Георгиевская лента беседа с детьми. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58»
Миасский городской округ
Воспитание гражданских чувств
Воспитатель II категории: Е.В. Дьячкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «История Георгиевской ленточки»
Цель: Воспитание ценностного отношения к Родной стране.
Задачи: Развитие познавательного интереса у ребенка к истории Страны.
Формирование нравственного сознания ребенка.
Предварительная работа:
1 Занятие проводится в группе. Устанавливается оборудование для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыки.
2. Рассматривание альбома «Награды героев»
Оборудование:
ТС для воспроизведения музыки.
Электронная презентация: Парад
Георгиевская лента
Георгий Победоносец.
Орден Св. Георгия
Ордена Славы
Георгиевские ленточки по количеству детей.
Материалы: Бумага, клей, кисточка, полоски цветной бумаги.
Литературный ряд: Легенда «Чудо Георгия о Змие»
Музыкальный ряд: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы»
Ход занятия.
Дети заходят в группу. Садятся на стулья полукругом около экрана. На экран демонстрируется иллюстрация «День Победы»
У воспитателя на груди «Георгиевская лента»
Воспитатель: В мае месяце наша страна отмечает великий праздник. Кто знает, как он называется?
Дети: Праздник Победы- «9мая»
(Слайд 1) Парад
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на груди пристегнут особенный бант.
Люди нашей страны, готовясь к празднику «9 мая» пристегивают на грудь такие же банты. Этот бант не похож на украшение. Эта лента - символ.
(Слайд 2) «Георгиевская лента»
Воспитатель: Бант из ленты, в которой чередуются черные и желтые полосы называется «Георгиевской лентой».
Вам интересно узнать, почему ленту называют «Георгиевской лентой»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого. Это было очень давно. Об этом существует много легенд, я расскажу вам одну из них:
Легенда называется "Чудо Георгия о Змие"
«В некоем городе правил царь. Город, которым он правил процветал. Но недалеко от города в болоте поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал жителей города.
Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение на болоте, и войско не смогло даже близко подойти к Змию.
Чтобы избежать гибели, жители города были вынуждены приносить в жертву Змию своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий.
Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие.
Георгий вышел на бой со Змием, одержал победу, избавил девушку и весь город от неминуемой гибели.
Так добро победило зло.
Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик».
Изображения святого Георгия встречались издревле на монетах и печатях. Сегодня его изображения можно увидеть в музеях, на иконах в соборах и на гербе города Москва (можно продемонстрировать иллюстрации).
(Слайд 3) «Георгий Победоносец».
Воспитатель: На темно-красном фоне изображен всадник на коне в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. В руке у него копье. Это Георгий Победоносец. На других изображениях Георгий как луч солнца в золотом плаще с золотым копьем.
Всадник поражает копьем черного Змия (Змий это зло)
Георгий Победоносец - символизирует свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами (Это добро) …
Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам. Перед ребенком белый лист бумаги. На белом листе бумаги восемь цветных полосок.
Воспитатель: Выберите полоску цвет которой, по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Выберите полоску цвет, которой, по вашему мнению, может символизировать радость, доброту, свет, победу ….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Расположите на листке полоски так, чтобы черная полоска
располагалась внизу (Змий), а желтая - сверху (Георгий в золотом плаще). Можно сказать о том, что эти полоски символизируют фразу «Добро победило зло»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям продолжить ритм полосок и приклеить их.
На экран демонстрируется «Георгиевская лента». Воспитатель предлагает сравнить ленты.
Воспитатель: Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».
И еще давно был придуман орден, на котором был изображен Св. Георгий. Он вручался человеку, который совершил большое доброе дело – героический поступок – конкретный подвиг.
"тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы".
Это была исключительная воинская награда. Вешали этот орден на георгиевскую ленту.
(Слайд 4) орден Св. Георгия.
Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.
(Слайд 5) ордена Славы
Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны и ожесточенных боев за свободу нашей родины, был учрежден орден Славы трех степеней. Желто-черная расцветка ленты обозначала черный цвет- порох, а желтый цвет – огнь и украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки за воинскую доблесть.
В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»
А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вы можете взять эти ленточки и повязать их себе на одежду, в память о людях, которые победили врага и защитили нашу Родину.
Воспитатель прикрепляет детям ленточки.
Звучит Музыка. Занятие заканчивается чтением стихотворения.
Неугасима память поколения
Войны не хотим мы нигде, никогда,
И память тех, кого так свято чтим,
Пусть мир будет в мире везде и всегда!
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- познакомить детей с героическими фактами русской истории;
- способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков;
- воспитать бережное отношение к традициям своего народа;
- воспитать чувство гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему Отечеству, народу;
- побуждать детей к деятельному участию в акциях памяти, оказания помощи ветеранам.
Под ратным стягом
Под ратным стягом
Ходили русичи на бой могучим шагом.
И рисковали головой под ратным стягом.
И пили чашу все до дна, не хмуря брови.
А есть победа хоть одна без слёз и крови?
И в те, и в эти времена заветы святы:
когда в опасности страна-нужны солдаты.
И ратники срывались с мест на бой кровавый.
Равны георгиевский крест и орден Славы!
Высокий доблести полёт, как луч рассвета,
в наш век к Матросову ведёт от Пересвета.
(И.Павлов, участник ВОВ)
Вступительное слово.
Слайд 2.
Воспитатель. Добрый день. Сегодняшнее мероприятие непростое, оно знаменательное. Все вы знаете, что каждый год, 9 мая, весь мир отмечает день Победы в Великой Отечественной войне.
Этот праздник, стал символом национальной гордости, славы, доблести, когда весь народ объединился, чтобы победить фашистскую германию. Наш народ с честью выдержал испытание войной.
За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. И они выстояли и победили. Фашистские войска были разгромлены под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, на Курской дуге, в Белоруссии...
Но какою ценою завоевана победа?!
Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более
6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,
4000 000 угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.
С течением времени всё грандиознее видится этот безмерный подвиг людей, вошедших в легенду, повествующую миру о величии человеческого духа, об обжигающей ненависти к поработителям, о беспредельной любви к родной земле и к свободе.
Ребята, я думаю, что вы знаете, вот уже несколько лет в России проходит акция Георгиевская ленточка, приуроченная к годовщине победы в Великой Отечественной войне.
- Как вы думаете, что означает эта ленточка?
- Почему именно сейчас она стала символом победы?
- В чем смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей?
Об этом мы поговорим сегодня на клубном часе. И помогут мне ученики нашего класса (фамилии, имена).
Информационный блок.
Слайд 3.
Ученик. Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.
Ученик. Святой Георгий - великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
Слайд 4.
Ученик. На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Существует легенда, в которой рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Ученик. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Ученик. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий.
Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле.
Слайд 5.
Ученик. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов.
Слайд 6
Ученик. Со времен великого князя Иоанна III изображение святого Георгия Победоносца - всадника, поражающего копьем змея, - стало гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
Слайд 7.
Ученик.В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.
Слайд 8.
Ученик.Орден Святого Георгия Учрежден 25 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II Великой. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои: отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.
Ученик.Например, те, кто "лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение".
Ученик. Или "лично предводительствуя войском, возьмет крепость".
Ученик. Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.
Слайд 9,10,11,12.
Ученик.Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
Слайд 13.
Ученик. О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи - орден Андрея Первозванного - получило более тысячи человек.
Слайд 14.
Ученик. А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек, среди них великий русский полководец Суворов Александр Васильевич. Этого ордена он был удостоен за выдающуюся победу над значительно превосходящими его корпус по численности силами турок в сентябре 1789 года на реке Рымник.
Слайд 15.
Ученик. За всю историю России только четыре человека стали полными Георгиевскими кавалерами, среди них: М.И. Голенищев-Кутузов. Этот прославленный русский полководец всю свою жизнь, весь свой боевой путь от прапорщика до генерал-фельдмаршала прошел вместе с Русской армией. Войска под его командованием участвовали во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII - начале XIX веков.
Слайд 16.
Ученик. M.Б. Барклай-де-Толли выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года.
Слайд17.
Ученик. С именем святого Георгия в России связана еще одна награда - "Золотое оружие"
Ученик. С 1807 года лица, удостоенные "Золотого оружия" причислялись к кавалерам ордена Святого Георгия. В 1913 году эта награда получила официальное название "Георгиевское оружие". Орден Святого Георгия и наградное оружие "За храбрость" могли получить лишь офицеры и генералы.
Слайд 18.
Ученик. Для награждения солдат и унтер-офицеров в начале XIX века был учрежден особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носившийся на оранжево-черной Георгиевской ленте.
Слайд 19.
Ученик. Именно этой награды была удостоена знаменитая "кавалерист-девица" Надежда Андреевна Дурова, начавшая военную службу рядовым уланом и ставшая впоследствии первой в России женщиной-офицером.
Слайд 20, 21, 22, 23.
Ученик.В середине XIX века солдатский Георгиевский был подразделен на четыре степени (1-я и 2-я - золотые, 3-я и 4-я серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т. е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я степень - высшая.
Слайд 24.
Ученик. Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый "полный бант".
Акция "Георгиевская ленточка" в классе
Слайд 25.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы услышали о подвигах наших далеких предков. Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне XX века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией. Орденом Отечественной войны награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие за храбрость, стойкость и мужество, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Слайд 26.
Ученик. В мае 1942 года на позиции советских воинов, на харьковском направлении, двинулись десятки фашистских танков, но артиллеристы и бронебойщики не дрогнули. Под умелым руководством своего командира капитана И. И. Криклия, они метко били по врагу, нанося ему ощутимые потери. За два дня непрерывных боев дивизион уничтожил 32 вражеских танка. Капитан И. И. Криклий лично подбил 5 фашистских машин, но был смертельно ранен в бою и вскоре скончался. Когда все остальные номера расчета погибли, старший сержант А. В. Смирнов продолжал вести огонь из орудия. Даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки, Смирнов, превозмогая боль, продолжал стрелять по врагу одной рукой. Всего в бою он уничтожил 6 фашистских танков. За свой подвиг капитан И.И. Криклий Указом от 2 июня 1943 года стал первым кавалером ордена Отечественной войны I степени.
Слайд 27.
Ученик. Воины Александра Невского, и дружинники Дмитрия Донского, и солдаты Суворова, и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены этим орденом, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.
Слайд 28.
Ученик.Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Что означают эти цвета?
Одни историки считают - это "цвет пороха и цвет огня...", это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона, считают другие.
Ученик. Это цвета победы, цвета мужества героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
Слайд 29
Воспитатель. Теперь мы знаем, что чёрно-оранжевые ленточки - символ памяти о победе России в Великой Отечественной войне, они стали знаком вечной признательности ветеранам, освободившим мир от фашизма. Нынешняя акция "Георгиевская ленточка" - это эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш - народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.
Давайте и мы продолжим эту эстафету, прикрепим к груди
"Георгиевскую ленточку". (Дети прикрепляют к одежде ленточки.)
Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, наш клубный час подходит к концу. Я хочу спросить вас, понравился ли вам наш сегодняшний клубный час. Может быть, какие-то моменты вызвали волнение? А может быть, кто-то хочет что-нибудь добавить? (дети рассказывают о своих прадедах.)
Источники информации.
1. Дуров В.А.Русские награды XIII - XX вв.-М.: Просвещение, 1997-160с.
2. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды - СПб: ООО "Издательство Полигон", 2001 - 352с., ил.
3. Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.1. - СПб.:ИД "ВЕСЬ", 2002.
4. Давыдова А.В.Классные часы.М.:ВАКО,2008.272с.-(учебный год)
5. Петерс Д.И.Наградные медали России.М.: Просвящение, 1979.
6. Шепелев Л.Е.Титулы, мундиры, ордена.Л.: Наука, 1991.
7. Энциклопедия для детей. Е.5, ч.3. История России. XX век. Сост. С.Т.Исмайлова. - М.: Аванта+,1996.
« История Георгиевской ленточки»
Цель: Рассказать детям о георгиевской ленточке – символе мужества и храбрости, познакомить их с героическим прошлым нашего народа.
Ход
Вступительное слова
Сегодня наш с вами беседа посвящен «Георгиевской ленточке».
Георгиевская лента
Александр Желнов
Майский день красив необычайно-
День Победы празднует страна!
Может это вовсе не случайно-
Что весной закончилась война?
Неслучайно в этот день чудесный,
В память о героях давних лет,-
Распустились нынче повсеместно
Лепестки георгиевских лент.
...
У старухи, что на остановке,
Своего автобуса ждала,
На груди, на орденской колодке,
Тоже эта ленточка была.
Орден за проявленную смелость
Что вручал молоденький комбат,
Ей за то, что сутки под обстрелом
Выносила раненых солдат!
В гости к однокашнице спешила
Что-то та совсем уже слегла,
Хоть всю жизнь других людей лечила,
А себя как видно, не смогла...
Вдруг, на красный, скорость не снижая,
Джип мордастый мимо проскочил.
Рядом с остановкой проезжая,
Всех водой из лужи окатил
Все кто были - отскочили с криком,
У нее ж реакция не та,
И текла ручьями по гвоздикам
Дождевая, грязная вода.
"Вот же гад, чтоб ты перевернулся!"
"Номер записать, и все дела!"
Но старуха молча отряхнулась
И домой тихонько побрела...
А машина мчалась как торпеда,
С лентою гвардейской на крыле.
И "Спасибо деду за победу!"
Красовалось сзади на стекле...
Кто-то скажет, мы не виноваты,
Что сегодня волею судеб,-
Память о войне и о солдатах
Тихо превратили в ширпотреб.
В круговерти бесконечных оргий
Потеряли прошлое своё.
И глядит на нас святой Георгий,
Крепко сжав железное копьё...
Сегодняшнее мероприятие непростое, оно знаменательное. Все вы знаете, что каждый год, 9 мая, весь мир отмечает день Победы в Великой Отечественной войне.
Этот праздник, стал символом национальной гордости, славы, доблести, когда весь народ объединился, чтобы победить фашистскую германию. Наш народ с честью выдержал испытание войной.
За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. И они выстояли и победили. Фашистские войска были разгромлены под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, на Курской дуге, в Белоруссии...
Но какою ценою была завоевана победа?!
Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,4 000 000 угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа. С течением времени всё грандиознее видится этот безмерный подвиг людей, вошедших в легенду, повествующую миру о величии человеческого духа, об обжигающей ненависти к поработителям, о беспредельной любви к родной земле и к свободе.
Ребята, я думаю, что вы знаете, вот уже несколько лет в России проходит акция Георгиевская ленточка, приуроченная к годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Как вы думаете, что означает эта ленточка?
Почему именно сейчас она стала символом победы?
В чем смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей?
Информационный блок
Георгиевская ленточка – это символ праздника, символ нашего уважения к людям, победившим в этой ужасной войне, уважения и памяти павшим. Это наша память, наше отношение к событиям, которые происходили с 1941 по 1945 год. Это погибшие бойцы и мирные труженики тыла, это блокадный Ленинград, это концлагеря, это сожженные деревни. Это наши деды и прадеды. Это наша боль, это наша гордость.
Увидев на улице человека с георгиевской ленточкой понимаешь, что он так же как ты помнит и чтит, что слова о войне для него не простой набор звуков, что вся информация пропущена через сердце и сознание.
Традиция раздавать георгиевские ленточки появилась у нас совсем недавно, в 2005 году. Это была разовая акция, чтобы напомнить людям о войне, о великой победе. И каково же было удивление устроителей раздач ленточки, когда они увидели, что это воодушевило людей, что все от мала до велика старались раздобыть ленточку и с гордостью прикрепить ее к своей одежде. Цвета георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к одену “Святого Георгия“, к ордену “Славы“, к медали “За Победу над Германией“. Цвета ленты – желто-оранжевый с черным означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.
Так же цвета Георгиевской ленты созвучны с жизнеописанием Святого Георгия Победоносца, который трижды прошел через смерть и дважды был воскрешен. Смерть – черный цвет, воскресение – желто-оранжевый.
- Что вы знаете о Святом Георгии Победоносце?
Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.
Святой Георгий - великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Существует легенда, в которой рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий .
Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов.
Со времен великого князя Иоанна III изображение святого Георгия Победоносца - всадника, поражающего копьем змея, - стало гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.
Орден Святого Георгия Учрежден 25 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II Великой. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои: отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.
Например, те, кто "лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение".
Или "лично предводительствуя войском, возьмет крепость".
Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.
Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи - орден Андрея Первозванного - получило более тысячи человек.
А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек, среди них великий русский полководец Суворов Александр Васильевич. Этого ордена он был удостоен за выдающуюся победу над значительно превосходящими его корпус по численности силами турок в сентябре 1789 года на реке Рымник.
За всю историю России только четыре человека стали полными Георгиевскими кавалерами, среди них: М.И. Голенищев-Кутузов. Этот прославленный русский полководец всю свою жизнь, весь свой боевой путь от прапорщика до генерал-фельдмаршала прошел вместе с Русской армией. Войска под его командованием участвовали во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII - начале XIX веков.
M.Б. Барклай-де-Толли выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года.
С именем святого Георгия в России связана еще одна награда - "Золотое оружие".
С 1807 года лица, удостоенные "Золотого оружия" причислялись к кавалерам ордена Святого Георгия. В 1913 году эта награда получила официальное название "Георгиевское оружие". Орден Святого Георгия и наградное оружие "За храбрость" могли получить лишь офицеры и генералы.
Для награждения солдат и унтер-офицеров в начале XIX века был учрежден особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носившийся на оранжево-черной Георгиевской ленте.
Именно этой награды была удостоена знаменитая "кавалерист-девица" Надежда Андреевна Дурова, начавшая военную службу рядовым уланом и ставшая впоследствии первой в России женщиной-офицером.
В середине XIX века солдатский Георгиевский был подразделен на четыре степени (1-я и 2-я - золотые, 3-я и 4-я серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т. е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я степень - высшая.
Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый "полный бант".
Акция "Георгиевская ленточка" в классе
Ребята, сегодня мы услышали о подвигах наших далеких предков. Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне XX века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией. Орденом Отечественной войны награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие за храбрость, стойкость и мужество, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены этим орденом, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.
Теперь мы знаем, что чёрно-оранжевые ленточки - символ памяти о победе России в Великой Отечественной войне, они стали знаком вечной признательности ветеранам, освободившим мир от фашизма. Нынешняя акция "Георгиевская ленточка" - это эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш - народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.
Давайте и мы продолжим эту эстафету, прикрепим к груди "Георгиевскую ленточку". (Дети прикрепляют к одежде ленточки.)
Подведение итогов.
Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Может быть, какие-то моменты вызвали волнение? А может быть, кто-то хочет что-нибудь добавить? (дети рассказывают о своих прадедах.)
Проект «Георгиевская ленточка»
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)
Возрастная группа : старшая разновозрастная
Участники : педагоги, дети и их родители
Актуальность:
В настоящее время воспитание патриотизма является одним из главных направлений развития подрастающего поколения. Дошкольников знакомят с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне, проводят встречи с ветеранами, экскурсии по памятным местам родного города. Главное, - чтобы знали, чтобы помнили! А для этого необходимо знакомить детей с символами воинской доблести, мужества и героизма защитников Отечества.
В последние годы жители нашей страны в майские дни носят на одежде георгиевские ленточки. Маленькие дети в большинстве своем не знают и не понимают смысл данной акции. А ведь георгиевская ленточка – это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русских воинов на полях сражений. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. и рассказывать об этом детям.
Цель : прививать уважение к военной истории России, рассматривая
Патриотизм как важную составляющую часть формирования
Нравственных ценностей у дошкольников.
Задачи:
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой
Отечественной войне;
Познакомить с символикой георгиевской ленточки;
Прививать уважение к ветеранам.
Линии развития личности :
Познавательно-речевое развитие дошкольников,
Социально-личностное развитие дошкольников,
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Реализация образовательных областей : «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Чтение художественной литературы,
Рассматривание иллюстраций и плакатов о войне,
Продуктивная деятельность;
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Методы и приемы:
Сбор и обработка информации,
Работа с литературой,
Беседа,
Презентация,
Творческая работа.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о Великой Отечественной войне;
Определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;
Создание презентации для просмотра;
Оформление развивающей среды.
Основной этап
Познавательное развитие:
Беседы: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.», «Памятники воинской славы», «День Победы в г.Борисоглебске»;
Рассматривание плаката «Родина – мать зовет!», иллюстраций войне;
Показ презентации «Георгиевская ленточка».
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: Т. Папантонио «Георгиевская ленточка», П.Давыдов «Георгиевская ленточка», Г.Свиридова «Георгиевская ленточка», С. П. Алексеев «Победа будет за нами!», С. Пивоваров
«Старый снимок», И. Ревю «О Великой Отечественной войне. Рассказ детям»;
Составление рассказов из личного опыта «День Победы».
Рисование: «Праздничная открытка»
Аппликация: «Георгиевская ленточка»
Работа с родителями:
Консультация «Как рассказывать детям о войне»;
Подбор материала к составлению рассказов о Дне Победы.
Заключительный этап
Выставка детских работ «Дню Победы посвящается»;
Использование георгиевской ленточки в праздничных мероприятиях
В День Победы.
Ожидаемые результаты
Дети:
Формирование представлений о победе русского народа в Великой Отечественной войне;
Формирование представлений о георгиевской ленточке как символе памяти;
Воспитание уважительного отношения к ветеранам.
Родители:
Повышение уровня знаний о военном прошлом своего города;
Установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.
Педагоги:
Распространение и обобщение опыта;
Разнообразие форм работы по познавательному развитию детей.
Перспективы проекта : участие в международной акции «Георгиевская ленточка» (http://zvezdy-obrazovaniya.ru/).
Ольга Туник
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки»
Цель :
Познакомить дошкольников с историей и значением Георгиевской ленточки ;
Воспитывать чувства патриотизма;
Развивать чувство гордости за Родину.
Значение и история Георгиевской ленты .
Георгиевская ленточка является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране. К сожалению, немногие из тех, кто завязывает Георгиевскую ленту на своей одежде или цепляет ее на автомобиль, знает о том, что она действительно означает .
Георгиевская лента – это лента , состоящая из двух цветов (оранжевого и черного, которая в дореволюционной России полагалась к нескольким наградам, посвященным святому Георгию Победоносцу . К ним относились : Георгиевский крест , Георгиевская медаль и орден Святого Георгия .
Кроме того, начиная примерно с XVIII столетия, Георгиевская лента активно используется в российской геральдике : лента использовалась в качестве элемента Георгиевских знамен (штандартов, ее носили на мундирах военнослужащие особо отличившихся подразделений, Георгиевская лента была на бескозырках матросов Гвардейского экипажа и моряков кораблей, награжденных Георгиевскими знаменами .
Изначально Георгиевская лента изготавливалась из шёлка и украшалась полосами чёрного и жёлтого цветов - так предусматривалось в орденском статуте 1769 года. Но если посмотреть дошедшие до нас образцы тех давних лет, то можно заметить, что уже тогда жёлтый цвет на них явно тяготел к оранжевому, который будет официально утверждён лишь в 1913 году.
Что означает черный и желтый цвет? В России они являлись цветами императорскими, государственными, соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба. Именно этой, символики, видимо, придерживалась императрица Екатерина 2, утверждая цвета ленты . Но, так как орден был назван в честь Святого Георгия Победоносца , цвета ленты , возможно, символизируют самого Святого Георгия и обозначают его мученическую смерть - три черных полосы, и чудесное воскрешение - две оранжевые полосы. Именно эти цвета и называются сейчас при обозначении цветов Георгиевской ленты .
В середине XVIII столетия императрицей Екатериной Великой была учреждена новая награда – орден Святого Георгия , который жаловали офицерам и генералам за заслуги на военном поприще.
К этому ордену полагалась лента , которая в честь ордена получила название Георгиевская .
За время существования черно – оранжевой ленты Святого Георгия , с момента ее появления в 1769 году и до 1917 года, она являлась непременным атрибутом самых разных наград Российской империи вручаемых за воинскую храбрость. Золотых офицерских крестов, темляков золотого оружия, знаков отличия, медалей, а также коллективных - серебряных труб, знамен, штандартов. Так в наградной системе России образовалась целая система воинских поощрений, среди которых Георгиевская ленточка являлась своеобразным связующим звеном всех их в единое целое, являя собой символ воинской доблести и славы. После разгромных поражений начального периода Великой Отечественной войны руководству СССР позарез необходимы были символы, которые смогли бы объединить народ и поднять боевой дух на фронте. В Красной армии было очень мало боевых наград и знаков отличия воинской доблести. Вот здесь и пригодилась Георгиевская лента .
Полностью повторять дизайн и название в СССР не стали. Советская лента получила название «Гвардейской» , несколько изменен был и ее внешний вид.
В конце 1943 года в СССР была учреждена новая награда – орден Славы. Он имел три степени и выдавался солдатам и младшим офицерам. По сути, концепция этой награды во многом повторяла царский Георгиевский крест . Колодка ордена Славы была обтянута Гвардейской лентой .
Эта же лента использовалась в медали «За победу над Германией» , которая была вручена практически всем военнослужащим, воевавшим на западных фронтах. После победы в ВОВ этой медалью были награждены около 15 млн человек, что составляло примерно 10% от всего населения СССР.
Впервые общественная акция под названием «Георгиевская ленточка » была проведена 2005 году в честь шестидесятой годовщины победы над фашизмом. В канун майских праздников Георгиевские ленточки начали раздавать бесплатно прямо на улицах российских городов, в магазинах и государственных учреждениях. Люди вешают их на одежду, сумки, антенны автомобилей.
Георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы, - в последние годы стала символом памяти о великой истории и ее героях .
Публикации по теме:
«История одной любви». Беседа-концерт с детьми старшего школьного возраста Автор: Ромахова Марина Геннадьевна, педагог по классу фортепиано ЦРТДЮ г. Крымска Цель: воспитание всесторонне развитой, гармоничной, духовной.
Составил старший воспитатель Скудина Е. В., МБДОУ «Детский сад №200» Кемеровская область, г. Новокузнецк Воспитатель: Сегодня на одежде многих.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Жанры кино. Документальный фильм» Цель: Познакомить детей с жанрами киноискусства; формировать представление детей о жанрах кинофильмов; познакомить с видами кино и мультипликации;.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Дне космонавтики 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин.
.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Освобождение города Краснодара от фашистов» Цели: 1. Продолжать знакомить детей с прошлым нашей страны и города, Великой Отечественной войной. 2. Формировать у дошкольников представление.