Границ нкр. Нагорно-карабахская республика
, Республика Арцах (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Հանրապետություն Արցախ — Лернаин Гарабаги Анрапетутюн, Анрапетутюн Арцах) — непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
Климат
Климат Нагорно-Карабахской Республики мягкий и умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха — +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21-22° С.
Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) - около 0° С.
Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.
Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм. В высокогорной зоне выпадает 560—830 мм осадков в год. Большая часть осадков выпадает в мае-июне. В этот период также часты проливные дожди и град.
Нагорно-Карабахская Республика
10 декабря 1991 года был проведён референдум о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991—1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.
Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
партия «Свободная Родина»
«Демократическая партия Арцаха»
партия «За нравственное возрождение»
Коммунистическая партия
блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88»
партия «Наш дом — Армения»
партия «Социальная справедливость»
На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам»). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве».
Правительство Нагорно-Карабахской Республики
Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.
Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.
В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерства Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.
Постоянные представительства НКР
- Армения — Ереван
- Россия — Москва
- США — Вашингтон
- Франция — Париж
- Австралия — Сидней
- Ливан — Бейрут
- Германия — Берлин
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов.
Административно-территориальное деление
Территориально Нагорно-Карабахская Республика разделена на 7 районов и столицу Степанакерт.
Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом.
9 мая 1992 — установление контроля над Шушей.
июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом.
март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом.
13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов.
31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом.
23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов.
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0.01 %), азербайджанцев — 6 человек (0.005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек.
Статус
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты 4 резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль армянами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами, в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН (без США, России, Франции — государств-членов Минской группы ОБСЕ), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана».
В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством.
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. В 2006 году Президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна признает независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признает конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «Это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».
20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса.
Экономика
Экономика НКР была полностью уничтожена во время Нагорно-Карабахского конфликта 91-94 гг. На данный момент усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и Диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые значительно оживляют рост экономики. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и д.р. Активно развивается туристическая инфраструктура, строятно новые тур. центры, гостиницы, маршруты и т.д.
Экономический форум Bridge Artsakh
Форум организован совместно бизнесами Армении, Арцаха и армянской диаспоры, появился сравнительно недавно и сегодня его посещают многие политики и бизнесмены, заключается много договоров.
Религия
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики в качестве традиционной религии имеют Армяно-Григорианскую Церковь, которая имеет на территории НКР Арцахскую епархию.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы.
Достопримечательности
- Азыхская пещера — наиболее известная пещера в республике. Расположена в Гадрутском районе.
- Руины древнего города — предположительно, Тигранакерта — древнеармянского города, основанного Тиграном II в I веке до н. э. Расположены в Аскеранском районе.
- Амарас — армянский монастырь IV века. Расположен в Мартунинском районе.
- Цицернаванк — армянский монастырь IV века. Расположен в Кашатагском районе.
- Гандзасарский монастырь — армянский монастырь XIII века. Расположен в Мартакертском районе.
- Дадиванк — армянский монастырь IX века. Расположен в Шаумяновском районе.
- Монастырь Гтчаванк — армянский монастырь XIII века. Расположен в Гадрутском районе.
- Монастырь Ерек Манкунк — армянский монастырь XVII века. Расположен в Мартакертском районе.
- Каганкатуйк — руины древнего армянского поселения. Расположены в Мартакертском районе.
- Шушинская крепость — одна из наиболее известных крепостей Карабаха. Расположена в Шуше.
- Аскеранская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Аскеранском районе.
- Хоханаберд (крепость) — одна из лучших крепостей Средневекового Хачена, построил Гасан-Джалал Дола. Была центром Хаченского княжества.
- «Мы — наши горы» — монумент на вершине холма при въезде в Степанакерт.
- Андаберд (крепость)
- Андаберд (монастырь)
- Тигранакерт (крепость) — крепость г. Тигранакерта
- Качагакаберд (крепость)
- Кармираван (монастырь) — армянский монастырь начала XIII века
- Княжеский дворец меликства Дизака — в с. Тох, Гадрутского района.
История:
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
10 декабря 1991 года был проведён референдум (тогда как независимость Азербайджанской Республики была провозглашена не посредством референдума) о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района Азербайджанской ССР референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва - Верховный Совет НКР - принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991-1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять Шушу, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.
В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.
В 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США, до тех пор пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби. По мнению Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией, по мнению авторов книги «Хрупкий мир», произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, по мнению Сванте Корнелла, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение - Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».
С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.
Армии Обороны НКР удалось взять под контроль большую часть ранее контролируемых Азербайджаном территорий Нагорно-Карабахской автономной области, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана. Данные действия были квалифицированы Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке, Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.
В 1992 г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.
Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Признавшие страны:
Флаг:
Карта:
Территория:
Демография:
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян - 137 380 человек (99,74 %), русских - 171 человек (0,1 %), греков - 22 человека (0,02 %), украинцев - 21 человек (0,02 %), грузин - 12 человек (0,01 %), азербайджанцев - 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей - 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка - на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых - дети. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек
Религия:
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики являются прихожанами Армянской Апостольской церкви, которая представлена на территории НКР Арцахской епархией.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова БогородицыПреимущественно православные
Языки:
[Приложение]
Приложение
Данный документ и приложение к нему были распространены в Организации объединенных наций 2 сентября 1997 года постоянной Миссией Республики Армения при ООН в Нью-Йорке.
(неофициальный перевод)
Ваше Превосходительство,
В течение последних нескольких лет правительство Азербайджана
активно распространяет сфабрикованную и фальшивую информацию о Нагорном Карабахе
и о последствиях нагорно-карабахского конфликта. Предоставленная Азербайджаном
информация об оккупированных территориях, беженцах и перемещенных лицах не
соответствует существующей действ-ительности.
Мы уверены, что предоставление неточной и недостоверной инофрмации о Нагорном
Карабахе и нагорно-карабахском конфликте посредникам и международной общественности
приводит к неправильным решениям и заключениям.
Приложенный документ, который подготовлен на основе беспристрастного анализа
и официальных источников, уточняет целый ряд вопросов и, таким образом, содействует
лучшему пониманию существующей действительности, фактов и общей обстановки
вокруг нагорно-карабахского конфликта.
Я в Вашем распроряжении для предоставления любой дополнительной информации.
Искренне Ваш,
Леонард Петросян,
исполняющий обязанности Президента
Нагорно-Карабахской Республики
Его Превосходительству г-ну Кофи Аннану,
Генеральному Секретарю ООН,
Нью-Йорк.
Копии письма:
Верховному Комиссару ООН по беженцам,
Верховному Комиссару ООН по правам человека,
Международной организации миграций,
Межпарламентскому союзу,
Парламентской ассамблее СНГ,
Парламентской ассамблее ОБСЕ,
Парламентской ассамблее Совета Европы,
Министрам иностранных дел государств-членов Минской группы ОБСЕ по
Нагорному Карабаху.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДАННЫЕ О БЕЖЕНЦАХ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦАХ И
ЗАНЯТЫХ В ХОДЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИЯХ
В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЕ
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
Говоря об оккупированных территориях Нагорного Карабаха, беженцах и перемещенных
лицах в Нагорном Карабахе, руководство НКР использует такие термины как “Нагорно-Карабахская
автономная область” (НКАО), “Нагорно-Карабахская Республика” (НКР) и “Нагорный
Карабах” (НК).
НКАО включает территории, входившие в административные границы бывшей Нагорно-Карабахской
автономной области.
Нагорно-Карабахская Республика (НКР) территориально охватывает не весь армянский
Нагорный Карабах в его географическом и историческом единстве а территории
бывшей НКАО и Шаумянского района. На этих территориях была провозглашена Нагорно-Карабахская
Республика (НКР) в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством
СССР, в частности, ста-тьей 3 Закона СССР “О порядке решения вопросов, связанных
с выходом союзной республики из СССР” от 3 апреля 1990 г., а также Декларацией
совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов
народных депутатов с участием депутатов всех уровней от 2 сентября 1991 г.
и всенародным референдумом 10 декабря 1991 г. Именно население этих территорий
избирало и формировало руководящие органы власти НКР, о которых в мандате Минской
группы ОБСЕ от марта 1992 года говорится как об “избранных и иных представителях
Нагорного Карабаха”.
Армянский Нагорный Карабах в целом представляет собой более значительные территории.
Он включает в себя также северную часть Нагорного Карабаха (население которой
до 1988 года было преимущественно армянским), а также ряд других районов.
БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
В 1918 г. численность армян Нагорного Карабаха достигала 300-330 тысяч человек.
При нормальном развитии края общая численность армянского населения НК должна
была к 1988 г. составить 600-700 тысяч человек. В 1918-1920 гг. в результате
турецко-азербайджанской агрессии, имевшей целью геноцид армян Нагорного Карабаха,
погибло 20% жителей края. Только в сто-лице края городе Шуши, одном из крупнейших
городов Закавказья того времени, и его окрестностях турецко-азербайджанскими
войсками было уничтожено в марте 1920 г. почти 20 тысяч армян. Несмотря на
это, при создании в 1923 г. Автономной области Нагорного Карабаха - АОНК (так
до 1936 года называлась бывшая НКАО) армяне составляли 95 % населения автономии,
а азербайджанцы - лишь 3%. За 75 лет советско-азербайджанского господства численность
армянского населения как в Нагорном Карабахе в целом, так и в НКАО, осталась
в абсолютном значении на прежнем уровне из-за дискриминационной политики властей,
вынудившей армян к эмиграции (ныне в Армении и странах СНГ проживают свыше
500 тысяч имеющих карабахские корни армян); вследствие этого численность армян
в НКАО снизилась в относительном выражении до 77 процентов, в то время как
абсолютная численность азербайджанцев выросла в несколько раз в результате
механического прироста за счет переселенцев из Азербайджана.
По официальным данным переписи 1989 г., население НКАО составляло 189 тысяч
человек, из них армян - 145,5 тыс. (76,9 %), азербайджанцев - 40,6 тыс. (21,5
%). В Шаумянском районе, по данным на тот же год, проживало свыше 17 тысяч
армян (примерно 80 % населения района) и около 3 тысяч азербайджанцев. В ходе
переписи неучтенными остались примерно 23 тысячи армянских беженцев из Баку,
Сумгаита, ряда других городов, которые к моменту проведения переписи в январе
1989 г. фактически проживали в бывшей НКАО, не имея местной прописки, а потому,
согласно имевшейся в их паспортах старой отметке о прописке, были отнесены
к местам своего прежнего проживания.
Таким образом, армянское население НКАО и Шаумяновского района, взятое вместе,
насчитывало 185 тысяч человек, азербайджанское - 44 тысячи, еще 3,5 тысячи
человек приходилось на долю русских, греков, украинцев, татар и других.
Северная часть Нагорного Карабаха, переданная в 1921 году российскими большевиками
Азербайджану в составе Нагорного Карабаха, не вошла, как и Шаумянский район,
в состав созданной в 1923 году на территории НК Автономной области Нагорного
Карабаха (границы которого Москвой было поручено определять Азербайджану).
Территории северной части НК, на которых компактно проживали карабахские армяне
неоднократно перекраивались и были затем включены в новосозданные в 1930-х
годах и более позднее время административные районы АзССР в целях искусственного
превращения армянского населения на этих территориях из подавляющего большинства
в меньшинство населения. Речь идет о Дашкесанском, Шамхорском, Кедабекском,
а также Ханларском районах, на территории которого расположен и древний карабахский
город Гянджа (Гандзак по-армянски, бывший Елисаветполь, в советское время -
Кировабад). Тем не менее, вплоть до 1988 г. армяне по-прежнему составляли подавляющее
большинство населения в зоне компактного проживания в Северном НК, который
охватывал горные и частично предгорные части вышеуказанных районов бывшей АзССР.
На 1988 г. на этих территориях проживало армян (порайонно):
- в Ханларском - 14,6 тыс. чел.,
- в Дашкесанском - 7,3 тыс. чел.,
- в Шамхорском - 12,4 тыс. чел.,
- в Кедабекском - 1,0 тыс. чел.,
- в г. Гянджа - 48,1 тыс. чел.
- Всего - 83,4 тыс. человек.
То есть армянское население Северного Нагорного Карабаха более чем в два раза
превышало численность азербайджанского населения в бывшей НКАО (в одном только
городе Гянджа жило армян на 7 тысяч больше, чем азербайджанцев в бывшей НКАО
в целом, или в четыре раза больше, чем жило азербайджанцев в городе Шуше).
Таким образом, к концу 1988 г. армянское население Нагорного Карабаха в целом
(НКАО, Шаумянский район и Северный НК) составляло 268 тысяч человек.
Армянское население Северной части НК было насильственно депортировано в 1988-1991
годах. Депортации начались осенью 1988 года и были завершены уже после начала
открытой вооруженной фазы конфликта. Последние армянские населенные пункты
этой зоны Геташен и Мартунашен были опустошены в апреле-мае 1991 года во время
совместной операции “Кольцо” МВД Азербайджана и внутренних войск СССР, в ходе
которой были полностью депортированы и захвачены Азербайджаном 24 населенных
пункта в Нагорном Карабахе. Ныне подавляющее большинство беженцев из Северного
НК находится в Армении, частично в России и лишь малая часть - в НКР.
В ходе боевых действий летом-осенью 1992 года азербайджанская армия заняла
полностью Шаумяновский район, около двух третей Мардакертского района, части
Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР. В результате этого 66
тысяч армян стали беженцами и перемещенными лицами. После освобождения Армией
обороны НК большей части оккупированных территорий (кроме Шаумяновского и частей
Мардакертского и Мартунинского районов НКР) 35 тысяч беженцев вернулись на
территорию НКР. Однако вследствие того, что их села были либо полностью разрушены,
либо продолжают оставаться под азербайджанской оккупацией, большую часть этих
людей следует отнести к категории перемещенных лиц.
Таким образом, общее количество армянских беженцев из Нагорного Карабаха -
114 тысяч человек, в том числе 83 тысячи из Северного НК и 31 тысяча - преимущественно
из Шаумяновского и Мардакертского районов НКР.
В настоящее время перемещенных лиц в НКР - примерно 30 тысяч человек.
При общей численности армянского населения НКР на 1991 1 год в 185 тысяч человек,
беженцев и перемещенных лиц непосредственно из самой НКР по состоянию на сегодня
насчи-тывается 61 тысяча человек, что составляет 33 процента армянского населения
Нагорно-Карабахской Республики. То есть треть населения НКР является ныне беженцами
или вынужденными переселенцами.
С учетом беженцев из северной части Нагорного Карабаха (см. выше), общее количество
беженцев и перемещенных лиц-армян в целом по Нагорному Карабаху достигает,
по данным на 1988 год, 144 тысячи человек, что составляет 54 процента от общей
численности армянского населения Нагорного Карабаха (НКР и Северного НК).
Таким образом, с 1988 года каждый второй карабахский армянин, из числа живших
на тот момент на своей Родине, стал беженцем или перемещенными лицом.
Несмотря на тот факт, что большинство армян, живших в Баку, Сумгаите, ряде
других городов и районов Азербайджана и ставших беженцами в результате конфликта 2 ,
являются выходцами из Нагорного Карабаха, мы намеренно ограничиваемся географическими
и демографическими рамками Нагорного Карабаха и не ведем речь об этой, самой
многочисленной, категории армянских беженцев, которая должна стать предметом
обсуждения между Арменией и Азербайджаном.
Вышеприведенные цифры наглядно показывают, что из двух основных сторон конфликта
- Нагорного Карабаха и Азербайджана (данные по АР будут приведены ниже) - у
первого несравненно более тяжелое положение с беженцами и перемещенными лицами.
К этому следует добавить, что в отличие от Азербайджана НКР практически не
получает помощи для своих беженцев и перемещенных лиц по линии международных
организаций. В то же время азербайджанские беженцы из Нагорного Карабаха получают
гуманитарную помощь от международных организаций. Таким образом, налицо к тому
же и фактическая дискриминация беженцев по национальном признаку со стороны
международных организаций.
ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАГОРНОГО КАРАБАХА
Говоря об оккупированных территориях Нагорного Карабаха, власти НКР ведут
речь об оккупированных Азербайджаном территориях Нагорно-Карабахской Республики,
которые, как уже говорилось ранее, охватывают не весь армянский Нагорный Карабах
в его географическом, историческом и этническом единстве, а только территории
бывшей НКАО и Шаумянского района (см. выше)
, на которые в начале открытых боевых
действий в полной мере распространялась власть руководства НКР.
В результате боевых действий между Азербайджаном и НКР азербайджанские войска
заняли в 1992 г. и оккупируют на сегодня около 750 кв. км территории НКР, что
составляет 15 процентов ее площади. Речь идет о всем Шаумянском (600 кв. км),
а также частях Мардакертского и Мартунинского районов.
АЗЕРБАЙДЖАН
Согласно пропагандистским утверждениям азербайджанских властей и официальных
представителей, на настоящий момент будто бы оккупировано 20 процентов территории
Азербайджана, а в стране, якобы, имеется свыше 1 миллиона беженцев и перемещенных
лиц. Утверждается также, что такая ситуация возникла вследствие “агрессии Армении
против Азербайджана и захвата Арменией как Нагорного Карабаха, так и прилегающих
к нему районов”.
Отметим, что ни в одной из резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в связи
с нагорно-карабахским конфликтом, нет каких-либо выражений об “агрессии” Армении
и, как следствие, требований о выводе ее войск с территории Азербайджана и
Нагорного Карабаха (см. резолюции 822 , 853, 874, 884 /все от 1993 г./ СБ ООН).
ВОПРОС ЗАНЯТЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Согласно картам, которые демонстрируют представители АР, общая площадь занятых
Армией обороны НК территорий составляет якобы 8780 кв. км при общей площади
Азербайджанской Республики 86600 кв. км. Простое арифметическое действие показывает,
что площадь семи прилегающих к НКР районов АР составляет лишь 10 процентов
от указанной территории. Даже если считать, как об этом официально заявляют
руководители АР, что сама Нагорно-Карабахская Республика также является “оккупированной
территорией”, то и тогда эти территории составят не 20, а 13 процентов 3 .
Как уже говорилось выше, ни в одной резолюции ООН или в документах ОБСЕ нигде,
никогда и ничего не говорилось об “оккупации Арменией территорий Азербайджана”.
Само это утверждение является плодом фальсификаторских усилий азербайджанской
пропаганды. Поскольку же Нагорный Карабах никак не может оккупировать сам себя,
следовательно территория НКР, находящаяся под контролем властей НКР (около
4300 кв. км) не может, естеств-енно, ни при каких условиях считаться “оккупированной
территорией АР”.
Следует особо отметить, что представляемые азербайджанской стороной карты-схемы,
во-первых, часто имеют преднамеренно искаженный масштаб, при котором НК и окружающие
его районы изображены крупнее, чем они есть на самом деле по отношению к соседним
регионам; во-вторых, линия карабахско-азербайджанского военного соприкосновения
проведена на них много восточнее подлинных границ противостояния, что легко
заметить, если сравнить азербайджанские карты-схемы с военными и иными картами,
используемыми в работе Минской группы ОБСЕ по НК.
Между тем, и после всего вышесказаннного, приводимая АР площадь занятых территорий
является завышенной.
Известно, что Армия обороны НК в ходе боевых действий заняла полностью 5 районов
АР (Лачинский, Кельбаджарский, Кубатлинский, Зангеланский и Джебраильский).
Агдамский и Физулинский районы заняты частично, в целом примерно на 30 процентов.
По азербайджанским же данным 4 , площадь и население указанных районов составляют:
Кельбаджар - 1936 кв. км, 50,6 тыс. чел.;
Лачин - 1835 кв. км, 59,9 тыс. чел.;
Кубатлы - 802 кв. км, 30,3 тыс. чел.;
Джебраил - 1050 кв. км, 51,6 тыс. чел.;
Зангелан - 707 кв. км, 33,9 тыс. чел.;
Агдам - 1094 кв. км, 158 тыс. чел.;
Физули - 1386 кв. км, 100 тыс. чел.
Общая площадь первых 5 районов - 6330 кв. км. Общая площадь Агдамского и Физулинского
- 2480 кв. км, но из них под контролем Армии обороны НК находится 35% территории
Агдамского и 25% Физулинского районов, т.е. соответственно 383 и 347 кв. км.
Таким образом, приводимые в азербайджанских данных цифры о площади занятых
территорий - в 8780 кв. км - также является фальсификацией.
Общая площадь территории АР, находящихся под контролем НКР, равняется не 8780
кв. км, а 7059 кв. км, что составляет 8 процентов от территории бывшей АзССР,
то есть в два с половиной раза меньше 20 %, о которых постоянно твердят руководители
и представители АР, намеренно вводя в заблуждение международное сообщество
и мировое общественное мнение.
Напомним, что Азербайджан со своей стороны оккупирует 15 процентов территории
НКР.
БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Из Армении в 1988-1989 годы выехало 168 тысяч азербайджанцев 5 .
Эти 168 тысяч человек, покинувших Армению через 8-10 месяцев после погромов
армян в Сумгаите
и насильственного изгнания более 350 тысяч армян из АзССР, в большинстве своем
обменяли или продали свои дома. Остальные получили от правительства Армении
денежную компенсацию, в то время как беженцы-армяне из Азербайджана не получили
до сих пор никакой компенсации. Бывшую НКАО в 1991-92 годы в ходе военных действий
покинуло практически все азербайджанское население - 40,6 тысяч человек, или
21,5% ее населения (по данным переписи 1989 г.)
. Отметим, что Азербайджан намеренно
завышает численность азербайджанского населения бывшей НКАО, говоря о “60 тысячах”
азербайджанцев, или о “трети населения НКАО”.
Азербайджанское население Шаумянского района осталось в своих домах во всех
4-х азербайджанских селах, расположенных по периметру границ района в его северной
и восточной частях (там же в 1991-1992 годы проходила линия карабахско-азербайджанского
фронта). Не пострадало азербайджанское население и на территориях, прилегающих
к северной части НК, а также непосредственно в населенных пунктах Северного
НК, откуда в 1988-91 годах было депортировано 83 тысячи карабахских армян.
Более того, в дома и квартиры армян, изгнанных из северной части НК было заселено
более ста тысяч беженцев-азербайджанцев 6 .
Согласно вышеуказанным азербайджанским же данным, численность населения 7 районов,
полностью или частично занятых Армией обороны НК, составляла в 1989 г. 483,9
тыс. человек. С учетом того факта, что Агдамский и Физулинский районы заняты
частично, общее число перемещенных лиц, покинувших указанные районы, составило
примерно 420 тысяч человек, из которых 45 тысяч, по азербайджанским же данным,
вернулись в 1997 году в свои дома. Таким образом, из общего числа жителей указанных
семи районов лишь 375 тысяч человек являются перемещенными лицами и беженцами 7 .
Общее количество азербайджанских беженцев и перемещенных лиц в АР, таким образом,
складывается из вышеназванного числа, к которому следует приплюсовать количество
беженцев из Армении (168 тысяч человек, которые, как отмечалось выше, обменяли
дома или получили компенсацию и поэтому лишь с натяжкой могут считаться беженцами)
и Нагорного Карабаха (40 тысяч человек).
Таким образом, в Азербайджане вследствие нагорно-карабахского конфликта насчи-тывается
583 тысячи беженцев и перемещенных лиц, что составляет 7,9 процента декларируемой
Азербайджаном официальной численности населения Азербайджанской Республики.
Заявления о “миллионе беженцев в Азербайджане” является таким же плодом пропагандистских
фальсификаций, как и заявления о “20 процентах оккупированных территорий Азербайджана”.
Напомним, что в Нагорно-Карабахской Республике треть населения составляют беженцы
и перемещенные лица. По данным Республики Армения, беженцами в Армении являются
12 процентов населения. Кроме того, 300 тысяч человек в Армении лишились жилья
в результате землетрясения 1988 года, а сама страна продолжает находиться в
блокаде, осуществляемой Азербайджаном и одним из членов Минской группы ОБСЕ
по НК - Турцией.
ОСНОВНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ В ПРОЦЕНТАХ
Территория НКР, оккупированная Азербайджаном - 15%
Территория Азербайджана, находящаяся под контролем Армии обороны НКР - 8%
Беженцы и перемещенные лица в НКР (в % к численности населения) - 33%
Беженцы и перемещенные лица в Азербайджане (в % к численности населения) - 7,9%
_____________________________
1 Источники информации:
- перепись населения СССР 1989 г
- Отдел статистики Облсовета НКАО
- Райисполком Шаумяновского района
- Комитет по делам беженцам НКАО
2 Азербайджан покинуло свыше 350 тысяч армян,
которые находятся в Армении, России, странах СНГ и дальнего зарубежья.
3 С учетом реальной площади занятых друг у друга Азербайджаном
и НКР территорий
4 Данные МО АР, распространенные Посольством АР в РФ осенью
1994 г., данные переписей населения, книгу “Азербайджанская ССР - Административно-территориальное
деление, Азгосиздат, Баку, 1979 г., азербайджанская газета “Мухалифат”
от 3.04.1996 г. и т.д.
5 Именно такова была их численность в Армении по официальным
данным на начало 1988 г.; в Баку произвольно называют цифру в 200 и
даже 250 тысяч человек.
Арцах - Нагорно-Карабахская Республика (НКР), как независимое государство, существует со 2-го сентября 1991г. Территория НКР в основном охватывает Арцахский ашхар Великой Армении.
После первого разделения Армении (387г.) Арцах переходит Персии. В составе Персии Арцах вместе с Утиком и Ахванком включается в единую провинцию под общим названием «Ахванк».
Во времена Арабского владычества Арцах составлял часть наместничества Арминиа, а в дальнейшем вошел в состав армянского царства Багратуни.
После падения армянской государственности, когда Армения подвергалась набегам иноземных завоевателей, Арцахские княжества сохранили свою независимость. Входя в состав Персии, Арцахские княжества пользовались особыми привилегиями и имели полузависимый статус. Они были объединены в меликства Хамсы (меликства 5-и – Хачена, Джраберда, Дизака, Варанды, Гюлистана).
Начиная с 15-го века, восточные туркоязычные дикие племена, проникшие в Закавказье, территорию Арцаха называли Карабах.
Ныне Арцах состоялся как второе армянское государство. Таким образом, нынешняя Армения состоит из Республики Армения (РА) и Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Природные условия и богатства
Арцах разделен на 7 административных округов – Шаумянский, Кашатахский, Мартакертский, Аскеранский, Шушинский, Мартунинский и Гадрутский. Административные центры подчеркнуты на карте.
Арцах имеет сложный горный рельеф. Разницы абсолютных высот поверхности достигают 3700м (Кур-араксская долина – 100м, гора Гомшасар – 3724м). В северной части НКР, с запада на восток тянется Мровасарский хребет, самая высокая вершина которого – Гомшасар.
Сравнительно крупная река Арцаха – Тартар (известна также как Тертер, Трту), на которой построено Сарсангское водохранилище. В Арцахе знамениты также реки Хаченагет, Ишханагет, Акари. В основном все долины арцахских рек покрыты густыми лесами. Есть и множество минеральных родников.
Прекрасен Арцах...
Население
Древнегреческие и римские источники свидетельствуют, что за долго до нашей эры жители Арцаха, Утика и всех остальных ашхаров Великой Армении были армянами и разговаривали на одном едином языке – армянском. О том, что на протяжении тысячелетий в Арцахе проживали армяне, свидетельствуют не только армянские, но и арабские, персидские, грузинские и турецкие авторы.
Есть и множество других доказательств того, что Арцах изначально был заселен армянами. На территории обнаружено более тысячи армянских наскальных надписей, более 1600 историко-архитектурных и культовых памятников – монастыри, церкви, замки, древнейшие кладбища, хачкары, но ни одного неармянского памятника, построенного до 18-19вв.
В 18-19-ых веках в Арцах проникли туркоязычные кочующие племена, которые вплоть до 1926г. всесоюзного (бывший СССР) подсчета населения официально назывались кавказскими татарами. В дальнейшем их назвали азербайджанцами.
Сегодня на территории НКР проживают только армяне.
Города
Столица НКР – Степанакерт, построен на левом берегу реки Каркар. Степанакерт это старое армянское поселение, которое раньше называлось Вараракн.
За последние годы в Степанакерте был относительно быстрый рост населения и экономический рост. В Степанакерте проживает около 1/3 населения НКР.
Степанакерт является не только административно-политическим, но и культурным, промышленным центром НКР. Здесь находятся администрация президента республики, Национальное собрание, правительство, государственный университет, множество техникумов и школ, основные культурные и здравоохранительные учреждения.
Из промышленных предприятий известны шелковый комбинат, комбинат стройматериалов, ковроткацкая фабрика, электротехнический и винно-водочный заводы. Еще есть обувные, мебельные и прочие предприятия.
Второй город Арцаха – Шуши. Город находится в 10км к югу от Степанакерта, на высоком плоскогорье, на автотрассе Степанакерт-Горис.
В исторических источниках город Шуши известен как неприступная крепость, где население края защищалось во время нападений врагов. В 19-ом веке Шуши становится одним из крупнейших торговых, ремесленных и культурных центров Закавказья, уступая по численности населения (более 40 тыс.) только Тбилиси и Баку, притом, что основная элита Тбилиси и Баку состояла из армян.
В раннем средневековье Шуши назывался Шикакар, позже – Караглух, Кар.
Город отстраивался согласно генплану. Строились 2-3 этажные жилые дома, школы, гостиницы, магазины, церкви. Особо привлекательны церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц, здание театра Хандамиряна и прочее.
"Правда.Ру", глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что в текущем году Ереван ожидает признания Республики Арцах со стороны одного из государств мира. О каком государстве идет речь, г-н Налбандян умолчал. Но важно не это. Слова руководителя армянской дипломатии наводят на мысль о том, что в ситуации вокруг Нагорного Карабаха и в Закавказье в целом готовятся серьезные перемены.
"Если Запад признает Нагорный Карабах - начнется война"
Во-первых, нужно пояснить, что "Республика Арцах" — это неофициальное название Нагорно-Карабахской Республики (НКР) — непризнанного мировым сообществом образования на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана во времена СССР. Многие историки и аналитики придерживаются мнения, что именно с конфликта вокруг НКАО-НКР начался процесс развала Советского Союза. Это нужно понимать, чтобы корректно учитывать деструктивный потенциал, кроющийся внутри этой проблемы.
Второй ключевой момент — это тот факт, что Нагорно-Карабахская Республика, объявившая о своей независимости в сентябре 1991 года, сумела не только выжить и фактически состояться в качестве государства, но и добиться выдающихся военных успехов в вооруженном конфликте с Азербайджаном. Армяне Карабаха (или Арцаха, как называют эту область в Армении) смогли установить полный контроль над территорией своей бывшей автономии, а сверх того — захватить семь районов собственно азербайджанской территории вокруг нее. Захват этих районов позволил образовать пояс безопасности, а также обеспечить прямое наземное сообщение с территорией Армении.
Третье обстоятельство, которое следует учитывать, — это то, что НКР не признана ни в качестве государства, ни в качестве стороны конфликта. Официально нагорнокарабахский конфликт существует между Арменией и Азербайджаном. Никакой НКР или Республики Арцах тут нет. В том числе и для Армении: Ереван сам до сих пор (вот уже более 25 лет) не признает НКР.
Наконец, в целях нашего анализа нужно упомянуть и о сложившемся международном формате урегулирования конфликта. В рамках ОБСЕ была создана так называемая Минская группа, сопредседатели которой и занимаются практической работой. Это Россия, США и Франция.
Итак, что могут означать слова г-на Налбандяна на этом фоне?
Сразу вызывает недоумение: если Армения действительно хочет добиться международного признания НКР, то почему она сама не начнет этот процесс с себя? Почему Ереван воздерживается от признания Арцаха, в сторонке ожидая, что на этот шаг пойдет какое-то "одно государство"?
Справедливости ради нужно сказать, что чуть менее года назад правительство и парламент Армении предприняли некоторые действия, которые можно было расценить как начало процедуры признания КНР. Однако ничего решительного сделано не было; при этом прозвучало предупреждение, что признание последует в том случае, если Азербайджан развернет агрессию против Арцаха.
Как бы то ни было, но факт остается фактом: НКР не имеет официального признания даже со стороны своего ближайшего и естественного союзника — Армении.
Кто, какое государство в мире в такой ситуации согласится заявить о признании? И на каких условиях?
По опыту международного признания Южной Осетии и Абхазии, которые до недавнего времени имели статус, аналогичный статусу непризнанной НКР, можно полагать, что речь, скорее всего, идет о каком-нибудь небольшом островном государстве.
Что изменится в случае такого признания?
Думается, что для самой Нагорно-Карабахской Республики, которая и без этого фактически состоялась, почти ничего. НКР действительно доказала свою жизненность, способность обеспечивать собственную безопасность. Здесь функционирует экономика, работает социальная сфера, идет регулярный политический процесс. Конечно, трудно предположить, что все это было бы возможным без постоянной опоры на помощь со стороны Армении. И тем не менее, Арцах — признанный или непризнанный — это политическая, военная, социально-экономическая реальность, которая вряд ли изменится в ту или иную сторону, если где-то на далеком острове его официально признают государством.
В то же время совершенно ясно, что любое формальное признание НКР-Арцаха приведет к кардинальному изменению структуры нагорнокарабахского конфликта и, соответственно, к слому существующего международного механизма его урегулирования. Если НКР получит государственный статус, она превратится в сторону конфликта. Как тогда поведет себя Армения? Тоже останется участником и (что было бы логично) создаст какой-то военно-политический блок с НКР, противостоящий Азербайджану? Или постарается дистанцироваться от ситуации, умыв руки и переложив ответственность за будущее на власти признанного теперь Арцаха? Но в Баку уже твердо заявили: в этом случае Азербайджан перестанет рассматривать Армению как сторону конфликта.
В этих условиях не менее ясно, что Минская группа (МГ) с ее сопредседателями будет фактически стерта, потребуется совершено новый механизм урегулирования. Слов нет, МГ эффективностью похвастать не может: за 25 лет она не добилась никакого прогресса в деле достижения мира. Но режим прекращения огня, отсутствие или хотя бы пресечение крупномасштабных боевых действий она худо-бедно обеспечивает. Если ее не будет, никто не сможет поручиться за то, что война вновь не полыхнет. Учитывая же возможность создания единого армяно-карабахского блока в условиях, когда Армения входит в ОДКБ и на ее территории дислоцирована российская военная база, новая война в Карабахе может представлять большую опасность для России. Нужно ли нам это?
Возникает и еще один принципиальной важности вопрос: в каких границах некое государство признает НКР-Арцах? В границах советской НКАО или вместе с захваченными районами Азербайджана? Но в любом случае ясно, как отреагируют на это в Азербайджане: Баку будет вынужден ответить крайне резко и жестко.
Всего сказанного достаточно, чтобы отчетливо понять: признание НКР-Арцаха создаст в конфликте и в регионе в целом совершенно новую ситуацию. Это как новая сдача карт за игральным столом. Такое не происходит просто так, на пустом месте. Значит, есть силы, заинтересованные в подобном кардинальном изменении формата всей проблемы.
Вряд ли стоит полагать, что речь может идти о крупнейших игроках: России и США. Для Москвы новый взрыв в Карабахе не нужен совершенно: и без того забот хватает. Вашингтон тоже напрямую, скорее всего, не заинтересован в масштабной дестабилизации в Закавказье. Хотя, конечно, нельзя исключать, что кто-то может попытаться втянуть нового хозяина Белого дома в авантюру. Тем более, что его трудно заподозрить в близком знакомстве с положением в Закавказье.
Однако же при всем этом сложно предположить, что Ереван решился на заявления о якобы грядущем признании НКР, не заручившись хотя бы пониманием, если не поддержкой, со стороны дружественных сил. И в этой связи любопытно, что незадолго до этого в Армении побывал министр обороны Ирана.
Вообще, воздействие иранского фактора на ситуацию вокруг Карабаха и в Закавказье в целом не слишком активно освещается в прессе. Оно и понятно: до относительно недавнего времени у Ирана были иные приоритеты. Но сейчас, на фоне снятия с ИРИ санкций в рамках "ядерной сделки", невозможно отрицать неуклонное наращивание Тегераном внешнеполитической активности практически на всех направлениях. И было бы странно, если бы иранские стратеги не обратили свои взоры на Карабах.
Нельзя отрицать, что Иран располагает достаточным потенциалом для того, чтобы постараться сыграть ведущую роль в урегулировании этого конфликта. Территории современных Армении, части Азербайджана, включая Карабах, некогда входили в состав Персидской империи. Связи Ирана и с армянами, и с азербайджанцами носят давний исторический характер: в Иране очень много армян, причем они входят в деловую и административную элиту страны. Сильны в иранском обществе и позиции азербайджанцев, которые, кстати, исповедуют ислам шиитского толка.
Все эти преимущества Ирана, потенциальные рычаги его воздействия на ситуацию в Закавказье и, в частности, вокруг Карабаха до сих пор пропадали втуне: минский формат урегулирования не оставлял для ИРИ ни малейшей возможности вмешаться. Поэтому не придется удивляться, если окажется, что Тегеран решил заменить этот формат на новый, в котором будет место и ему.
Если это так, то России нужно серьезно готовиться. Иранцы уже сумели сделаться неизбежными участниками решения проблем в Ливане и Сирии, Афганистане и Ираке, в Йемене. Вероятно, теперь на очереди — Карабах.