Где похоронен коперник. Кто такой Коперник? Николай Коперник: биография, открытия
Так появилась новая, Гелиоцентрическая система Коперника.
Смелая идея, совершающая переворот в сознании людей, как это было созвучно всей эпохе Ренессанса… Особенно интересно, что все свои выводы он сделал без телескопа – его изобретет другой великий астроном, Галилео Галилей.
Но старое не желало отдавать свои позиции без боя. Самого Коперника это затронуло в малой степени – революционность его идей просто не поняли при его жизни. Да и другой работы хватало – он был талантлив во многих областях. Неплохой медик, проектировщик водопровода, реформатор финансовой системы в Польше, организатор обороны своего епископства от Тевтонского ордена: вот неполный перечень его заслуг. Можно вспомнить и его вклад в теорию денежного обращения: именно Коперник заметив, что при одновременном хождении золотой и медной монеты, золото уходит в накопления, а медь остается в обороте вывел: «Худшие деньги вытесняют из оборота лучшие».
Заслуги
Но главным оставалась работа над Гелиоцентрической системой. Если первые заметки о своей теории он выпустил в 1503 году, а книга «О вращении небесных сфер» вышла в 1543, то получается, работа заняла сорок лет! Символично, что это трактат вышел незадолго до смерти Коперника, словно подводя итог его жизненного пути…
С его смертью его идеи не умерли, напротив, вокруг них началась бурная дискуссия. Католическая церковь запретила работы Коперника, усматривая в них ересь: неужели Земля не является центром вселенной, а всего лишь одна из планет? Что же тогда думать о небесах и преисподней?
Но пытливые умы это не останавливало – итогом стала смерть Джордано Бруно на костре святой инквизиции и суд над Галилео Галилеем.
Примечательно, что, называя теорию Коперника ересью, католическая церковь разрешала использовать его модель при астрономических вычислениях. Этот парадокс фиксировал факты – теория Коперника больше соответствовала реальности, хотя и подрывала библейскую картину мира.
Именно идея Николая Коперника послужила катализатором первой научной революции. Переход от средневекового взгляда на мир, к научному – в этом его историческая заслуга.
Древних для объяснения неравномерности движений.
Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус-вектором Земля - Солнце , а движение по эпициклу для верхних планет (Марс , Юпитер , Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий , Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение .
Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, - «О вращении небесных сфер » (лат. De revolutionibus orbium coelestium ). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году ; оно печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика .
В предисловии к книге Коперник пишет:
Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.
По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест » в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.
Коперник придавал Земле три вращения : первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью ω; второе (со скоростью ω′) - вокруг оси мира , которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью ω′′) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении ω′ и ω′′ по величине) пару вращений , эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите .
Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.
В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий , которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой , что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить . Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость ω′′ не в точности равна ω′, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий .
В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Надо специально отметить, что система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская .
Благожелательное отношение Ватикана к гелиоцентризму в первой половине XVI века было связано и с тем, что для предстоящей реформы календаря были полезны наблюдения Солнца и Луны, содержащиеся в книге Коперника. Папа Климент VII даже прослушал в 1533 году лекцию о гелиоцентрическом подходе, подготовленную учёным кардиналом Вигманштадтом. Хотя отдельные епископы уже тогда выступили с яростной критикой гелиоцентризма как опасной богопротивной ереси .
Предположение I: Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения, и кроме того формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия.
Предположение II: Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное (тело) и к тому же совершает суточное обращение. Все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере.
Оригинальный текст (лат.)
Propositio I: Sol est centrum et omnino immobilis motu locali. Censura: omnes dixerunt dictam propositionem esse stultam et absurdam in philosophia et formaliter hereticam, quatenus contradicit expresse sententiis sacrae Scripturae in multis locis, secundum proprietatem verborum et secundum expositionem et sensum SS, Patrum et theologorum doctorum.
Propositio II: Terra non est centrum mundi nec immobilis, sed secundum se totam movetur etiam motu diurno. Censura: omnes dixerunt hanc propositionem recipere eandem censuram in philosophia et spectando veritatem theologicam ad minus esse in fide erroneam..
Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».
Вопреки устоявшемуся мнению, сама книга Коперника «De Revolutionibus Orbium Coelestium » была формально запрещена инквизицией лишь на 4 года, однако подверглась цензуре. В 1616 году она была внесена в римский индекс запрещённых книг с пометкой «до исправления». Требуемые цензурные поправки, которые необходимо было внести владельцам книги для возможности дальнейшего использования, были обнародованы в 1620 году . Эти исправления в основном касались утверждений, из которых следовало, что гелиоцентризм является не просто математической моделью, но отражением реальности. Сохранилось множество экземпляров первого (Нюрнберг 1618 году во время формального действия запрета. Книга была исключена из римского Индекса запрещённых книг в 1835 году .
Другие достижения в астрономии
Коперник один из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В его книге (часть I, глава IX) говорится:
Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым Божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой.
Вопреки распространенному мнению, Коперник не предсказывал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным .
Экономика
Коперник обратил внимание на закономерность, известную как Закон Коперника - Грешема (независимо обнаружен также английским банкиром Томасом Грешемом). Согласно этому принципу, более устойчивые по своему курсу деньги (например, золотые) будут вытесняться из обращения, так как люди будут накапливать в них сбережения, а в реальном обороте будут участвовать «худшие» (например, медные) деньги. Следует заметить, что такой эффект наблюдается только в том случае, если государство установило фиксированный курс обмена золота к меди (или серебру). В условиях действительно свободного обмена золота на медь (серебро) и обратно никакие деньги не являются «хорошими» или «плохими» и вследствие этого не вытесняются с рынка одни другими.
Именно Коперник первым заявил, что Земля находится не в центре Вселенной, а является планетой и вращается вокруг Солнца. Несмотря на то, что эта теория приобрела много сторонников среди учёных, она столкнулась с острым сопротивлением церкви. Скорее всего, род Коперников происходил из села Коперники, находящегося в Верхней Силезии. В конце XIV века предки Николая переселились в Краков. Отец великого астронома — Николай Коперник — был зажиточным торговцем, который переехал в Торунь. Там он женился на Барбаре Ваченроде, дочери богатого торуньского патриция, которая родила ему четверых детей — Анджея, Барбару, Катажину и Николая.
Беззаботное детство мальчика окончилось сразу после смерти отца. Заботы об осиротевшей семье взял на себя брат матери, Лукаш Ваченроде, в то время каноник капитула во Влоцлавеке — главном городе польской провинции Куявии. Именно он заботился о дальнейшей судьбе своего племянника. Ваченроде считал, что Николаю лучше всего избрать духовную карьеру и, чтобы упростить мальчику в дальнейшем получение высокой церковной должности, обеспечил ему соответствующее образование. По окончании кафедральной школы Николай поступил на факультет свободных искусств Ягеллонского университета в Кракове, где основательно познакомился с геометрией, арифметикой и астрономией.
Краковский университет в то время переживал период наивысшего расцвета. Возможно, что уже во время обучения в Кракове Коперник убедился в необходимости коренных изменений в теории мироздания. Он познакомился с работами Войцеха Брудзевского, одного из наиболее выдающихся краковских астрономов, который хоть и не сомневался в правильности теории Клавдия Птолемея, однако замечал в ней некоторые противоречия. Коперник продолжил обучение в университетах Болоньи, Падуи и Феррары, в соответствии с волей дяди посещая лекции по каноническому праву и медицине. Однако изучение права не слишком его привлекало, и он не смог завершить его в заранее оговоренный срок.
Куда больше его интересовала астрономия, а также сочинения античных философов. В Болонье Коперник сблизился с итальянским астрономом Доменико ди Новарой, вместе с которым наблюдал за движением Луны. Именно тогда он убедился, что прежняя астрономическая теория неверно объясняет движение небесных тел. Коперник получил степень доктора канонического права. Лукаш Ваченроде, в то время епископ Вармии, назначил любимого племянника своим секретарём, советником и личным врачом, и Николай поселился в епископском дворце в Лидзбарке. Несмотря на занятость, он находил время и для научной работы — в частности, написал краткое исследование «Малый комментарий», где впервые привёл наброски новой теории строения мира. Однако для её подтверждения нужны были доказательства, а это требовало долгих и систематических наблюдений неба.
Коперник оставил Лидзбарк и принял обязанности каноника в Фромборке, где провёл самые плодотворные годы своей жизни. В соответствии с духом Ренессанса Коперник обладал разнообразными знаниями во многих областях. Он рассуждал о поэзии, обрабатывал карты Польши и Литвы, а также Вармии и западной части поймы Вислы. Кроме астрономии, учёного каноника интересовали математика, философия и экономика (). Коперник подготовил проект денежной реформы, который изложил в трактате. В нём он сформулировал правило, гласящее, что худшая монета вытесняет из оборота лучшую.
Учёный заметил, что лучшие монеты изымаются и переплавляются на худшие, содержащие меньше серебра, а доход от этого поступал городам, обладавшим право чеканить монету. Чтобы помешать фальсификации денег, Коперник предлагал ввести во всей Пруссии единую монету, а также предложил методы предохранения денег от девальвации. Трактат о монете был не единственным экономическим сочинением Коперника.
По просьбе варминского капитула, пытавшегося выяснить причины трудностей сельских жителей, учёный проанализировал цены на хлеб. Результатом этих исследований стала работа. Из неё следовало, что цены на хлеб были слишком низкими в сравнении с ценами на другие товары. Коперник считал, что стоимость хлеба должна соответствовать затратам труда и фактической стоимости закупленного сырья. Для этого он рассчитал стоимость процесса выпекания и составил таблицу справедливых цен на выпечку.
Скорее всего, Николай Коперник не был рукоположен, а имел только низшее посвящение. Он никогда не ходатайствовал о более высокой церковной должности, однако много раз исполнял различные ответственные обязанности — в течение нескольких лет был управляющим имуществом капитула и даже был вынужден временно поселиться в Ольштыне. Когда началась польско-тевтонская война, его снова призвали на этот пост и поручили подготовить город к обороне от нападения тевтонских рыцарей. Предпринятые им меры оказались настолько результативными, что крестоносцам под предводительством Великого магистра Альбрехта Бранденбургского не удалось занять Олыдтын.
От имени капитула Коперник пишет королю Сигизмунду I Старому письмо с заверением в верности и просьбой о военной помощи. Варминский капитул оценил заслуги энергичного каноника и назначил его комиссаром Вармии. Уже в III веке до нашей эры греческие философы допускали, что земля может иметь форму шара и обращаться вокруг собственной оси. В древности эти взгляды не получили признания, так как противоречили учению Аристотеля, которое в то время признавалось единственно правильным. Практически вплоть до конца XV века господствовало мнение, что Земля — плоский диск, расположенный в центре Вселенной, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты.
О расположении Земли в центре космоса однозначно говорила и Библия. Николай Коперник создал совершенно другой образ окружающего мира. Он указал, что центральная звезда — Солнце, и именно оно, а не Земля, является центром вселенной. Земля оказалась всего лишь одной из планет огромной системы. Гелиоцентрическая система объясняла все непонятные до тех пор астрономические явления — смену дня и ночи, возрастание и убывание Луны, а также движение планет. Коперник был теоретиком, и решающее значение для его открытия имели математические вычисления. Астроном не располагал никакими точными приборами — все его инструменты были сделаны из еловой древесины.
Для наблюдения высоты Солнца учёный использовал солнечный квадрант, а чтобы определить положение Луны и планет, Коперник пользовался армилляр-ной сферой, состоявшей из шести деревянных колец. С помощью параллактического треугольника из трёх планок, образующих равнобедренный треугольник с переменной основой, астроном мог измерять расстояния между Землёй и Луной. Некоторые инструменты для наблюдения Коперник придумал и изготовил самостоятельно. Например, на парапете галереи замка в Ольштыне учёный клал зеркальце, отражавшее солнечный луч на противоположную стену, на которой были начерчены линии с обозначенными градусами — с помощью такой астрономической таблицы учёный изучал явление равноденствия. Столь же оригинальным методом он наблюдал и затмения Солнца — просверлив в ставне своей мастерской небольшое отверстие, через которое в затемнённую комнату попадали солнечные лучи и на противоположной стене создавали картину явления.
Несмотря на то, что Коперник располагал очень простыми приборами, его наблюдения и измерения были настолько точны, что вызывали удивление многих учёных и в более поздние времена.
А вот такой прибор, как анемометр, был изобретен уже после Коперника, в 19-м веке. Прибор используют в разных сферах жизни, чаще в метрологии, строительстве, пищевой промышленности. В последние насколько лет можно заметить увеличение количества приборов на рынках России, например можно анемометр купить в Санкт-Петербурге . Анемометр применяют для определения скорости потока воздуха или газа.
Коперник медлил с публикацией своих тезисов. Он знал, что его открытие встретит сопротивление современников. Лишь перед самой смертью учёный поддался на уговоры друзей и согласился опубликовать своё сочинение. Во Фромборке жил профессор виттенбергского университета Георг Иоахим фон Лаухен, взявший себе имя Ретик, интересовавшийся теорией Коперника.
Именно он передал в типографию в Нюрнберге рукопись. Сначала официально не осудила новую теорию, чтобы не придавать ей известности. Написанное на латыни и снабжённое сложными вычислениями, исследование было понятно лишь посвященным. Только под конец XVI века благодаря итальянскому учёному Джордано Бруно мир отдал себе отчёт в переломном характере учения Коперника. Начались дискуссии, которые вышли далеко за пределы математических проблем и касались больше вопросов религии и философии.
Сторонники новой системы строения вселенной оказались в конфликте с церковью. За поддержку теории Коперника Джордано Бруно сгорел на костре. Папа Павел V внёс «Об обращениях», а также все остальные сочинения, развивающие и пропагандирующие учение Коперника, в список запрещённых книг. Повторение судьбы Джордано Бруно смог избежать астроном Иоганн Кеплер, в конце XVII века подтвердивший верность гелиоцентрической системы тем, что открыл законы движения планет. Теорию Коперника пропагандировал философ и астроном Галилей.
Трибунал инквизиции признал взгляды Галилея не соответствующими церковным постулатам, и под угрозой пыток 69-летний учёный был вынужден публично отречься от учения Коперника. Галилей до конца своих дней жил в изоляции под наблюдением инквизиции. Только папа Иоанн Павел II официально объявил, что церковь ошибалась, осудив Галилея.
Сегодня наукам уделяется очень много внимания. Но так было не всегда. Трудно представить, как жилось ученым мужам несколько столетий назад – особенно в католических странах, где церковь старалась не допустить излишней образованности населения. Если учение шло вразрез с постулатами церковников, ученых жестоко наказывали – повезет, если просто изгонят из города. Зато живой! Но многие окончили свою жизнь на костре, как еретики и вероотступники.
Самое интересное в этом то, что их учения оказались верными (в 19-20 веках теории средневековья нашли подтверждение). Особое внимание уделялось астрономии – еще в древности (например, в ) жрецы знали, что земля круглая и вращается вокруг солнца. Но с приходом новых времен эти знания постарались стереть из памяти. Николай Коперник, великий польский астроном, доказал, что все теории древности были правдой. Он – наверно, единственный, кто умер своей смертью за такие «еретические» взгляды. Но обо всем подробнее.
Ранние годы
Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в Торуне, Польша, примерно в 100 милях к югу от Данцига. Он принадлежал к купеческой семье. Самое интересное заключается в происхождении будущего ученого – многие считают его поляком (в принципе справедливо). Но биографы и историки не могут найти ни единого документа, написанного от лица Коперника по польски. Мать была немкой по происхождению, отец – поляк из Кракова (но опять же неясно). В семье было еще трое детей – сын и две дочери.
Николай поступил в Краковский университет в 1491 году, где проучился три года — до 1494 года. Там он изучал основные предметы – математику, богословие, литературу. Но по-настоящему его привлекла астрономия. Хотя он не посещал занятия по этому предмету, в студенческие годы Коперник начал собирать книги по астрономии (особенно касаемые изучения Вселенной).
По окончании учебы, не получив какого-либо звания, Коперник вернулся в родной город в 1494 году. В 1496 году, стараниями своего дяди, он стал каноником (священником) во Фрауэнбурге, оставаясь на этом посту до конца своей жизни. Чтобы продолжить обучение, на семейном совете было решено отправить молодого юношу в Италию, в Болонью, куда Коперник и отправился изучать каноническое право.
В Болонье Коперник попал под влияние Доменико Мариа ди Новары, астронома, который получил известность у себя на родине. В 1500 году он переезжает в Рим, чтобы продолжить изучение астрономии. Отметим, что и здесь получить ученую степень Копернику не удалось. В 1503 году уже в другом городе – Ферраре – он смог наконец сдать экзамены и стать доктором канонического права. Последующие три года он изучает медицину в Падуанском университете.
Система мира Коперника
В 1506 году он возвращается в Польшу по печальной причине. Заболел его дядя. В течение нескольких лет Николай занимался астрономическими исследованиями и был личным врачом своего дяди. С 1512 года Николай начинает работать в качестве священника в небольшом городке Фромборке. Однако параллельно продолжал изучать небо и постигать азы астрономии.
Как раз в эти годы постепенно складывается полноценная картина устройства вселенной. Коперник подумывает о том, чтобы написать трактат. Основой была так называемая гелиоцентрическая система. Копернику в некотором смысле повезло – церковь поначалу не преследовала его за такие высказывания (наверно, они не выглядели еретическими). Уже через некоторое время у любителей астрономии в руках был небольшой трактат «небольшой комментарий о небесных сферах».
В нем был список из семи аксиом (истин), каждая из которых указывала особенность, характерную для гелиоцентрической системы. Третий принцип, в частности, заявил:
«Все сферы вращаются вокруг Солнца, так как является центральной точкой, и поэтому солнце является центром Вселенной.»
Несмотря на то, что трактат не пользовался широкой популярностью, друзья и коллеги ученого считали, что Николай прав на все сто процентов. Все-таки у него был талант. Постепенно слава о молодом астрономе распространилась не только в самой Польше, но и за ее пределами – Коперника приглашали в университеты в качестве консультанта, на Латеранский совет, где было необходимо мнение астронома для составления нового календаря.
Коперник много работал – ведь должность каноника подразумевала не только церковнослужение, но и различные юридические проблемы, а также административные, медицинские, финансовые дела. Однако находились и те, кто подвергал критике теорию Николая. В их числе – Мартин Лютер, который считал Коперника «дураком, способным перевернуть понятие об астрономии с ног на голову». Папский престол пока не обращал особого внимания на трактат – наверно, потому, что Николай излагал свои мысли относительно гелиоцентрической системы осторожно. Несмотря на это, в его трактате (также и в теории) было множество пробелов и неточностей. Что однако, не помешало книге стать настольной для многих последующих поколений астрономов.
Смерть и слава
Николай Коперник умер 24 мая 1543 года от осложнений после инсульта. Ему было около 70 лет – очень преклонный возраст по тем временам. За несколько часов до смерти он получил первый печатный вариант своей книги. К сожалению, тысяча экземпляров не была распродана, а переиздание было лишь три раза.
Но это обстоятельство не делает трактат Коперника менее ценным – после его смерти он был занесен (наконец то церковь решила хоть как-то наказать ученого, которому уже было все равно) в реестр запрещенных, правда, лишь на 4 года. Потом книгу вновь выпустили, но гелиоцентрическую систему убрали, оставив лишь математические расчеты.
Тем не менее, слава Николая Коперника, как одного из ведущих астрономов средневековья, живет и сегодня. Наряду с другими известными именами.
(1473-1543) польский астроном
Николай Коперник родился в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он рано осиротел и воспитывался в доме своего дяди, известного польского гуманиста епископа Лукаша Ваченроде. В 1490 году он окончил Краковский университет и стал каноником собора во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. На этой должности он и пребывал (с перерывами) до конца жизни.
В 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию. Вначале он учился в Болонском университете, где стал магистром искусств, а также изучал церковное право. Именно в Болонье у него возник интерес к астрономии, определивший его научную судьбу.
Затем он на короткое время возвращается в Польшу, но вскоре вновь отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуанском университете и получает степень доктора богословия в университете Феррары. На родину Николай Коперник вернулся в 1503 году всесторонне образованным человеком. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, где служил секретарем и врачом у своего дяди, а после его смерти переехал во Фромборк, где и прожил до конца жизни.
Николай Коперник был удивительно разносторонним ученым. Одновременно с занятиями астрономией он занимался переводами трудов византийских авторов, а также медициной, заслужив репутацию замечательного врача. Коперник безвозмездно лечил бедняков: и днем и ночью он был готов поспешить на помощь больному. Кроме того, он участвовал и в управлении областью, ведал ее финансовыми и хозяйственными делами. Но больше всего его интересовала астрономия, которую он представлял несколько иначе, чем это было принято.
К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Теория Птолемея не позволяла объяснить многие явления, хорошо известные астрономам, в частности петлеобразное движение планет по видимому небосводу. Тем не менее ее положения считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.
Задолго до Коперника древнегреческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Но он еще не мог экспериментально подтвердить свое учение.
Наблюдая движение небесных тел, Николай Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли. Это было связано с тем, что в то время еще не было таких мощных телескопов, с помощью которых можно наблюдать небо и звезды.
Открыв, что Земля и планеты - спутники Солнца, Николай Коперник смог объяснить видимое движение Солнца по небосводу, странную запутанность в движении некоторых планет, а также видимое вращение небесного свода. Он считал, что мы воспринимаем движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении. Когда мы плывем в лодке по поверхности реки, то кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега плывут в обратном направлении. Точно так же наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.
Где-то между 1510 и 1514 годами Николай Коперник написал краткое сообщение, в котором впервые сообщил ученым о своем открытии. Оно вызвало впечатление разорвавшейся бомбы и стало причиной несчастий не только для его автора, но и для его последователей. Принять такую теорию означало разрушить авторитет церкви, поскольку эта концепция опровергала теорию божественного происхождения Вселенной.
Полностью теория Коперника была изложена в его труде «Об обращениях небесных сфер». Автор не дожил до того времени, когда эта книга распространилась по всему свету. Он был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр его книги, отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий. Его книга вызвала интерес среди прогрессивно настроенных ученых.
Деятели церкви не сразу поняли, какой удар по религии наносит книга Коперника. Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Николая Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в «Индекс запрещенных книг». Лишь в 1835 году Папа Римский исключил книгу Коперника из этого индекса и тем как бы признал существование его учения в глазах церкви.
В 1600 году за пропаганду взглядов Коперника был сожжен на костре итальянский ученый Джордано Бруно. Но остановить развитие науки этим было нельзя.
Вскоре после смерти Николая Коперника итальянский астроном Галилео Галилей установил, что и Солнце вращается вокруг своей оси, чем подтвердил правильность выводов польского ученого.
Очевидно, что открытые Коперником закономерности способствовали дальнейшему развитию астрономии, в которой до сих пор происходят все новые и новые открытия.