ
Эту книгу задумал и начал Алексей Эльбрусович Гутнов как продолжение разговора о труде архитектора. Его «Мир архитектуры», изданный «Молодой гвардией» в 1985 году, завоевал популярность у читателей и был удостоен диплома первой степени на Всесоюзном конкурсе общества «Знание» (1986 г.) и Золотой медали на Всемирной бьеннале архитектуры ИНТЕРАРХ-87 в Софии. Гутнов мечтал о том, чтобы следующая книга «Мира архитектуры» - «Лицо города» - дополнила знание тех, кто заинтересовался славной историей зодчества. Мир города, естественный для большинства из нас как природа, создается объединенным усилием множества людей, но роль архитектора в истории города особенная. Он воспринимает город как все горожане и одновременно иначе, потому что умеет видеть в сегодняшнем облике городов и их прошлое, и их ближайшее будущее.
Этому посвящена книга, которую начал и не смог завершить Гутнов, блестящий архитектор, теоретик градостроительства, педагог, и деятельность и сама личность которого оказали огромное влияние на развитие советской архитектуры. Его жизнь была оборвана жестокой болезнью. Он успел написать из задуманного лишь введение и три главы. Текст оборвался на середине фразы.
Мы были союзниками в работе, направленной на качественный скачок в глубине, в реалистичности архитектурного мышления. Мы были дружны. Алексей завещал мне завершить работу над начатой им рукописью. Опираясь на разработанную им структуру глав, на его книги, статьи, вспоминая наши беседы, я стремился к тому, чтобы дописанная мной книга была в максимально доступной мне степени его книгой. Наверное, не все в этом отношении удалось, поскольку по ряду затронутых вопросов мои знания заметно уступают его знаниям. Трудно также сохранить в полной мере однородность стиля. Я сделал что мог.
В. Глазычев
ВВЕДЕНИЕ
И ЭТО ВСЕ - ГОРОД
Каждое архитектурное сооружение - если только это настоящая архитектура - имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, наподобие героя литературного произведения. А город можно сравнить с самим произведением - романом или пьесой, где сложно взаимодействуют десятки, сотни, а то и тысячи таких архитектурных «героев».
Чтобы убедиться в этом, читателю проще всего проехать, а еще лучше прошагать пешком по своему городу - от центра до окраины. Простор центральных площадей с престижными зданиями и нарядными скверами сменяется толчеей нешироких, наполненных жизнью улиц старого города. Дома стоят плотно, один к одному, выставляя напоказ витрины магазинов. Затем магазины начинают попадаться реже, застройка все чаще образует разрывы, на десятки метров тянутся заборы предприятий, пока не смыкаются друг с другом. Ориентироваться становится все сложнее, новые стеклянные корпуса то тут, то там теснят старые кирпичные постройки промышленного пояса. Однако постепенно среди путепроводов и подъездных путей начинают опять попадаться островки жилых кварталов, и, наконец, с высокого обрыва открывается вид на новый жилой район, раскинувшийся по ту сторону обширного парка. Прямые улицы-бульвары, вдоль которых расставлены новые многоэтажные дома. В широких промежутках между ними виднеются другие такие же дома, и кажется, не будет конца их победоносному шествию, но вдруг оно обрывается, подступив вплотную к утопающей в зелени садов деревеньке. Такую или очень похожую картину увидит житель всякого большого, имеющего давнюю историю города. Совсем иной будет последовательность впечатлений в новом городе, сформировавшемся всего несколько десятилетий назад. Или в небольшом университетском центре, курортном городке...
Я родился и всю свою жизнь прожил в Москве. Она начиналась для меня с улицы моего детства - уютной и зеленой, уставленной невысокими, но добротными домами. Петляющая, как тихая речка в своих каменных берегах, вела она в шумные заливы городского центра. Конечно, мы, мальчишки сороковых послевоенных годов, не могли знать всех подробностей долгой и славной истории нашей улицы, но уважительно поглядывали на церковь, в которой, как говорили, венчался Пушкин, иностранный, непохожий на другие дом, где, как извещала прикрепленная к нему мраморная доска, жил и умер Горький. Улица несла в себе живую историю, которая соприкасалась с историей Тверского бульвара, улицы Горького, выводила в конце концов на широкий и величественный простор Красной площади.
Потом менялись адреса моих домов, где я жил, учился и работал. Веселая и напряженная суета центра все чаще уступала место пустующим просторам новых районов. Но я научился видеть своеобразную красоту в стерильной прямоугольности больших белых домов, спокойно разошедшихся на опушке леса или зеленом лугу поймы. Даже в их соседстве с изящными мачтами высоковольтной передачи и силуэтом теплоэлектроцентрали. Я узнаю привычный ритм моего города в толчее метро и потоке автомашин, мне уже не хватает этого ощущения наполненности и внутреннего напряжения, когда я попадаю в другой город,- мне кажется, там все происходит как в замедленной съемке, меня настораживают его заторможенность и спокойствие. Я люблю мой город и не согласен променять его ни на какой другой.
Конечно, мне особенно повезло с моей Москвой, родиться и провести здесь детство довелось не всем из восьми с лишним миллионов ее жителей. Но разве не у каждого есть, обязательно должен быть свой неповторимый, единственный в мире принадлежащий именно ему город, каким для меня, например, стала Москва. Ведь так или иначе, живя в городе, поневоле становишься постоянным зрителем, а значит, и участником захватывающего и никогда не прекращающегося архитектурного спектакля. Правда, разобраться в нем не всегда просто - надо знать законы, по которым развивается действие, чтобы успевать следить за всеми перипетиями запутанного сюжета.
Почему один дом, казалось бы, всем хорош, но не смотрится в ряду с другими? А другой, хотя и неказистый, радует глаз и кажется вполне на своем месте? Почему в одном месте дома сгрудились плотной кучей и норовят потеснить соседа, а в другом их никак не удается собрать воедино? Почему в некоторых пунктах города, каким бы большим он ни был, каждый из его жителей бывает чуть ли не ежедневно, а в иные не попадает целыми месяцами? Где кончается город и начинается пригород? Подобных вопросов на тему о городе можно задать великое множество - читателю, наверное, не составит труда в этом поупражняться. А вот ответы далеко не всегда очевидны. Поисками таких ответов - ив теории, и на практике - занимается специальная дисциплина, изучающая законы и правила устройства городов. Она так и называется - градостроительство.
Градостроительство родилось в недрах архитектуры, многие до сих пор считают его просто разделом архитектуры. Действительно, едва ли не все известные градостроители были по образованию архитекторами. В то же время великие зодчие всегда славились именно умением сочетать талант художника с мастерством градостроителя. Однако сегодня городов стало так много и среди них есть такие многомиллионные гиганты, что градостроителю уже недостаточно архитектурных знаний -он должен хорошо разбираться в социологии и гигиене, экономике и экологии, организации транспорта и управлении городским хозяйством. Одним словом, градостроительство стало не просто одним из разделов, а высшей и наиболее трудной ступенью архитектурного мастерства. По этой же причине, не зная начал градостроительства, сегодня трудно, а то и невозможно разобраться в архитектуре, дать правильную оценку архитектурному сооружению. Поэтому читателю, который уже познакомился с азами зодчества по первому тому «Мира архитектуры», предлагается теперь книга о градостроительстве. Если прежде речь велась об архитектуре отдельного сооружения или нескольких сооружений, составляющих ансамбль, то теперь она пойдет об архитектуре города.
Что такое город?
Город - одним и тем же словом называем мы огромную Москву и маленький Суздаль, древний Киев и новый Тольятти, промышленный Свердловск и курорт Сочи. Что общего в столь разных скоплениях людей, домов, дорог? Какое качество позволяет нам отнести каждое из них к категории города?
Кто только ни пытался ответить на этот вопрос и каким только образом! Однако какого-либо единого общепринятого определения города так и не создано. Пытались брать за основу размеры поселения, но грань между деревней и городом по такому признаку установить не удается. Иные современные села или станицы далеко превосходят по численности населения, скажем, известный античный город Приену с населением не более пяти тысяч человек, а по территории такие славные древнерусские города, как Тверь или Юрьев-Польский, занимавшие некогда всего 8-10 гектаров. Однако городами большие села так и не стали. То же самое относится и к плотности населения - в далеком горном селении она может быть выше, чем в столичном городе. Кажется,
Более надежно определить город по характеру трудовой занятости его жителей: там, где сельское хозяйство - деревня, где неаграрные виды деятельности - город. Но и так легко ошибиться. Сельское хозяйство всегда играло заметную роль в жизни горожанина, и сейчас даже в крупных городах часть населения занята сельским трудом, а в их черте можно найти колхозные и совхозные земли, приусадебные участки. С другой стороны, есть поселки, где главным занятием является не сельское хозяйство, а, например, рыбная ловля, добыча ископаемых или художественные промыслы, хотя городами их по этой причине не назовешь. С таким же успехом можно было бы перебирать другие факторы.
Одним словом, «строгое» определение города не получается - оно должно включать слишком много различных признаков, которые варьируются в самых различных сочетаниях. Если так, значит, можно с полным основанием заключить, что город очень сложно организован и в нем по-разному преломляются самые разные стороны нашей жизни и окружающего нас мира.
Действительно, город - арена общественных отношений, отражающих социальную структуру общества. Люди всех возрастов, всех социальных слоев, всех профессий втянуты в один гигантский круговорот городского образа жизни. И каждый из них стремится найти в городе нужные ему условия общения и соответствующий тип пространственного окружения. Огромная ярмарка, на которой идет постоянный обмен товарами, идеями, информацией.
Город - это развитый народнохозяйственный комплекс, где связаны воедино десятки и сотни самых разных предприятий и производств. Ежедневно город поглощает тысячи тонн сырья и продовольствия, выбрасывает тысячи тонн промышленных и бытовых отходов. Гигантский завод, работающий по сложнейшему технологическому циклу, где не должно быть ничего лишнего и все части должны быть плотно пригнаны друг к другу.
Город - это мощное инженерное хозяйство, своего рода система жизнеобеспечения для больших скоплений населения. Десятки и сотни километров труб - водопровод, канализация, энергоснабжение, - проложенные под городом, электростанции, котельные, очистные сооружения, бесперебойно снабжающие население и предприятия всем необходимым. Система городских коммуникаций - транспорт, почта, телефонная связь, радио и телевидение. Целый громоздкий и хорошо отлаженный механизм, без которого современный город распался бы на десятки изолированных поселков.
Город - это колыбель и вершина цивилизации, где всегда создавались и продолжают создаваться наиболее выдающиеся образцы материальной и духовной культуры человечества. Шедевры мирового искусства, неповторимые памятники древности, вечные символы национальной культуры, наивысшие достижения технического прогресса - все это сосредоточено в городах - главных жизненных центрах планеты.
Причем ни одна из реальностей современного города не существует сама по себе, а составляет неразделимый сплав со всеми остальными. При всей своей многоликости и разноплановости город всякий раз предстает перед нами как единое, нераздельное целое, как наполненный жизнью, непрерывно развивающийся организм. Очень точно сказал об этом Карл Маркс: «...само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм».
Понять, как устроен городской организм и какое место принадлежит в нем архитектуре - вот задача этой книги.
Введение. И это все - город... 7
Часть первая. ГОРОДА МИРА
Глава 1. МОСКВА - ЛЕНИНГРАД
«Большая деревня» и «умышленный город» ... 17
«Люблю тебя, Петра творенье...».22
Симметрия симметрии рознь.28
Как расти городу.33
Второе рождение города.39
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА
С чего начиналось градостроительство..51
Гипподам и его последователи.53
Все начинается сначала.. 59
Флоренция, Венеция и другие..63
Рождение новой перспективы...68
Тайны Парижа..72
Новая жизнь старых городов...78
Глава 3. ГОРОДА ЗАВОЕВЫВАЮТ ПЛАНЕТУ
Город-сад: рождение идеи..85
Новое обличье города-сада.89
Новый город - «идеальный» город?...95
Какой город самый «выгодный»?..100
Город-линия..103
От города к системе расселения.107