Гатт расшифровка. Генеральное соглашение по тарифам и торговле
История создания ГАТТ начинается со второй половины 40-х гг., когда были предприняты попытки образовать международную организацию по вопросам торговли и занятости. ГАТТ – многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. (Женева) и регламентирующее торговую и тарифную политику стран-участниц, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами .
В это время США, укрепив свою экономику после второй мировой войны, повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.
На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) .
Попытки создать международную торговую организацию продолжались в 50-е и 60-е гг. ХХ в. К этому времени ГАТТ постепенно обретает новых членов, расширяется деятельность ГАТТ, по существу, она включает выполнение функций неформальной международной торговой организации. В рамках ГАТТ стали действовать многочисленные межгосударственные многосторонние органы (комитеты, рабочие группы, Совет ГАТТ и др.). Многие стороны деятельности ГАТТ (наличие постоянного секретариата, способность заключать договора с иностранными государствами, статус решений договаривающихся сторон, дипломатические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) довольно четко свидетельствовали о том, что ГАТТ обладает многими характеристиками, присущими международным организациям. Примерно с середины 60-х гг. ХХ в. в международное право вошло следующее определение: ГАТТ - это де-факто международная организация . Она справлялась со своими обязанностями вплоть до начала 80-х гг.
Основные положения ГАТТ появились из главы IV (Торговая политика) Устава международной торговой организации, одобренного 53 государствами-участниками одноименной Конференции ООН в Гаване (Куба, 1947-1948 гг.). Среди этих положений – обязательство стран-участниц предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.
Отказ США ратифицировать Устав сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 гг. функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Сформировавшийся на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (Сессия договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и др.) выполнял роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и организации многосторонних торговых переговоров.
В положениях ГАТТ-1947 в общей форме требовалось, чтобы вступающая в ГАТТ страна привела свое национальное законодательство в максимально возможное соответствие с правилами ГАТТ. В силу этого ГАТТ содействовало унификации национальных норм, правил и принципов, регулирующих международную торговлю.
ГАТТ за время своего существования стало своеобразным генератором процессов по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур в других международных организациях, в частности, на базе ГАТТ и в значительной степени по инициативе ГАТТ, в рамках Совета по таможенному сотрудничеству (теперь Международная таможенная организация) и в других международных организациях был выработан ряд конвенций, регламентирующих многие стороны действия таможенно-тарифных систем. Эти положения сближаются с положениями ГАТТ, создавая единую систему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира.
Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 гг. было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в аналитическом индексе ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.
На протяжении своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности было проведено восемь раундов.
Уругвайский раунд привел (1986–1994 гг.) привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, включившего ГАТТ в состав новой международной организации .
Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и практикой ВТО .
Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет достигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками". Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров.
Подход ГАТТ к торговле между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Анализируя эволюцию ГАТТ/ВТО и механизм ее функционирования приходится констатировать, что ни на одном из этапов своего развития данная система не являлась беспристрастным институтом, обеспечивающим равноправие и взаимовыгодное осуществление мировой торговли. Прежде всего, это объясняется ведущей ролью США в организации как ГАТТ, так и ВТО, созданной с целью проведения в жизнь идей глобализации посредством либерализации мировой торговли и связанных с ней прочих экономических операций.
По условиям Вашингтонского консенсуса принципы оказания помощи развивающимся странам обрекают эти государства на развитие по догоняющему принципу. Ярким примером двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО стали соглашения Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, направленные против завуалированного протекционистского применения нетарифных средств. После этого раунда договаривающиеся страны разделились на два лагеря. С одной стороны – участницы, ратифицировавшие только пакет документов ГАТТ, а с другой – участницы, подписавшие как ГАТТ, так и новые соглашения. Новые положения в законодательстве предоставляли ограниченному кругу развитых стран определенные льготы и преимущества по сравнению с развивающимися странами, чьи интересы в достаточной степени не были учтены при разработке документов Токийского раунда – что, в свою очередь, не позволило им быть полноправными участницами дополненного ГАТТ.
Схемы двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО, помимо нарушения целостности ее структуры, применялись также в отношении либерализации торговли текстильными товарами и продукцией агропромышленного комплекса. Конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся стран навязывались жесткие количественные ограничения. Несмотря на то, что инициаторы этой меры – промышленно развитые страны – объявили о временном характере данного положения, оно действует уже более трех десятилетий, лишь расширяя ассортимент текстильных товаров, попадающих под квотирование.
Помощь странам с развивающейся и с переходной экономикой
Развивающиеся страны составляют около трех четвертей от числа всех членов ВТО. С увеличением числа членов, развивающиеся страны и страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, будут играть все возрастающую роль в ВТО.
Исходя из этого, большое внимание уделяется специальным потребностям и проблемам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Секретариат ВТО организует многочисленные программы для разъяснения работы системы и помощи в обучении правительственных служащих и чиновников, ведущих переговоры. Некоторые мероприятия проводятся в Женеве, другие - в заинтересованных странах. Часть программ организуется совместно с другими международными организациями. Одни программы проводятся в форме учебных курсов. В других случаях может быть предложена индивидуальная помощь.
Темы мероприятий могут быть самыми разнообразными - от помощи в переговорном процессе о вступлении в ВТО и реализации обязательств ВТО до получения рекомендаций для эффективного участия в конкретных многосторонних переговорах. Развивающиеся страны, особенно наименее развитые из них, получают помощь в тех областях торговли и тарифных данных, которые затрагивают их экспортные интересы и касаются участия в органах ВТО.
Учебные курсы для представителей развивающихся стран проводятся в Женеве дважды в год. С момента их учреждения ГАТТ в 1955 году и вплоть до июня 1997 года курсы посетили около 1.515 торговых представителей из 130 стран и 11 региональных организаций. С 1991 года в Женеве ежегодно проводятся специальные курсы для представителей стран, осуществляющих переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике.
Раунды многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Основные итоги Уругвайского раунда.
До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов , целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.
1947 - Женева / Швейцария;
1949 - Аннеси / Франция;
1951 -Торки / Великобритания;
1956 - Женева / Швейцария;
1960-1961 - Женева / Швейцария (Диллон-раунд);
1964-1967 - Женева / Швейцария (Кеннеди-раунд);
1973-1979 - Женева / Швейцария (Токио-раунд);
1986-1993 - Женева / Швейцария (Уругвайский раунд).
До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.
В 1964-1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.
В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.
В 1986-1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.
Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.
Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части - о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.
Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:
Соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);
Соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;
Протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);
Генеральное соглашение по торговле услугами;
Меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой - привести в действие предусмотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);
Процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;
Решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;
Другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);
Решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.
Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25-30 до 3-4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70-80-е гг.
Договорная основа, структура и задачи функционирования Всемирной торговой организации (ВТО).
Организационно-правовая основа ВТО . Всемирная торговая организация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвайский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизнеса. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны - члены ВТО, которых на 11 января 2007 г. насчитывается 150, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, т.е. международного бизнеса.
И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран -- членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО).
Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем -- в Торки (1950) и снова в Женеве (1955--1956).
Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.
Раунд Диллона (1960--1961) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.
Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге -- полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны -- участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964--1967), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.
В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».
Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально -- кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны -- участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.
Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран -- участниц ГАТТ, их подписавших; для стран -- участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.
Последний в истории ГАТТ -- Уругвайский раунд переговоров -- привел к созданию ВТО и, соответственно, -- иных правовых конструкций в системе международной торговли.
ГАТТ
многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80% международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц.
Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) 1 января 1995.
Предпосылки.
В период депрессии 1930-х годов США проводили политику высоких тарифов (Закон Холи - Смута 1930), в надежде увеличить производство и занятость в стране. Корделл Халл, государственный секретарь в администрации президента Франклина Делано Рузвельта, признал, что высокие тарифы скорее препятствовали, чем помогали оживлению экономики. Его усилия привели к принятию Закона о торговых соглашениях 1934, который предоставил президенту право заключать двусторонние соглашения о снижении тарифов. Программа Халла периодически продлевалась в 1940-х годах. К концу Второй мировой войны стало очевидно, что двусторонние соглашения имеют серьезные недостатки. Импортные квоты использовались в качестве угрозы против использования квот другими странами, а от снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь из них выгоду. Требовался многосторонний подход, и США взяли на себя инициативу по формированию ГАТТ.
Функции.
ГАТТ имело три существенных черты: график снижения тарифов; свод принципов и правил, регулирующих импорт и экспорт; и периодические встречи, обеспечивавшие международный форум для обсуждения проблем торговли. В результате переговоров о тарифах импортные пошлины и тарифные льготы могли быть сохранены или устранены. Графики снижения тарифов включали свыше 60 000 товаров, охватывая большую часть мировой торговли. Переговоры начались на двусторонней основе и превратились в многосторонние при разработке графика снижения тарифов для всех стран-участниц. Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов и дополняли его ослаблением других ограничений в мировой торговле, таких, как импортные квоты, налоговые сборы и административные меры регулирования. Условия ГАТТ распространяли на все страны-участницы режим наибольшего благоприятствования в области тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов. Периодические встречи в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. За первой встречей в Женеве (1947-1948) последовали переговоры в Аннеси (Франция) в 1949; Торки (Англия) в 1951; Женеве в 1956, 1960-1962 и 1964-1967. Шестая встреча (1964-1967), известная как раунд Кеннеди, привела к соглашению ок. 50 стран-участниц о снижении тарифов в среднем на одну треть. Седьмая встреча, проходившая в Токио с 1973 по 1979, привела к аналогичному соглашению 99 стран. Токийский раунд рассмотрел также проблемы, поднятые развивающимися странами. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993. Она привела к глобальному снижению тарифов до 40%, резкому сокращению государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами. Вместе с тем Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и создал ВТО, наделенную более широкими полномочиями для осуществления регулирующих функций.
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
Смотреть что такое "ГАТТ" в других словарях:
- (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), см. в статьеВсемирная торговая организация. * * * ГАТТ ГАТТ, см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)) … Энциклопедический словарь
- (GATT) См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ … Экономический словарь
- [англ. GATT, сокр. Словарь иностранных слов русского языка
См. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Большой Энциклопедический словарь
ГАТТ - (GATT), см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Всемирная история
ГАТТ - абревіатура Загальна угода з тарифів і торгівлі незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
ГАТТ - генеральное соглашение о тарифах и торговле англ.: GATT, general agreement on tariffs and trade англ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
ГАТТ - ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ … Юридическая энциклопедия
ГАТТ - (GATT)GATT (аббр. General Agreement on Tariffs and Trade)General Agreement on Tariffs and Trade, Генеральное соглашение о тарифах и торговле, многостороннее межправительственное соглашение, которое устанавливает режим ведения международной… … Страны мира. Словарь
- (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Книги
- Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках На примере Европейского Союза ЕАЭС АСЕАН МЕРКОСУР НАФТА и в ГАТТ ВТО , Лисицын-Светланов А. (гл.ред.) , В монографии впервые в отечественной юридической литературе подробно рассматриваются механизмы решения споров в региональных международных экономических организациях на примере ЕС, ЕАЭС,… Категория:
Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами, ВТО, ГАТТ
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон-Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации.
Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) , которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами .
Так называемый Уругвайский раунд переговоров , длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года .
Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
На ноябрь 2011 года в ВТО состояло 153 страны , на долю которых в сумме приходилось более 95 % мирового торгового оборота.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.
Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы , среди которых:
· равные права : все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
· взаимность : все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
· прозрачность : члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ . В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.
5 октября 2010 года пресс-секретарь президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией».
9 ноября 2011 года Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО . Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив весь комплект документов, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.
16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО .
10 июля 2012 года Госдума ратифицировала протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.
18 июля 2012 года Совет Федерации одобрил ратифицикацию протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
21 июля 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Протоколом предусматривается, что Россия в качестве члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению.
При этом Россия должна была ратифицировать документ в течение 220 дней - то есть до 23 июля 2012 года, иначе 17-летние переговоры пришлось бы начинать сначала.
22 августа 2012 года в 00:00 часов по женевскому времени (2:00 по московскому) Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Стоит отметить, что с 22 августа Россия вступает в ВТО все же с некоторыми ограничениями. Так, при торговле с США будут использоваться старые правила, так как Соединенные Штаты до сих пор не отменили в отношении России поправку Джэксона - Вэника (она ограничивает торговлю со странами, нарушающими права человека).
Россия вела переговоры о вступлении в ВТО с 1996 года и оставалась последним крупным государством мира, не состоявшим в этой организации.
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет.
К чувствительным отраслям , в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность .
В рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1 процента с нынешних 10,3 процента, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3 процента с нынешних 15,6 процента, на промышленные товары - до 6,4 процента с 9,4 процента. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.
Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в России будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.
Членство в ВТО даст России ряд преимуществ . Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в $900 млрд в рамках мировой торговли, а в рамках России показатель составит $18 млрд (оценки ОЭСР). По оценке Всемирного банка, вступление в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через 10 лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — до 11% ВВП (около $162 млрд). Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год.
Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые антикризисные пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% (и далее — постепенное снижение в течение семи лет до 15%).
Россия примет обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В подавляющим большинстве случаев эти обязательства не предусматривают существенных изменений в действующей системе регулирования.
Основным исключением из правила станет сектор страхования , в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ное ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет, отмечает «Интерфакс».
Бразилия
Великобритания
Люксембург
Австралия
Чехословакия
Южная Родезия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Пакистан
Этот первый раунд привел к тому, что было сделано 45 тысяч тарифных уступок на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что коснулось примерно одной пятой мировой торговли. В процессе переговоров также была достигнута договоренность, что цена этих уступок должна обеспечиваться "временным" принятием в отношении торговли товарами правил, которые содержались в главе IV Устава МТО. Эти правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое вступило в силу в январе 1948 г.
Хотя Устав МТО и был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими национальными законодательными органами. Когда правительство Соединенных Штатов Америки заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало ясно, что МТО создана не будет. В этих условиях, несмотря на свой предварительный характер, ГАТТ стал единственным многосторонним международным правовым документом, регламентирующим международную торговлю с 1948 г. и вплоть до создания ВТО.
На протяжении 47 лет в дополнение к основному юридическому тексту ГАТТ были приняты серьезные дополнения (например, новая часть 1У), а также целый ряд многосторонних соглашений, которые расширяли и дополняли его правовую базу. В таком виде ГАТТ существовал до 1994 года и сейчас получил название ГАТТ-1947, в отличие от ГАТТ-1994, который в модифицированном виде вошел в состав правовых документов ВТО.
Основные требования гатт
История торговых раундов переговоров в рамках гатт
Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.
Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.
Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.
Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.
В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.
Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался решительным поворотов в сторону развития и совершенствования международной торговой системы. Эту линию продолжил и Уругвайский раунд.