Фрида кало дневник на русском. Читать дальше: фрида кало
Статуи знаменитостей Голливуда были увековечены в Музее восковых фигур Мадам Тюссо. С 18 столетия художники и скульпторы создавали восковые фигуры знаменитостей, атлетов, мировых лидеров и культовых людей. Некоторые получались очень странными в плане внешнего вида, но всё же за ними интересно было наблюдать. Представляем вашему вниманию подборку фото восковых фигур голливудских знаменитостей, которых с переменным успехом почти невозможно отличить от настоящих селебритис.
Дженнифер Лопес
Это не первая восковая фигура Дженнифер Лопес, которая выставляется в Музее мадам Тюссо, но она лучше всех подчеркивает выразительные черты фигуры певицы. Лондонский музей восковых фигур представил новый образ Дженнифер Лопес перед открытием её нового мирового тура «World Cup».
Джастин Бибер
Нет, это не манекен из магазина молодежной одежды, это восковая фигура Джастина Бибера, выставляемая в мадридском музее Museo de Cera. Фигура не совсем удачная. Если брать другие представленные фигуры восковых двойников, то над этой стоило бы еще поработать. Возможно, знаменитостям лучше избегать любых музеев восковых фигур, на которых нет вывески «Мадам Тюссо».
Рианна
Разве Рианна отказалась от музыкальной карьеры, чтобы выступать в цирке «Cirque du Soleil»? Нет, еще нет. Но по какой-то причине создатель восковой фигуры подобрал ей фантастический наряд цирковой гимнастки.
Зак Эфрон
Да, черлидерши настоящие. А знаменитость из мюзикла «Классный мюзикл» Зак Эфрон смотрится намного эффектнее, чем в реальной жизни. Где же Ванесса Хадженс?
Майкл Джексон
Эта статуя Майкла Джексона настолько реальна, что пугает. Когда он умер в июне, фаны собирались толпами вокруг его восковых фигур (а их несколько), а также приносили цветы, чтобы почтить его память.
Джим Керри
Удивительно, но такое же выражение лица было у Джимма Керри в каждом фильме, в котором он снимался до настоящего времени.
Брюс Уиллис
Никому и в голову не придет подумать о фильме «Кто бы говорил», когда наблюдаешь эту статую Брюса Уиллиса.
Холли Берри
Как заметил один блоггер, эта восковая фигура больше похожа на Риззо из фильма «Бриолин», чем на Холли Берри.
Дженнифер Лопес
Лицо Дженнифер Лопес войдет в историю! Если бы только кожа не была настолько неестественно сияющей.
Бейонсе Ноулз
Короткая юбка и глубокий вырез декольте на платье выглядят уж очень откровенно. А если на фоне этого рассматривать стойку микрофона, то она выглядит как танцевальный шест стриптизерши. Не перестарались ли авторы скульптуры?
Колин Фаррелл
А где же сережки? Напомаженные волосы? Шляпа федора? Эта восковая фигура Колина Фаррелла доведена до идеального состояния, будто он только что сошел с красной дорожки.
Джейми Фокс
Едва заметные веснушки Джейми Фокса подмечены совершенно верно, но нет ничего естественного в его «мирном» жесте.
Пенелопа Круз
Кто сделал такой ужасный нос восковой фигуре Пенелопы Круз? Это один из худших носов в образах восковых знаменитостей.
Клинт Иствуд
Даже став оскароносным режиссером, Клинт Иствуд все равно запомнится всем в образе ковбоя с пистолетами.
Хью Джекмен
Наконец-то, в возрасте 50-ти лет Хью Джекмен обновил образ и уже никто не помнит его в фильме «Австралия».
Льюис Хэмилтон
Почему восковая фигура Льюиса Хэмилтона не улыбается? Неужели ему нечему радоваться? А те 791 миллион долларов, которые по прогнозам журнала «Форбс» он заработает к окончанию своей карьеры? Или отношения с соблазнительной Николь Шерзингер?
Серена Уильямс
Подсказка: Серена Уильямс, которая слева — настоящая. Этим контрастным сравнением можно объяснить и неестественный, устремленный вдаль взгляд и страшные пухлые губы восковой фигуры.
Камерон Диас
Благодаря глазам зомби, эта восковая фигура похожа на Камерон Диас в фильме «Ванильное небо».
Дрю Берримор
Наверное, восковой фигуре Дрю Берримор не совсем удобно с этими накладными волосами. Возможно, этим объясняется странный поворот и наклон головы.
Керри Андервуд
Настоящая Керри Андервуд стоит справа. Восковая фигура-копия похожа на сочетание её внешности с внешностью Бриджет Марквардт из фильма «Соседка».
Дэниэл Крэйг
Как только была представлена восковая фигура Дэниэла Крэйга в образе Джеймса Бонда, все восковые фигуры Пирса Броснана были удалены из Музея мадам Тюссо.
Эми Уайнхаус
После презентации этой восковой фигуры Эми Уайнхаус её отец назвал скульптуру идеальной. Возможно потому, что фигура напоминала ему о лучших днях его дочери.
Бритни Спирс
Бритни стиснула зубы, потому что выиграла три награды MTV в этом году.
Кейт Мосс
Милая девушка, не правда ли? Но мало похожа на настоящую Кейт Мосс. Где же дизайнерская обувь? Бойфренд рокер? Шикарная небрежная прическа? Авторы, попробуйте с новой скульптурой!
Тайра Бенкс
Это не нос Тайры Бенкс определенно, но брови получились очень хорошо. Наверное, авторы восковой фигуры хотели напугать образом Тайры всех участниц шоу «Топ модель».
Александр Овечкин
Хотите узнать секрет создания идеальной восковой фигуры? Заточите большую часть фигуры в хоккейное обмундирование, и останется только поработать над лицом.
Ну кому нужна какая-то там звезда на Аллее Славы, когда можно увековечить себя в воске? Эти знаменитости всегда будут жить в сердцах поклонников в виде своих восковых копий, которые никогда не состарятся!
1. Модель Хайди Клум на представлении своей восковой фигуры в Музее восковых фигур мадам Тюссо. (Florian Seefried / Getty Images)
2. Восковая модель Брюса Уиллиса была представлена в Музее мадам Тюссо 14 февраля 2011 года в ответ на массовый опрос о том, кого бы из звезд фанаты хотели видеть в восковом изваянии на День святого Валентина. (Getty Images, WireImage)
3. Сьюзан Бойл, как всегда, весела и забавна, даже на открытии собственной восковой фигуры. (Shirlaine Forrest)
4. Алиша Киз рядом со своей восковой фигурой. (Jamie Fine / Reuters)
5. Стейси «Ферги» Фергюсон из группы «Black Eyed Peas» в восковом излиянии не менее шикарна, чем в реальности. (Ethan Miller / Getty Images)
6. Эмми Уайнхаус – еще одна из звезд, увековеченная в воске. (FilmMagic, AP)
7. Джеки Чан на представлении своей восковой фигуры в январе 2010 года. (Valerie Macon / AFP/Getty Images)
8. Восковая фигура Кейт Уинслет в платье, в котором актриса появилась на 63-ей премии вручения «Эмми». (Getty Images)
9. Восковая фигура Майкла Джексона была представлена в Музее мадам Тюссо за два дня до дня, когда Майклу исполнился бы 51 год. (AFP — Getty Images, WireImage)
10. Великий режиссер Альфред Хичкок в «Зале славы» музея восковых фигур мадам Тюссо. (Getty Images)
11. Певица Кэрри Андервуд и ее восковая копия. (Brendan Mcdermid / REUTERS)
12. Джулия Робертс и восковая фигура с ее незабываемой улыбкой. (Getty Images)
13. Телеведущая Келли Рипа на представлении своей восковой фигуры. (Bennett Raglin / Getty Images for Madame Tussauds)
14. Фигура Мэрил Стрип находится в «Зале славы» музея. (AFP — Getty Images)
15. Леди Гага тоже присоединилась к большой коллекции восковых фигур музея. (Getty Images)
16. Джастин Бибер, наверное, один из самых молодых обладателей собственной восковой фигуры. (Carl Court / AFP/Getty Images)
17. Восковые фигуры действующего президента США Барака Обамы и его жены Мишель находятся в нью-йоркском отделении музея. (AFP-Getty Images)
18. Музыкант Шон «Дидди» Комбс позирует со своей восковой копией в декабре 2009 года. (Stan Honda / AFP/Getty Images)
19. Куда же без Джека-Воробья? Джонни Депп в образе дерзкого пирата появился в виде восковой статуи в музее мадам Тюссо в Вашингтоне. (WireImage, Walt Disney Pictures)
20. Восковой Роберт Паттинсон находится в лондонском музее мадам Тюссо. (Getty Images)
21. Восковая фигура ДензелаВашингтона находится в «Зале славы» музея в Голливуде. 40 знаменитостей, восковые фигуры которых представлены в Музее мадам Тюссо, — обладатели премии «Оскар». (Getty Images, WireImage)
22. Восковая Рианна находится в лондонском музее мадам Тюссо. (Getty Images)
23. Восковая Анджелина Джоли и настоящая. (Getty Images, FilmMagic)
24. Звезда реалити-шоу Ким Кардашьян позирует со своей восковой фигурой. (Stan Honda / AFP — Getty Images)
25. Восковой оборотень Тэйлор Лотнер и его реальный прототип. (Getty Images, AP)
Почему героев? Не удивлюсь, если меня немедленно поправят – "героинь". И все же есть выражение "Герой своего времени", а "Героиня своего времени" уже, согласитесь, не звучит. Поэтому пусть будут дневники героев – героев своего времени, хотя у них и женские лица.
Есть в чтении дневников всегдашнее чувство запретности. Даже если сам автор раскрывает перед тобой его страницы, никогда не отделаться от ощущения, что читаешь чужое, интимное, заглядывая через плечо. Даже жанр мемуаров – дневников, предназначенных для чтения чужими, незнакомыми глазами, не освобождает читателя от этого чувства неловкости. И все же порой дневник становится драгоценным документом, без чего невозможно понять личные черты человека, стоящего за ними, автора и творца, которым мы восхищались не раз, но которого, как выясняется, знали лишь мимолетом и вскользь.
Два дневника, о которых сейчас пойдет речь, сохранили дорогое, главное – память о личности редких, необычайных по силе духа и напору энергии людей. Это дневники двух художниц – Фриды Кало и Марии Башкирцевой. Их роднит яркий взлет и короткая, преждевременно оборвавшаяся жизнь, кипучая страсть и жажда движения вперед. И все это нашло свое отражение на страницах их дневников. Фрида писала свой дневник последние 10 лет жизни с 1944 по 1954 г., Мария Башкирцева вела дневник 12 лет – с 12 до 24 лет своей короткой жизни…
Предисловие
В людских судьбах порой несчастье оборачивается удивительным шагом вперед – духовным прорывом и толчком к развитию таланта. Анри де Тулуз Лотрек как-то признался: "Будь мои ноги чуть длиннее, я бы никогда не занялся живописью". Кем был бы Тулуз-Лотрек, если б не его наследственная болезнь, мы никогда не узнаем. Как и не узнаем, кем были бы Фрида Кало и Мария Башкирцева , если бы не авария и не смертельная болезнь, изменившие их жизнь и приоткрывшие двери в другую реальность. И все же можно быть уверенными – так или иначе, мир непременно услышал бы о них – слишком сильны были в них безудержная энергия, страсть к познанию нового и любовь к жизни. И то, что стало определяющим в их судьбе - стремление идти вперед, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия – проявилось с самого раннего детства.
Фрида Кало родилась в Мексике в 1907 г. Шести лет от роду Фрида перенесла полиомиелит, после которого одна нога ее стала тоньше и короче другой. Но это не смущало девчонку-сорванца – обмотав ногу платками, она носилась по пустырям со сверстниками – сказывался боевой характер. Рано сказывался и талант к изобразительному искусству – судите сами по этому автопортрету.
Однако Фрида выбрала для себя иной путь - решив посвятить жизнь медицине, она поступает в Национальную медицинскую школу, несмотря на то, что в консервативной Мексике профессия врача считалась мужским занятием. Из 1000 студентов было всего 35 девушек – и одной из них была именно Фрида.
Звезда Марии Башкирцевой зажглась 47 годами ранее, в 1860 году на Полтавщине. Спустя 2 года после рождения девочки родители расстались. Десятилетняя Муся с матерью уехала за границу и до конца своей короткой жизни еще всего лишь трижды успела побывать в России. Яркая и разносторонняя одаренность Марии Башкирцевой также проявились с раннего детства. Она обладала выдающимся драматическим талантом, занималась пением и игрой на музыкальных инструментах – прекрасно освоив при этом игру на рояле, арфе, гитаре и цитре. К семнадцати годам Мария свободно разговаривала на четырех языках – французском, английском, немецком и итальянском, и, кроме того, как требовало образование того времени, знала и древние языки – греческий и латынь.
Достичь всего этого ей помогла невероятная для столь юной девочки целеустремленность и внутренняя энергия: "Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, – писала она в дневнике. – Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!"
Свой художественный талант она, как и Фрида Кало , не считала основным – в будущем Мария Башкирцева видела себя на сцене. Обладая редкой красоты голосом с широким диапазоном, она могла бы стать звездой оперы: "Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей..."
Переписанные страницы
Однако эти страницы их истории так и не были написаны. Судьба перечеркнула их планы.
В 18 лет Фрида жестоко пострадала в аварии. Штанга токосъемника трамвая, вонзившаяся в ее тело, в трех местах сломала позвоночник, раздробила таз и бедро. Тридцать две операции и два года неподвижности в гипсовом корсете только подстегнули ее любовь ко всему новому. Фрида уговорила отца прикрутить к кровати специальный мольберт, чтобы писать лежа, и прибить к стене напротив зеркало. "Зеркало! Палач моих дней, моих ночей... Оно изучало мое лицо, малейшие движения, складки простыни, очертания ярких предметов, которые окружали меня. Часами я чувствовала на себе его пристальный взгляд. Я видела себя. Фрида изнутри, Фрида снаружи, Фрида везде, Фрида без конца... И внезапно, под властью этого всесильного зер¬кала, ко мне пришло безумное желание рисовать..."
Это не было ее началом в живописи – как мы знаем, Фрида рисовала задолго до катастрофы, однако именно с этого момента медицина перестала для нее существовать, и мир сосредоточился на квадрате холста.
Восемнадцатилетняя Мария Башкирцева также вынуждена была расстаться с мечтой стать актрисой. Тяжелая болезнь горла лишила ее чудесного голоса, кроме того, она начала глохнуть. Врачи не сразу распознали грозные предвестники начинающегося смертельного заболевания – скоротечной чахотки. Именно в этот трудный момент, простившись с иллюзиями, Мария принимает решение стать художницей и поступает в Академию Живописи Рудольфа Жюлиана – одним из немногих учебных заведений тех лет, принимавших женщин. "Я хочу от всего отказаться ради живописи, - пишет она в дневнике.- Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь".
Страницы поиска
Страницы дневников доносят до нас мучительную борьбу и поиск истины Фриды и Марии. Обе они ищут свой путь, свой уникальный художественный язык самовыражения.
Для Фриды – это поиск себя в сюрреализме, уточнение оттенков цветов и смыслов для своих работ:
"Кобальт синий – электричество и чистота любви…
Синий – расстояние …. Нежность так же синего цвета
Желтый – безумие, болезнь, страх. иногда - часть солнца и радости
Зеленовато-желтый – Больше безумия и тайн … все призраки носят одежду этого цвета
Черный – нет ничего черного – на самом деле ничего"
Так, яркими, ни на что непохожими красками, она переносит в рамки картины все, что составляет для нее суть самого существования, что ей важно и дорого – культуру своей любимой Мексики, стремление жить и бесконечную любовь.
Дневник Фриды Кало – это и ее картины, и реальные записи. Она напишет:"Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи? Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю жизнь... Мое творчество - самая полная биография, которую я смогла написать".
И в самом дневнике мысли-фразы перемежаются с мыслями-образами, там, где идея, выраженная карандашом, казалась Фриде недостаточно точной, она принималась за кисть. Сухие тезисы планов расцвечены причудливыми чудовищами из мифов доколумбовой эпохи, из-за коммунистических воззваний выглядывают грубоватые лица индейцев и разноцветные птицы (настоящие ли? выдуманные?), и всюду, вперемешку с именем Диего – Сталин, Ленин и Мао.
Сюрреализм был частью ее бытия – реальность, полузабытые мифы прошлого, идеи коммунистического будущего – все было неразрывно переплетено. В своем стремлении объять жизнь во всей ее полноте Фрида Кало существовала одновременно в настоящем, прошлом и будущем.
Дневник Марии Башкирцевой отражает поиск себя в этом мире не только как художника, но и личности. "Это очень интересный человеческий документ", - пишет она, приступая к написанию дневника: "Если бы эта книга не представляла точной, абсолютной, строгой правды, она не имела бы никакого смысла. А жизнь человека, вся жизнь как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, - всегда великая и интересная вещь".
Задумайтесь, ведь это слова девочки двенадцати лет! В этих словах звучит не только удивительная мудрость, но и стремление к глубокому самоанализу, готовность видеть и анализировать себя без прикрас, такой, какая есть. А это, поверьте, нелегко. Недаром Карл Густав Юнг говорил: "Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным". Зачастую встреча с собственным "Я" оборачивается неприятными открытиями, и не каждому хватит духу взглянуть самому себе в глаза.
Для Марии Башкирцевой ее дневник – полный, удивительно откровенный отчет о самой себе, своих мыслях и стремлениях. Не случайно истинная слава пришла к ней после смерти после опубликования ее дневника. Он произвел колоссальный эффект - поразительный дневник пытались объявить литературной мистификацией, его анализировали и изучали самые известные ученые и литераторы. В числе критиков такие имена как Ги де Мопассан , И. Бунин, Л. Толстой, В. Брюсов. Мария Башкирцева стала кумиром Марины Цветаевой – свой первый сборник стихов "Вечерний альбом" Цветаева посвятила "блестящей памяти Марии Башкирцевой":
Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома,
Увы, конечно, не была!
Но, как она сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна - душа,
Как много в дневниках пророчеств,
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!
Но и при жизни Марии Башкирцевой суждено было громко заявить о себе. Всего лишь через 11 месяцев после поступления в школу живописи, Мария становится участницей выставки Парижского Салона среди ученических работ и получает золотую медаль. Жюри отказывается верить, что работа принадлежит кисти новичка, возникают слухи, что автор картины – известнейший французский художник Бастьен-Лепаж, учитель Марии. В яростной попытке доказать беспочвенность этих подозрений Мария выставляет одну за другой свои картины – свидетельство яркого необыкновенного таланта. Всего лишь пять лет художественного творчества было отведено ей судьбой, однако она успела оставить после себя уникальное наследие - 150 картин, 200 рисунков и удивительные скульптуры. Очень немногие из них сохранились – и теперь эти работы украшают стены Люксембургского музея, музея Орсе, Русского музея, Эрмитажа и Лувра.
Мария Башкирцева стала первым русским художником, чьи работы были приобретены Лувром - так же как и первым мексиканским художником, представленным в Лувре, стала Фрида Кало . Фриде выпала редкая для художника участь стать знаменитой при жизни - в 1938 году свежее, острое, ни на что непохожее искусство Фриды произвело огромный фурор на парижской выставке. Даже скептически настроенная к коммунистическим авторам Европа не смогла остаться равнодушной.
В том же году картины Фриды покупает Лувр.
В 1953 году проходит первая персональная выставка работ Фриды Кало на родине – и ее переполняет гордость от сознания того, что Мексика, которую она так любила и воспевала, сделала ее своим национальным героем.
На выставку Фрида прибывает на носилках – незадолго до того ей ампутировали ногу. Но дух ее летит гордой птицей: "Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья!", запишет она в своем дневнике.
Какая же удивительная сила духа и умение чувствовать жизнь во всей ее полноте роднит этих двух талантливейших женщин!
Что же было главным в их жизни и творчестве?
Несомненно, радость жизни, бесконечный поиск, и конечно, любовь.
Умирая от чахотки, 24-летняя Мария Башкирцева запишет в дневнике: "Я нахожу, что с моей стороны очень глупо не заняться единственной вещью, дающей счастье, заставляющей забывать все горести - любовью, да, любовью - само собой разумеется….. Правда любовь открывает простор иллюзиям, но что за беда? То, что представляется существующим, - существует! Это уж я вам говорю! Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть..."
"Да здравствует любовь!" - говорит дневник Марии Башкирцевой
"Да здравствует жизнь!" - "Viva la vida!” – запишет в свою тетрадь Фрида Кало за неделю до смерти.
И нам остается только прислушаться к этим словам, отдавая дань уважения незаурядным и сильным личностям – Мари Башкирцевой и Фриде Кало.
…Эта параллель родилась не случайно. Однажды, проезжая в туристическом автобусе мимо кладбища Пасси, я впервые, к своему стыду, услыхала имя Марии Башкирцевой. Вернувшись, я принялась изучать творчество и личность этой удивительной художницы, все больше поражаясь силе и цельности ее натуры и ее поразительной, хотя и очень короткой жизни. И многое из этой жизни вдруг показалось знакомым, уже услышанным ранее. Судьба и Марии Башкирцевой, и Фриды Кало удивительна. Большинству из нас их ноша показалась бы неподъемной, они же сумели наполнить свою жизнь радостью, красками и творчеством.
Знаете ли Вы случаи, когда жизненные испытания, выпавшие на долю людей, делали их сильнее и давали толчок к развитию их дара?..
История жизни неподражаемой художницы Мексики, коммунистки и бунтарки Фриды Кало, которая несмотря на свои физические недуги сводила мужчин с ума. Сегодня её работы висят в лучших музеях мира и разлетаются на аукционах за считанные секунды.
В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.
Итог - тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, рёбер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку.
Врачи спасли ее, год она провела в постели в ортопедическом корсете, но боль осталась навсегда. Невыносимые физические страдания вылились в гениальную и такую же больную живопись – некий автобиографический сюр-исповедь.
Инвалидная коляска и гипс – вот почти постоянное средство ее передвижения и наряд. 32 операции, долгие месяцы в больницах. Специальный подрамник, позволявший писать лежа.
Но жить хотелось. В коляске она пробовала вальсировать, а на гипсе рисовала бабочек – «Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»
С 1944 года и до самой смерти в 1954-м Фрида вела дневник. Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован, мгновенно став бестселлером.
170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».
«Диего-начало, Диего-мой ребенок, Диего-мой друг, Диего-художник, Диего-мой отец, Диего-мой возлюбленный, Диего-мой супруг, Диего-моя мать, Диего-я сама, Диего-это все.»
Любви великого мексиканского мачо она добивалась долго. Диего Ривера был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами. Список его любовниц не поддавался исчислению. И тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.
Первое осуществилось - сексуальная хромоножка со слившимися бровями все-таки покорила сердце знаменитого живописца.
А вот страстная мечта о ребенке так и осталась мечтой, результат той аварии – три выкидыша и тяжелейшая депрессия, усугублявшаяся постоянными изменами Диего.
«Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…»
Сам Ривера любил изображать себя в виде толстой жабы с чьим-то сердцем в руке.
Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать, - говорил он.
В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей, и они с Фридой развелись.
Но уже через год поженились снова, жить без Диего Фрида не умела.
Правда, добропорядочной жены из нее не получилось. Фрида имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Связь Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал.
\
Все потому, что будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды.
«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» - писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало.
Ривера вдруг страшно заревновал. Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжелой руки Диего.
Болезнь прогрессировала. На свою первую персональную выставку Фриду доставили на машине скорой помощи и ввезли в зал на каталке.
Улыбающуюся, с цветком в волосах и неизменной сигаретой.
Эту картину она написала за восемь дней до смерти.
Viva la vida – «Да здравствует жизнь».
Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок:
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»
И все-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды, которые должны стать лозунгом для каждого, эти: Дерево надежды, стой прямо.