Фет как грустны сумрачные дни анализ. «Осень», анализ стихотворения А.А
Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги... В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».
Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны» , «сумрачные» , «беззвучной» , «хладной» , «безотрадной» . Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния. «Безотрадная истома» - оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому... Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.
Слова «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви» . Осень - золотая листва - любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!
А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно» , - отмечает лирический герой. Слово «вызывающее» , употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие» . Оно происходит в осенней природе, оно откровенно... Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно» , и ей «ничего уже не жаль» ... Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.
Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.
Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств - вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
Ответ оставил Гость
В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения.Стихотворение было написано в октябре. Это ка раз середина осени, товремя, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится всмятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинаетпечалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни»,«истомой безотрадной»).Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна ипечальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждатьсяпроисходящим и верить в то, что все только начинается.Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осенистремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсемнесовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когдавсе засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет:«горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствуетнекая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапамичеловеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком.Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затемстареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-тологическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторойстепени.Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства,наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль»,«замирающей», «ей ничего уже не жаль»).
(Иллюстрация: Сона Адалян )
Анализ стихотворения "Осень"
Афанасий Фет известен проникновенной тонкой лирикой, в которой отражено глубинное понимание и чуткое ощущение природы. Такой дар позволял поэту рисовать яркими фразами окружающий мир и сопоставлять его с личными переживаниями.
Великий Фет подмечал малейшие оттенки в природе и находил им отклик в собственном настроении. Похожее смешение природного волнения и личных эмоций происходит и в этом замечательном стихотворении. Поэт размышляет об осени, как грустной поре, завершающей пик великолепия красок, цветения, благоухания.
Поэт находит отголосок чувства утраты и завершения лучших моментов в своей собственной судьбе, ведь в пору написания стихотворения ему было уже за пятьдесят. Все самое лучшее осталось позади, а впереди зима, пора замирания всего живого в природе и стылой памяти в душе.
И все же осень дарит и прекрасные минуты. Поэт с радостью подмечает и золото осеннего убранства, и ожидание «горящих взоров», и таинство великого молчания. Все еще возможно. Еще ярки краски и живы помыслы, еще может произойти много загадочного и грандиозного.
Отождествляя себя, природу и любого другого человека, Афанасий Фет не ждет успокоения и тихого созерцания. Природа еще готова к переменам, свершениям, она так же величественна и сильна, а ее «стыдливая печаль» прикрывает вызывающие помыслы и надежды.
И пусть уже нет шанса на вспышку, возрождение, опадают листья, вянет зеленый покров. Близится закат поры осенней и завершающий этап человеческой жизни. Грустное сожаление об ушедшем чувствуется и в прекрасной осени, но она старается не показывать это.
Поэт тонко ощущает это зыбкое состояние, перенося в него и свои переживания, он призывает ни о чем не жалеть, как не сожалеет об этом природа. Показав всю силу и красоту, она затихает в новой особой поре, величественной и мудрой.
Все проходит, как бы подытоживает поэт. Не спасает даже последний яркий всплеск, ведь он так же обречен перед грядущей зимой. Так природа своим особым состоянием передала трепетное волнение автора и вместе с тем успокоила своей философской великой правдой.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Анализ стихотворения «Осень» Фета
Творчество А. Фета в основном связано с чувством восторга перед природой. Резким отличием является стихотворение «Осень», написанное в 1883 г. Поэт в это время был уже в преклонном возрасте, поэтому воспринимал жизнь как медленное угасание. В прошлом остались любовные увлечения, поражения и победы. Фет добился благополучия и известности. Лучшие годы уже были позади, оставалось спокойно воспринимать старость, подводить итоговую черту под своей жизнью.
Первая строфа стихотворения проникнута ощущениями тоски и печали. Холодная и равнодушная осень невероятно грустна. Хмурые осенние дни неспособны вызвать радость в сердце. То же самое чувствует человек в старости. Его ощущения притупились, ничто не вызывает в нем счастья. Он уже давно расстался со всеми надеждами и мечтами и ничего не ждет от будущего. Фет всегда славился тонким восприятием и описанием природных звуков. Но в этом случае поражает использованный им эпитет – «беззвучная».
Во второй строфе Фет все же признает, что и осенью бывают прекрасные дни, которые можно сравнить с поздней человеческой любовью. Красота в этот период уже увядающая, но в этом и заключается ее ценность. Последние теплые дни, как и вспышка страсти, позволяют человеку еще раз ощутить полноту своей жизни.
Третья строфа подводит к окончательному заключению. Кратковременное возрождение чувств уже не может обмануть человека. Все равно последним его ощущением будет «стыдливая печаль». Возникает единственный звук в стихотворении, произведенный «вызывающим». Неопределенность этого понятия означает, по сути, холодное равнодушие автора, которому, как и печали, «ничего уже не жаль».
Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Он идеально подходит для описания печального размышления на закате дней. Эмоциональность постепенно нарастает, но в третьей строфе автор переходит на умеренный ритм.
Первая и вторая строфы построены на контрасте применяемых эпитетов («сумрачные», «безотрадной» — «золотолиственных», «знойных»). Автор широко использует олицетворения («дни… просятся», «молчит… печаль»).
В стихотворении нет четкой сюжетной линии, оно представляет собой отдельные отрывки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому представить недостающие детали. Старость предоставит каждому человеку бездну времени для такого анализа.
Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого. Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению. Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни.
Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви». Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит». И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».
Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные». Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта. Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.
Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.