Геннадий лячин семья. Неземная любовь командира «Курска
Продолжая разговор о разносторонности человека, есть повод вспомнить академика
Виктора Петровича
Макеева. Его именем названы улицы в Челябинске в районе Тополиной аллеи, Миассе и Коломне, именные стипендии в ЮУрГу, ЧелГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева. Но самое главное – имя академика Макеева носит Государственный ракетный центр
(ОАО "ГРЦ Макеева").
Сегодня, 25 октября, -
день рождения и день смерти выдающегося ученого, создателя и руководителя отечественной школы морского ракетостроения, генерального конструктора стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами подводных лодок Военно-Морского флота
Виктора Петровича
Макеева
.
С Челябинском его связывает и преподавательская работа - с 1960 по 1981 год Виктор Петрович - профессор, зав. кафедрой летательных аппаратов в ЧПИ (ЮУрГУ). Это сейчас мы знаем много о Викторе Петровиче. Знаем и открыто можем говорить о ГРЦ, а раньше – все было засекречено, ГРЦ назывался КБМ (Конструкторское Бюро Машиностроения), а уж о том, что там делали и кто это все возглавлял, мало кто знал. В 1955 году, после совместной работы с Сергеем Павловичем Королевым и по его рекомендации, В.П.Макеев назначен главным конструктором СКБ-385 (КБМ, ГРЦ). Результатом более чем 30-летней деятельности В.П. Макеева как генерального конструктора КБ машиностроения, стали три поколения стратегических ракетных комплексов морского базирования. Уральский дракон - это прозвище военные Пентагона дали Виктору Петровичу Макееву. Возглавляемое им КБ в Миассе противостояло американской военно-морской промышленности. И если в начале 60-х годов мы уступали США в дальности, точности и мощности боезаряда, то с начала 70-х мы вырвались вперед и больше не уступали лидерства.
При непосредственном участии Виктора Петровича Макеева в Миассе вырос современный город ракетостроителей - машгородок.
Под руководством и участии В. Макеева велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей «Нептун», дворцами культуры «Прометей» и «Юность» и дворцом спорта «Заря» с бассейном и спортивными залами, кинотеатром «Восток».
Значителен его вклад в развитие города. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал-машгородок", телевизионной вышки, ее оснащения аппаратурой цветного телевидения, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Многогранность таланта, неиссякаемое трудолюбие, умение видеть перспективу, простота, общительность, любовь к спорту и бережное отношение к прекрасной уральской природе - таким запомнился Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев.
Это был яркий многогранный человек, обаятельный, красивый, даже артистичный, Личность с большой буквы. Он очень любил природу, хорошую музыку, поэзию. Любил историческую литературу, Карамзина, Пикуля, научную фантастику, наизусть читал Высоцкого, Есенина, Блока, Гёте, Шота Руставели, Омара Хайяма. У него была большая замечательно подобранная библиотека. Обожал Высоцкого, собирал его записи, находил в его лирике что-то личное.
Макеев уделял большое внимание библиотечным фондам, их пополнению. Чтение в КБ с его лёгкой руки было массовым. Книги брали с собой всюду – в походы, командировки, столовые. Он считал, что инженеры, технические работники должны быть культурными, начитанными людьми.
В Челябинской галерее проходила выставка рисунков Нади Рушевой. На предложение о выезде в Миасс последовал решительный отказ. Это исключено. Каждый рисунок вмонтирован между двумя стёклами – малейшая случайность и будет порван. По указанию Макеева были изготовлены специальные ящики с упаковкой, и на 5 дней выставка была привезена в Миасс. Виктор Петрович два часа осматривал выставку. Особенно понравилась ему пушкинская тема. Это он настоял, чтобы в Машгородке вместо тополей были высажены липы. Он любил Тургояк, восхищался им, это было место его отдыха.
При Макееве в Машгородке кипела бурная театральная и музыкальная жизнь. Проходили сольные концерты Бориса Штоколова, Владимира Атлантова, Леонида Сметанникова, Марии Биешу. Приезжал оркестр Евгения Светланова. Из театра «Современник» с авторскими концертами приезжали Олег Табаков, Константин Райкин, Игорь Кваша, Валентин Гафт. Было множество авторских концертов артистов эстрады: Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Сергея Захарова, Софии Ротару, киноактёров: В. Тихонова, Л. Гурченко, В. Ланового, С. Юрского, И. Костолевского, Н. Мордюковой.
«Жизнь, отданная флоту» - так говорят о Макееве моряки. Он любил флот море, часто бывал на кораблях, ходил в плавание, был романтикам моря и очень любил песни о море. Самыми любимыми были «И всё-таки море останется морем» и «Усталая подлодка». Нравилась ему и песня «Белые крылья» в исполнении Ободзинского. Не любил малодушия, лжи, непорядочности.
Хочется вспомнить его слова, актуальные и сейчас: «Руководить – значит предвидеть», «В творческом деле нужны творцы, а не подчинённые», «Нет ничего сложнее, чем работать с людьми».
Жизнь Макеева – образец высокой профессиональной и общечеловеческой культуры, пример для инженеров и руководителей. Его деяния принадлежат истории. «Не важно сколько лет прожить, важно - сколько успеть сделать» - говорил он.
В.П. Макеев - доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской ( 1959 ) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), дважды Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей. За выдающиеся достижения в области создания эффективных образцов новой техники Президиум Академии наук СССР наградил В.П. Макеева Золотой медалью им. С.П. Королева. Награжден орденами: Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями.
Хотите больше узнать об этом замечательном человеке, приоткрыть особо секретную, долго неизвестную область - историю создания отечественного стратегического оружия Военно-Морского Флота, прочтите книгу В. А. Пяткина «Генеральный конструктор В. П. Макеев». - Челябинск, 2004. Эта книга есть у нас, в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина (ул. Коммуны. 69).
В городе - осень, ах в городе - осень,
Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
И снова глядят побелевшие сосны,
Как Млечным Путем застывает проспект.
Снова октябрь над Миасской долиною вьется,
Снежною стаей кружит над Лысой горой,
Белыми-белыми-белыми крыльями бьется,
Будто зовет за собою в полет неземной.
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
Ну что ж тут поделать - полет этот был неизбежен,
Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
Но на земле остаются Любовь и Надежда,
Работа и Память, и Песни, что создали мы.
Пусть в чертежах и стендах музейных
Замерли... замерли старты звездных ракет,
В разлуку не веря, подросшие ели
Вышли, встречая тебя, на проспект,
А где-то, а где-то холодные белые волны,
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.Фото с сайта
http://makeyev.ru/
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове, ныне это поселок имени Кирова города Коломны.
Работал с 1939 на авиационном заводе в Москве, с 1941 - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведен на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инж. курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.
В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекпии на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.
Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового ж.-д. вокзала и др. объектов.
Лучшие дня
Награжден орденами Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями. Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру. Его именем названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, северном морском полигоне ВМФ. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики страны учредила медаль им. академика В. П. Макеева.
| Макеев Виктор Петрович
Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, посёлок Кирова, Московской обл. - 25.10.1985, г. Москва)
Из семьи потомственного рабочего. Трудовую деятельность начал по окончании 7 классов в 1939 году учеником чертежника, затем чертежником на авиационном з-де в Москве, с 1941 года - в Казани, куда завод был эвакуирован после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу, с 1942 года учился в Казанском авиационном институте. В 1944 г. был переведен в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил в 1948 г. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ работал в Особом конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Московской обл.) техником, инженером, ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 гг. работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.
В 1955 году Виктор Петрович по предложению С.П. Королева назначают гл. конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ-385) в которое были переданы работы по ракетам Р-11, Р11-М и Р-11 ФМ. Позднее СКБ-385 переименовано в КБ машиностроения . С 1963 года Макеев назначен начальником предприятия и главным конструктором, с 1972 года - генеральный конструктор - начальник предприятия. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая и решающая ныне задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Результат деятельности В.П. Макеева и руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом в 1963 году; Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом в 1968 году, ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-29 - первой отечественной твердотопливной БРПС межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1988); Р-29РМ -БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства. В 1962 г. КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО "Scud - В" (Скад).
По инициативе Макеева был создан Совет Главных конструкторов (СГК)
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой стал Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенных на ракете, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов, транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей.
Под руководством Макеева создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня.
Виктор Петрович вел большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. В 1960-1981 годах - заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах - заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.
Явился инициатором организации сотрудничества Академии наук СССР, министерств отраслей промышленности, высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Выполненные под руководством и при участии Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии наук СССР одними из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.
Под руководством и при непосредственном участии Виктора Петровича велось строительство машгородка (северного района Миасса) с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта.
Значителен его вклад в развитие города, при его содействии решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и промышленных водоводов; проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал - машгородок"; проектирование, изготовление и монтаж телевизионной вышки, и ее оснащение аппаратурой цветного телевидения; строительство нового вокзала и др. объекты
Награжден орденами: Ленина, Октябрьской Революции, медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1991 г. имя академика В.П. Макеева присвоено Конструкторскому бюро машиностроения , ныне это - Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. акад. В. П. Макеева".
Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, посёлке Ненокса Архангельской области, в Челябинске в ЮУрГУ. Установлены мемориальные доски на доме, где он жил в Миассе, на зданиях, где работал в Златоусте и Миассе. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, Московском авиационном ин-те, Военно-морской академии им. Кузнецова.
Федерация космонавтики страны учредила медаль имени академика В.П. Макеева.
Совместным решением администрации, партийного и профсоюзного комитетов и комитета ВЛКСМ КБ машиностроения в мае 1988 г. учреждена премия имени академика В. П. Макеева.
Лит.: Клейман В.Л., Косой Л.М., Лукьянов О.Е. Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев. Баллистические ракеты подводных лодок России. Избранные статьи. Миасс, 1994, 1997; БСЭ, т. 16, Москва, 1974; В. А. Пяткин "Главный конструктор". Миасс, 1994; В. А. Пяткин. Генеральный конструктор. Миасс, 1997. В. Д. Доценко. "Морской биографический словарь", Санкт-Петербург, 1995; "Инженеры Урала", Энциклопедия. Екатеринбург, 2001. Ученые Южно-Уральского Государственного университета. Сост. Тульчинский С. В., Челябинск, 1998.
В. Дегтярь
ИллюстрацииПолезные ссылки Профессиональная деятельность, достижения, награды
- Доктор технических наук. 1965 г.
- Действительный член АН СССР. 1976г.
- Герой социалистического труда. 1961, 1974 гг.
- Лауреат Ленинской премии. 1976 г.
- Лауреат Государственной премии. 1968, 1978, 1983 гг.
- Почётный гражданин города. 1997 г.
- Кавалер ордена Ленина. 1956, 1961, 1963, 1974, 1984 гг.
- Кавалер ордена Октябрьской Революции. 1971 г.
- Заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институтете. 1960-1981 гг.
- Заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.1981-1985 гг.
Любовь Ловчикова раскладывает на столе, как пасьянс, многочисленные ответы из разных структур ОАО «РЖД» о судьбе двухкомнатной квартиры, в которой проживает на условиях коммерческого найма вот уже 7 лет. Все официальные инстанции говорят одно и то же: она может выкупить эту квартиру, как ей и обещали при заселении. Но Ловчикова считает, что имеет право получить её в собственность бесплатно.
Она уже 10 лет на пенсии, а до этого работала начальником станции Кенай. В 1971 году 19-летней девчонкой по зову сердца приехала сюда с Украины. «Нас было человек 30 молодых специалистов, – вспоминает моя собеседница. – Мы не имели ни малейшего представления о здешней жизни и взяли с собой прорезиненные валенки. Жили в бараках, свет в 12 часов ночи выключался, отопление печное. Приходилось колоть дрова в любую погоду.
А я топор в руках никогда не держала. Почти все, кто приехал со мной, вернулись обратно, не выдержав трудностей. А я полюбила Дальний Восток. У меня 30 лет стажа и всего одна запись в трудовой книжке – «Комсомольское отделение ДВЖД». Сначала работала стрелочницей на станции Аксака. Потом перевели на строящуюся станцию Кенай. К тому времени у меня появилась семья, дочь. Муж тоже железнодорожник, кочегар. Поменяли только барак, делили квартиру площадью 36 квадратных метров с другой семьёй из четырёх человек».
Так жили многие работники магистрали. Станцию Кенай сдали в эксплуатацию, а дома для железнодорожников так и не построили. Позже соседи переехали в другой барак, а у Ловчиковых родилась вторая дочь. Когда дети вылетели из гнезда, с ними стал жить брат мужа, незрячий инвалид. К тому времени барак был изрядно изношен. И в 2002 году Любовь Владимировну включили в очередь на получение жилья на Комсомольском отделении дороги. А тут началось и строительство дома на проспекте Первостроителей. В нём 16-й и 17-й подъезды предназначались очередникам. Но одни получили квартиры с правом выкупа, а другие, в основном многодетные и пенсионеры, – без. Ловчиковой, хотя она была уже пенсионеркой, выкуп разрешили. Тогда это её устраивало, поскольку открывало возможность получить право собственности на жильё.
В марте 2005 года они отпраздновали новоселье. А в мае была принята Концепция жилищной политики ОАО «РЖД», которая многое изменила.
«В ней не предусматривалось ни выделение бесплатного жилья, ни его выкуп. У компании имеется только специализированный жилой фонд, в который и были включены эти квартиры», – объясняет заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Михаил Федорец.
Поясним, квартиры из этого фонда выделяются работникам РЖД по определённым критериям только на время их работы в компании. «За наём они платят весьма скромную сумму, в среднем около 200 руб. Основное бремя расходов компания берёт на себя, – говорит заместитель начальника службы гражданских сооружений ДВЖД Виктор Макеев. – А для тех, кто не соответствует критериям, вступает в силу положение, предусматривающее начисление платы за наём, полностью покрывающей расходы ОАО «РЖД» на содержание жилого помещения, включая амортизационные и налоговые выплаты».
В итоге Ловчиковой (и другим жильцам) пришёл счёт за коммерческий наём на 5593 руб. за месяц. А у неё пенсия – 11 тыс., у мужа – 10 тыс. руб. и у его брата-инвалида – 9 тыс. руб. Многие отказались вносить плату, увеличившуюся почти в 30 раз. Ведь когда они заселялись, речь шла о совсем иных условиях проживания. К тому же по Гражданскому и Жилищному кодексам условия договора не могут быть изменены в одностороннем порядке. Посыпались письма в ОАО «РЖД», прокуратуру, правительство Хабаровского края, писали даже Президенту РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
К чести Дальневосточной железной дороги, она признала ошибочность включения в специализированный жилой фонд 54 квартир. ОАО «РЖД» приняло во внимание и факт, что людям было обещано право на выкуп жилья, и решило реализовать его в отношении 47 квартир. Причём на льготных условиях (под 2% годовых) с рассрочкой платежа на 15 лет и внесением первоначального взноса в размере не менее 15% стоимости жилья. Остальные семь квартир были переданы в муниципальную собственность. «Жильцы не могли их выкупить, – говорит Михаил Федорец. – Это решение было принято профсоюзом и руководством Комсомольского отделения, они и отбирали людей».
Однако всеобщего ликования по поводу такого, казалось бы, взвешенного разрешения жилищного вопроса не было.
«Стоимость квартир, по которой нам предложено их выкупать, выше рыночной в Комсомольске-на-Амуре», – возмущается электромеханик Павел Ежиков.
«Моя семья уже не имеет возможности выкупить жильё, – говорит Любовь Ловчикова. – Первоначальный взнос составляет примерно 250 тыс. руб., а потом в течение 15 лет я должна ежемесячно выплачивать по 8 тыс. руб. Но наш совокупный доход – немногим больше 30 тыс. руб. Поэтому нашу квартиру необходимо передать в муниципальную собственность. Все мы – свекровь, я с мужем, две дочери – связаны с железной дорогой. Наш общий трудовой стаж – примерно 100 лет».
«Когда мы въезжали сюда, у нас с мужем было двое детей и стабильное финансовое положение. Мы могли начать выкуп квартиры, – доказывает свою правду и Марина Пельменева. – Но в конце 2011 года я родила третьего ребёнка. Доход наш, естественно, упал и складывается сейчас из пособия по уходу за ребёнком и заработной платы мужа, которая составляет примерно 39 тыс. руб. Мы стали многодетными и малоимущими».
Однако доводы Ловчиковой и Пельменевой в ОАО «РЖД» не сочли основанием для передачи их квартир в муниципальную собственность. По закону жанра журналисту следовало бы разразиться гневным пассажем: мол, компания игнорирует социальное положение трудящихся. Но не стоит забывать, что мы живём в рыночной действительности, а у неё свои законы. И многие из жильцов их вполне одобряют, когда они не затрагивают их интересы. Следовало бы помнить и о том, что частный собственник обязан осуществлять лишь предусмотренные законом меры социальной защиты, а также те, которые оговорены его внутренними документами, то есть Концепцией жилищной политики.
А в ней нет ни слова о трудовых династиях. Хотя, может, стоило бы и вписать? В конечном итоге преданность железной дороге её работников – это капитал, который не подвержен инфляции.
Безусловно, компания вправе устанавливать цены за коммерческий наём жилья независимо от того, устраивают они кого-то или нет. В то же время было бы логично, если бы они росли не столь сумасшедшими темпами, опустошая тощие кошельки жильцов. Да, компания не обязана объяснять, на каком основании решила передать в муниципальную собственность пресловутые семь квартир. Она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Да и делала она это, напомню, совместно с профсоюзами. В муниципальную собственность передали квартиры, жильцы которых ещё в 2002 году были признаны малоимущими. Но сейчас справедливость этого решения уже не столь очевидна. За это время у той же Пельменевой и других людей изменились жизненные обстоятельства, ухудшилось материальное положение. Теперь они вряд ли смогут выкупить свои квартиры.
«РЖД не благотворительная организация, – прямо говорит начальник отдела корпоративной жилищной политики службы управления персоналом ДВЖД Юлия Гашилова. – Но многие люди никак не могут осознать, что компания уже давно не предоставляет жильё бесплатно. Теперь его можно только покупать через программы. Сейчас у нас их две, и обе ипотечные: для молодых семей с кредитной ставкой 1,5% и со ставкой 4,5% для сотрудников, которые признаны нуждающимися в жилье и трудятся по профессии, которая входит в специальный перечень».
Но Ловчикова и Пельменева этими программами воспользоваться не могут. Как же быть? «Если они откажутся выкупать квартиры, выселять их компания не будет», – говорит Михаил Федорец. Хотя, добавлю, и гарантировать никто не может, что это решение со временем не изменится. Куда им тогда идти – на улицу?
Сейчас плата за наём жильцам этих подъездов начисляется по муниципальным расценкам. Это около 200 руб. Однако те, кто в течение года бойкотировал оплату, выросшую почти в 30 раз, продолжают считаться должниками. Служба гражданских сооружений поставила их об этом в известность. У кого должок набежал на 40 тыс. руб., а у кого и больше. Над должниками висит угроза выселения.
И это несмотря на то, что дорога признала ошибочность включения этих квартир в специализированный жилищный фонд.
Из этого вроде бы вытекает, что никаких долгов быть не должно, но они есть!
И это не единственная проблема. Все семь лет люди не имеют постоянной регистрации в доме. В результате они лишены льгот, например, на медицинское обслуживание, оплату коммунальных услуг, что важно для ветеранов и пенсионеров.
«Это дом-парадокс, – говорит Юлия Гашилова. – Строительство его началось во времена МПС, а заселили его, когда было создано ОАО «РЖД».
За это время изменились экономические, социальные условия, жилищная политика компании. Вот почему так непросто распутать весь клубок существующих проблем».
Но, возможно, сделать это было бы проще, если бы за каждым решением видели живых людей? Не чужих, а своих. Ведь и Концепция жилищной политики разрабатывалась ради них.