Герои и их чудесный доктор куприн. «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
Автор читательского дневника
Электронный читательский дневник
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
Куприн А.И. Чудесный доктор | Доброта и помощь докторов | Семья Мерцаловых, доктор Пирогов | Два брата - Володя и Гриша Мерцаловы стояли возле витрины магазина, где были горы красных яблок, апельсинов и мандаринов, копченые и маринованные рыбы, окорочка, колбасы и даже поросенок с зеленью во рту. Сглотнув слюну и тяжко вздохнув, они вернулись домой с письмом, которое не смогли передать барину с просьбой о помощи.
Жили мальчики в подвале ветхого дома. В подвале был запах грязного детского белья, крыс и сырости. В углу на большой грязной постели лежала больная семилетняя девочка, а под потолком была люлька с кричащим младенцем. Возле больной девочки стояла на коленях изможденная, бледная мать, не забывая покачивать колыбельку. Отец Мерцалов был в отчаянии. Мерцалов решил повеситься Ему не хотелось думать о нищете и больной Машутке и о семье. Но по стечению обстоятельств, на скамейку рядом с Мерцаловым присел старик, который оказался очень отзывчив к беде простого, незнакомого ему человека. Вскоре они были уже у Мерцалова дома. Он осмотрел девочку и прописал лекарство, а на рецепте после ухода незнакомца ребята увидели, что чудесный доктор носит фамилию Пирогов.А вскоре дела семьи наладились – Машутка выздоровела, Мерцалов нашел работу и даже Гришка нашел неплохое место в банке. Вся семья считает, что это все благодаря их спасителю – чудесному доктору Пирогову. |
26.06.2015 |
Иллюстрация обложки книги
Об авторе книги
Куприн Александр Иванович (1870- 1938), писатель. Родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское И Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890- 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 - 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.
Облако слов
Мои впечатления о прочитанной книге
Это рассказ меня тронул до глубины души. Когда я читал, то меня одолевали разные чувства: жалость к детям, негодование по отношению к страшным мыслям отца семейства, гордость за доктора.
- Профессор Пирогов — знаменитый доктор. Был очень добрым и отзывчивым.
- Семья Мерцаловы — бедны люди, у которых не было денег, чтобы купить лекарств детям.
Бедственное положение Мерцаловых
Эта история произошла в Киеве, во второй половине 19-го века в канун Рождества. Уже в течение года семейство Мерцаловых живет в сыром подвале старого дома. Емельяна Мерцалова сократили с работы и его близкие стали жить в нищете. Самый младший ребенок, который еще лежит в колыбели хочет кушать и потому он громко кричит. У его сестренки, которая его чуть постарше поднялась высокая температура, но денег для покупки лекарств у родителей нет.
Мать семейства отправляет двух старших сыновей к управляющему, на которого раньше работал ее муж, в надежде, что он поможет им. Но бедных мальчиков прогоняют, не дав им ни копейки. Следует пояснить, почему Мерцалов лишился работы. Он заболел тифом. Пока мужчина лечился, на его место взяли другого человека. Все накопления были потрачены на лекарства, поэтому Мерцаловым пришлось переехать в подвал.
Одним за другим стали болеть дети. Одной их девочки не стало 3 месяца назад, а теперь заболела и Маша. Их отец пытался достать денег: ходил по всему городу, умолял, унижался, но никто ему ничем не помог. Когда сыновья вернулись от управляющего ни с чем, Мерцалов уходит. Им владеет мучительное желание убежать, куда-нибудь спрятаться, чтобы не видеть мучений своих родных.
Встреча с добрым профессором
Мужчина просто бродит по городу и оказывается в общественном саду. Там никого не было и царила тишина. Мерцалов хотел обрести покой и в его голове возникла мысль о самоубийстве. Он уже почти собрался с силами, но неожиданно к нему подсаживается незнакомый старик в меховом пальто. Он заводит разговор с ним о новогодних подарках, и от его слов Мерцалова охватывает приступ злобы. Его собеседник не обижается на сказанное им, а только просит рассказать ему все по порядку.
Спустя 10 минут Мерцалов возвращается домой вместе с таинственным стариком, который оказался доктором. С его приходом в доме появляются дрова и еда. Добрый доктор выписывает бесплатный рецепт на лекарство, оставляет семейству несколько крупных купюр и уходит. Личность своего спасителя — профессора Пирогова — Мерцаловы обнаруживают на ярлычке, который прикреплен к лекарству.
После встречи с Пироговым словно благодать нисходит в дом Мерцаловых. Отец семейства находит себе новую хорошую работу, а дети идут на поправку. Со своим благодетелем, доктором Пироговым, они встречаются только один раз — на его похоронах. Рассказчику это удивительную и по-настоящему волшебную историю рассказывает один из братьев Мерцаловых, который занимает важную должность в банке.
Тест по рассказу Чудесный доктор
Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.
Главные герои
Мерцалов Емельян – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.
Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.
Другие персонажи
Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.
Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.
Володя – младший сын Мерцалова.
Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи» .
Киев, «лет около тридцати тому назад» . Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.
Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.
Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.
«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью» . Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы. Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь» . Но все находили причины отказать или просто выгоняли.
Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи» . Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы» . Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.
Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то <…> спокойное и внушающее доверие» . Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.
Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел. Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом. Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.
Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков» . Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью» . Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии. Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню» .
Заключение
В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека» , который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти. Слова Пирогова: «не падайте никогда духом» , становятся ключевой мыслью рассказа.
Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2065.
«Эта история произошла в действительности», - утверждает автор с первых строк своего рассказа. Приведем его краткое содержание. «Чудесный доктор» отличается емким смыслом и ярким языком. Документальная основа придает повествованию особый интригующий привкус. Финал открывает тайну.
Краткое содержание рассказа «Чудесный доктор». Голодные дети
Перед витриной с гастрономическим изобилием остановились два мальчугана и, сглатывая подступающие слюнки, оживленно обсуждают увиденное. Их веселит вид румяного с веточкой зелени во рту. Повествование о «натюрморте» за стеклом автор дает в высшей степени эстетично и аппетитно. Здесь и «гирлянды колбас», и «пирамиды нежно-золотистых мандаринов». А голодные ребятишки бросают на них «влюбленно-жадные» взоры. Слишком контрастным выглядит готовившийся к Рождественским праздникам Киев в сравнении с жалкими худенькими фигурками нищих ребятишек.
Роковой год
Гриша и Володя ходили по поручению матери с письмом о помощи. Да только швейцар влиятельного адресата с бранью прогнал маленьких оборвышей. И вот они вернулись в свое жилище - подвал с «плачущими от сырости стенами». Описание семейства Мерцаловых вызывает острое сострадание. Лежит в лихорадке семилетняя сестренка, рядом в люльке надрывается от крика голодный младенец. Изможденная женщина «с почерневшим от горя лицом» дает мальчуганам остатки холодной похлебки, которую нечем разогреть. Является отец с «разбухшими» от мороза руками. Мы узнаем о том, что в этот роковой год он, заболев тифом, потерял место управляющего, которое приносило скромный доход. Одно за другим посыпались несчастья: стали болеть дети, ушли все сбережения, умерла дочка, теперь тяжко захворала другая. Милостыню никто не подавал, и просить было уже некого. Вот описание несчастий, их краткое содержание.
Чудесный доктор
Отчаяние охватывает Мерцалова, он уходит из дому, бродит по городу, ни на что не надеясь. Уставший, он усаживается на скамейку в городском саду и чувствует желание покончить с собой. В этот момент на аллее появляется незнакомец. Он присаживается рядом и заводит приветливый разговор. Когда старик упоминает о подарках, купленных для знакомых ребятишек, Мерцалов не выдерживает и начинает горячо и злобно кричать о том, что его дети «с голоду подыхают». Старик внимательно слушает сбивчивый рассказ и предлагает помощь: оказывается, он - врач. Мерцалов ведет его к себе. Доктор осматривает больную девочку, выписывает рецепт, дает денег для покупки дров, лекарств и еды. В тот же вечер Мерцалов по ярлыку на склянке с микстурой узнает имя своего благодетеля - это профессор Пирогов, выдающийся русский медик. С этих пор словно «ангел снизошёл» на семью, и дела ее пошли в гору. Так утверждает Куприн. Чудесный доктор (краткое содержание подведем этим выводом к концу) поступил очень человечно, и это изменило не только обстоятельства, но и мировоззрение героев рассказа. Мальчики выросли, один из них занял крупный пост в банке и всегда был особенно чуток к нуждам бедных людей.
Литература Класс 6
Тема урока: А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип
Цели урока:
Образовательная- познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.
Воспитательная- воспитывать в детских душах чувства любви, милосердия, сострадания к людям, учить умению делать добро самим.
Развивающая- создать на уроке условия для развития наблюдательности, критического мышления, познавательной активности.
Планируемы результаты:
Личностные- формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Познавательные- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
Коммуникативные- умение проявлять активность в решении подготовительных задач, уметь строить монологическое высказывание; формировать свою точку зрения на события и поступки героев.
Регулятивные- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельности.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Организационный момент
Эпиграф: «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. Куприн
Актуализация опорных знаний
1. Вступительное слово учителя
Ребята, совсем недавно мы писали сочинение «Кем быть?», рассказывали о профессиях которые вы хотите выбрать для себя. Много замечательных профессий на свете. И каждая по своему хороша. Но мы с вами похвалили Никиту, ведь он выбрал нужную профессию- профессию врача, хочет лечить детей, помогать людям. И мы ему пожелаем удачи в достижении своей цели. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Сегодня на курке мы поговорим о рассказе, который вы прочитали дома «Чудесный доктор» А.И. Куприна
1. Вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Какое впечатление произвела на вас история, описанная в рассказе?
3. Поменялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа?
4. Что вы знаете о писателе А.И. Куприне?
5. Какие произведения этого писателя вы читали?
Чтение и обсуждение статьи учебника «А.И. Куприн (1870- 1937)»
Эпиграфом к статье написаны слова уже известного вам писателя К.Г. Паустовского.
«Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей красе только перед человеком просвещенным и знающим»
Составление плана статьи
Куприна?
1. «Добрый талант»
2. Чем «пропитаны» все произведения писателя?
2. «Любовью ко всему живому, к дереву, воде, земле, небу, человеку».
3. Где прошло детство писателя?
3. Москва, вдовий дом и сиротский пансион.
4. Учеба А.И. Куприна.
4. Кадетский корпус и юнкерское училище.
5. Годы учебы повлияли ли на характер юноши?
5. Уроки жизни не ожесточили сердце и характер.
6. Какие качества души он сохранил в себе?
6. Сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью.
7. Какие профессии приобрел Куприн?
7. Множество профессий.
8. Начало писательской деятельности?
8. «Чудесный доктор» как подзаголовок «Истинное происшествие»
Работа в группах. (Дифференцированные задания)
Группа 1 . Работа с текстом. От слов «Следующий рассказ…» до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее». Сделать выводы.
Группа 2. Текст от слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…»
Группа 3. Текст от слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «… не лучше ли избрать более короткий путь?»
Задание. 1. Пересказать близко к тексту эпизод о несчастьях семьи Мерцаловых.
3. Имел ли право отец так поступить, выбрав краткий путь?
4.Для чего Куприн показывает душевное состояние отца на фоне зимнего сада?
5.Как у героя родилась мысль о самоубийстве?
6.Назовите ключевые слова.
Группа 4. Текст от слов «Он уже хотел встать…» до слов «Едемте скорее. Счастье ваше что вы встретились с врачом.»
Задание. 1.Расскажите, что вызвало прилив злобы у Мерцалова? 2.Проследите как за время разговора со стариком менялось душевное состояние главы семьи.
3.Почему незнакомый старик выслушал рассказ Мерцалова?
4.Назовите ключевые слова.
5. Составьте ассоциативную таблицу к слову счастье.
Группа 5.
Задание. 1.Расскажите о посещении семьи доктором- стариком, что изменилось в жизни этой семьи?
2.Почему доктор не назвал своего имени?
4.Опишите грани характера чудесного доктора.
Примерные ответы учащихся.
Группа 1 . Ассоциативна цепочка. Рождество- звезда- радость- счастье- чудо- добро- свет- обряды- традиции и.т.д. Автор использует тут принцип контраста.
Группа 2. Какую библейскую заповедь забыл швейцар и мальчики не выполнили поручение матери: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.» Этот человек забыл о милосердии.
Группа 3. Автор использует тут принцип контраста- противопоставления. Царская, волшебная, спокойная природа в этот день и нищенское существование семьи Мерцаловых.
Группа 4 .
Группа 5. Грани характера чудесного доктора:
Д- душевный
О- общительный
К- коммуникабельный
Т- терпеливый
О- организатор
Р- решительный
Составление плана к устному рассказу о докторе.
1. Появление героя.
2. Портрет.
3. Поступки доктора.
4. Особенности речи.
5. Характер героя.
На самом деле это не выдуманная история о докторе Н.И. Пирогове. Домашним заданием будет написать сообщение о нем.
Итоговые вопросы.
1. Этот рассказ запомнился вам. Чем?
2. Какие слова стали ключевыми на уроке? (Добро, человечность, милосердие, сострадание)
3. Актуальны ли вопросы, поднимаемые в рассказе, сейчас, ведь написан он очень давно, в 19 веке.
4. Как вы думаете о чем писала мать в письме?
5. Какие еще попытки, кроме работы предпринимал отце? (Просил милостыню)
6. Отец никого не хотел видеть, как старик в общественном саду смог его расположить к себе:
а) приподнял шляпу- поприветствовал;
б) попросил разрешения присесть;
в) заговорил первым мягким, ласковым голосом;
г) не ответил на «прилив отчаянной злобы».
7. Почему так отчаянно плакали мальчики? (Долго не возвращался отец, мать лежала долго, не шевелилась рядом с сестрой которая была больна)
8. Как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Противопоставляют героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. А на фоне их благополучия одних виднее бедность других. Автор использует принцип контраста.)
9. Как же прожить в этом сложном мире? Что советует нам автор? (Работа с эпиграфом.)
10. Какие вы знаете поговорки о жизни?
1. Мир не без добрых людей.
2. Жизнь прожить- не поле перейти.
3. Береги платье снову, а честь смолоду.
4. Как проживешь, так и прослывешь.
5. Доброму Саве добрая слава.
6. Добро век не забывается.
7. Жизнь дана на добрые дела.
11. Как А.И. Куприн заканчивает рассказ? Какие слова передают огромную благодарность семьи чудесному доктору? (Один из мальчиков Григорий, став взрослым «занимал крупный пост в одном из банков, сказал «Просто чудо совершил этот святой человек»)
12. Один известный писатель сказал, что красота спасет мир, а как вы думаете?
7. Литературная минутка. Давайте послушаем учеников которые прочитав рассказ сами подобрали стихотворения, раскрывающие темы произведения, изучаемого на уроке.
Есть люди-улыбки и люди-сердца,
А значит, наверное, все еще будет.
Нам надо лишь жить от души, до конца,
А знаешь, есть в мире хорошие люди:
Есть люди-открытки с открытой душой.
И только они знают тайну о чуде.
Их мало, а мир бесконечно большой!!!
Но важно Счастье видеть всюду,
Смотря в глаза, как в зеркала.
Ту душу, что всегда светла…
Не жалейте сердца.
Не таите доброты и нежности своей,
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь – она всегда сплошные муки.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни,
И на помощь вовремя прийти,
Делом добрым, словом добрым,
8.Рефлексия. Я узнал… Я думаю… Я понял… и.т.д.
9. Домашнее задание.
1. Составьте письменную характеристику доктора.
2. Подготовьте пересказ рассказа.
Индивидуальные задания.
1. Подготовьте сообщение о Н.И. Пирогове.
2. Есть ли в домашней библиотеке другие книги с рождественскими рассказами. Сделаем выставку книг.
3. По желанию нарисовать иллюстрацию, подготовиться к презентации и защите.
Презентация к уроку