Газаров доктор тех наук биография. Сергей газаров
Сергей Газаров - советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер армянского происхождения.
Газаров Сергей Ишханович родился и вырос в Баку. А талант, вероятно, получил по наследству от матери. Женщина великолепно пела и устраивала дома настоящие концерты, которые можно было бы назвать театром одного актера.
Неудивительно, что мальчик, часто видевший мамины выступления, и сам захотел попробовать себя в роли актера. В школе мальчик старался участвовать во всех мероприятиях и конкурсах, причем появление Сергея всегда было ожидаемо, так как номера были талантливо исполнены. Поэтому учителя считали, что у Сергея большое будущее.
После окончания школы Газаров поступал в местный театральный институт. Профильное прослушивание Сергей прошел легко, но провалился на сочинении по русскому языку. Юноша устроился на работу в бакинский Дом Офицеров, где отвечал за расстановку декораций и поднятие занавеса. Там же юноша наблюдал за работой «взрослых» артистов, а параллельно готовился к следующей вступительной волне.
На следующий год Сергей Газаров чувствовал себя настолько уверенно, что решил рискнуть и поехал в Москву. Там выбор Сергея пал на знаменитый ГИТИС, где в тот год набирал студентов . На экзамене армянский абитуриент, выросший в Азербайджане, продемонстрировал такой невероятный акцент, читая наизусть отрывок из гоголевской повести «Нос», что приемная комиссия умоляла прекратить этот монолог. Но Олег Табаков увидел в Газарове не только огромное желание учиться, но и большой потенциал, поэтому взял абитуриента на свой курс.
Более того, Олег Павлович и позднее не оставлял Сергея без собственной опеки. Когда тот поработал в театре «Современник», Олег Табаков забрал молодого актера к себе в «Табакерку» и не только давал роли, но и вместе с ним ставил спектакли, например, «Крыши». В 1991 году Газаров впервые сделал постановку самостоятельно и, получив за собственного «Ревизора» премию лучшего спектакля года, ушел от учителя в свободное плавание.
Сергей Газаров организовал кинокомпанию «Никита и Петр», хотел сам снимать кино, находить спонсоров и актеров. Но первый же проект прогорел, и Сергей Газаров вернулся к театральной деятельности, став главным режиссером драматического театра .
Фильмы
На экране Сергей Газаров стал появляться с 1980 года. В первый фильм «Незваный друг» его опять же пригласил Табаков. Затем вышли трагикомедия «Родня», мелодрама «Танцплощадка» и сатирическая драма «Выигрыш одинокого коммерсанта».
На протяжении 80-х актер снимался много. Особенно хорошо он проявил себя в детективе «Вход в лабиринт» и комедии «Испанская актриса для русского министра». Но в следующем десятилетии предложения стали иссякать, и Газаров сосредоточился на предпринимательстве и театральной деятельности.
Зато в 21 веке его звезда снова взошла. Пожалуй, популярность Сергея Газарова в последние годы даже превышает его востребованность на первом этапе карьеры. Амплуа актера последних лет - это олигархи, губернаторы, уголовные авторитеты и высокопоставленные военнослужащие. Актера можно увидеть в таких фильмах, как «Турецкий гамбит», «Доктор Живаго», «12».
В 2010 году в творческой биографии у Сергея появилась большая роль заведующего лабораторией в медицинском сериале «Доктор Тырса». Это сериал о гениальном спортивном враче, продолжатель популярной сюжетной тенденции, запущенной американским знаменитым сериалом .
В этом же году в молодежном блокбастере «На игре 2. Новый уровень» актер изобразил контрабандиста Шимича. В следующем году актер получил главную роль в четырехсерийной мелодраме «Моя вторая половинка».
В 2012 году Сергей Газаров получил одновременно четыре главные роли. Актер исполнил роль Жоры Хромова в мелодраме «Невеста моего друга». Картина рассказывает о запутанном любовном треугольнике, который завязался на недопонимании, ревности и желании отомстить.
Также в 2012 году актер исполнил роль главы бандитской группировки «майкопских» Барика Саркисовича Кубаняна по прозвищу «Куба» в криминальном боевике «Под прикрытием». Этот новый проект от режиссера популярного детективного сериала «Глухарь» - высокобюджетная приключенческая картина о том, что будет, если во время операции по внедрению в преступную группировку офицер ФСБ влюбится в дочь главаря.
В другом приключенческом фильме этого года – картине «Шпион» - Сергей Газаров сыграл роль Наркома. Полнометражный блокбастер снят в жанре альтернативной истории и базируется на произведении «Шпионский роман». Фильм рассказывает о столкновении немецкого шпиона и советской контрразведки в 1941 году.
Еще одной картиной с Газаровым в главной роли стала четырехсерийная спортивная драма «Хоккейные игры» о восьми матчах в этом виде спорта между СССР и Канадой в 1972 году. Фильм основан на воспоминаниях непосредственных участников событий. Также в картину вошли кадры реальной спортивной хроники тех лет, а консультантом фильма стал двукратный олимпийский чемпион .
В 2013 году Сергей Газаров получил второстепенную, но яркую и запоминающуюся биографическую роль: в сериале «Сын отца народов» примерил на себя образ . Также в 2013 году актер получил роль аналитика в криминальной драме «Департамент» и главы мафиозного клана в еще одном криминальном фильме «Ловушка», ремейке знаменитого армянского сериала «Ворогайт».
Личная жизнь
Много лет Сергей Газаров прожил со знаменитой актрисой . В семье Газарова и его первой жены родилось двое сыновей - Никита и Петр. Никто из детей не пошел по родительским стопам. Никита стал экономистом и занимается развитием банков, а Петр – музыкант и аранжировщик. В середине 90-х годов у Ирины была диагностирована лейкемия, и, как Сергей ни боролся с недугом своей супруги, она скончалась в 1997 году.
Долгое время Газаров был один. Чтобы отвлечься от горя, актер с головой ушел в работу, причем не только связанную с киноискусством. Сергей Ишханович открыл собственный ресторан межнациональной кухни и трудился от рассвета до глубокой ночи.
В собственном ресторанчике Сергей Газаров и познакомился с новой женой. Однажды Сергей Ишханович встретился с девушкой Еленой, которая пришла к актеру и ресторатору написать статью об этом заведении. Несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте, Сергей и Елена быстро нашли общий язык, стали встречаться и вскоре поженились. В 2007 году супруга подарила Газарову третьего сына Степана.
Сергей Газаров сейчас
В 2016 году новой популярной работой Сергея Газарова стал триллер «Экипаж», завоевавший любовь зрителей и получивший статус российского блокбастера. В картине о подвиге летчиков на терпящем крушение самолете Сергей Газаров исполнил роль начальника авиакомпании Шестакова.
В 2017 году актер исполнил роль врача в драме . Картина, созданная Кинокомпанией при поддержке Министерства культуры, Фонда кино и Мариинского театра, рассказывает о жизни танцора Темникова (Сергей Безруков), который по воле обстоятельств лишается возможности танцевать. Травма танцора прогрессирует, и вскоре мужчина уже не сможет ходить.
В 2018 году запланировано появление Сергея Газарова в четырех картинах. Актер снимется в мелодраме «Аниматор», трагикомедии «Лили», детективном фильме «Неуловимые» и картине «Любовь и Сакс».
Фильмография
- 1984 - «Выигрыш одинокого коммерсанта»
- 1989 - «Вход в лабиринт»
- 1990 - «Испанская актриса для русского министра»
- 2010 - «Доктор Тырса»
- 2010 - «На игре: Новый уровень»
- 2011 - «Папаши»
- 2011 – «Моя вторая половинка»
- 2012 - «Невеста моего друга»
- 2012 – «Под прикрытием»
- 2012 – «Хоккейные игры»
- 2013 - «Сын отца народов»
- 2013 – «Ловушка»
- 2013 - «Департамент»
- 2016 - «Экипаж»
- 2017 – «После тебя»
Происхождения, сыграл множество памятных зрителям ролей. Особенно хорошо у него получаются роли этнических персонажей, от латиноамериканцев и грузин до цыган и немцев. Он продолжает активно сниматься. Творческий этап продолжается в биографии Сергея Газарова, в личной жизни у него тоже все хорошо.
Ранние годы
Сергей Ишханович Газаров родился 13 января 1958 года в армянской семье в Баку, столице советского Азербайджана. Его отец работал директором конфетной фабрики, затем перешел на такую же должность на винный завод.
Мама, получив профессию бухгалтера, практически не работала по профессии. У нее был красивый голос, и она постоянно напевала, причем делала это достаточно талантливо. Мама Сергея постоянно устраивала домашние праздники, на которых выступали все члены семьи. Наверное, от нее и передалась ему страсть к лицедейству.
Очарованный мамиными концертами, маленький мальчик часто пробовал себя в художественной самодеятельности. Первые выступления в биографии Сергея Газарова начались в школьные годы: он не пропускал ни одного праздничного мероприятия или творческого конкурса. Его выступления пользовались неизменным успехом, и одноклассники, и педагоги были твердо уверены, что Сергея ждет большая сцена.
Первая попытка
После окончания школы он твердо решил исполнить свою мечту, стать актером, и подал документы на актерский факультет Бакинского театрального института. Легко справившись с профессиональным тестом-творческим конкурсом, Газаров провалил экзамен по русской литературе, плохо написав сочинение.
Он пошел работать и одновременно стал готовиться к новой попытке поступления в театральный вуз. Трудовая биография Сергея Газарова началась в бакинском Доме офицеров, куда он устроился рабочим сцены. В его обязанности входила установка декораций, подъем и опускание Увлеченный юноша с любопытством мог долго наблюдать за игрой настоящих актеров.
Путь в профессию
На следующий год, основательно подготовившись к экзаменам и накопив деньги на поездку, молодой человек решает, что ему по силам поступить в театральный вуз в Москве. Сергей подает документы в ведущий вуз страны - ГИТИС, он очень хотел учиться в мастерской выдающегося актера Олега Табакова.
На творческом конкурсе армянский парень, проведший всю свою короткую жизнь в Азербайджане, решил прочитать отрывок из гоголевской повести "Нос". Когда Сергей хорошо поставленным голосом с непередаваемый акцентом начал декламировать, приемная комиссия полегла от хохота. Как позже писал он сам, у него был "рыночный акцент". Большинство членов комиссии решили, что молодой человек не подходит институту. Но Табаков, который должен был руководить набираемым курсом, был другого мнения. Он увидел, что Газаров, несомненно, обладает актерским талантом и очень хочет учиться, поэтому решает предоставить ему шанс. В биографии Сергея Газарова началась студенческая жизнь, обучение актерскому мастерству.
Начало творческого пути
В биографии актера Сергея Газарова начался период совершенствования актерского мастерства, его завалили работой. Он играл практически во всех постановках театра и Табаков привлек его в качестве второго режиссера к совместной постановке спектакля "Крыша". Работу под руководством Табакова, он считает очень важной для его творческой жизни. Наверное, актерская карьера сложилась бы совсем иначе без помощи мэтра. Практически все ученики выдающегося актера, получив хороший старт, потом успешно работали в театре и кино. Газаров проработал в театре до 1991 года, сыграв много запомнившихся зрителю ролей.
Режиссерский опыт
Первые уроки режиссерского мастерства он получил у Табакова. Часто на репетициях он предлагал сесть Сергею недалеко от себя, чтобы он имел возможность из зала наблюдать процесс создания спектакля. Иногда маститый режиссер спрашивал его мнение, советовался, пробуждая интерес к такой работе.
В 1991 году ему доверили самостоятельную постановку в родном где Газаров дебютировал со спектаклем "Ревизор". Постановка была тепло принята зрителями и театральными критиками. И в биографии Сергея Газарова появилась первая профессиональная награда за лучший спектакль года, он стал лауреатом премии России.
Получив столь впечатляющую оценку своей первой работы, он решает начать самостоятельную деятельность в качестве режиссера. Газаров организует продюсерскую компанию "Никита и Петр", которую назвал в честь своих сыновей. В грандиозных планах компании были съемки 52-серийного мультипликационного фильма. Сергей собирался сам организовывать финансирование своих постановок, подбирать и продюсировать актеров. Но планам не суждено было реализоваться, советская страна разваливалась, заказы на съемки фильмов катастрофически уменьшились, и он вернулся в театр. Как позже писал в своей биографии Сергей Газаров, спонсоров он на свои проекты (производство спектаклей и кино) находил, но их то взрывали, то отстреливали, то они уезжали или становились банкротами.
Главный
Начался очень сложный период и в творческой, и личной жизни в биографии Сергея Газарова. Фото его практически исчезли со страниц прессы. Он отошел от театральной жизни, пока в 1998 году Газарова не пригласил Армен Джигарханян главным режиссером своего драматического театра. Здесь он получил прозвище режиссера-людоеда, из-за того, что почти полностью обновил труппу театра. Он знал об этом и объяснял, что театр является диктатурой режиссера, иначе он превращается в балаган. В театре он поставил два спектакля: свой знаменитый "Ревизор", который стал знаковым в новом репертуаре театра, и "Возвращение домой" по пьесе Г. Пинтера с Арменом Джигарханяном в главной роли. В 2000 году после ссоры с художественным руководителем он покидает театр.
Кинокарьера
Впервые на большом экране Газаров появился в 1980 году, снявшись в небольшой роли заведующего лабораторией в кинодраме "Незваный друг". Далее он много снимался в ролях второго плана, первой главной ролью Газарова был образ в драме "Выигрыш одинокого коммерсанта", где он сыграл колоритного латиноамериканского лавочника Рауля Санчеса. Среди самых известных ролей артиста - роль Лаврентия Берии в драме "Сын отца народов", директора в комедии "Мамы", Юсюф-паши, видинского губернатора, в приключенческом детективе "Турецкий гамбит".
В 2007 году он стал лауреатом кинопремии за лучшую мужскую роль, в фильме "12" Никиты Михалкова, где он сыграл хирурга-армянина, присяжного заседателя № 7. Газаров продолжает активно сниматься в кино, но в его репертуаре никогда не было настоящих героев, он прекрасно понимает характерные черты своего таланта, и говорит, что в такой роли может только испортить хороший фильм.
В 1989 году в биографии Сергея Газарова состоялся дебют как кинорежиссера: он снял мелодраму "Крейзи", затем была картина "Крыша" и, конечно, любимый гоголевский "Ревизор". Он снял три телевизионных сериала, в одном из которых - "Темная лошадка", снялся и как актер в роли генерала ФСБ.
Первый брак
С первой женой Сергей познакомился на работе, - известная актриса Ирина Метлицкая тоже работала в театре "Современник". Это была любовь с первого взгляда, они вместе прожили 14 лет, в этом браке у них родились два сына - Никита и Петр. Никита окончил Высшую школу экономики в Москве, работает специалистом по развитию банковской системы. Петр, талантливый саксофонист, пробует добиться творческого успеха на американской сцене. В девяностых стало известно, что Ирина больна лейкемией. Семья упорно боролась с этой тяжелой болезнью. Сергей возил супругу к лучшим европейским онкологам, тратя на это все свои скудные сбережения. Но болезнь не удалось победить, в 1997 году Ирины не стало.
В трудные годы Газарову, чтобы заработать на пропитание семьи, приходилось подрабатывать частным извозом. Потом ему удалось открыть ресторан в восточном стиле "Шелковый рис", в котором готовили блюда различных национальных кухонь.
Он много работал, посвящая много времени своему ресторану, пропадая там почти круглосуточно, казалось, не оставляя времени на личную жизнь. Новая жена в биографии Сергея Газарова тоже появилась по месту работы, благодаря ресторану. Елена, журналистка, пришла туда со специальным заданием редакции, чтобы взять интервью у хозяина заведения для статьи о кухне и популярном заведении. Несмотря на существенную разницу в возрасте, Сергей старше ее на 18 лет, они сразу испытали симпатию к друг другу. Они стали встречаться, завязались серьезные отношения, которые закончилось вторым бракосочетанием в биографии Сергея Газарова. Новая личная жизнь дала хороший импульс и творчеству - сам Газаров называет Елену своей спасительницей. В 2007 году у них родился сын Степан.
Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Биография Сергея Газарова
Сергей Ишханович Газаров родился 13 января 1958 года в Баку в семье директора конфетной фабрики, впоследствии управлявшего винным заводом в азербайджанской столице. Мать Сергея была домохозяйкой, имела специальность бухгалтера, обладала хорошими вокальными данными. После школы юноша пробовал поступить в театральный институт в Баку, но провалил экзамен по русскому языку. Затем работал в местном Доме офицеров, не оставляя мечты стать актером.
Старший брат Сергея - Владимир Газаров, профессиональный музыкант, хоровой дирижер.
В 1975 году Газаров уехал в Москву и при поступлении в ГИТИС читал повесть Гоголя с ярко-выраженным акцентом. Возглавлял приемную комиссию Олег Табаков и, несмотря на протесты остальных педагогов, решил дать Сергею шанс, приняв его на актерский факультет в свою мастерскую. В 1980-м, окончив вуз, Газаров вошел в труппу московского «Современника». А в 1986 году стал выступать на сцене Театра-студии Табакова. По словам Газарова, что Олег Павлович всегда умел с первого взгляда определять, кто и что из себя действительно представляет.
Сергей Газаров: Чем я только в 90-е годы не занимался, даже частным извозом. Полтора года отбомбил. У меня же было двое детей тогда, а их надо кормить. Я никогда не стесняюсь никакой работы, пусть даже она и не очень респектабельная. Если нужно заработать, я это сделаю не задумываясь. Я открыл ресторанный бизнес, но моими партнерами стали знаменитые рестораторы. Совмещать этот бизнес и актерство невозможно. Ни у кого это не получилось. Это вещи несовместимые. Да, многие артисты в мире имеют свои рестораны, но они же ими не занимаются, а просто получают деньги за собственное имя.
В 1991 году Сергей, поставивший спектакль «Ревизор» и удостоившийся за него премии Союза театральных деятелей России, ушел со сцены Театра-студии Олега Табакова и создал собственную кинокомпанию «Никита и Петр», но частное дело не складывалось. В 1998-м стал главным режиссёром Московского драматического театра «Д» под руководством Армена Джигарханяна , где снискал славу «постановщика-людоеда». Сергей безжалостно выгонял актеров из труппы, если считал, что они ни на что не способны.
Сергей Газаров: Когда я пришел в театр Джигарханяна, это был не театр, а коллектив почитателей таланта Армена Борисовича. Артистов, представляющих истинный интерес, было трое-четверо. Их я и оставил. А остальных выгнал.
Кинокарьера Сергея Газарова
В 1980 году Газаров впервые появился на экране - в фильме с Олегом Табаковым , Олегом Далем , Натальей Гундаревой , Ириной Алферовой и Натальей Белохвостиковой «Незваный друг » сыграл нового заведующего лабораторией. В 1981 году наряду с Нонной Мордюковой сыграл в драме «Родня» режиссера Никиты Михалкова . Затем творческую копилку актера пополнили такие известные советские кинематографические работы, как «Падение кондора » (1983) с Сергеем Юрским , «Выигрыш одинокого коммерсанта » (1984) с Любовью Полищук , «Мы веселы, счастливы, талантливы » (1986) с Мариной Неёловой , «Белая кость » (1988) с Александром Панкратовым-Черным , «Катала » (1989) с Валерием Гаркалиным , «Жизнь по лимиту » (1989) с Мариной Зудиной , «Такси-блюз » (1990) с Петром Мамоновым .
До середины девяностых Сергей сыграл в советско-чилийских комедиях «Агенты КГБ тоже влюбляются » и «В поисках золотого фаллоса », появился в образе авантюриста из Франции в ленте «Мсье Робина ». В 1996 году как режиссер выпустил фильм «Ревизор » с Никитой Михалковым в главной роли. С наступлением «нулевых» актер стал получать больше предложений о съемках. На его счету такие сериалы и фильмы, как «Империя под ударом» (2000), к которому он выступил и в качестве режиссера, «Турецкий гамбит» (2005), «Доктор Живаго» (2005), «Заяц над бездной » (2006), «Код апокалипсиса » (2007), «12» (2007), прочие.
Сергей Газаров о картине «Двенадцать»: Есть две особые нации – бакинцы и тифлисские армяне. В картине Михалкова я играл тифлисского армянина. Они очень известны своими выходками, поведением. В Грузии, когда нужно как-то определить человека, говорят: «Ну это же тифлисский армянин, ты же понимаешь». В фильме я разговариваю и на армянском, и на грузинском, все смешиваю. Хотя поначалу Никита Сергеевич просил меня сыграть чистого грузина, но с моей версией согласился. Вообще, Никита не следил за точностью исполнения. Ему это было неинтересно. Главное для него – это образ. Он мог подсказать взгляд, жест. Он нас всех провоцировал на идеи, мысли, а потом уже сам отбирал самое вкусное. Этим своим фильмом Никита просто отравил мою жизнь. После съемок у меня целый год была настоящая депрессия, потому что подобных сильных чувств я не испытывал давно.
За роль в номинированной на «Оскар» драме «Двенадцать », получившей множество кинематографических наград, в числе которых специальный приз Венецианского фестиваля, приз зрительских симпатий в Карловых Варах, «Ника», Газаров удостоился премии «Золотой орел». Ее наряду с ним получили и партнеры Сергея по картине: Роман Мадянов , Юрий Стоянов , Сергей Маковецкий , Алексей Петренко , Никита Михалков , Виктор Вержбицкий , Алексей Горбунов , Сергей Гармаш , Сергей Арцибашев , Михаил Ефремов и Валентин Гафт .
Газаров хорошо знаком зрителям и по проектам «След саламандры » (2009), «Доктор Тырса » (2010), «Моя вторая половинка » (2011), «Август. Восьмого » (2012), «Невеста моего друга » (2012), «Под прикрытием » (2012), «Шпион » (2012), «Сын отца народов » (2013), где они исполнил роль Берии, «Веселые ребята » (2014), «Неподсудные » (2015), «Экипаж » (2016). В 2017-м актер снялся в картинах «Любовь и Сакс », «Селфи », премьера которого состоялась в феврале 2018-го. После Газаров появился в «Аниматоре », «Лили » и других кинопродуктах.
Личная жизнь Сергея Газарова
Сергей был женат на актрисе театра и кино Ирине Метлицкой («Куколка », «Прибытие поезда », «Танцующие призраки »), которая летом 1997 года скончалась от лейкемии. В этом браке у Сергея появилось двое сыновей: Никита - в 1997-м и Петр - в 1990-м. Забота о мальчиках после смерти их мамы полностью легла на плечи отца. Оба сына получили хорошее образование. Старший окончил Высшую школу экономики и избрал путь финансиста, а Петр стал успешным саксофонистом.
Сергей Газаров об Ирине Метлицкой: Она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала - было такое ощущение.
Спустя время в жизни Газарова появилась женщина по имени Елена, занимавшаяся на тот момент рекламой и маркетингом. Они познакомились в ресторане Сергея. Актер сразу почувствовал, что она - его половинка. В 2007 году у пары родился сын Степан.
Фильмография Сергея Газарова
- Актер
- Лили (ТВ, 2018)
- Аниматор (ТВ, 2018)
- Селфи#Selfie (2018)
- Неуловимые (сериал, 2016)
- Любовь и Сакс (2016) ... Парон-Джан
- После тебя (2016)
- Экипаж (2016) ... Шестаков
- Неподсудные (сериал, 2015) ... Далматов
- Море. Горы. Керамзит (сериал, 2014) ... Абик
- Любит не любит (2014) ... Михаил
- Веселые ребята (2014) ... Виктор Купцов
- Ловушка (сериал, 2013) ... Вячеслав Олегович Лебедев (Художник)
- Косухи (2013)
- Сын отца народов (сериал, 2013) ... Берия
- Департамент (сериал, 2013) ... Альберт Доромян, аналитик
- Золото Глории (сериал, 2012) ... капитан Роджер
- Хоккейные игры (мини-сериал, 2012) ... Анатолий Тарасов
- Невеста моего друга (ТВ, 2012) ... Хромов
- Марафон (2012) ... Жорик
- Под прикрытием (сериал, 2012) ... Барик Саркисович Кубанян
- Шпион (2012) ... нарком
- Мамы (2012) ... новелла «Я - не Коля»
- Август. Восьмого (2012) ... Кирилл Иванович
- Легенды о Круге (мини-сериал, 2011)
- Ворогайт (сериал, 2011)
- Контригра (сериал, 2011)
- Возвращение домой (мини-сериал, 2011) ... Дронов
- Папаши (сериал, 2011) ... Бочкин
- Защита свидетелей (сериал, 2011)
- Моя вторая половинка (мини-сериал, 2011) ... Олег
- Антиснайпер 4: Выстрел из прошлого (2010)
- Кто я? (2010) ... психотерапевт
- Рита (ТВ, 2010) ... Валерий
- Учитель в законе. Продолжение (сериал, 2010) ... Филин
- У каждого своя война (сериал, 2010) ... Игорь Петрович
- Поцелуй сквозь стену (2010) ... Пилсудский
- Доктор Тырса (сериал, 2010) ... Фёдор Августович Граубе, заведующий лабораторией
- На игре – 2. Новый уровень (2010) ... Дарио Шимич
- След саламандры (сериал, 2009) ... Файзулла Хан
- Потерпевший (2009) ... Савелий
- Журов (сериал, 2009)
- Какраки (2009) ... сосед
- Стая (2008) ... Гиви
- Золотой ключик (2008) ... Яков Соломонович
- 12 (мини-сериал, 2007) ... 7-й присяжный
- Сыщик Путилин (сериал, 2007) ... издатель Килин
- Капкан (сериал, 2007) ... Цезарь Германович Копытов
- Макаров (1993) ... бармен
- Мелодрама с покушением на убийство (1992)
- Крысиный угол (1992) ... фирмач
- В поисках золотого фаллоса (1992)
- Алиса и букинист (1992) ... Крохин
- Русская пицца (1992) Russian Pizza Blues ... Gazarov
- Гениальная идея (1991)
- Агенты КГБ тоже влюбляются (1991) ... Миша
- 1000 долларов в одну сторону (1991) ... Тельман
- Сэнит Зон (1990) ... дисидент, физик-теоретик
- Палач (1990) ... Погодин Игорь Иванович
- Крыша (ТВ, 1990)
- День любви (1990) ... Вадим Иванович
- Испанская актриса для русского министра (1990) ... Михаил Альбертов - Михель
- Николай Вавилов (мини-сериал, 1990) ... Презент
- Такси-блюз (1990) ... администратор
- Я в полном порядке (1989)
- Жизнь по лимиту (1989) ... Спиноза
- Вход в лабиринт (мини-сериал, 1989) ... Рамазанов
- Катала (1989) ... Шота
- Чудовище, или Кто-то другой (1988)
- История одной бильярдной команды (1988) ... Пачо Пальма
- Белая кость (1988) ... Гамлет Карапетович
- Кресло (ТВ, 1987) Kreslo ... Мансуров, следователь
- Везучая (1987) ... Борис
- Время летать (1987) ... Аркадий
- Путешествие мсье Перришона (ТВ, 1986) ... Даниэль
- Мы веселы, счастливы, талантливы! (1986)
- Ягуар (1986)
- Танцплощадка (1985) ... Митя
- Злой мальчик (ТВ, 1984) ... короткометражка
- Выигрыш одинокого коммерсанта (1984) ... латиноамериканец Рауль Санчес по прозвищу Помпонио
- Такая жёсткая игра – хоккей (1983)
- Ромео и Джульетта (ТВ, 1983) ... Петр
- Молодые люди (1983) ... Ираклий
- Падение кондора (1982) ... солдат-шофёр
- Ожидаются похолодание и снег (1981) ... короткометражка
- Пуговица (1981) Pugowitza
- Незваный друг (1980) ... новый завлаб
- Режиссер
- Чужая дочь (сериал, 2016)
- Сыщик Путилин (сериал, 2007)
- Темная лошадка (сериал, 2003)
- Пятый угол (мини-сериал, 2001)
- Империя под ударом (сериал, 2000)
- Ревизор (1996)
- Крыша (ТВ, 1990)
- Сумасшедший (1989)
- Продюсер
- Чужая дочь (сериал, 2016)
- Рита (ТВ, 2010)
- Ревизор (1996)
- Дубляж
- Брат (1997)
- Сценарист
- Ревизор (1996)
Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.
Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.
неСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Газаров Сергей Ишханович, актер, режиссер.
Окончил ГИТИС.
Работал в «Современнике» и в Театре-студии О. Табакова.
Снимался в картинах: «Родня», «Катала», «Палач», «Такси-блюз», «Макаров», «Лимита», «Слова и музыка», «Заяц над бездной», в сериалах: «Дронго», «Next−2» и др.
В качестве режиссера снял ленты: «Крейзи», «Крыша», «Ревизор», один из фильмов сериала «Империя под ударом», сериал «Пятый угол», «Темная лошадка», «Сыщик Путилин».
— Сергей, вы давно не проявляли себя как актер в кино. На фильм «12» согласились в большей мере из-за самой роли или, когда зовет режиссер такого уровня, просто глупо отказываться?
— Во-первых, когда зовет Михалков, иного решения быть не может — нужно соглашаться, потому как действительно это очень большой режиссер, всегда предлагающий что-то интересное. Если еще принимать во внимание, что мои с ним дружеские и рабочие отношения длятся уже около тридцати лет… Мы частенько обсуждаем вместе с ним различные идеи и проекты, какие-то он рекомендует мне к постановке. Поэтому, когда Никита мне позвонил и предложил роль в своем новом фильме, я, абсолютно ему доверяя, мог соглашаться, даже не читая сценарий. Ведь сотрудничать с ним — счастье, он настолько интересный человек.
— Ваш герой вам сразу пришелся по душе?
— Ну, сначала я увидел в сценарии персонажей, которые мне понравились гораздо больше. (Улыбается.) Естественно, главные роли… Знаете, когда актер читает сценарий, он всегда обращает внимание на те роли, которые ему никогда не дают. Таков закон. И все, что нужно в данной ситуации, — правильно к этому относиться. Лично я — характерный артист и прекрасно отдаю себе отчет, что мне никогда не дадут играть героя. Да и не нужно этого — только кино портить. (Смеется.)
— В «12» вы так метко кидаете ножи…
— Да, два месяца тренировок по двенадцать часов. Везде их таскал за собой… Просыпался с ними, с ними же засыпал… Принципиально хотел научиться сам. Чтобы не снимать руки каскадера. Это было как вызов, лишнее доказательство того, что актер должен уметь делать все.
— Ваша мама работала бухгалтером на автокомбинате, папа был замдиректора винного завода в Баку, и вроде бы ничто не предвещало вам творческой карьеры. Что послужило поводом пойти на актерский факультет?
— Это не совсем так — моя мама очень хорошо пела. Причем не просто так, а любила обставить свои выступления красиво, с выходом, с шутками… Гости просили: «Ася, спой, пожалуйста!» И начинался настоящий концерт — театр одного актера. И мама с удовольствием это все делала. С папой у них отношения тоже были забавные — они вечно подкалывали друг друга. Кроме того, мой старший брат Владимир — профессиональный музыкант, хоровой дирижер.
Правда, в школе меня готовили в архитектурный институт, так как хорошо шло черчение и с абстрактным видением было все в порядке. Кстати, я ведь и собственный ресторан, и загородный дом построил по своим чертежам, не обращаясь к услугам архитектора. И вроде все получилось. Более того, Машка Голуб приехала ко мне, посмотрела и, спросив разрешения, построила себе точно такой же дом.
— Получается, у вас структурированный склад ума…
— Да, я достаточно легко могу себе представить любую конструкцию. И это нужно, между прочим, для того, чтобы снимать кино — видеть целостность фильма. И если вернуться к моему бакинскому детству, то я был с малолетства шутом гороховым. Любил смешить одноклассников, баловаться, садиться мимо стула, неуклюже падать… Так что жили во мне и лицедейские наклонности. В коллективе я был любимчиком, и все мне пророчили актерское будущее. На актера я поступал еще у себя в Баку — завалился на сочинении, не знал русский язык. Поэтому пошел работать в местный Дом офицеров — открывал и закрывал занавес, выставлял огромные плакаты, нарисованные ужасным пьяницей-художником, зазывающие на очередной сеанс. Через год, заработав денег, я приехал в Москву, с жутким акцентом сдавал экзамены при конкурсе 800 человек на место и только благодаря Олегу Павловичу Табакову поступил к нему на курс в ГИТИС. А так вся приемная комиссия была в шоке, когда услышала в моем пересказе, абсолютно без мягких знаков, повесть Гоголя «Нос».
— Сегодня вы занимаетесь режессурой, и вас нечасто увидишь на экране, тем не менее со зрительским узнаванием приходится сталкиваться?
— Да, но я терпеть не могу проявления панибратства, которое неминуемо возникает, стоит только прийти популярности. Откровенно говоря, тяжело переношу, когда в меня тычут пальцем. По этой причине прекрасно себя чувствую за границей. Приезжаю к старшей сестре в Лос-Анджелес и отдыхаю там, где меня никто не знает, катаюсь на роликах, хожу по магазинам… Никто мне не говорит, как здесь… Прошлым летом на велосипеде, в шортах, заехал в известный народный гипермаркет, построенный рядом с нашей дачей, а там мне заявили: «А вы-то тут что делаете?!» При этом продавец не хотел меня обидеть, наоборот, волновался обо мне… Или похожий был случай в Алтуфьеве, тоже в супермаркете: я хожу между стеллажей, все с любопытством осматриваю, и вдруг подбегает ко мне мужик с криком: «Да это же вы?! В нашем магазине, да ты посмотри! А почему здесь? Как дела, где работаете? Что-то не видно вас по телевизору…» «А я сейчас водителем в троллейбусе, — отвечаю ему. — Старый стал, в кино не снимают». Так что вот иногда бывает настроение — пошутишь, а чаще всего пребываешь в каких-то своих мыслях, заботах, и у тебя просто нет сил кому-то подыгрывать…
— А как часто вам сейчас поступают предложения как актеру?
— Где-то с частотой раз в неделю. Нередко, одним словом. Но мало мне что нравится. Вот в последний раз предложили роль не то что просто бандита, а уже отъявленного маньяка, убивающего людей на дороге, отрезающего им головы и хранящего их в холодильнике. Ну это уже за гранью. Порой я соглашаюсь на проект с более или менее приемлемым материалом, честно говоря, исключительно ради денег. Иногда меня привлекает либо само место съемки, либо личность режиссера, оператора, партнера… Правда, чаще всего отказываю — у меня же своя кинокомпания и ресторан, а это те организмы, которые требуют постоянного присутствия, контроля.
— Люди с художественной натурой особо остро переживают одиночество, вы его боитесь?
— Его все нормальные люди боятся, так как это неестественное состояние человека, которое не может принести счастья. У меня были времена, когда одиночество брало за горло, тогда я садился за руль, включал классическую музыку и катался по Москве… Выходил так из кризиса. А так я обожаю общение, приглашать гостей, готовить для друзей, устраивать шумные застолья… Особенно неравнодушен к воскресным обедам, когда собирается вся семья — все дети, жена, теща, кошки, собаки… Люблю, чтобы каждый рассказал что-нибудь о своих текущих делах, поделился и все бы это обсудили, а потом побеседовали о политике, спорте, кино…
— Вы производите впечатление чрезвычайно рационального и хозяйственного мужчины, это так?
— Я умею зарабатывать деньги на семью. Но вот копить их не умею, люблю тратить. Самая первая статья расходов — путешествия. Причем в самые экзотические страны. Такое удовольствие забраться на какой-нибудь удаленный остров в Юго-Восточной Азии и поболтать о жизни с аборигенами или с ламами… Это радость не из дешевых, поэтому иной раз и приходится в кино играть кровожадных палачей, поджидающих своих жертв. (Смеется.) Хотя сегодня я мог быть уже супербогатым человеком, если бы соглашался снимать все бесчисленные сериалы, куда меня звали. Но это однозначно поглотило бы мою жизнь.
— Вероятно, многие знают, что вы были мужем, пожалуй, самой мистической актрисы российского экрана, Ирины Метлицкой. Как думаете, почему у нас до сих пор с ее уходом не появилось молодых актрис такого уровня?
— Настоящего не бывает много, да и не должно быть. Может быть, время другое или для других. Не знаю. Вопрос вечный.
— У нее был легкий характер?
— Не могу так сказать. Но она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала — было такое ощущение.
— Она умерла, оставив вам двоих сыновей, чем они сегодня занимаются?
— Старшему, Никите, двадцать один год, и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.
— Кроме того, вы молодой папа, вашему младшему, Степану, от второй супруги, всего год и девять месяцев…
— Вы не представляете себе, какое это непередаваемое счастье — уже в солидном возрасте стать снова отцом. Ощущения не те, что в молодости. Зрелый папа — это сентиментальный, все разрешающий, даже тогда, когда видишь, что сын начинает этим пользоваться, капризничать… Так что вот такое воспитание, без всяких преград. И я очень рекомендую всем моим друзьям, пока не поздно, становиться отцами. (Улыбается.) Видишь эту кроху и понимаешь, что все не зря, что он поддержит, продолжит твое дело…
— Расскажите о жене…
— Лене 34 года, и она занимается рекламным маркетингом. Имеет высшее образование, владеет в совершенстве двумя языками. Она фантастически всеядна и работоспособна. Ее трудоголизм меня иногда даже пугает — она никогда не ляжет спать, если что-то недоделала. Но это ее внутреннее кредо, от которого уже никуда не денешься. Сидеть дома она не может — носится, разрабатывает какие-то проекты, меняет работы… Лена — обожаемый мною, очень любимый человек… Мы вместе уже одиннадцать лет. И познакомились как раз в этом же ресторане. Брат позвонил и говорит: «Тут девушка пришла красивая из журнала, по поводу рекламы, приезжай!» Ну вот я и приехал. Так что в нашей встрече брат виноват. (Улыбается.) Я увидел Ленку, и как-то внутри мне все сразу стало понятно. Мы достаточно быстро сошлись и стали жить вместе. И сейчас я даже не представляю себе какую-то другую жизнь. Думаю, мне с ней повезло.
Ирина Метлицкая — популярная русская актриса. К сожалению в 1997 году она погибла в возрасте 35 лет. Но эта девушка успела оставить свой отпечаток в сердцах зрителей.
Ирина Метлицкая
Актриса была замужем за актером Сергеем Газаровым. За несколько лет совместной жизни у нее родилось двое замечательных детей — Никита и Петр. Всю себя Ирина отдавала семье. Она очень любила мужа, дарила ему свою любовь и заботу.
Она была счастлива лишь тогда, когда любимый человек был счастлив рядом с ней. Детям Метлицкая дала хорошее воспитание. Никита стал успешным финансистом, а Петр реализует себя как саксофонист.
Ирина Метлицкая с мужем и детьми
Конечно сыновьям актрисы было сложно потерять мать в столь ранние годы. Им очень хватало материнского тепла, ухода и заботы.
Что касается Сергея, то смерть жены он переживал очень тяжело. Но вскоре понял, что ему нужно продолжать жить дальше. Ирина бы не хотела видеть его несчастным и погруженным в самого себя.
Вскоре Газаров женился во второй раз. Его жена Елена тоже очень хорошая и мудрая женщина. Она подарила мужу сына. Сергей до сих пор любит Иру, часто о ней вспоминает. Его новая жена все понимает и ни чуть не обижается на супруга.