Fallout 3 анкоридж прохождение. Прохождение Operation Anchorage
ПОМОЩЬ ИЗГОЯМ.
Ловим сигнал Защитника Морилла, идём по курсору в район Завода Ред Рейсер и находим дверь локации “Аванпост Изгоев Братства”. Проходим станцию метро и выходим в локацию “Станция Перекрёсток Бейли”. Здесь наблюдаем Сталинград в миниатюре. Идёт жестокий бой не ради славы – ради жизни на земле между Изгоями и Супермутантами. Защитник Морилл, пробегая мимо и привычно обозвав нас туземцем и деревенщиной, просит подмогнуть. Присоединяемся к Изгоям и зачищаем местность, в итоге найдя Базу Изгоев. Заходим внутрь, где нас встречает Защитник Сибли, хамоватый афроамериканец, и препровождает к Протектору МакГроу (хамоватому ирландцу), который собственно и объясняет суть дела.
Оказывается – Изгои обнаружили некий оружейный склад армии США, но открыть его не могут. А для того, что бы открыть его нужно пройти ряд миссий в неком военном симуляторе виртуальной реальности, на котором в далёком прошлом тренеровали бойцов после аннексии красным Китаем американского штата Аляска. И хотя мы туземец, деревенщина, быдло, чмо, смерд и холоп, но у нас есть подходящий интерфейс в виде личного Пип-боя, который именно нам позволит пройти этот симулятор и открыть вожделенную оружейку. А ежели мы поможем дверку открыть – нам разрешат взять в оружейке всё что наша душенька желает. Правда вот в симуляторе чегой-то разладилось и если нас там в виртуале грохнут – здесь в реале с нами случиться сердечный приступ и мы помрём. Кто бы сомневался. Глаза боятся – руки делают, мы соглашаемся, получаем инструкции у блондинки Специалиста Олин и лезем в капсулу симулятора.
ОРУДИЯ АНКОРИДЖА.
Ба-бац – и мы на заснеженном, аляскинском перевале любуемся синим небушком и горными пейзажами. На нас зимний вариант боевой брони, каска и маска. В арсенале у нас боевой нож, пистолетик с глушаком 10мм калибра и стелсбой…и всё. Встречает нас сержант армии США Бенджамин Монтгомери. Странно бы было, если у сержанта армии США была бы какая-нибудь другая фамилия. Он сбивчево объясняет, что мы встретимся позднее в некой точке сбора и исчезает, аки Спайдермен вскарабкиваясь на скалу с отрицательным уклоном.
Не буду подробно описывать особенности симуляции виртуальной реальности, принцип пополнения здоровья, боезапаса и оружия – увидите всё сами. Мы начинаем снежный поход, попутно отстреливая китайских комуняк. В задачнике Пип-боя это называется «Отчистка китайской артиллерийской площадки». Конечная цель миссии – взорвать три китайских тяжёлых орудия. В неком помещении встречаемся с Монтгомери у которого можно разжиться патронами. Если попросить ещё – он замечательно ответит, что де «а мне что – прикажешь красных снежками мочить?». Дальше двигаемся в компании с сержантом. Он боец страшный, но тупой. Ну что взять с сержанта США. В самый разгар боя может включить дурака и пойти на перекур. Но всё равно с ним легче. После долгого перехода «Сурового через Альпы» попадаем в огромную базу и судя по мощной вибрации и далёким залпам искомые орудия уже недалеко. В неком помещении нарываемся на некий китайский спецназ, который в игре носит название Crimson Dragoons. Этих гадов не видно. Ну то есть вааще. И не слышно. Потому как они в Китайской Маскировочной Броне. Способ борьбы один – палить в любое шевеление воздуха. При попадании они на некоторое время выныривают из стелса и их можно завалить.
Долго ли, коротко ли – вылезаем на орудийную площадку. Орудия поражают своей монументальностью однако взрывать их не сложно, да и охраняют их не тщательно. Главное – вовремя смыться. После активации взрывчатки есть 20 секунд, что бы унести ноги за ближайший утёс. В блиндажах рядом с орудиями прятаться бесполезно – размажет по стенке. Ура! Миссия выполнима!
Нас телепортируют в штаб командования армии США, где нас встречает собственной персоной генерал Константин Чейз. При разговоре с ним употреблять какие-либо иные выражения, кроме «Sir, Yes Sir !!!» и «Sir, No Sir !!!» бессмысленно, поскольку иных ответов четырёхзвёздный генерал армии США просто не поймёт. Нас повысили – мы теперь будем командовать Ударным Отрядом взамен убиенного Полковника Паттерсона. Вашим замполитом будет верный, бессмертный Сержант Монтгомери.
ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ
Генерал Чейз ставит боевую задачу. Нужно захватить штаб проклятых красных комуняк. Для этого надо выполнить три миссии – 1. Взорвать топливные цистерны в ангаре танков «Химера». 2. Зачистить т.н. Пост Прослушки. 3. Отключить Пульсационное Поле, некий глобальный, электромагнитный шокер, который выводит из строя любое электронное устройство и мешает доблестным парням спецназа США в Силовой Броне Tb51 захватить штаб. Далее Чейз перепоручает нас Лейтенанту Моргану, который может рассказать все подробности о целях и др. и пр.
Нам надо укомплектовать свой Ударный Отряд. Идём к терминалу Паттерсона и формируем отряд. Подробности у Моргана. Далее нам надо экипироваться самим, поскольку ГГ опять гол, как сокол и токма можно стыд прикрыть зимней боевой бронёй. Тут выясняется некое разрабовское западло – оказывается можно выбрать только один комплект экипировки: пехотинца, гранатомётчика, снайпера и штурмовика. Либо – либо. Либэ – Либэ. Т.е. выбрал ты штурмовую винтовку с гранатами – и воюй этим до завершения миссий. Можно поменять снаряжение по ходу борьбищщи, но только один раз, поскольку «тут у нас не супермаркет, солобон!». Ещё одно затруднение: в Пип-Бое вам покажут три маркера ваших целей, но непонятно что есть что конкретно. Выяснить это можно, скомандовав своему отряду перемещаться к определённой цели.
Выходим в Лагерь. Лагерь место забавное – посмОтрите сами. Например, становится понятно, откуда взялась скульптурная группа Анкориджского Меморила. Идём к интенданту, получаем снарягу. Тут вам ой как пригодится развитое Красноречие, поскольку его можно уломать выдать вам бонусом Винтовку Гаусса, которая ой как вам облегчит жизнь в дальнейшем. Знакомимся со своим отрядом, начинаем воевать. Да! Убиенного бойца вашего отряда можно заменить новым, но только по окончании очередной миссии. А отряд ваш вынесут мАхом – будте покойны.
Перед Ангаром Танков «Химера» – Лагерь На Льду. Выносим. По пути к ангару будут встречаться зловредные штуковины под названием Spider Dron – такая шустрая мина на ножках. Монтгомери валит их на раз, и слава богу – в одиночку с ними пришлось бы повозиться. Воюем с танками. Танки не страшные, главное бейте по пушкам и уворачивайтесь от их лучей. Взрываем цистерны и с чувством выполненного долга возвращаемся в штаб.
На столичной пустоши вы в очередной раз уловили радиосигнал о помощи. Отправившись к месту сигнала, вам придется помочь двум, до зубов вооруженных, солдатам прорваться сквозь толпу агрессивно настроенных супермутантов-бестий. Спустившись на лифте, вы окажетесь в небольшом, но ухоженном подземелье. Здесь вам не будут особо рады, но из вежливости проведут к главарю. Следуйте за постоянно ворчащим парнем. После разговора окажется, что вы в силах им помочь. Вам предстоит натянуть на себя костюм с нейронными имплантантами и усесться в капсулу, похожую на яйцо. Главное не забывать о безопасности, ведь протоколы именно этой безопасности в симуляторе не работают, и смерть там означает вашу гибель в реальности.
Итак, вы успешно погрузились. Первым делом вас встретит парень, который снабдит массой разных принадлежностей. Одной из таких штуковин будет селс-бой. Примените его перед отправкой вперед. Главной целью является китайская артиллерийская площадка, которая является в зачистке. Переберитесь на противоположную сторону. Подберите справа снайперскую винтовку. Также вы сможете поправить свое здоровье, воспользовавшись красными баллонами, разбросанными по всей территории. Теперь отправляйтесь внутрь бункера. Подбирайте китайский автомат и пополните боеприпасы возле специальной штуковины. Не спешите выходить из убежища, а лучше начните отстрел врагов на противоположной стороне.
К тому времени действие невидимки прекратится. Подымитесь по разорванному мосту, лежащему на огромной трубе, на ящиках справа найдете очередной стелс. Дальше двигайтесь на противоположную сторону. Подымайтесь вверх и заходите в красные двери. Теперь ваша цель, встретится с Бенджамином Монтгомери, который будет ожидать вас на противоположной стороне туннеля. Также вы можете попросить у вашего напарника патроны, который с радостью их вам предоставит.
Дальнейшей целью будут три огромные артиллерийские пушки, которые не дают покоя вашим союзникам. Продвигайтесь вдоль скалы вперед, стараясь идти и делать выстрел первым во врагов, иначе ваш напарник начнет палить первым, а с его-то стрельбой, бой может затянуться. Пробравшись в бункер, дорога вперед будет обстреливаться из укрытия. Не отчаивайтесь, справа должен быть туннель, с помощью которого можно обойти врага.
Дальнейший путь будет лежать в двери, ведущие в китайский артиллерийский аванпост. Двигайтесь вперед. По мере усиления толчков, готовьтесь к встрече китайских людей-невидимок. Они будут безопасны на расстоянии, так как будут иметь лишь холодное оружие. Кода окажетесь наверху, поворачивайте направо и начинайте устанавливать имеющиеся у вас детонаторы в мигающие ящики. Когда последнее орудие будет уничтожено, вас перекинет в штаб союзников.
Итак, вы отличились в бою с лучшей стороны. Командование повысит вас в звании и даст в ваше распоряжение группу солдат. В палатке будет два компьютера. На одном можно будет набрать себе отряд. На втором - вы сможете себе выбрать снаряжение (сперва выбираем тип вооружения, для получения квитанции жмем самую верхнюю позицию в списке). Когда все приготовления будут закончены, вас, наконец, выпустят из штаба. На улице вас будет ждать сформированный вами отряд, во главе которого будет Монтгомери. Поговорив с вашим знакомым, вы сможете отдавать приказы всей группе, также через него можно будет вызывать замену на место убитого в бою солдата. Отправляйте отряд к вражескому радиопосту, а сами бегом к интенданту. Во время разговора всучите кладовщику заявку на амуницию. Также, пользуясь своей репутацией, вы можете попросить у него какое-нибудь особенное оружие, а именно - винтовку Гаусса. Боеприпасы можно будет пополнить в палатке за интендантом. Собирайте разброссаные рядом батареи и ракеты, также не брезгуйте гранатами.
Радиопост
Теперь настало самое время отправляться к своему отряду. Выходите из лагеря направо. Прикажите отряду начать штурм и сами не отставайте от напарников. После того, как ваша дорога повернет налево, двигайтесь медленно, на ящиках и скалах будут сидеть солдаты невидимки. Дальнейшая ваша цель - прорваться к дверям, ведущим к посту. Зачистив помещения, будьте аккуратны, повсюду будут прятаться солдаты-невидимки. Вы окажетесь перед большими красными дверями, которые выведут вас на крышу. Убив последнего врага, дожидайтесь, пока вас перекинет в штаб.
Лагеря на льду
После того как окажетесь в штабе, лучше поменять ваше оружие на тяжелое вооружение. Когда вы сформируете заявку на компьютере из штаба, отнесите ее к заведующему военным складом и попросите обменять оружие на новое. Снаряды для гранатомета можно подбирать возле штуковин, которые выдают патроны для автоматов и винтовок. Теперь дайте указание вашему отряду отправляться к Лагерям на льду и сами поворачивайте налево и двигайтесь в дальний левый угол. После небольшой зачистки лагеря направляйтесь вперед, пока не доберетесь до танковой станции «Химера». Проникнув во внутрь, ваша цель – уничтожить две огромные цистерны с горючем. Одна находится возле стоящего на ремонтной площадке танка. Вторая - слева за поворотом, под охраной танка, так что придется воспользоваться гранатометом, ну или, на худой конец, гранатами. Для установки бомб на них подойдите к установленному рычагу с левой стороны цистерн и нажмите Е. Разобравшись с очередной задачей, ваш симулятор автоматически перенесет вас в штаб.
Последняя задача - отключить защитное поле и ворваться в китайский штаб
Вот и настало время завершающего задания. Выбирайтесь из штаба налево, после чего поворачивайте направо и, без опаски за свою жизнь, двигайтесь к траншеям. Когда вы будете выходить из траншей, вы окажетесь под перекрестным огнем. Стрелять будут спереди и слева. Двигайтесь налево и пробирайтесь к большому, занесенному снегом, полю. Двигайтесь вдоль него вправо, к небольшой вышке, на которой на пульте управления можно будет отключить защитное поле. Когда дело будет сделано, пересекайте поле и направляйтесь к воротам, охраняемым двумя вражескими турелями. Разобравшись с ними с помощью гранатомета, входите во внутренний двор. Теперь остался последний ответственный бой. Перед вами будет стоять задача - убить вражеского генерала. Его искать не надо, он сам будет бегать за вами со своим мечом. Самым лучшим способом для победы будет гранатомет. Офицер слишком здоров, так что рукопашный бой вам противопоказан. Как только враг будет повергнут, бой закончится, и вас выведут из симулятора.
Теперь самое время получить награду. Выходите из комнаты и отправляйтесь к закрытым дверям. Откройте их с помощь компьютерного терминала, висящего справа. В открывшемся помещении, вы можете забрать все, что хотите. Удачи.
Помощь Изгоям: 26.10.2274
Слегка вздремнув (минут шестьсот...), прыгаю к заводу "Ред Рейсер", где вчера закончила путь. Чуть южнее разрушенное метро и железная дверь в Bailey"s Crossroad metro. Ныряю вглубь.
Bailey"s Crossroad metro
Подстрелила тройку гулей. Спустилась в самый низ. Полюбовалась на это:
Выбираемся на Перекресток Бейли. Почти пришли...
Защитник Моррил проведет на базу. А мы взамен поможем побить супермутантов.
И вот он, Аванпост Изгоев Братства. На этом лифте едем вниз, в пост изгоев.
Защитник Сибли ведет к Протектору Макгроу. Чувствую, что здесь что-то не так, разговоры вокруг, мягко скажу, странноваты.
Протектор Макгроу сыграть в военную игру-симулятор. О! Игра в игре! Да запросто!
Привели к специалисту Олин. Та напяливает на меня специальный костюм с нейронным интерфейсом, и я лезу в то "яйцо", что позади меня.
И я в игре! Вдвойне...
Собственно, миссия "Помощь Изгоям" выполнена. А вот теперь надо выпрыгнуть из этого дважды виртуального пространства...
Для начала предлагается очистить китайскую артиллерийскую площадку ("Орудия Анкориджа").
Рассказывать даже не интересно. Нечего. Обычный шутер, или экшн, как хотите. Тупо вперед, мочить китайских коммунистов, достичь точки лечения и пополнения амуниции.
Шла, мочила. Зашла в бункер. Надо найти сержанта Монтгомери. Т.е. следующий этап.
Вот и сержант нарисовался. С неба свалился. Не буквально, но откуда-то сверху.
Теперь надо взорвать три артиллерийских орудия.
Нашла полевой склад, а внутри кейс с документами. Вошла в китайский артиллерийский аванпост. За запертой дверью нашла еще один чемоданчик. Выход наружу - и вот они, наши пушечки.
Закладываю заряды, пушки взрываются. А я оказываюсь в бункере генерала Чейза.
Набираю команду и двигаем к Посту Прослушки. Добравшись до поста, входим внутрь. Под лестницей нашла третий кейс с документами.
Надоели эти китайские ниндзя диверсанты в стелс...
Вышли из здания. Застрелила двух замаскированных снайперов. И оп! Опять на базе.
Теперь к ангару танков Химера. Четвертый кейс в палатке китайского лагеря. Пятый - при входе в ангары танков Химера.
Взрываю обе цистерны. OK! Еще одно задание!
На базе. Теперь последнее. К Пульсационному полю.
Прикол! Вдруг нарисовалась Саммер. Глюк голимый. И куда ее теперь? Оставить здесь? Или взять повоевать? Или застрянет в симуляторе, или замочат виртуальные китайцы. Проблемка...
Оставляю Саммер на базе.
Лезу в окопы. Потом еще окопы. Потом развалины. И, наконец, Пульсационное поле. С краю, справа, дзот. В нем кнопка отключения Пульсационного поля. И седьмой чемоданчик. Шестой был в одном из окопов.
К Китайскому штабу! Вхожу. Впечатываю в генерала Цзивэя полторы обоймы из Калашникова. Докладываю генералу Чейзу. И уже в аванпосте изгоев Братства.
Осталось загадкой, где же еще три кейса... За три раза, которые я уже проходила эту миссию в Анкоридже, больше семи не находила. А, может, и нет их вовсе? Так, для прикола?..
Иду открывать оружейку VSS. Открываю. Тут начинается пальба. Изгои стреляют. И, думаете, в кого они стреляют? В меня. А, как известно по сюжету, в меня стрелять исключительно вредно для здоровья стреляющих.
И вот ваш Pip-Boy 3000 словил сигнал от изгоев. Отправляйтесь искать источник данного сигнала. Следуя за ним, вы рано или поздно наткнётесь на подъёмник и рацию. Жмите по переключателю и найденный подъёмник начнёт вас опускать на вглубь. Как окажитесь внизу, то встретите двух человек и с одним из них вам придётся побеседовать. Данного человека будут звать Защитник Сибли и он собирается вас отвести к Хранителю МакГроу. Поэтому, вам нужно пройти до комнаты управления, где и встретите Хранителя. От него вы сможете узнать, что он хочет войти в арсенал. Но чтобы попасть туда, ему необходим ваш Pip-Boy 3000, хотя и это даже ещё не всё. Необходимо ещё и пройти одну из симуляций. В данной симуляции будет происходить очень важное, давно забытое историческое событие, а именно освобождение Анкориджа, что находится на Аляске. Как закончите свой разговор, то двигайтесь к Сибли и далее с ним до симулятора. Человек по имени Олин практически вас можно сказать - заставить сесть в кресло. Теперь оденьте специально оборудованный шлем и залезьте на шезлонг данного симулятора.Анкориджские орудия
Вы окажитесь в заснеженных горах, где вам проведёт инструкции сержант по имени Бенджамин Монтгомери. Так же он вам поведает цель вашей операции. Проходите по окраинам скал и отстреливайтесь от всякой вражины. Пробирайтесь с боем до китайского артиллерийского комплекса. Далее вы пройдёте до Пещерного аванпоста и снова встретить уже знакомого сержанта. Сержант будет двигаться с вами. Как выйдите с пещер, то сразу заметите чемодан с разведанными и голодиском (таких всего десять). Двигаясь дальше, вы сможете найти ещё одни подобные вещи. Соберите их все. В конце концов, вы доберётесь до артиллерийских расчётов. Как дойдёте до них, то вам потребуется их все уничтожить. Всего их будет четыре. Для того, чтобы уничтожить все оружия, вам потребуется устанавливать бомбы в блоках управления, после чего просто отходить в безопасное укрытие. Как всё будет уничтожено, то сержант будет весьма этому рад, а ваш экран окажется белым и начнёт проходить загрузка.Прокладка дороги
Теперь вам нужно предоставить отчёт для генерала Чейза. Он находится недалеко от вас. Вам расскажут, что на момент вашего отсутствия на ваш отряд совершили нападение и один из главнокомандующих оказался убитым. Вместо него, на должность главнокомандующего ставят вас, поэтому вам выдадут броню соответствующего звания. Теперь следуйте за ним, чтобы узнать новые детали задания. После небольшой инструкции вас отошлют до лейтенанта Моргана. Он вам поведает про то, что вы сможете нанимать в свой отряд бравых ребят и поведает так же как получить новую броню. Двигайтесь дальше, вас снаружи будет ждать группа бойцов и сержант по имени Монтгомери. Он вам проведёт инструкцию о том, как правильно руководить своей группой. В мед палатке есть запись про препараты с названием "Психо", так же в арсенале вы можете взять себе подходящие пушку, но если у вас достаточный навык красноречия, тогда вы сможете договориться о том, чтобы вам выдали винтовку Гаусса. После этого, можете спокойно двигаться дальше. Вот теперь вам необходимо зачистить один из китайских постов, что занимаются прослушкой. Зачищайте и задание будет завершено.Операция Анкоридж
И вот самое основное событие всего DLC, вам необходимо вырубить импульсное поле врага. На этот раз, на задание отправится только сержант и вы, необходимо знать, что теперь бои будут весьма тяжёлыми, но вы просто обязаны дойти до отрядов а силовом снаряжении и вырубить поле над базой. После того, как вы сможете вырубить силовое поле врага, то сержант доложит штабу, что операция прошла успешно и вы можете уже совершить штурм боевой базы врага. Сначала нужно разнести турели, которые сторожат ворота к базе. Как сможете войти в сам город, тогда найдёте генерала по имени Цинвей, который сразу же покончит жизнь самоубийством. И вот на этом месте вся симуляция будет закончена. Вы будете возвращённый в свой настоящий мир. Вы теперь можете открыть двери до арсенала, где найдёте весьма крутую броню T51b, да и вообще много разнообразных вкуснятин. Путь через сугробыАнкоридж, Аляска - воют ветры, нося с собой огромные комья снега, грохочут гигантские пушки, вспахивая промерзшую землю. Китай и США бьются до последней капли крови за ценную нефть. Битва за Анкоридж - темная страница истории мира Fallout, но теперь на неё можно взглянуть. Хоть и в виртуальной реальности, и ненадолго, но мы становимся не простым солдатом, а одним из героев войны за жизненно важный нефтепровод. «Операция Анкоридж» - это одно очень большое задание, которое разместилось в собственной локации. Секретов и тайн тут выше крыши - мы разберем самые важные и полезные.
Тайный чемоданчикПоехали! Впереди - заснеженные скалы Анкориджа.
По ходу прохождения «Операции Анкоридж» вам будут попадаться чемоданчики с ценными разведданными. Большинство из них спрятано за закрытыми дверями с низкой сложностью замка - «легкий» или «очень легкий», поэтому их можно открывать даже силой. Кто и зачем разбросал секретную информацию по пути игрока (а ведь мы сражаемся даже в разные годы) - неизвестно. Известно другое: если собрать все чемоданчики, генерал Чейз выдаст уникальную способность - Covert Ops. Она улучшает умения «легкое оружие», «наука» и «взлом» на 3%. Плюсы от способности не слишком существенны, но девять очков навыков лишними все же не будут.
Всего чемоданчиков - десять штук: четыре на этапе Guns of Anchorage, а остальные на Paving the Way и Operation: Anchorage. Важно найти первую четверку до конца уровня, ведь в него уже нельзя будет вернуться.
Итак, первый чемодан найти легче всего. После того как в самом начале сержант Монтгомери уйдет, вы увидите большую черную трубу между двумя скалами. Спуститесь туда - она вовсе не скользкая. Пройдите на другой конец и вскройте дверь бункера. Внутри найдется чемоданчик. Сержант Монтгомери будет помогать в поисках - если он скажет что-то о кошачьей походке (catwalk), то вам стоит вернуться - труба осталась позади.
Сразу после первого тайника вы подойдете к мосту из силовых кабелей. На другой стороне есть потайной вход в небольшой бункер, там и лежит второй экземпляр разведданных.
Третий чемоданчик лежит у входа в артиллерийскую заставу. Вы увидите лестницу и стражника, который по ней карабкается. Разберитесь с ним и поднимайтесь - найдете китайскую винтовку около перевернутого стола, а за ней коридор, проходите туда и поворачивайте налево. Немножко слесарного мастерства и закрытая дверь распахнется, а за ней призовой чемоданчик.
Последний на этом этапе кейс можно найти, если обратить внимание на китайский танк «Химера», который будет ехать на нижней скале, за обрывом. Вы услышите комментарий сержанта Монтгомери, а через секунду войдете в комнату. Здесь находится терминал и стол, заваленный всяким барахлом. В этом же помещении есть и дверь, за которой лежит чемоданчик.
Странный пленник, не правда ли? Руки не за спиной, даже автомат оставили. Добрые китайцы.
Пятый чемодан лежит в ремонтном депо танков «Химера». Локация простая, а помещений тут всего два. Проходите за кран и сломанный танк, прямо за стеной наткнетесь на патрулирующую «Химеру». Разберитесь с ней (лучше всего помогает «Гаусс»), а потом идите в левый угол двора - там и лежит чемоданчик.
Шестой фрагмент секретных данных спокойно ждет на китайском разведывательном посту. Заходите внутрь и увидите металлическую лестницу наверх. Обойдите ступени и с обратной стороны заметите обычную полку, где вместе со всяким хламом спрятался чемоданчик.
Седьмой чемоданчик можно найти в городке шахтеров на этапе Paving the Way. Пропустить его невозможно - после короткой схватки у рельсов проходите вперед, но держитесь правого края. У подъема на скалу вы заметите развалины здания, а внутри него - деревянные коробки. На коробках слева лежат боеприпасы и взрывчатка, а справа - искомый кейс.
Восьмой чемодан обнаружить проще всего - он лежит в Ice Camp. Лагерь почти пуст - здесь нет ничего, кроме пары наблюдательных вышек и нескольких тентов. В одном из них - разведданные. Слушайте ваших спутников, если один из них скажет, что «брать тут нечего» - вы на верном пути.
Девятый чемоданчик ожидает по пути к защитному экрану. Идите по западной стороне и увидите длинную траншею. В середине этой окопы есть аптечка и пленный американский солдат. Прямо рядом с ним на бочке лежит секретный чемоданчик. Почему его оставили рядом с пленным - не понятно.
Последний кейс с данными дожидается в здании управления защитным барьером. Промахнуться невозможно - на ящиках левее главного рубильника лежит искомый предмет.
А вот тут мы приземлились. Красота.
Хитрые уловкиOperation Anchorage - не без греха. «Плохих» ошибок в дополнении не замечено (владельцам Xbox повезло куда меньше), зато есть «хорошие» - они помогают игроку стать сильнее, пусть и не слишком честным путем.
Один из таких полезных багов - «правильный» разговор с кладовщиком. Так вместо одного набора стволов, у вас будет все, что захотите. Система выдачи оружия работает по следующей схеме: вы подходите к компьютеру, выбираете набор, получаете кассету и относите ее кладовщику и получаете от него заказ. Чтобы обмануть игру выйдите из здания и выбросите все, что есть в инвентаре. Затем идите обратно к компьютеру и выбирайте другой набор - игра сообщит, что оружие изъято, но оно будет лежать там, где вы его выкинули. Повторяйте фокус до тех пор, пока не наберете все, что хочется. Использование этого способа накладывает некоторые ограничения - инвентарь может вернуться к правильному состоянию (оружие только из набора), если вы поговорите с невидимым китайским драгуном или с солдатом в силовой броне.
В дополнении есть встроенный лимит боеприпасов для каждого оружия. Ракет можно нести не больше десятка, патронов для автомата не больше пары сотен - раньше люди не были силачами и держали при себе небольшой боезапас. Дань реализму накладывает некоторые ограничения - врагов много, а патронов может и не хватить. Не беда - можно преодолеть лимит. Подойдите к точке с боеприпасами и выкидывайте все, что есть в карманах, затем используйте восстановитель. Подберите все, что на полу и выкиньте опять. Лимит увеличится и вы сможете получать от аппарата больше патронов. Самые терпеливые могут добыть теоретически бесконечное число боеприпасов.
От союзников все же есть польза - они стреляют очень точно, но гибнут в один момент.
Вдобавок к бесконечным патронам, можно набирать опыт столько раз, сколько захочется. В этапе Paving the Way можно набрать команду: робота, стрелка, ракетчика. А то и всех сразу, если хватит «командных» очков. Нам же нужен только робот - подойдет любой. Теперь набирайте как можно больше сильного оружия - гранаты, мины, ракеты и, конечно, «Гаусс». Отправляйте команду к депо «Химер», а когда перейдете в следующую локацию проверните такой фокус. Нужно встать так, чтобы робот оказался ровно между вами и сержантом Монтгомери. Это важно, ведь дальше нужно убить робота, но так, чтобы Монтгомери не кинулся атаковать его или вас. Суть бага в том, что за убийство робота вы получите опыт, а вызывать его обратно можно сколько угодно раз - стоит только подойти к сержанту Монтгомери. Вызывайте, убивайте - получайте уровни.
Самый полезны баг симуляции - «ошибка Гэри». Эта мелочь позволяет вынести из дополнения весь инвентарь. Такая возможность позволит быстро заработать очень много денег (особенно на патронах), да и винтовка «Гаусса» с бесконечной прочностью лишней не будет.
Для начала сохранитесь перед капсулой симуляции - если что-то пойдет не так, можно начать с начала.
Первый шаг - поговорите с полковником МакГравом и Олин. Получите специальный костюм, но не садитесь в кресло, а идите в закрытую комнату, где на полу валяется Гэри №23 - клон из Убежища 108. Берите труп за шкирку и тащите к комнате с симулятором. Засуньте тело в капсулу так, чтобы оно лежало прямо перед носом, когда вы будете внутри. Удостоверьтесь, что можете обыскать Гэри сразу, без поиска мышкой. Сохранитесь еще раз и отправляйтесь в Анкоридж.
Выстрел «Гаусса» разрывает буквально в клочья - жаль патронов маловато.
После прохождения всех миссий и разговора с генералом Чейзом, вас отправят обратно. Как только начнется загрузка - быстро нажимайте клавишу «Е» и сразу после загрузки откроется меню обыска. Выгружайте весь инвентарь и закрывайте меню. Игра честно отберет у вас весь инвентарь - так ей положено по алгоритму, но отбирать-то будет нечего - все предметы останутся в теле Гэри. Почти все оружие из Анкориджа (броня тоже) имеет очень большой запас прочности. Например, китайская винтовка из симуляции в 999 раз прочнее, чем обычная.
Кое-что интересное
Джентльменский набор - здоровье, патроны, ракеты, мины, гранаты и капсулы для винтовки Гаусса.
На самом деле конец трубопровода не в Анкоридже, а в городе Валдез. И хоть битва Анкориджская, но даже генерал Чейз показывает на карте Валдез. Такая вот несправедливость.
Единственный по-настоящему живой человек в симуляции - кладовщик. Все исчезают, но один он сохраняет не только себя, но и содержимое карманов.
Даже после победы в войне и финала симуляции вы будете получать сообщения о том, что сержант Монтгомери без сознания. Боевой товарищ явно сражается где-то там в потустороннем мире воображения.
Информацию можно поедать - если у вас есть способности «Каннибал» - вы можете попробовать китайцев на вкус.
Танки «Химера» - роботы. Если у персонажа есть особенность «Робототехник», то вы можете отключить их, но будьте осторожны - сверла-гусеницы все равно будут отнимать здоровье и сбивать с ног.
После первого задания в Paving the Way, вы увидите трех солдат и фотокорреспондента. Он просит их занять героическую позу. После съемки он говорит, что-то вроде «ребята, вы войдете в историю». Если взглянуть на троицу под правильным ракурсом, то явно видно, что именно они замерли в виде Анкориджского Мемориала.
По пути в Ice Camp вы можете видеть как американский солдат убивает пленных. Он стреляет из пистолета прямо в головы - это отсылка к жестокой аннексии Канады и к вступительному ролику Fallout 1.