ФотоHack e08 — Маркировка объективов Canon. О чём говорят числа на вашем объективе
В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются объективы компании Canon . Оговоримся сразу, что мы рассмотрим только объективы, выпускающиеся для современного байонета EF (и его производных). Причина такого «сужения границ» заключается в том, что более старые объективы прекратили разрабатывать в 1987 году, в связи со сменой подхода к компоновке фотоаппаратов и появлением системы EOS , встречаются они редко, а главное, не совместимы с современными моделями фотокамер японского производителя.
EF (Electro Focus ) - маркировка, встречающаяся на всех современных объективах Canon (вернее, почти всех, но об этом чуть ниже). Это и есть обозначение байонета (системы крепления объектива с камерой).
В 1987 году Canon, первыми в мире, среди производителей фото техники, пошли на рисковый, но вместе с тем очень дальновидный шаг, представив байонет, в котором были полностью убраны механические связи фотоаппарата с объективом. Все управление приводом автофокуса было перенесено в объектив.
Аббревиатура EF, по умолчанию подразумевает, что:
- объектив совместим со ВСЕМИ цифровыми и пленочными камерами Canon EOS.
- объектив оснащен АВТОФОКУСОМ.
Кроме обозначения EF , могут встречаться также его разновидности - EF-S и EF-M .
EF-S - это объективы, предназначенные для использования в цифровых ЗЕРКАЛЬНЫХ камерах с APS-C сенсором (уменьшенный, относительно полнокадрового, с - 1.6 ). Буква S расшифровывается как Short Back Focus (уменьшенный рабочий отрезок).
EF-M - это объективы предназначенные для использования в цифровых беззеркальных камерах. Буква M расшифровывается как Mirrorless (беззеркальная). Объективы с таким обозначением обладают еще более коротким рабочим отрезком, даже относительно EF-S объективов.
Следует учитывать, что EF, EF-S и EF-M не имеют полной совместимости друг с другом.
- Полнокадровые пленочные и цифровые зеркальные камеры Canon с полным сенсором (а также сенсором APS-H - кроп-фактор 1,3) и байонетом EF могут работать только с EF -объективами и не совместимы с EF-S и EF-M объективами.
- Цифровые зеркальные камеры Canon с сенсором APS-C , поддерживающие байонет EF-S, полностью совместимы с EF и EF-S объективами, но не совместимы с EF-M .
- Цифровые беззеркальные камеры Canon , поддерживающие байонет EF-M , полностью совместимы только с EF-M объективами и не совместимы с EF и EF-S .
- Существует возможность использования любой связки камеры и объектива, но это решается только посредством использования специальных переходников. (Как, например Mount Adapter EF-EOS M , который позволяет накрутить на беззеркальную камеру любой EF или EF-S объектив).
После аббревиатуры, определяющей, к какому типу байонету относится объектив (EF, EF-S, EF-M ) следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.
Далее всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):
- 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
- 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.
Выше рассмотренные обозначения - тип байонета, фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.
Оговоримся, что есть исключения в линейке современных объективов Canon . Это, так называемые, TILT-SHIFT объективы. Исключение, так как эти объективы не автофокусные (на них Вы не увидите аббревиатуру EF ), то есть фокусировку придется всегда производить вручную, электроникой регулируется только диафрагма. Они обозначаются - TS-E (Tilt-Shift EOS) и совместимы с байонетом EF / EF-S .
Кроме того, есть объектив - MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, который как понятно из названия является специализированным МАКРО объективом. Он тоже не автофокусный, на нем нет аббревиатуры EF, и он совместим с байонетом EF / EF-S .
USM (Ultra Sonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокусировки объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением и невысоким уровнем шума. Дополнительно объективы, оснащенные USM могут маркироваться золотым кольцом на оправе и надписью Ultrasonic .
STM (S tepper motor) - шаговый двигатель, технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы, в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы в режиме LiveView . Эта технология создавалась для улучшения качества автофокусировки при съемке ВИДЕО на цифровые камеры.
Все EF объективы Canon снабжены переключателем автоматической/ручной фокусировки (AF/MF ) и не во всех объективах можно, при включенном режиме автофокуса AF , прокручивать фокусировочное кольцо.
USM приводы бывают двух типов - кольцевые и с микромотором. Обычно кольцевые ставятся на дорогие объективы и позволяют «дофокусироваться» при включенном автофокусе. USM приводы с микромоторами нельзя прокручивать при включенном режиме автофокуса, так как в силу конструктивных особенностей, он может сломаться. Производитель, обычно, не уточняет какой тип мотора в каком объективе используется. Но если в описании объектива (не на корпусе, а в руководстве пользователя) присутствует фраза «доступна функция FTM (Full Time Manual)», значит объектив оснащен кольцевым двигателем и можно пользоваться ручной фокусировкой, не переключаясь в режим MF . Исключение составляет только объектив EF 50 mm 1:1.4 USM , который оснащен приводом USM с микромотором, но при этом позволяет вручную наводиться на резкость не переключая объектив в режим MF .
L (Luxury ) — самые высококачественные и технологичные объективы от Canon . При производстве используются дорогостоящие линзы и низкодисперсные стёкла, некоторые производятся в пылевлагозащищённом корпусе. Дополнительно маркируются красным кольцом на оправе.
IS (Image Stabilizer) - обозначение оптического стабилизатора изображения. При использовании длинных выдержек или телеобъективов возрастает вероятность испортить кадр шевеленкой (смазывание из-за дрожания рук). Оптическая стабилизация позволяет увеличить вероятность получения резкого кадра в таких условиях. Для этого применяются встроенные в объектив гироскопы, измеряющие уровень вибраций, и подвижные линзы, колеблющиеся таким образом, чтобы скомпенсировать внешнюю тряску.
DO (Diffractive Optics ) — объективы, с включенными в состав, дифракционными элементами. Отличаются малыми размерами и весом и маркируются зелёным кольцом на оправе объектива. На самом деле таких объективов в линейке Canon всего два.
Macro (Макро объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для макросъемки.
Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.
Кроме того, на объективах в конце названия, могут присутствовать римские цифры - II , III . Это просто обозначение номера обновленной версии одного и того же объектива.
Кроме вышеуказанных, вам могут попасться еще и такие обозначения:
UD (Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
S-UD (Super Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (сверх-низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
BR (Blue Spectrum Refractive Optics). Этот элемент из органического материала за счет повышенного коэффициента преломления в синей части спектра позволяет лучше корректировать хроматические аберрации по сравнению с другими используемыми сейчас элементами из стекла UD , Super UD и Fluorite .
AL (Aspheric Lens) — в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.
I/R (Internal Focus Rear Focus) — объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
Float — система плавающих линз в объективе. Предназначена для устранения аберраций при фокусировки на коротких расстояниях.
CaF2 (Fluorite) — применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (UD или S-UD ).
CA (Circular Aperture) — закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия (бокэ).
Fluorine coating - специальное флюориНовое покрытие передней и/или задней линз, предотвращающее загрязнение и образование жирных пятен, а также - имеющее каплеотталкивающие свойства.
Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции, упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.
Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!
Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал в статье Выбор фотоаппарата (Часть 1) . Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM .
Итак, сначала цифры.
- 24-105mm - это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума - примерно 4.4.
- f/4 - светосила. Число 4 показывает, что при любом фокусном расстоянии не получится открыть диафрагму шире 4. В данном случае светосила у объектива не меняется с ростом фокусного расстояния. У большинства объективов с ростом фокусного расстояния светосила падает. В таком случае в "знаменателе" пишутся 2 числа - [светосила на коротком конце]-[светосила на длинном конце]. Китовый объектив большинства цифрозеркалок имеет маркировку 18-55mm/F3,5-5,6. То есть, на коротком конце максимальная диафрагма может быть f/3,5, а на длинном конце - f/5,6.
С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.
Canon
AL (Aspherical Lens) - оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций.
DO (Diffractive Optics) - объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак - зеленое кольцо.
EF (Electronic Focus) - автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.
EF-S (Electronic Focus – Short) - автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает "короткий задний рабочий отрезок". Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.
FT-M (Full Time Manual) - не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.
IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.
IS (Image Stabilizer) - оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.
L (Luxury) - профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак - красное кольцо.
TS-E (Tilt-Shift-EOS) - объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать "падающих стен" при низкой точке съемки.
USM (Ultra Sonic Motor) - ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства - высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток - повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.
Macro - объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.
FE (FishEye) - фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение "выпуклым".
SF (Soft Focus) - объектив с "мягким фокусом". Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект - картинка как бы резкая и размытая одновременно.
MF - manual focus - неавтофокусные объективы
AF - автофокусные объективы.
Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:
- ai/ais - тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
- non-ai - самые первые объективы Никон, не предназначены для установки на современные аппараты.
В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой "отвертки", т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.
Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.
D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.
G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.
AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.
M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.
VR – система подавления вибрации - одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.
DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.
IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.
RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.
CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.
ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.
SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.
N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов.
ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.
G - принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).
D - (distance integrator) - наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.
ADI - современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.
SSM - (Supersonic motor) - автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.
Sigma
EX - принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.
ASP - (Aspherical Lenses) - использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.
APO - (Apochromatic Lenses) - использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.
OS - (Optical Stabilizer) - система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.
HSM - (Hyper-Sonic Motor) - авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.
RF - (Rear Focus) - система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.
IF - (Inner Focus) - система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.
DG - светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.
DC - объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.
PZ (Power Zoom) - механический привод зума
DA - объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы
FA - объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF
J - объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы
SMC (Super Multi-Coating) - многослойное просветление
SDM (Sonic Direct drive Motor) - ультразвуковой привод фокусировки
DA* - профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении
ED (Extra-Low Dispersion)
AL (Aspherical Lens) - асферические линзы
IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка
Limited - особо компактные объективы
Tamron
Di (Digitally Integrated) - для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер
Di II (Digitally Integrated II) - для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C
SP (Super Performance) - улучшенная серия объективов
XR (Extra Refractive Index) - линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз
ASL (Aspherical Lenses) - Гибридные асферические элементы
LD (Low Dispersion)
XLD (eXtra Low Dispersion) - линзы со сверхнизким рассеиванием
AD (Anomal Dispersion) - линзы с аномально низким рассеиванием
HID (High Index Dispersion) - линзы с низким рассеиванием
IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка
SHM (Super-Hybrid Mount) - Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)
VC (Vibration Compensation) - cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)
USD (Ultrasonic Silent Drive) - бесшумный ультразвуковой привод фокусировки
ZL (Zoom Lock) - замок (блокировка) кольца зуммирования
AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) - переключение режима кольцом фокусировки
FEC (Filter Effect Control) - возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде
Macro - объектив с функцией макросъемки - допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной
Tokina
AS (Aspherical Lens) - асферические линзы
F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) - асферические линзы F&R
SD (Super Low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией
HLD (High Refraction, Low Dispersion) - линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией
MC (Multi-Coating) - многослойное просветление
FE (Floating Element system) - система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки
IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка
IRF (Internal Rear Focusing) - фокусировка задней группой линз
FC (Focus Clutch Mechanism) - переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки
PRO (Professional) - профессиональная серия объективов
АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) - серия высококачественных объективов
Olympus и Panasonic
ZD (Zuiko Digital) - для цифровых камер системы 4/3
M.Zuiko Digital - для цифровых камер системы Micro 4/3
Macro - для макросъемки
ED (Extra low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией
SWD (Super Wave Drive) - ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)
M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) - Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)
Top Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка - платиновое кольцо (Olympus)
Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)
Standard - любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)
Некоторые вещи могут казаться простыми и понятными без лишних объяснений, но, на самом деле, не всегда то, что очевидно для вас, очевидно для других людей. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда мои студенты стеснялись спросить о значении всех этих цифр на объективах. Если вы не знаете, что они значат, не нужно стесняться и думать, что вы глупый. В данной статье мы как раз и разберёмся в том, что скрывается за многочисленными комбинациями цифр на объективах.
Стандартные настройки, которые можно увидеть на новых цифровых объективах
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Если у вас есть зум-объектив, то на нём вы обнаружите кольцо, поворачивая которое вы можете приближать или отдалять объекты. С помощью данного кольца вы можете также посмотреть, какое фокусное расстояние установлено в момент съёмки. Например, на фотографии зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 70-200мм можно увидеть, что выбрано фокусное расстояние в 100мм.Если вы используете объектив с фиксированным расстоянием, то вы не найдёте на нём кольца зуммирования. На корпусе такого объектива будет просто указано его фиксированное фокусное расстояние, например 85мм, как на фотографии ниже.
МАКСИМАЛЬНАЯ ДИАФРАГМА
Максимальная – это самое широкое открытие диафрагмы (самое маленькое число на шкале диафрагмы), на которое способен ваш объектив. Многие фотографы хотят видеть у своих объективов возможность более широкого открытия диафрагмы, вроде f2.8 или даже f1.8, потому что широко открытая пропускает больше света, благодаря чему можно делать чёткие фотографии при плохом освещении. Этот параметр может сильно отличаться у разных объективов.Обычно вы можете найти информацию о диафрагме в одном из двух мест на вашем объективе, а иногда и на двух названных местах сразу:
- на верхнем краю корпуса объектива;
- на передней стороне объектива в области для крепления светофильтра.
На примере внизу вы можете увидеть два разных объектива. Объектив Tamron 17-35мм (обратите внимание, что на нём также видна шкала фокусных расстояний) и объектив с фокусным расстоянием 85мм. На объективе Tamron вы видите значение «1:2.8-4», а на объективе с фокусным расстоянием 85мм значение «1:1.8». Это значит, что максимальное открытие диафрагмы у объектива с фокусным расстоянием 85мм – f1.8, а на зум-объективе Tamron оно меняется в диапазоне от f2.8 до f4 в зависимости от используемой степени приближения. На фокусном расстоянии 17мм можно открыть до значения f2.8, но если использовать максимальное фокусное расстояние 35мм, максимальная диафрагма будет всего лишь f4. Это достаточно распространённое явление с кит-объективами и объективами, которые имеют широкий диапазон фокусных расстояний (например, 28-300мм или 18-200мм).
ДИАПАЗОН ФОКУСИРОВКИ И ШКАЛА ФОКУСИРОВКИ
На многих объективах вы найдёте шкалу расстояний (она есть не на всех цифровых объективах) – обычно она разделена на две отдельные линии: для футов и для метров. На одном из её концов будет знак бесконечности, на другом же конце будет указано, на каком минимальном расстоянии от объекта ваш объектив способен сфокусироваться – его минимальное расстояние фокусировки. Некоторые объективы оборудованы функцией «MACRO», которая даёт вам возможность подобраться к объекту съёмки немного поближе. Такие объективы не являются настоящими макро-объективами, и с их помощью вы не можете сфотографировать объект очень близко, но такой объектив – это удобная вещь, если вы хотите подобраться к объекту поближе, не обременяя себя ценой и весом дополнительного объектива.На расположенной ниже фотографии вы можете увидеть, что в случае с объективом от фирмы Tamron (справа) данная шкала нанесена прямо на корпус, а вот у объектива Canon 70-200 она находится в самом корпусе под прозрачной панелькой. Шкалы на обоих объективах будут двигаться, если вы будете вручную выставлять фокусировку (**примечание: пожалуйста, не забывайте отключить автофокусировку, если вы выставляете фокус вручную, потому что, если данная функция не отключена, поворот кольца фокусировки может привести к поломке механизмов в вашем объективе**).
РАЗМЕР ФИЛЬТРА ИЛИ ДИАМЕТР ОБЪЕКТИВА
На краю вашего объектива вы также можете увидеть символ похожий на букву «ф», а за ним цифры. Эти цифры указывают диаметр передней части вашего объектива или размер подходящего для него фильтра. Вы можете найти эти же цифры на задней части крышечки для объектива. Так диаметр объектива на фотографии, расположенной ниже, составляет 77 мм. Это полезная информация, если вы собираетесь пойти в фотомагазин за фильтром или покупаете его в Интернете.Менее распространённые настройки, которые можно увидеть на более старых объективах с ручной фокусировкой
КОЛЬЦО ДИАФРАГМЫ
Этого кольца может и не быть на вашем объективе. На большинстве новых объективов его нет, потому что сейчас степень открытия диафрагмы устанавливается и контролируется с помощью «тушки» фотоаппарата. Во времена плёнки и объективов с ручной фокусировкой устанавливалась на фотоаппарате, а степень открытия диафрагмы регулировалось на объективе. Вы можете найти отличные предложения о продаже старых светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием или объективов от плёночных фотоаппаратов, которые замечательно подойдут для каких-либо конкретных целей (например, для макросъёмки). Очень часто такие объективы будут стоить намного дешевле, чем новые «цифровые» объективы (вам просто нужно будет докупить специальный адаптер, чтобы установить такой объектив на свой фотоаппарат). Только не забывайте, что на таких объективах нужно выставлять фокус вручную, и для некоторых из них вам придётся самостоятельно выставлять степень открытия диафрагмы прямо на самом объективе. Если у вас есть подобный объектив, кольцо диафрагмы на нём может выглядеть примерно так:ШКАЛА ГИПЕРФОКАЛЬНЫХ РАССТОЯНИЙ
Такую шкалу сложнее встретить, и сложнее объяснить, для чего она нужна. Если у вас есть только зум-объективы, вы не найдёте на них такой шкалы. Если у вас есть объектив с фиксированным фокусным расстоянием, особенно если это старая модель, вы можете заметить на нём дополнительное кольцо с числами на подобие того, что показано на фотографии ниже (числа в центре с двух сторон от оранжевой линии).
Ряды чисел на данном объективе соответствуют (в порядке сверху вниз):
- шкала фокусировки;
- шкала гиперфокальных расстояний;
- кольцо для настройки диафрагмы, с помощью которого настраивается степень открытия диафрагмы объектива.
Шкала гиперфокальных расстояний нужна для того, чтобы вы знали, какие части вашей фотографии будут находиться в зоне фокуса при использовании различных настроек диафрагмы. Обратите внимание, что объектив на фотографии выше, настроен на открытие диафрагмы f16 и сфокусирован на расстояние 5 метров. Теперь взгляните на шкалу посередине и посмотрите на значение f16 слева от её центральной оранжевой линии – она указывает на самую близкую точку, которая будет находиться в фокусе, когда вы сфокусируетесь на указанное расстояние при названной степени открытия диафрагмы (в данном случае это будет примерно 2,75 м.). Теперь посмотрите на значение f16 справа от центральной оранжевой линии. Вы увидите знак бесконечности. Исходя из всего сказанного, мы можем утверждать, что при значении диафрагменного числа f16 в фокусе окажется всё, что находится в диапазоне от с 2,75 метра до бесконечности, главное навести объектив объект, расположенный на нужном расстоянии.
В описанной ситуации получается, что были совмещены обозначение бесконечности и обозначениее f16 на шкале гиперфокальных расстояний справа от оранжевой линии, что в результате дало самую большую возможную глубину резкости при установленном диафрагменном числе f16 (заметьте, что на самом деле вы не фокусируетесь на конкретном объекте, вы выставляете расстояние фокуса на объективе с помощью чисел). Примечание: если вы выставили фокус на бесконечность, то в фокусе окажутся только объекты, расположенные на расстоянии от примерно 4,5 метров до бесконечности, а если вы выставили фокус на 2 метра, бесконечность на снимке не будет резкой. Данный вопрос был раскрыт не совсем полностью, поэтому, если у вас окажется объектив с подобной шкалой, поищите информацию о том, как ей пользоваться, и вы сможете добиться гораздо более интересных результатов при использовании небольшой степени открытия диафрагмы.
Если вам интересно, что значит маленькая красная точка, это обозначение для фокусировки при съёмке в инфракрасном диапазоне. Когда вы фотографируете на инфракрасную плёнку, вам нужно фокусироваться не на том месте, на котором бы вы фокусировались в обычной ситуации, потому что инфракрасная область спектра отличается от той области спектра, которую мы видим глазами. Раньше время от времени я фотографировала на инфракрасную плёнку. Забавная штука, но с ней не так просто справляться – нужно знать, как правильно фокусироваться и понимать, как получить желаемый результат. Сегодня существуют достаточно убедительные цифровые способы имитации съёмки на инфракрасную плёнку. Несмотря на это, порой я всё равно подумываю о том, чтобы пофотографировать именно на плёнку.
Здравствуйте, читатели! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Знание аббревиатур и умение их расшифровать пригодится любому фотографу, ведь они обозначают ценную информацию. В том числе это полезно и новичкам, которым будет гораздо проще выбирать себе технику и работать с ней. Я уже успел объяснить все , теперь пора поговорить на тему — маркировка объективов canon.
В мире фотографии приличное количество различных терминов и иностранных слов, часто скрывающихся за сокращениями. Самые важные из них уже указаны на фотоаппарате или объективе, а остальные можно найти, покопавшись в подробном описании к товару или же в моей статье ниже.
- Крепление . Для кэнона оно указывается буквами EF , иногда добавляется S или M . Отличия между ними существенные: в первом случае, то есть EF объектив может работать почти со всеми камерами, в том числе , а во втором, то есть EF-S – только с , оснащенными APC-S матрицами. EF-М объектив создан для фотоаппаратов беззеркального типа.
- Свойство светосилы , за которое отвечает f , . В зависимости от ее конкретного значения оптика может иметь высокую светосильность, среднюю, низкую. Чем шире открывается диафрагма, тем больше света проникает внутрь, тем светлее кадр можно получить даже в темное время. Светосила очень ценится, она во многом определяет стоимость оптики.
- Фокусное расстояние – F , измеряемое в миллиметрах (mm). Двух-трехзначное число, относимое к этой характеристике, является одним из главных параметров оптического устройства. Бывает F постоянным и переменным, малым и большим. Последний факт, в свою очередь, делит объективы на , штатные (портретные) и – каждый для своих целей.
- Вид мотора . Внутренний движок, взаимосвязанный с автофокусировкой камеры, может быть разным. Так, USM – кольцевой мотор, которому свойственна быстрота работы, точность, бесшумность. Он стоит на большинстве оптики от canon. Если у вас STM , то это двигатель шаговый, рекомендован для съемки видеороликов, так как значительно снижает сопутствующие шумы, вибрации.
- Стабилизация (IS) . Если она у вас есть, то вам повезло: не страшно легкое дрожание камеры, которое часто снижает четкость и детальность фотографии. Наличие порядком увеличивает цену товара.
- AF и MF – включение авто и ручной фокусировки. Кстати, рядом находится само кольцо фокусирования.
Отметим также более редкую аббревиатуру, в основном принадлежащую к навороченным моделям объективов.
- Цифры I , II и III . Не имеют принципиального значения, лишь информируют пользователя о поколении оптики в конкретной серии.
- Macro – специально предназначенный объектив для создания фото предметов в увеличенном виде, проще говоря – . К такой фототехнике предъявляют высокие требования в плане качества линз, поэтому их часто высокая цена неудивительна.
- Высокое качество — L . Категория дорогих, люксовых, объективов, оснащенных стеклами с низким уровнем искажений, также они считаются пыле и влагозащищенными.
- Softfocus – оптика, умеющая создавать мягкость в кадре. На данный момент не является актуальной, так как фоторедакторы способны на любые эффекты, в том числе на такой.
- TS-E – оптические приборы для творческих личностей. Увы, фокус на них наводится лишь ручным способом, нет стабилизации, зато есть возможность его наклона или сдвига. Их еще называют Tilt Shift объективы.
Чтобы не осталось дополнительных вопросов и чтобы разбавить теорию практической частью, проанализируем объектив . Внимательно изучаем его название, читаем слева направо: 1- EF , тип крепления (и совместимости) оптики и камеры; 2 — 85mm , фиксированное фокусное расстояние, при этом объектив может быть использован в портретной фотосессии; 3 — f/1.8 , показатель максимально открытой диафрагмы, отличная светосила; и 4 – тип моторчика USM .
До свидания! Уважаемые фотографы, заходите на мой блог, подписывайтесь на обновления!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
При маркировке объективов производители указывают как числовые значения параметров, так и буквенные обозначения некоторых технологических решений для данного устройства. Рассмотрим, какие числовые значения могут быть указаны на объективе и что они означают.
Фокусное расстояние
Одно из главных обозначений – это фокусное расстояние (ФР). От отношения фокусного расстояния к диагонали матрицы получают угол зрения. По этому параметру объективы разделяют на нормальные, длиннофокусные и широкоугольные. В фотографии распространен пленочный формат 35мм и именно к этому параметру приводят ФР. Такой параметр называется эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР). И вот именно ЭФР и указывают на разных объективах вместо значения угла зрения.
- ЭФР 50 мм - объектив подходит под класс «нормальные»;
- ЭФР 28-35мм - широкоугольные объективы;
- ЭФР 100-400мм - длиннофокусные объективы;
- ЭФР 80-100мм - "портретный", именно такие объективы показывают наилучший результат при съемке портрета с расстояния, обеспечивающего нужную перспективу.
Внутреннее устройство объективов
Маркировка светосилы объектива
На объективе при маркировке могут написать значение фокусного расстояния и светосилу, соответствующую ей.
Например, "50mm F1,4" - для фикс объектива или "7-21mm 1:2,0-2,8" - для «зума». В первой записи обозначено фокусное расстояние 50 мм и светосила 1,4, а во втором примере записи для зум-объектива ФР от 7 мм и до 21 мм, а светосила соответствующая этим расстояниям 2,0 и 2,8.
Значение светосилы объектива показывает, во сколько раз уменьшится яркость объекта фотографирования, а не количество проходящего света. Показывает, насколько объектив сможет передать реальную яркость объекта.
Светосильные объективы позволяют делать хорошие снимки при плохой освещенности. Значение светосилы определяется при максимально открытой диафрагме. Это постоянное свойство оптики и от текущих настроек диафрагмы не зависит. У зум объективов при различных фокусных расстояниях и светосила разная, так как в формуле определения светосилы есть и значение ФР.
Различают геометрическую светосилу, которая зависит от фокусного расстояния и открытой диафрагмы. И еще есть эффективная светосила, которая зависит от характеристик линз объектива, насколько эти линзы смогут пропустить световой поток. На практике вам может понадобиться портретник со светосилой около 1:1,8, а другие объективы могут иметь и меньшую светосилу (большее число в знаменателе). Поэтому не нужно гнаться за самыми светосильными объективами. Разумеется, при светосильной оптике нужно меньшее время выдержки, но большинство задач фотограф легко сможет решить и с объективом со светосилой 1:2,8.
Значение диафрагмы
Для обозначения диафрагмы пишут в маркировке объектива дробь с буквой F, например, F/8 вместо числа 8. Могут записать диапазон диафрагмирования кроме светосилы. Типичная запись значений диафрагмы для цифровых мыльниц F/2-F/8. Такую запись не нужно путать со значением светосилы и со значением фокусных расстояний (буква F обозначает не фокус). Диафрагма равняется отношению ФР к размеру отверстия диафрагмы. Что бы больше света прошло через объектив нужно сделать отверстие диафрагмы больше, а значит, показатель диафрагменного числа будет меньше. Чем меньше диафрагменное число, тем больше света пройдет через объектив.
Относительное отверстие
Значение относительного отверстия определяет во сколько раз ФР больше диаметра отверстия. Относительное отверстие обратно диафрагменному числу. Относительное отверстие можно регулировать диафрагмой. При маркировке редко встречается.
Значение зума
В основном при любительской съемке используется ЭФР=50мм, потому что это значение близко к естественному восприятию глаза. Но бывает, что нужно вместить в кадр больше (пейзаж), или наоборот приблизить объект (портрет, невозможность подойти к объекту), тогда применяют в качестве основного объектива зум с ЭФР 35-105, примерно. Вот это отношение зума на длинном конце к значению на коротком конце и пишут с приставкой «х» при маркировке. Чем больше это значение, тем меньше светосила, а это уже не очень хорошо.
Буквенные обозначения объективов
Объективы по цене не уступают самим фотокамерам, ведь во многом качество снимка зависит от качества объектива. Поэтому производители вкладывают большие деньги в разработку новых технологий производства оптики, изобретают новые технические решения. У каждого из них накопилось немало именно своих разработок, и называются эти технологические решения у каждой фирмы по-своему. Отсюда и обозначение объективов у каждой фирмы свое.