Г скребицкий передышка урок литературного чтения. Лесной прадедушка (рассказы)
Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская
Г. Скребицкий «Передышка»
Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения
2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.
Нравственная проблема
3. Воспитывать любовь к природе
4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.
I подготов п\в | |
Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете? | Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский… |
Какие это люди? | Наблюдательные, внимательные, любящие природу… |
Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка» | |
II подготов п\в | |
В тексте вам встретятся слова: ВЯЗАНКА ХВОРОСТА ДРОГИ Послушайте произведение и скажите о чем оно? | Чтение учителем текста |
III Снятие п\в | |
Так о чем это произведение? | О березе, о плохом поступке детей |
Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения? | Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей. |
IV Анализ | |
Прочитаем комбинированно I часть О чем прочитали? | Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята |
Перечитайте отрывок на с.94 (1,2 абзац). Где она росла? | |
Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло? | Солнце печет, жара, конца- краю нет |
Как назвали место, где росла береза? С. 94 | Посидели ребята… |
А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96 | Кругом неуютно… |
На сколько логических частей можно разделить эту часть? | 2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят |
Давайте озаглавим эти отрывки |
|
Комбинированное чтение II части О чем узнали из этой части? | Как погибла береза |
Но вот и зима… |
|
Как озаглавим? | Гибель березы. |
Комбинированное чтение III части О чем эта часть рассказывает? | |
Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку? | С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац |
Как озаглавим? | Ошибка исправлена |
Итак, что у нас получилось? (читаем план) | |
Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять. Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94 ВЕСНОЙ С.96 ОСЕНЬЮ С.96 ЗИМОЙ С.97 РИСУНКИ | Зеленая, развесистая Нарядная, клейкие листы Желтая, золотые листья Нежно- розовая на синем фоне |
Найдите описание березы в конце истории. С.97 | (И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова |
Почему так трагически закончилась жизнь дерева? | Безжалостное, необдуманное отношение людей |
Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу. | |
Какой была береза в начале этой истории? | Развесистая… |
А какой она стала? | Сухой, спиленной на дрова С.98 остался только пень… |
В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали. С какой целью ребята разжигали костер? | Погреться, поесть картошки |
Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94 | |
Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой. |
|
На этом история заканчивается? Все, березка погибла? | Нет |
Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить |
|
Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку? | Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть |
Почему же место по-прежнему назвали Передышкой? | По привычке, в память о березе |
Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось? | Отдых, дыхание |
Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары. | |
А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце? | Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе. |
Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему? | |
Итог | |
Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять? | Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России. |
Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Цель:
- Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы:
- словесный – беседа;
- наглядный – картины, схемы;
- практический – наблюдение, анализ, чтение;
- частично-поисковый, проблемный;
- стимулирующий – загадка живого дерева.
Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:
Природа и человек – единое целое.
Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)
Исаак Ильич Левитан сказал о природе:
“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”
“ Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)
Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.
Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.
2. Работа с текстом.
Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?
Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.
(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)
О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.
Признаки рассказа:
- повествовательность,
- (схема) небольшой объем,
- небольшое число героев, описание одного эпизода.
– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)
Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.
Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.
Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.
(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)
– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)
Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)
Знакомство со значением слов:
Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.
Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.
– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.
Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)
– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)
– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)
– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)
(На дрогах – длинная телега без кузова.)
– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник
– Когда говорят “ хватило совести” ? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)
– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?
– Как они решили исправить ошибку?
– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?
Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.
– Сравните – какой была береза, какой стала.
– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?
Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.
3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.
Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.
4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?
Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.
Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.
Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.
(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)
Прокофьев. Стихи.
Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.
Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?
Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?
(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.
– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.
Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)
Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.
Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.
Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.
Чтение высказываний о природе.
– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.
– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.
– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.
– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.
5. Итог урока.
Подводя итог урока, скажите:
– С каким произведением мы познакомились?
– Что нового узнали?
– Какой вывод мы могли бы сделать?
Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.
Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.
На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.
(На листочках.) :
Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.
Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.
Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»
создать условия для обсуждения темы;
учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;
содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;
способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.
Тип урока: комбинированный
Технология: развитие критического мышления на уроках
Вид учебной деятельности:
Самостоятельная работа
Групповая работа
Поисковая работа
Работа в парах
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные УУД
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:
ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
поиск и выделение необходимой информации;
анализировать художественный текст;
обобщать и систематизировать учебный материал.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
умение договариваться и находить общее решение;
понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;
проявлять интерес к общению и групповой работе.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;
умение работать по предложенному учителем плану;
самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»
Ход урока.
I. Стадия вызова
Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.
Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.
А) Организационно-подготовительный
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.
Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости
Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Б) Актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.
И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?
Cлайд 1 («Твори добро»)
В словаре Ожегова слово доброта определяется так:
Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)
В) Постановка собственных целей обучения.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)
А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)
Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».
Г) Открытие новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.
Учитель начинает рассказ текста:
От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….
Ученики продолжают рассказ.
Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?
Работа в группах
1 группа выписывает слова о берёзке до беды
2 группа - какая она стала после вмешательства детей
1 группа 2 группа
Зелёная, Чёрный,
свежо, прохладно, пообдирали,
шумят листья обледенелая,
нарядная, голая, потемневшая,
золотая, обломали, засохла,
жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль
Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)
Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.
Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.
Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.
II Стадия осмысления
Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
А) Творческое применение и добывание знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.
Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)
Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)
1) «Встреча» поэтов и художников
а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»
б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.
Чем является берёзка для России? (Символом)
Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)
А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)
А мира? (Голубь.)
Б) Осознание и осмысление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.
Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.
Сейчас вы нарисуете символ доброты.
1) Творческая работа.
На листах А4 дети рисуют символ доброты.
(Работы прикрепляются на доску)
2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)
Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.
III. Стадия размышления
Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему
А) Закрепление учебного материала
Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.
Почему берёзка оказалась в таком положении?
Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?
Что предложил лесник?
Оправдывает ли рассказ своё название?
Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?
1)Работа в парах
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
Ситуация 2.
Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.
По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?
(1-бескорыстно, 2- с выгодой)
Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?
А вы совершали добрые дела?
2) «Дерево добрых дел»
(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)
3) Индивидуальная работа.
Работа с пословицами.
Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.
1. Слово лечит, а злое калечит.
2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.
3.Худо тому, кто добра не делает никому.
4.Добро творить- себя веселить.
5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.
За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.
Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.
Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.
Б). Рефлексия
Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.
Скажите, для чего доброта нужна человеку?
Слайд 6 (Твори добро)
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.
ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш. А. Амонашвили
(Памятку получает каждый ученик)
IV.Домашнее задание
Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.
Слайд 7 (Домашнее задание)
(разноуровневые задания)
1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»
2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»
3.Придумать разговор берёзки с ветром
Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.
Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.
И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.
Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».
Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».
Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.
Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.
Так и устроили.
С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.
Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.
Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.
А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.
Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник, рукой махнул.
У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Ребята обрадовались. Только как же её исправить?
А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Было это лет десять назад.
А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».
2 класс (2 ученика)– нет детей с ОВЗ МОУ Бармановская оош Учитель: Моисеева Н.В. Урок литературного чтения 3 класс (4 ученика)- 3ученика с ОВЗ (ЗПР) 4 класс (1ученик) – нет детей с ОВЗ 1) Тема 2 класса: Урок добра. Пейзаж в литературе. Г. Скребицкий «Передышка». А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция).(2урок) Цель: познакомить с авторским отношением к изображаемому в произведении окружающему миру через пейзаж. Задачи: Образовательные: ознакомление с художественным описанием пейзажа. Осознание нравоучительного характера произведения. Развивающие: Развитие навыков осмысленного чтения, внимания, наблюдательности, развитие речи. Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, ответственности за свои поступки. 2) Тема 3 класса: Жанровая принадлежность текста. К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок) Цель: учить определять жанровую принадлежность текста. Задачи: Образовательные: распознавание признаков принадлежности теста к жанру сказки или жанру рассказа. Развивающие: развитие навыков осмысленного, беглого чтения, воображения, речи. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе. 3) Тема 4 класса: Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Цель: познакомить с творчеством А. Ахматовой через стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Образовательные: осознание идеи произведения через анализ поэтического текста; Развивающие: способствовать развитию навыков выразительного чтения на основе эмоционального восприятия стихотворения. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родной природе. Этап Проверка домашнего задания в 3 классе Деятельность учителя Задание 3 классу Предлагает выполнить тест и написать один вопрос для одноклассников по содержанию изучаемого произведения. -С каким произведением познакомились вчера? Кто автор? -Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку, кто считает, что был внимательным читателем? Задание 2 классу Предлагает выполнить задание на карточке «подобрать родственные слова к слову Передышка» Определени е учебной задачи и плана работы над произведен ием. Работает с 4 классом. Помогает определить учебную задачу - Сегодня на уроке ты познакомишься со стихотворением А.А.Ахматовой. Приходилось ранее тебе читать о ней или ее произведения? Открой стр. 70 в учебнике. У стихотворения нет названия. Для чего вообще нужно название стихотворению, рассказу…? Ахматова доверяет нам, своим читателям, ожидает, что мы сами прочувствуем, как назвать стихотворение? -Какую работу надо выполнить на уроке, чтобы понять главную мысль стихотворения и в результате дать ему название? Предлагает план работы на урок. Деятельность 2 кл Деятельность 3 кл Деятельность 4кл С./Р. Выполняют тест «Самый внимательный». Записывают вопрос по содержанию для одноклассников. (Приложение №1) С./Р. Выполняют задание на карточке подобрать родственные слова к слову «Передышка» Р./У. Отвечает на вопросы учителя, определяет учебную задачу и план работы Определени е цели урока во 2 классе Работает со 2 классом Помогает определить цель урока. -Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? Кто автор? -Какие родственные слова вы подобрали к слову «передышка»? Почему местные жители прозвали берёзу «Передышкой»? Перечитаем это место. Постарайтесь при чтении передать отношение людей к берёзе. В тексте автор везде «Передышка» и пишет с большой буквы? Почему? Обратите внимание на слова - «старым деревом». Как относились люди к дереву? (Открывает ответы теста для проверки 3 кл) - О чем рассказ? - Для чего Г. Скребицкий рассказал нам эту историю? Проверим ваши предположения. Задание 2 классу -Перечитайте рассказ и найдите описание березы в разное время года. (лето, 1 весна, осень, зима, 2 весна) - карточка Проверяет задание у 3 класса Беседует о результатах теста, об аргументированном исправлении ошибок. Просит задать подготовленные вопросы по содержанию. Предлагает оценить свои умения «Знаю содержание произведения» Р./У. Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом. (поиск информации, выразительное чтение) С./Р. Самопроверка ответов с доски. Поиск в тексте информации для обоснования исправления ошибок. С./Р. Работает в соответствии с планом. Приложение №3 В тексте о А. Ахматовой выделяет главные сведения о ней Анализирует стихотворение. (приложение 4) Р./У. Аргументируют исправление своих и «чужих» ошибок. Озвучивают вопросы по содержанию. Оценивают свои умения «Знаю содержание произведения» (лист самооценки) С./Р. Работает в соответствии с планом. Отвечают на вопрос. Например: О березке. О плохом поступке ребят. Высказывают предположения. С./Р. Перечитывают рассказ и выписывают ключевые, на их взгляд, слова, сочетания слов описание березки в разное время года. Возможна работа в паре. (Приложение №5) Определен ие цели урока Помогает определить цель урока -На прошлом уроке мы выясняли, что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что со сказкой и у нас получилась таблица. (слайд) Зачем мы это делали? Сможем сейчас по таблице определить жанр произведения? Что надо сделать, чтобы определить жанр произведения? Работа по определен ию жанра произведе ния -Вспомните 2 желание, которое должно было выполнить колечко, если надеть его на безымянный палец. (Большущая радость) Увидела Варюша большую радость? В чем она заключалась? Отвечают на вопросы Безымянный - большущая радость Предлагает в паре поработать с отрывками, которые помогут в подробнее разобраться в чем заключается большущая радость. Объясняет варианты работы в паре 2пара Зрительный образ весны - Как Варюша увидела приход весны? 1пара Слуховой образ весны - Как Варюша услышала приход весны? Ощущения весны всем - Как Варюша ощутила на себе приход весны? С./Р.Чтение с пометками цветными карандашами Зрительный образ весны синим Слуховой образ весны красным Ощущение весны зеленым (Приложение 3) Проверка самостояте льной работы Работает со 2 классом Предлагает зачитать описание березы в разное время года –Какой была береза в 1 весну, а какой во 2?. Рассмотрите картины, какая из них вам больше нравится? Почему? (слайд) “ У кого это хватило совести Передышку Определяют цель урока (приложение 2) Р./У.Зачитывают описание березы в разное время года, дополняют друг друга Отвечают на вопросы, высказывают свое С/Р. Чтение с пометками по заданию С./Р.по плану Работа с репродукц ией картины сгубить? ” – спросил лесник. – Когда так говорят “ хватило совести”? (не постыдились, не постеснялись.) Кто виноват в том, что Передышки больше нет? - Одобряете вы поведение ребят? Почему его можно назвать бездумным? Докажите строками. Можно сказать, что ребята исправили свою ошибку? - Для чего Г. Скребицкий рассказал нам эту историю? Предлагает работу с репродукцией картины А. Куинджи. Стр 55 -Рассмотрим репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи. На стр 55.и письменно ответим на вопросы. физкультминутка Проверка Совместно работает с 3,4 классом самостояте Проверка самостоятельной работы льной - Какой увидел весну литературный герой работы 3,4 Ахматовой? класс - Как Варюша увидела приход весны? Как услышал литературный герой Ахматовой приход весны? - Как Варюша услышала приход весны? Как литературный герой Ахматовой ощутил приход весны? -Как Варюша ощутила на себе приход весны? - Что происходит с природой с приближением весны? Что происходит с человеком, когда он мнение, выборочно читают, аргументируя свое мнение Делают выводы С./Р. Рассматривают репродукцию и письменно отвечают на вопросы (приложение 6) С./Р.с репродукцией картины Р./У.Отвечают на вопросы, аргументируя мнение выборочным чтением Рефлексия учебной деятельнос ти Домашнее задание чувствует приближение весны? Нам бывает трудно передать это состояние словами, тогда на помощь приходят стихи. Предлагает 4 классу прочитать выразительно стихотворение - Какое название точно передаст главную мысль стихотворения? -Подумай, что получилось сегодня лучше всего? Над чем надо поработать? Предлагает 3 классу вернуться к таблице. -Весеннее преображение это чудо или реальность? -Колечко волшебное или нет? - К какому жанру (сказка или рассказ) отнесем произведение «Стальное колечко»? - Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется нам: как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказка. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только заметить.Предлагает оценить свои умения Подводит итоги урока. -Что получилось сегодня лучше всего? Какую работу не закончили. Над чем надо поработать? Определяет, предлагает домашнее задание. -Какое домашнее задание выберите? 3 классу предлагает варианты на выбор 2 классу устный или письменный рассказ по картине 4 класс выразительное чтение или наизусть или закончить анализ стихотворения. 4 класс – выразительно читает стихотворение 3 класс – высказывают свое мнение об услышанном 4 класс выполняет самооцену работы на уроке. 3 класс работает с таблицей и определяет жанр произведения 3 класс оценивают свои умения в листе. «как я умею работать с тестом» Высказываются о своей работе на уроке, определяют для себя домашнее задание Приложение 1 Тест «Самый внимательный» 1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (ДА Нет) 2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Да Нет) 3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да Нет) 4. Боец попросил подарить ему махорки. (Да Нет) 5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да Нет) 6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Да Нет) Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет (слайд) Напиши один вопрос для одноклассников, чтобы проверить, внимательные они читатели или нет. Приложение 2 Рассказ 1Есть название села, где живет Варя и дед 2Название села, куда Варюша идет за махоркой 3Снегопад, станция, поезд-это есть в настоящей жизни 4Колечко обычное Сказка 1Беседа с бойцом похожа на сказку 2Есть говорящий скворец Сидор 3Поезд похож на чудовище 4Колечко волшебное Приложение 3 1. Вот и весна! – сказала Варюша. Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче. 2. Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чутьчуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел – пять раз. «Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!» Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга. Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. 3. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка. «Кто же это прошел? А я и не разглядела!» – подумала Варюша. Она не знала, что это весна прошла мимо нее. Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце. Приложение 4 Вопросы и задания Возможные варианты ответов 1. Какие картины рисует поэт? Что видим: "луг отдыхает под снегом", Слышим: "деревья шумят" Осязаем, т.е. чувствуем: "веет ветерок" 2. Приведи примеры художественных средств, используемых поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело". Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер". Повторы: 3 строчки начинаются с союза "и" (играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.) 3. Какая строка "подсказывает" нам переживания лирического героя? "А песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь" (точно передает душевное смятение) 4. Какое преображение скрыто в строке "И дома своего не узнаешь"? "И дома своего не узнаешь" – в значении "все привычное воспринимается как новое". 5. Выделите 2 смысловые части стихотворения. Дай название каждой части. 1-я часть- описание природы (настроение ожидания) 2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя 6.Почему автор не поделила стихотворение на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека связаны друг с другом. 7. Подумай над смыслом слов, выделенных в первой строке стихотворения? Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны 8. Какие слова кажутся тебе самыми главными в каждой строке? Пометь их. 9. С какой интонацией нужно читать стихотворение? Сдержанно Сдержанно - радостно Радостно Печально Торжественно Вопросы и задания Ответы 1. Какие картины рисует поэт? Что видим: Слышим: Осязаем, т.е. чувствуем: 2. Приведи примеры художественных средств, используемых поэтом. Олицетворение: Эпитеты: Повторы: 3. Какая строка "подсказывает" нам переживания лирического героя? 4. Какое преображение скрыто в строке "И дома своего не узнаешь"? 5. Выделите 2 смысловые части стихотворения. Дай название каждой части. 6.Почему автор не поделила стихотворение на четверостишия, как принято в литературе? 7. Подумай над смыслом слов, выделенных в первой строке стихотворения? Определите тему 1-я часть2-я часть - стихотворения. 8. Какие слова кажутся тебе самыми главными в каждой строке? Пометь их. 9. С какой интонацией нужно читать стихотворение? Сдержанно Сдержанно - радостно Радостно Печально Торжественно Памятка Выразительные средства речи в литературных произведениях Выразительные средства Пример Эпитет – это образное слово или словосочетание, Добрый молодец, ясное солнышко, тихий определяющее лицо, предмет, явление или действие восторг. Метафора – это слово или выражение, которое Со снопом волос твоих овсяных… употребляется в переносном значении на основе сходства (С.Есенин.) двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Олицетворение - такое изображение неодушевлённых Хмель (растение), ползя по земле, предметов, при котором они наделяются свойствами хватается за встречные травы. живых существ - даром речи, способностью мыслить и (В.Солоухин) чувствовать, действовать. Сравнение - приём, основанный на сопоставлении Лёд, окрепший на речке студёной, словно явления или понятия с другим явлением. как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов.) Гипербола – означает «преувеличение». Сто лет тебя не видел. У них клубника с кулак. Море слёз. Антитеза - приём контраста, противопоставления А новое так отрицает старое! явлений и понятий. (А.Володин.) Анафора (единоначатие) - повторение слов или Люблю тебя, Петра творенье, словосочетаний в начале предложения или стихотворных Люблю твой строгий. стройный вид... строк. (А.С.Пушкин) Приложение 5 Г.А. Скребицкий «Передышка» Берёза летом _______________________________________________________ (зеленая, развесистая, густая, зеленые листья) Береза весной _____________________________________________________(зазеленела, нарядная, с клейкими молодыми листочками) Береза осенью _________________________________________________________ (желтая, золотые листья) Береза зимой _________________________________________________________(ветви обледенели, покрылись инеем, нежно-розовая) Следующая весна дыра) ____________________(голая, потемневшая, сухие ветки, крючковатые толстые сучья, засохла, черная обугленная Приложение 6 1.Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? 2. На картине утро, полдень или вечер? Почему ты так думаешь? 3. Жарко или прохладно? Почему ты так думаешь? 4. Тихо или слышны звуки? Почему ты так думаешь? 5. Найди строки в тексте рассказа, которые можно подписать под картиной
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении